Что значит быть интеллигентным человеком? Некоторые аспекты определения понятия «интеллигентный человек.

Слова, которые выходят из наших уст, могут быть истолкованы четырьмя способами: положительные, отрицательные, нейтральные или неясные.

9 вещей, которые эмоционально интеллигентные люди не говорят

"Мудрецы говорят, потому что им есть что сказать, дураки –

потому что они должны что-то сказать", –

Платон.

Слова, которые выходят из наших уст, могут быть истолкованы четырьмя способами: положительные, отрицательные, нейтральные или неясные. Умные, эмоционально зрелые люди склонны говорить преднамеренно, прозрачно, вырабатывая свои слова, чтобы свести к минимуму негативный или загадочный ответ.

Но правда в том, что мы все когда-то сказали то, о чем сожалели. Возможно, наши слова глубоко обидели кого-то, намеренного или нет. Нам всем приходилось иметь дело с ужасным ощущением.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) определяется как «способность осознавать, контролировать и выражать свои эмоции, а также управлять межличностными отношениями разумно и эмоционально». Уровень ЭИ часто определяет, как наши слова интерпретируются кем-то другим.

Более того, именно этот тип интеллекта – не «книжный ум» или показатель интеллекта – играет решающую роль в определении того, что говорить, и, что не менее важно, что не говорить .

ЭИ неразрывно связан с социальным сознанием – способностью расшифровывать эмоции и переживания других людей. Другими словами, это наша способность (или неспособность) быть чуткими.

Чтобы избежать страшных мыслей и чувств, сопровождающих импульсивную, неустойчивую последовательность слов, важно иметь базовое понимание того, что нельзя говорить публично.

Вот 9 вещей, которые эмоционально интеллигентные люди не говорят:

1. «ЭТО НЕСПРАВЕДЛИВО»

Ну, жизнь несправедлива – взрослые люди это понимают. Возможно, то, что случилось, нечестно. Следует помнить, что люди, окружающие нас, часто не знают об «инциденте», и даже если они в курсе инцидента, выражение «это несправедливо» абсолютно не решит проблему. Насколько бы это не было сложно, сосредоточьте свое внимание и усилия на решении проблемы. Вы почувствуете себя лучше, сохраните свое достоинство и можете просто решить проблему!

2. «ВЫ ВЫГЛЯДИТЕ УСТАВШИМ»

Вот что: мы абсолютно не знаем, что происходит за кулисами жизни человека. Высказывание «вы выглядите уставшим» – независимо от того, насколько благи намерения – показывает человеку, что их проблемы выставлены для всеобщего обозрения. Вместо этого, выскажите свое мнение или вопрос сочувственно. Например: «Все ли в порядке?» Это предполагает, что вы обеспокоены тем, что происходит.

3. НЕПРАВИЛЬНЫЕ КОМПЛИМЕНТЫ

Примеры: «Вы отлично выглядите для своего возраста» или «Для женщины, вы так много сделали». Как мы все знаем, возрастные и гендерные предубеждения по-прежнему существуют. Есть вероятность того, что человек, с которым вы говорите, хорошо осведомлен о таких предубеждениях, и обиделся их упоминанием. Подробности не нужны. Просто сделайте комплимент человеку.

4. «КАК Я СКАЗАЛ РАНЕЕ…»

Кто не забывает что-то время от времени? Эта фраза подразумевает, что вам неудобно повторяться, или что вы каким-то образом «лучше», чем собеседник. Воздержитесь от таких комментариев и попытайтесь разъяснить, что вы говорите.

5. «ТЫ НИКОГДА…» ИЛИ «ТЫ ВСЕГДА…»

Обычно эти слова произносятся неискренне, нечестно или резко. Слишком часто они используются для того, чтобы причинить кому-либо боль, исходя из гнева или презрения. Обоснуйте то, что сделал другой человек.

6. «ЭТО НЕ ИМЕЕТ ДЛЯ МЕНЯ ЗНАЧЕНИЯ»

Когда кто-то ждет вашего мнения, он ожидает конструктивной обратной связи… любой обратной связи. Высказывание «это не имеет значения» в некотором роде предполагает, что либо их ситуация не имеет для вас никакого значения, либо время, необходимое для обеспечения обратной связи, не является приоритетом. Вместо этого, будьте осведомлены о ситуации человека.

7. «СО ВСЕМ УВАЖЕНИЕМ…»

Действительно ли слова, исходящие из ваших уст слова зависят от меры уважения к получателю? Если вы можете честно ответить «да», тогда продолжайте. Просто знайте: ваш язык тела и ваша интонация голоса быстро дадут понять, было ли вашему собеседнику уделено должное уважение. С другой стороны, если это фраза, произносимая в режиме «автопилота», в попытке «облегчить» дискуссию, которая не имеет ничего общего с «уважением», лучше нажать на тормоза.

8. «Я ЖЕ ТЕБЕ ГОВОРИЛ…»

Эта фраза вырывается от тщеславия и превосходства. Когда говорите эту фразу, представляете себе двух детей элементарного возраста, играющих в песочнице или на игровой площадке?

Причина в том, что фраза «я же тебе говорил» является детской и незрелой. Ни один умный, зрелый взрослый не должен произносить такие слова. Возможно, вы предупредили кого-то о последствиях какого-либо действия, но это уже ничем не поможет. Найдите какой-то способ взаимодействия с кем-то, кто принял неверное решение, которое не предполагает презрения.

9. «Я СДАЮСЬ»

Выражение «я сдаюсь», хотя и кажется безобидным, это показывает, что мы неспособны преодолеть что-то перед нами. Может быть, это ужасный босс, сложное задание / проект, презренный коллега или бесчисленное множество вещей.

Но помните, что вы намного сильнее, умнее и способнее, чем вы думаете. И слова «я могу это сделать» - единственное, что вы должны говорить . опубликовано

Обнаружил " 10 правил этикета, обязательных для интеллигентного человека". Забавный заголовок! Выходит, для неинтеллигентного человека эти правила не обязательны...

1. Цветы, которые можно подарить мужчине : хризантемы, розы, гвоздики, дельфиниумы, орхидеи, бамбук, каллы, лилии, антуриумы, гладиолусы, тюльпаны, ирисы, герберы, плюмерии, геликонии, маргариточки, подсолнухи. Не забывайте о цветовой гамме, когда дарите мужчинам цветы. Приветствуются такие цвета в цветах: фиолетовый, бордовый, белый, синий, зеленый.

Случаи, когда цветы мужчине дарить принято:
1) Фильмовая премьера;
2) Концертная премьера;
3) Издание книги;
4) Публикация статьи;
5) Серьезное открытие;
6) День Рождения;
7) Вручение какой-либо премии;
8) Спортивный рекорд.

Считается, что начальнику лучше дарить каллы зеленого или изумрудного цвета. Композицию и ее составление лучше делегировать флористам - профессионалам…

2. Рукопожатие
С женщинами не принято здороваться за руку, но если она протягивает руку первой, следует пожать ее, но не так крепко как мужчинам. Но твое рукопожатие не должно быть слабее, чем женщины или она решит, что ты слабак.

Старший по возрасту подает руку первым, учитель или наставник - ученику, начальник — подчиненному. Не стоит менять правила игры, хоть касты в нашем обществе и отсутствуют, вы можете вызвать неприятие и непонимание у окружающих.

При пожатии руки стоит смотреть в глаза и немножко улыбнуться в знак дружеского расположения. Отводить глаза или вообще смотреть в сторону при рукопожатии неуважительно. Иногда отвод глаз воспринимается как лживость и служит сигналом, что доверять такому человеку нельзя.

3. По правилам этикета тарелку с супом во время еды нужно наклонять ОТ СЕБЯ!
Некоторые источники пишут, что наклонять вообще нельзя.

4. Мужчины ВСЕГДА должны вставать, когда дама выходит из-за стола!

5. Нет ничего плохого, когда муж называет жену «зайка», а она его «зайчик».
Однако эти ласкательные прозвища не предназначены для посторонних ушей!
Находясь не наедине, лучше называть друг друга по имени.

6. Иногда очень приятно выпить напиток через соломинку , но в таких случаях не следует высасывать его до последней капли, так как пронзительное бульканье внесет некоторый диссонанс в общую беседу.

7. Вот основные современные правила этикета в ресторане:

а) Резать большие куски на более мелкие;
б) Когда блюдо естся руками, то не нужно горбиться и вторгаться локтями в пространство соседа;
в) На горячую пищу дуть нельзя, нужно дождаться, пока она остынет;
г) Во время еды руками лучше откусывать по чуть-чуть;
д) Использовать салфетку и не облизывать пальцы;
е) Всегда промокать рот салфеткой;
ж) Никогда не вытирать рот рукой и не говорить с набитым ртом;
з) Даже если все вокруг едят руками, вполне приемлемо есть самому вилкой и ножом;
и) Никогда не стоит класть телефон на стол.

8. Жевать жевательную резинку на публике и во время беседы, считается вульгарным ! Привычка жевать жевательную резинку обличает нас именно в незнании правил приличия!

9. Верхом невоспитанности считается во время разговора отвлекаться на свои часы, мобильный телефон или записную книжку .

Даже если Вы устали и Вам скучно, не показывайте этого!

10. На лестнице:

Если на лестнице оказываются мужчина и женщина, то поднимаясь, мужчина должен оставить женщину позади себя, а спускаясь, нужно наоборот, чтобы женщина оказалась впереди. Но если лестница слишком узкая, крутая или темная, то мужчина должен идти впереди женщины.

Женщина, идя по лестнице, должна выбрать ту сторону, которая с перилами. Она может не отходить от перил, если встретит на пути мужчину, даже если это противоречит правилам правостороннего движения.

Мужчина, находясь на лестнице, должен уступать место у перил женщинам, пожилым людям и детям.
- Если мужчина поднимается по лестнице, держа женщину под руку, то подвигаться корпусом он должен ровно настолько, чтобы служить достаточной опорой женщине, но при этом не двигаться порывисто и не тянуть ее вперед, так же себя мужчина должен вести и спускаясь с женщиной по лестнице.
- Если вы встречаетесь на лестнице с человеком, несущему тяжелую ношу, то следует приостановиться или сойти на ближайшую площадку и уступить ему дорогу.

По статистике только 10% знают эти пункты .

Интеллигентность – это целый набор характерологических, умственных и социальных качеств личности, способствующих оправдыванию ожиданий социума, которые предъявляются к членам культурного общества и другим представителям его высшей части. Интеллигентность человека подразумевает высокую развитость мыслительных и познавательных процессов, что позволяет человеку оценивать и выносить собственные суждения о различных сферах человеческого проявления. Также это определенная личностная зрелость, отвечающая за умение самостоятельного принятия решения, наличия своей точки зрения на концепцию мироустройства. Из характерологических особенностей, интеллигентность человека проявляется в надежности и , благородстве, соответствии мыслей, слов и поступков, а также наличие активного интереса к культуре, истории и искусству.

Что такое интеллигентность

Интеллигентный человек проявляет свое личностное достоинство в профессиональной и социальной сфере, стремясь добиться лучших результатов и представлять своей деятельностью пользу для человечества в том масштабе, в котором это позволяет выбранная специализация. Понятие порядочности и чести неразрывно с интеллигентностью и проявляется в адекватности поступков, ориентации на собственные смыслы и ценности, неподверженность внешнему влиянию, корректность по отношению к окружающим, вне зависимости от их положения и поведения.

Интеллигенция представляет собой особую общность людей, занимающихся умственным трудом, стремящихся к накоплению и систематизации имеющихся знаний, а также дальнейшей их передачи и открытию нового опыта. Стремление человека поддавать собственный интеллектуальный и чувственный опыт рефлексивного анализу, способность замечать детали и закономерности, стремиться к познанию и не иссякающее любопытство могут характеризоваться как внутренняя интеллигентность. Сюда же стоит отнести наличие высоких внутренних ценностей в поддержании морально-этических качеств и проявлений человечества.

Внутренняя интеллигентность невозможна без широко кругозора и большого внутреннего опыта, а также постоянной открытости новому. Тут нет места диктаторству, что в поведении других людей, что в их предпочтениях, не осуждаются традиции и верования. Прежде чем сделать вывод о ком-либо интеллигентный человек постарается максимально понять в том или ином поступке, и если действие окажется за пределами допустимыми моралью, то порицанию будет подлежать именно поступок, а не личность.

Понятие интеллигентности появилось для характеристики определенной группы людей (интеллигенции), занимающихся умственным трудом, когда количество таких людей возросло по сравнению с древними временами, где преобладал труд физический. Когда деятельность, не приносящая видимого и быстрого результата, стала активно формировать общество и пути развития человечества, появились определенные маркеры для причисления человека к интеллигенции. Лишь интеллектуально трудиться мало, необходимо чтобы деятельность соответствовала поддержанию культурных ценностей и способствовала развития как отдельно взятого человека (что ярко представлено деятельностью преподавателей), так и больших человеческих объединений (чего касается установление законодательного государственного права).

Во многих обществах понятие интеллигенции заменяется понятием интеллектуалов, занимающихся все тем же видом деятельности, но не претендующих на несение нового благого смысла в массы. Эти люди характеризуются большей скромностью, меньшим стремлением к ранжированию людей по классам и заслугам, а также предоставляют каждому самостоятельно приоритеты, основываясь на своих суждениях. При этом они продолжают развиваться сами и развивать окружающее пространство собственным профессиональным вкладом.

И подобных разновидностей и ответвлений довольно много, что усложняет описание интеллигентности как однозначного понятия с четкими параметрами и характеристиками. Несколько столетий назад, например, даже интеллигенция делилась на определенные классы, где были представители: высшей интеллигенции, занимающиеся социальной и духовной сферой, имеющие довольно большое влияние на формирование моральных требований общества; средняя интеллигенция также находят себе применение в социальной сфере, но их деятельность уже более практична (если первые видят народ, то вторые видят конкретные лица и судьбы), эти люди занимаются непосредственным претворением в жизнь благих идей (учителя и врачи); низшая интеллигенция еще называется полуинтеллигенцией и занимается помощью средней, сочетая в себе физическую и социально-развивающую деятельность (это помощники врачей, ассистенты, техники, лаборанты).

Но, не смотря на такие грубые попытки разделить людей и саму интеллигентность на основании выполняемой деятельности, это оказалось неверным и отражающим лишь один аспект проявления, тогда как врожденная интеллигентность может проявиться и у человека физического труда и не высоких интеллектуальных способностей. Тут на первое место выступает поведение и способности анализировать происходящее, делать выводы, а также стиль взаимодействия с другими. Этот аспект тесно связан с воспитанием, которое может быть привито, а может быть следствием внутреннего мироощущения человека. И тогда признаками интеллигентности становится не выполняемая деятельность, а наличие у человека постоянного стремления к развитию, способность вести себя достойно, не зависимо от обстоятельств и того, кто перед ним.

Как стать интеллигентным человеком

Интеллигентный человек способен сдерживать свои эмоциональные проявления, негативные эмоции, умеет их перерабатывать, извлекать опыт из допущенных ошибок. Критика воспринимается как инструмент для самосовершенствования, а наличие уверенности в собственных силах, помогает уважительно и терпимо относиться к окружающим.

Интеллигенция, как общественная прослойка не всегда содержит исключительно интеллигентных людей. Часто встречаются врачи, грубящие людям, учителя, не уважающие личность, но с такой частотой можно встретить исключительно доброго и заботливого техника или культурную и обходительную девушку, не имеющую высшего образования. Смешивать эти понятия является серьезной ошибкой, ведь классовое разделение не может отражать совокупность личностных качеств.

Врожденная интеллигентность не является единственным фактором, обуславливающим наличие интеллигентных проявлений. Безусловно, какие-то особенности характера, врожденные механизмы нервной системы, отвечающие за тип реагирования, и среда воспитания влияют на личность, но это не данность, а лишь предпосылки, с которыми будет либо проще, либо сложнее впитать в себя принципы достойного поведения. При этом как происходить процесс зависит исключительно от человека и его мотивации, соответственно, если приложить усилия можно добиться чего угодно.

В основные понятия интеллигентности входит культурное поведение, доброжелательность и толерантность к людям и их проявлениям, а только на втором стоят широта кругозора и способность к глобальному или дивергентному мышлению. Поэтому развивать необходимо свое умение взаимодействовать с окружающими, начиная с доброжелательности, которая привлечет к вам больше внимательных и положительных взглядов. Посмотрите в зеркало и оцените свой взгляд (именно он создает первое впечатление при контакте), и если вы смотрите хмуро, агрессивно, холодно, если от вашего взгляда возникает желание защищаться или молчать, то следует потренировать другой. Открытый, теплый, с легкой улыбкой взгляд расположит к вам человека, покажет, что вы готовы взаимодействовать, а не нападать и конфликтовать. Доброжелательность в общении проявляется культурой общения, подразумевающей отсутствие нецензурных слов, соблюдение личностных границ (остерегайтесь неуместных вопросов или излишне прямых, особенно негативных комментариев). При общении ставьте себе целью сделать день человека немного лучше, а дальше действуйте по ситуации – кого-то нужно выслушать, кому-то помочь, а кому-то будет достаточно тактичности в не замечании промахов.

Толерантное отношение подразумевает допускать существование других точек зрения, но это не значит, что они должны перекраивать ваши убеждения. Если человек действует против ваших моральных ценностей, проявите терпимость и не упорствуйте в наставлении его на путь истинный, но сами отдаляйтесь, не позволяя собственным чувствам страдать. Уважайте чужие выборы и требуйте уважения к своим, но не истериками и гневом, а достойным отстранением от источника дискомфорта.

Расширяйте свои знания, и для этого не обязательно заучивать нудные учебники, мир значительно шире и многогранней, так что ищите, что будет вам интересно. Главное – это развиваться и узнавать новое хоть немного отовсюду, в таких случаях лучше сходить на концерт новой группы, чем пересматривать пятый раз сериал.

Скромность и искренность приведут вас к более качественной жизни, а способность жить по собственной совести развивает личность. Старайтесь не обвешивать себя лживыми заслугами (как искусственными бриллиантами), а найти и развивать свои сильные черты и .

Весьма интересное понятие - интеллигентность. Всегда у всех на слуху, но истинное значение этого слова понимает не каждый. Что же это всё-таки такое? Имеет ли что-то общее с образованностью? Возможно ли одно без другого?

Чтобы делать какие-либо выводы или выстраивать разнообразные причинно-следственные связи, стоит понять: что такое интеллигентность, а что — образованность. Интеллигентность — умение мыслить, выслушивать других людей и выносить суждения. Более того, сюда относятся уважение к истории, культуре и нравственной целостности человека. «Это способность к пониманию, к восприятию окружающего мира, это терпимое отношение к миру» , — писал советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук и профессор Дмитрий Сергеевич Лихачёв . То есть интеллигентным можно назвать человека, соблюдающего законы приличия, культурно ведущего себя в любой социальной среде. Он умеет владеть собой, сдерживать негативные порывы и чрезмерную эмоциональность. Также спокойно выражает свои мысли, объективно оценивает свои действия и признает ошибки. Интеллигентного человека можно смело назвать воспитанным. Образованность же — наличие знаний и умений, предусмотренных образованием. Чтобы называться образованным человеком, необходимо обладать определёнными навыками. Один из основных - чтение. Причем под чтением подразумевается не просто “складывание букв в слова”, а умение задумываться и размышлять над написанным, оценивать полезность прочитанного и делать выводы. Второй обязательный навык - письмо, заключается в ненавязчивом и предельно четком выражении своей точки зрения на бумаге или в печатном виде. Навык счета — знание арифметики и прикладной математики (умение складывать, вычитать, умножать, делить, производить расчеты с дробями и процентами) — следующее умение, свойственное образованному человеку. Также важное значение имеет способность к формулировке собственного мнения — подвержению сомнению фактов и явлений и попытка проследить их связь с реальностью. Конечно же, нельзя не упомянуть вежливость, хорошие манеры и постоянное стремление к саморазвитию.


Разница проста и очевидна: образованность напрямую связана с обучением, а интеллигентность — с состоянием души и воспитанием. Конечно, одно может вытекать из другого, но они отличаются. Образованному человеку может быть присуща интеллигентность, тогда он является действительно достойным образцом для подражания. Однако распространены случаи, когда человек имеет высшее образование, высокий статус и хорошее материальное положение, а правильно вести себя в обществе и общаться с людьми так и не научился. Такие вещи отталкивают других. Более того, они могут вызывать удивление от несоответствия ожиданиям. Ведь смешно же, когда человек с несколькими высшими образованиями начинает в гневе что-то доказывать, обращает внимание только на свою точку зрения и забывает, что существуют другие? Несомненно, смешно. А бывает, когда необразованному человеку присуща интеллигентность: у него нет достойного образования, но он всегда спокоен, толерантен, вежлив и приятен в общении. Ведь человек может быть воспитанным, но необразованным. Такое встречается довольно часто, что доказывают бесчисленные примеры из русской классической литературы.


Весьма трагичная, но в тоже время интересная для прочтения пьеса Максима Горького «На дне» наглядно иллюстрирует такую ситуацию. Актёр, будучи бывшим артистом сцены, оказался нищим и стал жить в ночлежке. Он отличается от других по манере разговора и любви к искусству, что является одним из самых главных признаков интеллигентности. Он упорно продолжает видеть прекрасное, даже оказавшись среди грязи и лжи. Еще один актуальный пример можно найти в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Профессор Преображенский — истинный интеллигент начала двадцатого столетия. Среди грубых, крикливых, фанатично настроенных революционеров в лице Швондера, он продолжает вести себя спокойно и отвечает культурно на все оскорбления. Преображенский понимает, что культура — это внутренняя воспитанность, умение вести спор с помощью конструктивного диалога, а не ругани. Приводя примеры из литературы, нельзя также не упомянуть роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», где Максим Максимович, человек простого происхождения, в отличие от Печорина, старается ладить с людьми, помогать по зову души. Он избегает конфликтов с офицерами, не склонен к чинопочитанию, открыт и правдив.


Стоит сказать, что интеллигентность — довольно туманная «субстанция», которая, с одной стороны, может быть частью образованности, а с другой, может существовать и отдельно. Зачастую это свойство прививается семьей. Тем не менее, существует и другое мнение - интеллигентности можно и нужно учиться. Способов много: смотреть на других людей и то, как они общаются, пытаться перенять данные навыки. Более того, запоминать, как они реагируют на гнев, агрессию, а как воспринимают радость, как часто они благодарят других людей или приветствуют их. Также как они проявляют вежливость и самое главное почему? Когда-то это - устоявшееся привычка, как, например, пожелать доброго утра или поздороваться с коллегами, а когда-то - необходимость. Например, при просьбе о помощи у незнакомца.


Подарена ли человеку интеллигентность от природы? Вопрос остается спорным. В любом случае, посягая вершины знаний, имея дипломы, занимая высокую должность и получая большую заработную плату, не стоит ставить воспитанность на второе место.

Многие ли люди нынешнего поколения задумываются о том, что такое интеллигентность? В чем она выражается и вообще нужна ли обществу? Были времена, когда это слово звучало как оскорбление, а бывало и наоборот - так величали группы людей, пытающихся вытянуть Россию из мрака невежества и тупости.

Этимология слова

«Интеллигентность» - слово, пришедшее из латыни. I ntelligentia - познавательная сила, способность восприятия, которое, в свою очередь, произошло от латинского intellectus - понимание, мышление. Несмотря на латинское происхождение слова, понятие «интеллигент» считается исконно русским и в подавляющем большинстве случаев используется только на территории бывшего СССР и среди русскоязычных слоев населения.

Отцом термина «интеллигенция» считают русского писателя - либералиста Петра Бобрыкина (1836-1921), который многократно употреблял его в своих критических статьях, эссе и романах. Изначально так звались люди умственного труда: писатели, художники и учителя, инженеры и врачи. В те времена таких профессий было очень мало и люди группировались по общим интересам.

Кто же такой интеллигентный человек?

"Культурный и не ругающийся матом", - скажут многие. Некоторые добавят: "Умный". А потом еще прибавят что-нибудь об образованности, начитанности. Но разве все доктора наук и великие умы мира сего - интеллигенты?

В мире достаточно людей с огромным багажом знаний, прочитавших тысячи книг, полиглотов и истинных мастеров своего дела. Неужели это их автоматически делает причастными к интеллигенции, социальному пласту?

Самое простое определение интеллигентности

Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».

Такая интеллигентность - что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.

Общечеловеческие ценности, присущие интеллигенту

По результатам социального опроса, большинство людей указало на важность образования и хороших манер. Но великая Фаина Раневская говорила: «Лучше слыть хорошим, но ругающимся матом, чем воспитанной сволочью». Поэтому высшее образование и знание этикета еще не значит, что перед вами интеллигент старой закалки. Важнее наличие таких факторов:

  • Сострадательность к чужой боли, неважно, человек это или животное.
  • Патриотизм, выражающийся в поступках, а не криках на митингах с трибуны.
  • Уважение к чужой собственности: поэтому истинный интеллигент всегда платит долги, но берет их крайне редко, в самых критических случаях.
  • Вежливость, уступчивость и мягкость характера обязательны - они являются первой визитной карточкой интеллигенции. Тактичность стоит на верхней ступени их отношения к людям: он никогда не поставит в неудобное положение другого человека.
  • Умение прощать.
  • Отсутствие грубости по отношению к кому-либо: даже если нахал толкнет интеллигента - тот извинится первым за причиненное неудобство. Только не нужно путать это с трусостью: трус боится, а интеллигент уважает всех людей, какими они бы ни были.
  • Отсутствие навязчивости: из уважения к посторонним они чаще молчат, чем откровенничают с кем попало.
  • Чистосердечность и нежелание лгать: опять-таки из-за порядочности и любви к окружающим людям, но больше из уважения к себе.
  • Интеллигент настолько уважает себя, что не позволит себе быть необразованным, непросвещенным.
  • Тяга к прекрасному: дыра в полу или книга, брошенная в грязь, будоражат их душу сильнее, чем отсутствие ужина.

Из всего этого становится очевидно, что образованность и интеллигентность - это не родственные понятия, хотя и взаимодействующие. Интеллигент - это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию.

Современный интеллигент

Что такое интеллигентность в нынешнее время? Возможно ли вообще быть таким на арене тотальной деградации и отупения от средств массмедиа, социальных сетей и телевизионных шоу?

Все это так, но общечеловеческие ценности не меняются от эпохи к эпохе: в любые времена важны толерантность и уважение к другим, сострадание и умение поставить себя на место другого. Честь, внутренняя свобода и глубина души в совокупности с острым разумом и тягой к прекрасному всегда имели и будут иметь первостепенную значимость для эволюции. И нынешние интеллигенты мало чем отличаются от своих братьев по духу позапрошлого века, когда человек - это действительно звучало гордо. Они скромны, честны с собой и окружающими и обязательно добры от души, а не ради пиара. Наоборот, духовно развитый человек никогда не будет кичиться своими поступками, достижениями и действиями, но при этом будет стараться делать все возможное, чтобы стать хоть чуточку лучше, зная, что, изменяя себя, он меняет к лучшему весь окружающий мир.

Нужны ли интеллигенты современному обществу?

Образованность и интеллигентность сейчас - это такой же важный аспект, как глобальное потепление или жестокое обращение с животными. Жажда денег и всеобщего обожания настолько захватила общество, что скромные попытки отдельных индивидов поднять уровень человеческой осознанности напоминают мучительные потуги рожающей женщины, которая, несмотря на всю боль, свято верит в благополучный исход.

Необходимо верить, что интеллигентность - такая культура души. Это не количество знаний, а действия соответственно моральным принципам. Возможно, тогда наш погрязший в грязи искаженного ума мир будет спасен. Человечеству необходимы светлые душой личности, интеллигенты духа, которые будут пропагандировать чистоту отношений без меркантильной подоплеки, важность духовного роста и необходимость знаний как начальной базы для последующего развития.

Когда происходит формирование нравственных качеств?

Чтобы быть, а точнее, чувствовать себя интеллигентом и не тяготиться этим бременем, необходимо впитать в себя задатки еще с молоком матери, воспитываться в соответствующей среде и окружении, тогда высокоморальное поведение будет, как часть существа, как рука или глаз.

Именно по этой причине важно не просто воспитывать ребенка в нужном направлении, а и самому подавать наглядный пример рациональными поступками, правильными действиями, а не только словами.



gastroguru © 2017