Авраамиев монастырь. Путешествие в Ростов Великий

Богоявленский Авраамиев монастырь, что в Ростове Великом, является одним из древнейших монастыре не только Ярославской епархии, но и вообще России. Его основание совпадает с основанием древних обителей Киева и Великого Новгорода и относится к эпохе распространения христианской веры и благочестия на Руси. В те времена само место монастыря называлось «Чудским концом». Там стоял идол «Велес», почитавшийся местными язычниками за покровителя торговли и богатства. Много было трудов положено проповедниками веры христианской в Ростовском крае, но Чудской конец упорно продолжал поклоняться своему идолу, и просветителем этой стороны явился преп. Авраамий.

Преподобный Авраамий родился в начале Х века и в молодых летах, оставив родительский дом и мирскую суету, принял иночество. Со скорбью смотрел Преподобный на то, как некоторые ростовцы пребывают еще в идольском соблазне. Преподобный со слезами молил Бога дать ему силу и благодать Святого Духа на разорение злокозненного идола Велеса. Получив откровение о том, что для его свержения требуется идти в Царьград, в дом св. ап. Иоанна Богослова, преподобный Авраамий отправился в путь, который был чудесно сокращен, поскольку сам апостол явился Авраамию на берегу реки Ишни, пересекающей дорогу из Ростова в Москву при своем впадении в озеро Неро, близ самого города Ростова. При встрече св. апостол Иоанн благословил преподобного и дал ему камышовую трость, которой преподобный сокрушил истукана.
На месте разрушенного идола преподобный построил храм, в котором «крестились от мала до велика» бывшие язычники, который был освящен ростовским епископом в честь праздника Богоявления Господня. Рядом с храмом преп. Авраамий «келии устроил и монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель свою общею». Так из числа новообращенных возник первый в Ростове монастырь. Святые мощи Преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III, сыне Юрия Долгорукого.

Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. В годину монголо-татарского ига из ее стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Из жития преподобного Иринарха, затворника Ростовского известно, что он провел несколько лет в Авраамиевом монастыре в конце XVI века. В те же годы в обители подвизался преподобный Пимен затворник. Жития его не сохранилось.

В Авраамиевом Богоявленском монастыре три храма. Первый и главный храм в честь Богоявления Господня был построен еще преподобным Авраамием и был первоначально деревянным. Каменным же он стал со времен царя Ивана Грозного, который в 1553 году, отправляясь на покорение Казани, взял с собой трость Иоанна Богослова, «да тако и бысть взята Казань». После победы повелением царя была заложена «церковь камена с четырьмя приделами», в посвящении приделов которой отразилась история чудотворной трости. Один из приделов посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, другой - апостолу Иоанну Богослову, а третий покровителю самого царя - святому пророку Иоанну Предтече. Второй монастырский храм в честь праздника Введения во храм Божией Матери связан с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, местоблюстителя Патриаршего престола и строителя Ростовского кремля. Им был построен русский храм-трапезная с покрытием на два скала и главкой посередине. В том же XVII веке был выстроен вкладом ростовских помещиков Мещериновых и третий надвратный храм монастыря в честь святителя Николая Чудотворца, в котором сейчас проходят богослужения.

В XVII веке в связи с канонизацией Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря Богоявленский монастырь остался в тени, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как все, что я ни видел, требовало устроения и обновления». В таком положении оказался монастырь после длительного ряда номинальных настоятелей. Впрочем, обитель была восстановлена, и в ней особое внимание паломников привлекали мощи преподобного Авраамия. В 1915 году братия обители была переведена из Авраамиева монастыря в Спасо-Яковлевский. На их место приехали сестры Полоцкого монастыря с мощами основательницы этой обители прп. Евфросинии. С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви. В 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители. В 1920 году были осквернены мощи прп. Авраамия, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. За волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал реставрации, во многих монастырских кельях жили рабочие. Несмотря на это, монастырь продолжал существовать, называя себя «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество». В 1929 году по распоряжению советских властей прекратились богослужения в монастырских храмах. Часть монастырской общины и служители присоединились к общине ростовского Успенского собора, многие из монастырской братии были в последствии арестованы. В 1930 году стали разрушаться стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме - последовательно детский сад, санаторий, медвытрезвитель. В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры. И хотя храмы время от времени реставрировались, к нашему времени постройки обители оказались разорены и требуют значительного ремонта.

В 1991 году мощи прп. Авраамия были возвращены Церкви, и сейчас почивают в Никольском храме Авраамиева Богоявленского монастыря. В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено подворье святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящен Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви.

В 2004 году по благословению Священного Синода РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. Для организации монашеской жизни настоятельницей монастыря была назначена игумения Миропия (Юрченкова). Многое было сделано силами настоятельницы и сестер монастыря, но еще и многое предстоит, чтобы жизнь обители благоукрашалась и дальше.

Богоявленский Авраамиев женский монастырь г. Ростова Великого

Авраамиев монастырь считается одним из древнейших в Северо-Восточной Руси и начало свое берет с 990 года. Его основатель, преподобный Авраамий. Из жизнеописания преподобного известно, что когда он поселился близ Ростова, на чудском конце города находился бездушный истукан Велеса, почитавшимся местными язычниками за покровителя торговли и богатства, и преподобный Авраамий просил Бога дать силу и благодать Святого Духа разорить злокозненного идола. Получил откровение, что для его свержения требуется идти в Царьград, в дом Иоанна Богослова, преподобный Авраамий отправился в путь, который был чудесно сокращен, поскольку сам апостол явился Авраамию на берегу реки Ишни. Св. Иоанн вручил ему трость и велел без боязни вооружиться на идола Велеса. Вернувшись, преподобный Авраамий одним ударом камышовой трости сокрушил истукана, «и абие идол Белее в прах бысть». На месте разрушенного идола преподобный построил храм во имя Святого Богоявления Господня и «келий устроил и монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель свою общею».

Пожив богоугодно и «быв образ всем в добродетелех», преп. Авраамий преставился 29 октября / 11 ноября 1010 года. Святые мощи преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III (1176-1212).

Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. В годину монголо-татарского ига из ее стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Из жития преподобного Иринарха Ростовского известно, что он провел несколько лет в Авраамиевом монастыре в конце XVI века. В те же годы в обители подвизался преподобный Пимен Затворник Жития его не сохранилось.

Слово «старец» относилось в то время к особо почтенным монахам, много лет прожившим в монастыре. Подвигом преподобного стал затвор и ношение вериг. Преподобный Пимен, Затворник Ростовский почитается в лике собора Ростово-Ярославских святых.

Обитель посещали Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон, будущий Патриарх Всероссийский. В Авраамиево-Богоявленском монастыре три храма. Первый и главный храм монастыря в честь Богоявления был построен еще преп. Авраамием. Первоначально он был деревянным. Каменным же стал со времен царя Ивана Грозного, который в 1553 году, отправляясь на покорение Казани, взял с собой трость Иоанна Богослова, хранившуюся при святых мощах чудотворца Авраамия, «да тако и бысть взята Казань». После победы архимандрит Иоаким повелением царя Иоанна Васильевича заложил в монастыре на месте деревянного Богоявленского храма «церковь каменну с четырьма приделама». В посвящении приделов Богоявленского собора отразилась история чудотворной трости. Один из пределов посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, другой — апостолу Иоанну Богослову, чей жезл забрал с собой царь, а третий покровителю самого царя — св. пророку Иоанну Предтече. Монастырский собор Богоявления Господня вобрал в себя все лучшее в русском зодчестве. Главный объем храма имеет форму куба и завершается традиционным для Руси пятиглавием. Придел преподобного Авраамия украшен стройным шатром, характерным для XVI века. Придел Усекновения главы св. Иоанна Предтечи увенчан горкой кокошников московского зодчества. А над приделом св. Иоанна Богослова в XIX веке ростовские каменщики, подражая древним мастерам, пристроили звонничную башню.

Второй монастырский храм в честь праздника Введения во храм Божией Матери связан с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, местоблюстителя Патриаршего престола и строителя Ростовского кремля. Им был построен обычный русский храм-трапезная с покрытием на два ската и главкой посередине. В том же XVII веке был выстроен вкладом ростовских помещиков, государевых стольников Мещериновых и третий надвратный храм монастыря в честь святителя Николая чудотворца, в котором сейчас и проходят богослужения.

В XVII веке в связи с канонизацией митрополита Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря, Богоявленский монастырь остался в тени, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как все, что я ни видел, требовало устроения и обновления». В таком положении оказался монастырь после длинного ряда номинальных настоятелей с продолжительными периодами междунастоятельств. Впрочем, обитель была восстановлена, и в ней особое внимание паломников привлекали мощи преподобного Авраамия. Ростовские матери молились угоднику Божию о здравии своих младенцев.

В 1915 году братия обители была переведена из Авраамиева монастыря в Яковлевский. На их место приехали сестры Полоцкого монастыря с мощами основательницы этой обители, преподобной Евфросинии.

С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви и Авраамиевской обители, в частности. А именно, в 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители.

26 апреля 1920 года в числе прочих были осквернены мощи преп. Авраамия Ростовского, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. За волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал починки, во многих монастырских кельях жили рабочие. Все же монастырь продолжал существовать, прикрываясь наименованием «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество». В 1929 году по распоряжению советских властей прекратились богослужения в монастырских храмах.

Часть монастырской общины и служителей ненадолго перешла к общине ростовского Успенского собора, и многие из монастырской братии впоследствии арестованы. В 1930 году начали разрушать стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме последовательно-детский сад, санаторий, потом медвытрезвитель, о котором сняли сюжет для сатирического киножурнала «Фитиль». В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры. И хотя храмы подвергались время от времени реставрации и присмотру, все же к нашему времени постройки обители оказались разорены и требуют значительного ремонта. Особенно тяжелое состояние у Богоявленского собора, где стены и арки требуют большого капитального ремонта.
В 1991 году мощи преп. Авраамия были возвращены Церкви и почивают сейчас в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре.

Древнейший монастырь России. Существует с начала 11 века. Главная достопримечательность - Богоявленский собор (1554). Монастырь находится не в лучшем виде, но посетить его стоит. Рядом парк, выходящий к берегу, тихая спокойная обстановка. Находится на берегу озера Неро на северо-восток от Кремля.

Адрес: г. Ростов Великий, ул. Желябовская, 32

А вот корпус братских келий, покои настоятеля и трапезная, построенные в 1837 году пребывают в самом плачевном состоянии. От монастырской ограды XVIII века вообще уже почти ничего не осталось – сейчас ее заменяет обычная металлическая решетка.
В результате Богоявленский Авраамиев монастырь производит странное впечатление – то ли стройплощадка, то ли отличный памятник русской архитектуры, то ли сама Разруха…
Ладно, лучше углубимся в его историю. Основал этот, один из первых монастырей в Северо-Восточной Руси, в конце XI – начале XII веков (точно не установлено) преподобный Авраамий.
«В молодых летах, ревнуя о жизни духовной, оставил он дом родителей и принял иночество. По высшему внушению пришел он в Ростов, у озера Неро поставил себе хижину и стал подвизаться в посте и молитвах. В Ростове еще были тогда язычники: «Чудский конец покланялся идолу каменну», Велесу. Это исполняло глубокою скорбью боголюбивую душу Авраамия, он скорбел о слепоте людей и о присвоении бездушному истукану той чести, которая принадлежит единому Богу. Скорбь понуждала его усердно молить Господа об истреблении дел духа злобы…
На берегу реки Ишни он удостоился видения Иоанна Богослова, который вручил ему жезл. Тем жезлом он опрокинул статую Велеса и на его месте устроил первую в Ростове иноческую обитель с храмом во имя Богоявления Господня. При помощи Божией Авраамий мало-помалу крестил всех остальных язычников города Ростова и почил в глубокой старости.» Так гласит одна из легенд.
Другая легенда рассказывает о судьбе полученного им от Иоанна Богослова жезле.
«…жезл взял царь Иван Грозный. Ходил с ним на татар и одолел Казань.» Именно за такую чудодейственную помощь и повелел Иван Грозный построить Богоявленский собор – своеобразного «младшего брата» Покровскому собору в Москве, так же построеннуму в честь взятия Казани.
Монастырь сильно пострадал при польско-литовской интервенции в Смутное время. Лишь в середине XVII века, когда настоятелем был назначен Иона Сысоевич, построили каменную Введенскую, а позднее над западными воротами надвратную Никольскую церковь.
Введенский храм одно время был соединён с Богоявленским крытой галереей, которую впоследствии разобрали. Введенская и особенно Никольская церкви подвергались различным переделкам, за последнее время значительно разрушились. В 1990-е годы Богоявленский Авраамиев монастырь был возвращён Русской Православной Церкви.

Рассказ об основании Богоявленского Авраамиева монастыря находится в Житии прп. Авраамия Ростовского . Согласно нему, на месте обители стоял каменный идол , которому поклонялись жители этих мест. Он был разрушен благодаря чудотворному жезлу ап. Иоанна Богослова, с которым отшельник Авраамий сокрушил идола.

На месте поверженной языческой святыни отшельник построил храм и основал монастырь. Согласно житию чудотворный жезл хранился здесь до того как перед походом на Казань царь Иоанн Грозный взял его отсюда. После в 1553-55 гг. царь построил в монастыре собор во имя Богоявления Господня - один из наиболее ранних памятников обетного строительства, а также один из первых многопрестольных храмов средины XVI в.

В середине XVII в. при архимандрите Ионе Сысоевиче была возведена кирпичная Введенская 1650 г. и еще позже до 1684 года, но на средства бояр Мещериновых надвратная Никольская церковь.

В 1915 г. обитель стала женской, в неё из-за войны были эвакуированы Евфросиниев полоцкий женский монастырь, Витебское епархиальное училище; насельники же переселились в ростовский Спасо-Яковлевский монастырь.

В 1923 г. в монастыре верующие окрестных слобод организовали религиозную общину, первым настоятелем которой стал архимандрит Неофит (Коробов). 3 марта 1926 г. здания монастыря были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община продолжала существовать до 16 июля 1929 г., когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована. После её закрытия духовенство, перешло служить в городской Успенский собор.

В настоящее время Богоявленский Авраамиев монастырь возрождается как женская обитель. Действующей является церковь свт. Николая и в ней почивают мощи преподобного Авраамия Ростовского.

Архитектура

Богоявленский собор с тремя приделами — ап. Иоанна Богослова, св. Иоанна Предтечи и прп. Авраамия, — был построен в честь покорения Казани по указу царя Иоанна Грозного в 1553—1555 гг. на средства казны. В основе его композиции лежит четырёхстолпный пятиглавый храм, стоящий на подклете в окружении приделов, притворов с запада и галереи с юга. Придел ап. Иоанна Богослова в XIX в. где раньше располагались башенные часы, был надстроен колокольней. Придел прп. Авраамия Ростовского — шатровый, покрыт поливной черепицей. В нём почивали мощи основателя монастыря.

Введенская трапезная церковь была построена в 1650 г. во времена настоятельства Ионы Сысоевича (в будущем — ростовского митрополита) южнее Богоявленского собора. Это первое каменное сооружение в Ростове, построенное после Смутного времени. В нач. XIX в. Введенская церковь была перестроена в классическом стиле архитектором П.Я. Паньковым.

В XVII в. территория монастыря была обнесена деревянной оградой, каменными были лишь его западные, Святые ворота с надвратной Никольской церковью и двумя фланкирующими башнями. В 1812 году к башне с левой стороны был пристроен братский корпус, а в XIX в. под прямым углом к нему — настоятельский корпус и братская кухня. В это же время перед Святыми воротами был выстроен портик, над самой Никольской церковью надстроена колокольня, башни надложены.

Видео: Богоявленский Авраамиев монастырь (9"58")

Сохранившиеся здания

Богоявленский собор (1553-1555) Введенская (1650 с последующими перестройками) Надвратная Никольская церковь с двумя башнями (конец XVII века)



gastroguru © 2017