Рассказы о силе молитвы. Действенна ли сила молитвы? Сила молитвы — в словах, обращённых ко Всевышнему

Верующие люди периодически прибегают к силе молитвы, чтобы поправить здоровье, попросить наставить на путь истинный, сделать правильный выбор, защитить, уберечь. Множество удивительных исцелений и разного рода чудес уже повидал мир: иногда в тех случаях, когда медицина оказывается бессильна, целительная сила спасает людей, которые балансируют между жизнью и смертью.

Сила молитвы: к кому обратиться?

Люди, которые недавно начали ходить в церковь, не знают, к каким святым следует обращаться с той или иной просьбой. В зависимости от судьбы великомученика, описанной к житие, у каждого из них есть своего рода специализация, зона влияния. Обращаясь к святому, который «отвечает» за нужное вам направление, вы скорее сможете убедиться в силе молитвы.

Итак, к какому святому обращаться:

  • просьбы о зачатии, вынашивании плода - святые Захария и Елизавета;
  • просьба наставить дитя на путь истинный - преподобный Серафим Саровский;
  • просьбы об исцелении - великомученик Пантелеймон, Матрона Московская;
  • просьба избавить от гнева - преподобный Ефим Сирин;
  • о возвращении без вести пропавшего ребенка - архангел Михаил;
  • просьба спасти душу родственника, ввязавшегося в секту - святой Николай Чудотворец;
  • просьба о вступлении в брак, отыскании жениха - Дева Мария, Екатерина;
  • просьба защитить от разбойников, мошенников, грабителей - святой Николай Чудотворец.

Сложно переоценить силу молитвы и святой воды. Если каждый раз в моменты уныния, гнева, страха, вы не будете поддаваться эмоциям, а обратитесь к святым – вы почувствуете облегчение и освободить свою душу.

Сила молитвы «Отче наш»

Молитва «Отче наш» по праву считается одной из самых сильных и универсальных православных молитв. Ее можно читать в час уныния, болезни, любых неприятностей, и всегда получать помощь от Господа Бога.

Иисус Христос говорил: «Молиться - означает посылать светозарные потоки в пространство. Если вы не получаете помощи и защиты от Неба, то только потому, что вы сами не послали свет. Небо не станет заниматься тем, что погасло. Вы хотите, чтобы оно ответило на ваши призывы? Зажгите все ваши лампы» .

Обращаясь к молитве, вы открываете доступ в тонкие энергетические слои и можете реально влиять на судьбу, здоровье. Важно научиться обращаться к молитве не только в горе, но и в радости, в благодарности.

Сила молитвы - исследования ученых

Не смотря на то, что религия и наука практически не имеют точек пересечения, ученые обнаружили, что феномен молитвы имеет место быть. Было обнаружено, что люди, которые регулярно молятся во время болезни, действительно выздоравливают быстрее и легче тех, которые не обращаются к молитвенным текстам.

Ученые проводили много экспериментов по этому поводу, и установили. Что положительный настрой человека в данном случае не играл роли: наблюдение было за младенцами, животными и даже бактериями.

Был проведен еще один интересный эксперимент: в одной из клиник, в которой имплантируют зародыш в матку матери, все женщины были разделены на две группы. За участниц одной из групп тайно молились. Удивительно, но именно у женщин этой группы в несколько раз чаще плод приживался и беременность протекала хорошо.

Особенно большую силу показывает молитвы матери. Когда мать начинает поститься, вести праведную жизнь, молить Бога за своих детей, она чистит не только их ауру, но и свою собственную, влияя таким образом на судьбу всего рода. Причем сила материнской молитвы всегда одинаково велика, независимо от того, какой конкретно текст произносит женщина.

Сложно объяснить, почему молитвы действуют, но то, что эффект от них определенно есть, признала даже официальная наука.

Поистине много может усиленная молитва (Иак 5:16). Это подтверждается множеством примеров. Апостол Иаков дает при­мер из Священной истории Ветхого Завета: по молитве пророка Илии небо не давало дождя в течение трех с половиной лет. Для народа Божия это означало испытание голодом.

Имея перед собой яркий пример сильной молитвы, я стою перед ним в сознании собственной немощи. И чтобы это сознание не стерлось во мне со временем, Церковь ежедневно напоминает мне о грехах против молитвы. Ежедневное вечернее правило содержит в себе молитву ко Пресвятому Духу. В ней верующий просит прощения у Бога: Прости, Господи, Царю Небесный, аще стоя на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся… или о молитве не радих . Ум мой отходит от молитвы, направляясь к лукавству мира сего, потому что мирское сильнее, чем духовное, затрагивает мой ум. Я нерадиво отношусь к молитве, потому что хотя и знаю, как много может молитва, но это знание не стало силой, преобразующей жизнь, не стало опытом. И поэтому когда мне нужно решить какую-то задачу, я прежде всего подбираю мирские средства для ее решения. Я стараюсь делать дело, а молиться о деле приходит в голову, только если дело не получается. Молитве в данном случае отводится роль соломинки, за которую хватается утопающий. А ведь он видит, что хватается за соломинку, то есть за что-то крайне некрепкое, ненадежное, но поскольку другого выхода у него нет, хватается за то, что есть.

Конечно, такое отношение к молитве образцовым никак не назовешь. Далекое от образцового положение дел надо как-то исправлять. Но как? Кто может усилить нашу немощную молитву? Есть ряд условий, при которых молитва может стать сильнее. Православная мистико-аскетическая традиция большое место уделяет условиям, способствующим внимательной молитве, в которой участвует весь человек. Отцы-исихасты подчеркивают важность психофизического единства человека молящегося и специально говорят о первой стадии освоения молитвенного делания как о стадии устной молитвы, то есть молитвы, совершаемой не только “про себя” , но и проявляющейся во внешней речи, то есть телесно. Однако и молитва, совершаемая вслух (велегласно), может быть вполне бездушной. Даже молясь на весь храм, диакон может незаметно перейти с одной молитвы к совершенно другой и вместо Многая лета возгласить Вечную память .

Для того, чтобы сохранить внимание во время молитвы, практикуется краткословная молитва. Наиболее известная ее формула - это молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного . Краткословная молитва помещается в одной простой фразе, и ум за несколько ее слов просто не успевает утомляться, то есть краткословная молитва не требует от молящегося каких-то особых интеллектуальных усилий, что позволяет разуму долго и активно участвовать в молитвенном делании. Однако практика Иисусовой молитвы также не всегда является примером живой сильной молитвы. Повторяя по много раз молитву Иисусову, человек может постепенно перейти к механическому воспроизведению слов этой замечательной молитвы. Один из афонских подвижников ХХ века уподобляет механическое повторение Иисусовой молитвы тиканью часового механизма. В такой молитве жизни не больше, чем в часах.

Еще один усилитель молитвы можно увидеть в том, чтобы стараться молиться как можно чаще и продолжительнее (в конечном счете - молиться непрестанно). Но и это условие усиления молитвы само по себе не приводит к достижению искомого результата. Святитель Игнатий Брянчанинов сравнивает продолжительную молитву, совершаемую внешним образом, с обильным дождем, который падает с неба и разбивается о железную крышу, под которой хранятся зерна. Зерна не получают влаги, не прорастают и не приносят богатый урожай. Этот образ святителя Игнатия говорит о том, что внешние приемы по усилению молитвы могут не дать результата.

Церковный писатель протоиерей Валентин Свенцицкий называет еще одно непременное условие успеха в молитве - это борьба со страстями. Действительно, много может молитва праведного, бесстрастного.И стало быть, путь к праведности - это путь к сильной молитве. Но многое зависит от того, как понимается праведность. В истории Церкви есть пример ереси, содержание которой целиком мистико-аскетическое. Ересь мессалианства - ересь “молящихся”, которые считали, что 15-летней борьбы со страстями достаточно для того, чтобы стать бесстрастными навсегда, и что для бесстрастного человека молитвенное делание есть такое богообщение, которое заменяет собой таинства.

Православная установка радикально отличается от мессалианской: борьбе со страстями и покаянию в грехах на земле нет конца. Это значит, что продолжительные аскетические подвиги способствуют очищению сердца от страстей, но не гарантируют бесстрастия. Отвержение мессалианства означает еще и то, что церковная соборная молитва, церковное богослужение - это не первоначальный этап в молитвенном делании; церковная молитва - это пожизненная школа для всех верующих. Личная молитва верующего усиливается от того, что она, как маленькая струйка, входит в поток молитвы собравшихся в храме Божием (протоиерей Глеб Каледа).

Все эти приемы, усиливающие молитву (молитва вслух, краткословная, частая и продолжительная, соборная) будут плодотворными только при соблюдении определенного условия: между небом (Богом) и землей (человеком) не должно быть железного занавеса. Человек молящийся не должен закрываться от небесного дождя железной крышей. Когда молитвенник открывается Небу, он получает дождевую воду жизни вечной, как Небесный дар, и это приносит обильный плод. Одних усилий человека для того, чтобы молитва стала сильной, мало. Нужно, чтобы усилия человека были умножены силой Божией. Сильная молитва может быть именно результатом содействия (синергии ) Бога и человека.

Сильной молитвы нет без силы Божией. Само богооткровенное библейское представление о Боге связано с образом Силы. То слово, которое в переводе Ветхого Завета мы читаем как Бог (на языке оригинала Эль, Элоах, Элогим ), буквально означает ‘Си­ла’ или ‘Силы’ (во множественном числе, то есть Сила в высшей степени). Бог воспринимался ветхозаветным человеком как Сила по преимуществу, Сила всепобеждающая. И в православном богословии это учение о Боге как о Силе нашло свое особенное выражение. В ХIV веке подвижник и великий богослов Православной Церкви святитель Григорий Палама сформулировал учение о нетварных Божественных энергиях. Согласно этому учению, Бог открывается в мире как нетварные силы (dЪnamij ) и нетварные действия (™nљrgeia ), причем сила Божия непосредственно и есть Сам Бог. И человек может достичь единства с Богом не по сущности, как учат об этом пантеисты, и не по личности, что означало бы растворение личности человека в Личности Бога . Соединение Бога и человека возможно как прямое и непосредственное, и возможно оно именно в энергии, в силе, в действии, и это соединение на языке догматики называется синергия - содействие.

Синергийная молитва немыслима без Бога, Который действует Собою в молящемся, и немыслима без человека, без его усилий. В древнем Патерике есть одна история, которая хорошо иллюстрирует это утверждение. К великому подвижнику Антонию пришел человек с просьбой помолиться за него. Авва ответил ему: “Ни я, ни Бог не сжалится над тобой, если ты не будешь заботиться сам о себе и молиться”. Молитва, усиленная синергией, возможна как совместное действие двух: Бога и человека. Сила молитвы имеет место тогда, когда сила Божия в немощи совершается (см. 2 Кор 12:9). Это таинственное изречение Апостола дает надежду всем, кто ищет усиления своей молитвы. Апостол Павел свидетельствует, что даже обессиленный, немощный человек, если он эту свою немощь осознает и исповедует перед Богом, если он открывает свое сердце для того, чтобы Бог вошел в него Своею силой, вошел в него как сила, укрепляющая немощь человеческую, то Бог действительно посещает такого человека и творит в нем и через него чудные дела Свои. Эта немощь человека, молящего Бога о подании силы, и есть та нищета духовная, о которой говорил Господь наш Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф 5:3). Человек, ощущающий себя духовно нищим, просит о духовном даре, и если он взыскует самого главного - Самого Бога, Самого Дарителя и Дар, Саму Силу всепобеждающую - тогда Господь сходит с Небес на землю сердца такого человека как благодатный дождь, наполняет его жизнью и делает молитвы его действенными и сильными.

10769 просмотров

Каждый задумывался почему помогают молитвы людям в просьбах, чаяния, в скорби и радостях? В чём сила молитвы?

Молитва для верующего – помощник, защитник, целитель, утешитель, и очень сильный оберег.

«Вначале было Слово…» — читаем мы в самом мудром важном святом источнике Евангелие от Иоанна (Новый Завет). Обретя разум и сознание, человек произнёс слово — набор звуков с заключённым в них смыслом, чем и стал отличаться от других живых существ.

Сила молитвы — в словах, обращённых ко Всевышнему

Молитвы — это не только набор слов. Это посланная энергия, свет и любовь к Богу. Поговорим в чём же сила и волшебство молитв? Почему они помогают человеку в его просьбах и чаяниях?

Слово – это то, с помощью чего живём, творим, с чего день начинается в нашей жизни: «Добрый день» и заканчивается — «Доброй ночи».
Речь человеческого общения трудно заменить, в ней вся палитра наших чувств к словам произносимым, наше отношение к описываемому событию, её трудно заменить чем-то иным.

«Язык — кладезь, вместилищем познаний человека, оказывающий влияние на развитие человека как личности».

Силу слова люди чувствовали всегда и трепетно к этому подходили. Неслучайно говорят:

«Словом можно убить и можно душу растопить».

А вы замечали, что произнося слово «спасибо» десятки раз за день, мы, особо не вдумываясь в его суть, но испытываем тепло и особую признательность к тому, кого благодарим. А если глубже вникнуть в суть этих звуков, ведь это не что иное, как «СПАСИ Бог».
Или другие яркие словообразования:

  • «Благодарю»: «Благо- Дарю».

  • «Здравствуйте»: «Будьте в здравии».

Верующие люди, почитающие божий храм, с радостью и глубиной чувств, служащие Богу, всегда признают силу молитвы, называя её связью с Богом.

Почему помогают молитвы с точки зрения энергии?

  • Слово - это сложная комбинация цифровых кодов, посредством которых мы сами того не осознавая, осуществляем связь с Всевышним и всей Вселенной. Каждой букве алфавита присуща определённая форма, создающая особое энергетическое торсионное поле.
  • Все слова, что живут вокруг нас — это определённая информация всеобщего сознания. Потому важно, чтобы они несли благую наполненность, были лишены негатива.
  • Вера — особая энергия, вложенная в слова молитвы, передаётся мысленно через пространство.
    Обращение в молитве к Создателю – образ которых живёт в каждом человеке По сути, в нас в каждом есть божья частичка. Помните же, Бог создал нас по своему образу и подобию.
  • Особенно молитвы помогают в святых местах: церковных храмах, особо почитаемых источниках, у захоронений, святых мощей, то есть там, где присутствует особая энергетика, которую нельзя описать и определить, но она есть, работает, живёт.
  • Находясь в божьем храме во время литургии, рядовой службы, все верующие излучают общую мощную энергии. И вы в этом общем хоре обращения к потусторонним силам, к ликам Святым вплетаете в общий хор своё желание, мольбу, просьбу. Так они скорее будут услышаны и дойдут до Создателя, нежели вы молиться один дома.Но можно и одному дома так настроить канал своего общения — что и он будете иметь не малый эффект воздействия и на Вселенную и значит возможность обрести то, что ждёшь от неё.

Если человек истинно верит в силу молитвы, в силу веры, способен отдаться им, то в таком состоянии в его мозге возникают особые волны, называемые дельта-волны, которые способны чувствовать лишь младенцы грудного возраста.

В молитвах молящийся на время уходит от земной реалии, мыслительные процессы приостанавливаются, человек начинает воспринимать мир душой.

Иисус говорил:

«Молиться — означает посылать светозарные потоки в пространство. Если вы не получаете помощи и защиты от Неба, то только потому, что вы сами не послали света. Небо не станет заниматься тем, что погасло. Вы хотите, чтобы оно светило на ваши призывы? Зажгите все ваши лампы».

Молитва поможет лишь в том случае, когда она идёт из самого сердца с верой. Хорошо, если человек знает молитвы канонические, те, что даёт нам религия. Не знаете — это не повод не читать молитвы. Просто ведите разговор с Богом:

«Спасибо, Господи, за всё тобой содеянное, за утро… за сон… за пищу…за жизнь… за здоровье, за силы, чтобы я смог выполнять волю Твою». «Спасибо, Господи!», «Спаси, Господи!» Произнося эти простые слова, наполненные смыслом вы сами быстро заметите, как высшие силы вас услышали и ответили добром, светом, радостью.

Научно доказано, молитвы рядом с горящей свечой, сильнее усиливают звуковые вибрации, вызывая колебания общего биополя земли, а оно переводит их в волны, и возносит к Богу. И запускается обратный эффект: на человека нисходит Божья Благодать — энергия и информация очень тонких вибраций, которые исцеляют и душу и тело.

Научно подтверждена польза молитвы для здоровья и её благотворное влияние на работу мозга. Вот почему верующие люди, посещающие храм, совершающие молитвы, имеют лучшее здоровье, живут дольше и не лишены здравомыслия.

Говорите с Богом, как с Отцом вашим, доверяя ему всю себя, просите сил и любви в сердце – и ваша жизнь наполнится радостью, вы обретете истинно свой путь, поймете свое предназначение.
И будут услышаны ваши просьбы и молитвы!

СИЛА МОЛИТВЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ. Когда мы говорим о молитве, речь идет о неком таинстве. Ведь молитва, как мы знаем, в своей простейшей формулировке является отношениями человека и Бога или, по крайней мере, основной формой этих отношений. И, безусловно, все, что связано с Богом, с трудом поддается изучению и определению. Должен признаться, и я не мог с легкостью решить, о чем я должен здесь рассказать. Но, в конце концов, я пришел к выводу, что, прежде всего, человек должен ознакомиться с важнейшей стороной всей проблематики молитвы и ее силы – условиями, благодаря которым молитва становится неотъемлемой частью человеческой жизни. Я полагаю, что никто непосредственно не заинтересован в том, чтобы узнать, что собой представляет сила молитвы и в чем она выражается. Это могло бы стать темой для урока катехизиса. Возможно, более важным будет остановиться на другой сущностной проблеме и задаться вопросом, согласно каким условиям и предпосылкам молитва укрепляет нас, становится источником нашей силы. Ведь на самом деле, когда человек говорит о молитве или молится – перейдем сразу к теме нашего разговора – он желает увидеть результат этого духовного труда. Мысли его всегда направлены на результат, на силу его молитвы. Поэтому я думаю, что для человека легче вникнуть в суть силы молитвы, чем в особенности тех условий, которые могут обеспечить, во всяком случае, по человеческим меркам, ее силу. Таким образом, я бы хотел сказать о нескольких условиях, которые способны в соответствии, как мы сказали, с человеческими мерками, дать нам представление о том, что молитва может стать неотъемлемой духовной стороной личности и явиться источником силы. Первое условие связано с тем, как человек понимает молитву. Что он имеет в виду, когда говорит слово «молитва», как он понимает ее с бытийной точки зрения, и как он ее ощущает. Что же такое молитва? Это основной вопрос, ответ на который мог бы дать нам первое и важнейшее условие, при котором молитва является источником силы. Здесь каждый человек может сказать очень многое. Но часто нам приходится сталкиваться с упрощенным определением молитвы: молитва как общение человека с Богом, его разговор с Богом или обращение к Нему с просьбой о помощи. Мы можем найти огромное количество подобных определений молитвы. И как раз по этой причине я хочу прибегнуть к тексту «Добротолюбия», написанному одним отцом и подвижником, который одну из своих проповедей посвятил молитве. В этой речи, руководствуясь своим личным опытом, приобретенным путем аскезы, он дает нам огромное количество определений, которые в совокупности, возможно, дадут нам представление о том, чем является молитва. Он начинает простым утверждением: «Молитва – это подъем разума к Богу». В другом месте он пишет: «Молитва – это подобающее действие разума, его ценность, истинное и самое прямое его назначение». Таким образом, способность к молитве понимается как достоинство ума, самое прекрасное и искреннее его применение. Такова суть молитвы. В одном из других определений молитвы автор говорит о ее экзистенциальной стороне: «Как хлеб является пищей для тела, а добродетель для души, так и молитва питает разум». Здесь он делает важный шаг в стремлении истолковать молитву, объяснить нам, что это не просто теоретическое приближение человека к Богу, но нечто гораздо более важное и существенное. Приведенная аллегория, образ молитвы как пищи и хлеба, хорошо показывает, что для молящегося человека молитва, как говорит наш автор и другие отцы, представляет собой питание и дыхание ума. Без возможности питаться и дышать человек не может существовать. Так и духовный человек не сможет жить без молитвы. Из всех других многочисленных определений молитвы, приведенных в речи духовного отца, я выделил один, который, как мне показалось, может в полной мере открыть нам экзистенциальную сторону молитвы. В одном месте он пишет: «Чувство молитвы – это размышление с благоговением и сокрушением и страданием душевным, исповедание своих грехопадений с невидимыми стенаниями». То есть чувство молитвы – это размышление, сосредоточенное обдумывание, но в то же время терзания и скорбь, чувство угрызений совести. Следовательно, мы можем сказать, что молитва – это некое личное переживание, которое волнует человека, творящего ее «с благоговением и сокрушением», с обязательным условием признания грехопадений и личной вины «с невидимыми стенаниями». Этим определением автор проникает в глубины человеческого бытия, чтобы донести до нас тот факт, что правильная и полноценная молитва – это не просто движение губ или же некое теоретическое и интеллектуальное выражение человека, но действие, занимающее все силы человека, волнующее и потрясающее его, опыт, приводящий к невидимым стенаниям. В качестве вывода скажем, что первым условием сильной молитвы является ее осознание молящимся человеком как источника силы. А также понимание того, что молитва представляет собой экзистенциальный акт. Это означает, что молитва способна потрясти человека, увлечь его, заставить пережить нечто, что, по словам отцов, живущих во всей полноте молитвы, невозможно описать. Другими словами, молитва, в своем первичном понимании, должна отождествляться человеком со всеми его движениями и действиями. Конечно, все мы можем сказать, что молитва – это действие, которое осуществляется в определенное время или входит в состав некоего установленного распорядка – например, воскресных богослужений. Но экзистенциальное понимание сути молитвы говорит о ней как о действе, отождествляющемся со всем человеком в целом, со всеми его жизненными проявлениями. Так, аскеты, занимающиеся вопросами молитвы, являются приверженцами определенного ее вида – Иисусовой молитвы – и понимают молитву как дыхание души. Они говорят, что если человеку удастся связать воедино свою память имени Божиего и свое дыхание, тогда он сможет понять суть духовной жизни. Тогда он «познает пользу тишины» и сможет узнать, чем является молитва во всех ее проявлениях. Возможно, все, сказанное нами об экзистенциальной сущности молитвы, у некоторых вызовет сомнения, в частности в том, что христианин должен молиться каждое мгновение своей жизни. Но перед тем как обратиться к этой стороне вопроса, нам необходимо упомянуть и подчеркнуть еще один факт, который поможет нам понять, что молитва, обладающая экзистенциальной природой, наполняет собой все человеческое бытие. Речь идет о том, что современному человеку и, я бы сказал, современному христианину может показаться парадоксальным, в то время как для Церкви это является догматом и жизнью. Экзистенциальное понимание молитвы как духовного действия находит отражение в реальной действительности, в том, что жизнь человека, и в особенности жизнь христианина, не является простым и непродолжительным приключением или работой, а есть самая настоящая борьба. Всесторонне понять смысл этой борьбы нам помогает Священное Писание. Ее замечательно описывает последняя книга Нового Завета – Апокалипсис. Краткое упоминание о ней мы встречаем и в известнейшем отрывке из посланий апостола Павла: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Ефес. 6:12). В этом отрывке подчеркивается наличие темных сил, являющихся, можно сказать, одним из условий существования Церкви. Конечно, сейчас мы не будем углубляться в богословское обоснование этой темы. Но, тем не менее, христианин должен хорошо понимать, даже в большей степени, чем человек мирской, что, если он желает быть христианином, он неизбежно будет вовлечен в борьбу, в которой у него будет противник, чьи козни описаны в Апокалипсисе, образом которого отмечен весь путь человеческого спасения и весь материал – позвольте мне это обобщение – Нового Завета. Нам известно, что Господь еще до начала своего земного существования, находился в постоянном диалоге с дьяволом, с демоническими силами, подвергаясь искушениям, с помощью которых дьявол пытался Его подчинить себе. Так, Господь дает нам пример того, как необходимо духовному человеку встречать темные силы. Борьба христианина – это борьба не за нравственное совершенство, которая ведется в состоянии духовного восторга и красоты, приобретенных через чувственные переживания, как мы склонны порой ее трактовать. Часто мы приукрашиваем действительность, говорим об идеалах, о духовных порывах, о стремлении к самопожертвованию – делу, безусловно, украшающему человеческую жизнь. Но помимо всех этих аспектов – прекрасных и, безусловно, истинных – существует и суровая реальность, которая в нужный час неизбежно откроется духовному человеку, готовому сражаться на христианском поприще. Здесь довольно часто наблюдается некое недопонимание. Порой некоторые молодые люди начинают свой христианский путь с опыта красоты, которая – мы не будем этого скрывать – может представлять собой некий самообман. Ведь то, что никто заранее не может знать обо всей жесткости духовной борьбы и осознавать наличие всеохватывающих темных сил, ежечасно восстающих на Божественный замысел, дает человеку возможность начать свой путь с оптимизмом, что не противоречит христианской действительности. Однако этот оптимистичный настрой может стать интригой и ловушкой и привести человека к окончательной катастрофе. Это отнюдь не новая ситуация. Она берет начало с того времени, когда в рядах двенадцати апостолов появился Иуда. И мы приходим к тому, о чем апостол Павел с горечью пишет: «Димас оставил меня, возлюбив нынешний век…» (2 Тим. 4:10). Нынешний век, как и любой другой век, обладает некой демонической притягательностью, которая существенно противостоит воле Бога и, в частности, попыткам духовного человека обрести внутреннюю целостность. Если христианин с самого начала не будет полностью осведомлен об этой ситуации, он лишится основного условия, которое может даровать ему плодотворную, с точки зрения силы, молитву. Ибо если мы недооценим силу нашего врага, то и наша молитва превратится в некое состояние, действие, имеющее множество целей, но удаляющееся от сути. Обычно молитва праведного христианина направлена на то, чтобы преуспеть в жизни, получить хорошую работу, создать крепкую семью, завести детей, увидеть, как они добьются успеха, – все это вещи, разумеется, вполне достойные. И среди всех этих просьб, являющихся целью нашей молитвы, есть просьба о прощении грехов. Однако в большинстве случаев в молитве отсутствует осознание ее экзистенциального характера, что превращает молитву лишь в некое средство для улучшения качества жизни. И если это так, то мы приходим к тому, что вспоминаем молитву лишь в определенные моменты нашей жизни, когда сталкиваемся с какой-либо трудностью или проблемой. В эти моменты в нас просыпается желание и настроение помолиться. Но тот, кто экзистенциально переживает молитву, творит, по выражению апостола Павла, «непрестанную молитву» и живет не просто в пределах своей жизни, но и в состоянии молитвы, сам становится живой молитвой и, следовательно, имеет возможность противостоять лукавству нынешнего века с легкостью, дарованной ему молитвой. Сейчас мы можем сделать небольшое отступление и представить трагический образ христианина, живущего среди лукавства нынешней эпохи. Мы часто можем столкнуться с тем, что у христианина отсутствует чувство зависимости от Бога, зависимости бытийной, но не эмоциональной. Так как мы часто говорим, что молитва проявляет зависимость человека от Бога, имея в виду в большинстве случаев зависимость именно эмоциональную. Мы не в состоянии разглядеть здесь более важную составляющую, имеющую, я бы сказал, трагический характер, особенно для современного христианина. Эта трагичность замечательно представлена в песнопениях и службах периода пения Триоди. Если внимательно изучить этот период церковной жизни, то можно увидеть, что в его песнопениях представлен образ человека, который молится. Все гимны Триоди представляют собой нечто принципиально иное, чем духовные восторги молящегося человека. Вопрос состоит в том, кем является этот молящийся человек? Может, это человек, уже решивший все свои проблемы, и с чувством безопасности и близости к Богу он молится и слагает гимны? Или же это человек, который находится в поиске и молится в состоянии тревоги? Глубокий анализ песнопений Триоди показывает, что в представленных в них духовных стремлениях человека выражена вся его трагичность. Когда мы читаем прекрасные гимны Триоди, перед нами предстает все волнение молящегося человека, трагедия, его внутренний взрыв и, я бы даже сказал, его отчаяние, ведь очень часто человек молится с чувством безнадежности. Такое впечатление возникает у нас при виде современного человека, оказавшегося в ловушке этого трагического состояния, нигилизма, ввергающего его в безграничное отчаяние. Это поистине является общей чертой молящегося человека, представленного в Триоди и человека нашей эпохи в целом. Но в Триоди есть и такое, что часто отсутствует в образе современного христианина. В то время как современный экзистенциалист живет в тревоге и трагичности, внутренне сотрясаемый своим нигилизмом, современный христианин, как уже было много раз сказано и подчеркнуто, предстает человеком, желающим хорошо устроиться в этой жизни. Он хочет, с одной стороны, быть рядом с Богом, а с другой стороны, вести современный образ жизни. Он не выказывает внутренней тревоги, чувства трагичности своего бытия. Наоборот, он обладает уверенностью, что однажды он будет поститься, затем исповедуется и даже причастится. Он знает, что наступит время Великого поста, когда он придет в себя и станет немного лучше, чем прежде. В глубинах его сознания бытует мысль о том, что, если он будет совершенствоваться, двери рая откроются ему. Таким образом, современный христианин не мучается, как мучается неверующий человек, атеист или экзистенциалист, не имеющий ориентиров. Но разве таким мировоззрением обладает человек, которого мы видим в песнопениях Триоди, который является для нас образцом молящегося человека? Разумеется, нет. Триодь очень выразительно, различными гимнографическими оттенками и штрихами рисует образ христианского существования, которое также оказывается наполненным тревогой, отчаянием или даже, до известных пределов, сомнением. Эти здоровые сомнение и отчаяние непосредственно связаны с бытием и жизнью, коими является Бог, от Которого бытие и получает свою силу. В песнопениях Триоди заметно отчаяние, оказывающееся непонятным для современного христианина. Это отчаяние иногда озадачивает нас, заставляет задаться вопросом, нет ли в этих песнопениях преувеличения, которое не отображает подлинной картины духовной жизни, сгущает краски в и без того искаженном образе христианина. Но от нас не должен ускользать тот факт, что в Евангелии существуют две стороны. Первая – радость, ликование, обещание жизни. Вторая – бдение, трагичность, волнение и даже страх. Если бы мы могли сосредоточиться на одной стороне Евангелия, игнорируя другую, мы бы с легкостью вычеркнули Триодь из церковной жизни. Но, присущая ей трагичность есть даже в Евангелии – это Крест Христов. На Кресте достигает предела трагичность христианского бытия, но в то же время, Крест становится источником для усиленной молитвы. В послании апостола Павла к евреям есть отрывок, подтверждающий не только характерную особенность Триоди, но и трагичность, которую должен переживать христианин, как условие сильной молитвы. Конечно, в Новом Завете существуют и другие места, описывающие драматический и трагический характер Страстей Христовых. Например, в послании к галатам Павел пишет, что Христос принял на себя проклятие, дабы искупить грех людей. В послании к евреям создается поистине драматический характер молитвы Христа, не в одном, а в самых разных случаях. Создатель этого послания пишет, что Господь совершил свою миссию здесь на земле «во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык к послушанию, и совершившись сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:7-10). Каждый современный христианин, осознав всю сложность молитвы и периода Триоди, должен внимательно присмотреться к этому живому и выразительному описанию молитвы Господа. Если сам Господь молился своему Отцу, «могущему спасти его от смерти», чтобы спасти нас и дать нам образец молитвы «с сильным воплем и слезами», то почему современный христианин оставляет за собой право молиться с меньшей силой – в лучшем случае – и не переживая трагичность своего бытия? Полагаю, что в этом отрывке емко выражена суть Триоди и отчетливо видно, что молитва как источник сил не может быть легкой душевной работой. Часто мы стремимся найти время для размышления, оказаться в тишине, почитать душеполезную книгу, обрести духовную радость и достичь душевного подъема. Несмотря на то, что невозможно оспорить важность и духовную пользу этих стремлений, мы, тем не менее, должны задаться вопросов, а только ли эти стремления помогут нам войти в Царствие Небесное? Давайте задумаемся о том, что необходимо сделать усилие, дабы понять, что сила молитвы кроется в стенаниях и проливании слез. Ибо, если это состояние переживал Господь, будучи человеком, мы не должны быть уверенными в том, что сможем понять суть молитвы, ограничившись, пусть и богатой, риторикой, кружащейся вокруг содержания и способов творения молитвы. Углубляясь далее в наше исследование силы молитвы, мы обязательно должны упомянуть об одном жизненном факте, являющемся противоположностью понятия силы. Тот, кто сознательно ищет сильной молитвы, должен начать с осознания своего глубокого и полного бессилия. Силу молитвы может понять лишь тот, кто оказывается безоружным в хаосе собственной беспомощности. Эту ключевую идею мы можем увидеть в творениях святых отцов, в Священном Писании, в жизни и в традициях Церкви. Пример молитвы, который Господь даровал нам в образе мытаря и фарисея, показывает, что невозможно приступать к молитве с чувством самодовольства. Молитва не может быть – если не всегда, то в большинстве случаев – опытом вознаграждения чувства безопасности, которую верующий чувствует в своей христианской жизни. Сила молитвы проистекает из глубокого чувства бессилия. Когда человек освобождается от личного, от всего, что может дать ему чувство личной безопасности, он находит источник силы. Таким образом, согласно Священному Писанию и творениям святых отцов, духовный человек начинает жить, постоянно сознавая собственную немощь. Опыт молитвы – это непрерывное и постоянно растущее чувство собственного бессилия. Духовный человек не рассуждает на тему того, сильная его молитва или нет. Христианина, представленного в Триоди, в творениях отцов и в Священном Писании, не заботит, силен он или нет. Ему важно лишь то, молится ли он по-настоящему, оказывается ли он всем своим существом погружен в свою молитву. Мысли духовного борца в момент молитвы направлены к Богу, а не на результат молитвы. Ибо результат, по человеческим меркам, может обнаружить и кажущуюся бесполезность молитвы, в то время как у Бога она будет иметь силу. Приведу очень характерный пример из отцов Церкви, который показывает разницу между Божиим судом и судом человеческим. Некогда один аскет захотел отдохнуть от своей уединенности в келье, выйти наружу и пообщаться с другими монахами. Прежде чем сделать это, он помолился Богу и попросил благословения на выход из уединения и попросил, чтобы общение или, как мы сказали бы сегодня, межличностные отношения с братьями даровали ему силу. Затем он отправился в город, где ему предстояло встретиться с духовными людьми. Но подойдя к воротам города, увидел нечто, что потрясло его. У ворот стояла блудница и вызывающе преграждала ему путь. Он тотчас же вспомнил свою молитву и подумал: «Я попросил у Бога возможность обрести духовную силу, а Он ставит меня в такую неловкую ситуацию?» Он взглянул на женщину с жалостью и презрением, в то время как она продолжала вызывающе на него смотреть. Он спросил ее: «Не стыдно ли тебе искушать старого монаха?» На это она ответила: «Если ты настоящий монах, ты должен считать себя землей и в землю смотреть, а не на меня». Тогда старец понял урок, который преподал ему Господь, осознал, что силу и душевный подъем, которого он желал, ему дала молитва. Молящийся человек должен думать не о результате своей молитвы, а обратить все свои мысли к Богу, являющемуся источником жизни, силы и всяческого блага. Господь знает, что и когда Он должен дать или забрать и по какой причине это необходимо сделать. Таким образом, мы видим, что проблема молитвенной силы не входит в число тем, обсудив которые, можно обеспечить себе внутреннюю убежденность в том, что если соблюсти определенные условия, наша молитва станет для нас источником силы. Но с другой стороны, человек нуждается в силе, дарованной от Бога, чтобы укрепиться и продолжить свой жизненный путь, обрести целостность и воплотить в жизнь свой идеал, которым, согласно христианскому учению, является уподобление Богу, причастие Ему, жизнь в святости. Следовательно, каждый человек призван ступить на путь, который Христос открыл старцу Силуану в его сне. Старец пишет: «Держи ум свой во аде, – велел мне Господь, – и не отчаивайся». То есть молись и помни об аде, о страданиях находящихся там людей. Но, тем не менее, не впадай в отчаяние. Это конкретное указание, обращенное к конкретному человеку. Но общая идея показывает, что духовный человек не должен делать свою молитву зависимой от ее результата. Конечно, полезно знать, как должна осуществляться правильная молитва. Даже ученики просили Господа научить их, как им следует молиться. Однако огромный смысл имеет освобождение человека от мыслей о результате молитвы. Потому что многие «праведные» христиане разочаровываются, если молитва, по их мнению, оказывается «тщетной». Апостол Павел молился и просил Бога избавить его от некой болезни, от которой он страдал. И после терпеливой молитвы Павел получил ответ: «Довольно для тебя благодати моей, ибо сила Моя совершается и в немощи». Апостол Павел считал свою болезнь источником слабости и молился, желая освободиться от нее. Но сила Божия «совершается и в немощи». Мы видим, насколько различными оказываются суждения человека и Бога. Поэтому я считаю, что проблема молитвенной силы – это проблема чисто человеческая. И, следовательно, верно рассуждает человек, понимающий, что его дело – молиться, а дело Бога – давать человеку то, что будет ему полезно. И этому человеку обязательно будут предоставляться возможности осознать, что молитва, действительно, является для него источником жизненной силы. Но чаще всего, человек будет видеть это в своем прошлом. В настоящем это заметить сложно. Конечно, как в Ветхом, так и в Новом Завете мы можем найти множество замечательных примеров сильной молитвы. Например: «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны» (Деян. 4:31) Однако это не означает, что верующий должен ожидать такого же немедленного результата от молитвы. Эта тема не может быть изучена или исследована как некая теория. Она может быть лишь пережита как экзистенциальный опыт, при взгляде на образ молящегося человека, созданного в Триоди. Чем больше человек разочаровывается сам в себе, тем большее благословение он получает от Бога. Но если он рассуждает как фарисей, он не найдет подле себя Бога. Основная проблема состоит в том, как человек может пережить опыт молитвенной силы, а не думать о ней или рассуждать теоретически. Когда мы говорим о том, что молитва должна экзистенциально переживаться, мы имеем в виду то, что человек должен переживать момент молитвы всем своим существом, со всеми проблемами своей жизни. Умственная молитва, о которой сейчас говорят во многих книгах, Иисусова молитва, о которой мы упомянули, которая представляет собой молитву аскетическую и заключается в повторении фразы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» (к сожалению, мы не смогли остановиться на этой теме более подробно), как раз является экзистенциальным молитвенным переживанием. Аскет или монах, живущий в монастыре, во время работы, служения и трудов непрестанно повторяет эту молитву. Те монахи, которые на протяжении многих лет упражняются в этой молитве, творят ее даже во сне: когда душа спит, разум продолжает работать и повторять эту молитву. Такие люди умеют молиться даже в моменты, когда читают или разговаривают. К такой форме экзистенциального переживания молитвы может приобщиться и современный человек, живущий в миру. Везде и всегда, в автобусе, на улице, на работе он может повторять эту молитву и постепенно он привыкнет к ней, и молитва станет для него правилом. Человек убедится в том, что, как говорят писатели, занимающиеся этой темой, начинает молиться, не делая этого целенаправленно. И тогда он оказывается способным встретить любую трудность и проблему, появляющуюся в жизни, с молитвой на устах. Напротив, «добросовестный» христианин, который не забывает молиться вечером перед сном и в церкви, всякий раз, когда слышит колокольный звон, который чувствует необходимость общения с Богом, только столкнувшись с трудностью, понимает, что молится отрывочно. В то время как человек, экзистенциально переживающий молитву, не имеет программы, расписания, порой даже слов. Так как лучшим выражением молитвенного переживания является молчание. Профессор Иоаннис Корнаракис Перевод с новогреческого​

Отец Сергий

Мой добрый знакомый, лицо духовное, одессит отец Сергий как-то рассказал удивительную историю. Болела у него спина. Бывает и со священниками такое. Чего он только не делал: обращался и к светилам медицины, и к бабушкам-целительницам. Но в один прекрасный день батюшка вошел во Владимирский собор в Киеве. Он шел и как паломник, и по делам служебным. Но главное – отец Сергий чувствовал, как некая светлая сила словно вела его именно в этот храм. Переступив порог собора, он, как честно признался мне, вдруг ясно осознал свой грех священника и христианина: он не молился о выздоровлении. Как такое могло быть? Просто затмение нашло на человека. В храме отец Сергий не только испытал сильнейшее чувство вины, но и ощутил надежду. Он начал истово, искренне, от всей души молиться у икон, особенно у известного образа «Нечаянная радость». И чудо свершилось: после сороковой молитвы боли в спине прошли так же внезапно, как и появились.

Уже позже отец Сергий искренне каялся в своей глупости и давал обеты молиться не по «долгу службы», так сказать, но по велению сердца. Священник глубоко прочувствовал то место из Евангелия, где речь шла об учениках Иисуса, которым не удавалось исцелить некоего отрока. Христос вмешался, огорченный открывшимся неверием людей. Он сказал отцу отрока, что верующему все по силам. И когда ученики спросили Его, отчего им не удалось исцелить отрока, Господь ответил, что «сей род» (Он имел в виду демонов) не мог выйти из мальчика иначе, как от молитвы и поста.

А что же наука?

Однако скептики и тут могут сказать: ну и что? Просто совпадение: вошел человек в храм, и все прошло. Исцелиться, мол, он мог и в другом месте, а молитва ни при чем. Но так ли это? Давайте не будем спорить, а просто обратимся к науке.

Тут нас ждут удивительные открытия. Не так давно ученые из Германии и России одновременно открыли так называемое четвертое состояние сознания. Оно возникает у человека во время молитвы. До сих пор называли обычно три состояния: бодрствование и две фазы покоя, быстрый и медленный сон. Однако ученые доказали, что во время молитвы мозг человека работает в специфическом режиме. Это состояние можно сравнить с блаженством здорового малыша, таким состоянием младенца, когда он просто счастлив, не зная отчего. Просто малыш чувствует, что рядом любящие его родители, что они защищают его и заботятся о нем. Это просто счастье «без причины» и безмятежность.

Но ведь такое состояние дарует человеку и молитва, обращение к Отцу Небесному и Матери Божией… Ученые выяснили, что во время искренней, глубокой молитвы у людей проходят сердечные боли, нормализуется давление, уходит состояние стресса. В результате такие верующие люди и живут дольше, и болеют меньше. Ощущение счастья, покоя и защищенности проникает в их душу и исцеляет тело.

А канадские невропатологи и неврологи подтвердили, что люди, умеющие искренне молиться, практически не испытывают нервных расстройств и срывов. Они меньше переживают по поводу больших и малых жизненных неудач, меньше расстраиваются, не озлобляются и чувствуют себя защищенными. И это, по словам ученых, позволяет говорить об особых функциях, которыми обладают нервная система и мозг верующих людей.

Однако не всякая молитва действенна. И это осознают верующие. Истинна та молитва, которая услышана Богом. Но что это значит? Интересно, что именно ученые дают ответ на этот вопрос. Молитва, услышанная Богом, именно та, которая позволяет нам подняться над суетным, обыденным и увидеть все вокруг с высоты, понять, что есть мир земной, но есть и небесный. Есть преходящее, а есть и вечное. При таких молитвах, и это удивительно, исчезают или уменьшаются ритмы в коре головного мозга. То есть достигается ощущение покоя и просветления. Чем глубже погружение в молитву, тем заметнее упорядочение биоритмов.

Известно, что святые мученики благодаря молитвам и искренней вере в Бога могли переносить физические страдания. Известен пример Амвросия Оптинского. Лев Толстой после беседы с этим старцем сказал: «Этот Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и легко стало у меня на душе, почувствовал близость Бога». Амвросий между тем страдал тяжелыми телесными недугами, от которых, по мнению врачей, умер бы немедленно, будь он атеистом. Но старец прожил 79 лет. Да еще, несмотря на постоянные боли, был жизнерадостен, подбадривал всех и давал людям советы.

Как действует молитва

Но почему же молитва влияет непосредственно на работу мозга? Да потому, что человеческая речь состоит из звуков определенной высоты, или, как говорят ученые, набора определенных частот звукового спектра, их комбинаций и амплитуд. Поэтому проговоренная даже шепотом молитва похожа на музыку и является по существу медитацией.
Целебный эффект молитвы ученые объясняют новым взглядом на себя, окружающих и мир, отходом от земных забот, их сиюминутности и суетности по сравнению с вечными ценностями, открытыми человеку Богом. Так, многие больные, искренне и подолгу читающие молитвы, преодолевают страх смерти, уныние, обретают оптимизм и уверенность в благоприятном исходе. Все это приводит к закономерному повышению иммунитета, лучшему самочувствию. Сопротивляемость организма болезням растет, и происходит исцеление.

Британские ученые из Центра изучения мозга в Кембридже провели эксперимент на 20 добровольцах, среди которых были 10 глубоко верующих людей и столько же атеистов. Каждому из участников эксперимента закрепили на руке электроды и пропустили слабые разряды электрического тока. Во время опыта верующим предложили смотреть на икону с ликом Иисуса Христа, атеистам – на репродукцию одной из картин Гогена. За 20 минут эксперимента каждый доброволец получил 20 неприятных электрических разрядов. Но восприняли их две группы по-разному. Смотрящие на лик Христа чувствовали себя в полной безопасности и не волновались. При этом приборы показали, что они испытывали не такую сильную боль, как те, кто рассматривал картину Гогена. Прибор, анализирующий работу мозга, показал, что у верующих активизировалась передняя доля правой половины, то есть эти люди сами подавляли причиняемую им боль. А вот у атеистов подобной реакции мозга не было.

Интересно, что научные работники баптистского медицинского центра в Уэйк-Форест, Северная Каролина, прогнозируют, что скоро люди забудут про обезболивающие препараты, потому что медитация блокирует болевые ощущения гораздо лучше.

Канадские ученые тоже зафиксировали различия в деятельности головного мозга верующих и неверующих людей. Они провели тест, который позволил измерить активность коры головного мозга в разных условиях. Оказалось, что у религиозных людей значительно менее активна область мозга, изменяющая поведение человека под влиянием стрессов, эмоциональных переживаний. Ученые показали прямую взаимосвязь: чем сильнее религиозное чувство, тем спокойнее эта область мозга и тем меньше человек совершает ошибок в самых разных ситуациях.

«И звезда со звездою говорит…»

Но важны факты не только исцелений, но и своеобразной защиты молящихся и их близких, тех, кого касается молитва в разных жизненных ситуациях. Вспомним солдат, вернувшихся домой благодаря молитвам их матерей, родных и близких, охраненных молитвой в странствиях и гонениях, тяготах и лишениях… Говорят: «Бог услышал молитву». И сейчас стало понятно, что это не просто слова. Ведь все мы, наш организм, вся Вселенная – это ритм. Пульс, дыхание, движение вод и ветров, планет и Солнца. Пульсируют звезды, кометы и галактики идут по своим путям. И искренняя молитва, ее ритм, озвученный и посланный вовне, во Вселенную, не исчезает, она звучит и звучит, достигая Того, кто дал человеку этот дар – дар речи. Библия говорит: «В начале было Слово…» И глубинный смысл этой фразы мы только начинам постигать.

А чудеса молитвы между тем продолжаются. Вот и в конце прошлого года в Киево-Печерской лавре после настойчивых молитв прозрела ослепшая девушка Елена Мельниченко. Опухоль зрительного нерва у девушки исчезла. Исцеление произошло возле чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» в храме Всех Преподобных Отцов Печерских. Израильские и украинские врачи, безуспешно лечившие Елену, подтвердили факт исцеления.

Новость отредактировал Черная _ кошка - 4-02-2014, 21:20



gastroguru © 2017