Храм господня в израиле. Внутреннее устройство, распределение между конфессиями

Храм Гроба Господня (храм Воскресения) — это еще одно обязательное место для посещения всех туристов и паломников Иерусалима. Такого храма нет больше нигде на земле. В нём отсутствует вычурная пышность, но величие его заключается в неоспоримой святости.

В библейские времена именно в этом месте оросили и навсегда освятили грешную землю капли крови Спасителя. Храм, как и многие великие постройки, возводился столетиями.

История строительства храма начинается в 325 году, когда Иерусалим посетила мать императора Византии Константина — царица Елена. Она искала место распятия и захоронения Иисуса. Все указывало на языческий форум в саду за городской стеной, который по её приказу начали исследовать.

Среди множества могил, находившихся в этом месте (ранее здесь располагалось древнее кладбище), всё- таки удалось найти пещеру погребения Христа. Нашли и Голгофу, на которой был распят Спаситель. В IV веке над священным местом погребения по приказу Елены возвели храм, который получил название «Анастасиас» (Воскресение).

Его разрушали дважды, но затем вновь отстраивали. Таким, каким мы видим его сегодня, храм стал в XII веке.

Крупные колонны и массивные стены были построены крестоносцами. Интересно, что при строительстве они использовали как свои камни, так и камни времён Константина и Елены. Теперь под его сводами находилась не только пещера Воскресения, но и Голгофа, и ещё несколько христианских святынь, связанных с миропомазанием, распятием и погребением Спасителя. Все вместе они именуются — «Путём скорби»(via dolorosa). Улица с аналогичным названием пролегает через весь старый город.

Каждый день ключник — мусульманин открывает двери храма большим ключом, весом в полкилограмма. Два раза в неделю он полностью проверяет исправность замка и при необходимости сам ремонтирует его.

Божьим промыслом в VII веке Господь поручил охрану храма мусульманам. Когда в 638 году город оказался в руках сарацин, патриарх Иерусалима — Сафроний передал ключи от святыни халифу Омару и попросил охранять её и быть почётным хранителем ключей. Халиф поручил эту обязанность своему ближайшему соратнику Нусейбу. С тех пор все его потомки почитают за честь быть хранителями ключей. Ключник также играет роль посредника в спорах христиан за право покровительства Храму Воскресения.

Сегодня хранителем является Ваджих ибн Нусейбе. Этот представитель арабского рода владеет многими языками и зачастую с удовольствием проводит ознакомительные экскурсы для почетных гостей.

За порядком в храме и соблюдением всех религиозных церемоний, как и сотни лет назад, следят Кавасы — охранники, также являющиеся мусульманами.

Представители разных христианских конфессий долгое время вели споры о том, кто из них имеет больше прав на владение святыней. В 1852 году православным, католикам, сирийцам, армянам, коптам (христиане из Египта, которые считают себя самыми древними христианами) и эфиопам удалось договориться о территориальном распределении храма.

На первом месте по значению стоит православная церковь, владеющая почти половиной всего, что имеется в храме. Второе место занимают католики и армяне. Их значение почти одинаково. Копты и сирийцы подчиняются влиянию армянской церкви.

Все действия в храме (вплоть до ремонта) и богослужения строго расписаны между представителями разных конфессий. Запрещено вносить изменения во внутреннее убранство, поэтому всё здесь уже более 160 лет остаётся на своих местах. Но каждый год в этом месте происходит чудо, объединяющее всех христиан.

В священную пасхальную субботу на Храм Воскресения сходит божественный огонь. Учёные много веков бьются над загадкой природы его происхождения, но все их усилия в этом вопросе тщетны до сих пор.

Огонь каждый раз появляется в разном обличии: это и огненные шары, и огненная роса, и вспышки молнии и света. Церемония схождения божественного огня носит название Литании.

В первые минуты пламя настолько безвредно, что им можно даже умываться. Отсюда огонь отправляется в христианские храмы всего мира, где поддерживается весь год до следующей Пасхи.

Сам храм может вместить не более 10000 человек. Поэтому верующие с самого утра собираются у его ворот. Возглавляет церемонию иерусалимский патриарх, по молитвам которого сходит благодатный огонь.

Сегодня никто не оспаривает его право на совершение этого священного обряда. Но в 1579 году православным запретили молиться в храме. И тогда божественный огонь сошел не внутри, а за пределами святыни. Небесная молния ударила в колонну, стоявшую у дверей, и зажгла свечи в руках православных, которые находились у ворот.

Эта колонна, как немой свидетель Чуда Господнего, и сегодня находится на том же месте. Считается, что год, когда божественное пламя не спустится на землю, будет последним для людей. Поэтому паломники накануне пасхальной субботы соборуются и причащаются, как будто перед кончиной.

Сама часовня, куда снисходит благодатное пламя, разделена на две части: предел Ангела и Гроб Господень. В пределе Ангела хранится часть камня, закрывавшего вход в пещеру гробницы Спасителя. Дальше в маленьком помещении лежит плита, закрывавшая трёхдневное ложе Христа. Именно на ней рождается благодатный огонь, от которого зажигаются все светильники и свечи храма.

В нынешнем виде храм существует с 1810 года. При входе в него все главные святыни, можно окинуть взглядом одновременно. Что касается внешних стен, то сегодня, по сути, видна только одна из них, выходящая на южную площадь, сохранившуюся со времён крестоносцев. Из двух проходов, имеющихся в ней, только левый открыт для входа.

Первым делом при входе в храм следует взойти на Голгофу по лестнице, находящейся справа. В католическом пределе Голгофы находится место пригвождения Иисуса к кресту. Эта сцена изображена здесь на мозаике.

В православной части находится алтарь, под которым есть отверстие, считающееся местом казни Христа. Поэтому все верующие стремятся прикоснуться к этому месту. Но крест стоял немного дальше. Там, где сейчас располагается православное распятие.

Все иконы в этом пределе выполнены в православном стиле. Голгофу от Гроба Господня отделяют 33 шага, символизирующие число лет, прожитых Иисусом на земле.

Часто на иконах и фресках распятого Христа присутствует изображение черепа Адама.

По преданию Ной взял его на свой ковчег и затем предал земле на горе Голгофе, где впоследствии и произошло искупление грехов потомков первого Адама вторым Адамом. Через всю гору вниз идет трещина, в окончании которой действительно был найден человеческий череп. Голгофа переводится с арамейского как череп или голова.

Существует предположение, что по форме холм напоминал эту часть человеческого скелета, потому его так и назвали.

Прямо под Голгофой расположен предел Адама, принадлежащий иерусалимской православной патриархии. Здесь через специальное застекленное отверстие можно увидеть часть горы со знаменитой трещиной.

Как гласит легенда, в день распятия толпа зевак вокруг бесновалась и злорадствовала. И только двое смогли понять кто перед ними. Первый — распятый по правую руку от Иисуса преступник Дисмас, который за секунду до смерти признал Христа и попросил помянуть его в своём царствии. А второй преступник, Гестас издевался и требовал доказательств его божественной силы в виде спасения их троих.

Именно поэтому нижняя перекладина христианского креста наклонена. Одним своим приподнятым концом она указывает на Дисмаса, попавшего в Рай, вторым на Гестаса, попавшего в ад.

Уверовал во Христа и центурион Лангин. После его смерти, видя мучения Спасителя, он воскликнул, прозрев: «Истинно сей человек есть сын божий!» Сегодня в храме есть предел Лангина, куда приходят люди, имеющие проблемы со зрением.

При входе в храм находится мраморная плита, защищающая камень миропомазания. К ней стремится прикоснуться каждый христианин. Ведь именно здесь, по преданию, лежал Христос, снятый с креста.

Над камнем находятся лампады, которые символизируют сферы влияния в храме: четыре из них принадлежат православным грекам, две лампады относятся к армянской конфессии, одна — к коптской, и последняя — к католической.

Сегодня камень постоянно мироточит смесью из 40 составляющих, которой нет в природе. Миром назывались благовония и масла, которыми в древности омывали тело перед погребением.

Неоднократно предпринимались попытки выяснить природу этого явления. Что только не делали: ставили скрытые камеры, пристально наблюдали. Но ответа на этот вопрос так и не удалось получить. Сегодня на мироточащем камне можно освятить любой предмет, просто коснувшись ним его.

Перед камнем миропомазания находится центральная стена храма, украшенная огромной панорамой, выложенной из мозаики. На ней изображено снятие спасителя с креста и возложения его в гроб.

Пещеру, в которую перенесли тело Христа с камня миропомазания, стесали во время строительства. На её месте сегодня стоит часовня Кувуклия.

Она настолько мала, что её может посетить только пара человек одновременно. Поскольку паломников очень много, то пускают туда всего на пару секунд. За это время надо успеть стать на колени, прикоснуться к плите и помолиться. Служения у Гроба Господня разделены по времени. В ночное время его проводят православные, затем представители армянской церкви, и под утро католики.

После завоевания Иерусалима турками они многое унесли из храма. Один из наместников решил переместить плиту с Гроба Господня к себе в жилище. Иерусалимский священник незаметно провел по ней перстнем, после чего она треснула.

Наместник был поражён и, сочтя это плохим предзнаменованием, оставил её на месте. До сих пор мраморная плита, состоящая из двух частей, покрывает Гроб Господень, уберегая его от паломников, стремящихся унести частичку святыни с собой.

Справа от Кувуклии располагаются лампады с благодатным огнём, горящие весь год до следующей Пасхи. Верующие зажигают от них пучок из 33 свечей и сразу гасят, таким образом, забирая частичку пламени с собой. Если зажечь в своем доме эти свечи, то по поверью, их пламя отгонит все несчастья.

Закрытие храма Воскресения представляет собой тоже особый ритуал: ключник поднимается по вынесенной священником лестнице, закрывает двери храма и передаёт её через специальное отверстие назад.

Не просто ансамбль, это учебник истории и искусства под открытым небом. Великолепные здания, площади, дворы и парки, возводившиеся на протяжении нескольких веков династией Габсбургов, давно стали визитной карточкой Вены.

Полезная информация для туристов

Распространенной ошибкой является обычай ставить свечку за здравие прямо у подножия Голгофы. Здесь находятся свечи только за упокой, а за здравие ставятся неподалёку справа.

Если Вы хотите, что бы Ваши близкие были упомянуты в молитве, можно написать записку с именами на кириллице в именительном падеже и не более 10 имён и отдать её в руки монахам. Не пишите лишних слов. Ведь записки читают, не знающие русского языка греческие священнослужители.

Самые удачные часы для посещения храма — 8.00 или 17.00. В это время здесь находится минимальное количество туристов.

Женщины имеют право входить в храм в брюках, но только с платком на голове.

С разрешения одного из представителей трех конфессий есть возможность остаться в храме на ночь.

Как добраться до Храма Гроба Господня

Добраться до Яффских ворот можно на автобусах № 3, 19, 13, 41, 30 и 99. Оставшийся путь придётся проделать пешком.

Часы работы и цены на посещение Храма Гроба Господня

Время посещения зависит от месяца, в который Вы решили здесь побывать. С апреля по сентябрь он открыт с 5.00 до 20.00. А с октября по март с 5.00 до 19.00.Посещение храма является бесплатным.

В пятницу 9 ноября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В ночь с субботы на воскресенье он совершит Божественную литургию в Храме Гроба Господня.

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме – это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства – Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

Портал “Православие и мир” предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям – вместе с фотографом .

Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.

Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.

Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.

Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой – у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.

Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.

В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cв. Елены с 13 ступенями.

Справа виден вход вниз… Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.

В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем – 8 лампад (4 – греческие, 2 – армянские, 1 – латинская, 1 – коптская).

На фото коптский монах затепляет лампаду.

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Двор храма Гроба Господня.

Служители храма Гроба Господня, охранники.

Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) – типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).

Очередь в кувуклию.

Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня).

Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г. (первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православного и католического) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве). Греческая перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» – «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс. лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его восточной части (троны Патриарха Иерусалимского у южного столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного). Над иконостасом – галерея с тремя выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж. входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

Кувуклия

Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах.

Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в три ряда – по числу основных исповеданий. В северной и южной стене – овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное – для армян, северное – для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Пещера храма Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения – от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св. ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт. часовни, восстановленной тридцатью годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али.

Подземный храм Обретения Животворящего Креста , храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов . На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей , он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.

Храм разделен между шестью христианскими обществами представляющими три основные вероисповедания представленные в Святой Земле - Православное , римо-католическое , антихалкидонское . Во избежание недоразумений заинтересованные стороны в распределении собственности и порядке служб соблюдают исторически сложившийся status quo, определяемый хатт-и-шерифом года, подтвержденным фирманами и годов. Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждым религиозным обществом, строго оговорены (ни одна икона, ни одна лампада не могут быть добавлены или убраны без общего согласия). Камень помазания находится в общем владении. «Стражами и хранителями дверей храма» является с года мусульманское семейство Нусейбе.

Разпределение частей храма

Колонна Святого Огня – одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал слева. Она была чудесно расколота почти наполовину в Великую субботу года. В связи с возникшими тогда спорами о пасхалии (православные праздновали в тот год Пасху 6 апреля , на неделю раньше, чем армяне-антихалкидониты) османские власти по настоянию армянского наместника заперли храм, не допустив православных на службу Святого Огня . По молитве православных верующих, собравшихся у закрытых дверей во главе с митрополитом Вифлеемским Парфением и архиепископом Газским Афанасием (патриарха Феофана IV в то время не было в Иерусалиме), из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Святой Огонь .

В правом, северо-восточном углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне , служившей вестибюлем Голгофского придела . Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей или «часовней франков », иногда упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. Под римо-католическим приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в православный парекклисион преподобной Марии Египетской .

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой толщиной в 30 см., на боковых сторонах которой по периметру вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому . Соответствующий евангельский текст (Ин 19, 38 -40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Господа Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания. Мозаика была выполнена по благословению патриарха Диодора в году В. Цоцонисом . Над Камнем - 8 лампад (4 - православные, 2 - армянские, 1 - латинская, 1 - коптская).

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с века в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Часовня Гроба Господня (Кувуклия)

Часовня Гроба Господня, или Кувуклия, стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды. По бокам от входа в Кувуклию – невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам. Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии - русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов в технике ростовской финифти . В году, по заказу Иерусалимской Патриархии, старинные финифти были заменены новыми, изготовленными по современной технологии ростовской фирмой А. Рудника.

Кувуклия (8,3х5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07х1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4х3,9 м.), где расположен придел Ангела . Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Святого Огня в Великую субботу (северное – для православных, южное – для армян). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы , справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес ».

Пещера Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в году. Максим Симеос , последним видевший в году каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса , замученного турками в Константинополе на Пасху года.

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы , принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20, 12). С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол . Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в году. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте . В году православные греки реконструировали Кувуклию без коптской часовни, восстановленной 30 годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши , сына египетского хедива Мухаммада Али. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в году ниша Святого ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов.

Ротонда

Храм Воскресения Господня (Кафоликон)

Ранее храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православной и римо-католичской) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии. Базилика крестоносцев объединяла эти объекты в едином внутреннем пространстве. Ныне кафоликоном (соборным храмом) Воскресения Господня в называют «срединный» объем комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара года. Греческая перестройка того времени изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас . С литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» - «пуп Земли». Представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения известно издревле (Пс 73, 12), но это сооружение появилось в храме не ранее года. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Христа Вседержителя в окружении Божией Матери , святого Иоанна Предтечи , архангелов Михаила и Гавриила , 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов . Мозаичные работы в куполе кафоликона были завершены в году.

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата , почему тут имеется 2 тронных места в его восточной части – престолы патриарха Иерусалимского у южного столба и его представителя, митрополита Петро-Аравийского , у северного. Над иконостасом – галерея с 3 выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизантийскому правилу диакон должен читать Евангелие . Вся восточная часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, северный и южный входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Галереи кафоликона

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в которых размещаются несколько приделов .

В северной галерее храма находится место, называемое Аркады Девы : огромные 4-гранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между которыми выделяется беломраморный фрагмент постройки императора Адриана . Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

В восточном конце галереи расположена православная часовня , обозначенная на старинных планах как часовня Уз или Темница Христова , впервые упоминаемая в источниках на этом месте не ранее века. Это не археологическая реконструкция, а архитектурно оформленная «литургическая модель» подлинной Христовой Темницы. Перед входом в нее под престолом находится каменная плита с 2 отверстиями для ног, куда сажали приговоренных, сделанная по аналогии с кандальной каменной скамьей в Претории. Греки обычно называют это помещение часовней святых жен-мироносиц , а русские богомольцы с недавнего времени - часовней Богородицы Плачущей, по находящейся в ней иконе Богоматери «Умиление» XIX века, которая с года почитается чудотворной. Первоначальное назначение этого помещения неизвестно; предположительно к времени Распятия здесь находилась древнееврейская гробница; по другой версии, сюда, в заброшенную пещеру, приходили cвятые жены-мироносицы.

В амбулатории , позади алтарной апсиды кафоликона, находятся еще 3 придела. Первый, православный, посвящен святому Лонгину Сотнику . На его мраморной балюстраде начертан стих из Евангелия: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий » (Мф 27, 54).

Следующий, расположенный в галерее придел принадлежит Армянской церкви и посвящен Разделению риз (Ин 19, 23 -24); согласно преданию, именно на этом месте распинавшие Христа легионеры разделили Его одежды (при этом на Голгофе существует римо-католический престол того же посвящения).

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви святой Елены, помещается придел Тернового венца . В центре придела, под престолом, под стеклом помещен фрагмент толстой, круглой колонны серого мрамора, именуемой Колонной поругания. По преданию , на этой колонне, высотой не более 30 см, сидел Спаситель в момент увенчания Его терновым венцом (Мф 27, 29). По свидетельству русских паломников середины XIX века, тут же «в стене за стеклом и за решеткой» сохранялась часть тернового венца .

Подземные храмы

Подземная церковь святой Елены ныне принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой - у эфиопов . Храм имеет 2 престола: северый алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице святой Елене и ее современнику святому Григорию Просветителю . Согласно армянскому преданию, когда святитель Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, он был удостоен схождения Cвятого Огня. Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII века. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой с сюжетами из истории Армении . Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным святой Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cвятой Елены 13 ступенями соединена с римо-католичской церковью Обретения Креста , расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cвятой Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийский эрцгерцогом Максимилианом . В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным православным крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Пещера Обретения, по словам А. А. Дмитриевского в начале века, «составляет ныне почти безраздельную собственность католиков, но еще в г. здесь стоял греческий престол » . В праздник Воздвижения православным духовенством во главе с патриархом совершалась торжественная литания , именуемая парусией : крестный ход выходил из южных дверей кафоликона и по амбулаторию проходил к лестнице храма Елены. Затем процессия спускалась в пещеру Обретения, где исполнялся тропарь праздника и совершался патриархом чин Воздвижения Креста в 4 местах – по концам воображаемого Креста. Затем крестный ход направлялся к Кувуклии и, трижды обойдя ее, поднимался на Голгофу, где чин Воздвижения Креста повторялся .

Слева от православной плиты на месте Обретения Креста из выемки в стене слышно, по словам паломников, «адское гудение». «В сущности это явление происходит оттого, что против этой выемки находится под храмом огромная, ныне пустая цистерна » . В году по благословению Армянского патриарха было исследовано пространство к северо-востоку от апсиды церкви святой Елены. Обнаружили помещение, доступ в которое был закрыт еще в древности. Эта вновь обретенная часть храма получила название часовни святого Вардана Полководца или Армянских воинов-мучеников с проходом из церкви святой Елены. В центре часовни расположен алтарь с хачкаром во имя 1036 армянских мучеников, павших во время армяно-персидской войны в году.

Голгофа

Важнейшее из мест поклонения во всём Храме Гроба Господня - церковь Голгофы, которая заключает в себе место распятия Христа . Свой современный архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в году. На святом месте Распятия пребывает лишь сама скала, которую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5х11,5х9,25 м. На скалу ведут 2 лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский всход» ведет к римо-католичскому приделу), левая - со стороны кафоликона («греческий всход» ведет к главному православному приделу). 2 нефа , разделенные приземистыми массивными столпами с аркой между ними, образуют православный и католичские приделы Голгофы, который в византийское время они составляли единый храм.

Православный престол , высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя (Мф 27, 51).

Южный придел церкви Голгофы – Пригвождения ко Кресту – принадлежит римо-католикам-францисканцам . Он приобрел современный вид в результате реставрации в конце 1930-х годов по проекту А. Барлуцци, после землетрясения года. От мозаик времени крестоносцев сохранился лишь фрагмент композиции «Вознесение Христово » на своде центральной арки. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани из монастыря Сан-Марко во Флоренции) был пожертвован в храм в году великим герцогом Тосканским Фердинандо Медичи . Считается, что алтарь поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя. Первоначально он предназначался для Камня помазания, чем объясняется его вытянутая форма, однако из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в приделе церкви Голгофы.

Под аркой, отделяющей римо-католическую часть Голгофы от православной, находится римо-католический алтарь «Stabat Mater» (по первым словам молитвы итальянского поэта-францисканца XIV века Якопоне да Тоди). За престолом помещено скульптурное изображение Пресвятой Девы с мечом в груди в соответствии с предсказанием Симеона Богоприимца (Лк 2, 35) (скульптура пожертвована португальской королевой Марией I Браганца и доставлена в Иерусалим из Лиссабона в ).

Под скалой Распятия расположен придел Адамовой главы , иначе известный как придел Мелхиседека , по преданию совершившего здесь погребение главы прародителя рода человеческого . Отсюда видна расселина в Голгофе шириной около 15 см.

Из этого придела дверь справа ведет в кабинет-келью епитропа храма (бывший придел святого Иоанна Предтечи), откуда можно пройти в православную ризницу , где хранится крест-реликварий с частицей Животворящего Древа и множество частиц мощей святых.

Двор и его постройки

Территория площади перед входом в храм почти целиком принадлежит Иерусалимской Патриархии. В левом углу двора возвышается

Как гласит Священное писание, Храм Гроба Господня в был построен на месте распятия Иисуса. Именно здесь, по преданию, он был погребен, а затем воскрес чудесным образом. Это место - одно из самых главных для христиан всего мира.

История храма Гроба Господня очень древняя. Самая первая церковь здесь была построена матерью императора Константина по имени Елена, которая приняла христианство, будучи уже в преклонном возрасте. Там, где сегодня находится знаменитый храм Гроба Господня, существовал в те времена храм одной из языческих богинь – Венеры. Войдя в его подземелье, Елена первой обнаружила вход в ту пещеру, в которой находились Гроб Господень и крест - распятие Спасителя.


На протяжении веков храм Воскресения Христова не один раз разрушался и подвергался перестройкам, а также переходил в ведение то мусульманских, то христианских правителей. В 1810 году церковь была восстановлена после ужасного пожара.

Ныне храм Гроба Господня в Иерусалиме имеет три части: это храм Воскресения, храм на Голгофе и часовня Гроба Господня. Данная территория разделена между армянской, сирийской, греко-православной, коптской, эфиопской и, конечно, римско-католической конфессиями по соглашению 1852 года. Каждая из этих конфессий молится в храме в строго определенное именно для нее время. Для предотвращения конфликтов ключи от здания храма еще с XII века хранятся в семье мусульман, где они передаются по наследству старшему из сыновей. Любые изменения в храме Гроба Господня могут быть сделаны только при общем согласии представителей всех конфессий.


Экскурсия в храм Гроба Господня

Все местные экскурсии начинаются у центрального арочного входа, рядом с которым на мраморном полу лежит так называемый Камень миропомазания. На нем Никодим и Иосиф смазывали тело Иисуса маслами перед погребением. Сразу за Камнем начинается храм Воскресения. Слева же от камня расположилась центральная часть храма - Ротонда - круглое помещение с колоннами и куполом. В отверстие этого купола храма Гроба Господня проникает свет солнца, а накануне Пасхи - Благодатный Огонь. На куполе изображены 12 лучей, символизирующих 12 апостолов, а деление каждого из лучей на три части является символом триединого Бога.


В Ротонде расположена Кувуклия храма Гроба Господня. Эта часовня из мрамора делится на две части: первая – это Гроб Господень, а вторая – так называемый придел Ангела. Через окошки последнего передается Благодатный Огонь, сходящий ко всем прихожанам накануне Святой Пасхи.


Непосредственно Гроб Господень является маленькой пещерой, в которой с трудом помещается 3-4 человека. По преданию, на этом погребальном ложе и покоилось тело Христа. На стенах Гроба Господня висят католические и армянские иконы, изображающие воскресение Христа Спасителя и Деву Марию с младенцем на руках.


Еще одна святыня храма Воскресения Христова - это, конечно, Голгофа. Здесь стояли три креста. Места двух из них, на которых были казнены разбойники, обведены черными кругами, а место третьего креста, на котором казнили самого Христа – серебряным кругом. Вершина Голгофы разделена на католическую и православную части, в каждой из которых происходят церковные службы. На современную Голгофу ведет древняя лестница.


В центре третьей части храма, которая именуется храмом Воскресения, стоит каменная ваза, символизируя «пуп земли». Именно в этом месте Бог создал Адама. Считается, что в подземелье храма Воскресения царица Елена и увидела крест. Иконы, находящиеся в Храме Воскресения, повествуют о распятии и воскресении Христа.


Купола иерусалимского храма украшены мозаикой с изображениями Божьей Матери, Христа Спасителя, Архангелов Михаила и Гавриила, Иоанна Крестителя, серафимов и херувимов.


Храм Гроба Господня в Израиле сегодня - это святой центр христианской религии, к которому ежегодно совершают паломничество многочисленные верующие со всего мира.


Прилетев в Израиль невозможно не побывать в его столице Иерусалиме и главной святыне всего христианского мира - Храме гроба Господня. Древний город, которому насчитывают более 3500 лет, покажется интересным для многих, вы окунетесь в атмосферу какой-то особой святости, таинственности и непроходящей волшебной сказки. В этом городе распяли Иисуса Христа и отсюда пророк Мухаммед поднялся в рай. По этим, отполированным миллионами ног каменистым улочкам, проходили цари и рабы, воины и паломники, торговцы и нищие.

В историческую часть города ведет 8 ворот: Яффские, Сионские (ворота Давида), Дамасские (Шхемские), Мусорные (Навозные), Львиные, Ирода (Цветочные), Новые и Золотые. Мы зашли в город через Яффские ворота, от них удобнее всего совершать прогулку по Старому городу.

Иерусалим поделен на четыре квартала: мусульманский, христианский, армянский и еврейский. Мусульманский квартал самый большой и его населяют арабы. Здесь находятся наиболее значительные места для мусульман мечети, они почитаются мусульманами наравне с Меккой. Тут огромное количество магазинчиков и лавочек, рассчитанных на туристов.

Армянский квартал самый маленький, они живут своей немногочисленной и замкнутой общиной, говорят на своем языке, учатся в национальных школах. Представители армянской диаспоры в основном занимаются творческими профессиями.

В центре христианского квартала находится Храм Гроба Господня, где, согласно церковной традиции, был распят, похоронен, а затем воскрес Иисус Христос. Туда то мы сначала и проследуем.

В еврейском квартале расположена святая святых иудейского народа - Стена плача, у которой сегодня тоже побываем.

Паломники идут в храм тем же путем, которым когда-то шел Иисус Христос - Виа Долороса, Крестный путь, Дорога скорби - это дорога, по которой Иисус Христос прошел от места приговора к казни до Голгофы. На Виа Долороса находятся девять из четырнадцати остановок Крестного пути Христа. Последние из оставшихся остановок находятся на территории храма Гроба Господня.

Древним узкие улочки, вымощеные камнем, идут через узкие кварталы и рынки. Без проводника тут очень легко заблудиться. Находиться в самой гуще базара непередаваемое ощущение. Как будто мы перенеслись веков на 10 назад в прошлое. Тут продается все: от ковров ручной работы до всяких мелких сувениров, бижутерии, сладостей. Каждый упорно зазывает к себе купить какую-нибудь безделушку.

Пройдя еще немного, мы очутились на площади перед Храмом Гроба господня. Тут всегда огромное количество людей, одни собираются войти в храм, а другие уже выходят. Войти в Храм можно через деревянные ворота - это единственное место, доступное для прохода обычным людям.

Прямо после входа в Храм расположен Миррский камень или камень помазания. По преданию, именно на него положили тело Иисуса Христа после распятия, чтобы подготовить к погребению. Если положить на этот камень любой предмет, то он будет освещен, поэтому сюда кладут крестики, свечи, иконки и прочее.

Гора Голгофа, где был распят Иисус, тоже находится в пределах Храма. Туда ведут узкие высокие ступеньки. Честно говоря, Голгофу я представлял совершенно по иному и никак не мог подумать, что это небольшой холм.

В глубине часовни через стеклянное окно видна расселина шириной 15 см, по которой, согласно традиции, кровь Христа достигла прах Адама. На нижнем уровне, под православным престолом Голгофы, находится так называемая часовня Главы Адамовой. Согласно преданию, распятие Иисуса Христа произошло на месте погребения Адама.

Внутренний интерьер Храма

Ротонда с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия.

Кувуклия - небольшая часовня, непосредственно в которой находится Гроб Господень. Очередь сюда самая большая, мы простояли около часа. Запускают по несколько человек, фотографировать там запрещено. Там я испытал самые необычные эмоции, которые сложно описать.

После Храма мы снова пошли по узким улочкам Иерусалима в сторону еврейского квартала и Стены Плача.

Чтобы подойти к стене, необходимо пройти металлодетекторы и показать содержимое сумок военным. Это место очень сильно охраняется, т.к. велика опасность террактов. Сама стена разделена на 2 части: слева мужская и справа более маленькая женская.

При ее посещении необходимо надеть кипу, они выдаются на входе.

Сами евреи называют ее Западной стеной, а название "Стена плача" возникло у христиан. Дело в том, что когда евреи молятся, то немного покачиваются и возникает ощущение, что они плачут. Еще есть традиция писать записки со своими желаниями и вкладывать в расселины между камнями стены. Если это сделать, то написанные желания обязательно сбудутся.

Выходили из Иерусалима мы через другие ворота - Мусорные. Отсюда открывается вид на Масличную гору - место, с которой Иисус вознёсся на Небо и на которую, возможно, вернётся в конце времён.

Провести день в таком городе - это ужасно мало. Я бы с удовольствием вернулся бы и подробнее изучил старые улочки Иерусалима и другие кварталы.

Все посты путешествия по



gastroguru © 2017