Конвенция ООН о правах инвалидов – основные положения, касающиеся обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг. Конвенция о правах инвалидов

Конвенция о правах людей с ограниченными возможностями здоровья была одобрена Генассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года после того, как ее ратифицировали 50 государств.

Президент России Дмитрий Медведев внес на ратификацию в Госдуму Конвенцию о правах инвалидов, и 27 апреля 2012 Конвенция была ратифицирована Советом Федерации.

Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года обобщила теорию и опыт применения законодательств различных стран в сфере защиты прав и свобод людей с инвалидностью. На сегодняшний день ее ратифицировали 112 стран.

В рамках концепции равных прав и свобод Конвенция вводит общие для всех стран основные понятия, связанные с их реализацией людьми с инвалидностью. «В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, после ратификации Конвенция станет составной частью правовой системы Российской Федерации, а установленные ее положения - обязательными для применения. В связи с этим законодательство Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с положениями Конвенции.

Самые важные для нас - пункты по внесению изменений в целый ряд статей Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Установление единого федерального минимума мер социальной защиты. Переход на новые классификации инвалидности, чтобы нормативно установить степени нуждаемости инвалида в мерах по реабилитации и разумному приспособлению окружающей среды. Универсальным языком - в виде системы буквенных кодов, что обеспечит идентификацию преимущественных видов ограничений жизнедеятельности у инвалидов, мер по обеспечению для них доступности физического и информационного окружения. На мой взгляд, звучит весьма туманно. Понятия «Абилитации инвалидов» как системы и процесса формирования способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Возможность оказания реабилитационных услуг индивидуальными предпринимателями (в соответствии с Типовыми положениями, утвержденными Правительством РФ) создание единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, что уже есть в законе, но не «работает». Необходимые инвалиду оборудования для жилого помещения «предусматриваемыми федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг» (ст.17 № 181-ФЗ).

На мой взгляд, декларативно, т.к. все давно определяет ИПР, выдаваемый инвалиду. Также внесены изменений в ряд ФЗ с целью содействия само занятости безработных инвалидов путем выделения субсидий на открытие собственного дела; возможностью заключения срочного трудового договора с поступающими на работу инвалидами, а также с иными лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке, разрешена работа исключительно временного характера. Конкретные изменения в базовые Федеральные законы внесены и действуют, «О социальной защите инвалидов в РФ» и «О ветеранах»

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005г. Федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в 2006 «расширен» на 10 единиц. Что настораживает больше всего и с чем мы столкнулись на практике? Теперь в статье 11.1 остались «средства передвижения кресла-коляски. Но они уже есть в Перечне!

С перечня с 2003 года «исчезли» вело- и мотоколяски для инвалидов, автомобили с ручным управлением для инвалидов. Очевидно, решено, что компенсация в 100 тысяч рублей тем, кто успел «включиться» в льготную очередь на получение спецавтотранспорта до 1 марта 2005г. заменит одно из жизненно необходимых средств реабилитации инвалидов, колясочников.

В настоящее время в России реализуется масштабная государственная программа "Доступная среда", которая заложила основу социальной политики страны по созданию для инвалидов равных возможностей с другими гражданами во всех сферах жизни. Анализ законодательства, реализованного сейчас в РФ показывает, что в основном оно соответствует нормам конвенции, однако есть определенный перечень нововведений, которые требуют правильного внедрения для эффективного исполнения в перспективе. Нужно создать финансовые, правовые, а так же структурно-организационные условия для воплощения ее главных положений сразу после того, как она станет составляющей правовой системы РФ.

Мониторинг нашего законодательства показал, что многие ключевые положения Конвенции в области образования, трудоустройства, создания без барьерной среды в большей или меньшей степени отражены в федеральном законодательстве. Но, к примеру, в области реализации правоспособности, ограничения или лишения дееспособности, наше законодательство не соответствует международному документу и требует внесения существенных изменений.

Необходимо иметь в виду, что большинство декларируемых положений нашего законодательства "мертвы", ввиду отсутствия четкого механизма реализации норм на уровне подзаконных нормативных актов, неурегулированности межведомственного взаимодействия, низкой эффективности уголовной, гражданской, административной ответственности за нарушение прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и ряда других системных причин.

К примеру, нормы ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" о создании доступной среды, либо ст. 52 Закона "Об образовании". Дающие родителям право выбора образовательного учреждения для своего ребенка - носят декларативный и разрозненный характер и не могут быть напрямую использованы для того, чтобы обязывать создавать доступную среду для инвалидов, либо создавать условия в образовательных учреждениях для обучения детей с инвалидностью.

Именно из-за отсутствия продуманного механизма реализации федеральных норм в сфере социальной защиты и реабилитации лиц с инвалидностью, из-за разночтения некоторых положений этих норм, из-за практически "безнаказанного бездействия" чиновников - правоприменительная практика исполнительных органов власти на местах сводит на "нет" положения норм федерального законодательства.

Как уже говорилось, ратификация Конвенции приведет к необходимости выработки совершенно иной государственной политики в отношении лиц с инвалидностью и совершенствования федерального и регионального законодательства.

И если мы говорим о том, что необходимо приводить в соответствии с Конвенцией наше законодательство в области реабилитации, образования, трудоустройства, доступной среды - то, в первую очередь, надо задуматься над тем, как обеспечить реальное исполнение этих норм.

Это можно обеспечить, на мой взгляд, жесткой антидискриминационной государственной политикой, которой у нас просто нет. Также необходимо большое внимание уделять формированию позитивного общественного мнения.

правозащитный инвалидность конвенция

Комитет ООН по правам инвалидов опубликовал предварительные рекомендации по итогам доклада, который был замглавы Минтруда РФ Григорием Лекаревым на 19-й сессии Комитета в Женеве. В частности, эксперты ООН рекомендуют России ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов, чтобы люди с инвалидностью в России могли подавать в ООН жалобы на нарушения своих прав.

В документе, на сайте Координационного совета по делам инвалидов при Общественной палате РФ, перечислены наиболее распространенные нарушения прав инвалидов в России и рекомендации по их устранению. Россия, как государство, подписавшее Конвенцию о правах инвалидов, должна будет представить отчет о выполнении требований и рекомендаций Комитету ООН по правам инвалидов.

Эксперты ООН отметили, что в России есть положительные сдвиги в защите прав инвалидов. В законодательстве есть прямое запрещение дискриминации по признаку инвалидности. В настоящее время в стране принята и реализуется государственная программа «Доступная среда», которая продлена до 2025 года. В последние голы значительно увеличилось число детей-инвалидов в системе инклюзивного образования. Россия также присоединилась к Марракешскому договору, облегчающему доступ незрячих и слабовидящих людей к печатной информации.

Инструкция:

Бесплатная юридическая помощь инвалидам. Где ее получить?

Однако в Комитете ООН по правам инвалидов указали и на многочисленные проблемные вопросы, связанные с нарушением прав людей с инвалидностью в стране. Прежде всего, в документе указано, что в России, как и прежде, упорно придерживаются медицинской модели в реабилитации инвалидов и основное внимание акцентируется на создании специализированных служб, что приводит к сегрегации людей с инвалидностью. Кроме того, законодательство страны не в полной мере соответствует требованиям Конвенции ООН о правах инвалидов. Эксперты рекомендуют при принятии новых законов и нормативных актов активно задействовать самих людей с инвалидностью и независимые организации, занимающиеся защитой их прав.

Среди других нарушений прав инвалидов в России и наиболее частых случаев их дискриминации эксперты Комитета ООН по правам инвалидов выделили следующие:

  • Низкие размеры штрафов за дискриминацию инвалидов в различных сферах жизни.
  • Несоблюдение прав женщин-инвалидов и отсутствие эффективных механизмов их защиты от дискриминации, включая доступ к правосудию.
  • Значительное число детей-инвалидов и взрослых инвалидов, проживающих в интернатах и других учреждениях закрытого типа.
  • Программа «Доступная среда» реализуется далеко не во всех населенных пунктах, что особенно заметно в отдаленных районах страны и сельской местности.
  • Отсутствие полноценного доступа людей с нарушениями слуха к государственным услугам и информационным службам (112 и др.).
  • Нехватка подготовленных сурдопереводчиков для участия в судебных разбирательствах и представления людей с нарушениями слуха в других процедурах, обеспечивающих защиту их прав.
  • Проблемы с доступом для людей с инвалидностью к парковочным местам на автостоянках.
  • Отсутствие государственной политики, позволяющей людям с инвалидностью становится полноправными участниками системы правосудия, как прямыми, так и косвенными.
  • Ограничение прав и свобод ментальных инвалидов, которые не защищены от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
  • Неоднократные случаи физического и психологического насилия в отношении лиц с умственными недостатками, включая лиц с аутизмом.
  • Случаи принудительной стерилизации инвалидов, особенно женщин и девочек с умственными и психосоциальными нарушениями.
  • Отсутствие равного доступа к техническим средствам реабилитации и качественному оборудованию для реабилитации.
  • Отсутствие финансовых ресурсов и механизмов для обеспечения равных условий и поддержки инвалидов в системе общего образования, гарантированных федеральным законодательством.
  • Недостаточный и неравный доступ к качественному медицинскому обслуживанию и услугам по реабилитации.
  • Отсутствие достаточной информации о «специальных должностях» и программах на рынке труда для инвалидов, а также о профессиональной подготовке и помощи размещении инвалидов на рабочих местах.
  • Отсутствие всеобъемлющего и обязывающего законодательства, гарантирующего осуществление избирательных прав инвалидов.
  • Отсутствие информации о качестве и доступности предоставляемых услуг для лиц с различными формами инвалидности после создания Федерального реестра инвалидов.
  • Недостаточное участие российских организаций инвалидов в области международного сотрудничества.
  • Недостаточное участие представителей организаций инвалидов в осуществлении контроля за осуществлением Конвенции ООН о правах инвалидов.

Комитет ООН по правам инвалидов также рекомендует России ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов, чтобы люди с инвалидностью в России могли подавать в ООН жалобы на нарушения своих прав. Кроме того, в документе указано, что термин «инвалид», официально использующийся в России, не отражает модели прав человека и его рекомендовано изменить.

Ранее мы , что заместитель министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев на 19-й сессии Комитета ООН по правам инвалидов в Женеве доложил о выполнении Россией положений Конвенции ООН о правах инвалидов. По его словам, сейчас в России система льгот и пособий дополняется новыми правовыми возможностями для обеспечения людям с инвалидностью возможности участвовать в общественной жизни наравне с другими.

Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.

Данная Конвенция после ратификации ее Российской Федерацией 25 сентября 2012 г. в соответствии со статьей 15 Конституции РФ стала частью российского законодательства. Ее применение на территории нашей страны осуществляется путем принятия государственными органами нормативно-правовых актов, конкретизирующих способы реализации конкретных положений Конвенции.

В статье 1 Конвенции установлено, что ее цель заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

Для достижения этой цели в статье 3 Конвенции закреплен ряд принципов, на которых базируются все ее остальные положения. К этим принципам, в частности, относятся:

Полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

Равенство возможностей;

Недискриминация;

Доступность.

Указанные принципы логически вытекают один из другого. Для того, чтобы обеспечить полное вовлечение и включение инвалида в общество, необходимо предоставить ему равные с другими людьми возможности. Для этого инвалид не должен подвергаться дискриминации. Основным способом устранения дискриминации инвалидов является обеспечение доступности.

Согласно статье 9 Конвенции чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, должны приниматься надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

На здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

На информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В тех случаях, когда инвалидам не обеспечивается доступность услуг и архитектурных объектов, происходит их дискриминация.

В статье 2 Конвенции дискриминация по признаку инвалидности определяется как любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Согласно статье 5 Конвенции государства запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве. Это, в частности, означает, что государство устанавливает обязательные для исполнения требования, направленные на обеспечение доступности для инвалидов деятельности организаций, предоставляющих услуги населению.

Доступность для инвалидов достигается с помощью разумного приспособления. В статье 2 Конвенции разумное приспособление определяется как внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

Разумное приспособление заключается в том, что деятельность организации приспосабливается для инвалидов двумя способами. Во-первых, обеспечивается доступность зданий и сооружений данной организации путем оборудования их пандусами, широкими дверными проемами, надписями шрифтом Брайля, и т.п. Во-вторых, обеспечивается доступность для инвалидов услуг этих организаций путем изменения порядка их предоставления, оказания инвалидам дополнительной помощи при их получении, и т.п.

Указанные меры по приспособлению не могут быть беспредельными. Во-первых, они должны соответствовать потребностям инвалидов, вызванным ограничениями их жизнедеятельности. Например, инвалид вследствие заболевания сердечно-сосудистой системы при пользовании речным портом должен иметь возможность для отдыха в сидячем положении. Однако это не порождает право инвалида пользоваться залом повышенной комфортности для официальных делегаций, если есть сидячие места в общем зале. Во-вторых, меры по приспособлению должны соответствовать возможностям организаций. Например, не обосновано требование полностью реконструировать здание XVI в., которое является памятником архитектуры.

С помощью разумного приспособления формируется доступная среда для инвалидов. Важной составляющей доступной среды является универсальный дизайн. Статья 2 Конвенции определяет универсальный дизайн как дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. Универсальный дизайн не исключает ассистивные (т.е. вспомогательные) устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.

В целом, универсальный дизайн направлен на то, чтобы сделать обстановку, предметы максимально пригодными для использования всеми категориями граждан. Например, низко расположенным таксофоном могут пользоваться лица на инвалидных колясках, дети, люди низкого роста.

Российское законодательство конкретизирует реализацию положений Конвенции о правах инвалидов. Создание доступной среды для инвалидов регулируют Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 15), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79), Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (п. 4 ст. 19), Федеральный закон от 10 января 2003 года N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ст. 60.1), Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ст. 21.1), Воздушный кодекс РФ (ст. 106.1), Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (п. 2 ст. 46), и другие нормативные правовые акты.

Несмотря на активную деятельность правозащитников, продолжают возникать случаи несоблюдения интересов лиц с ограниченными возможностями. Для исправления ситуаций с нарушениями осуществляется успешное распространение международных соглашений – с каждым годом все большее количество стран становятся участниками договоров такого характера.

Международная защита интересов: основные документы. Конвенция ООН

Защита реализуется в соответствии с положениями многочисленных международных документов:

  • Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948 г.);
  • Декларация прав ребенка (20.11.1959 г.);
  • Международные пакты о правах ребенка (26.07.1966 г.);
  • Декларация социального процесса и развития (11.12.1969 г.);
  • Декларация о правах умственно отсталых лиц (20.12.1971 г.);
  • Декларация о правах инвалидов (9.12.1975 г.);
  • Конвенция о правах инвалидов (13.12.2006 г.).

Конвенция представляется собой совокупность двух составляющих: непосредственно текст с отражением основных элементов идеи и Факультативный протокол. В марте 2007 года данные позиции стали доступны для подписания странам, входящим в состав ООН.

Конвенция стала первым международным соглашением, действующим на таком высоком уровне. В ней отражены не только условия реализации интересов для людей с ограниченными возможностями, но и указаны отдельные категории лиц, которые нуждаются в помощи для эффективной социальной адаптации.

Ратификация конвенции 2006 г. Страны-участницы конвенции.

Ратификация – это признание юридической характеристики соглашения, договора или иного документа через официальное подтверждение согласия специальным органом стороны-участника.

В соответствии с отдельными нормами Конституции Российской Федерации любое ратифицированное соглашение международного уровня будет обладать большей юридической силой, чем другой законодательный внутригосударственный акт – данное относится и к аспектам Конституции страны.

Основные принципы конвенции ООН

Ратификация Конвенции происходила с переменным успехом. В итоге, были выделены 4 группы стран, которые тем или иным образом посчитали необходимым принять участие в подтверждении идейных и юридических аспектов документа:

Российская Федерация относится к третьей группе. Правительством страны было принято решение о ратификации лишь самой Конвенции – подписание Факультативного протокола проигнорировали.

Такая позиция означает, что в случае несоблюдения аспектов Конвенции частные лица не смогут подать заявление в специальный международный Комитет после того, как они потерпели неудачу в удовлетворении жалобы во внутренних государственных инстанциях.

Декларация 1975 г.

Декларация была принята резолюцией Генеральной ассамблеи в 1975 г. – это первое соглашение, подписанное на международном уровне и охватывающее все категории инвалидности.

По объему текста данный документ явно уступает современным вариациям письменного выражения защиты прав граждан с ограниченными возможностями – его содержание ограничивается 13 статьями.


Основные положения Декларации

Декларация дает довольно размытое понятие людей со статусом «инвалид», поэтому в дальнейшем оно уточнено иными международными документами. Что касается основных моментов, то соглашение уравнивает основные интересы рассматриваемой категорий лиц с остальными гражданами странами и определяет их неотъемлемое право на уважение человеческого достоинства.

Стоит отметить, что именно Декларация 1975 г. послужила основой для создания Конвенции ООН 2006 г.

Конвенция о защите инвалидов

Конвенция представляет собой международное соглашение, согласно которому устанавливаются интересы и определяются обязательства участников договора – в них включается соответствие, защита и содействие положениям документа.

Конвенция была принята ООН в 2006 г., вступила в силу 3 мая 2008 г. – по истечении тридцати суток после того, как количество стран-участниц достигло двадцати.

Одновременно с этим был образован Комитет по правам – он контролирует реализацию соответствующих положений. Лица с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их прав могут обратиться с жалобой в Комитет о проведении расследования.

Также в качестве еще одного эффективного механизма осуществления позиций соглашения была сформирована Конференция государств-участников. Цель ее деятельности заключается в принятии и разборе проблемных вопросов договора.

Отдельно еще раз стоит отметить Факультативный протокол – соглашение, являющееся дополнением к Конвенции. Оно направлено на укрепление аспектов документа, и осуществляет мониторинг по реализации пунктов Конвенции.

Подписание Протокола предоставляет возможность инвалиду, права которого не были соблюдены, защитить собственные права на международном уровне.

Права людей-инвалидов в России

Федеральный закон России, ст. 181

Защита инвалидов выстраивается не только за счет международных соглашений, но и в соответствии с внутренними нормативно-правовыми актами. В частности, в России в 1995 г. был принят Федеральный закон № 181, предусматривающий обеспечение интересов людей с ограниченными возможностями здоровья в социальной области.

Реализация положений осуществляется с помощью специальных общественных объединений, которые открываются и ведут свою деятельность согласно соответствующим законодательным актам.


Положения закона №181 РФ

В свою очередь, Правительство страны обязывается предоставлять всеобъемлющую помощь таким организация, всячески содействовать при развитии компании – это касается и выделения безвозмездного дополнительного финансирования.

Выбранные представители объединений принимают участие в составлении законодательных документов, касающихся интересов лиц с группой инвалидности.

Трудовые права

Трудовые интересы определены :

  • установление минимальной квоты рабочих мест в организациях – определяется исполнительными органами региона РФ;
  • выделение на предприятии отдельных групп специальностей, подходящих для инвалидов;
  • введение мероприятий по стимулированию организаций принятию лиц с ОВЗ;
  • составление дополнительных курсов для обучения инвалидов новым профессиям;
  • создание условий труда в соответствии с параметрами индивидуальной программы реабилитации.

Данные положения уточнены в ст. 92 Трудового кодекса РФ – инвалиды 1 и 2 категории могут работать не более 35 часов в рабочей неделе – при этом работодатель обязан оплачивать их труд в соответствии с величиной, причитающейся за полную неделю. Что касается лиц 3 группы, то для них является утвержденной стандартная рабочая неделя – 40 часов.

Важно: указанный факт может быть изменен в том случае, если в медицинском заключении отражена необходимость сокращения рабочих часов. Оплата труда рассчитывается пропорционально фактически отработанному времени.

Стандартный отпуск для инвалида любой группы – 30 суток. Также стоит отметить, что ст. 128 ТК РФ обязывает работодателя предоставлять неоплачиваемый отпуск до 60 суток в случае наличия уважительных причин.

Для лиц с нарушением слуха при трудоустройстве доступна возможность бесплатного использования услуг сурдопереводчика – наличие такого варианта и иные критерии определяются местными общественными организациями.

Личные

К личным интересам относится право:

  • на равенство и недискриминацию,
  • на жизнь;
  • на свободу от жестоких и унижающих достоинство пыток;
  • на возможность свободно перемещаться;
  • на уважение личности;
  • на гражданство.

В целом, они соответствуют правам любого другого гражданина.

Политические

Социально-экономические

Для лиц с ОВЗ доступны инструменты социальной поддержки государства, которые устанавливаются ФЗ № 178 :

  • выделение жизненно важных лекарств и техники медицинского характера;
  • обеспечение путевками на лечение – если данное указано в заключении;
  • бесплатный проезд без взимания платы – на ж/д транспорте до места лечения и обратно;

Важно: оплата данных услуг осуществляется из суммы ежемесячных денежных выплат.

Культурные

В ст. 19 ФЗ № 181 государство гарантирует предоставление необходимых условий инвалидам для обучения в образовательном учреждении, что обеспечивает выполнение трех направлений:

  • интеграцию личности в общество;
  • разностороннего развития личности и его способностей;
  • соблюдение интересов и свобод человека.

Обучение происходит либо по общей программе, либо по адаптированной под индивидуальные особенности инвалида. В случае отсутствия возможности получения образования в соответствующих организациях ребенок может получить знания на дому.

Также лица с ОВЗ могут принимать участие в культурной жизни общества, участвовать в спортивных соревнованиях и проводить досуг по собственному усмотрению.

Охрана здоровья

В ст. 11 ФЗ № 181 указано, что если в индивидуальной программе реабилитации инвалида отражена необходимость проведения тех или иных мероприятий, то Правительство обязано реализовать их бесплатно тогда, когда они входят в перечень (утвержден распоряжением Правительства РФ № 2347-р).

В случае отсутствия возможности выполнить предписания специалиста, инвалиду выплачивается компенсация при приобретении техники или услуги за свой счет.

Лицо с ОВЗ может получать трудовую или социальную пенсию (ФЗ № 173), ежемесячные выплаты (ФЗ № 181) – их размер зависит от присвоенной группы.

Жилье, право на дополнительную площадь

В ст. 17 ФЗ № 181 указано: вне зависимости от присвоенной категории инвалиды могут использовать скидку на оплату жилой площади – как минимум, 50%. Важно: это право может быть реализовано лишь в отношении помещений государственного или муниципального фонда.

Кроме того, на ту же самую величину может быть снижена сумма за пользование коммунальными услугами или за приобретение топлива. Для этого понадобится предоставить справку о присвоении инвалидности в организацию, осуществляющую сбор денежных средств.

В том случае, если инвалид имеет заболевание, указанное в постановлении Правительства РФ № 817, то он может претендовать на дополнительные метры.

Также стоит отметить право на первоочередное присвоение участков для дальнейшего строительства жилья по индивидуальной программе или ведения садоводства.

Обязанности инвалидов

Инвалид – гражданин страны. Обязанности гражданина отражены в Конституции:

  • соблюдать положения Конституции;
  • содействовать сохранению исторического наследия страны, природы и окружающей среды;
  • уплачивать налоги и сборы в пользу государства в установленном размере;
  • защищать Отечество;
  • заботиться о детях и родителях.

Освобождение от какой-либо обязанности возможно, если гражданина признают нетрудоспособным или недееспособным.

Права опекуна

Опекуном признается совершеннолетний и дееспособный человек после того, как данный статус будет утвержден отделением органов опеки и попечительства по месту регистрации нуждающегося. В качестве последнего может выступать:

  • ребенок-инвалид, признанный недееспособным из-за возраста (менее 18-ти лет);
  • совершеннолетний человек со статусом «недееспособный».

Важно: опекунство не могут нести родители, лишенные прав, а также лица, с судимостью по статье причинения вреда здоровью.

Правительством предусмотрено предоставление ежемесячной финансовой помощи опекунам в размере 1,2 тысячи рублей.

Нарушения прав инвалида: что это такое, куда обращаться, ответственность и наказание

При определении нарушения интересов и прав учитываются следующие критерии:

  • факт совершения деяния – оно может быть выражено не только в реализации каких-либо активных действий – ущерб может быть нанесен и бездействием;
  • нанесение вреда – свидетельствует о том, что характер деятельности направлен против общества;
  • выделение вины – происходит посредством определения отношения нарушителя к своим действиям и вытекающим из них последствиям. Существуют две формы – это несоблюдения закона умышленно или по неосторожности;
  • ответственность – кто обеспечивает сохранность интересов инвалида.

В случае несоблюдения нормативно-правовых актов инвалид или иные заинтересованные лица могут оформить исковое заявление в судебные органы для восстановления прав.

Если внутри страны человеку не удалось отстоять свои интересы, то ему необходимо в течение 6 месяцев обратиться в Европейский суд, деятельность которого в регламентируется положениями Конвенции.

На территории Российской Федерации действуют общественные объединения, направленные на содействие инвалидам. Поэтому последние в случае необходимости могут обратиться в подобные организации – их услуги совершенно бесплатны.

В реальной практике большая часть нарушений интересов приходится на сферу трудовых отношений. К примеру, зачастую работодатель игнорирует статьи закона, касающиеся предоставления минимальной квоты для лиц с ОВЗ или обеспечения достаточных условий труда.


Нарушение интересов в области трудоустройства и занятости

В таком случае заинтересованное лицо должно обратиться к руководству с письменным обращением об исправлении нарушений. Если это ни к чему не приводит, инвалид может смело идти в общественное объединение, где ему помогут с составлением заявления, проконсультируют и предоставят услуги постоянного представителя в прокуратуре и суде.

Как показывают статистика судебных решений по данным вопросам – работодатель в конце концов получает штраф, принуждение к уплате компенсации и предоставлению рабочего места или необходимых условий труда.

Учреждения

Комитет по правам

Комитет представляет собой собрание 18 независимых экспертов, которые контролируют соблюдение положений Конвенции 2006 г. в государствах, подписавших соглашение. Последние, в свою очередь, с определенной периодичностью направляют в Комитет доклады об успешной реализации прав лиц с ОВЗ.

Протокол к Конвенции наделяют контролирующий орган полномочиями принимать и рассматривать жалобы, а также проводить по ним расследование по факту нарушения прав. После этого стране-участнице направляется замечание о несоблюдении позиций международного соглашения.

Защита прав прокуратурой

Отдельные статьи федеральных законов и кодексов Российской Федерации касаются соблюдения прав. Поэтому гражданин в случае нарушения его интересов может обратиться в прокуратуру с письменным заявлением. Сотрудники государственной инстанции обязаны принять его к рассмотрению и при необходимости – открыть дело по соответствующей статье.

Дальнейшее разбирательство происходит в судебном порядке, куда вызывается истец и ответчик для уточнения сведений и защиты собственной свободы.

Важно: перед подачей заявления рекомендуется проконсультироваться по интересующему вопросу со специалистом – это поможет избежать ошибок и добиться большей эффективности от процесса.

Общество по защите прав

Общество – это объединение граждан в структуру организации, которая обеспечивает защиту и соблюдение прав. Государство предоставляет им поддержку самого различного характера.

Также в задачи Общества входит выделение нуждающимся лицам медицинских препаратов или техники, помощи для успешной интеграции в общество, услуг психолога. В зависимости от уровня активности организации данные направления могут дополняться.


Цели Всероссийского общества инвалидов

Защита инвалидов совершенствуется с каждым годом как на государственном уровне, так и на международном. Представители Правительства понимают, что люди с отклонениями не должны дискриминироваться – они обычные граждане.

Для поддержания этой позиции существуют законодательные акты. Им содействуют Комитеты, общественные объединения и традиционные правоохранительные органы.

Текст Конвенции о правах инвалидов довольно громоздкий и иногда перегружен юридическими подробностями. Чтобы легче было разобраться с основными положениями этого документа, попробуем рассмотреть наиболее часто задаваемые вопросы о Конвенции.

Какие права инвалидов?

Все члены общества имеют те же права человека - они включают гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. Примерами таких прав являются следующие:

Равность перед законом и в правовых возможностях

Свобода от пыток

Свобода передвижения и гражданства

Право на жизнь в обществе

Уважение к частной жизни

Уважение дома и семьи

Право на образование

Право на охрану здоровья

Право на труд

Все инвалиды имеют право на свободу от дискриминации в осуществлении их прав. Это включает в себя право на свободу от дискриминации по признаку инвалидности, а также по любым другим признакам, таким, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное, сословное или иное положение.

Что такое Конвенция о правах инвалидов?

Конвенция о правах инвалидов является международным договором, в котором определяются права лиц с инвалидностью, а также обязательства государств-участников Конвенции в целях содействия, защиты и обеспечения этих прав. Конвенция также устанавливает два механизма реализации: Комитет по правам инвалидов, созданный для контроля за осуществлением, а также Конференция государств-участников, созданная для рассмотрения вопросов, касающихся осуществления положений конвенции.

Государствами проводятся переговоры с участием организаций гражданского общества, национальных правозащитных учреждений и межправительственных организаций. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Конвенцию 13 декабря 2006 года и она была открыта для подписания 30 марта 2007 года. Государств, которые ратифицировали Конвенцию, юридически обязаны соблюдать стандарты Конвенции. Конвенция представляет собой международный стандарт, который они должны стремиться соблюдать.

Что такое Факультативный протокол к Конвенции?

Факультативный протокол также является международным договором. Факультативный протокол предусматривает две процедуры, направленные на укрепление осуществления и мониторинга Конвенции. Во-первых, это индивидуальные сообщения - процедура позволяет людям заявить в Комитет о нарушении их прав, а вторая является процедурой расследования с предоставлением комитету полномочий для проведения расследования грубых или систематических нарушений Конвенции.

Какие другие международные документы признают права инвалидов?

Государства приняли специальные документы по защите и поощрению прав людей с инвалидностью в течение последних десятилетий. Важные вехи включают в себя:

Декларация о правах инвалидов (1995 год)

Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1981)

Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (1991)

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993)

Несмотря на то, руководящие принципы, декларации, принципы, резолюции и другие документы не являются юридически обязательными, они выражают моральные и политические обязательства государств, и могут быть использованы в качестве руководства к принятию законов или разработать политику в отношении инвалидов. Важно отметить, что некоторые положения Принципов защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи подверглись критике в Конвенции о правах инвалидов, в настоящее время заменяют те нормы, в которых существует какой-либо конфликт между этими двумя документами.

Имеют ли отношение к Конвенции о правах инвалидов другие конвенции в области прав человека?

Все конвенции по правам человека касаются каждого, в том числе лиц с ограниченными возможностями. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах защищает против дискриминации по какому-либо признаку. Существуют также конвенции о правах человека, касающиеся дискриминации в отношении женщин и конкретных вопросов или групп людей, таких как дети и трудящиеся-мигранты

Основными договорами по правам человека являются следующие:

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Международный пакт о гражданских и политических правах

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

Конвенция против пыток

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Конвенция о правах ребенка

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений

Конвенция о правах инвалидов.

Все конвенций по правам человека включают положение о защите от дискриминации. Однако, только одна из этих Конвенций, Конвенция о правах ребенка, конкретно признает необходимость защиты от дискриминации по признаку инвалидности.

Тем не менее, все конвенции рассматриваю понятие "инвалидность" косвенно в качестве основания для дискриминации. Естественно, что инвалиды не должны подвергаться дискриминации, когда эти конвенции применяются. Таким образом, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, например, распространяется на всех женщин, в том числе женщин-инвалидов.

Зачем нужна Конвенция о правах инвалидов?

Конвенция необходима для того, чтобы иметь четкое подтверждение того, что защищаются права инвалидов в области прав человека и укрепления уважения к этим правам. Хотя существующие конвенции в области прав человека предлагают значительные возможности для поощрения и защиты прав лиц с инвалидностью, становится ясно, что этот потенциал не используется. Действительно, инвалиды продолжают быть лишенными своих прав человека и содержатся на задворках общества во всех частях земного шара. Эта продолжающаяся дискриминация в отношении инвалидов подчеркнула необходимость принятия юридически обязательных документ, в котором изложены правовые обязательства государства по поощрению и защите прав лиц с инвалидностью.

Почему Конвенция уникальна?

Конвенция является первой конвенцией по правам человека в 21 веке и первым юридически обязательным документом для всесторонней защиты прав лиц с инвалидностью. Несмотря на то, что Конвенция не устанавливает новые права человека, в ней изложены с гораздо большей ясностью обязательства Государств поощрять, защищать и гарантировать права лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, Конвенция не только уточняет, что государства не должны использовать дискриминацию в отношении людей с инвалидностью, в ней также излагается ряд мер, которые государства должны принять для создания благоприятных условий с тем, чтобы лица, с ограниченными возможностями могли пользоваться реальным равенством в обществе. Например, Конвенция требует от государств принимать меры для обеспечения доступа к физической среде и информационно-коммуникационным технологиям. Кроме того, государства имеют обязательства в отношении повышения информированности, содействия доступу к правосудию, обеспечение личной мобильности, а также сбор данных, имеющих отношение к Конвенции. Таким образом, Конвенция является гораздо более глубоким документом, чем другие договоры по правам человека, в которых излагаются меры, которые государства должны принять для запрещения дискриминации и обеспечения равенства для всех.

Конвенция включает в себя развитие социальной точки зрения. Конвенция признает важность международного сотрудничества и его поощрения в поддержку национальных усилий по осуществлению основных положений Конвенции. Одно из нововведений в этой связи касается конкретных ссылок на действия международного сообщества могло бы быть предпринятым для поощрения международного сотрудничества, таких как:

Обеспечение международных программ развития, включая и доступные для инвалидов;

Содействие и оказание поддержки созданию потенциала;

Содействие сотрудничеству в области исследований и доступа к научным и техническим знаниям;

Оказание технической и экономической помощи в случае необходимости.

Конвенция определяет права людей с инвалидностью, и обязательства государства по поощрению, защите и обеспечению этих прав, а также механизмы для поддержки осуществления и мониторинга. Содержание можно разбить следующим образом:

Преамбула - дает в общем контексте Конвенции определение наиболее важных вопросов.

Цель - определяет цели Конвенции, которые заключаются в том, чтобы поощрять, защищать и обеспечивать полное и равное осуществление всех прав человека и основных свобод всех людей с инвалидностью, а также на поощрение уважения и присущего им достоинства

Определения - определение основных терминов в Конвенции, а именно: связь, язык, дискриминация по признаку инвалидности, разумное размещение и универсальный дизайн.

Общие принципы - определить стандарты и требования, которые применяются для осуществления всех прав, закрепленных в Конвенции, таких, как принцип недискриминации и принцип равенства

Обязанности - разъяснить меры, которые государства должны принять для поощрения, защиты и обеспечения прав, закрепленных в Конвенции

Конкретные права - выявление существующих гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав человека, подтверждая, что лица с инвалидностью также провести эти права

Определение мер - определить конкретные шаги, которые государства должны предпринять для обеспечения благоприятных условий для осуществления прав человека, а именно: повышение осведомленности общественности, обеспечение доступности, защиты и безопасности в чрезвычайных гуманитарных ситуациях, содействие доступу к правосудию, обеспечение индивидуальной мобильности, что способствует абилитации и реабилитации, а также сбор статистических данных и информации.

Международное сотрудничество - признает важность поддержки международным сообществом совместной работы по обеспечению наиболее полного осуществления прав людей с инвалидностью

Осуществление и контроль - обязывает государства создавать национальные рамки для мониторинга и реализации Конвенции, и устанавливает конференции государств-участников для рассмотрения любого вопроса в связи с осуществлением положений Конвенции и Комитет по правам инвалидов для мониторинга Конвенции

Заключительные положения - изложены процедуры для подписания, ратификации, вступления в силу, и другие процедурные требования, имеющие отношение к Конвенции.

Какие принципы Конвенции?

Статья 3 определяет общие принципы, которые применяются для осуществления прав инвалидов. Ими являются:

Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор и независимость лиц с инвалидностью

Недопущение дискриминации

Полную и эффективную интеграцию в общество

Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности

Равенство возможностей

Доступность

Равенство между мужчинами и женщинами

Уважение эволюционирующих способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Являются ли термины "инвалидность" и "инвалиды", определенных в Конвенции?

Конвенция не содержит определения понятия "инвалидность" или "инвалиды", как такового. Тем не менее, элементы преамбулы и статьи 1 служить ориентиром для уточнения применения Конвенции.

. "инвалидность" - В преамбуле признается, что "инвалидность развивается как концепция и что инвалидность является результатом взаимодействия между людьми с нарушениями и поведенческими и экологическими барьерами, которые препятствуют их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими".

. "инвалиды" - Статья 1 гласит, что "К лицам с ограниченными возможностями относятся те, которые имеют длительные физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими ".

Некоторые элементы этих положений, выделяются особо. Во-первых, это признание того, что "инвалидность" является развивающейся концепцией в результате поведенческих и экологических барьеров, препятствующих участию инвалидов в жизни общества. Таким образом, понятие "инвалидность" не является фиксированным и может изменяться, в зависимости от сложившейся обстановки со стороны общества и по отношению к обществу.

Во-вторых, инвалидность не считается заболеванием, но рассматривается, скорее всего, как результат взаимодействия между негативным отношением или отторжением из окружающей среды состояния конкретных лиц. Отношение к демонтажу экологических барьеров - в отличие от лечения лиц с ограниченными возможностями, эти лица могут участвовать в качестве активных членов общества и использовать весь спектр своих прав.

Третье, Конвенция не ограничивается освещением проблемы конкретных лиц, а, скорее, Конвенция определяет лиц, имеющих долгосрочные физические, психические, интеллектуальные и сенсорные недостатки в качестве бенефициаров, в соответствии с Конвенцией. Ссылкой на "инвалидность" заверяется, что не нужно ограничивать применение Конвенции и государства-участники могут также обеспечивать защиту для других, например, людей с краткосрочной инвалидностью.

Какие конкретные права инвалидов оговорены в Конвенции?

Конвенция подтверждает, что инвалиды пользуются такими же правами человека, как все члены общества. Конкретными правами, признанными в Конвенции, являются:

Равенство перед законом без дискриминации

Право на жизнь, свободу и безопасность личности

Равноправие перед законом и правовых возможностей

Свобода от пыток

Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства

Право соблюдать физическую и психическую неприкосновенность

Свободу передвижения и гражданство

Право на жизнь в общине

Свобода выражения мнений и убеждений

Уважение к частной жизни

Уважение дома и семьи

Право на образование

Право на охрану здоровья

Право на труд

Право на достаточный жизненный уровень

Право на участие в политической и общественной жизни

Право на участие в культурной жизни

Каковы обязательства государств-участников Конвенции?

Конвенция определяет общие и конкретные обязательства государств-участников в отношении прав инвалидов. С точки зрения общих обязательств, государства должны:

Принять законодательные и административные меры, направленные на поощрение прав инвалидов;

Принимать законодательные и иные меры для ликвидации дискриминации;

Защиту и поощрение прав инвалидов в рамках всех стратегий и программ;

Остановить любую практику в отношении нарушения прав людей с инвалидностью;

Обеспечить, чтобы государственный сектор уважал права людей с инвалидностью;

Обеспечить, чтобы частный сектор и отдельных лица уважали права инвалидов;

Проведение исследований и разработку доступных товаров, услуг и технологий для инвалидов и поощрять других к проведению таких исследований;

Обеспечить доступ к информации о вспомогательных технологиях для инвалидов;

Содействие профессиональной подготовке по вопросам прав по Конвенции для специалистов и сотрудников, которые работают с инвалидами;

Консультации и участие инвалидов в разработке и осуществлении законодательства и политики, а также в процессах принятия решений, затрагивающих их интересы.

Как контролируется выполнение положений Конвенции?

Конвенция требует контроля как на национальном, так и на международном уровне. Конвенция требует от государств, в соответствии с их правовой и административной системой, поддержки, укрепления, защиты и контроля выполнения конвенции.

На международном уровне Конвенцией учреждается Комитет по правам инвалидов, который выполняет функции рассмотрения периодических докладов государств о мерах, принятых ими для осуществления Конвенции. Кроме того, Комитет имеет полномочия для рассмотрения индивидуальных сообщений и проведения расследования в отношении тех государств, которые ратифицировали Факультативный протокол.

Что такое национальные механизмы для поощрения, защиты и наблюдения за осуществлением Конвенции?

Понятие национальной основы для поощрения, защиты и мониторинга Конвенции является относительно открытым. Конвенция признает, что такие структуры могут отличаться от страны к стране, позволяя гибко устанавливать рамки, в соответствии с каждой государственно-правовой и административной системой. Однако Конвенция также предусматривает, что любой орган должны быть независимыми. Как правило, национальные рамки будут включать, по крайней мере, некоторые формы создания независимого национального института по правам человека, таких, как комиссии по правам человека или омбудсмена. Тем не менее, база может содержать другие элементы, например, суды.

Что такое Комитет по правам инвалидов?

Комитет по правам инвалидов является органом, где независимым экспертам поручен обзор выполнения государствами положений Конвенции. Эти эксперты будут выступать в личном качестве. Вначале Комитет включает двенадцать независимых экспертов, их количество будет расти до 18 членов после еще 60 ратификаций или присоединений к Конвенции,. Государства-участники будут выбирать экспертов на основе их компетентности и опыта в области прав человека и инвалидности, а также принимая во внимание справедливое географическое представительство, представительство различных форм цивилизации и правовых систем, гендерного баланса и участия экспертов-инвалидов.

Комитет рассматривает периодические доклады, подготовленные государствами, о шагах, предпринятых ими для осуществления Конвенции. Для государств, являющихся участниками Факультативного протокола, Комитет также имеет полномочия принимать жалобы от отдельных лиц о предполагаемых нарушениях их прав и проведения расследований в случае грубых или систематических нарушений Конвенции.

Что такое Конференции государств-участников?

Конвенция также устанавливает конференции государств-участников, которые регулярно проводит заседания с целью рассмотрения вопросов, связанных с осуществлением Конвенции. Конвенция оставляет открытой точный характер роли Конференции государств-участников, хотя в их обязанности входит избрание членов Комитета по правам инвалидов и обсуждение и принятие предложенных поправок к Конвенции.

Что такое периодическая отчетность?

Каждое государство-участник Конвенции, должно представить в Комитет по правам инвалидов первоначальный всеобъемлющий доклад о мерах, принимаемых для осуществления Конвенции. Каждое государство должно представить свой первоначальный доклад в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для этого государства. Первоначальный доклад должен:

Установить конституционные, правовые и административные рамки для осуществления Конвенции;

Объяснить политику и программы, принятые в целях осуществления каждого из положений Конвенции;

Выявлять прогресс, достигнутый в реализации прав людей с инвалидностью в результате ратификации и реализации Конвенции.

Каждое государство должно представлять последующие доклады не реже одного раза в четыре года или в тех случаях, когда Комитет просит, один раз в год. Последующие доклады должны:

Ответить на вопросы и другие вопросы, освещенные в Комитете в своих заключительных замечаниях к предыдущим докладам;

Указывают на прогресс, достигнутый в реализации прав людей с инвалидностью в течение отчетного периода;

Выделить какие-либо препятствия, с которыми правительство и другие субъекты власти, возможно, сталкивались в ходе осуществления Конвенции за отчетный период.

Есть ли возможность подать жалобу в Комитет, если права были нарушены?

Да. Факультативный протокол к Конвенции устанавливает процедуры индивидуальных сообщений, что позволяет отдельным лицам и группам лиц государств-участников Протокола обратиться с жалобой в Комитет по правам инвалидов, если государство нарушило одно из своих обязательств по Конвенции. Жалоба определяется как "сообщение". Комитет рассматривает жалобы и замечания государства и на этой основе формулирует свои соображения и рекомендации, если таковые имеются, направляет их к государству, и делает их достоянием общественности.

Может ли комитет проводить расследования?

Да. Факультативный протокол устанавливает процедуру расследования. Если Комитет получает достоверную информацию, свидетельствующую о серьезных или систематических нарушениях государством-участником Факультативного протокола какого-либо из положений Конвенции, Комитет может предложить государству рекомендации в вопросах реагирования на такую информацию. После рассмотрения замечаний государства-участника и любой другой достоверной информации, Комитет может назначить одного или нескольких своих членов для проведения расследования и создать доклад в срочном порядке. Если государство согласится, то Комитет, возможно, посетит страны. После проведения расследования Комитет препровождает свои выводы государству, которое должно через шесть месяцев представить дополнительные замечания. Комитет кратко излагает свои выводы, которые он предоставляет общественности. Государство, ратифицировавшее Факультативный протокол, может "отказаться" от процедуры расследования.

Какова роль гражданского общества в процессе мониторинга?

Гражданское общество играет важную роль в процессе мониторинга как на национальном, так и на международном уровне. Что касается национального мониторинга, в Конвенции прямо говорится о том, что гражданское общество, в частности инвалиды и представляющие их организации, должны быть вовлечены и в полной мере участвовать в мониторинге процесса (см. статью Конвенции 33,3). В отношении международного контроля, государствам-участникам предлагается должным образом учитывать консалтинг и активное участие инвалидов и представляющих их организаций, при назначении экспертов для договорных органов (см. статью Конвенции 34,3). Кроме того, опыт других международных договорных органов по правам человека подчеркивает важную роль, которую гражданское общество может сыграть в периодических докладах и отдельных сообщениях, а также в предоставлении достоверной информации для Комитета о грубых или систематических нарушениях прав человека в качестве основы для запроса.

Что такое подписание Конвенции?

Первым шагом к тому, чтобы стать участником Конвенции, является подписание договора. Государства и региональные интеграционные организаций (РИО), могут подписать Конвенцию или Факультативный протокол. Государство или РИО могут подписать Конвенцию в любое время. Подписав Конвенцию и Факультативный протокол Государства или РИО могут сообщить о своем намерении предпринять шаги по обязательствам по договору на более поздний срок. Подписание также создает обязательство, в период между подписанием и ратификацией, воздерживаться от действий, которые лишили бы объект возможности соблюдать положения договора.

Что такое ратификация?

Следующий шаг к тому, чтобы стать участником Конвенции и Факультативного протокола является ратификация. Ратификация имеет конкретные меры, принимаемые государствами, которая свидетельствует о намерении осуществлять юридические права и обязательства, содержащиеся в Конвенции и Факультативного протокола. Региональные интеграционные организации выражают свое согласие быть связанными положениями Конвенции или факультативного протокола через "официальное подтверждение" - акт, который имеет тот же эффект, что и ратификация.

Что такое присоединение?

Государства или организации региональной интеграции могут выразить свое согласие быть связанными положениями Конвенции и Факультативного протокола на основе акта о присоединении. Присоединение имеет такую же юридическую силу, как ратификация, однако, в отличие от ратификации, которой должно предшествовать подписание создание обязательных юридических обязательств согласно международного права, присоединение требует только одного шага - сдаче на хранение документа о присоединении.

Когда Конвенция вступит в силу?

Конвенция вступает в силу на 30-й день после сдачи на хранение 20-й ратификационной грамоты или документа о присоединении. Факультативный протокол вступит в силу на 30-й день после сдачи на хранение 10-й ратификационной грамоты или документа о присоединении. Вполне вероятно, что оба документа вступят в силу двумя разными датами. На данный момент присоединение к Конвенции и Факультативному протоколу становятся юридически обязательными для государств-участников.

Какова будет роль Секретариата Организации Объединенных Наций в связи с Конвенцией?

Организация Объединенных Наций создала совместный секретариат Конвенции, состоящий из сотрудников Организации Объединенных Наций, Департамента по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ), базирующийся в Нью-Йорке, а также Управления Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) в Женеве. Департамент по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) поддерживает конференции государств-участников и Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ), поддерживает Комитет по правам инвалидов. ДЭСВ и УВКПЧ работают вместе, чтобы поддержать государства, гражданские общества и национальные правозащитные учреждения в целях осуществления и мониторинга Конвенции.

Какова будет роль Специального докладчика по проблемам инвалидов?

На специального докладчика по проблемам инвалидов возложена задача контроля за осуществлением Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов и докладов Комиссии Организации Объединенных Наций по вопросам социального развития, которая является одной из функциональных комиссий Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) Организации Объединенных Наций. Несмотря на то, что мандат Специального докладчика предоставляется по конкретным стандартным правилам, а не Конвенции, работа Специального докладчика будут иметь непосредственное значение для осуществления Конвенции, в результате степени совпадения между содержанием Стандартных правил и Конвенции. Стандартные правила, однако, не являются юридически обязательным документом.

Какие переговоры проводятся в рамках Конвенции?

Конвенция была разработана в Специальном комитете по всеобъемлющей и единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов (Специальный комитет), который создан Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Его состав был открыт для всех членов Организации Объединенных Наций и наблюдателей. В ходе своей первой сессии Специальный комитет постановил, что представители неправительственных организаций (НПО), аккредитованных при Специальном комитете, могли бы также участвовать в заседаниях и выступать с заявлениями в соответствии с практикой Организации Объединенных Наций.

Специальный комитет провел восемь сессий. На своих первых двух сессиях в 2002 и 2003 годах Комитет рассмотрел вопрос о возможности разработки международного документа, касающегося прав инвалидов, а также обсудили типа документа и возможные элементы, которые должны быть включены. На своей второй сессии Специальной Комитет создал рабочую группу для подготовки проекта текста конвенции. Рабочая группа, состоящая из представителей правительств и НПО, встретились в январе 2004 года и подготовили текст для переговоров. На своей третьей, четвертой, пятой, шестой, седьмой и восьмой сессиях Специального комитета продолжали свои переговоры. Текст Конвенции был доработан Специальным комитетом от 26 августа 2006 года.

Редакционной группе поручено обеспечить единообразие терминологии по всему тексту проекта конвенции и согласования версий на официальных языках Организации Объединенных Наций, рассматривался текст с сентября по ноябрь 2006 года.

Генеральная Ассамблея ООН приняла текст Конвенции о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней 13 декабря 2006 года.

Участвуют ли представители гражданского общества в переговорах по Конвенции?

В ходе своей первой сессии Специальный комитет постановил, что представители неправительственных организаций (НПО), аккредитованных при Специальном комитете могли бы также участвовать в заседаниях и выступать с заявлениями в соответствии с практикой Организации Объединенных Наций. Затем Генеральная Ассамблея неоднократно призывала предпринять усилия, направленные на активное участие организаций инвалидов в работе Специального комитета.

На протяжении всего процесса организации инвалидов и других неправительственных организаций играли весьма активную роль в предоставлении комментариев и информации с точки зрения проблем инвалидности.

Имели ли возможность национальные институты по правам человека участвовать в переговорах?

Национальные правозащитные учреждения (НПУ), также принимали активное участие в переговорах. Отчасти, в результате усилий представителей различных учреждений, государства согласились на специально статью о национальных мерах по осуществлению и контролю, которая требует, чтобы государства имели определенную форму национального института по правам человека в том, что защищает, способствует и контролирует выполнение положений Конвенции.

Были ли проведены консультации на региональном уровне в ходе переговоров по конвенции?

Региональные консультативные совещания были проведены во многих регионах с 2003 по 2006 год. Консультативные встречи при подготовке Конвенции проводились в форме диалога по региональным приоритетам. Заседания, итоговые документы, представленные предложения и рекомендации, отражающие национальные, субрегиональные и региональные приоритеты, внесли свой вклад в работу Специального комитета.



gastroguru © 2017