Церковный Православный праздник августа. Что нельзя делать в этот день

1 августа по старому стилю (14 августа н. ст.) Церковь отмечает три праздника.

Первый из них – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник является главной памятью дня. Он имеет византийские корни. История повествует о том, что в южной стране – Византийской империи (и особенно в многолюдном Константинополе) – как раз на август припадали вспышки холерных и других инфекционных эпидемий, от которых гибло множество людей. Верующий же человек всегда искал и ищет сегодня защиту в Боге. Потому 1 августа по старому стилю Патриарх Константинопольский вместе с клиром (священниками) и самим императором износили из царской сокровищницы Честное Древо Животворящего Креста Господня (именно того Креста, на Котором был распят Спаситель). И совершали крестный ход по городу, чтобы Господь своим Крестом спас люди Своя и благословил достояние Свое. Крестные хода с Древом продолжались почти две недели – до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Параллельно служились водосвятные молебны, и святой водой щедро окроплялись жители, улицы и дома Константинополя для изгнания всякой нечистоты и хвори.

Из Византии вместе с греческим духовенством, которое долгое время возглавляло церковную иерархию на Руси, праздник перешел и к нам.
Отсюда же происходит и обычай совершать на утрене праздника изнесение из алтаря креста, украшенного цветами, и поклонение перед ним. Потому в этот день совершаются водосвятные молебны и крестные хода по городам и весям.

Интересным является и тот факт, что, согласно некоторым источникам, Киевская Русь была крещена по указанию святого равноапостольного князя Владимира также 1 августа. Потому фактически в этот день вспоминается и Крещение Руси. Но по сложившейся современной церковной традиции сегодня День Крещения Руси празднуется 15 июля по старому стилю (28 июля н. ст.) в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.

Также 1 (14) августа происходит Празднество всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в честь небесного знамения икон Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Девы Марии и

И, наконец, в этот день вспоминается день памяти семи мучеников Маккавеев Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима, Маркелла, матери их Соломонии и учителя Елеазара. Подробно об их подвиге можно прочитать в Ветхом Завете, во Второй Книге Маккавейской, в шестой и седьмой главах.
Напомним историю вкратце.

В 168 году до Рождества Христова Иерусалим был захвачен сирийским греческим правителем Антиохом IV Эпифаном, имевшем своей столицей Антиохию Сирийскую, названную так в честь династии Антиохов. Антиох Эпифан не просто захватил иудейскую столицу, он развязал религиозную войну, так как захотел эллинизировать край, навязав евреям языческую религию. За исповедание веры в истинного Бога полагалась смертная казнь. В то время вырезались целые населенные пункты и еврейские племена, оставшиеся верными религии предков. Последней точкой, вызвавшей иудейский бунт против нечестивого царя, стало осквернение Иерусалимского храма. Антиох превратил его в капище Зевса и на жертвеннике лично заколол жертвенную свинью. Не нужно пояснять, что это было особенное оскорбление для евреев.

Среди евреев организовалось сопротивление, в первую очередь религиозному гнету. Иудеи защищали веру в истинного Бога. Борцы за ветхозаветную веру и освобождение еврейского народа от тяжкого эллинского ярма стали называться Маккавеями. Это не фамилия, а скорее прозвище. В переводе с арамейского языка слово обозначает «молот на врагов», имея в корне своем слово «маккаба» – «молот». Принято считать, что первым такое прозвище получил вождь еврейского народа Иуда из династии Хасмонеев. В истории известен как Иуда Маккавей.

Соответственно семь юношей: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл, мать их Соломония и учитель Елеазар, принявшие смерть от царя Антиоха за исповедание веры в Бога, также стали называться Маккавеями.

Дорогие братья и сестры, хочется призвать всех нас более углубленно изучать умственно, сердечно, молитвенно, духовно историю православных праздников, чтобы не пасть жертвой суеверий, которые возникают по двум причинам – из-за невежества и нежелания сердечно и духовно жить церковной жизнью, преображая с Божьей помощью себя, из-за стремления лишь прийти за каким-то освященным церковным атрибутом (вербой, водой, маком, медом), не пропустив Христа через душу свою и забыв на период до следующего освящения о существовании Церкви Божией.

Именно по этим причинам, мне кажется, некоторые люди не желают знать, кто такие святые мученики Маккавеи. Они предполагают, что есть лишь непонятное мифическое выдуманное существо «Маковий». И потому нужно в храмах освящать мак. В сознании человеческом духовная святая составляющая праздника превратилась в полуязыческое суеверие.

Конечно же, можно в этот праздник освятить мак по чину из требника «Молитва еже освятити какое либо благовонное зелие». Но, с одной стороны, по Уставу 1 (14) августа освящается только вода и мед нового урожая. А с другой – часто освященный мак нередко используют в суеверных целях: им посыпают дом для защиты от ведьм, кладут в могилы к покойникам, чтобы тот не вышел и не начал вредить людям, как считают суеверы.

Мне кажется, таким образом происходит святотатство: освященная вещь участвует в действиях, фактически связанных с магией.

Мед же нового урожая освящается в 1 (14) августа. Это событие не связано с праздниками данного дня, а с естественным циклом природы и появлением меда именно в это время. Существует очень древняя ветхозаветная традиция в Церкви освящать начатки (то есть первые плоды земли) и приносить их в жертву Богу. В первую очередь из чувства благодарности за то, что Он их нам дал. Так об этом говорится в Ветхом Завете: «Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев… это жертва Господу» (Лев. 2:14, 16).

По этому установлению, которое преподано было Господом святому пророку Моисею на горе Синай, и появилась в Церкви традиция освящать начатки плодов земных, не только пшеницы, но и меда, винограда и всего остального.

Также существует благочестивая традиция до освящения 1 (14) августа не вкушать меда нового урожая. Мне кажется, это просто логично: сначала освятить, получив благословение Божие на продукт, а потом уже кушать его. Только бы все эти предписания служили нам средством приближения к Богу и возделывания в душе любви к Нему и ближнему. А не наоборот.

С 1 (14) августа начинается Успенский пост. Что же послужило для его установления? Вот как об этом пишет святитель Симеон Солунский:

«Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

Успенский пост самый короткий из всех годичных постов. Он начинается 1 (14) августа, а заканчивается в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 (28) августа. Пост этот строгий. То есть пища животного происхождение не вкушается вообще. Рыбку можно есть только один раз в продолжение Успенского поста в праздник Преображения Господня – 6 (19) августа.
Монастырский Устав предписывает по понедельникам, средам, пятницам сухоядение, по вторникам и четвергам – вареную пищу без подсолнечного масла, по субботам и воскресеньям – с подсолнечным маслом.

Но нужно, дорогие братья и сестры, каждому из нас с Божьей помощью избирать свою меру поста. Кто-то может поститься по монастырскому Уставу, а для кого-то достаточно воздержаться от пищи животного происхождения.

В молитве на благословение меда, читаемой священником, есть такие хорошие стихи: «Необыменный в милости и неизреченный во щедротах, Господи Иисусе Христе, дивен Сый во славе и творяй чудеса. Ты, действом Святаго Духа иногда благословивый Израиля и его медом насытивый от камене…» Здесь имеется в виду событие из Священной истории, когда народ Израильский, водимый святым пророком Моисеем, по пустыне дошел до места, называемого Мерра (в переводе – «Горечь»), и там была горькая вода. Народ начал роптать. Тогда Бог приказал Моисею положить дерево в воду – и вода стала сладкой, пригодной для питья (Ис. 15:22–26). Может быть, не случайно 1 (14) августа мы в праздник Древа (Креста) получаем сладость меда.

Будем же, дорогие братья и сестры, помнить о главной нашей сладости, которая вкуснее любого земного меда – о Господе нашем Иисусе Христе. Он есть путь и истина и жизнь. И наши души, если они уподобляются душам народа Израильского, который с помощью святого пророка Моисея искал Бога, тоже ищут Господа в пустыне житейских треволнений и обязательно найдут животворный родник, освященный Крестом и сладостной благодатью Святого Духа. Лишь бы было желание искать этот небесный мед…

Иерей Андрей Чиженко

Новая статья: 14 августа церковный праздник маковея молитва на сайте сайт - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Медовый Спас - это народно-христианский православный праздник, имеющий для верующих очень большое значение. Это своеобразный горизонт, экватор между двумя временами года.

Спас - это сокращение от слова Спаситель, то есть Иисус Христос. 14 августа - первый день Успенского поста, поэтому праздник этот скорее духовный, нежели телесный. Вкушать разрешено лишь пищу растительного происхождения, ибо Успенский пост, о котором мы писали ранее, подразумевает выполнение всех основных правил любого православного поста: нудно помнить о молитве, посещать храм, избавляться от вредных привычек и ограничить себя по возможности в питании.

История праздника

На Руси праздник появился в 15 веке. С того момента каждый год, спустя месяц после окончания Петровского поста, отмечается Медовый Спас. Это был день, когда люди верили, что могут излечиться от разных недугов, преследовавших их. Всего за Успенский пост празднуется три подобных дня - Медовый Спас, Ореховый и Яблочный в день Преображения Господнего.

Медовый Спас именуют также Мокрым, Первым Спасом, Маковеем, Спасом на воде. Церковное название праздника - Изнесение Честного Креста. В этот день церковь проводит богослужение, в котором молится за здравие всех прихожан и всех честных православных христиан.

14 августа - это день памяти Маккавеев. Семь мучеников, о которых рассказывает нам Ветхий Завет, умерли в муках очень давно, во втором веке до нашей эры, но 14 августа церковь неизменно вспоминает их. Если Спас попадает на понедельник, среду или пятницу, это значит, что праздновать придется в строгости, ибо в Успенский Пост разрешается вкушать лишь растительную пищу.

Необычные приметы, традиции и обычаи Медового Спаса

Ранее мы уже писали о традициях Медового Спаса. С этим днем связано много интересных примет и обычаев, которые пришли к нам сквозь многие поколения. Это своеобразная дань памяти людям, которые создали этот праздник и вдохнули в него жизнь и смысл, дополнив православные каноны и правила простыми человеческими ценностями.

Считается, что начиная с 14 августа и заканчивая Успением 28 августа, можно излечить любую болезнь молитвами, смирением, честностью и воздержанием.

Люди купаются в освященных водах на Медовый Спас, так как в это время уже начинается освящение воды.

Те, кто держит пчел, обычно именно в этот день собирают мед и надламывают соты. По традиции, часть меда приносят в церковь ради пожертвования.

На юге страны освящают мак, чтобы потом сделать булочки с маком. Также была необычная традиция рассыпать мак по дому, чтобы нечистая сила не пробралась.

В этот день есть одна важная примета: если ночь Спаса будет холодной, то осень придет рано. Снег в этом случае ляжет не раньше конца ноября.

14 августа принято было всегда помогать нуждающимся, угощая их медом и тем, что вы собрали в своем огороде. Каждый из нас достоин кусочка счастья, так как все мы рабы Божьи. Великодушие в этот день вдвойне полезно для очищения грехов.

Крестьяне в Медовый Спас и после него начинали готовить огород и поля к зиме. Женщины в это время собирали ягоды, чтобы сделать из них варенье. Жены угощали друг друга своим урожаем и делились впечатлениями за праздничным столом, полным ягод, овощей и меда.

В этот день заканчивается летний сезон. Ночи становятся прохладнее и длиннее. Заканчивается по традиции также и купальный сезон.

Необычная примета: если на Медовый Спас идет дождь, то лето продержится в этом году чуть дольше обычного, а также вернется в конце сентября на денек-другой. Зима в этом случае будет снежная.

Девушки на Руси всегда гадали на Медовый Спас. Сейчас же церковь категорически против этого, поскольку единственным временем, когда можно гадать, является масленица.

Помните, что народные традиции не должны идти против правил церкви. Церковный праздник - это важное время, которое означает необходимость в покаянии и общении с Богом. Посетите церковь 14 августа, чтобы помолиться о своем здоровье и здоровье своих близких.

Мы желаем вам добра. Пусть Медовый Спас принесет вам много любви и душевного тепла, а также сил для того, чтобы начать строгий Успенский пост. Это будут две недели воздержания от животной пищи и от материальных проблем. Растите духовно и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Медовый Спас: народные традиции, обычаи и приметы

Успенский пост начинается с Медового Спаса. Чудесное торжество вместило в себя как христианские, так и народные традиции, соблюдение которых.

Медовый Спас: история и традиции праздника

Всего в православном христианстве есть три праздника Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Медовый является самым главным из них, .

Успенский пост: как правильно поститься

Одним из самых строгих постов в православном христианстве является - Успенский. Две недели верующие воздерживаются телесно и духовно, чтобы.

Макaвей 14 августа: православные и народные традиции

Макавей или Медовый спас отмечается 14 августа и является первым из трех августовских праздников. Узнайте как встретить и провести.

Когда начинается Успенский пост

Пост - особое время для истинно верующих людей. В это время человек стремится быть ближе к Богу и избавляется.

Церковный праздник Маковей: описание, история, традиции и интересные факты

Праздник Маковей – это непереходящий праздник, он отмечается каждый год 14 августа. По церковному календарю ему присвоено название День мучеников Маккавеев. В народе праздник называют Медовым или Мокрым Спасом.

История возникновения

В середине августа начинаются Спасовки и Спасы, как раз в это время проходят три Спаса, названия которых произошли в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса). Так ещё до Рождества Христова, в далёком 166 году, у власти был сирийский царь Антиох Епифан. Правителем он был жестоким и на всей территории вводил языческие обычаи, согласно которым, в храмах Господних были поставлены статуи языческого бога – Зевса, и люди должны были поклоняться этой статуе. С помощью стараний царя большинство мирных жителей отреклись от истинной веры, но были и такие, которые оставались верными Богу и верили в Его пришествие.

В тот же период времени жил законоучитель, которого все звали Елеазаром. Он был приверженцем Моисеева закона, за что его и осудили. Законоучитель смело принял выпавшие на его долю мучения и погиб в Иерусалиме. Братья Маккавеи были учениками погибшего и вместе со своей мамой Соломонией признали себя последователями Истинного Господа, отказавшись поклоняться языческим богам. Царь Антиох подверг братьев мукам, после чего они скончались. Соломония не смогла пережить потерю сыновей и тоже отдала душу Богу.

Такое самоотверженное поведение Елеазара и его учеников произвело неизгладимое впечатление на Иуду Маккавея. Он собрал восстание против Антиоха и спустя время одержал победу в сражении, после чего в храмах поубирали идолов. Подвиг братьев остался в памяти и через сотни столетий.

Предполагают, что название праздника Маковей возникло вследствие наложения имени Маккавея и похожего с ним цветка мака, созревание которого происходит в это время.

Праздник Маковея или Медовый Спас

Маковей является большим праздником для всех православных, так как в этот день одновременно отмечается несколько важных событий. Христиане празднуют происхождение честных древ Животворящего Креста. Происходит поклонение Животворящему Кресту с целью избавления от различных недугов и очищения от греха.

Помимо этого, православный праздник Маковей принято считать Медовым Спасом, по той простой причине, что именно в это время наступает пора для сбора мёда. По церковному обычаю как раз с этого дня разрешается его потреблять. В связи с приходом праздника, начиная с 14 августа, христиане готовят различные лакомства с маком и мёдом: маковые пирожки, булки, пряники и блины.

Кстати, праздник именуется и как Мокрый Спас. Появилось данное название за счёт того, что именно в это время в старину проходило освящение новых колодцев. Святили воду, совершали крестные ходы на водоёмы: купали скот, омывались в реках и озёрах с целью оздоровления.

Праздник Маковей: приметы, молитвы, обряды, обычаи и заговоры

С праздником на Руси было связано большое количество обрядов и примет, которые актуальны и в современной жизни. В древние времена христиане святили в храмах так называемые «маковые букеты». Так именовались букеты цветов, в состав которых входил чабрец, мята, васильки, ноготки. Также к букету иногда добавляли головку подсолнуха или маковку. В праздник Маковея, по примете, в букете для освещения, всего должно было быть 17 растений.

Также существовало поверье, следуя которому, необходимо съесть освящённое яблоко и задумать при этом желание. Если все сделать правильно – загаданное обязательно исполнится.

В этот праздник молодые девушки и парни водили хоровод с песней “Ой, на горе мак”, сопровождая гуляния розыгрышами и весёлыми шутками. Незамужние особы осыпали молодых парней маком.

Считалось, что на праздник Маковея женщине могут проститься все грехи, в том случае, если она попросит о прощении у своего Ангела-хранителя.

Заговоры и ритуалы в праздник

Основная масса обрядов на Маковея связана с мёдом и пчёлами. В праздник принято совершать заговоры, касаемые здоровья, красоты, любви и богатства.

  1. Так, например, помириться с недругом можно при помощи заговорённого чая. В отвар необходимо добавить ложку мёда и произнести такие слова: «Усмири пыл, убери давние обиды». После произнесения заговора чай следует выпить в окружении домочадцев.
  2. Чтобы защититься от порчи и сглаза, на рассвете в Первый Пост следует отправиться на сборы мака. После чего освятить зерна цветка в храме Божьем, прочитать заговор и засыпать заговорённые зерна под плинтус дома, таким образом, чтобы его невозможно было вымести назад. Сыпать зерна следует, двигаясь от входа по всему периметру жилища, плавно направляясь по часовой стрелке. Высыпать мак необходимо тремя пальцами правой руки и произносить при этом такие слова заговора: «Высеваю мак, как желаю, всё будет так. Если кому-то не так, пусть попробует собрать этот мак. Рассыпанный мак не собрать, а порчу с Божьей рабы (имя) пора снять. Аминь».

Традиции праздника

По традиции в праздник молодые хозяйки пекли специальные коржи с маком, которые именовались шуликами. Их ломали ещё горячими на мелкие кусочки, после чего заливали мёдом с маком и так ели.

В праздник Маковея, по ранее сложившемуся обычаю, необходимо обязательно посетить храм Божий. Освятить собранные в корзине плоды фруктов, овощи, свежий мёд. Букеты из душистых трав и растений, по традиции, прятали за икону, а по весне рассеивали по огороду.

Что можно и нельзя делать?

С 14 августа начинается Успенский пост, который идет 2 недели вплоть до 28 августа. Как и в любой другой праздник, в этот день запрещается нервничать, раздражаться, ругаться и унывать. Преступлением также считается находится дома в этот праздник. Необходимо оказывать помощь нищим и вдовам, угощать их мёдом и делиться припасами.

Во время Первого Спаса, в связи с началом поста, не рекомендуется употребление в пищу мяса и молочных продуктов. Булки с маком советуют печь постные. От орехов и яблок, собранных в новом урожае, также стоит отказаться в этот день. Ведь есть специальные праздники, во время которых следует попробовать плоды нового урожая.

Помимо этого, имеется и ещё одно ограничение. После Первого Поста запрещается купаться. Однако стоит заметить, что именно 14 августа, по старым поверьям, речная вода обладала целебным эффектом, поэтому до наступления нового дня в старину все христиане стремились искупаться, чтобы очиститься.

Сегодня православные христиане празднуют Маковея или Медовый спас

14 августа православные христиане отмечают праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, или Праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. В народе этот день широко известен как Маковея, Медовый Спас или Первый спас.

14 августа является днем памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, которые скончались в 166 году до н. э. К этому времени во многих регионах обычно созревает мак, потому как раз на праздник во многих семьях пекут постные пироги с маком - маканцы. На столе в этот день обязательно должен быть также мед.

Медовым спасом праздник называют потому, что в это день традиционно начинается сбор меда и его освящение.

Как сообщает Центр информации УПЦ со ссылкой на председатель административного аппарата Киевской Митрополии УПЦ архимандрита Виктора (Коцабу), в народе этот день еще называют Маковея или Первый Спас, Спас на воде, Медовый Спас. Также на этот день приходится начало Успенского поста.

“В этот день в церквях освящают мак, мед, цветы, зелья, хотя такой обычай не имеет ничего общего с христианским пониманием праздника. С первых веков христиане всегда готовили себя постом и молитвой перед празднованием больших церковных праздников. Самый молодой из четырех годовых постов – Успенский пост, является и самым коротким, длится всего две недели и начинается перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери. В народе этот пост имеет несколько названий, среди которых Богородицкий, Спасо-Богородичный или Спасовка”, – рассказывает отец Виктор.

“Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. Так, уже в середине V века в беседе святителя Льва Великого можно найти четкое указание относительно Успенского поста. Окончательное же церковное принятия Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, когда было подтверждено, что все православные христиане должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа (стар. стиль)”, – отмечает священник.

Он напоминает, что во время Успенского поста Церковь предлагает умеренное употребление постной пищи и пития, “чтобы сделать нашу телесную природу легкой, крепкой и способной подчиняться движениям духа и бодро выполнять его требования”.

“В понедельник, среду и пятницу этого поста предписано употреблять сухую пищу, то есть хлеб, воду и сушеные овощи, а во вторник и четверг разрешалась вареная пища, но без масла. В субботу и воскресенье разрешение на вино и елей, а в день Преображения Господня на рыбу. Кроме того, после праздника Преображения Господня по церковному уставу по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая”, – рассказывает архимандрит.

“Наши с вами предки прекрасно понимали, что существует прямая связь между тем, что мы едим, и тем, что и как мы чувствуем, что думаем. Поэтому, они и постились – чтобы легче было молиться и справляться со своими духовными проблемами – страстями. В посте присутствуют две составляющие – телесная и духовная. Если обращать внимание только на еду – пост превратится в диету. Но и не поститься тоже нельзя – не будет духовного роста”, – объясняет монах.

В народе Успенский пост издавна считался самым приятным и легким, потому что основу постного стола составляют молодой картофель, грибы и в это время созревают овощи и фрукты.

С давних времен относительно Успенского поста или Спасовки существовали такие поговорки: “Спасовка-ласовка, а Петровка-голодовка” или “К Спасовке пчела работает на господина, а после Спасовки – на себя”.

В народе говорят, что Первый Спас – это проводы лета. С этого дня начинают улетать ласточки.

Второй Спас - яблочный отмечают 19 августа, а третий Спас - ореховый или хлебный – 29 августа.

Новости по теме

19.08.15 в 14:21 Яблочный Спас 19 августа: приметы, обычаи, традиции

05.06.17 в 12:24 Сегодня – Всемирный день окружающей среды

05.04.17 в 15:52 Первоапрельская отрыжка чужой фантазии или размышления после Юморины

К вечеру было принято устраивать гуляния, молодежь водила хороводы под шуточные песни и заговоры.

Оберег на Макавей

На Медовый Спас принято создавать обереги-букетики, которые защищают семью и дом от бед и недугов на целый год. Делают макавейчик из 11 трав, которые обязательно должна собрать женщина.

Для начала брали ветки полыни и маковые головки, к ним добавляли мяту и донник, чтобы дома царил мир и согласие. Калину и терлич добавляли в букет, для девичьей красоты, желая в текущем году выдать молодую девушку замуж. Подсолнух, в букетике, обозначает благополучие и теплоту, а календула способна защитить от болезней.

В оберег вставляли колоски овса для хорошего урожая, и душицу для благополучия последующих поколений. После этого букет перевязывали красной лентой и освещали в церкви. Такой оберег нужно было бережно хранить до следующего Медового Спаса.

Первый Спас особо почитался в народе, в праздник люди просили о плодородном урожаи и собирали первые плоды. Внимательнее относитесь к традициям предков и не забывайте нажимать на кнопки и

12.08.2015 00:20

Одним из самых строгих постов в православном христианстве является — Успенский. Две недели верующие воздерживаются телесно и духовно, чтобы...

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, ...

Праздник Медовый Спас отмечается 14 августа каждого года. В этом году он выпадает на вторник и является первым днем Успенского поста, который заканчивается 27 августа. Наши предки считали этот день «полднем» - последним отрезком летнего времени.

Традиции Медового Спаса

В этот день в церкви принято святить мак, мед, воду и маковейчик - букет из чабреца, календулы, мяты и мака. Издавна люди верят, что после освящения в церкви травы обретают целебные и защитные свойства.

Засушенный маковейчик лучше всего оставить на подоконнике, а в некоторых регионах принято сохранять освященный 14 августа мак до Рождества, чтобы обязательно добавить его в кутью.

Спас 14 августа также называют Спас на воде или Мокрый Спас, потому что в церквях проводят малое освящение воды.

Верующие в этот день последний раз купались в реках и открытых водоемах. После Мокрого Спаса уже никто не купался, ведь лето пошло на убыль, вода начинает цвести и пора готовиться к осени.

К середине августа соты в ульях заполнены и пасечники начинают сбор меда. По традиции пасечник обязан заломать соты, чтобы соседние пчелы не украли весь мед. Также в это время в полях как раз цветет мак, который является одним из символов Спаса.

Традиционно на Медовый Спас в семьях принято печь пироги и коржи с медом и маком, чтобы накормить родных лакомствами и обязательно угостить бедняков, дабы не накликать на свою семью беду.

Приметы Медового Спаса

14 августа начинается период Спасовки, на протяжении которого принято помогать нуждающимся, да и просто окружающим вас людям. А также, как верили наши предки, следует наблюдать за погодными изменениями и обращать внимание на приметы, чтобы жизнь была легкой и гладкой.

Дождь на Маковея - мало пожаров бывает.

На Первый спас святи колодцы.

После Первого спаса в воду не заходят.

На Маковея лето кончается, осень начинается.

Если колодец выкопать на первый Спас - ему навредить никто не сможет.

Журавль на спас в отлет летит.

Женщинам, которые помолятся в этот день в церкви, отпускаются все грехи.

На следующий день после Медового Спаса необходимо провести в доме генеральную уборку, чтобы смыть негативную энергетику.

Что нельзя делать в этот день

Кроме походов в церковь, на Маковея существуют ряд других традиций и даже запретов, ведь Медовый Спас - это как народный, так и церковный праздник.

На Маковея нельзя громко говорить и шумно праздновать, чтобы не испугать пчел. Шумом можно очень сильно усложнить процесс сбора меда, ведь пчелы очень реагируют на громкие звуки.

Как и в любой другой церковный праздник, в этот день нельзя работать и убирать в доме. Следует отдыхать и наслаждаться праздником.

Нельзя ссориться, ругаться и злиться, особенно с родственниками и близкими. Ведь так можно накликать на себя все то, что пожелаешь другому.

Заговоры

Во время празднования Медового спаса можно провести несколько несложных заговоров.

1. Ритуал для жизненной энергии. Он позволяет получить заряд жизненной энергии, чтобы хватило сил справляться с проблемами. Для проведения ритуала выходят днем на улицу и встают под яркое солнышко, прихватив с собой емкость с медом. На пчелиный продукт наговаривают слова: «Мед приспевает, и сила прибывает. Меня сладость меда греет и тело лечит». Мед закрывают и ставят в потайное место, а затем по прошествии трех дней на голодный желудок едят по чайной ложке.

2. Обряд для примирения. Чтобы помириться после ссоры, достаточно в заваренный чай добавить ложечку меда, на которую наговорили следующие слова: «Убери все обиды и усмири весь пыл». Пьют заговоренный чай все живущие в семье.

3. Заговор от болезни. Быстрее подняться на ноги поможет заговоренный мед, на который читают слова: «Уйди, болезнь, за болота и леса. Хоть ты и горька, медом послащу и молоком согреюсь».

4. Ритуал привлечения счастья. Его проводят на растущей луне. Подготовьте: цветочный, пчелиный, липовый мед, березовой коры и родниковую воду.

В полдень в левую руку возьмите подготовленную березовую кору, правой рукой, в свою очередь, обмажьте эту кору всеми тремя видами меда. После приложите кору к своему лбу и читайте заговор привлечения счастья: «Во мне - и счастье, и радость и благо. От меня – худо, горе и скверна. Как весьма сладки три медка - и пчелиный, и цветочный, и липовый. Так пусть же и моя жизнь будет наполнена всеми этими тремя радостями».

После чего хорошенько умойтесь заранее набранной в емкость родниковой водой и очень хорошо вымойте в ней березовую кору. Затем вылейте воду под любую березку, а кору носите всегда при себе. Эта березовая кора будет служить вам отличным талисманом невероятного счастья и благополучия.

Каждый год 14 августа можно увидеть людей, стоящих под храмом с маком в руках. Логика этих прихожан следующая: в церкви всегда что-нибудь да освящают, а раз сегодня "маковей", то, следовательно, надо освящать мак. Что это — церковная традиция или псевдоблагочестивый народный обычай? Что на самом деле совершает Православная Церковь 14 августа?

В этот день в богослужебном календаре указаны два основных события — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня и память святых мучеников Маккавеев. Первое из них имеет греческие корни. В Византии пик заболеваемости инфекционными болезнями приходился на август, поэтому "издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней".

Вечером 13 августа (31 июля по старому стилю) из царской сокровищницы выносили найденный святой равноапостольной царицей Еленой Крест, на котором был распят Христос, и клали его на престол церкви в честь Святой Софии — Премудрости Божией. Там он находился до праздника Успения Пресвятой Богородицы. В русской богослужебной традиции этот обычай трансформировался в вынос креста на середину храма для поклонения верующих. Утром 14/1 августа до или после литургии совершается малое освящение воды.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар пострадали в 166 году до Рождества Христова. В то время Иудеей правил Антиох IV Епифан, греко-сирийский царь Селевкидской державы, который проводил жесткую политику эллинизации еврейского населения Иудеи. Ключевым элементом такой политики было стремление заставить евреев отказаться от особенностей своей веры и ввести в Иудее греческую культуру и религию. В 167 году до Рождества Христова Антиох превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского. Апогеем гонений стали языческие жертвоприношения в главной еврейской святыне. Евреев, которые отказывались в этом участвовать, преследовали.

Девяностолетний старец законоучитель Елеазар был судим за приверженность к Моисееву закону. Он с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара — семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Их судил в Антиохии сам царь Антиох Епифан. Мученики бесстрашно признали себя последователями Истинного Бога и отказались принести жертву языческим богам. Старший из юношей, дававший первым ответ царю от имени всех семи, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери. Еще пять братьев один за другим претерпели те же мучения.

Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил Соломонии склонить мальчика к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать отказалась от этого. Мальчик решительно отклонил уговоры царя и так же твердо перенес муки, как его старшие братья. После смерти всех детей Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

В этом же году в Иерусалиме вспыхнуло вооруженное восстание. Его началом стало убийство священником Маттафией еврея, принесшего жертву на алтаре, построенном греками. После этого Маттафия с семьей бежал в горы и вскоре объединил ранее действовавшие в Иудее и Южной Самарии повстанческие отряды. Во главе этой армии стал его третий сын Иуда, талантливый военачальник.

В самом начале восстания Иуда получил прозвище Маккавей. Чтобы объяснить его значение, выдвигалось несколько версий. Согласно наиболее распространенному предположению, это имя восходит к арамейскому "маккаба", что означало "молот" — в знак признания отваги Иуды в битвах. Также возможно, что имя Маккавей является акронимом одного из стихов Торы и переводится как "Кто подобен Тебе, Всевышний!".

Евреи получили независимость от Селевкидов. Храм, оскверненный языческим идолослужением, был очищен и освящен. В повстанческой войне Иуда Маккавей погиб, но его дело продолжили его братья, которых тоже стали называть Маккавеями. Позднее это прозвище распространилось на всех защитников и исповедников веры во время гонений Антиоха Епифана — в том числе и на мучеников Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Адима и Маркелла, память которых празднуется 14 августа. Обо всех этих событиях повествуется во 2-й Книге Маккавейской, входящей в состав Библии.

В богослужебных текстах 14 августа можно найти призывы быть такими же твердыми в исповедании своей веры, как мученики Маккавеи, иметь такую же крепкую надежду на Бога. Призыва освящать мак там нет. Этот народный обычай, возникший из-за созвучия слов "мак" и "Маккавей", еще имел какой-то смысл, когда мак рос у каждого во дворе. Принести в храм первые плоды нового урожая чего бы то ни было, освятить их, угостить ими кого-нибудь — такая практика в христианстве есть. А вот практику покупать определенный продукт в определенный день, нести его в храм и придавать этому действу какое-то мистическое значение христианской назвать затруднительно.



gastroguru © 2017