Что добро зло для ребенка. Классный час «Добро и зло

Говорить о том, что сам думаешь, не привлекая для обоснования мифических персонажей. Именно как о своих взглядах, а не как об истине в последней инстанции (что свойственно, как понимаю, религиям).

"Мне это нравится". "Мы с папой думаем так". "Мне это было неприятно. Потому что я..."

Дочь в пять лет выдала между прочим: "Мы - добрые. Наша семья - добрая". Ну, не злодеи, ага...

Детям постарше прямо говорю, что они сами будут решать, выбирать: это ИХ жизнь. А моё мнение по тем или иным вопросам - вот такое.

Кстати, с мифическими персонажами погорячился. Сказки, книжные истории и пр. - конечно метафоры и по этическим выборам тоже. Главное, чтобы это не было индоктринацией: "молитесь вот так!!", - это всё скорее повод для обсуждений. Например, основной посыл "Плюшевого (Вельветового) Кролика" Марджери Уильямс - чтобы стать настоящим, надо терпеть-терпеть-терпеть, истрепаться, и вот тогда... ...а потом тебя неизбежно выбросят! - Для меня чудовищная, чумовая поэма созависимости. Значит, - читать - и! - спрашивать, и говорить мнение своё... И тогда любая история - инструмент, в том числе для формирования этики.

Ещё важный момент - очень аккуратно показывать детям, что этические позиции даже очень хороших и близких им людей, родителей, могут не совпадать полностью. И что это нормально.

Аккуратно, очень понимать, когда и зачем. Общее правило всё же - позиция родителей, предъявляемая детям, должна быть согласована. Но этика у всех людей различается, и задача ребёнка не искать бесконечно очередного "Гуру", "Отца Духовного", или иного дядю, который "Точно Знает, Как Вашему Ребёнку Жить", - а вырабатывать СВОИ этические принципы. И они, скорее всего, в разные периоды его жизни будут различаться. - И для этого принципиально сталкиваться с тем, что различие этических позиций у людей - норма; и "правильного/еретического" тут нет, - это разные личные выборы.

У нас мама считает, что говорить неправду нельзя. А я рано им предлагаю другую точку зрения: что говорить неправду - важный социальный навык (врать - можно). Но понимать, кому и зачем. И взвешивать последствия. Например, соврать нам - можно. Но если это обнаружится, не будет к тебе доверия. Выбирай: твоя жизнь.

Словом, боги, духи предков и очередной Национальный Лидер в воспитании наших детей точно не при чём. Своих пусть воспитывают.

Поскольку я, правда, верю , что зла не существует, я бы даже не стала рассказывать ребёнку, что это такое. Я бы сказала, что зло – это отсутствие жалости. Зло – это отсутствие сострадания. Зло – это такая ограниченность, когда ты не видишь мир. Когда ты в таком мраке, что ничего не чувствуешь. Зло – это хаос и абсолютная пустота. Зло – это ничего. Абсолютное, бесконечное, бессмысленное ничего, без любви, - это зло.

Добро - это любовь. Добро - это очень просто. Когда ты радуешься, что кому-то хорошо. Когда ты счастлив, что у кого-то получается что-то. Когда ты видишь счастливого человека, и сам начинаешь улыбаться. Вот это добро.

Мы не знаем зачем мы приходим в этот мир и вообще какая задача в нашей жизни, а в человеке изначально намешано многое, добро-зло, корысть-щедрость, любовь-ненависть, возможно в том и заключается наша супер задача, чтобы совершенствовать себя, превозмогая зло-жадность-ненависть. Кто знает...?

Ответить

Прокомментировать

Смотря сколько лет ребенку, наверное. Ну если вы атеист спросите себя почему вы не делаете то, чего нельзя делать. Это и объяснить ребенку. На сколько я могу судить, "добро/зло" и "это делать можно/это делать нельзя" разные вещи. Если вы хотите чтобы ребенок не ломал что-то или не рисовал на обоях, просто объясните почему это неправильно, тут религия в любом случае не поможет. А быть атеистом или верующим ребенок сам должен решить, когда станет взрослее.

Мне кажется, в самом вопросе действительно перемешаны разные по своему уровню категории. Добро и зло - связаны в конечном итоге с общепринятыми норами морали и нравственности, которые вовсе необязательно связаны с религией. Даже Кант, со своим категорическим императивом, был атеистом: чем не пример) Поэтому, в данном случае нужно апеллировать именно к подобного рода примерам и личному опыту ребёнка. Нужно наглядно показывать естественные следствия, которые могут последовать за тем или иным поступком, а в случае их неочевидности (бОльшая психологическая подоплёка) - доступно объяснять, каково будет этому человеку, приводя примеры, актуальные для самого ребёнка. По-другому никак.

0. Я вам дам один секрет, который должен знать каждый уважающий себя взрослый: для начала вы сами должны выработать свою позицию по данному вопросу, а потом уже воспитывать ребенка.

Хорошо и плохо это разностные категории, применяемые к любым делам и вещам, а поскольку вы не можете предугадать, что ребенку предстоит, то вы должны научить его рассуждать самостоятельно наперёд.

Те кто говорят, что в общем и целом нет "хорошего" и "плохого" - НЕ ПРАВЫ. Во-первых этот подход бесполезен для жизни, это софистика, и толку от неё ноль. Во-вторых он рушит ориентиры у тех, кто только начинает формировать их.

Начнем с азов:

1.
Что такое Хорошо? Это наличие блага.
Что такое Плохо? Это отсутствие/недостаток блага.

Какую жизнь вы пожелаете своему ребенку? Я думаю, жизнь в достатке, гармонии и счастье - благостную жизнь. Такую жизнь вы назовёте хорошей . То есть ориентир надо взять на созидание - сохранение и приумножение физических и духовно-моральных благ, как в окружающем мире, так и в себе. Я не говорю, что он должен уверовать в бога, нет. Я говорю, что он должен быть богат не только кошельком, но и богат духом.

Еще. Целые зубы и кубики пресса - благо. Конфеты - тоже благо. Нельзя сказать что что-то одно хорошо - важна оценка.

Давать догматы ни в коем случае нельзя. Вместо этого научите ребенка оценивать последствия и самостоятельно решать, что хорошо и что плохо. Сравнивать блага, сравнивать результат.

Что ему даст выгоды сейчас - почистить зубы чтобы улыбка сияла или съесть конфету чтобы настроение поднялось?

2. Научите ребенка созиданию исходя из вещей ему близких, приземленных и доступных.

Не учите ребенка, врать или не врать, бить или не бить, красть или не красть. Вместо этого научите его делать самостоятельный вывод не только о личном, но и об общественном благе. Объясните, как общественное благо и личное влияют друг на друга.

Например если он ударит кого-то как хулиган - с ним перестанут общаться и дружить, и он останется совсем один. Это плохо. А если он ударит другого, защищая кого-то - его воспримут как хорошего, будут дружить. Это хорошо.

3. Позаботьтесь чтобы у ребенка был наглядный пример перед глазами. Ссылайтесь на его опыт, свой опыт, родню, новости, мультики, сказки, и тд. Так ему будет гораздо легче оценивать последствия.

Не забывайте наказывать и поощрять ребенка, но делать это крайне аккуратно и экономно. Учите ребенка понимать ценность предметов, людей и отношений. Не наказывайте понапрасну и не перекармливайте поощрениями. Проявляйте должное уважение и заботу.

4. Ведите себя в соответствии с тем что говорите ребенку. Будьте собой. Не выдумывайте лишнего, но помните, что дети все срисовывают со взрослых.

Непосредственная данность, о природе которой спрашивать бессмысленно. Сенсорный импульс, воспринимаемый вашей нервной системой. Целостный, но не лишённый внутренних противоречий образ. Часть иерархической структуры с гранями индивидуального самосознания.

А при чём вообще тут религия? Есть такие понятия, как человечность, эмпатия, ответственность, честность, порядочность. И с религией они никак не коррелируются. Иначе все атеисты были бы убийцами, ворами и насильниками, а верующие - ангелами во плоти, но это не так, а зачастую бывает и наоборот.

Тема классного часа «Добро и зло»

Цель : формировать важнейшие нравственные ценности: добро, уважение, любовь;

Способствовать развитию сочувствия, сопереживания;

Развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Воспитывать учащихся в традициях и обычаях общения различных поколений людей, развивать речь, память, внимание и мышление.

Формирование УУД:

1.Личностные:

Учить делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;

Учить понимать кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны; понимать значимость дружбы и доброты;

Уметь пользоваться культурой дружбы;

Соблюдать традиции дружбы в коллективе;

Быть настоящим другом.

2. Коммуникативные:

Умение общаться;

Умение работать в коллективе;

Соблюдать правила этикета.

развитие коммуникативных способностей, умение общаться в коллективе;

3. Регулятивные:

Высказывать свое мнение, предположение;

Прогнозировать предстоящую работу;

Умение вести диалог.

4. Познавательные :

Развитие умений извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

На основе анализа делать выводы;

Обобщать и классифицировать по признакам;

Мотивация к познавательной деятельности.

Формирование представления детей о том, что такое доброта и каким должен быть добрый человек.

Ход мероприятия.

1.Оргмомент.

2.Определение темы мероприятия.

Послушайте стихотворение и подумайте, какова тема нашего классного часа?

Они на свете с древних пор,

Ведут свой очень давний спор:

Кто наяву или во сне

Сильней и крепче на Земле.

«Сильнее Я» -твердит одно,

Кто служит мне, тому легко.

Я драки, ссоры поощряю,

Со мной жестокость процветает,

Дурное, вредное ценю,

Гнев, зависть, жадность я люблю.

В ответ ей скромно:

Может быть, но только Я могу любить,

Тепло, уют другим дарить,

Излишне это говорить.

Да, на проделки ты хитро,

Я побеждаю всё равно.

О чём идёт речь в этом стихотворении? (О добре и зле)

Сегодня мы будет говорить о том, к чему должен стремиться каждый человек, о добре, о добрых делах.

3.Ассоциации .

Добро и зло! Это важные слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди думают очень давно.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ДОБРО?(Весна, улыбка, солнце, мама, радость и др.)

Какие слова ассоциируются у вас со словом ЗЛО?(Горе, беда, землетрясение, несчастье и др.)

Добро и зло — извечный выбор,
Важнейший выбор человека,
Судьбы его первопричина
И смысл его земного века.

Несомненно, что эта тема была актуальна во все времена. Таковой она остаётся всегда. Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Коль существует на нашей планете добро и зло, люди могут творить добрые и злые дела.

Послушайте притчу о двух волках.

—Когда-то давно старый мудрец открыл своему внуку жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?

Как вы думаете, что ответил мудрец?(Ответы детей)
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Подумайте, а какого волка кормите вы и чем? (Ответы детей). Как вы считаете, а трудно ли быть добрым, надо ли учиться доброте?(Ответы детей). Да, непросто быть добрым, в этом нам помогают не только наши родители, учителя, но и старые добрые сказки. Именно в сказках всегда побеждает добро.

Игра «Добрый сказочный герой».

Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или зло. Если добрый.вы радостно хлопайте в ладоши, если злой, закрывайте лицо ладошками.(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса и Кот Базилио, Морозко, Мальвина, Иванушка-дурачок, Емеля, Доктор Айболит ).

Каких героев вы выбрали? Почему?(Ответы детей).

Именно эти сказочные герои выручают, помогают другим, иногда и в ущерб себе. Они стремятся к добру, к истине,красоте.

Игра «Собери пословицу». (работа в группах)

Эта мысль отражена в пословицах и поговорках.Соедините части пословиц по смыслу, объясните их значение.

1.Жизнь дана на добрые дела.
2.Доброе слово и железные ворота открывает.

3.Худо тому, кто добра не делает никому .

4. Во зле жить — по миру ходить

5.Добро не лихо: бродит по миру тихо.

6.Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

(Собирают все пословицы, каждый ряд объясняет по две из них).

Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте - это доброе слово.

Какие добрые слова вы знаете? (дети отвечают хором)

Игра «Доскажи словечко»

Добрые слова не лень,

Говорить нам каждый день.

Вы, ребята,не зевайте,

Их скорее называйте.

Добрые слова не лень
Повторять мне каждый день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Повару и продавцу
С добрым утром! - я кричу.

Всем идущим на обед!
Добрый день ! -кричу я вслед.

Всех, домой спешащих к чаю.
Добрый вечер !- так встречаю.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят (до свидания).

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

«Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!».

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Ситуации для оценки:

Давайте рассмотрим ситуации, с которыми вы можете встретиться каждый день.

1 группаТы даёшь списывать своему однокласснику, который без уважительной причины не подготовился к контрольной.

2 группа Твой знакомый совершил гнусный поступок, за который наказали невиновного. Ты об этом знаешь, но никому не говоришь.

3группа Твой друг постоянно грубит старшим, обижает младших. Тебе это не нравится, но ты не показываешь этого, не делаешь другу замечаний, потому, что не хочешь с ним ссориться. В конце концов, ты ведь ничего плохого сам не делаешь, а просто стоишь рядом.

Оценивание поступков.

Притча «Бабочка»

Послушайте музыкальную притчу «Бабочка».

Кто звал его «мудрец», кто - «прозорливец»,
Он жил в уединенье от людей,
Но шли к нему сомненьями делиться
Иль за советом каждый Божий день.
Он ближнего в беде спешил утешить:
Подарком или словом подбодрить,
При этом называл себя он грешным
И все гостинцы мог передарить.

А по соседству жил монах заблудший,
Который всё завидовал ему:
Никто не приходил к его лачужке,
Не спрашивал, зачем да почему.
И вот решил над ним он посмеяться:
Поймал на поле бабочку монах,
И, усмехнувшись, он спросил у старца,
Живая или мёртвая она.

Расчет был прост: коль скажет, что живая, -
То он её ладонями прижмёт,
А мёртвая - так полетит, порхая,
Когда монах ладони разомкнёт.
«Узнают все, какой он прозорливец», -
Ликуя сердцем, предвкушал монах.
А старец за монаха помолился,
И с грустью молвил: «Всё в твоих руках!»

В чём смысл этой притчи?(Ответы детей)

Всё зависит от нашего с вами выбора,какой дорогой идти по жизни, дорогой добра или зла)

Ситуация «Кукла».

У меня в руках кукла. Сегодня я разрешу вам делать то, что никогда не разрешала. Сейчас мы будем обижать её. Вспомните,как вы иногда обижаете друг друга на перемена, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая даже словом, мы причиняем боль.

Поэтому, когда мы будем говорить кукле, что она плохая, мы будем причинять ей боль, загибая края бумаги.(учащиеся выполняют задание, пока кукла не доходит до учителя).

Посмотрите на куклу, изменилась ли она? Такая ли она была? Что в ней изменилось и почему? (От обидных слов она вся сжалась).Я думаю, что мы очень травмировали куклу.

Можем ли мы что-то изменить? (Варианты ответов: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).Давайте попробуем сказать е что-то хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.(Говорят кукле добрые слова, учитель постепенно распрямляет её).Ребята, а сейчас посмотрите на куклу, ей уже лучше, но стала ли она такой, как была прежде? Нет.

Вывод: боль остается в душе надолго и никакие комплименты не могут её разгладить, поэтому не обижайте окружающих.

Самостоятельная работа.

Посмотрите-ка,ребята, удивительное солнце заглянуло к нам в оконце. Чтобы почувствовать его тепло, давайте украсим солнышко добрыми пожеланиями для своих одноклассников. На ладошке напишите самое доброе пожелание для своих друзей, своей семьи и прикрепите ладошки к солнышку. Пусть тёплое солнышко всегда обогревает лучиками доброты всех нас.

Итог классного часа.

Добро созидает, строит и создает: мир, спокойствие, любовь, радость, духовную и нравственную красоту, прощение, миролюбие, святость и хорошие отношения между людьми, в семье, с друзьями, в школе, на работе и в обществе.

Зло противоположно добру, оно подрывает все хорошее. Оно разрушает, разоряет, рушит, создает тревогу, страх, злобу, гнев, раздражение, духовное и нравственное уродство, плохие отношения.

Мои дела, у Бога есть в обоих чашах.
Есть добрые, но и грехов не так уж мало.
Все ошибаемся порой в стремленьях наших.
Живу я сердцем, что всегда Добро искало!

Помните, что даже если вы уже кого-то обидели словом или делом, никогда не поздно сказать: “Прости меня!”.Давай те всегда по жизни идти дорогою добра.

Исполнение песни «Дорогою добра» (поют караоке)

Нередко мы употребляем в повседневной речи слова «зло» и добро», «хороший» и «плохой», даже не задумываясь над их смыслом. Данные понятия представляют собой наиболее обобщенные формы морально-этической оценки, которые служат для разграничения нравственного и безнравственного.

Общие определения

С древних времен добро и зло традиционно истолковывались в качестве основных господствующих сил. Они наделены безличностной природой. Данные категории являются центральными в вопросах морали. Суть добра и зла изучалась на протяжении столетий философами, учеными, богословами, людьми искусства. Зло представляет собой этическую категорию, которая по своему содержанию противоположна добру.

В обобщенной форме оно отсылает ко всему безнравственному, которое противоречит требованиям общественной морали и заслуживает всяческого порицания и осуждения. С другой стороны, с категорией добра неразрывно связано понятие добродетели - положительного свойства личности, указывающего на ее высокую моральную ценность. Противостоит добродетели порок.

Что представляет собой благо

Под понятием добра имеется в виду все то, что способствует жизни, помогает удовлетворить потребности человека (и духовные, и материальные). Это природные ресурсы, образование, различные предметы культурного потребления. Причем полезность не всегда эквивалентна благу. К примеру, искусство не имеет ровным счетом никакой утилитарной пользы. С другой стороны, развитие промышленности ведет человечество на грань экологической катастрофы.

Добро представляет собой вид духовного блага. В морально-этическом смысле данное понятие нередко употребляется в качестве синонима «благо». Данные слова (добро, благо) указывают на наиболее общие интересы, устремления - то, что должно случиться в жизни, и что заслуживает одобрения.

Современная этика раскрывает понятие добра в нескольких разных, но связанных между собой аспектах:

Проблема добра и зла: диалектика понятий

В философии считается, что категории хорошего и плохого находятся в теснейшей взаимозависимости. Нет абсолютного блага, равно как и абсолютного худа. В каждом злом деянии есть хотя бы крохотная частица добра, а в каждом добром содержатся элементы зла. Помимо этого, благо и худо могут меняться местами. Например, в Спарте новорожденных детей, имеющих физические изъяны, сбрасывали в пропасть. А в Японии когда-то старых и беспомощных людей переносили живыми в так называемую «долину смерти». То, что в настоящее время называется варварством, когда-то считалось благим деянием.

Даже в наше время один и тот же поступок может быть расценен как дурной и хороший одновременно. Это напрямую зависит от контекста ситуации. Например, если в перестрелке сотрудник полиции лишает жизни серийного убийцу, то в данном случае убийство правонарушителя будет расценено как благо.

Чем является зло

Зло представляет собой этическую категорию, противоположную добру. Оно обобщает в себе разнообразные представления о безнравственных деяниях, а также о качествах личности, наносящих вред другим людям. Данные действия и качества заслуживают морального порицания. Зло - это все то, что противостоит благу общества и отдельно взятого человека: болезни, расизм, бюрократия, различные преступления, шовинизм, алкоголизм, наркомания.

Хорошее и плохое в Каббале

Сторонники древнего иудаистского учения под названием Каббала полагают: сколько в мире хорошего, ровно столько же присутствует и зла. Ценить человек должен и первое, и второе, принимая с благодарностью любые подарки судьбы.

Как правило, человек пытается избегать зла и стремится к добру. Однако каббалисты полагают, что это не совсем правильный подход. Добро и зло должны цениться одинаково, ведь последнее представляет собой необходимый элемент реальности, уравновешивающий жизнь.

Человек должен благодарить за зло точно так же, как и за добро. Ведь оба эти явления существуют ради одной цели - подтолкнуть людей к более высокой ступени развития. Зло существует только ради того, чтобы божье создание могло существовать. Если бы существовало одно лишь добро, его невозможно было бы рассмотреть. Ведь добро - это явление Творца. И чтобы его ощущать, человек должен изначально иметь в себе противоположную природу.

Религиозные представления

Религия, в частности православие, утверждает: добро и зло являются определяющими силами в жизни человека. С этим сложно не согласиться. Каждый человек говорит о себе, что он стремится к добру. Если человек не определился в том, что является для него хорошим, а что плохим, что черно, а что бело, то он ступает на зыбкую почву. Такая неопределенность лишает его каких-либо нравственных ориентиров.

Отцами церкви добро и зло не признаются как два равнозначных начала. Подобный дуализм возник в еретических учениях гностиков и манихеев. Творческая сила принадлежит одному лишь добру. Зло же - это испорченность, полное отсутствие бытия. Оно не имеет самостоятельного значения и существует только лишь за счет добра, искажая его истинную природу.

Представления философов о природе человека

Рассуждения о благе и худе заставляют задуматься над одним из важнейших вопросов: какой человек - добрый или злой? Одни считают его добрым по своей внутренней природе, другие - злым. Третьи полагают, что человек ни хорош, ни плох.

Ф. Ницше называл человека «злым животным». Руссо в своем «Рассуждении о неравенстве» писал о том, что личность изначально добра по своей внутренней природе. Только лишь общество делает ее злой. Утверждение Руссо можно считать антитезой религиозной доктрине о первородном грехе и последующем обретении спасения в вере.

Интересно и представление о добре и зле в человеке И. Канта. Он считал, что природа человека зла. В ней содержится неистребимая склонность к сотворению злого. Однако при этом в людях есть и задатки добра. Моральное воспитание личности должно состоять в том, чтобы дать жизнь этим задаткам. Так они получают шанс одержать победу над пагубной склонностью творить плохое.

Многие философы полагают, что изначально человек все же является добрым. Тот же, кто отдал предпочтение злу в своей жизни, представляет собой аномалию, некое исключение из правил. Добро и зло в мире могут быть соотнесены как здоровье и болезнь. Тот, кто выбирает благо, нравственно здоров. Злой же страдает от нравственной болезни, уродства.

На что опирается правоведение?

В праве имеется принцип, опирающийся на данное представление. Это презумпция невиновности. Согласно данному понятию, человек считается невиновным, пока для доказательства его вины не будут приведены веские аргументы. Иными словами, все граждане считаются изначально добропорядочными - не нарушающими законов и морали. Виновным человек признается только в одном случае - по решению суда. Если бы люди были изначально злы или же не злы и не добры, то данный принцип не имел бы ровным счетом никакого морального оправдания.

Есть и еще один косвенный аргумент в пользу того, что люди внутренне добры, - это понятие добросовестности. Вряд ли кто-то станет отрицать, что добросовестность представляет собой непременное условие любой профессионально-творческой деятельности. Все то, что создано человеком на планете Земля, - результат его добросовестности.

Добавлено ли «добро» в составе слова «добросовестность» только лишь для красного словца? Или все же это существенное условие определения описанного феномена? Ответ здесь однозначен: если бы человек не был внутренне направлен на добро, то и не было бы совестности, честного выполнения своего дела.

Какого сорта люди преобладают в мире

Сложно дать однозначный ответ на вопрос о том, каких людей больше - добрых или злых. Ведь определенно хороших и плохих не бывает. Каждая личность содержит в себе и то, и другое. Но иногда случается так, что человек совершает больше ошибок, нежели правильных действий. И тогда о нем могут сказать, что он зол, хотя это и не будет характеризовать его природу в полной мере. Ошибки - это неотъемлемое свойство человека разумного. Избежать их нельзя.

Добро и зло в мире нередко бывает сложно распознать. Доброта может скрываться от посторонних людей. Например, хороший человек совершает благие поступки, руководствуясь библейским принципом: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». С другой стороны, зло всегда лучше организовано. Есть всевозможные преступные группировки и банды, которыми правят деньги и разбой. Чтобы их «планы» исполнялись, бандитам приходится быть лучше организованными. Так как это заметно, создается впечатление, что в мире больше злых людей.

Противостояние блага и худа: что побеждает?

Нередко люди задаются вопросом о том, почему добро побеждает зло. Действительно, во многих сказках и кинофильмах справедливость в конечном счете торжествует, а все враги и отрицательные персонажи получают по заслугам. В жизни человек, сотворивший плохое дело, тоже через некоторое время должен «платить по счетам». Если его не накажут ему подобные, об этом позаботится сама судьба. Добро и справедливость побеждают по той причине, что для сотворения хорошего нужна активность, смелость, отвага. Иными словами, быть злым всегда легко и просто. Чтобы быть добрым, нужно прилагать усилия. Так как зло лишено творческого начала, оно всегда оказывается недолговечным.

ДОБРО И ЗЛО

Цель: формировать у обучающихся стремление совершать добрые поступки, побуждать добрые чувства, развивать самооценку.

Дать детям почувствовать, что делать добро – приносит радость;

Создавать условия для сознательного выбора поступков в соответствии с нравственными принципами, воспитывать желание и потребность нести людям добро;

Понимать, что эмоции, душевные и деловые качества определяют личность и жизненный успех каждого человека;

Знать, что эти качества могут быть положительными и отрицацельными;

Знать, что каждый может изменить себя в лучшую сторону, принимая соответствующие решения.

Организационный момент.

Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть ваши прекрасные, добрые глаза.

Где-то там, далеко, где гуляют ветра,

есть чудесное место - Долина добра.

Ищут многие путь, но не могут найти,

только сердце с добром может к ней привести.

Крикнешь тучам: "Привет!" - смех и слёзы те льют.

Тронешь капли дождя... и они запоют...

И на радужных струнах ты можешь играть,

ярким тёплым лучом будет солнце ласкать.

Колокольчики счастья в долине звучат.

Они ласковый звук и надежду дарят.

Ты в Дoлину добра тихо двери открой

и почувствуй смиренье, душевный покой.

Не ищи ту Дoлину в песках иль снегах.

Верь, Дoлину найдёшь...Всё в твоих лишь руках!

О чем пойдет речь? Да, сегодня мы будем говорить о доброте.

Наше занятие сегодня будет не простое, а волшебное и знаете почему? Потому что мы попробуем стать волшебниками. Давайте произнесем волшебные слова, чтобы попасть в Долину добра. Держитесь за руки, зажмурьте глаза и все вместе произнесем волшебные слова:

Лети, лети лепесток,

Чрез запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть, по-моему, вели!

Вот мы и прилетели. Давайте сядем в круг.

В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет, ничего не требуя взамен, не ожидая какой-либо похвалы. Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо. Добро доставляет нам радость, появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости.

Какого человека можно назвать добрым?

Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь, он любит животных, окружающую природу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Часто ли вы употребляете добрые слова? Их еще называют «волшебными» словами.

Дети: спасибо, добрый день, д. вечер, будьте здоровы, простите, спасибо и т.д.

Колючая игра:

А сейчас я приглашаю вас на колючую игру.

Сидя на коврике передавайте друг-другу мячик(с шипами) и называйте все колючее, что вы знаете.

Дети: Колючая елка, колючий куст, колючие иглы сосны, колючий шарф, колючий ежик.

Учитель: А можно ли сказать «колючий человек» или «колючие глаза». Про какого человека можно так сказать?

Дети: недоброго, нелюдимого, скрытного, злого, жесткого, угрюмого.

Учитель: Нравятся вам эти качества?

Дети: Нет

Учитель: Мы их договоримся называть отрицательными качествами человека. Бывают ли люди только с одними положительными или отрицательными качествами?

Дети: нет

Учитель. Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

Давайте мы с Вами послушаем притчу «Белый и черный волк»

Индеец с внуком поделился

Старинной истиной одной.

К познаниям внучок стремился

И... к мудрости, как таковой

Поведал дед, что в человеке –

Борьба матёрых двух волков.

Один – за доброту на свете,

Другой – за царствие грехов!

Едва на время разбегутся,

Как вцепятся друг в друга вновь.

Один – чтоб месть подать на блюдце,

Другой – за мир и за любовь!

Внук, слушая заворожённо,

Нащупывал в сказанье толк.

Задал вопрос непринуждённо:

«Какой же побеждает волк?»

Довольствуясь таким вопросом,

И с мудрой хитростью в глазах,

Поведал дед, видать, не просто

Историю о двух волках:

«Уж, коль задал вопрос, так слушай:

Тому непобеждённым быть,

Лишь волки пожелают кушать,

Кого ты выберешь кормить!»

На доске висят картины двух волков - черного и белого волка. Под ними рассыпаны слова. Эти слова я назвала «черными» и «белыми», как эти два волка. Предлагаю вам разместить белые слова под добрым волком, а черные слова под злым волком.

Дети разделяют слова на две группы.

Учитель: Давайте прочитаем белые слова. Когда мы их произносим, от них становится тепло и уютно, радостно и спокойно. А сейчас прочитаем черные слова. Вы чувствуете холод, страх, опасность. Дети а какого волка выбираете вы?(Белого) На примере двух волков мы увидели что добро побеждает зло. Произносите больше добрых слов. Ведь если человек их часто произносит, значит, в нем есть это качество – доброта.

Физминутка – проводит ученик.

В каждом человеке есть что-то хорошее и что-то плохое. Но главное, каких качеств больше, такой и человек. Но не только слова, но и дела должны быть добрыми

Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. На коврике разбросаны слова. Пока играет музыка, вы должны будете собрать из этих слов пословицы.

Добро помни, а зло забывай.

За добро добром плати.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Добрые дела красят человека.

Тренинг «Волшебная палочка»

Если бы у вас была волшебная палочка, какое доброе дело сделал для себя, для друзей, для незнакомых людей? Подходите к кому захотите и обратитесь с добрыми пожеланиями, ласковыми словами. (Дети берут в руки волшебную палочку и по желанию вслух называют, какое доброе дело они бы сделали)

Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей)

Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).

А разве нужна волшебная палочка, чтобы помогать людям? Это можно делать и без волшебной палочки.

Присаживайтесь за парты.

Игра «Сказочный герой – добрый или злой»

Учитель: Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать сказочного героя, а вы будите отвечать, добрый он или злой. Если добрый, поднимаете желтые карточки, если злой – поднимаете черные карточки.

Рукодельница, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Мальвина, Снежная королева, Бармалей.

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему?

Да, если вы приглядитесь, то увидите, что добрых людей на свете гораздо больше, чем злых. Считается, что на добрых людях мир держится. Почти во всех сказках добрые герои побеждают, злые наказываются. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет настоящее великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый бывает добреньким только на словах, а трусливым и хитрым на деле.

Учитель: Давайте мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Наша планета такая одинокая, грустная, украсим ее. У вас на партах лежат шаблоны цветов, деревьев, бабочек и птиц. А еще кусочки цветной бумаги. Каждый берет по одному шаблону и обводит на листочке цветной бумаги любую фигурку. Работать будем дружно, помогать соседям, у кого не очень получается. Ведь мы работаем на планете добра. Готовые поделки приносим к доске и приклеиваем на планету магнитиками.

Получается красивая аппликация.

Как мы назовем эту картину?(МИР, Как прекрасен этот мир, Добро победило зло)

Какое чувсто вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро приятно и радостно).

Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души. В память о сегодняшнем уроке я приготовила вам подарки. Пусть эти маленькие подарки добавят в ваши сердца капельку добра. Старайтесь почаще делать добро окружающим вас людям. В добрый час, в добрый путь, будьте добры, благодарю, доброго здоровья!

Оксана Зайферт
Конспект НОД в подготовительной группе «Что такое добро и зло»

Цель : сформировать у детей представления о понятиях «добро » и «зло» , о хороших, добрых поступках .

Задачи :

1. Познакомить детей с понятиями «добро » и «зло»

2. Развивать умение отличать плохое от хорошего.

3. Воспитывать стремление совершать добрые дела .

4.Поразмышлять о важнейших нравственных ценностях : добре , дружбе, любви, сложности нравственного выбора.

5. Побудить к целенаправленному воспитанию в себе доброты .

6. Закреплять навыки чтения.

Предварительная работа : чтение стихотворений, художественных произведений (В. Маяковский «Что такое хорошо , и что такое плохо » и др., пословиц, высказываний о добре и зле . Рассматривание иллюстраций о хорошем и плохом поведении людей. Изготовление деталей аппликации для картины.

Материал : плакаты с пословицами и высказываниями «Доброе слово человеку , что дождь в засуху» , «Не одежда красит человека, а его добрые дела » , «Спешите делать добро » .Таблички с надписями : зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь, солнце, мама, улыбка, дружба, воспитатель, радость, дети, честность, преданность, смелость, любовь, песня. Чистый лист бумаги (ватман, детали аппликации,вырезанные из цветной бумаги : дом, деревья, фигурки детей, птиц, животных, облака, солнце, бабочки. Клей – карандаш на каждого ребенка, игрушечные весы. ПК, проектор,фонограммы песен : «Если добрый ты » , «Барбарики» , «Космос»

Воспитатель : Ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие – мы поговорим о доброте . Что такое добро ? Как вы думаете? (ответы детей) Это все хорошее, доброе , красивое.Например : солнце, улыбка, мама, цветы, воспитатель, (дети продолжают) . А еще есть зло, как вы думаете, что это такое ? (ответы детей) . Это нечто противоположное добру : дурное, плохое, беда, несчастье (дети продолжают) .

Воспитатель : Мы живем с вами на планете Земля. И если существуют на нашей планете добро и зло , значит, люди могут творить добрые и злые дела . Вспомните, когда вы встречали в вашей жизни добро , а когда зло? (ответы детей) . Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы с вами отправились на ракете в космическое пространство и наш путь лежит на планету «Добро » . Итак, давайте закроем глаза, руки опустим вниз, расслабимся (дети выполняют, звучит спокойная музыка) . А теперь откроем глаза. Мы приземлились на планету добра . Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем? (ответы детей) .

Просмотр презентации «Добро и зло »

Воспитатель : а теперь мы с вами вернемся на родную планету, чтобы делать только добрые дела . Давайте снова закроем глаза, опустим наши руки вниз, расслабимся (звучит музыка) . Итак, мы вернулись назад. Ребята, послушайте стихотворение о добрых людях .

Кто любит собак или прочих животных,

Веселых котят и щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла,

Тот людям вовеки не сделает зла.

(Р. Сеф)

Воспитатель : Итак, какого же человека можно назвать добрым ? (ответы детей) . Подведем итог, добрый человек – это тот , кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми. Вспомните, часто ли употребляете добрые слова , их еще называют «волшебными словами» (ответы детей) .А теперь послушайте пословицу : Доброе слово человеку , что дождь в засуху. Как вы понимаете ее смысл? (ответы детей) . Но не только слова, но и дела должны быть добрыми .Как гласит пословица : Не одежда красит человека, а его добрые дела . А еще вам необходимо помнить, что начатое дело нужно доводить до конца. Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать на улице, в транспорте, в природе (ответы детей) . Как вы думаете, трудно ли быть добрым ? (ответы детей) . Что для этого нужно иметь? (добрую душу , доброе сердце ) .

Физкульминутка. (группа «Барбарики» - «Что такое доброта » ) дети танцуют танец.

Воспитатель : Ребята, послушайте стихотворение А. Барто «Вовка – добра душа » .

Шла вчера я по Садовой,

Так была удивлена

Паренек белоголовый

Закричал мне из окна :

С добрым утром ! С добрым утром !

Я спросила : - Это мне?

Улыбнулся он в окне,

Закричал еще кому-то :

С добрым утром ! С добрым утром !

Малышам и взрослым людям

Паренек махал рукой,

С ним теперь знакомы будем :

Это Вовка - есть такой !

Воспитатель : Пусть ваша душа будет такой же доброй , как у героя этого стихотворения. Все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои . Сейчас мы поиграем в игру. Я буду показывать картинку сказочного героя, если он добрый - вы хлопаете в ладоши, если злой – вы приседаете и закрываете лицо руками. (Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Мальвина) А на какого героя вы хотели бы быть похожи? (ответы детей) Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце – это доброта . Она очень нужна и вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают как солнце. Как вы думаете, чего на свете больше, добра или зла ? (ответы детей) . Может быть нам помогут это узнать старинные весы? (Воспитатель показывает чашечные весы) . На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями : горе, война, беда, грубость, и т. д., а на другую – «добро » (солнце, весна, мама, честность, верность, улыбка и т. д.) . Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром . (дети подходят к весам по одному, читают свои таблички с надписями, объясняют значение слова и кладут на чашу свою табличку. Вскоре чаша весов «добра » перевешивают чашу «зла» )

Воспитатель : Вот видите, ребята, как можно победить зло.Так и в жизни : капельки добра , сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в реку, реки – в море добра . Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след .Один мудрец заметил : Человек прожил не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело ? (ответы детей)

На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные детали аппликации : дом, деревья, фигурки детей, птиц, животных, облака, солнце, бабочки. (звучит музыка «Песня кота Леопольда)») Получается красивая картина.

Воспитатель : Ребята, как мы назовем нашу картину? ответы детей (Как прекрасен этот мир, Доброта , Мир)

Воспитатель : какое чувство вы испытали, делая доброе дело ? (ответы детей) . Делать добро очень приятно и радостно! Вы еще дети, но впереди вас ждет еще много добрых дел ! Вы сделаете нашу планету Земля красивой и доброй !



gastroguru © 2017