Монастырь в поселке новый быт. Давидова Пустынь — одно из главных святых мест России

«Мелихово - Аромат Чехова. Талеж - Свадебный родник. Давидова Пустынь»

«Церковь наша должна святиться в нас, а не в словах наших».
Н.В.Гоголь


…Давидова пустынь оставила огромное впечатление. Это очень неоднозначное место в плане истории (современной), но однозначно - хорошее.
…Да, действительно, в настоящее время - Вознесенская Давидова Пустынь - одна из самых отлично отреставрированных и отлично восстановленных обителей. Да, действительно, на её территории есть некрополь, где нашли упокоение наши современники. И, действительно, у них роскошные памятники. И, возможно, их профессиональная деятельность далека от идеальной.

…Антона Малевского - называли алюминиевым королём России и считали лидером Измайловской преступной группировки. Геннадий Недосека - бывший руководитель администрации Чеховского района с «неоднозначной» репутацией. И какой из этого вывод? Неужели только один?

Этот монастырь находится в посёлке Новый Быт - и именно это название надо искать на карте.

Давидова пустынь оставила огромное впечатление.
Это очень неоднозначное место в плане истории (современной), но однозначно - хорошее.
Почему я так странно пишу? Потому что в мыслях активно не соглашаюсь с массой откликов: «религией и верой не пахнет», «не то место, где хочется открыть душу», «усыпальница братков».

Вход

Да, действительно, в настоящее время - Вознесенская Давидова Пустынь - одна из самых отлично отреставрированных и отлично восстановленных обителей.
Да, действительно, на её территории есть некрополь, где нашли упокоение наши современники.
И, действительно, у них роскошные памятники. И, возможно, их профессиональная деятельность далека от идеальной.
Антона Малевского - называли алюминиевым королём России и считали лидером Измайловской преступной группировки. Геннадий Недосека - бывший руководитель администрации Чеховского района с «неоднозначной» репутацией.
И какой из этого вывод? Неужели только один?

Давайте подумаем. Может быть, этим людям было некуда потратить свои «непонятного происхождения капиталы»? Они же легко могли вложить их в сеть казино, острова, яхты, супермашины, драгкамни и драгметалл, дачи и квартиры. Но вложили они их почему-то в совершенно развалившийся монастырь. Точнее в руины и безглавые остатки церквей. Значит, что-то ими двигало? Что-то было в душе, чтобы сделать именно этот шаг и в этом направлении, а не в обратном? Значит, пытались люди всё-таки сделать что-то не просто хорошее, а очень хорошее и светлое. И сделали. И что «поимели с этого»? Между прочим, в расцвете лет - один погиб с парашютом, другой в автоаварии - и находятся теперь здесь, в восстановленном ими монастыре, только глубоко.

А люди, проходящие мимо, отворачиваются, перекашиваются и плюются - фи, это грязные деньги, фи, знаем-знаем, чем они там себе занимались, фи, это недостойно даже нашего простого спасибо.
А что так усиленно фикать-то? Эти люди перед Богом уже ответили, и за всё плохое, и за всё хорошее. Один Бог нас может судить. И одному Богу известно, в какую ты можешь попасть ситуацию и на что ты окажешься в ней способен.

И почему фиканье этих людей заканчивается сразу за этой монастырской оградой? Заметим, что массы, массы русских олигархов и бизнесменов, политиков и чиновников вкладывали, вкладывают и будут вкладывать свои «честно заработанные» и в сети казино, острова и яхты…. И их вообще не волнуют и не колышут никакие разваливающиеся монастыри, которых по всей России несметное количество. Да гори оно огнём проблемы монастырские, когда на авторынок выкинули новую модель Бугатти и подходит очередь на заказанную модную крокодиловую сумочку.

Люди сейчас, какие-то, прямолинейно обработанные. Такое впечатление, что своя голова способна выдавать только вложенные извне масс-медиями шаблоны. Общегражданским долгом каждый считает суровое порицание. Прощение, понимание, сочувствие - это к «этому» не относится, конечно же. Очень удобная позиция, кстати. На фоне «плохих» лишний раз выделиться своей честностью, порядочностью и непричастностью. Мы выше всей этой грязи, да! И фикать, здесь гораздо удобнее - всего-то два раза. Можно и по всей России, конечно, заметить массу несправедливого, но там можно фикать годы с утра до вечера, да ещё и в ответ получить, не, это неудобно.

Мне кажется, что именно этот монастырь - Вознесенская Давидова пустынь - есть лакмусовая бумажка для наших душ. Вот что у нас внутри запрятано, здесь активно проявляется.

Когда мы вошли через ворота в высокой Колокольне - мы ахнули. У Давидовой пустыни - необычайно красивая территория. Все церкви и постройки находятся в идеальном состоянии. Есть круглый пруд. А от входа до центрального созвездия церквей ведёт длинная дорожка с аккуратно высаженными рядами золотыми подсолнухами. Так приятно! Людей мало, в отличие, от Талежа. Увидели телевизионную группу.

Но обо всём по порядку.
Все церкви и постройки здесь - разноцветные.
Колокольня со Звонницей (сер.19в.) - вход. На ней установлены часы с боем, каждый час воспроизводящие мелодию одного из церковных песнопений. На Звоннице - 7 колоколов (подарены прихожанами в 1996г.).

Впереди , в центре находятся 3 церкви. Они пристроены друг к другу.
Оранжевая - Знаменская церковь - дорога выводит прямо к ней - классика (кон.19в.), у неё одна маленькая темная маковка.
Жёлтая - Никольская церковь - слева - ампир (нач.19в.), у неё большой тёмный полукруглый купол.
Белая - Вознесенский собор - справа - старинная русская (16-17вв.), пять тёмных маковок, одна со звездами.

Оранжевая центральная - Знаменская церковь

Мы в неё попали, здесь мощи св.Давида

Никольский собор (жёлтый)

Вознесенский собор (белый) и самый древний храм монастыря. Здесь находится чудесная икона Богородицы «Знамение»

За этими церквями - Некрополь.
Здесь находится памятник-бюст герою Отечественной войны 1812г. генералу Дмитрию Сергеевичу Дохтурову

Слева от Колокольни:
Ярко-жёлтый длинный 2-х этажный корпус белой красивой лепниной - Игуменский корпус .
Розовая - Успенская церковь - классика (сер.18в.), одна большая тёмная глава-луковица и четыре очень маленьких луковичек.
Ярко-жёлтый - храм во имя всех Святых - классика (нач.20в.), одна темная миниатюрная маковка с золотым узором. Здесь же - Трапезная .

Игуменский корпус

Успенская церковь

Храм во имя всех Святых и Трапезная

Справа от Колокольни:
Круглый пруд - со скамейками, есть подмостки, очень тихое место, видны спинки рыб. Это место, откуда все делают панорамные снимки монастырского ансамбля, и ещё все снимают поголовно! - отражение церквей или Колокольни в зеркале пруда.

Справа по стене от Колокольни - красно-оранжевая Часовня над родником .
Справа и за центральными церквями - белые Братские корпуса .

Часовня над родником

Монастырь был основан в 1515 году преподобным Давидом Серпуховским.
Интересно, что в местном говоре и в древних летописях название монастыря звучало как ДавЫ дова пустынь, с твёрдым русским «ы».
Давыд или Давид (в миру Даниил из княжеского рода Вяземских) - ученик Пафнутия Боровского. В Боровском монастыре он пробудет - 40 лет. Там же - он встретит духовного друга Иосифа Волоцкого. И Давыд будет одним из 7-х монахов, которые поддержат Иосифа в разгоревшемся конфликте по поводу «строгости монашеского общежития». Именно отсюда из Боровска выйдут два устремления русского монашества: быть бедным физически, но духовно богатым (нестяжатели) и быть богатым в обоих случаях (иосифляне).
Очень важно понимание, что «иосифлянство» - это не «разложение монашества», а твердое желание видеть монастыри процветающими или «опорой царя, и одновременно отличаться строгим уставом и широкой благотворительностью». Мне очень запомнилась одна фраза, которую я где-то услышала: «благодаря иосифлянам наши русские монастыри такие торжественные и красивые». Только не надо сразу думать, что Иосиф Волоцкий - автор идеи «о праве церкви владеть недвижимым имуществом» ел икру ложками и носил соболиную шубу. Это же примитивное прямолинейное мышление. Сила истинного русского монаха - в духе. Сам Иосиф ходил с деревянным неокрашенным посохом, в схимнической темной одежде, нитяной мантии, питался очень скудно. Но монастырь у него - был на загляденье.

С такими же идеями пришел сюда на эту землю и монах Давыд из Боровска.
Он выбрал замечательное сильное место - высокий берег реки Лопасни.
Вместе с четырьмя иноками-помощниками построил деревянные - две церкви, кельи, трапезную.
Самый древний и соответственно самый первый каменный храм в монастыре - белый Вознесенский собор (Вознесения Христова) . Он датирован - нач.16 века. Его перестраивали позднее, но фрагменты древней кладки остались до сих пор. Очень красивый храм, но внутрь мы не попали - было закрыто (здесь церкви открываются только во время проведения утренних и вечерних служб). Но из случайно долетевшего разговора телевизионщиков, бегающих с аппаратурой, мы поняли, что им собираются открыть эту церковь, чтобы они увидели чудесную икону Богородицы «Знамение» .
Монастырь возводился медленно, даже очень медленно. В Смутное время был дочиста разорен литовцами. Мы считаем монастырь «иосифлянским», а значит «богатым», но в кон.18в. при Екатерине II он признан второсортным или заштатным, а в кон.19в. «пришёл в такой упадок, что в храмах нельзя было не только молиться, но и заходить внутрь было опасно: кладка расшаталась, древние фрески и штукатурка облетали, кровля прогнила».

В Давидовой пустыни есть Валентинов родник (в честь архимандрита Валентина), который находится «под монастырем, возле моста через реку».
Здесь сохранилась липовая Святая роща , посаженная преп.Давидом. По преданию он сажал деревья чудным образом - кверху корнями, чтобы показать силу Божию - и они все принимались

Россия славится своими православными святынями. Одной из самых старинных является Вознесенская Давидова пустынь. Сегодня мы расскажем об истории ее возникновения, самом удобном способен добраться туда, а также о том, какие служения сегодня осуществляет один из самых древних христианских монастырей Подмосковья.

Где находится

Адрес Вознесенской Давидовой пустыни - Московская область, село Новый Быт, улица Молодежная, 7.

Село это находится в Чеховском районе и удалено от центра Москвы на 80 километров, если двигаться на юг. Исторически здесь отсутствовали какие-либо поселения, а местность представляла своеобразный пустырь. С появлением здесь монашеской обители появился небольшой липовый парк, а побережье реки Лопасни очень сильно преобразилось, но об этом позже.

Как доехать до Вознесенской Давидовой пустыни

По московским меркам расстояние между столицей и монастырем не очень большое, но чтобы его преодолеть придется потерпеть общественный транспорт и пару пересадок между метро, электричкой и автобусом.

Действие 1. Добраться до Чехова.

Для начала необходимо доехать до Курского вокзала в Москве и приобрести билет на поезда пригородного направления. Подойдет любая электричка Москва-Чехов. Средняя продолжительность дороги - 1-1,5 часа, а стоимость билета будет составлять около 200 рублей.

Также до районного центра можно добраться на другом общественном транспорте. От станции метро "Южная" каждые 15 минут отходит рейсовый автобус. Если воспользоваться им, то время в пути составит от 50 минут до 1,5 часов. Стоимость билета 70-150 рублей.

Действие 2. Чехов - Вознесенская Давидова пустынь.

Оставшееся расстояние можно преодолеть на автобусе №428. Выйти необходимо на остановке "Новый Быт".

История появления

Момент появления Вознесенской Давидовой пустыни датируется 1515 годом. Дата эта является достаточно спорной, так как единственное ее подтверждение - это запись в старинном монастырском документе - церковном синодике.

Церковные тексты имеют множество расхождений, что подвергает сомнению точную дату начала истории монастыря Вознесенской Давидовой пустыни.

Однако официальная версия такова - в начале XVI века православный миссионер Давид, который на тот момент уже был игуменом, а также славился своими способностями к исцелению, основал небольшую монашескую обитель в 20 километрах от города Серпухова. Чтобы доказать силу собственного духовного опыта, а также величие исповедуемого Бога, Давид высадил липовую аллею.

Интересный факт: липа не могла прижиться в данной местности. Почва, на которой стоит Вознесенская Давидова пустынь, насыщена известняком и белым твердым камнем. К тому же, по преданию, преподобный посадил ростки корнями вверх, чтобы соблюсти чистоту эксперимента. Затея эта была задумана в миссионерских целях, дабы доказать скептикам один из библейских постулатов о том, что если имеется вера с горчичное зерно, то и горы возможно двигать.

Как ни странно, задумка удалась. Липовая аллея поражала своей красотой и оставила свои следы, которые получилось найти спустя 500 лет с момента ее появления.

С тех пор и появился мужской монастырь Вознесенская Давидова пустынь.

Святой Давид - кто это


У историков и теологов вызывает много вопросов личность самого преподобного Давида, в чью честь и названа монашеская обитель.

Этот православный святой неизвестен большинству христиан, но его персона является достаточно интересной. Основатель Вознесенской Давидовой пустыни в Чеховском районе был выходцем из Вяземских князей и имел мирское имя Даниил. Его аристократическое происхождение и воспитание зародило в душе будущего чудотворца особую любовь к людям и стремление познания Бога. Он принял постриг и новое имя Давид.

Молодой монах стал хорошим духовным примером для других служителей. Он отличался добросердечностью, сильной любовью к Богу, непоколебимостью в постах и молитвах.

После 40 лет, проведенных в Боровской монашеской обители, Давид отправился в миссию по основанию собственной обители. Заручившись поддержкой еще двух иноков и захватив икону Богородицы, будущий святой основал Вознесенскую Давидовскую пустынь, состоящую из деревянного храма нескольких маленьких келий.

Точная дата смерти преподобного не сохранилась, однако большинство православных историков считают, что преподобный отошел в вечность через 5 лет после основания новой обители.

Величие и упадок


История Вознесенской Давидовой пустыни знала лучшие и худшие периоды своего существования. Историю монастыря вообще отличает цикличность существования со стремительными взлетами и таким же резким упадком.

  • В период Смутного времени обитель была разорена польскими и литовскими интервентами, что на 6 лет прервало работу крупнейшей православной обители.
  • Конец XVII века является настоящим рассветом Вознесенской Давидовой пустыни. Обитель получила льготы от царя. В собственности монастыря было несколько подворий, в том числе и в Москве, а также несколько крепостных дворов с большим количеством работников.
  • Следующий кризис наступил в период правления Императора Петра Великого. Его реформы лишили христианские церкви всех льгот, а также обязали платить в казну очень серьезный налог. В результате все сторонние владения, иконы и книги Вознесенской Давидовой пустыни забрали в государственную собственность.
  • Окончательная кончина обители произошла в период установления советской власти. В начале XX века в церковь пришла красная оккупация и большинство братии было убито. Те, кто избежал оков и расстрела без суда и следствия, бежали, пытаясь спасти свою жизнь от террора.

В результате действий новой власти монастырь превратился в склады, музеи и здание сельской администрации.

В селе Новый Быт появилась православная община, которой и передали для использования здания Вознесенской Давидовой пустыни. Конечно, не обошлось без сложностей. Одно из зданий религиозного назначения было занято поселковой администрацией. В 1992 году началась борьба за изгнание чиновников из монашеской обители, завершившаяся безоговорочной победой православной инициативной группы.

Возражения скептиков


С тех пор начался длинный путь реконструкции и ремонта древних знаний. Находятся критики, которые подвергали сомнению честность реставрационных работы. Дело в том, что ремонт производился за счет средств, которые жертвовали люди. Среди жертвователей находились и не совсем честные граждане, и политики с дурной репутацией, и даже открытые преступники. Несмотря на возмущение отдельных граждан, обоснованными недовольства признать нельзя, исходя из постулата: "не судите, да не судимы будете".

Архитектурный ансамбль


Сегодня монастырь полностью отреставрирован, Вознесенская Давидова мужская пустынь представляет собой комплекс из красивых и величественных храмов и зданий прикладного назначения.

В архитектурный ансамбль входят следующие строения:

  • Вознесенский собор;
  • Знаменская церковь;
  • Никольская церковь;
  • Успенская церковь;
  • Спасский собор;
  • Всехсвятская церковь;
  • колокольня;
  • братский корпус;
  • надкладезная часовня;
  • настоятельский корпус.

Помимо прочего, на территории Свято-Вознесенской Давидовой пустыни можно найти несколько интересных памятников. К ним относятся:

  • памятник на могиле главы Чеховского района Г. М. Недосеки;
  • памятник на могиле генерала Д. С. Дохтурова;
  • могилы сподвижников пустыни.

Также при входе можно найти монастырскую гостиницу, где могут переночевать паломники или просто случайные путники.

Спустя 500 лет существования мужского монастыря Вознесенской Давидовой пустыни можно сказать, что обитель достигла своего расцвета. Отреставрированные здания храмов, пруд с лебедями, чистый парк - все это погружает в глубокие мысли, которые и должны приходить в таких местах.

Монастырь сегодня


В настоящее время монахи начали возрождать старые традиции социального служения. По мере своей возможности монастырь помогает и Чеховскому детскому дому, и районной больнице, и сельским школам, и детским садам.

Местный настоятель регулярно посещает городские мероприятия, где выступает и проводит беседы на духовные темы. Помимо прочего, монастырь регулярно отправляет посылки заключенным в места лишения свободы и принимает помощь от людей, желающих принять участие в таком социальном служении.

Обитель ждет тех, кто готов потратить свое время и силы на помощь ближнему своему, и принимает все формы поддержки. Помочь можно не только финансово. Есть длинный список предметов первой необходимости, которые отправляются в тюрьмы. Входят в них консервы, тетради, гигиенические принадлежности, книги и много чего еще. Помимо прочего, храмы нуждаются в постоянной поддержке. Любой, кто хочет отвлечься от суеты мира, может приехать в обитель и принять послушание на любой срок. Зачастую такая форма труда позволяет отдохнуть и привести мысли в порядок не хуже отпуска на морском берегу.

Мощи и святыни

Вознесенская Давидова пустынь представляет собой настоящую кладезь из разного рода православных святынь. Самой значимой, пожалуй, является кусочек металла, к которому прикрепляется частичка того самого гвоздя из Голгофского креста. Именно он использовался во время казни Иисуса Христа.

Помимо прочего, здесь можно обнаружить более чем две сотни мощей, обретенных не только в России, но и за ее пределами. Для тех, кто верит в целительную силу такой формы православных святынь, Вознесенская Давидова пустынь станет мощным источником в деле укрепления веры.

Все святыни доступны для прихожан и паломников. Самые первые мощи, которые остались от тела древнего еврейского пророка Елисея, имели такую божественную силу, что могли оживлять мертвых. Свидетельства этому отражены еще в Ветхом Завете, поэтому монастырь крепко держится за традиции прошлого, которые несут в себе христианское учение.

Время работы

Двери монастыря открываются в 7 утра, за 45 минут до начала первой литургии. Служения проводятся ежедневно утром и вечером. Для паломников доступны и ранние совместные молитвы, которые проводятся в 5 утра.

Расписание богослужений могут меняться время от времени, поэтому данную информацию лучше уточнять оперативно.

Православные христиане, которые мечтают погрузиться в атмосферу древнего верования, смогут провести здесь от нескольких дней до пары недель. Гостиница при храме принимает паломников в любое время года. Для тех, кто отправится в духовное путешествие с детьми, на территории монастыря доступна воскресная школа.

Занятия в ней заключаются в участии ребенка в Божественной литургии, духовных занятиях, изучении Священного Писания, знакомством с Житиями святых. Помимо прочего, для самых маленьких детей доступно множество кружков и секций совершенно разного направления.

Вознесенская Давидова пустынь - это настоящее средоточие неоднозначной и длинной истории. Вот уже 500 лет эти величественные храмы выдерживают гнет времени, ненастье погоды, злобу людей и исторические перипетии. И только благодаря крепкой вере и сильному духу верующих людей здесь хранится та самая робкая и одновременно величественная атмосфера православия.

Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем.
Об основании пустыни в монастырском синодике, писанном в 1602 году, сделана следующая запись:
«...В лета 7023 при державе царства Российского Государя Великого князя Василия Иоанновича Московского и всея России при священном архиепископе Иоасафе митрополите Московском и всея Руси прииде в сию пустыню старец преподобный отец наш игумен Давид со двема старцама и с двема простыма мужи маия в 31день. А Хатунь была со всеми волостями и со уездами за князем Василием Семеновичем Стародубским. И якоже пришед и вселився на святое место се и постави церковь во имя благолепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мариям честного и славного ея Успения, а с трапезою постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чудотворца и сoзда обитель и постави келии и созва братию. И преставися преподобный Давид игумен в лето тоя же осмыя тысяща в тридесят седмое сентямбрия в 19 день на память святого великомученика Еоустафия и иже с ним... »
Преподобный Давид, по преданию, происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Еще будучи юношей, чуть более двадцати лет от роду, почувствовал Даниил призвание к подвижнической жизни и пришел в Пафнутиев Боровский монастырь. Этот монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году. Он был обильным вертоградом иночества и христианского просвещения, из него вышли многие светильники русского монашества. Преподобный Пафнутий являйся пострижеником и учеником преподобного Никиты, третьего настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря. Преподобный же Никита был сродником и учеником Преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли Русской. Таким образом, преподобный Пафнутий был преемником заветов Преподобного Сергия и деятельным представителем его иноческой школы.
Юный Даниил поступил в Боровскую обитель еще при жизни преподобного Пафнутия, который как великое святило сиял тогда святостью своей жизни и духовными дарованиями. Устройство монастыря было общежительным. Игумен подавал пример братии. Они видели «труды и злострадания. подвиги же и посты, и худость ризную, твердую к Богу веру и любовь, и еже к Пречистой Богородице известную надежду, Ея же и всегда имеяше упование в уме во устех языку пишу. Сего ради и благодати Божия сподобися, еже хотящая быти прозирати и сердечные тайные помыслы братии поведати, еше же и болезни ищеляти, и Бога и Пречистая Богородицы, приимаше, и бяше во истину далече от человек [тогдашнего] века всеми обычаями. Бяше же щедр и милостив, егда подобает; жесток же и напрасен, егда потреба»,- говорит преподобный Иосиф, будущий основатель Иосифо-Волоикого монастыря, в одно время подвизавшийся с преподобным Давидом. Этим примером и богомудрыми советами руководствовался Давид в прохождении жития иноческого. Видя ревность и усердие своего послушника, преподобный Пафнутий совершил над ним монашеский постриг и нарек Давидом в честь преподобного Давида Солунского, святого отшельника, жившего в VI веке. После преставления своего учителя, преподобного Пафнутия, преподобный Давид нашел духовное руководство и покровительство в лице великого светильника русского монашества преподобного Иосифа Волоцкого. Преподобный Иосиф двадцатилетним юношей пришел в Боровск и 13 февраля 1460 года, приняв монашеское пострижение от руки преподобного Пафнутия, семнадцать лет жил с ним в одной келье. Блаженный старец, провидя близкое свое отшествие ко Господу, предложил Иосифу быть его преемником по управлению обителью. Преподобный Пафнутий преставился 1 мая 1477 года. После него Иосиф управлял обителью с 1477 по 1479 год. Он намеревался ввести в Боровской обители самое строгое общежитие, но встретил несогласие на то со стороны иноков, кроме семерых, поэтому удалился от ропота и оставил на время свою обитель, чтобы лично осмотреть устройство других монастырей.
По возвращении из своего путешествия он решился навсегда покинуть Пафнутиев монастырь и основать обитель по своему желанию, для чего с семью преданными ему иноками удалился в знакомые леса волоколамские, где основал свою знаменитую обитель, в которой и скончался 9 сентября 1515 года. Духовную связь с этим великим и просвешенным подвижником преподобный Давид не прерывал до самой его смерти. Продолжительное время подвизался преподобный в Пафнутиевой обители.
В 1515 году преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности, принадлежавшей князю Василию Семеновичу Стародубскому, на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, куда и пришел с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу. Преподобный Иосиф 15 августа 1515 года незадолго до своей кончины посетил эту новую обитель, трапезовал с преподобным Давидом и братией и наставлял их в Слове Божием. Более полстолетия подвизался преподобный Давид в монашестве был кормильцем-отцом всего окрестного населения.
Девятнадцатого сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу. Честное тело его было погребено в основанной им пустыни, в церкви Знамения Богоматери, сооруженной в его память, так как икона Знамения Пресвятой Богородицы была келейным моленным образом преподобного.
Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем. Записей о чудесных явлениях милости Божией по молитвам преподобного не сохранилось. Но о том, что эти явления были, свидетельствуют рассказы жителей окрестных селений
Серпуховской купчихе Окороковой, страдавшей весьма трудными родами, преподобный Давид явился во сне и обещал исцеление, если она посетит его обитель и отслужит при раке его панихиду. По благополучном разрешении от бремени благодарная женщина была в пустыни и рассказывала служившим панихиду о дивном ей явлении преподобного.
В 50-х годах ХIХ столетия в бытность свечником Давидовой пустыни старца высокой духовной жизни, иеродиакона Венедикта пришел в обитель крестьянин Подольского уезда и просил отслужить панихиду по преподобном Давиде. Служившему иеромонаху крестьянин рассказал следующее: «Около семи лет страдал я расслаблением и без посторонней помощи не мог ни двинуться, ни приподняться.
Почти наяву явился мне преподобный Давид, высокий седой старец, в монашеском одеянии с посохом в руках, и приказал идти в Давидову пустынь, отслужить по нем панихиду, обещая исцелить меня от болезни. «Батюшка,- говорю - с радостью бы пошёл, но не только идти, а и приподняться не могу, да и не знаю, где эта пустынь».
Старец ударил меня по ногам жезлом, велел идти в Подольск и стал невидим. Тут я, к великой радости, почувствовал возможность двигать членами, хотя на ноги встать не мог, и решил идти по повелению, о чем и объявил домашним. Невзирая на уговоры сына и других родных отложить это намерение, стал собираться в путь. Наскоро приладили костыли, хотя и не мог ими пользоваться за невозможностью встать на ноги. Сын проводил меня до деревенской околицы, все расстояние до которой я полз с великим трудом.
Тут сделалось что-то такое, будто всего меня прострелило, и я почувствовал, что силы мои крепнут, попробовал стать на ноги и - чудо! - с помощью костылей встал уже и пошел, хотя еле-еле, на ногах. Чем дальше шел, тем силы больше укреплялись. Под Подольском добрые люди рассказали, как найти дорогу в пустынь. И вот с Божией помощью, молитвами батюшки, преподобного Давида и в пустынь дошел, и в костылях уже более не нуждаюсь».
Престарелой девице-дворянке из Подольского же уезда явился преподобный Давид и говорит: "Что ко мне не побываешь?" Явившийся стал невидим, а девица недоумевала, кто бы это мог быть. Вскоре ей пришлось быть в Москве и зайти в часовню Спасителя, принадлежащую Давидовой пустыни. Случайно увидав тут печатное изображение преподобного Давида, она узнала в нем явившегося и стала спрашивать, чье это изображение? Когда ей было сказано служащими при часовне, что это изображение основателя Давидовой пустыни преподобного Давида, она рассказала о явлении ей, узнала о дороге в пустынь и, действительно, вскоре приехала в монастырь и, отслуживши панихиду, рассказывала всем о бывшем ей явлении. Преподобный Давид, полагая основание обители, создал храм в честь Вознесения Господня, Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая с трапезою.
В 1600 году игумен Леонид на келейные деньги построил деревянный храм Вознесения Господня, впоследствии перенесенный в село Дегчишево. Еще при царе Иоанне Васильевиче Грозном была начата постройка каменного храма в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, однако он долгое время оставался недостроенным. Патриарх Иоаким повелел разобрать эту постройку и на том же месте построить новую каменную церковь Вознесения Господня с приделами Успения Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца с теплой трапезою. В 1682 году был выдан антиминс к освящению новопостроенной церкви.
К 1732 году церковь Успения уже сильно обветшала. По прошению игумена Иакова она была разобрана и выстроена вновь над святыми вратами в 1740 году. В 30 - 40-е годы XVIII века над гробом преподобного Давида поставлена каменная колокольня вместо существовавшей ранее деревянной часовни. В 1740 году, в правление игумена Иосифа, усердием жены статского советника Михаила Бобрищева-Пушкина Анастасии Васильевны под колокольней устроена церковь в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы.
Известна была обитель и русским царям, и членам их семейств, которые не оставляли ее своими милостями. Особое внимание ей оказывал царь Иоанн Васильевич Грозный. На его средства в обители началась постройка каменного храма. В 1619 году обитель подверглась нашествию литовцев и черкесов, которые стояли в монастыре и предавали его пожару и разорению. В это время означенная грамота затерялась, но была восстановлена 1 апреля 1625 года царем Михаилом Феолоровичем. В 1626 году по именному приказу великой старицы Марфы Иоанновны в пустынь были даны ризы белой тафты, ризы миткалевые, епитрахиль рыхлого бархата и такие же поручи, шелковый пояс, епитрахиль и поручи бархатные, два стихаря миткалевых и пояс нитяный. При игумене Савватии (1653 - 1657) был выпущен указ о сохранении липовой рощи, посаженной самим преподобным Давидом. По преданию, преподобный Давид выкапывал липы в лесу и, принося их в монастырь, сажал вверх корнями, дабы показать темному местному населению силу молитв к Богу и Пречистой Его Матери. И по молитвам преподобного Давида деревья произрастали. Иноки обители при производстве новых посадок сохраняли эту традицию вплоть до закрытия монастыря в 30-е годы нашего столетия. В 1657 году монастырь был огорожен забором, около монастыря росла липовая роща, а между рощей и огородом - сад с яблонями.
На территории монастыря находились: деревянная церковь Вознесения с двумя престолами в приделах Успения Богоматери и Святителя Николая; каменная недостроенная церковь в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы и деревянная часовня, в которой под спудом почивали мощи преподобного Давида; колокольня, рубленная в брус, верх шатром, а в ней пять колоколов; погреб и поварня с посудой медной, железной, деревянной; конюшня с сушилом, пять житниц, за монастырем скотный двор.

Неподалеку от города Чехова, в восьмидесяти километрах от Москвы, лежит Свято-Вознесенская Давидова пустынь. Обитель расположена на берегу Лопасни, которая впадает в Оку, на высокой и живописной белокаменной горе. Ее основал в мае 1515 года преподобный Давид. Рядом с монастырем (деревня Талеж) находится его подворье.

Немного истории

Как утверждают историки, преподобный Давид принадлежал к княжескому роду Вяземских. Настоящее его имя - Даниил. В двадцатилетнем возрасте он решил уйти в где и прожил более двадцати лет.

В 1515 году Давид основал обитель, ныне известную как Вознесенская Давидова пустынь.

Во времена царствования Ивана Грозного началось возведение большого каменного храма Вознесения Господня. Но ему не суждено было быть достроенным. Этому есть объективные причины. Вначале монастырь и его территория подверглась нападению литовцев и черкесов, которые сожгли и уничтожили многие ценности, разрушили уже существовавшие постройки и разграбили все припасы. По повелению патриарха Иоакима храм был полностью разобран. Иоаким распорядился на его месте возводить новый храм. Каменная церковь выросла над гробом Давида. Прежде на этом месте находилась деревянная часовня. Ее размеры были не слишком велики.

В самом конце XVII века на территории монастыря построили еще одну часовенку, рядом с Арбатскими воротами. Просуществовала она немногим более века. Затем на ее месте раскинулось монастырское подворье.

Свято-Вознесенская Давидова пустынь до середины XVIII века принадлежала разным монастырям. Основная причина такого положения - низкие доходы. Пустынь владела несколькими небогатыми вотчинами, приносившими очень мало денег. Средств совсем не хватало - даже на то, чтобы содержать храмы и монашескую братию. В 1765 году к пустыни была присоединена часовня, находящаяся у Москворецких ворот. Прежде она принадлежала прекратившей свое существование Морчуговской пустыни. В этой часовне имелась

В это же время Давидова пустынь получила еще одну часовню, которая находилась у Калужской заставы. В конце XVIII века в обители построили жилье для значительно увеличившейся братии. К началу XX века там проживало около ста монахов. Среди них был и Алексий, который в свое время предсказал окончание Севастопольской войны.

Давидова пустынь в XIX веке

Начало XIX века отметилось заметным улучшением состояния обители. Находящаяся в ужасном состоянии церковь святителя Николая была полностью разобрана и отстроена вновь. Появилось множество новых небольших хозяйственных построек.

В храме Вознесения Господня полностью обновился иконостас. К середине века был перестроен Знаменский храм, а также отреставрирована старая колокольня. Для нее отлили колокол, вес которого превышал 205 пудов.

Конец XIX века был ознаменован открытием мужской приходской школы. К началу 1900 года относят строительство собора Всемилостивого Спаса.

Как и десятки обителей монастырь Вознесенская Давидова пустынь был закрыт в 1929 году. Здесь функционировал сельскохозяйственный техникум, а в помещениях, где раньше жили монахи, организовали общежития для студентов.

Древние храмы новая власть превратила в гаражи и склады. Никольский храм стал местом сборов атеистических обществ. Здесь стали устраивать антирелигиозные диспуты и проводить дискотеки.

Успенский собор превратился в спортивный зал. На колокольню водрузили красное знамя. Святые могилы были раскопаны, а надгробные плиты использовали в качестве фундамента для нового общежития. Ограда монастыря была уничтожена полностью, как и купола на храмах.

Свято-Вознесенский монастырь: новейшая история

Давидова пустынь пребывала в полнейшем запустении до 1992 года. В это время стали собирать средства для восстановления святого места. У монастыря в 1995 году появился настоятель. Это место занял иеромонах Герман. До этого он служил настоятелем Покровского храма.

В первую очередь он начал подготовку соборов к полному дневному кругу богослужений, так как в те времена литургия не совершалась. С двумя послушниками настоятель начал подготавливать один храм.

В 1995 году в монастыре была проведена первая литургия. Вскоре произошло долгожданное событие - 1 июня того же года было озвучено решение Священного Синода о том, что в пустыни возобновляется монашеская жизнь, а Герман получил сан игумена, и ему вручили игуменский жезл.

В 1996 году супруги Истомины подарили монастырю звонницу из семи колоколов. Она была освящена владыкой Ювеналием.

Зимой 1997 года в пустыни начались восстановительные работы. В 1998 году обители был пожертвован колокол, который весит тонну. Его установили 5 июня.

В 1999 году полностью восстановили купола соборов и церквей, была освящена Знаменская церковь. В 2003 году освятили Вознесенский собор. В нем полностью восстановлен иконостас.

В Знаменский храм перенесли мощи преподобного Давида, а затем начались восстановительные работы.

В это же время в монастыре собрали более двухсот фрагментов мощей Божьих угодников. В пустыни хранятся частицы Ризы Богородицы и гвоздя с Христова распятия. К концу 1999 года были восстановлены внутреннее убранство, купола соборов, пруд и ограда монастыря.

Обитель сегодня

При подъезде к поселку Новый Быт, за одним из поворотов, перед вами откроется великолепный вид. С этого места прекрасно просматривается Свято-Вознесенская Давидова пустынь - весь архитектурный ансамбль и его жилые корпуса.

Спустя 63 года запустения обитель ожила. Православной общине, организованной в поселке Новый Быт, был передан Собор Всемилостивого Спаса.

Монастырь Давидова пустынь восстанавливался непросто. столкнулся с массой проблем, но от своей цели не отступил. В 1995 году был зверски убит. По официальной версии, преступление было совершено ради наживы - был ограблен монастырский сейф.

Великолепное восстановление монастыря омрачают различные слухи, которые окутывают этот процесс. Священнослужителей обвиняют в том, что они принимали крупные пожертвования на восстановление обители от людей с сомнительной репутацией. Это Геннадий Недосека и Сегодня на кладбище монастыря можно видеть их могилы, которые отличаются от других захоронений своей роскошью. Малевский - бывший российский «алюминиевый король» и лидер преступной группировки Измайлово, Недосека - работник администрации города Чехова, с весьма сомнительной репутацией. Несмотря ни на что, благодаря помощи и этих, не самых праведных, людей Давидова пустынь восстановлена.

Экскурсия по пустыни

Войти в обитель можно через Святые ворота. Над входом высится надвратная колокольня. Ее высота более 70 м.

Вашему взору предстанет необыкновенно ухоженная, чистая территория. Здесь же находится маленький, но очень живописный прудик. На его зеркальной поверхности отражаются сверкающие церковные купола. Это место очень отличается от других обителей. Посмотрите на фото. Вознесенская Давидова пустынь застроена зданиями, которые окрашены в теплые, но в то же время насыщенные цвета (оранжевый, желтый, розовый).

Основные строения пустыни:

  • Успенская надвратная церковь.
  • Знаменская церковь.
  • Всехсвятский трапезный храм.
  • Собор Всемилостивого Спаса.
  • Знаменская церковь.
  • Храм Николая Чудотворца.
  • Вознесенский пятиглавый храм.

Стены Знаменской церкви окрашены оранжевым цветом, Никольской - желтым. Вознесенский собор покоряет своей белизной, Успенская церковь привлекает нежным розово-бежевым оттенком.

Они построены в разное время, но удивительным образом очень гармонично сочетаются между собой. Кроме того, на территории пустыни есть монастырское кладбище. Здесь захоронены не только монахи. К примеру, покоится на погосте Д. С. Дохтуров - герой русско-французской войны (1812 г.).

Сегодня в монастыре насчитывается 12 насельников. Настоятель его - игумен Сергий (Куксов). Каждый день в обители проводится литургия.

Знаменская церковь

В этом храме до Октябрьской революции находился гроб с мощами Моисея Угрина. Его привез в монастырь митрополит Московский - Платон. К сожалению, до наших дней он не сохранился. Главной достопримечательностью церкви является древняя икона Пресвятой Богородицы. С ней в пустынь пришел преподобный Давид, здесь же он нашел свое упокоение.

Кроме чудотворной иконы здесь хранится множество святынь. Слева от алтаря находится резная рака с мощами Давида. Как утверждают обитатели пустыни, после кончины преподобного он стал приходить во снах к людям, исцелять их.

Слева от входа хранится головка младенца из Вифлиема (один из 14 тысяч, убитых по Указу царя Ирода), частицы мощей Сергия Радонежского.

Собор Вознесения (1682 г.)

Двустолпный, пятиглавый кирпичный храм с обходными галереями. Сооружен при помощи Патриарха Иоакима. Основой для него послужил недостроенный собор конца XVI века. В южной галерее находится Успенский придел. Отреставрирован в конце прошлого века. Повторно освящен в 2003 году.

Святая роща

Особенно гордятся обитатели монастыря Вознесенская Давидова пустынь липовой рощей. Ее сажал сам преподобный Давид. Но не только поэтому она дорога православным. Как гласит легенда, Давид сажал все деревья вверх корнями, и все они приживались. Так Преподобный стремился всем показать силу Божью.

Святой источник

Неподалеку от святого монастыря, в небольшом селе Талеж, находится его подворье. Это место прославил уникальный источник. Давидова пустынь, по словам верующих, является поистине уникальным местом. Упомянутый родник освящен во имя преподобного Давида. На протяжении сотен лет он утолял жажду паломников. Со всех уголков земли Русской сюда шли православные, дабы испить живительной влаги. Она освящалась молитвами Давида, ходившего на этот источник пешком из пустыни. На подворье стоит храм преподобного, имеются купальни. Все, кто побывал в этом месте, уходят отсюда умиротворенными, с частицей Божьей благодати в душе.

Лечебные свойства воды

Источник (Давидова пустынь), по словам священнослужителей, знаменит многочисленными чудесными исцелениями тяжелобольных людей. Как они утверждают, омовение в его водах способно излечить весьма страшные недуги.

Давидова пустынь: как доехать

Чтобы побывать в этом святом месте, можно воспользоваться личным автомобилем или общественным транспортом. Множество паломников мечтают приехать в эти места и своими глазами увидеть, что собой представляет Давидова пустынь (монастырь). Как доехать сюда, мы вам подскажем. Для этого надо сесть в электричку, идущую с Курского вокзала и проехать до станции Чехов. Затем необходимо сесть в автобус № 36 и доехать до поселка Новый Быт.

Этот путь можно преодолеть и на междугороднем автобусе, который следует по маршруту «Москва-Нерастанное». Кроме того, до поселка можно добраться со станции метро «Южная».

Если вы соберетесь в путь на автомобиле, то вам надо будет ехать по Симферопольскому шоссе, до его пересечения с А-108, повернуть налево (на Каширу), затем следовать по указателям.

Если вы собрались посетить Давидову пустынь, то вам необходимо знать, что вы должны быть одеты соответствующим образом: голова женщины должна быть покрыта платком. Мужчин в «пляжном виде» в монастырь не пустят.



gastroguru © 2017