Как в отрывке из поэмы Н.А. Некрасова «Железная дорога» раскрывается тема социальной несправедливости? Николай Некрасов — Железная дорога: Стих

Н.А. Некрасов написал поэму «Железная дорога» (в некоторых разборах это произведение называется стихотворением) в 1864 году. Тема поэмы — изображение народной жизни, идея — гневное возмущение автора бесчеловечными условиями жизни народа. Сюжет произведения прост: по Николаевской железной дороге едут пассажиры, среди них важный генерал, его маленький сын Ваня и автор-рассказчик. Поэма представляет собой разговор Вани с автором, толчком к которому стал вопрос мальчика, данный как эпиграф: «Кто построил эту железную дорогу?». Ответ отца-генерала был такой: «Граф Пётр Андреевич Клейнмихель». Упомянутый граф имел скандальную славу на всю Россию. Сначала он был адъютантом у Аракчеева, потом — у самого царя, попутно имел чин генерала при Главном штабе и управлял военными поселениями, которые составили позорную страницу в истории России. Автор-рассказчик возражает папаше: дорогу построил не граф Клейнмихель, он был директором акционерного общества, занимающегося строительством первой в России протяжённой железной дороги (пригородная железная дорога Петербург — Павловск уже функционировала), и прославился на этом посту колоссальными взятками и злоупотреблениями. По мнению рассказчика, Николаевскую «железку» построили простые русские мужики, которых согнал на строительство «царь-голод» (II).

Бюрократической точке зрения, которую высказывает папаша, автор-рассказчик противопоставляет народническую точку зрения. Она родилась в противовес бюрократической, так как сторонники последней презрительно относились к труду рабочих, считая их безмозглы ми пьяницами. Однако обе точки зрения односторонни: конечно, Николаевскую железную дорогу построил не проворовавшийся граф, но и не только безграмотный мужик с лопатой. Очевидно, это сложное строительство — дело ума и рук множества людей: рабочих, инженеров различного профиля, геодезистов, подрядчиков и т. д.

Рассказчик рисует картину тяжёлого труда строителей, которые тысячами умирали от голода, болезней, непосильной работы Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты? (II)

Рабочие, не имея никаких инструментов, кроме лопат, топоров и кувалд, осушали болота, сооружали железнодорожную насыпь, практически голыми руками укладывали шпалы и рельсы. В своём воображении рассказчик оживляет умерших на строительстве мужиков, которые обращаются к Ване:

Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено...
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно? (II)

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять...
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать. (II)

Поводом для нового поворота в разговоре автора и Вани послужило строгое замечание папаши-генерала: автор, по мнению генерала, уж очень восхваляет народ, а на самом деле творческим талантом обладают единицы — избранные мастера, возвышающиеся над толпой:

Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!.. (III)

Папаша заявляет это, с комфортом путешествуя по железной дороге, которую построили эти самые презренные пьяницы! Далее он требует, чтобы рассказчик перестал пугать мальчика мертвецами и изобразил какую-нибудь «светлую» картину. Так за гимном народному труду Некрасов помещает приятную для папаши, но грустную для рассказчика картину, которая показывает покорность, забитость мужиков-строителей.

Толстый, красный подрядчик приезжает расплачиваться с рабочими. После его расчёта получается, что мужики ничего не заработали, так как хозяин вычел из зарплаты «прогульные» и «больные» дни. Строители только чешут затылки, но когда купчина «для-ради праздника» дарит им бочку вина, все радостно кричат «ура!»:

Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:
С песней десятники бочку катили...
Тут и ленивый не мог устоять! (IV)

Мало того, благодарные мужики, забыв, что их только что бессовестно обманули с жалованием, сами впрягаются в телегу и мчат купца по дороге. Эта картинка очень напоминает знаменитый финал «Мёртвых душ» — птицу-тройку, что бойко и необгонимо несётся вдаль; только у Некрасова птица-тройка дана как карикатура на боговдохновенную Русь Гоголя.

Итак, Некрасов написал поэму «Железная дорога» в самый разгар крестьянских волнений, происходивших накануне и сразу после от мены крепостного права. Эти беспорядки, с одной стороны, подтолкнули давно назревшую реформу 1861 года, а с другой стороны, привлекли внимание общества к положению и настроению народа.

Революционные демократы хотели представить русских мужиков стихийными (природными) революционерами, что было далеко от правды. Однако нет правды и в помещичьем взгляде на мужиков, будто они дикие варвары, безмозглая толпа. Некрасов, изображая народ, демонстрирует более трезвый взгляд: народ способен на великие дела, но одновременно покорен, тёмен, совершенно неразвит, он смиренно (а не вдохновенно) работает и безропотно переносит не только объективные трудности, но и обиды от хозяев и чиновников. Горькая ирония автора отразилась в «светлой» картине народного «праздника» с бочкой вина от вора-подрядчика.

Некрасов Железная дорога анализ стихотворения

План

1.История создания

2.Жанр

3. Основная идея

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

1. История создания . Произведение «Железная дорога» написано поэтом в 1864 г. и посвящено строительству первой в России Николаевской железной дороги (1842-1852). Николай I, не учитывая особенностей местности, просто провел по линейке черту на карте. Эта чудовищная беспечность обернулась огромным количеством погибших рабочих при строительстве в непроходимых болотах и лесах.

2. Жанр стихотворения - излюбленная и доведенная поэтом до совершенства гражданская лирика.

3. Основная идея стихотворения - тяжелое положение простого народа, вынужденного расплачиваться своими жизнями за прогресс в России. Царь и его окружение совершенно не считались с ценой за грандиозный проект. Согнанные со всех концов Руси крестьяне работали в нечеловеческих условиях, костями устилая бескрайние просторы своей земли. Не случайно первая часть стихотворения с любовью описывает прекрасный пейзаж, которому суждено было стать огромной братской могилой. Резкий контраст этому описанию представляет возникшая в воображении рассказчика картина тяжелого физического труда. Перед нами проносятся души всех погибших на строительстве. Они не понимали значения своего огромного дела. Крестьян принудили к работе царь земной и царь незримый - голод. В монологе генерала вскрывается циничное отношение высшего общества к рабочим. Удел холопов - пьянство и воровство, поэтому и жалеть их нечего. В этом проявляется абсолютная неграмотность и глупость генерала, не понимающего того, что все достижения и успехи государства опираются на подавляющую массу забитого и униженного крестьянства. «Светлой» картиной, завершающей произведение, является расчет с рабочими. Обессилевшие крестьяне, герои труда, получают награду - …бочку водки. А проявление «безмерной щедрости» начальства - прощение всех недоимок и прогулов. Страна делает огромный шаг вперед, начальники торжествуют, народ же, как всегда, оказывается в дураках.

4. Композиция . Стихотворение «Железная дорога» состоит из четырех частей. Первая - лирическое описание проносящегося мимо путешественников российского пейзажа. Вторая - ужасная картина непосильного труда. В третьей части описаны примитивные размышления и мнение генерала. Заключительная часть - «радостная» картина, результат работы.

5. Размер стихотворения - чередование четырех- и трехстопного дактиля с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства . Некрасов широко использует эпитеты в описании природы («славная», «ядреной», «студеной») и страданий рабочих («громаден», «страшной», «бесплодные»). Первая часть богата сравнениями: «как тающий сахар», «как в мягкой постели», «как ковер». Ярким олицетворениями описан голод: «царь беспощаден», он «водит», «сгоняет», «ходит». В целом первые части построены на резком контрасте друг с другом. Третья и четвертая части написаны предельно кратким языком без особого использования выразительных средств. Значительно приближает к реальности живая разговорная речь начальника «…нешто… молодца!.. молодца!...».

7. Основная мысль произведения - страдания простого народа неисчислимы. Ему приходится на своих плечах нести цивилизационное развитие России. В конце второй части Некрасов делает главное заявление о том, что русский народ все вынесет и придет к счастливому будущему. Но до этого еще очень далеко, «прекрасная пора» в туманной неизвестности.

Жизнь простого народа всегда была тяжела. Особенно в России с ее невыносимым климатом. Особенно до отмены крепостного права. Страной управляли безжалостные, алчные помещики, цари, которые вгоняли в гроб крестьян для достижения поставленных целей. Трагична судьба крепостных, строивших первую железную дорогу между Москвой и Петербургом. Этот путь усыпан костьми тысяч мужиков. Трагедии посвятил свое произведение Некрасов («Железная дорога»). Краткое содержание и анализ его раскроют нам, что хотел передать поэт с обостренным чувством гражданского долга читателям.

Тема сложной жизни русского народа в творчестве Некрасова

Великий поэт был по-настоящему народным писателем. Он воспевал красоту Руси, писал о тяжелой участи крестьян, людей низших сословий, женщин. Именно он ввел в литературу разговорную речь, тем самым оживив представленные в произведениях образы.

Показал трагичность судьбы крепостных мужиков в своей поэзии Некрасов. «Железная дорога», краткое содержание которой мы изложим, - небольшое стихотворение. В нем автор сумел передать несправедливость, лишения и чудовищную эксплуатацию, которой подверглись крестьяне.

Н. А. Некрасов, «Железная дорога»: краткое содержание

Произведение начинается с эпиграфа. В нем мальчик Ваня спрашивает у генерала, кто строил железную дорогу. Тот отвечает: граф Клейнмихель. Таким образом, Некрасов начал свою поэму с сарказма.

Далее читатели погружаются в описание русской осени. Она славная, со свежим воздухом, красивыми пейзажами. Автор летит по рельсам, погружаясь в свои думы.

Он, услышав про то, что дорогу построил граф Клейнмихель, говорит, что не нужно скрывать правду от мальчика, и начинает рассказывать о строительстве железного пути.

Мальчику послышалось, будто к стеклам поезда набежала толпа мертвецов. Они говорят ему, что люди строили эту дорогу в любую погоду, жили в землянках, голодали, болели. Их грабили и секли. Теперь другие пожинают плоды их труда, а строители истлевают в земле. "Поминают ли их добром, - спрашивают мертвецы, - или люди забыли о них?"

Автор говорит Ване, что не нужно бояться пения этих погибших мужиков. Показывает на того, кто изможден от тяжелого труда, стоит, согнувшись, и долбит землю. Так тяжело люди добывают свой хлеб. Нужно уважать их труд, говорит он. Автор уверен, что народ вынесет все и в конце концов проложит себе дорогу.

Ваня уснул и проснулся от свистка. Он рассказал папаше-генералу свой сон. В нем ему показали на 5 тысяч мужиков и сказали, что это и есть строители дороги. Услышав это, тот захохотал. Он сказал, что мужики - пьяницы, варвары и разрушители, что они могут терема свои лишь строить. Генерал попросил не рассказывать ребенку о страшных зрелищах, а показать светлые стороны.

Так описал строительство дороги в своем стихотворении Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание ("брифли" - так оно называется по-английски) не сможет, конечно, передать всю боль автора за простого обманутого человека. Чтобы прочувствовать весь сарказм и горечь несправедливости, стоит прочитать это стихотворение в подлиннике.

Анализ произведения

Поэзия представляет собой разговор автора-попутчика с мальчиком Ваней. Автор хотел, чтобы люди помнили, каким образом мы получаем блага, кто за этим стоит. Также он рассказал читателям об алчности вышестоящих, их бесчеловечности. О крестьянах-мужиках, которые ничего не получают за свой труд.

Всю несправедливость и трагичность жизни крепостных показал в своем произведении Некрасов. «Железная дорога», краткое содержание которой мы рассмотрели, относится к немногим произведениям XIX века с социальной направленностью, рассказывающих о жизни простого народа с сочувствием.

Заключение

В своем стихотворении поэт отмечает, что творцы всего великого на Руси - это простые мужики. Однако все лавры достаются помещикам, графам, подрядчикам, которые бесстыдно эксплуатируют рабочих и обманывают их.

Заканчивает картиной рабского ликования и покорности свое произведение Некрасов. «Железная дорога» (краткое содержание об этом рассказывает) построена, крестьян обвели вокруг пальца. Но они настолько робки и покорны, что радуются и перепавшим им крохам. В заключительных строках Некрасов ясно дает понять, что не рад этой покорности и надеется, что настанет время, когда крестьяне разогнут свою спину и скинут тех, кто сидит на ней.

Картина народной жизни представлена в стихотворении “Железная дорога”. Этому стихотворению предпослан не вполне обычный эпиграф: не литературная цитата, не народная пословица, а вопрос какого-то мальчика, заданный отцу, и ответ отца. Оформлено это как миниатюрная пьеска - указаны действующие лица, имеются авторские ремарки:

Ваня (в кучерском армячке)
Папаша! кто строил эту дорогу?
Папаша (в псмъто на красной подкладке)
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!

Разговор в вагоне

Этот своеобразный эпиграф выполняет роль экспозиции, введения: и с Ваней, и с папашей у автора состоится разговор. Нетрудно догадаться, о чем он будет: о том, кто же на самом деле строил железную дорогу. Ее, соединившую в 1852 г. Москву и Петербург, прокладывали 10 лет под руководством главного управляющего путями сообщения графа П.А. Клейнмихеля. Осенью 1864 г. Некрасов в поезде, услышав или будто бы услышав приведенный в эпиграфе разговор отца с сыном, счел или будто бы счел нужным вмешаться в этот разговор. Но сначала - в первой части стихотворения - он поведал о том, как хороша лунная ночь, видная из окна вагона.

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит.

В этих звучных стихах (яфеным, бофит) побеждена усталость, крепнут силы. Природа необыкновенно прекрасна. А как же болота с кочками, пни (обрубки бывших деревьев)? Ими едва ли принято любоваться. Говорят: “глуп, как пень”, а болотом именуют обывательщину, застой. Но подлинный поэт найдет всему этому место в мире красоты. Некрасов - подлинный.

Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...

Красота хороша не только сама по себе, но и тем, что она национально родная: Русь... Хорошо путешествовать по России, наслаждаясь новообретенным комфортом железнодорожной вояжировки, это чувство удовольствия охотно выражали разные поэты некрасовской эпохи, не чуждо оно и нашему автору: “Быстро лечу я по рельсам чугунным, / Думаю думу свою...”

Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

В нашем языковом сознании слово “обаяние” - приятное. Никто не откажется от того, чтобы выглядеть обаятельным человеком. Но в этих стихах Некрасова данное слово имеет несколько иной оттенок значения. Обаяние - нечто близкое к заблуждению, хотя, впрочем, тоже приятному. “Он в каком-то обаянии, ничего не видит” (пример из “Толкового словаря” Даля). Казалось, что “все хорошо под сиянием лунным”, однако при том же “лунном сиянии” предстоит разглядеть весьма жестокую “правду”, которая будет показана Ване:

Труд этот, Ваня, был страшно громаден, -
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Строка “Не по плечу одному” прямо отсылает к эпиграфу, отвергая ответ “папаши”, сказавшего, что железную дорогу строил Клейнмихель. На самом деле ее строили, как выяснится, “массы народные”, а подвиг их на это царь Голод. Грандиозная символическая фигура: Голод правит миром. Как у Шиллера: “Любовь и Голод правят миром” (по словам Горького, “это самый правдивый и уместный эпиграф к бесконечной истории страданий человека”). Понуждаемые Голодом, люди нанимались строить железную дорогу в нечеловечески тяжелых условиях, и многие “фоб обрели здесь себе”; “дороженька” сейчас такая красивая (“насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты”), построена на русских костях, им же нет счету.

Чу! Восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные...
Что там? Толпа мертвецов!

“Чу!” - междометие, по значению близкое к призыву “слушай!”. Начинается страшное. Как в балладах (например, Жуковского, Катенина, Лермонтова) - мертвецы встают из могил. О своеобразной балладности уже шла речь в связи со стихотворением “Вчерашний день, часу в шестом...”. Выходцы из могил преследуют мчащийся поезд; мертвецы не просто бегут, но поют песню, в которой опять-таки упоминается лунная ночь - время, самое подходящее для контакта живых с призраками, которые, по обыкновению, должны исчезнуть перед рассветом. Они поют о том, как им при жизни было холодно и голодно, как они болели, как их обижали десятники, то есть старшие над группой рабочих. Один из этой толпы мертвецов - “высокорослый больной белорус”, русоволосый и изможденный лихорадкой, - обрисован особенно подробно, упоминается даже колтун в его волосах (болезнь, при которой слипаются и склеиваются волосы на голове; возникает в антисанитарных условиях, может быть следствием инфекции).

Одна многозначительная странность: написано, что белорус стоит. А ведь толпа мертвецов, представителем которой он является, бежит. Как будто это маленькое противоречие (белорус должен был бы бежать вместе со всеми), но оно пришлось очень кстати. Статическая фигура, выхваченная из общего потока и застывшая на одном месте, легче поддается детальному описанию. В отличие от мертвецов, поющих на бегу свою песню, белорус молчит. Это еще более обосабливает его от остальных. В результате как-то забываешь, что он мертвый, и начинаешь относиться к нему как к живому. Тем более что детали его портрета (бескровные губы, упавшие веки, опухшие ноги и пр.) могут обозначать не только смерть, но и болезненность живого человека. И далее: “Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять”. Это прозвучало бы странно, если помнить, что белорус мертвый: не у мертвеца же брать уроки труда! К тому же пафос труда перебивается зловещими мотивами смерти: в поведении белоруса поэт усматривает нечто тупое и механическое, нечто похожее на неживую заведенную куклу, однообразно повторяющую какое-то заданное движение.

Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Словосочетание “мужика уважать” стало расхожим. В балладе А.К. Толстого “Поток-богатырь” герой попадает из Древней Руси в Россию XIX в., и его строго спрашивают: “Уважаешь ли ты мужика?” - “Какого?” - “Мужика вообще, что смиреньем велик!” Но Поток говорит: “Есть мужик и мужик. / Если он не пропьет урожаю, / Я тогда мужика уважаю”.

Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ.

В первоначальном варианте текста вместо слова “достаточно” было: “татарщину”, то есть монголо-татарское иго (1243-1480). Замененное слово удивительно созвучно заменившему. Можно догадываться о причинах такой замены: “татарщина” - дела далекого исторического прошлого, между тем как в строительстве железной дороги наверняка участвовали и татары “с матушки Волги, с Оки”, страдавшие вместе с русскими, так зачем же их задевать этим словом, как бы способствуя тем самым национальной розни?

В начале третьей части балладные мертвецы исчезают:

В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул - исчезла толпа мертвецов.

Здесь паровозный свисток сыграл традиционную роль петушьего крика, предвещающего утреннюю зарю и разгоняющего призраков, которые теперь спешат скрыться из мира живых. Таковы славянские, и не только славянские, представления на этот счет. У Шекспира именно так исчезает призрак отца Гамлета: “Он вдруг исчез при крике петуха” (цит. по современному Некрасову переводу А. Кронеберга). Ване кажется, что все это привиделось ему во сне: появились тысячи мужиков (рассказывает он “папаше”), и некто - он - сказал: “Вот они - нашей дороги строители!..” Может быть, этот он тоже был в Ванином сне - и рассказывал о строителях железной дороги, и показывал их? Но нет, отец мальчика, оказавшийся генералом, воспринимает рассказчика как реальное лицо и вступает с ним в спор. Он говорит, что побывал недавно в Риме, в Вене, видел чудесные памятники старинной архитектуры. Неужели “все это народ сотворил” - такую красоту? И неужели собеседник генерала, говоривший так красноречиво о нуждах низкой жизни, ставит их превыше вечных идеалов прекрасного:

- Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?

Имеется в виду стихотворение Пушкина “Поэт и толпа”, в котором резко осуждается своекорыстная “чернь”: “...на вес / Кумир ты ценишь Бельведерский, / Ты пользы, пользы в нем не зришь... / Печной горшок тебе дороже...” Что важнее: красота или польза? Шекспир или сапоги? Рафаэль или керосин? Аполлон Бельведерский или печной горшок? - об этом на все лады спорили в некрасовскую эпоху, литература и публицистика бились над этими “проклятыми” вопросами. С одной стороны, эстеты, жрецы чистого искусства, с другой - утилитаристы, материалисты. Некрасовский генерал эстетствует, презирает черный и грубый народ:

Вот ваш народ - эти термы и бани,
Чудо искусства - он всё растаскал!

Восклицание “Вот ваш народ!” вошло в изустный обиход. В повести Короленко “Прохор и студенты” два студента проходят мимо жалкого, опустившегося мужичка, и, указывая на него, один говорит другому: “Вот ваш народ!”, а тот недоумевает: где же народ, ведь я тут один! Термы - древнеримские общественные бани, когда-то роскошные, ныне развалины, свидетельствующие о погибшем величии античной культуры. Ее разрушили варвары, то есть народы, не причастные к римской цивилизации: славяне (по-видимому, южные, нерусские), германцы... разрушители, а не созидатели:

Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать - разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..

Точно так же, по мнению генерала, нельзя и русских варваров-мужиков считать созидателями железной дороги: “дикое скопище пьяниц” на это не способно. Но ведь есть же и “светлая сторона” народной жизни! Так пусть же собеседник генерала покажет Ване и ее, вместо того чтобы травмировать ребенка “зрелищем смерти, печали”! И в четвертой части стихотворения показана эта “светлая сторона”.

Строительство железной дороги закончено, мертвые в земле, больные в землянках, рабочие собрались у конторы: каков-то будет заработок? Но плуты-десятники (по-современному бригадиры) рассчитали их так лихо, что, оказалось, рабочие не только ничего не должны получить, но еще и должны выплатить недоимку (не уплаченную в срок часть налога) подрядчику (здесь - богатому купцу, ответственному за данный участок работы). Положение скверное, но вот появляется сам подрядчик, “проздравляет” (поздравляет) собравшихся и готов их угостить и вообще осчастливить: “Недоимку дарю!”

Реакция народа - всеобщее ликование. Кричат “ура!”. Десятники с песней катят обещанную бочку вина. По-видимому, в словах генерала - “дикое скопище пьяниц!..” - есть известная доля правды. Вот вам и “светлая сторона” народной жизни - замученные люди искренне радуются:

Выпряг народ лошадей - и купчину
Скриком “ура!” по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..



gastroguru © 2017