Выбор читателей
Популярные статьи
На данном уроке речь пойдет о переходных глаголах. Конечно, сами глаголы никуда не переходят. А вот действия, которые они обозначают, могут переходить прямо на предмет, на который направлено это действие. Как отличить переходные глаголы от непереходных, вы узнаете из этого урока.
Тема: Глагол
Урок: Переходные и непереходные глаголы
1. Понятие о переходных глаголах
Действия, которые обозначают глаголы, могут переходить прямо на предмет, на который направлено это действие. Такие глаголы и называются переходными .
От переходных глаголов всегда можно задать вопрос кого? или что? (вопросы винительного падежа без предлога):
Писать (что? ) письмо
Увидеть (кого? ) мальчика
У непереходных глаголов действие не переходит прямо на предмет.
От непереходных глаголов можно задавать любые вопросы, кроме вопросов винительного падежа без предлога:
Заниматься (чем? ) спортом
Разбираться (в чем?) в музы ке
Отказаться (от чего? ) от помощи
Важно правильно найти слово, на которое направлено действие, обозначаемое глаголом. Переходный глагол всегда имеет при себе существительное или местоимение без предлога, которые не просто стоят в винительном падеже, а являются объектом того действия, которое называет глагол:
Увидеть мальчика
Увидеть их
Возможны случаи, когда, несмотря на то, что существительные стоят в винительном падеже, глаголы являются непереходными. Потому что данные существительные не являются объектом действия, которое называется глаголами.
Простоять час
Ждать неделю
Переходность/непереходность глагола тесно связана с его лексическим значением. В одном значении глагол может быть переходным, а в другом - непереходным:
Учить в школе .
Глагол «учить» в значении «преподавать» - непереходный.
Учить детей .
Глагол «учить» в значении «обучать» - переходный.
Редактор правит рукопись .
Глагол «правит» в значении «исправляет» - переходный.
Миром правит сам человек .
Глагол «правит» в значении «управляет» - непереходный.
3. Предложения с переходными глаголами
Предложения с переходными глаголами могут быть и утвердительными, и отрицательными. Правда, при отрицании винительный падеж существительного может заменяться родительным.
Он муху убьет .
В данном случае при переходном глаголе убьет существительное муху стоит в винительном падеже.
Сравните то же самое предложение, правда, с отрицательным значением.
Он мухи не убьет .
Винительный падеж существительного заменяется родительным.
Однако запомните: несмотря на это, глагол не теряет своей переходности.
Часто в магазине мы можем услышать такие фразы:
Взвесьте мне, пожалуйста, сахара.
Отрежьте вон того сыра.
Форма Р.п. при переходных глаголах употребляется для того, чтобы мы поняли, что говорится только о части предмета, а не о предмете в целом.
В аналогичной ситуации, если речь идет о предмете, который не делится на части, употребляется В.п.:
Взвесьте мне, пожалуйста, грушу.
Отрежьте вон тот кусок .
А если мы говорим о предмете, который делится на части, можно употребить форму Р.п.
Список литературы
Домашнее задание
1. Упражнение 1.
Обозначить переходные глаголы, подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Наступила осень. Деревья в лесу пожелтели. Листья пестрым ковром покрывают голую землю. Многие птицы улетели. Оставшиеся хлопочут, готовятся к зиме. Ищут теплое жилье и звери, запасаются едой на долгую зиму: ежик сделал норку в сухих листьях, белка натаскала орехов, шишек, медведь готовит свою берлогу.
2. Упражнение 2 .
Из данного текста выписать в два столбика словосочетания с переходными и непереходными глаголами, определить падеж существительного.
1. Молодые листочки берез всегда радовали меня своей нежной зеленью. Ребята посадили эти березки, когда учились в школе.
2. В воздухе уже не чувствуется пронизывающей сырости.
3. В открытое окно врывался шум улицы.
4. Я вернул книгу, как только ее прочитал.
5. Он стоял у забора и держал на поводке собаку.
3. Упражнение 3 .
Обозначить переходность и непереходность глаголов в тексте.
1. Обезьяны очень боятся змей. Даже кобры страшат их, хотя кобры питаются ящерицами, мышами и не охотятся на обезьян. Вот маленькая обезьянка увидела удава. Она молниеносно взбирается на дерево, хватается за ветви и, окаменев от ужаса, не может оторвать глаз от хищника.
2. Отыщите на карте остров Сахалин, проведите к югу прямую линию, и при выходе из залива вы увидите крошечную точку, а над ней надпись «Остров тюленей». Это знаменитый остров. Туда каждую весну приплывает целое стадо морских котиков, ценных пушных зверьков .
Показатель, который мы хотим представить в статье, является одним из самых сложных для понимания глагольных отличий в русском языке. Поэтому постараемся разобрать его разносторонне. Что такое переходный и непереходный глагол - это главная тема нашего материала. Начнем с определения основного понятия.
В данном контексте переходность - это одна из грамматических особенностей глаголов, которая отражает способность последних присоединять прямые дополнения. Другими словами, именно она указывает на возможность управлять существительными без предлога. Теми, что обозначают действующий объект, - человека, животное, неодушевленный предмет и проч.
Отсюда вычленяется переходный и непереходный вид глагола. Подробно познакомимся с каждой группой.
Начинаем определяться, что такое переходный и непереходный глагол. Разберем первую категорию.
Переходный глагол обозначает действие или отношение, которое направлено на конкретный объект, переходит на него. Главный признак - такие глаголы управляют беспредложным существительным, местоимением, находящимся в винительном падеже. Но это не абсолютное правило.
Если форма глагола отрицательна, то существительное, местоимение будет в родительном падеже. Такое положение дел также характерно и для случая, когда глагол управляет не всем объектом, а только его частью.
Переходные глаголы обычно образуются от прилагательных путем прибавления суффикса -и- и приставки: озеленить, забелить и проч.
Чтобы было понятнее, что такое непереходный и переходный глагол, давайте посмотрим на примеры последнего:
Говоря про переходные и непереходные глаголы, правила их определения, отметим, что именно от первых можно образовать страдательные причастия.
Посмотрим на лексические особенности. В этом плане переходные глаголы имеют следующие значения:
Продолжаем выяснять, что такое переходный и непереходный глагол. По логике, во вторую группу мы отнесем то, что не входит в первую.
Непереходный глагол обозначает какое-либо действие, которое не переходит на объект и вовсе не нуждается в последнем. Отсюда с существительными винительного падежа без предлога он не сочетается.
Приведем несколько примеров непереходных глаголов:
В лексическом плане у непереходных глаголов может быть такое значение:
Непереходные глаголы также выделяет следующее:
На данном уроке речь пойдет о переходных глаголах. Конечно, сами глаголы никуда не переходят. А вот действия, которые они обозначают, могут переходить прямо на предмет, на который направлено это действие. Как отличить переходные глаголы от непереходных, вы узнаете из этого урока.
Тема: Глагол
Урок: Переходные и непереходные глаголы
1. Понятие о переходных глаголах
Действия, которые обозначают глаголы, могут переходить прямо на предмет, на который направлено это действие. Такие глаголы и называются переходными .
От переходных глаголов всегда можно задать вопрос кого? или что? (вопросы винительного падежа без предлога):
Писать (что? ) письмо
Увидеть (кого? ) мальчика
У непереходных глаголов действие не переходит прямо на предмет.
От непереходных глаголов можно задавать любые вопросы, кроме вопросов винительного падежа без предлога:
Заниматься (чем? ) спортом
Разбираться (в чем?) в музы ке
Отказаться (от чего? ) от помощи
Важно правильно найти слово, на которое направлено действие, обозначаемое глаголом. Переходный глагол всегда имеет при себе существительное или местоимение без предлога, которые не просто стоят в винительном падеже, а являются объектом того действия, которое называет глагол:
Увидеть мальчика
Увидеть их
Возможны случаи, когда, несмотря на то, что существительные стоят в винительном падеже, глаголы являются непереходными. Потому что данные существительные не являются объектом действия, которое называется глаголами.
Простоять час
Ждать неделю
Переходность/непереходность глагола тесно связана с его лексическим значением. В одном значении глагол может быть переходным, а в другом - непереходным:
Учить в школе .
Глагол «учить» в значении «преподавать» - непереходный.
Учить детей .
Глагол «учить» в значении «обучать» - переходный.
Редактор правит рукопись .
Глагол «правит» в значении «исправляет» - переходный.
Миром правит сам человек .
Глагол «правит» в значении «управляет» - непереходный.
3. Предложения с переходными глаголами
Предложения с переходными глаголами могут быть и утвердительными, и отрицательными. Правда, при отрицании винительный падеж существительного может заменяться родительным.
Он муху убьет .
В данном случае при переходном глаголе убьет существительное муху стоит в винительном падеже.
Сравните то же самое предложение, правда, с отрицательным значением.
Он мухи не убьет .
Винительный падеж существительного заменяется родительным.
Однако запомните: несмотря на это, глагол не теряет своей переходности.
Часто в магазине мы можем услышать такие фразы:
Взвесьте мне, пожалуйста, сахара.
Отрежьте вон того сыра.
Форма Р.п. при переходных глаголах употребляется для того, чтобы мы поняли, что говорится только о части предмета, а не о предмете в целом.
В аналогичной ситуации, если речь идет о предмете, который не делится на части, употребляется В.п.:
Взвесьте мне, пожалуйста, грушу.
Отрежьте вон тот кусок .
А если мы говорим о предмете, который делится на части, можно употребить форму Р.п.
Список литературы
Домашнее задание
1. Упражнение 1.
Обозначить переходные глаголы, подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Наступила осень. Деревья в лесу пожелтели. Листья пестрым ковром покрывают голую землю. Многие птицы улетели. Оставшиеся хлопочут, готовятся к зиме. Ищут теплое жилье и звери, запасаются едой на долгую зиму: ежик сделал норку в сухих листьях, белка натаскала орехов, шишек, медведь готовит свою берлогу.
2. Упражнение 2 .
Из данного текста выписать в два столбика словосочетания с переходными и непереходными глаголами, определить падеж существительного.
1. Молодые листочки берез всегда радовали меня своей нежной зеленью. Ребята посадили эти березки, когда учились в школе.
2. В воздухе уже не чувствуется пронизывающей сырости.
3. В открытое окно врывался шум улицы.
4. Я вернул книгу, как только ее прочитал.
5. Он стоял у забора и держал на поводке собаку.
3. Упражнение 3 .
Обозначить переходность и непереходность глаголов в тексте.
1. Обезьяны очень боятся змей. Даже кобры страшат их, хотя кобры питаются ящерицами, мышами и не охотятся на обезьян. Вот маленькая обезьянка увидела удава. Она молниеносно взбирается на дерево, хватается за ветви и, окаменев от ужаса, не может оторвать глаз от хищника.
2. Отыщите на карте остров Сахалин, проведите к югу прямую линию, и при выходе из залива вы увидите крошечную точку, а над ней надпись «Остров тюленей». Это знаменитый остров. Туда каждую весну приплывает целое стадо морских котиков, ценных пушных зверьков .
Думаю, вышеуказанное правило более чем понятно. Основываясь на нм, постараемся сейчас подобрать перечень переходных глаголов:
и непереходных глаголов:
Переходные глаголы, это те, действие которых переходят на предмет. Например, писать, читать, кушать, рисовать, посмотреть, согреть и так далее.
Непереходные глаголы, это те, действие которых не переходят на предмет. Например, смеяться, заниматься, лететь, развиваться и так далее. Все очень просто!
Переходные глаголы, примеры:
читаю журнал,
смотрю фильм,
не выпил чаю,
насобирал коллекцию,
глажу белье,
любить жизнь,
вспенил мыло.
Непереходные глаголы, примеры:
задумался о жизни,
собрался в гости,
заболеть гриппом,
махать флажком,
засмотрелся на огонь.
Определить переходные глаголы можно по спряжению, это глаголы второго спряжения. Переходные глаголы направляют свое действие на предмет и по этому признаку переходные глаголы отличаются от непереходных, которые обозначают действие сама по себе. На таблицах определению и примеры глаголов двух видов.
Переходные - это глаголы, после которых нужно написать дополнение, уточнение. А непереходные - это глаголы самостоятельные.
Примеры переходных глаголов:
Примеры непереходных глаголов:
Некоторые примеры переходных глаголов: рисовать (пейзаж), слушать (сказки), рассказывать (новости), нести (сумку), дарить (цветы), приносить (радость).
Некоторые примеры непереходных глаголов: одеваться, веселиться, радоваться.
Переходный глагол указывает, что действие переходит на другой предмет. Переходными являются глаголы, управляющие винительным падежом существительного без предлога и родительным падежом с отрицанием, с обозначением существительным части от целого или, напротив, большого количества предметов.
Примеры переходных глаголов: рисовать дом, строить квартиру, нести корзинку, выпил молока, поел варенья, съел мяса, насобирал грибов, не выучил правил.
Все остальные глаголы непереходные и возвратные тоже.
Например:собираться в поездку, грозить кулаком, расти, улететь, знобить, болеть.
Определить, переходный ли глагол или нет, очень легко.
Необходимо после глагола задать вопрос кого? или что?. Если это удастся сделать, то глагол считается переходным, если нет, то непереходным.
Например: вижу (что?) дерево,
знаю (что?) правило,
готовлю (что?) суп.
НО восхищаюсь (вопрос ЧТО? задать нельзя),
прихожу (тоже нельзя задать такой вопрос).
С переходностью связано правило. Глагол считается переходным, если существительное в винительном падеже рядом с ним не будет требовать предлога. Рекомендуют тупо подставлять березу. Смотрю на березу - смотреть непереходный , потому что существительное в винительном падеже стоит с предлогом. Вижу березу глагол видеть переходный , потому что существительное встало в вин. пад. без предлога. И все в таком духе. Очень легко и просто.
Правило указывает, что у переходных глаголов объект действия (в нашем случае слово береза, а в тексте любое) может быть выражен и родительным падежом. Это бывает в 2х случаях:1). Он обозначает часть от целого: купить хлеба, выпить воды,2).перед глаголом есть отрицание в виде частицы не: не пил кофе по утрам.
Остальные непереходные. Если видите у глагола возвратный суффикс -ся или -сь, он непереходный. Получается, что переходным меньше, чем непереходных.
Глаголы могут быть переходными и не переходными . В первом случае означает, что действие глагола распространяется на предмет.
Это может быть, во-первых, когда глагол употребляется вместе с существительным в винительном падеже без предлога: писать стихи, смотреть телевизор.
Во-вторых, употребляется вместе с существительным в родительном падеже, когда перед переходным глаголом отрицательная частица не (смотрел телевизор - не смотрел телевизора), а также когда действие распространяется на часть предмета, а не на весь предмет (взял вещи - взял вещей (часть вещей).
Другие глаголы не переходные: увлекаться (чем?) футболом.
Если учитывать переходность/не переходность глагола, следует обратить внимание на значение существительного в винительном падеже рядом с глаголом, которое должно называть объект действия: простоять час (в очереди), - существительное в винительном падеже, а глагол не переходный.
Статьи по теме: | |
Брак: условия заключения брака, права и обязанности супругов
В последние несколько лет все больше становится популярным так... Складской учет Ведение складского учета в 1с 8
1С: Бухгалтерия 8.2. Понятный самоучитель для начинающих Гладкий Алексей... Пирог с замороженной смородиной – пусть всегда пахнет летом!
Этот пирог можно печь с любыми ягодами, с малиной, вишней, ежевикой, так... |