Самые страшные авиакатастрофы мира: обзор, история и интересные факты.

Воздушный транспорт гораздо безопаснее других видов передвижения. Однако количество авиакатастроф в мире хоть и меньше численности дорожно-транспортных происшествий, но многие воздушные инциденты намного масштабнее. Как к самой катастрофе, так и к увеличению числа жертв, если трагедия уже случилась, может привести любая случайность. Неправильные действия экипажа, неисправности на борту, терроризм, неблагоприятные погодные условия - все это может стать причиной того, что происшествие попадет в список "Крупнейшие авиакатастрофы мира". Многие из них отличились огромным числом жертв.

Статистика авиакатастроф в мире

Каждые 2-3 секунды какой-то самолет взлетает или садится. За год авиатранспорт перевозит около 4,5 млрд человек, и только около 1000 из них становятся жертвами трагических происшествий. Статистика авиакатастроф в мире утверждает, что за 2014 год, например, произошло 15 аварий, в которых погибло 980 человек, в 2015-м число происшествий составило всего 5, аварии унесли жизни 478 пассажиров и членов экипажа.

«Боинг», захваченный террористами 11.09.01

В ходе скоординированных террористических актов 11 сентября 2001 года были захвачены два самолета, выполнявших внутренние рейсы. По числу жертв авиакатастрофы мира опережают именно рейсы Логан - Лос-Анджелес и Бостон - Лос-Анджелес, которые в злополучный день оказались в руках террористов.

Всего террористами было захвачено четыре самолета, но еще один «Боинг» упал на поле в Пенсильвании, не достигнув цели, другой - врезался в здание Пентагона. Самолет, который атаковал военное ведомство, стал причиной гибели примерно 64 человек из числа пассажиров и членов экипажа, еще 106 человек было ранено на земле. Другой рейс упал на поле в результате борьбы между террористами и членами экипажа совместно с пассажирами, погибших насчитывалось 44 человека. Целью этого лайнера был Белый Дом.

Рейс Логан - Лос-Анджелес террористы направили в южную башню ВТЦ. События развивались в такой последовательности:

  1. Угонщики совершили посадку на рейс около 7:30 утра, вылет был намечен на 8:00. Двое террористов разместились в первом классе, еще двое заняли места в бизнес-классе.
  2. Захват рейса произошел через полчаса после взлета. Угонщики убили командира и второго пилота, согнали бортпроводников в переднюю часть корабля.
  3. Самолет отклонился от курса, авиадиспетчеры заметили изменения и предприняли попытку связаться с пилотами.
  4. Несколько пассажиров смогли сделать звонок с захваченного воздушного судна, предоставив информацию об угонщиках и ситуации на борту.

На скорости почти в 1000 км/ч самолет врезался в южную башню ВТЦ. На борту находилось 65 человек, все они погибли. Еще около 637 человек погибли во время атаки, от взрыва, обрушения башни или пожара, а также оказались в ловушке на верхних этажах.

Второй «Боинг», атаковавший башни ВТЦ

Самолет, следовавший по маршруту Бостон - Лос-Анджелес, врезался в башню ВТЦ пятнадцатью минутами ранее. Это самая большая авиакатастрофа в мире. После захвата управления и убийства пилотов террорист пытался сделать объявление для пассажиров воздушного судна, но по ошибке связался с Бостонским центром. Он сообщил, что этот и еще несколько самолетов захвачены, и сам террорист планирует возвращаться в аэропорт. Военное ведомство получило от авиадиспетчеров информацию об угоне воздушного судна всего за девять минут до катастрофы, истребители, планировавшие перехватить самолет, поднялись в небо через семь минут после атаки ВТЦ. Все 92 человека, находившиеся на борту, погибли, также жертвами террористической атаки стали около 1000 человек на земле.

Столкновение на взлетно-посадочной полосе

Крупнейшие авиакатастрофы мира включают в себя и случай, произошедший 27 марта 1977 года. На Канарских островах столкнулись два самолета - рейсы из Лос-Анджелеса и Амстердама. Число жертв в обоих воздушных суднах составило 583 человека, еще более пятидесяти были ранены.

Незадолго до аварии в крупнейшем аэропорту на Канарских островах был совершен теракт. В зале ожидания воздушного порта взорвалась бомба, происшествие не стало причиной человеческих жертв, однако некоторые пассажиры, ожидавшие посадки на рейсы, прибывшие и встречающие получили ранения. Администрацией аэропорта было принято решение временно прекратить прием самолетов, так что все рейсы теперь направлялись в Лос-Родеос.

Небольшой аэропорт оказался перегружен. К неблагоприятной ситуации добавились еще и погодные условия, а также неработающие огни, отмечающие границы взлетной полосы. Кроме того, появились проблемы коммуникации - авиадиспетчер говорил с сильным испанским акцентом, пилоты перебивали друг друга. Столкновение произошло нос в нос.

В результате происшествия одной из основных причин которого стало недопонимание между диспетчером и пилотами, Международная организация гражданской авиации разработала единый стандарт фраз, чтобы количество авиакатастроф мира не увеличивалось за счет неверной интерпретации слов экипажа.

Авиакатастрофа недалеко от Токио

Крупнейшая катастрофа одного самолета произошла в 1985 году в 112 километрах от Токио. Эта и другие - очень известные авиакатастрофы мира. Список пополнился, а это происшествие поместили на четвертое место после атаки башен ВТЦ двумя самолетами, а также инцидента на Канарских островах. В результате авиакатастрофы погибли 520 человек, однако такого большого числа жертв можно было бы избежать.

Через двенадцать минут после взлета оторвался хвостовой стабилизатор, в течение получаса экипаж удерживал воздушное судно в воздухе, но потом самолет врезался в гору. Неизвестно, сколько конкретно пассажиров и членов экипажа погибло непосредственно при падении и ударе об землю. При своевременном начале спасательной операции выжило бы больше людей. Это установило расследование.

Сроки начала поиска выживших затянулись по причине конкуренции между многочисленными службами спасения Японии. Команда спасателей прибыла на место катастрофы только через половину суток после происшествия. Живыми удалось обнаружить только двух женщин и двух девочек, которых немедленно доставили в госпиталь. Кроме того, медики установили, что некоторые пассажиры оставались живы в течение 10 часов после крушения самолета.

Столкновение в воздухе над Чархи Дадри

Страшные авиакатастрофы мира пополнились еще одним происшествием 12 ноября 1996 года. Тогда в воздухе над индийским городом столкнулись два самолета, общее число погибших составило 349 человек. Причинами катастрофы (а это самая крупная авиакатастрофа в мире среди столкновений в воздухе), признали плохое знание английского языка членами экипажа, что создало трудности при общении с диспетчером, неверное понимание команд, отсутствие стандартной фразеологии, неудовлетворительное выполнение экипажем своих обязанностей, недостаточный профессионализм. Кроме того, среди причин трагедии числятся наличие лишь одного воздушного коридора на этом участке пути, отсутствие навигационной системы на обоих самолетах и радиолокатора в аэропорту Дели.

Катастрофа Turkish Airlines под Парижем

Самые страшные авиакатастрофы мира включают в себя происшествие с самолетом турецких авиалиний недалеко от Парижа. Авиалайнер, летевший из Стамбула в Лондон через Париж, через несколько минут после взлета перешел в пикирование по причине открытия грузового отсека и декомпрессии. Причиной катастрофы стала техническая неисправность воздушного судна.

В результате происшествия погибло 346 человек. При крушении не возникло даже пожара. Самолет буквально прорубил лесополосу, разрушился на мелкие обломки. Из всех погибших визуально опознать удалось лишь 40 человек.

Террористический акт в 176 км от Корка

Крупнейшие авиакатастрофы мира часто случаются вследствие террористических атак. Таким случаем стало и крушение под Корком (по сути - в нейтральных водах мирового океана). В 1985 году в самолете, следовавшем по маршруту Монреаль - Бомбей через Лондон, прогремел взрыв в грузовом отсеке. Пилоты даже не успели подать сигнал бедствия, как самолет был разрушен. Погибли все, находившиеся на борту, т. е. 307 человек.

Катастрофе предшествовал еще один теракт, который можно признать несостоявшимся. В самолете, приземлившемся в Токио, произошел взрыв, когда пассажиры уже прошли в здание аэропорта, а грузчики работали в грузовом отсеке. Погибло два человека из обслуживающего персонала аэропорта. Если бы взрыв состоялся на час раньше, погибнуть могли все 390 человек, летевшие из Ванкувера в Токио.

Возгорание на борту L-1011 в Эр-Рияде

Самые страшные катастрофы мира включают в себя происшествие 1980 года в Эр-Рияде, крупнейшем аэропорту Саудовской Аравии. Через несколько минут после взлета начался пожар, и пилоты запросили аварийную посадку. Экипаж получил разрешение, и самолет успешно приземлился в аэропорту отправления.

Однако наземные службы спасения не спешили начинать спасательную операцию. Сотрудники аэропорта не смогли быстро открыть аварийные и основные выходы, потому как им понадобилось время, чтобы разобраться с инструкцией на английском языке. После открытия выходов пламя распространилось по всему салону, а через пять минут пожар был ликвидирован. Погибли все пассажиры и члены экипажа самолета.

Крушение малазийского «Боинга» над Донецком

Авиакатастрофы последних лет в мире отметились исключительным происшествием, которое случилось в 2014 году над зоной боевых действий между Украиной и ДНР/ЛНР. Малазийский «Боинг», пролетавший над так называемой серой зоной - территорией между двумя фронтами, - предположительно был сбит из СЗК «Бук». Авиакатастрофы мира, происходившие с 2001 года, пополнились крупнейшим по числу жертв происшествием.

Лайнер рухнул неподалеку от Тореза Донецкой области. Приезд экспертной группы для расследования крушения затянулся, да и после прибытия международных экспертов их работа была осложнена непрекращающимися военными действиями. Результаты расследования выявили, что самолет действительно был сбит ракетой. В катастрофе погибли 298 человек.

Катастрофа грузового АН-32Б в Заире

Российский грузовой самолет, совершавший внутренний рейс в Заире в 1996 году, не смог взлететь и выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Совсем рядом с ВПП находился рынок, в который и врезался самолет. Авария произошла по причине перегрузки самолета, а также вследствие ошибки экипажа. В результате инцидента погибли 298 человек на земле, один из которых находился в самолете - происшествие попало в список «Самые страшные авиакатастрофы мира». Среди погибших числятся преимущественно женщины и дети. Расправы толпы над экипажем самолета удалось избежать только вследствие скоординированных действий полиции.

Как бы далеко ни шагал научно-технический прогресс, катастрофы случались, случаются и, наверное, долго еще будут случаться. Некоторых из них можно было избежать, но большинство самых страшных событий в мире были неизбежны, потому что произошли по воле матушки-природы.

Самая ужасная авиакатастрофа

Столкновение двух “Боингов” 747

Человечеству неизвестно более страшной авиакатастрофы, чем та, которая произошла 27 марта 1977 года на острове Тенериф, относящемуся к Канарской группе. В этот день в аэропорте Лос-Родео произошло столкновение двух “Боингов”-747, один из которых принадлежал компании «КЛМ», другой – “Пан Американ”. Эта страшная трагедия унесла 583 жизни. Причинами, которые привели к этой беде, является роковое и парадоксальное стечение обстоятельств.


Лос-Родеосский аэропорт этим злополучным воскресеньем был серьезно перегружен. Диспетчер говорил с сильным испанским акцентом, к тому же радиосвязь страдала от серьезных помех. Из-за этого командир “Боинга” «КЛМ» неправильно истолковал команду прервать полет, что стало роковой причиной столкновения двух маневрировавших самолетов.


Лишь немногим пассажирам удалось спастись через пробоины, образовавшиеся в самолете “Пан Американ”. У другого “Боинга» отпали крылья и хвост, что привело к падению в ста пятидесяти метрах от места аварии, после чего его тянуло еще триста метров. Обе летающие машины загорелись.


На борту “Боинга” «КЛМ» находилось 248 пассажиров, ни один из которых не выжил. Самолет “Пан Американ” стал местом гибели 335 человек, среди которых весь экипаж, а также знаменитая модель и актриса Ив Мейер.

Страшнейшая из техногенных катастроф

Шестого июля 1988 г. в Северном море случилась самая страшная из всех катастроф, известных истории нефтедобычи. Она произошла на нефтяной платформе «Ріper Alpha», которую построили в 1976 году. Число жертв составило 167 человек, компания понесла убыток около трех с половиной миллиардов долларов.


Самое обидное, что количество жертв могло бы быть намного меньше, если бы не обычная человеческая глупость. Произошла большая утечка газа, за нею последовал взрыв. Но вместо того чтобы сразу после начала аварии остановить подачу нефти, обслуживающий персонал ждал команды руководства.


Отсчет шел на минуты, и вскоре вся платформа корпорации «Occidental Petroleum» была охвачена огнем, загорелись даже жилые помещения. Те, кто мог бы выжить после взрывной волны, сгорели заживо. Выжили только успевшие прыгнуть в воду.

Самая ужасная авария на воде

Когда затрагивается тема трагедий на воде, невольно вспоминается фильм «Титаник». Тем более, что такая катастрофа действительно была. Но это кораблекрушение не самое страшное в истории человечества.


Вильгельм Густлофф

Самой большой катастрофой, произошедшей на воде, по праву принято считать потопление германского корабля «Вильгельм Густлофф». Трагедия произошла 30 января 1945 г. Ее виновником была подлодка Советского Союза, которая подбила теплоход, вмещавший практически 9000 пассажиров.


Этот, на то время совершенный продукт кораблестроения, был сделан в 1938 году. Он казался непотопляемым и вмещал 9 палуб, рестораны, зимний сад, климатконтроль, спортзалы, театры, танцевальные площадки, бассейны, церковь и даже комнаты Гитлера.


Его длина составляла более двухсот метров, он мог проплыть полпланеты без заправки. Гениальное творение не могло затонуть без постороннего вмешательства. И оно произошло в лице экипажа подводной лодки С-13, которой командовал А. И. Маринеско. В легендарный корабль были выпущены три торпеды. За считанные минуты он оказался в пучине вод Балтийского моря. Погибли все члены экипажа, среди которых около 8000 представителей немецкой военной элиты, эвакуировавшиеся из Данцига.

Крушение “Вильгельма Густлоффа” (видео)

Наибольшая трагедия экологического характера


Усохшее Аральское море

Среди всех экологических катастроф ведущее место занимает усыхание Аральского моря. В свои лучшие времена оно было на четвертом месте по величине среди всех озер мира.


Катастрофа произошла из-за неразумного использования воды, которой поливали сады и поля. Усыхание происходило из-за необдуманных политических амбиций и действий лидеров тех времен.


Постепенно линия берега отодвинулась далеко вглубь моря, что привело к вымиранию большинства видов флоры и фауны. Кроме этого, начали учащаться засухи, климат существенно поменялся, судоходство стало невозможным, а больше шестидесяти человек остались без работы.

Куда исчезло Аральское море: странные символы на высохшем дне (ВИДЕО)

Ядерная катастрофа


Что может быть страшнее ядерной катастрофы? Безжизненные километры зоны отчуждения Чернобыльского региона – и есть воплощение этих страхов. Авария произошла в 1986 году, когда ранним апрельским утром взорвался один из энергоблоков Чернобыльской АЭС.


Чернобыль 1986

Эта трагедия унесла несколько сотен жизней эвакуаторов, тысячи умерли на протяжении десяти последующих лет. А сколько людей вынуждены были оставить свои жилища, одному Богу известно…


Дети этих людей до сих пор рождаются с аномалиями развития. Атмосфера, земля и вода вокруг атомной электростанции загрязнены радиоактивными веществами.


Уровень радиации в этом регионе до сих пор в тысячи раз превышает норму. Сколько времени должно пройти, чтобы в этих местах могли поселиться люди, никто не знает. Масштабы этого бедствия до сих пор до конца неизвестны.

Авария на ЧАЭС 1986: Чернобыль, Припять – ликвидация (ВИДЕО)

Катастрофа над Черным морем: Ту-154 Министерства обороны РФ потерпел крушение


Крушение Ту-154 Министерства обороны РФ

Не так давно произошла катастрофа самолета Ту-154 Минобороны РФ, направлявшегося в Сирию. Она унесла жизни 64 талантливых артистов ансамбля имени Александрова, девяти известных ведущих телеканалов, главы благотворительной организации – знаменитой Доктора Лизы, восьми военных, двоих госслужащих, всех членов экипажа. Всего в этой страшной авиакатастрофе погибло 92 человека.


Этим трагическим утром в декабре 2016 года самолет дозаправился в Адлере, но неожиданно разбился сразу после взлета. Расследование велось долго, ведь необходимо было знать, какова причина катастрофы Ту-154.


Комиссия, расследовавшая причины аварии, среди обстоятельств, приведших к катастрофе, назвала перегрузку самолета, усталость экипажа и низкий профессиональный уровень подготовки и организации полета.

Результаты расследования катастрофы Ту-154 Министерства обороны России (ВИДЕО)

Подводная лодка «Курск»


Подводная лодка «Курск»

Крушение российской атомной подлодки «Курск», в котором погибли 118 людей, находившихся на ее борту, произошло в 2000 г. в Баренцевом море. Это вторая по масштабности авария в истории подводного флота РФ после катастрофы на Б-37.


12 августа, как и планировалось, началась подготовка к учебным атакам. Последние письменно подтвержденные действия на лодке зафиксированы в 11.15.


За несколько часов до трагедии командиру экипажа было доложено о хлопке, на что он не обратил внимания. Затем лодку сильно тряхнуло, что связали с включением антенны станции радиолокационного назначения. После этого капитан лодки больше не выходил на связь. В 23.00 обстановка на подводной лодке объявлена, как аварийная, о чем было доложено руководству флота и страны. Утром следующего дня в результате поисковых работ «Курск» был найден на дне моря на глубине 108 м.


Официальной версией причины трагедии назван взрыв учебной торпеды, который произошел в результате утечки топлива.

Подлодка Курск: что случилось на самом деле? (ВИДЕО)

Крушение корабля «Адмирал Нахимов»

Крушение пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» произошло в августе 1981 г. вблизи Новороссийска. На борту корабля находились 1234 человека, 423 из которых в тот злосчастный день расстались с жизнью. Известно, что на этот рейс опоздали Владимир Винокур и Лев Лещенко.


В 23:12 пароход столкнулся с сухогрузом «Петр Васев», вследствие чего был затоплен электрогенератор и на «Нахимове» пропал свет. Судно стало неуправляемым и продолжало по инерции двигаться вперед. В результате столкновения в правом борту образовалась пробоина до восьмидесяти квадратных метров. Среди пассажиров началась паника, многие перелезли на левый борт и таким образом спустились на воду.


В воде оказалось почти тысяча человек, которые к тому же еще и перепачкались мазутом и краской. Спустя восемь минут после столкновения пароход затонул.

Пароход Адмирал Нахимов: крушение корабля – Русский Титаник (ВИДЕО)

Нефтяная платформа, взорвавшаяся в Мексиканском заливе


Самые страшные экологические катастрофы мира в 2010 году пополнились еще одной, случившейся в Мексиканском заливе в восьмидесяти км от Луизианы. Эта одна из самых опасных для экологии аварий техногенного характера. Случилась она 20 апреля на нефтеплатформе «Deepwater Horizon».


В результате разрыва труб в Мексиканский залив вылилось порядка пяти млн., баррелей нефти.


В заливе образовалось пятно размером 75000 кв. км, что составило пять процентов всей его площади. Катастрофа лишила жизни 11 человек, 17 получили увечья.

Катастрофа в Мексиканском заливе (ВИДЕО)

Крушение «Concordia»


Четырнадцатого января 2012 г. список страшнейших происшествий в мире пополнился еще одним. Возле итальянской Тосканы круизный лайнер «Коста Конкордия» напоролся на выступ скалы, в результате чего у него образовалась пробоина размером в семьдесят метров. В это время большинство пассажиров находились в ресторане.


Правый бок лайнера начал погружение в воду, затем его выбросило на отмель через 1 км от места крушения. На корабле находилось более 4000 людей, которых эвакуировали всю ночь, но спасти удалось не всех: 32 человека все же погибли и сто пострадали.

Costa Concordia – крушение глазами очевидцев (ВИДЕО)

Извержение Кракатау в 1883 году

Природные катастрофы показывают, как ничтожны и беспомощны мы перед явлениями природы. Но все самые страшные катастрофы в мире – ничто в сравнении с извержением вулкана Кракатау, которое произошло в 1883 году.


Двадцатого мая над вулканом Кракатау можно было увидеть большой дымовой столб. В этот момент даже на расстоянии 160 километров от него задрожали окна домов. Все ближайшие острова покрылись толстым слоем пыли и пемзы.


Извержения продолжались вплоть до 27 августа. Последний взрыв стал кульминацией, в результате которой прошли звуковые волны, несколько раз обогнувшие всю планету. На плывших в Зондском проливе кораблях в этот момент перестали правильно показывать компасы.


Эти взрывы привели к погружению под воду всей северной части острова. Морское дно в результате извержений приподнялось. Много пепла из вулкана оставалось в атмосфере еще на протяжении двух-трех лет.

Цунами, высота которого составила тридцать метров, смыло около трехсот поселений, унесло жизни 36000 людей.

Самое мощное Извержение Вулкана Кракатау (ВИДЕО)

Землетрясение в Спитаке в 1988


Седьмого декабря 1988 года список «Лучшие катастрофы в мире» пополнился еще одной, произошедшей в армянском Спитаке. В этот трагичный день подземные толчки буквально за полминуты «стерли» с лица земли этот город, до неузнаваемости разрушили Ленинакан, Степанаван и Кировакан. Всего пострадали двадцать один город и триста пятьдесят сел.


В самом Спитаке землетрясение имело силу в десять баллов, на Ленинакан обрушилось девятибальная, а на Кировакан – восьмибальная, практически всю остальную часть Армении – шестибальная стихия. Сейсмологи подсчитали, что во время этого землетрясения высвободилась энергия, соответствующая силе десяти взорвавшихся атомных бомб. Волну, которую вызвала эта трагедия, зафиксировали научные лаборатории практически всего мира.


Эта природная катастрофа 25000 человек лишила жизни, 140000 – здоровья, а 514000 – крыши над головой. Сорок процентов промышленности республики вышло из строя, разрушены школы, больницы, театры, музеи, дома культуры, автомобильные и железные дороги.


На помощь были призваны военные, медики, общественные деятели всей страны и зарубежья, как ближнего, так и дальнего. Активно собиралась гуманитарная помощь по всему миру. По всей пострадавшей от трагедии территории были развернуты палатки, полевые кухни и медпункты.


Самое печальное и поучительное в этой ситуации то, что масштабы и жертвы этой страшной беды могли бы быть во много раз меньше, если бы сейсмическая активность данного региона была принята во внимание и все строения были возведены с учетом этих особенностей. Неподготовленность спасательных служб также внесли свою лепту.

Трагические дни: землетрясение в Спитаке (ВИДЕО)

Цунами в 2004 году Индийский океан – Индонезия, Таиланд, Шри-Ланка


В декабре 2004 года на побережья Индонезии, Таиланда, Шри-Ланки, Индии и других стран обрушилось разрушительное цунами страшной силы, вызванное подводным землетрясением. Огромные волны опустошило эту местность и принесли смерть 200000 человек. Самое обидное, что большинство погибших дети, так как в этом регионе высокая пропорция детей на количество населения, к тому же дети физически слабее и меньше, чем взрослый человек, способны сопротивляться воде.


Наибольшие потери понесла провинция Ачех в Индонезии. Там разрушены практически все постройки, погибли 168000 людей.


В географическом плане это землетрясение было просто огромным. Сдвинулось до 1200 километров породы. Сдвиг происходил двухфазно с интервалом две-три минуты.


Количество жертв оказалось так велико, потому что по всему побережью Индийского океана не было общей системы оповещения.


Нет ничего страшнее бедствий и трагедий, которые лишают людей жизни, крова, здоровья, разрушают промышленность и все, над чем человек трудился долгие годы. Но часто выясняется, количество жертв и разрушений в таких ситуациях могло быть намного меньшим, если бы все относились добросовестно к своим профессиональным обязанностям, в некоторых случаях необходимо было заранее предусмотреть план эвакуации и систему оповещения местных жителей. Будем надеяться, что в будущем человечество найдет способ, как избежать таких страшных трагедий или уменьшить урон от них.

Цунами в Индонезии 2004 год (ВИДЕО)


Человек всегда мечтал о полете в небо. Древнегреческие мифы рассказывают о том, что Дедал и его сын Икар взлетели в небо с помощью крыльев, которые были сделаны из перьев, воска и ниток.

А величайший учёный, изобретатель и художник Леонардо до Винчи когда-то создал эскизы необычного летательного аппарата. Он должен был с помощью сил мускулов человека взлететь в бескрайнее небо.

Люди давно пытались создать такие летающие аппараты. И создали...

История мировых авиакатастроф

Самые первые полеты в небе начались в конце XIX века. Тогда же и было положено началу статистики мировых авиакатастроф. В процессе развития перелетов на самолетах (грузовых, пассажирских) авиакатастрофы мира стали происходить все чаще и чаще. Статистика крушений их неимоверно росла до 1970 года. И именно 70-е годы являются пиком страшных трагедий в небе.

В дальнейшем, в связи с ростом современных технологий, усовершенствованием авиационной техники и ужесточением требований и правил к безопасности полетов к 80-м годам стало происходить снижение количества аварий с самолетами. Наблюдается динамика снижения числа авиакатастроф с 616, с 15 689 погибшими, в 70-е годы до более 300 катастроф с 8000 погибшими в 2000-е.

Авиакатастрофы мира, их география

По географическому положению в этой ужасно печальной статистике катастроф занимает США. По известной информации Aviation Safety Network, в этой стране с 1945 года по нынешний день потерпело крушение огромное количество пассажирских самолетов - более 630. При этих авариях погибло более 9000 человек.

Россия, к сожалению, занимает в этой статистике второе место. С 1945 года на территории СССР тех времен и России современной произошло более 200 катастроф в небе. При этом более 5000 погибших.

3-е место - за Колумбией.

Самое маленькое количество авиакатастроф - в Эквадоре.

Статистика распределения авиакатастроф последних лет по странам

В 1977 году отмечен мировой рекорд по количеству жертв в авиакатастрофе. В районе Тенерифа неожиданно столкнулись два лайнера "Боинг-747" известных авиакомпаний "Пан-Америка" и КЛМ. Тогда жертвами стали 583 человека.

Общее количество авиакатастроф в мире неуклонно растет.

Самой опасной авиакомпанией мира, по информации "Актуальная безопасность" (шведский журнал), является советский “Аэрофлот”. По их данным, статистика авиакатастроф в мире демонстрирует, что на 1 миллион перелетов “Аэрофлота” насчитывается более 18 катастроф. Второе место в этом печальном списке занимает авиакомпании Тайваня - более 11 катастроф на миллион вылетов. Третье место за Египтом (более 11), Затем - Индия (более 10), Турция, Китай, Филиппины, Южная Корея и Польша - на 41 миллион полетов более 6 катастроф. Самая безопасная - компания -South-West (Америка). На 1 млн 800 тысяч полетов лайнеров данной компании не случилось ни одной катастрофы.

Крупнейшие авиакатастрофы мира по количеству жертв

Название самолета

Год катастрофы

Место катастрофы

Число жертв

Страна, владелец авиалайнера

Причины катастрофы

Канарские острова

Нидерланды, США

Неправильный прием экипажем команды диспетчера

Недостаточно качественный ремонт авиалайнера (технические неполадки)

Казахстан, Саудовская Аравия

Столкновение двух самолетов в воздухе

Открытие люка в грузовом отсеке

Атлантика

Террористический акт

В связи с условиями плохой видимостью столкновение с землей

Не определено

Ньюфауленд

Привзлете произошла потеря скорости

Антарктида

Новая Зеландия

Падение на землю

Непредвиденное возгорание в воздухе

Данная таблица представляет самые страшные авиакатастрофы мира.

Описание некоторых авиакатастроф

В марте 1974 года после открытия грузового отсека французский DC-10 авиакомпании THY Turkish Airlines разбился в лесу. Всего - 346 погибших.

В марте 1977 года при столкновении Boeing 747-206B (KLM) с Boeing 747-121 (Pan Am) разбились на Канарских островах в Тенерифе. 583 погибших (самая крупная авиакатастрофа в мире в воздухе).

В мае 1979 года в связи с повреждением гидравлической системы самолет DC-10 (American Airlines) рухнул в районе Чикаго. Погибло 273 человека.

В августе 1980 года после совершения аварийной посадки сгорел самолет L-1011-200 Tristar (Саудовский) в Саудовской Аравии (Эр-Рияд). 301 человек погиб.

В июне 1985 года в уничтожен самолет Boeing 747-237В авиакомпании Air India после взрыва террористов. Погибло 329 человек.

В июле 1988 года был по нелепой ошибке сбит военной ракетой с корабля Vincennes (Америка) (Iran Air). Это произошло в Персидском заливе. 290 людей погибших.

В августе 1985 года в Токио врезался в гору Boeing 747SR (Japan Airlines). Удивительно, но тогда выжило четверо. Погибло 520 человек.

В ноябре 1996 года в г. Чархи-Дадри (Индия) произошло еще одно столкновение Boeing 747-168B (компания Saudi Arabian Airlines) с казахстанским самолетом Ил-76ТД. Всего погибло тогда 349 человек.

В январе 1996 года на городской рынок Киншаса в Заире упал перегруженный Ант-32. Более 297 погибших. Выжили 4 человека из экипажа (всего членов экипажа 5).

Совсем недавно, 17 июля 2014 года, на украинской территории (в 60 километрах от границы с Россией) произошла еще одна ужасная трагедия - потерпел катастрофу (был сбит военными) авиалайнер «Боинг-777» («Малазийские авиалинии»). Погибло 295 пассажиров (среди них 80 детей) и весь экипаж (15 человек). До сих пор истинная причина произошедшей трагедии официально не выяснена.

Гибель руководителей государств в авиационных катастрофах

Авиакатастрофы мира происходят в самых неожиданных местах, по разным причинам, и гибнут в них люди самых различных статусов в обществе.

Руководители всех стран, как правило, используют в качестве передвижения авиалайнеры в связи с экономией времени. Используются для этого самые современные и, казалось бы, очень надежные в плане безопасности суда. Однако непредвиденный отказ техники или просто человеческий фактор и в данных случаях могут стать причиной крушения самолетов. Вот некоторые авиакатастрофы мира, в которых погибли первые государственные лица:

В 2010 году — Лех Качиньский (президент Польши) с супругой, военных людей из высшего командования Польши и др. политические деятели погибли в катастрофе Ту-154 под Смоленском.

В 2004 году — Борис Трайковский (президент Македонии) погиб в катастрофе в Боснии.

В 2001 году — Суданское военное руководство погибло на юге страны.

В 1988 году — погиб Мухаммед Зия-уль-Хак, являвшийся президентом Пакистана. Трагедия произошла над городом Лахор, Пакистан (возможно, в результате теракта).

В 1986 году — Самора Машел (президент Мозамбика) погиб в Южной Африке в авиакатастрофе.

В 1981 году — погиб Хайме Рольдос Агилера, являющийся президентом Эквадора. Произошло крушение самолета в горах Уайрапунга Эквадора.

В 1969 году — Рене Барьентос Ортуньо погиб в Арке (Боливия).

В 1966 году — Абдул Салам Ареф (президент Ирака) на юге Ирака.

В 1961 году — погиб Даг Хаммаршёльд (Генеральный секретарь ООН) в Северной Родезии (сейчас Замбия).

В 1957 году — Рамон Магсайсай в результате очередной катастрофы погиб в муниципалитете Баламбан (Филиппины).

Еще многими известными именами можно пополнить списки погибших из числа государственных деятелей малых и больших стран мира. Есть среди них и загадочные авиакатастрофы мира, в основном те, причины которых до сих пор остались не выясненными. К ним можно отнести и авиакатастрофу, которая произошла в Панаме. В 1981 году Омар Торрихос - генерал, руководитель Панамы, погиб при загадочных обстоятельствах.

Статистические данные по Российским Авиакомпаниям

В последнее время практически все российские авиакомпании при покупке отдают предпочтение иностранным (уже подержанным) самолетам, а не новым российским. А как известно, управление импортной современной техникой, оснащенной электроникой, сильно отличается от управления отечественными самолетами. Соответственно, возрастает и риск возникновения, опять же, просто «человеческого фактора».

Итак, на счету компании «Россия» 184 человеческие жизни, авиакомпании «Владивосток-Авиа» — 145, у компании «КрасЭйр» — 29, и на счету «Тюменских авиалиний» — 5. При этом очень радует наличие авиакомпаний, проработавших на сегодня без жертв: «Трансэро», «Уральские авиалинии» и «Домодедовские авиалинии».

Статистические данные по рейтингу лайнеров

Модель лайнера

Количество полетов, млн

Погибших при катастрофах в среднем, %

Количество крушений

Boeing 737-300/400/500 0

Airbus A320/319/321

Boeing 737-600/700/800/900

Из выше представленной информации можно сделать вывод, что Boeing 777 является на сегодня самым надежным типом авиалайнера.

Основные причины авиакатастроф

Каждый год черный ужасающе-трагический список мировых авиакатастроф пополняется. Довольно часто причины этих трагедий остаются не выясненными до конца. Очень часты и непредсказуемы авиакатастрофы мира. Расследование иногда заходит в тупик. Даже волшебные часто не могут прояснить причину некоторых катастроф, произошедших в воздушном пространстве.

Основные причины современных авиационных катастроф: технические неполадки (отказ технических устройств, мелкие неполадки), ошибки авиадиспетчеров, пилотов и прочего персонала (человеческий фактор), международный терроризм, боевые действия, нелепые роковые случайности (ошибки военных ПВО, грозы-молнии, даже столкновения с птицами и т. п.).

Самой главной причиной произошедших авиакатастроф является тот самый злополучный человеческий фактор. В практике всего мира на него приходится почти 70% всех крушений самолетов.

И все же, несмотря на то, что авиакатастрофы ужасны и каждый раз вызывают очень болезненную реакцию всей мировой общественности, авиация остается одним из наиболее надежных и безопасных из всех видов существующего транспорта.

Пока мир ждет, затаив дыхание, информацию о том, что произошло с малайзийским Рейсом MH370, стоит помнить, что путешествие по воздуху остается самым безопасным видом транспорта. Хотя крупные аварии очень редки, они чаще всего смертельны, что и привлекают всеобщее внимание и международную огласку. В этой подборке собрана информация по 10 самым масштабным авиакатастрофам за всю историю авиаперевозок.

Рейс 191 American Airlines (273 жертвы)

Этот внутренний рейс из Чикаго до Лос-Анджелеса в 1979 так и не добрался до своего места назначения, рухнув сразу после того, как взлетел из аэропорта O"Hare International. Из-за плохого обслуживания отказал один из двигателей лайнера Макдоннел Дуглас ДС-10 и буквально оторвался от крыла, серьезно повредив его. Несмотря на возможность управлять самолетом, пилоты не сориентировались и быстро потеряли контроль, самолет накренился и рухнул неподалеку от взлетно-посадочной полосы, погибло 273 человека.

Иранские ВВС 15-2280 (275 жертв)

В феврале 2003 потерпел крушение самолет Ил-76МД, которым управляли иранские Военно-воздушные силы. Самолет осуществлял переброску членов Революционной Охраны, когда врезался в горы в 22 милях к юго-востоку от Кермана, Иран. Из-за военного характера полета было трудно получить точную информацию от Ирана, потому деталей известно очень мало. Официальное сообщение об инциденте отмечает, что был сильный ветер и туман во время катастрофы. Реальные причины трагедии не известны, хотя террористическая группировка "Бригады Абу Бакра" взяла за себя ответственность за эту аварию.


Рейс Iran Air-655 (IR655)

В июле 1988, Аэробус A300 совершал рейс от Тегерана до Дубая над Персидским заливом и был сбит в иранском воздушном пространстве ракетами земля-воздух, запущенными американским военным кораблем США крейсером Винсенн. Американское правительство утверждает, что экипаж судна неправильно идентифицировал самолет, как военный иранский Tomcat F-14, проигнорировавший просьбы изменить курс. Эти запросы были переданы на военных радио-каналах, которые гражданский лайнер был неспособен получить. Соединенные Штаты заплатили $61.8 миллиона в качестве компенсаций семьям 290 иранских жертв в 1996, хотя при этом не принесли никаких извинений и не признали своей вины в случившемся.


Катастрофа L-1011, рейс 163 (301 жертва)

После остановки в Эр-Рияде, при перелете из Карачи, Пакистан, этот саудовский самолет взлетел 19 августа 1980 на пути к его заключительному месту назначения, Джидде. Всего спустя семь минут после взлета, команда получила сигнал о пожаре в грузовом отсеке. После объявления чрезвычайной ситуации и возвращения к аэропорту Эр-Рияда, самолет приземлился успешно, но не остановился на взлетно-посадочной полосе, где ожидали пожарные команды. По неизвестной причине двигатели не были немедленно выключены и самолет ушел далеко от спасателей, экстренная эвакуация так и не состоялась. Спасатели не рискнули приблизиться к самолету из страха взрыва, беспомощно наблюдая за пожаром. Спустя 23 минуты после того, как двигатели были заглушены, самолет вспыхнул пламенем. Все пассажиры и команда на борту умерли от ожогов или удушья.

Рейс Air India 182 (329 жертвы)

В июне 1985 года на высоте в 9,5 километров над Атлантикой, в ирландском воздушном пространстве,взорвалась бомба, заложенная канадскими сикхскими бойцами в багаже Боинга 747. Направляющийся в Индию через Лондон самолет был мгновенно уничтожен, тела и обломки были найдены в море к югу от Ирландии. Большинство пассажиров на борту было канадцами. Эта катастрофа стала самым большим массовым убийством в канадской истории.


Рейс 981 Turkish Airlines (346 жертв)

Известная, как авиакатастрофа в Эрменонвилле, по названию леса, в котором DC-10 приземлился, эта трагедия произошла в марте 1974 и стала самой смертельной во Франции. После вылета из Стамбула самолет спокойно летел к Парижу, откуда должен был вылететь в лондонский Хитроу. Вскоре после взлета из Парижа неправильно зафиксированный грузовой люк с задней стороны самолета не выдержал нагрузки и открылся, вызвав быструю декомпрессию и повреждение систем управления самолета. Всего 72 секунды спустя, самолет рухнул в лес.


Катастрофа над Чархи-Дадри (349 жертв)

В 1996 Боинг 747-100B Саудовских Авиалиний и Ил-76 Авиалиний Казахстана столкнулась в воздушном пространстве приблизительно в 60 милях к западу от Дели, Индия. После спуска с 15,000 до 14,000 футов без разрешения, хвост казахстанского самолета протаранил левое крыло и стабилизатор Боинга, и оба самолета рухнули. Ильюшин остался неповрежденным но потерял контроль, а Боинг распался на части еще в воздухе. Никто не остался в живых - пассажиры и экипаж обоих лайнеров погибли.

Рейс 123 Японских Авиалиний (520 жертв)

Всего спустя 12 минут после взлета 12 августа 1985, Боинг 747 Японских Авиалиний испытал механические неполадки при полете из Токио к Осаке, Япония. У самолета оторвался киль, и после 32 минут попыток стабилизировать ситуацию, самолет в конечном счете полностью вышел из-под контроля, стал резко менять высоту и кренится. В конечном счете, он задел горный хребет Такамагахара прежде, чем столкнуться со вторым горным хребтом и упал на спину. 520 человек на борту погибли, и лишь 4 удалось выжить.

Катастрофа в аэропорту Тенерифе (583 жертвы)

Самая жуткая авария в истории гражданской авиации, когда два Boeing 747 потерпели крушение на взлетно-посадочной полосе в Аэропорту Лос-Родеос на испанском острове Тенерифе в марте 1977. Самолет KLM попытался перелететь в густом тумане рейс Pan Am, который двигался ему на встречу и не успел уйти с рулежной дорожки. Все пассажиры и команда борта KLM погибли и только 61 из 396 пассажиров Pan Am выжил. Эти два самолета вообще не должны были оказаться в аэропорту Тенерифе, но были перенаправлены сюда из аэропорта Лас-Пальма после теракта в Гран-Канарии.


Теракт 9/11 в Нью-Йорке (более 5 000 погибших)
Нападения Аль-Каиды на США в 2001 не нуждаются в долгом объяснении. Безусловно, самая смертельная авиакатастрофа из случившихся когда-либо (хотя это был преднамеренный акт, а не несчастный случай, потому и не упоминается в некоторых подобных списках). 157 человек погибло на борту двух самолетов, которые врезались во Всемирный торговый центр, в то время как несколько тысяч человек погибло в самих башнях и на земле.



gastroguru © 2017