Аристотель: биография, учения, философия. Аристотель краткая биография

Гносеология .Аристотель считал, что познание есть развивающийся процесс. Он выделял следующие ступени познания

  • Ощущения
  • Представления
  • Искусство, наука

Научное познание Аристотель считал вершиной всякого познания. Суть научного познания - познание общего. Чувственное познание дает знание о единичном, о конкретной вещи. Общее познается разумом. А научное познание есть движение мысли от единичного к общему. Такой подход называется гипотетико-индуктивным в теории познания. Следовательно, основным методом научного познания является индукция .

Чувственное познание является первой ступенью познания. Научное познание опирается на чувственное познание, но должно постигать не материальные вещи, а идеи.

Аристотель был создателем формальной логики.

Аристотелю принадлежит первое исследование в европейской науке по структуре логического познания. Он определил в логическом познании 2 ступени:

  • создание понятий
  • формирование суждений и умозаключений

Аристотель считал, что логика - это главное орудие познания. Он вывел первые законы и принципы формальной логики.

Аристотель так определил основные принципы формальной логики. Во-первых, доказательство можно считать истинным, когда оно проходит определенное число шагов. Оно должно опираться на определенные аксиомы, из которых следует исходить при построении доказательства.

Самой важной работой Аристотеля по формальной логике является " Доктрина силлогизма ". Аристотель формулирует в этом произведении

  • Законы мышления
  • Определение истины/лжи
  • Определение силлогизма ( умозаключения )
  • Три фигуры силлогизма
  • Сущность доказательств
  • Сущность индукции и аналогии как методов познания

Аристотель вывел следующие законы мышления:

  1. Закон противоречия : если два суждения противоположны, то только одно из них истинно
  2. Закон исключающего третьего: невозможно, чтобы были истинны суждение и его отрицание
  3. Закон тождества: невозможно ничего мыслить, если не мыслить чего-то одного
  4. Закон запрещения: не может одно и то же сразу быть и не быть
  5. Закон отрицания: невозможно чего-нибудь одновременно утверждать и отрицать

Аристотель разработал концепцию о философских категориях. Категории в философии Аристотеля - это общие логические определения бытия. Категории необходимы в процессе научного познания. За счет наличия категория возможен переход от частного к общему. Источником категорий являются чувственно воспринимаемые вещи материального мира. Однако затем эти категории переходят в умозрительное бытие, и человек начинает мыслить понятиями и категориями. Это и есть основа научного познания. Ни одна наука сегодня не обходится без совокупности понятий и категорий, которыми оперирует в процессе своих исследований. Следовательно, Аристотель сделал большой вклад в культуру научного европейского мышления.

  1. сущность
  2. качество
  3. количество
  4. отношение
  5. место
  6. время
  7. положение
  8. обладание
  9. действие
  10. страдание

В "Метафизике" рассматриваются также категории

  • материи и формы,
  • причины и следствия,
  • возможности и действительности
  • и некоторые др.

Давая определение каждой категории, Аристотель вводит совокупность сопутствующих понятий, которые сильно обогатили и структурировали философский язык.

Спустя много веков немецкий философ Г.Гегель, представитель немецкой классической философии, продолжит труд Аристотеля по систематизации и структуризации философского языка. Однако основной "набор" философских категорий, понятий, терминов был создан Аристотелем и с тех пор подвергся несильным изменениям.

Этика . Центральное место в этике Аристотеля занимает учение о добродетелях. Этика Аристотеля теологична. Аристотель считал, что в человеке заложено стремление к высшему благу как конечной цели. Счастье человека - это и есть стремление к высшему благу.

Душа и тело соотносятся как форма и материя. Душа придает смысл жизни человеческому существованию. Душа есть целеполагающая причина тела, его энтелехия.

Высшее благо, к которому стремится человек не существует отдельно от материи, как не может существовать идеальное отдельно от материи. Таким образом, Аристотель считал, что высшее благо - это не абстрактная категория, подобная идеи красоты или блага в философии Платона. Но это высшее благо воплощается в человеческих действиях и поступках. Высшее благо для Аристотеля состоит в чувстве глубокого удовлетворения, которое человек получает в осознании факта выполненного долга, осуществления своего назначения.

Назначение человека Аристотель видел в самосовершенствовании, подавлении чувственных влечений в своем развитии. Исходя из учения о душе, чувственное влечение связано с низшей частью души, а задача человека - это культивирование разумной части души. Для того чтобы вести правильный образ жизни и следовать своему назначению человек должен преодолеть стремления чувственной части души. Человек должен ориентироваться на приоритет разума над чувствами.

При этом Аристотель указывает, что у человека должны быть положительные нравственные представления, исходя из которых, он совершает свои поступки.

Аристотель выделял

  • мыслительные добродетели - мудрость, рассудительность, скромность
  • этические добродетели - умеренность, щедрость, праведность

Мыслительным добродетелям возможно обучать, этические добродетели должны вырабатываться за счет привычек.

Мудрость как добродетель хороша тем, что позволяет человеку поставить правильную цель, рассудительность позволяет найти средства к достижению цели, она предполагает изобретательность, находчивость. Аристотель говорит о середине в поступках и делах человека. Здесь мы видим принцип "меры", характерный для философии античности.

Высшее благо, по мнению Аристотеля, достигается путем совершения правильных поступков. Следовательно, Аристотель видит назначение человека в разумной осмысленной деятельности.

Этическим идеалом Аристотеля, является мудрец, который ведет созерцательный образ жизни. Это жизнь, посвященная философии и деятельности разума.

Теория государства . Политическое учение Аристотеля классово детерминировано. Аристотель последовательно защищает рабовладельческий строй. По мнению Аристотеля, одни люди изначально родились, чтобы быть рабами, другие - господами. Аристотель считал, что человек по своей природе существо социальное. Жизнь в обществе для человека - это естественное состояние.

Общество в государстве Аристотеля состоит из трех классов. Для благополучного существования государства особую важность имеет средний класс . Аристотель был не только сторонником рабства, но также и частной собственности в отличие от Платона. Аристотель не отвергал семью, как Платон. Он считал, что семья необходима для существования государства.

Аристотель ввел представление о " классах " богатых и бедных, о формах государственного устройства. Аристотель выделял 6 основных форм развития государства, при этом три из них считал неприемлемыми.

Основные задачи, которые выделял Аристотель:

  • Предотвращение накопления чрезмерного богатства
  • Предотвращение чрезмерного роста политической власти
  • Удержание рабов в повиновении

Самая лучшая форма государства - полития, это власть среднего класса. В идеальном государстве Аристотеля беднота и рабы считаются бесправными. Государство должно обеспечивать максимально возможную счастливую жизнь для рабовладельцев. Рабовладельцы должны участвовать в делах государства. При этом государство должно требовать от граждан определенных добродетелей:

  • Умственные
  • Этические
  • Трудовые

Общество в государстве Аристотеля дифференцировано, и это нормальный порядок вещей. Аристотель считал, что некоторые люди рождены, чтобы быть рабами, это есть особенность их души.

Аристотелю принадлежат некоторые идеи в отношении экономики - он выделил понятия стоимости, определил функции денег, выделил двойную природу стоимости. Однако, эти и многие другие идеи в отношении общественного устройства и экономики скорее намечены, чем подробно разработаны в его трудах. Однако много веков спустя к этим идеям обратятся мыслители эпохи капитализма и доведут их до логического конца.

В целом философия Аристотеля явилась общим энциклопедическим обобщением основных идей древнегреческой философии конца классического периода. После смерти философа Ликей, созданный Аристотелем, продолжал функционировать и принимать учеников, многие из которых стали последователями и систематизаторами идей своего великого учителя. Учеников Ликея называли перипатетиками, от слова "прогуливающиеся", так как они вели философские беседы, прогуливаясь, в садах и парках Ликея.

Платоновская академия и Ликей Аристотеля существовали еще несколько столетий вплоть до 529г., когда по приказу римского императора Юстиниана были закрыты.

Философия Аристотеля характеризует зрелый этап античной философии, фактически знаменует собой вершину развития философии в Древней Греции. В учении Аристотеля сочетается идеализм и материализм. Для Аристотеля важна не сама идея, а ее текуче-сущностное становление, т.е. потенциальный переход материи из возможности в действительность. Аристотель уделяет особое внимание движению. Таким образом, главной категорией в философии Аристотеля становится не идея, как у Платона, но становление. Высшей идеальной категорией его философии является ум перво-двигатель - причинно целевая энергия космоса. Этот ум охватывает все, он мыслит все вещи, а значит и сам себя. Он сам является причинной своего существования. Это приближает учение Аристотеля к идеализму.

Его философская концепция содержит еще много противоречий и неточностей, что было неизбежен ввиду ограниченности развития науки в эпоху Античности. Однако, его учение - это наиболее систематизированное доказательное и всеобъемлющее учение в Античной философии.

После Аристотеля философия и другие науки медленно, но верно приходят в упадок, что предзнаменовало не только конец античной философии, но и конец эпохи. Многие вопросы (вопросы движения, причинности, государства и др), разработанные в философии Аристотеля и которые представляли собой вершину философского знания того времени, на многие века были забыты. Но в дальнейшем множество мыслителей и ученых разных времен возвращались к философской системе Аристотеля, как неисчерпаемого источника идей и знаний.

Глоссарий

  • Аристотель - (384 - 322 гг. до н.э.) один из наиболее известных древнегреческих мыслителей, философ и ученый, энциклопедист, основатель перипатетической школы. Ученик и критик Платона.
  • Ликей -(греч. Lykeion ) древнегреческая философская школа на окраине Афин, где был расположен храм Аполлона Ликейского. Ликей основан в 335 до н. э. Аристотелем, который преподавал в нем до 323.
  • Метафизика -(от греч. metaphysic - то, что после физики) - наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии под М. чаще всего понимается подлинная философия. Термин "М." впервые введен Андроником Родосским, систематизатором работ Аристотеля, объединившим под этим названием все его труды, выходящие за рамки естественно-научных сочинений антич. мыслителя.
  • Перепатетики - ученики Ликей, древнегреческой философской школы, которые имели обыкновение вести беседы, прогуливаясь по садам Ликея.
  • Формальная логика-наука, занимающаяся анализом структуры высказываний и доказательств, обращающая основное внимание на форму в отличие от содержания.

13. Аристотель

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384–322 до н. э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится и в веках будет учиться у него философской культуре.

Аристотель - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Материя и форма (эйдос). Потенция и акт. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма - это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя - своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар - бог (или ум-перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Таким образом Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слиянность материи и эйдоса (формы). Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. Мрамор, например, можно рассматривать как возможность статуи, он же есть материальное начало, субстрат, а высеченная из него статуя - это уже единство материи и формы. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.

Категории философии. Категории - это фундаментальные понятия философии. Аристотелевское рассмотрение соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет энергийный динамизм сущего в его развитии. При этом мыслитель усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. В связи с этим он проводит различение причин: есть действующая причина - это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: «то, ради чего». Здесь мы имеем дело с таким исключительно важным положением философии Аристотеля, как смысловое начало всего сущего, а также иерархия его уровней - от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее - от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов животных и, наконец, к человеку, обществу. Стало быть, у Аристотеля огромную роль играл принцип развития сущего, что органически связано с категориями пространства и времени, которые выступают у него не как субстанции, а как «место» и число движения, т. е. как последовательность реальных и мыслимых событий и состояний. Такой подход ближе к современному пониманию этих категорий, чем, скажем, ньютоновский.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.

Своим анализом потенции и акта Аристотель ввел в философию принцип развития. Это было ответом на апорию элейцев, согласно которым сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае сущее уже не существует, а во втором - нечто не может возникнуть из ничего, следовательно, возникновение или становление вообще невозможно и чувственный мир должен быть отнесен к царству «небытия». Тем самым Аристотель ввел в оборот философии категории возможности и действительности, а это и есть потенция и акт.

Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал. По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле: ведь ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Есть причина, сама себя обусловливающая, ни от чего не зависящая: причина всех причин! Ведь ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить абсолютного начала всякого движения. Этим началом является божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как все знание направлено на форму и сущность, а бог есть чистая форма и первая сущность. Бог Аристотеля, однако, не есть личный Бог.

Идея души. Опускаясь в своих философских размышлениях из бездны Космоса к миру одушевленных существ, Аристотель считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа - энтелехия тела. Поэтому правы те, кто полагает, что душа не может существовать без тела, но сама она имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живем, ощущаем и размышляем, - это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат: «Именно душа придает смысл и цель жизни». Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, т. е. отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него - к обобщенному представлению; от мнения через понятие - к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания - к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках». «Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего» . Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Теория познания и логика. Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта - в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т. д. Аристотель является основоположником логики.

Анализируя категории и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний. Он сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего («А или не-А истинно, третьего не дано»). Аристотель разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.

Особо следует подчеркнуть разработку Аристотелем проблемы диалога, углубившую идеи Сократа.

Этические взгляды . Согласно Аристотелю, государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным обществу: добродетельно то, что служит интересам общества, что укрепляет социальный порядок. Он разделял добродетели на интеллектуальные и волевые - добродетели характера. Говоря о характере, мы не назовем кого-либо мудрым или разумным, а кротким или умеренным. Решающее значение имеют интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие, в них человек проявляет себя как одаренное разумом существо. Такие добродетели приобретаются путем усвоения знаний и опыта предшествующих поколений и проявляются в разумной деятельности. Счастье человека, по Аристотелю, - это энергия завершенной жизни сообразно завершенной доблести. Нельзя считать счастливым человека с «рабским образом мышления». Этические свойства не даются людям от природы, хотя они и не могут возникнуть независимо от нее. Природа дает возможность стать добродетельным, но эта возможность формируется и осуществляется лишь в деятельности: творя справедливое, человек становится справедливым; действуя умеренно - он становится умеренным; поступая мужественно - мужественным. Сущность добродетели состоит в сочетании щедрости и умеренности. Общим принципом этического учения мыслителя является стремление найти среднюю линию поведения. Исключительное место в этом учении занимает идея справедливости: справедливым можно быть лишь по отношению к другому, а забота о другом в свою очередь есть проявление заботы об обществе.

Об обществе и государстве . Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-философское учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов» .

Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению. По Аристотелю, человек политическое существо, т. е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи - муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя» . Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими . Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь, - совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывает рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же - к властвованию. Это общий закон природы - ему подчинены и одушевленные существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб.

Если экономический индивидуализм берет верх и ставит под угрозу интересы целого, государство должно вмешаться в эту область. Аристотель, анализируя проблемы экономики, показал роль денег в процессе обмена и вообще в коммерческой деятельности, что является гениальным вкладом в политическую экономию. Он выделял такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии - олигархию, от политии - демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают свое притязание на власть в государстве на том, что имущественное благосостояние - удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов: общей же пользы ни одна из этих форм не имеет. Аристотель подчеркивал, что отношение между бедными и богатыми - отношение не просто различия, а противоположности. Наилучшее государство - это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (под средним элементом Аристотель имеет в виду «средний» между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. И в демократиях, и в олигархиях, и в монархиях, и при всякого рода другом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

Из книги Мир Софии автора Гордер Юстейн

АРИСТОТЕЛЬ …аккуратист, который стремился навести порядок в человеческих представлениях… Когда мама легла отдохнуть после обеда, София пошла в Тайник. Она заранее положила в розовый конверт кусочек сахара, а сверху надписала: «Альберто Ноксу».Нового письма еще не

Из книги Курс истории древней философии автора Трубецкой Николай Сергеевич

Аристотель Биография Аристотеля известна нам из сочинений Диогена Лаэрция, Дионисия Галикарнасского и некоторых других писателей.Аристотель родился в 384 г. в Сагире, греческой колонии, недалеко от Афона. Отец его, Никомах, был лейб-медиком и другом македонского царя

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

АРИСТОТЕЛЬ Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но, можно сказать, логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии.Аристотель родился в 384 г. до н. э. в г. Стагире (Македония). Его отец Никомах был придворным

Из книги История философии. Античная и средневековая философия автора Татаркевич Владислав

Аристотель Последняя великая философская система этого периода избежала односторонности и крайностей материалистических и сенсуалистических, идеалистических и рационалистаческих доктрин. Картина мира в этой системе была сложной, поскольку включала в себя не только

Из книги Сокровища античной мудрости автора Маринина А. В.

Аристотель 384–322 до н. э.Великий древнегреческий философ, мыслитель. Воспитатель Александра Македонского. Даже известное известно лишь немногим.* * *Наслаждение общением - главный признак дружбы.* * *Толпа о многих вещах судит лучше, нежели один человек, кто бы он ни был.* *

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

4. Аристотель а) Он облегчил для нас исследование термина arch?. Именно, в V книге его"Метафизики"мы находим перечисление целых шести значений данного термина. Эти шесть значений А. В. Кубицкий перечисляет в таком виде (в изложении главы I указанной книги"Метафизики"): 1)

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

2. Аристотель Совсем другую картину представляет собою античная классика в лице Аристотеля. Как мы и доказывали выше в томе об Аристотеле (ИАЭ IV 28 – 29), основное отличие Аристотеля от Платона заключается отнюдь не в полном опровержении общекатегориального идеализма

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

2. Аристотель Как мы хорошо знаем, основное отличие Аристотеля от Платона заключается в чрезвычайно внимательном и зорком отношении Аристотеля к частностям и ко всему единичному в сравнении с общими категориями и особенно с предельно–общими. Это мы называли

Из книги Искусство и коммуникация автора Басин Евгений Яковлевич

1. Аристотель У Аристотеля имеется весьма ценный обзор бывших до него теорий души, занимающий собою целую книгу в трактате"О душе"(1). Аристотель специально формулирует и разные точки зрения на этот предмет: естествоиспытателя, практически–творческого человека,

Из книги автора

3. Аристотель а) Аристотель, во многом используя Платона, тоже рассуждает о мимесисе весьма разносторонне и не без противоречий, но тем не менее делает огромнейший шаг вперед. Тексты из Аристотеля о мимесисе тоже приведены и проанализированы нами в своем месте (ИАЭ IV 402 –

Из книги автора

3. Аристотель Прежде всего, Аристотель отличает"элемент"и от"природы", и от"усмотрения", и от"сущности", и от"цели". Поскольку все причины Аристотеля являются"началами", то в этом смысле между ними нет никакого различия. Тем не менее различие это, несомненно, имеется, поскольку

Из книги автора

2. Аристотель а) Специального учения о космической софии в поздней классике у Аристотеля не имеется. Но все учение об уме–перводвигателе, включая тождество мышления и бытия или идеи и материи, а также включая всю энергийную заряженность, обеспечивающую уму все его

Из книги автора

§4. Аристотель В проблеме человека как в проблеме синтеза природы и искусства Аристотель является таким же сторонником и таким же противником Платона, как и во всех других проблемах своей философии (ИАЭ IV 28 – 90, 581 – 598, 642 – 646). В этой сравнительной характеристике Платона и

Из книги автора

13. Аристотель Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384–322 до н. э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно

Из книги автора

6. Аристотель Большое внимание рационально-теоретическому анализу права и закона и их социальнополитической характеристике уделено в творчестве Аристотеля (384-322 гг. до и. э.).Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая включает в

Из книги автора

Аристотель Важное место занимают коммуникативные проблемы искусства и в произведениях Аристотеля. Поскольку, следуя традиции, он все искусства рассматривает как подражательные, в его эстетике получает дальнейшее развитие теория изобразительной репрезентации.

Аристотель (384-322 до Р. Х.)

Великий древнегреческий философ Аристотель родился в 384 г. до Р. X. в Стагире – греческой колонии на северном берегу Эгейского моря, близ Македонии. Семья Аристотеля по происхождению принадлежала не к местным «варварским» племенам, а к природным эллинам. Его отец Никомах был личным врачом македонского царя Аминты II, отца знаменитого Филиппа II . Близкие связи Аристотеля с македонским двором идут ещё с детских его лет.

Аристотель. Скульптура работы Лисиппа

Ещё ребёнком Аристотель лишился родителей и жил в доме своего опекуна Проксена, который дал ему хорошее воспитание. В 367 году 17-летний Аристотель поехал в Афины , чтобы изучать там философию. В этом самом славном из греческих городов он прожил двадцать лет. Аристотель поступил учеником в Академию – школу, открытую великим мыслителем . Заметив блестящие таланты Аристотеля, Платон стал отличать его среди прочих своих питомцев. Но молодой философ вскоре начал отступать от многих идей своего учителя и вырабатывать собственное мировоззрение. Заметив это, с горечью сказал, что «Аристотель оттолкнул нас от себя, как жеребенок – свою мать». Однако личные отношения двух гениев греческой мысли долго оставались дружескими.

Аристотель и Платон. Скульптор Лукка делла Роббиа

Более всего Аристотель оспаривал платоновское учение об идеях . Платон считал, что идеи образуют особый высший бестелесный мир, а Аристотель видел в них лишь сущности материальных явлений, заключённые в самих этих последних. Именно по поводу этого спора Аристотель и произнёс однажды довольно длинную фразу, более известную в сокращённом переводе: «Платон мне друг, но истина дороже».

Учитель Аристотеля, Платон

Зная о близких связях Аристотеля с македонским двором, афиняне отправили его послом к царю Филиппу II во время конфликта с ним из-за Олинфа. Когда философ вернулся из этой поездки, Платон уже умер (348), и главой Академии стал его племянник Спевсипп . То ли по этой причине, то ли из-за народного недовольства результатами посольства к Филиппу (которое не смогло спасти от разрушения взятые македонянами города), Аристотель и другой выдающийся «академик», Ксенократ, покинули Афины. Они отправились в Малую Азию к их общему другу Гермию , тирану городов Атарнея и Асса. Аристотель и Ксенократ прожили у Гермия три года, пока персидский царь Артаксеркс Ох не приказал распять того за попытку восстания. В память о погибшем жестокой смертью Гермии Аристотель написал стихотворный гимн.

Покинув Малую Азию, Аристотель прожил некоторое время в Митилене, на острове Лесбосе, родине великих поэтов Алкея и Сапфо . В 343 году царь Филипп II пригласил его в учителя и воспитатели к своему сыну, Александру Македонскому , будущему великому завоевателю. Аристотель занимался с Александром восемь лет, до самого его воцарения и пользовался огромным уважением пылкого юноши. Философ искусно умерял страстность души Александра, возбуждал в нем серьезные мысли и благородные стремления к славе и подвигам. Аристотель привил своему воспитаннику любовь к «Илиаде » Гомера – книге, с которой Александр потом не расставался всю жизнь. В благодарность Аристотелю Филипп II даже восстановил из руин родной город философа Стагиру, разрушенный македонянами вместе с Олинфом.

Незадолго до выступления Александра в восточный поход , Аристотель возвратился (335 г.) из Македонии в Афины. Он прожил в Афинах последующие 13 лет. Главой платоновской Академии был тогда Ксенократ, а Аристотель основал собственную философскую школу в Ликее – гимназии на востоке города, близ храма Аполлона Ликийского. Слово «Ликей» (лицей) стало с тех пор нарицательным – так же, как и слово «Академия». Аристотель имел привычку учить, прогуливаясь взад и вперед по аллее. От этого он и его ученики получили прозвище «перипатетиков » («прогуливающихся»). Аристотель читал в Ликее два вида лекций: для широкой публики (экзотерические – «внешние») и для лучших, хорошо подготовленных воспитанников (акроаматические или эзотерические –«внутренние», «глубинные»). Во время этого вторичного своего пребывания в Афинах Аристотель, вероятно, и написал большинство своих главных произведений. В эти годы умерла его жена, Пифиада, и философ взял себе новой супругой её бывшую рабыню, Герпиллиду.

Аристотель и его ученики. Слева - Александр Македонский и Деметрий Фалерский, справа - Теофраст и Стратон. Фреска Э. Лебедицкого и К. Раля

Александр Македонский поддерживал связь с Аристотелем и из Азии. Некоторые историки утверждают, что царь выделил своему бывшему наставнику огромную сумму в 800 талантов на научные исследования. В восточном походе Александра сопровождал племянник Аристотеля, Каллисфен , приславший дяде из Вавилона астрономические наблюдения, сделанные халдеями за 1900 лет до этого. Человек образованный, но очень честолюбивый, Каллисфен вскоре вовлёкся в оппозицию восточно-деспотическим замашкам , которые Александр проявлял всё сильнее по мере движения в Азию. Македонская знать, недовольная тем, что царь в ущерб ей приближает к себе побеждённых персов, составила против Александра заговор (327 г.). К этой конспирации, скорее всего, имел отношение и Каллисфен, и он был казнён за это.

Гибель Каллисфена, по-видимому, разрушила дружбу Аристотеля и Александра. Ходили слухи, что по окончании восточного похода Александр умер (323 г.) не своей смертью, а был отравлен, и что яд для царя прислал из Греции Аристотель в ослином копыте. Эти рассказы маловероятны, однако целиком пренебрегать ими всё же нельзя.

После смерти Александра греки восстали против македонской гегемонии , начав Ламийскую войну . Аристотель имел репутацию сторонника македонян. Возможно, по этой причине он подвергся обвинению в атеизме и счёл за лучшее бежать из Афин (конец 323 или начало 322). Философ уехал на остров Эвбею, в город Халкиду, где спустя несколько месяцев скончался от гастрита (322 г.). Жители родной Стагиры позже чтили Аристотеля как героя и учредили в его честь особый праздник. Почести философу воздавались даже в священных Дельфах .

Преемником Аристотеля на посту главы Ликея стал его самый талантливый ученик . Сын Аристотеля Никомах был, как говорят, еще в юности убит на войне, но род философа продолжила его дочь, Пифиада.

Теофраст (Феофраст). Античный бюст

был человеком телесно слабым, малорослым и болезненным . Говорил он быстро и имел дефект речи – смешивал звуки «р» и «л». В древности были распространены обвинения великого философа в изнеженности, мелочности и завистливости, но они, скорее всего, являлись лишь наветами личных врагов.

Аристотель, голова статуи работы Лисиппа

Некоторые сочинения, дошедшие до нас с именем Аристотеля, считаются подложными. Другие, очевидно, не предназначались для опубликования – это просто собрания заметок, наброски, или записные тетради его учеников. В отличие от Платона, слог Аристотеля обретает возвышенность и силу только там, где выражается какая-нибудь высокая мысль; обыкновенно же он сух и малохудожественен. Однако именно Аристотель первым выработал строго научный язык.

Аристотель родился в городе Стагире, который находился в греческой колонии Фракии. Из-за названия родного города впоследствии Аристотеля часто называли Стагирским. Он происходил из династии врачевателей. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Мать Фестида имела благородное происхождение.

Так как в семье лекарское искусство передавалось из поколения в поколение, Никомах собирался сделать врача и из сына. Поэтому с детских лет обучал мальчика основам медицины, а также философии, которая у греков считалась обязательной наукой для любого лекаря. Но планам отца не суждено было исполниться. Аристотель очень рано осиротел и вынужден был покинуть Стагиру.


Сначала 15-летний юноша отправился в Малую Азию к своему опекуну Проксену, а в 367 году до нашей эры обосновался в Афинах, где стал учеником . Аристотель изучал не только политику и философские течения, но и мир животных и растений. В общей сложности он пробыл в Академии Платона около 20 лет. Только в 345 году до н.э. Аристотель уезжает на остров Лесбос в город Митилену из-за казни его друга Гермия, также бывшего ученика Платона, который затеял войну против персов.


Через 2 года Аристотель отправляется в Македонию, куда его пригласил царь Филипп, чтобы воспитывать наследника - 13-летнего . Обучение будущего знаменитого полководца длилось почти 8 лет. По возвращению в Афины Аристотель основал свою собственную философскую школу «Ликей», которая также известна под названием перипатетической школы.

Философское учение

Аристотель разделил все известные ему науки на теоретические, практические и творческие. К первым он относил физику, математику и метафизику. Эти науки, по мнению Аристотеля, изучаются ради собственно знаний. Ко вторым – политику и этику, так как благодаря этим наукам строится жизнь государства. И к последним он относил все виды искусства, поэзию и риторику.


Центральным стержнем учения Аристотеля являются 4 главных первоначала: материя («то, из чего»), форма («то, что»), производящая причина («то, откуда») и цель («то, ради чего»). В зависимости от этих первоначал он определял действия и субъектов как благо или злодеяние.

Также мыслитель является основоположником иерархической системы категорий. Он выделял 10 категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие и страдание. Кроме того, по его мнению, все сущее распределяется на неорганические образования, мир растений и живых существ, мир различных видов животных и человека.


Также именно с идей Аристотеля начали складываться основные концепции пространства и времени как самостоятельных сущностей и как системы отношений, образовываемые материальными объектами при взаимодействии.

На протяжении нескольких последующих веков оставались актуальными типы государственных устройств, которые описал Аристотель. Он выделял 3 положительных и 3 отрицательных варианта правления. К правильным, преследующим цель общего блага, он относил монархию, аристократию и политию. К неправильным, преследующим частные цели правителя, относил тиранию, олигархию и демократию.


Но и кроме этого, Аристотель успел изучить и поразмышлять обо всех доступных в его время науках. Он оставил труды по логике, физике, астрономии, биологии, философии, этике, диалектике, политике, поэзии, и риторике. Собрание всех трудов великого философа называется «Аристотелев корпус».

Личная жизнь

В 347 году до нашей эры в возрасте 37 лет Аристотель женился на Пифиаде, приёмной дочери своего близкого друга Гермия, тирана Ассоса в Троаде. У Аристотеля и Пифиады была только одна дочь Пифиада.

Смерть

После смерти Александра Македонского в Афинах возрастают бунты против македонского господства, а самого Аристотеля, как бывшего учителя Александра, обвиняют в безбожии. Философ в очередной раз покидает Афины, так как предполагал возможность повторения судьбы Сократа – отравление ядом. Он даже произнес известную фразу «хочу избавить афинян от нового преступления против философии».


Мыслитель переезжает в город Халкис на острове Эвбей. Чтобы показать Аристотелю свою поддержку, за ним следует огромное число его учеников. Но философ не прожил на чужбине слишком долго. Буквально через пару месяцев после переселения он умирает на 62 году жизни от тяжелой болезни желудка, которая достаточно долго мучала его.

Книги

  • Категории
  • Физика
  • О небе
  • О частях животных
  • О душе
  • Метафизика
  • Никомахова этика
  • Политика
  • Афинская полития
  • Риторика
  • Поэтика

Цитаты

  • Благодарность быстро стареет.
  • Платон - друг, но истина дороже.
  • Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.
  • Ясность - главное достоинство речи.
  • Человек - это то, что он постоянно делает.
  • Начало есть более чем половина всего.
  • Преступление нуждается лишь в предлоге.
  • Мудрость - это самая точная из наук.
  • У кого есть друзья, у того нет друга.
  • Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.

Аристотель - это величайший философ античной Греции, создатель перипатетической школы, ученый. Любимый ученик Платона и наставник Александра Македонского - это также Аристотель.

Биография кратко для детей: о юношеских годах

В 384 году до н. э. в Стагире, греческой колонии поблизости Афона, появился на свет Аристотель - один из великих философов всех времен и народов.

Родители будущего ученого, которого часто именовали Стагиритом, имели благородное происхождение. Никомах, отец будущего ученого, потомственный лекарь, служил придворным врачом и обучал своего наследника азам врачебного искусства и философии, на то время нераздельной с медициной. Аристотель с детских лет был тесно связан с македонским двором и прекрасно знал своего ровесника, сына царя Аминты III, Филиппа.

Еще ребенком Аристотель осиротел и находился на воспитании родственника Проксена. Последний возложил на свои плечи заботы о юноше: помогал в получении образования, всячески поощрял любознательность подростка, тратил деньги на приобретение книг, являвшихся по тем временам очень дорогим удовольствием, практически роскошью. Благоприятствовало таким расходам состояние, оставшееся после смерти родителей. Биография Аристотеля, краткое содержание которой вызывает неподдельный интерес у современной молодежи, поистине внушает глубокое уважение к этому человеку, возложившему на свои плечи ответственность за просвещение остальных людей, заинтересованных в благоприятном будущем своей страны.

Платон мне друг

Биография Аристотеля кратко повествует о том, как с целью изучения философии в 367 году до н. э. Аристотель перебрался в Афины, где остался на два десятка лет. В прославленном греческом городе молодой человек поступил учеником в Академию, открытую великим философом Платоном. Наставник, обратив внимание на блестящие умственные достоинства ученика, стал выделять его среди остальных слушателей.

Аристотель же постепенно начал отступать от взглядов и идей своего учителя и опираться на собственное мировоззрение. Это не очень понравилось Платону, однако на личных отношениях двух гениев различие во взглядах никак не отразилось. Больше всего мнения двух великих умов расходились в учении об идеях, которыми, как полагал Платон, образован бестелесный мир. Для его ученика Аристотеля идеи являлись всего лишь сущностью происходящих материальных явлений, облаченных в эти самые идеи. По поводу данного спора Аристотелем была озвучена известная фраза, звучащая в сокращенном варианте как: «Платон мне друг, но истина дороже». О невероятном почтении Аристотеля к своему любимому наставнику Платону можно судить по тому факту, что юноша, имевший уже сложившуюся систему мировоззрения, а следовательно, и предпосылки для организации своей философской школы, не совершил этого при жизни наставника.

Биография Аристотеля кратко описывает, что в 347 году до н. э., после ухода в мир иной великого учителя, его место в качестве главы Академии было занято племянником Спевсипом. Аристотель, оказавшийся среди недовольных данным обстоятельством, покинул Афины и по приглашению тирана Гермия (ученика Платона) направился в город Ассос, расположенный в Малой Азии. Спустя 2 года за активное противостояние персидскому игу Гермий был предан и распят, в связи с чем Аристотелю пришлось в спешном порядке покидать Ассос. Также бежала Пифиада - родственница Гермия, ставшая впоследствии супругой греческого философа. Прибежище для молодой пары нашлось в городе Митилене (остров Лесбос). Именно здесь Аристотелю было предложено стать наставником сына Филиппа - Александра, на тот момент 13-летнего подростка.

О воспитаннике Аристотеля

Биография Аристотеля кратко показывает, что влияние греческого философа на характер своего ученика и образ его мыслей, за которым впоследствии закрепилась слава величайшего полководца, было огромным.

Аристотель, искусно умеряя страстность души подопечного, направлял молодого человека на серьезные мысли, пробуждал благородные стремления к совершению подвигов и славе, привил любовь к «Илиаде» - книге Гомера, которая сопутствовала Македонскому на протяжении всей его жизни. Александр получил классическое образование, в котором акцент был сделан на изучение политики и этики. Также молодой полководец хорошо разбирался в литературе, медицине и философии.

Основание школы

Биография Аристотеля кратко гласит о том, как греческий философ, оставив с Македонским своего племянника Каллисфена, в 335 году до н. э. возвратился в Афины, где основал философскую школу Ликей (лицей), именуемую иначе «перипатетической» (от «перипатос» - крытая галерея вокруг двора, прогулка). Это характеризовало место проведения уроков либо же манеру преподавателя в процессе изложения информации - прогуливание взад-вперед. Представители перипатетической школы наряду с философией занимались разными науками: физикой, географией, астрономией, историей. На утренних занятиях, именуемых «акроаматическими», присутствовали наиболее подготовленные воспитанники, после обеда послушать философа мог любой желающий.

Данный период в биографии греческого философа является ответственным этапом, ведь именно в это время в процессе исследований было сделано множество важных открытий и создана колоссальная часть трудов, во многом определивших и направивших в правильное русло развитие мировой науки. В эти годы умерла его супруга Пифиада. Второй раз Аристотель женился на ее бывшей рабыне Герпиллиде.

Последние годы жизни

Биография Аристотеля кратко и понятно описывает, что древнегреческий философ, увлеченно занятый миром науки, был совершенно далек от политических событий, но после кончины Александра Великого в 323 году до н. э. в стране началась волна антимакедонских гонений и репрессий, небо сгустилось и над головой греческого философа. Аристотелю предъявили обвинение в непочитании богов и кощунстве, что вынудило ученого, понимавшего необъективность предстоящего суда, отбыть с некоторыми учениками в Халкиду, на остров Эвбею, который стал последним пристанищем в его жизни. 62-летний философ умер от наследственной болезни желудка. На посту главы Ликея Аристотеля сменил его лучший ученик Теофраст. Род великого ученого был продолжен его дочерью Пифиалой (сына Никомаха, по некоторым предположениям, еще в молодые годы убили на войне).

Аристотель: краткая биография и его открытия

Имеет место мнение, что великий Аристотель был низкорослым и болезненным человеком. Его речь была очень быстрой и с дефектами: философ смешивал некоторые звуки, что нисколько не умаляло его грандиозный вклад в науку.

Как и большинство мыслителей древних времен, Аристотель помимо философии усердно занимался различными науками и стал основателем некоторых разделов: логики, научной риторики, грамматики. Также великий мыслитель установил большое количество важных фактов в анатомии и зоологии, первым создал философию искусства и теорию поэзии. Наиболее важными и известными трудами Аристотеля считаются «Политика», «Метафизика», «Поэтика», «Физика». Философская система греческого просветителя затрагивала различные стороны человечества и глобально повлияла на последующее развитие научного мышления.

В географии Аристотель высказал мысль о цельности и беспредельности Мирового океана. В биологии ученый описал около полутысячи видов животных и основал зоологическую систематику, первую в научной истории. Изучая животных, разделил их на 2 группы: бескровные и животные с кровью (во главе поставил человека), что практически соответствует сегодняшнему понятию: позвоночные и беспозвоночные. Великий философ считается отцом метеорологии (впервые этот термин был упомянут в трактате о небесных явлениях).

Из всех трудов Аристотеля до настоящего времени дошла только четвертая часть сочинений. По некоторым предположениям, богатая библиотека философа после его смерти перешла к Теофрасту и его потомкам, которые, будучи людьми необразованными, свалили книги в ящики и закрыли в подвале. Сырость и черви довершили начатое.



gastroguru © 2017