Примеры определенно личных предложений. Типы односоставных предложений

В предложении, несмотря на отсутствие подлежащего, понятно, что речь идет от определенного действующего лица. Для проверки можно добавить отсутствующее подлежащее, восстановив его по смыслу, и это будет местоимение 1-го или 2-го лица.

Люблю жаркие солнечные дни лета.

(добавляем «я», получим: «Я люблю жаркие солнечные дни лета» — двусоставное предложение).

Будем собирать грибы? (Мы будем собирать грибы?)

Сказуемое определённо-личного предложения может быть выражено:

Глаголом первого или второго лица изъявительного наклонения.

Послезавтра еду к бабушке.

Поедешь в город?

Пойдёте направо, там увидите дом.

Глаголом второго лица повелительного наклонения.

Сегодня задержитесь после уроков разобрать домашнее задание.

Передайте мне книгу.

Возьми кусочек торта.

Чтобы не перепутать определенно-личные предложения с неполными двусоставными, следует запомнить небольшое правило:

Вспомнил прошлое.

(Можно подставить Я, ТЫ, ОН и т. д., так как глаголы прошедшего времени не имеют лица; следовательно, предложение не является односоставным определённо-личным, это неполное предложение с пропущенным подлежащим).

Очень часто в определенно-личных предложениях присутствует обращение, которое не является членом предложения, но его путают с подлежащим. Тем самым совершают ошибку, считая его двусоставным.

Марина, позанимаемся еще. (Марина – обращение, определенно-личное односоставное)

Марина позанимается еще. (двусоставное, где Марина — подлежащее).

Конспект урока русского языка в 8 классе

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Определенно-личные предложения.

  • повторение и углубление знаний о типах односоставных предложений;
  • изучение основных особенностей определённо-личных предложений;
  • развитие умений находить определённо-личные предложения в тексте, отличать их от других видов односоставных и неполных предложений, употреблять в речи;
  • отработка навыков синтаксического разбора.

Тип урока:

Комбинированный.

1. Повторение изученного, актуализация опорных знаний.
(На предыдущем уроке была дана общая характеристика односоставных предложений, рассмотрена таблица видов односоставных предложений по типу главного члена; на последующих уроках эта таблица дополняется и конкретизируется по каждому виду).

Один ученик у доски готовит устный ответ по схеме «Виды односоставных предложений» — назывные и глагольные, с примерами.

В это время – орфографическая разминка (словарный диктант):

Стричь волосы, отрежьте хлеба, приготовьте ответ, оставьте вещи, жечь костёр, привлечь к участию, отметьте абзац, пишешь без ошибок, читаешь выразительно, давайте сделаем вместе, мочёные яблоки, выглаженная рубашка, истинное положение дел, традиционный вопрос, обновлённое здание, мощённая булыжником улица, сложенные в поленницу дрова.

Объяснение орфограмм, самопроверка.

Рассказ ученика о видах односоставных предложений.

2. Анализ предложений по наличию главных членов, подготовка к восприятию темы.

Определить вид предложений: двусоставное или односоставное, выписать односоставные, указать их тип (назывное или глагольное).

Сложенные в поленницу дрова.

Складываю в поленницу дрова.

Мы сложили в поленницу дрова.

Анализируем предложение с одним главным членом в форме сказуемого: Складываю в поленницу дрова.

Каким глаголом выражено сказуемое? (наст. вр., 1 л., ед.ч., изъявит. накл.)

Можем ли мы мысленно подставить в предложение подлежащее? Какое здесь возможно местоимение? (Я).

То есть мы можем определить то лицо, от имени которого идёт сообщение? Такие односоставные предложения и называются определённо-личными.

3. Изучение теоретического материала учебника (§ 22): самостоятельное чтение, поиски нового, ответы учащихся (озвучивание теоретического материала, подбор примеров).

4. Синтаксический разбор предложений (ученики работают у доски):

С разбором выбирай друзей.

С интересом читаю все новые произведения этого талантливого писателя.

Буду старательно готовиться к зачёту.

(Устно заменить форму единственного числа глагола на множественную, сделать вывод о том, что главный член в определённо-личном предложении может быть выражен глаголом в 1 и 2 лице настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонений).

5. Наблюдения над языковым материалом:

Сравнить два предложения и определить, какое из них является односоставным определённо-личным, учащиеся работают самостоятельно, затем при проверке обосновывают свой выбор, аргументируют.

(Вывод о том, что предложение с обращением может быть односоставным определённо-личным; надо помнить, что обращение не является членом предложения). Синтаксический разбор (на доске) предложения.

(Вывод о том, что предложение со сказуемым в прошедшем времени является двусоставным неполным).

6. Тренировочные упражнения из учебника № 146 (продолжить текст, используя определённо-личные предложения), № 147 (выписать из текстов односоставные определённо-личные предложения, в каждом подчеркнуть сказуемое, указать, каким глаголом оно выражено).

7. Творческое задание (по группам): составить небольшой текст, в котором использовать определённо-личные предложения;

  • одна группа готовит текст «Утренняя зарядка»;
  • вторая – «Как приготовить салат из свежих овощей»;
  • третья – «Инструкцию по применению будильника».

Чтение и обсуждение текстов, вывод о том, где в речи нам могут встретиться определённо-личные предложения.

Взаимооценивание, определение, какой группе удалось составить самый интересный и насыщенный определённо-личными предложениями текст.

8. Подведение итогов урока, рефлексия.

9. Домашнее задание: выбрать примеры определённо-личных предложений из литературы или составить свой текст-поздравление (с днём рождения, новым годом) с использованием определённо-личных предложений.

Примеры текстов, созданных учащимися в ходе выполнения творческого задания:

  • «Утренняя зарядка». Встаньте прямо, расправьте плечи. Поднимем руки вверх, глубоко вдохнём, опустим руки вниз, выдохнем. Повторите это упражнение 7-10 раз. Наклонитесь вперед, постарайтесь коснуться руками пола. Выпрямитесь, разведите руки в стороны. Присядьте и встаньте 5-7 раз. Отдохните, восстановите дыхание. Теперь умоемся и пойдём завтракать.
  • «Как приготовить салат из свежих овощей». Возьмите 2 огурца средней величины, два помидора, луковицу, зелень. Тщательно вымойте всё, луковицу почистите. Порежьте огурцы кубиками, помидоры – дольками. Измельчите зелень. Лук порежьте кольцами. Смешайте всё в салатнице, полейте подсолнечным маслом или майонезом. Не забудьте посолить по вкусу. Приятного аппетита!
  • «Инструкция по применению будильника». Вытащите будильник из коробки. Вставьте батарейку. Будьте внимательны! Если её вставить неправильно, будильник работать не будет. Включите будильник. Проверьте, работает ли он. Поставьте стрелку звонка на необходимое время. Убедитесь, что будильник включен для звонка. Спокойно ложитесь спать.

Пойду сегодня в музей. Пойдешь со мной? или Знаю, что шутишь - а все-таки верю. Зачем же мучаешь ? (А.Н. Толстой)

Поторопитесь! Скоро начнется урок! или Ну как живешь?

Эти предложения имеют только один главный член предложения – сказуемое.«Определенно-личные предложения обладают наибольшей степенью логико-синтаксической членимости. Они сближаются с двусоставными предложениями по характеру выражаемой мысли». (В.В. Бабайцева. Л.Ю. Максимов. «Современный русский язык») Деятель в определенно-личных предложениях не назван, но мыслится в них определенно: он может выступать в виде местоимений : я, мы, ты, вы.

В определенно-личных предложениях актуализируется действие, именно этим они отличаются от двусоставных . Сравните:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа (А.С. Пушкин)

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! (А. Блок)

Определенно-личные предложения не являются неполными без подлежащего . Если такие предложения трактуются как структурно-семантический тип двусоставных предложений, они могут быть квалифицированы как неполные. Действующее лицо в определенно-личных предложениях либо неизвестно, либо не важно для сообщения. Например:

Пусть говорят, а ты не слушай или Тише едешь – дальше будешь , Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда, Любишь кататься – люби и саночки возить. (п ословицы)

Предложение следующего типа: Волнуемый мечтами, по нивам, по лугам, уставленным стогами, задумчиво брожу в прохладной полутьме (Н.А. Некрасов) относится к переходным (промежуточным) конструкциям между односоставными и определенно-личными предложениями. В таких предложениях нет подлежащего, но имеется определение к нему.

Своеобразные промежуточные конструкции образуют предложения, в которых имеются слова все, сам, оба с двойным подчинением:

Подите все! Оставьте одного царевича со мной. (А.С. Пушкин)

Сказуемое в определенно-личных предложениях может быть выражено:

1. Глаголом 1-го лица единственного числа изъявительного наклонения. Это «наиболее типичная форма определенно-личных предложений, так как эта форма имеет индивидуально-личное значение» (В. В. Виноградов).Особенно усиливается оттенок обобщения в пословицах и рассуждениях общего характера, где индивидуально-личное значение формы 1-го лица предельно ослаблено: Еду, еду не свищу, а как наеду – не спущу. (А.С. Пушкин) или Моя хата с краю – ничего не знаю . (пословица) Оттенок обобщенного значения создается их пословичным использованием.

2. Глаголом изъявительного наклонения в форме 2-го лица единственного или множественного числа. Эта форма имеет место в тех случаях, когда говорящий обращается к собеседнику, например: Что молчите? В последний раз задаю вопрос, слышишь?

3. Глаголом повелительного наклонения: Ну что ж, садись, светило! (В.В. Маяковский)

4. Глаголом в форме 1-го лица множественного числа.

Эта форма имеет следующие значения в определенно-личных предложениях:

а) Говорящий побуждает собеседника совершить совместное действие: Едем! Если в такое предложение вставить подлежащее, то оно утратит побудительное значение, таким образом, двусоставные и односоставные предложения могут отличаться семантико-грамматическими свойствами.

б) Говорящий обозначает действие другого лица, количество которых может быть определенно и не вполне точно: Еще на вашей свадьбе после войны водку будем пить. (Ю. Бондарев)

в) Глагол в форме 1-го лица множественного числа выражает отношение участливой сопричастности в обращениях к собеседнику (вместо 2-го лица единственного и множественного числа): Как себя чувствуем, как живем?

Сказуемым определенно-личных предложений не может быть глагол в форме 3-го лица единственного числа и в форме прошедшего времени. Предложения с такими сказуемыми при отсутствии подлежащего являются двусоставными неполными.

Э.Л. БЕЗНОСОВ,
г. Москва

Продолжение. См. № 13, 15/2004

Система уроков по синтаксису в 8-м классе

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Односоставные определенно-личные предложения

I. Изучение нового материала можно начать с грамматической работы. Два человека выходят к доске, первый записывает предложения, в которых присутствуют оба главных члена, второй – только с одним главным членом.

1. Я сердце по свету рассеять готов.
2. Слез ручей у Тани льется из очей. (А.Пушкин)
3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.
4. Не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от Божьего суда. (А.Пушкин)
5. Стыдом и страхом замираю. (А.Пушкин)
6. Замечу кстати: все поэты любви мечтательной друзья. (А.Пушкин)

Вопросы

Являются ли предложения, в которых присутствует только один главный член, незавершенными по смыслу?

Какой можно сделать вывод? Их грамматическая основа состоит только из одного члена. Можно дать определение односоставных предложений:

Продолжим запись и разбор материала для наблюдения (найдите сказуемые и определите, к какому лицу относится обозначаемое ими действие, обратите внимание на их грамматическую форму).

1. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.Грибоедов)
2. Благодарю за наслажденья, / За грусть, за милые мученья, / За шум, за бури, за пиры, / За все, за все твои дары...… (А.Пушкин)
3. Но здесь с победою поздравим / Татьяну милую мою. (А.Пушкин)
4. Куда бежишь, тропинка милая, куда зовешь, куда ведешь? (М.Исаковский)
5. Чему смеетесь? Над собой смеетесь. (Н.Гоголь)
6. Присоветуй им встретить меня с детской любовью и послушанием. (А.Пушкин)

После того как выясним, что действия, обозначенные сказуемыми, в этих предложениях относятся к единственно возможному лицу (1-му или 2-му), и установим, какими формами выражаются сказуемые, можно попросить учеников дать определение односоставного определенно-личного предложения.

В качестве домашнего задания можно предложить найти или придумать по 3 примера на каждый способ выражения сказуемого в определенно-личных предложениях.

Односоставные неопределенно-личные предложения

I. Изучение нового материала можно начать с грамматической работы: на доске один ученик записывает односоставные предложения, другой – двусоставные, оба подчеркивают грамматические основы и определяют грамматические значения сказуемых.

1. Очень уж шумят у нас в классах. (А.Чехов)
2. Самолеты громко шумят на взлете.
3. Родители водили его за ручку.
4. По улицам слона водили. (И.Крылов)
5. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А.Пушкин)

Определяем, к какому лицу относятся действия, выраженные сказуемыми, в односоставных конструкциях (1, 4, 5), почему в них необязательно присутствие подлежащего, а также определяем грамматические значения сказуемых в этих предложениях, обращая внимание на непременное присутствие формы множественного числа. После чего даем определение неопределенно-личных предложений. В результате анализа приходим к выводам, что подлежащее здесь не нужно, предложения завершены по смыслу, так как действия, выраженные сказуемыми, относятся к неопределенным лицам, которые не интересуют говорящего: важен сам процесс. Эти выводы помогут составить формулировку неопределенно-личных предложений, которую ученики, как всегда, делают самостоятельно.

II. Закрепление нового материала также можно провести в форме грамматической работы: у доски один ученик записывает определенно-личные предложения, а второй – неопределенно-личные.

1. Вас, наверное, тоже арестуют. (М.Горький)
2. Арестуйте любого подозрительного.
3. Зауважаешь тогда своего отца.
4. Не очень-то нынче старших уважают. (А.Островский)
5. Годы шли. Перевели его в другую губернию. (А.Чехов)
6. Переведу часы, хоть знаю, будет гонка. (А.Грибоедов)

Одному из учеников можно предложить индивидуальное задание (ниже приводится примерный образец)

Снова в сер_ц_ (н_)чем (н_)умер_ш_
До ланит во_х_дящую кровь.

(А.Фет)

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, найдите грамматическую основу и определите значение предикативности и вид предложения по характеру грамматической основы.

С классом в это же время разбирается другое предложение:

Жди ясного на завтра дня,
Чижи мелькают и звенят.
Пурпурной полосой огня
Прозрачный озарен закат.

После выполнения фронтальной работы проверяем написанное на доске и переписываем в тетради.

В качестве домашнего задания можно предложить детям найти или придумать 12 примеров неопределенно-личных предложений.

Обобщенное значение односоставных предложений

В некоторых учебниках и учебных пособиях обобщенно-личные предложения рассматриваются как самостоятельная конструкция. Я же считаю, что это – особое значение определенно-личных и неопределенно-личных предложений, и предлагаю свой вариант изучения этих предложений.

Изучение новой темы начинаем с грамматической работы: на доске один ученик записывает определенно-личные предложения, а второй – неопределенно-личные.

1. Не пером пишут, а умом.
2. На всех не угодишь.
3. Цыплят по осени считают.
4. Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
5. После драки кулаками не машут.
6. Голыми руками ежа не ухватишь.

При записывании примеров обращаем внимание на то, к какому лицу относится действие, выраженное сказуемыми, в этих конструкциях (грамматически – к единственно возможному в определенно-личных предложениях или к неопределенному, не интересующему говорящего, в неопределенно-личных). А семантически, то есть по смыслу, действие во всех предложениях относится к любому возможному лицу, то есть на месте адресата речи может быть кто угодно. Это и есть обобщенное значение односоставных предложений. Дети сообща самостоятельно дают определение конструкций с обобщенным значением.

В качестве домашнего задания можно предложить детям подобрать 15 примеров односоставных предложений с обобщенным значением.

Односоставное безличное предложение

I. Закрепление изученного материла. Два человека работают у доски по индивидуальным заданиям (примерные задания приводятся ниже).

С классом разбираем в это время другое предложение.

1. Все(же) песню отмщенья за гибель / Пропоют мне на том берегу. (А.Блок)

2. Балагуру смотрят в рот, / Слово ловят жадно. (А.Твардовский)

II. Изучение новой темы, как обычно, начинаем с записи материала для наблюдения. Ученики обозначают грамматические основы и определяют морфологические способы их выражения.

1. Из дебрей туманы несмело / Родное закрыли село; / Но солнышком вешним согрело / И ветром их вдаль разнесло. (А.Фет)

2. С вечера все спится, / На дворе темно. / Лист сухой валится, / Ночью ветер злится / Да стучит в окно. (А.Фет)

Дети находят в этих примерах односоставные предложения и определяют, к чему относятся действия, выраженные сказуемыми, могут ли быть в предложениях подлежащие. Даем определение безличного предложения.

В качестве домашнего задания можно предложить детям придумать или найти 15 примеров безличных предложений.

Морфологические способы выражения сказуемого в безличном предложении

I. Закрепление пройденного материала можно провести путем индивидуального опроса по карточкам, например, таким.

Как здесь свежо под липою густою...… (А.Фет)

Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет)

Найдите грамматическую основу, определите вид простого предложения по характеру грамматической основы.

С классом в это время можно разобрать следующие примеры.

1. Мело весь месяц в феврале. (Б.Пастернак)

2. Такой зимы давно не выдавалось, / Подобной стужи не было давно. (Д.Самойлов)

3. На свечку дуло из угла. (Б.Пастернак)

II. Объяснение нового материала. Безличные предложения при всей кажущейся легкости темы на самом деле представляют трудность для детей в первую очередь потому, что очень многообразны в них морфологические способы выражения сказуемых. А кроме того, среди этих способов есть такие, которые в курсе морфологии в среднем звене не привлекали достаточного внимания учителей. Это прежде всего безличные глаголы и предикативные наречия или, по терминологии Л.В. Щербы, слова категории состояния. К тому же сложным материалом является различение собственно безличных глаголов и личных глаголов в значении и форме безличных. Именно поэтому я считаю целесообразным посвятить этой теме отдельный урок. Главное здесь – показать особую семантику безличных глаголов и наличие у них только трех форм, а также научить различать безличные глаголы и личные в значении и форме безличных.

Объяснение новой темы начинаем, как всегда, с материала для наблюдения (нужно найти сказуемые и определить морфологические способы их выражения).

1. Светает!.. Ах, как скоро ночь минула! (А.Грибоедов)
2. Вот сыростью холодною с востока понесло. (М.Лермонтов)
3. Сладко дремлется в кроватке. (А.Блок)
4. Не нагнать тебе бешеной тройки. (Н.Некрасов)
5. Как мало пройдено дорог, / Как много сделано ошибок. (С.Есенин)
6. Под навесом темной риги жарко. (А.Ахматова)
7. Ей-ей, не жаль отдать души / За взгляд красотки чернобровой. (А.Пушкин)
8. Мечтам и годам нет возврата. (А.Пушкин)
9. Ни ветерка, ни крика птицы. (А.Блок)
10. Но суждено нам разлучиться. (А.Блок)

В первом примере сказуемое выражено безличным глаголом, то есть таким, который обозначает самосовершающееся действие и имеет только три формы: инфинитив, аналог формы 3-го лица единственного числа настоящего времени (светает) и аналог формы прошедшего времени единственного числа среднего рода (светало).

Во втором предложении сказуемое уже выражено личным глаголом в безличном значении. Действие это представляется нам самосовершающимся, так как нет никакого субъекта, производящего его, но глагол этот может обозначать и обычное субъектное действие, так что он является личным глаголом, употребленным в данном случае в безличном значении и, соответственно, в одной из трех безличных форм.

Третий пример очень важен, так как в нем фигурирует безличный глагол, образованный по продуктивной в современном языке модели: путем прибавления к обычному глаголу постфикса -ся.

В четвертом предложении сказуемое выражено инфинитивом. В некоторых пособиях такие конструкции выделены в отдельный – инфинитивный – тип, но я считаю, что для школьного курса грамматики такое выделение нецелесообразно, тем более что эти конструкции удовлетворяют всем условиям безличного предложения.

В пятом примере сказуемые выражены краткими страдательными причастиями.

В шестом предложении сказуемое выражено предикативным наречием. Сложность этого случая заключается в том, что такие наречия могут иметь в качестве омонимов обычные наречия, которые будут обозначать признак какого-либо действия (ср. жарко дышал ), а также краткие прилагательные (ср. дыхание жарко ). Может быть, такие случаи стоит разобрать особо. Уверен, что в сильном классе это сделать необходимо. При предикативных наречиях могут быть вспомогательные глаголы, меняющие значение настоящего времени на прошедшее или будущее (ср. Под навесом темной риги было/будет жарко ). На это тоже следует обращать внимание учеников. Такие сказуемые относятся к разряду составных именных.

В седьмом примере сказуемое выражено предикативным наречием жаль (ср. жалко ) с примыкающим инфинитивом. Вообще примыкающий инфинитив – часто встречающаяся структурная часть сказуемого в безличных предложениях.

Восьмой и девятый примеры дают различные формы отрицания в качестве сказуемого в безличном предложении. Чаще всего здесь употребляются слово нет и формы родительного падежа существительных с частицей ни. Обычно в таких конструкциях функции частицы и союза соединяются в одном слове, как в приведенном примере.

Последний, десятый, пример дает сложный и редкий случай употребления в роли сказуемого в безличном предложении краткого прилагательного, употребляемого в роли краткого причастия. Но этот случай можно рассматривать только в очень сильном классе как факультативный.

В качестве домашнего задания можно предложить детям придумать или подобрать по 2 примера на каждый способ морфологического выражения сказуемого в безличном предложении.

Назывные (номинативные) предложения

I. Закрепление изученного на предыдущем уроке материала можно провести в сочетании индивидуальных заданий с фронтальной работой, два человека работают у доски и записывают примеры.

С классом можно разобрать следующие примеры.

1. Старику не грех и отдохнуть.

2. Бывало грустно им, а скучно не бывало. (И.Крылов)

II. Дальнейшее закрепление материала проводим в форме грамматической работы.

На доске один ученик выписывает из диктуемых примеров предложения с безличными глаголами, другой – предложения с личными глаголами в значении безличных.

1. По сонной реке сверкнуло мелкой рябью. (Н.Лесков)
2. А на дворе уж побелело. (А.Грибоедов)
3. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. (М.Кольцов)
4. Начинало смеркаться, когда пришел я к комендантскому дому. (А.Пушкин)
5. В это самое время его знобило и ломало. (Л.Толстой)

III. Объяснение нового материала: объяснение темы «Номинативные предложения» я рекомендую проводить при помощи раздаточного материала в виде карточек, на которых напечатано стихотворение А.Фета.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Стихотворение переписывается в тетради, находятся все предложения. Кроме первых двух стихов, представляющих собой двусоставное предложение, осложненное обращением, все остальные стихи – номинативные предложения. Задавая соответствующие вопросы, подвожу учеников к формулировке определения этих конструкций.

В качестве домашнего задания можно предложить ученикам подобрать 10–15 примеров этих конструкций.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

После изучения общих вопросов структуры простого предложения и структуры его грамматической основы можно перейти к изучению второстепенных членов предложения.

Определение как второстепенный член предложения.
Виды определений

I. Закрепление материала по безличному предложению или по номинативному предложению. Два человека работают по индивидуальным заданиям, примерные образцы которых приводятся ниже.

Стройный мост из железа ажурного, / Застекленный осколками неба лазурного. (Д.Самойлов)

Найдите грамматическую основу предложения, определите его вид и морфологический способ выражения сказуемого.

Медлительная вспышка белой молнии. (Г.Калашников)

Найдите грамматическую основу предложения, определите его вид и морфологический способ выражения сказуемого

С классом можно разобрать другие предложения или проверить выполнение домашней работы.

1. И скучно и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды. (М.Лермонтов)

2. Холодная подкладка воздуха. / Ледяная изнанка воды. (Г.Калашников)

II. Изучение новой темы, как обычно, начинаем с материала для наблюдения (выходящие к доске ученики должны в приведенных примерах определить синтаксические функции одного и того же слова).

1. Осень в этом году была поздняя. (Н.Некрасов)
2. Поздняя осень. Грачи улетели. (Н.Некрасов)

На этих предложениях демонстрируем, что прилагательное может быть как главным членом предложения, так и второстепенным. Продолжаем записывать материал для наблюдения, ученики в приводимых примерах находят словосочетания со значением «предмет и его признак», построенные на основе связи согласования , и определяют морфологическую принадлежность зависимых слов.

3. В тот вечер возле нашего огня / Увидели мы черного коня. (И.Бродский)
4. И с каждой осенью я расцветаю вновь. (А.Пушкин)
5. В последний раз, за третьим перевалом / Пропал ямщик, звеня и не пыля. (А.Фет)
6. Из ярко освещенной комнаты дверь налево вела в гостиную.
7. А на сосне, поросшей мхом, / Мелькает белки хвост пушистый . (А.Фет)

Вопросы

1. Что обозначают зависимые слова?
2. На какой вопрос отвечают?
3. Какими частями речи являются?

Проанализировав эти аспекты, дети дают формулировку определения.

Продолжение материала для наблюдения

В шестом примере найдите словосочетание с тем же значением («предмет и его признак»), но построенное на основе связи примыкания , и выпишите его отдельно.

В седьмом примере найдите словосочетание с тем же значением, но построенное на основе связи управление , выпишите его отдельно.

8. События крупнее и важнее не было в его жизни.

Вопросы

1. При помощи какой подчинительной связи соединены здесь определяемые слова и определения (события крупнее и важнее; его жизни) ?

Исходя из этого сформулируйте, какие определения называются согласованными и какие несогласованными.

В качестве домашнего задания можно попросить учеников придумать или подобрать по 10 примеров согласованных и несогласованных определений.

Продолжение следует

Главным отличием двусоставного предложения от односоставного является наличие подлежащего и сказуемого. То есть в нем имеются оба главных члена.

Сегодня Роман не выполнил домашнее задание.

Наступила осень.

Отогревшись, божья коровка выползла на камень.

Односоставные предложения

Имеют лишь один из главных членов предложения. Они имеют законченную мысль и понятны вне текста.

Берег озера.

Вечерело.

Зимой поеду в горы.

Виды односоставных предложений схема и таблица с примерами

Односоставные предложения делятся на две группы в зависимости от того, какой из главных членов присутствует. Если это подлежащее, то оно будет назывным, если сказуемое, то тогда может быть одним из 4-х видов: определённо-личное, неопределённо-личное, безличное и обобщённо-личное (последний вид выделяется не всеми лингвистами, иногда говорят о значении обобщённости у определённо-личных и неопределённо-личных предложений).

Итак, есть пять видов:

  • , их еще называют номинативными;
  • обобщенно-личные;

В нашей общей таблице мы объединим все виды.


В речи односоставные и двусоставные предложения вступают в синонимические отношения: мы можем передать одну и ту же мысль разными синтаксическими конструкциями, то есть синтаксическими синонимами.

Например:

Наступил вечер. (Двусоставное).

Вечер. (Односоставное назывное).

Вечереет. (Односоставное безличное).

Односоставные предложения видео

Конспект урока 8 класс

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Предложения двусоставные и односоставные (разных видов) как синтаксические синонимы.

Цели урока:

  • обобщение изученного материала по односоставным предложениям;
  • отработка умения определять виды односоставных предложений, употреблять в речи двусоставные и односоставные, разных видов в качестве синонимичных конструкций;
  • развитие умения работы в парах.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

    Ученик у доски заполняет таблицу «Виды односоставных предложений», приводит примеры.

    В это время – проверка письменного домашнего задания: выборочно несколько работ проверяет учитель; один ученик читает вслух, все проверяют.

    Ответ учащегося по таблице (класс участвует: приводят примеры из домашнего задания, придумывают свои).

    Создание проблемной ситуации:

    Для чего используются в речи односоставные предложения?

    Можно ли заменять двусоставные односоставными (и наоборот)? Будет ли при этом меняться значение?

    Это – тема нашего сегодняшнего урока.

    (Объявление темы, обратить внимание на организацию работы на уроке: работа в парах).

  2. Задания (распечатаны по количеству пар):






    (Нажмите на плюсик, чтобы прочитать текст.)

    Ответы по карточкам:

    Вариант 1: Мне хочется научиться кататься на коньках. Пете вчера нездоровилось. Детям не хочется возвращаться домой из лагеря.

    Вариант 2: В лагере из-за угрозы эпидемии запрещено навещать детей. Было приказано объявить карантин. Рекомендовано всем пользоваться марлевыми повязками.

    Вариант 3: Снег укрыл озимые.- Снегом укрыли озимые. – Снегом укрыло озимые. Песок потушил огонь. – Песком потушили огонь. – Песком потушило огонь. Взрыв уничтожил здание.- Взрывом уничтожили здание. – Взрывом уничтожило здание.

    Вариант 4: В окно дует. В трубе воет. Где-то грохочет.

    Вариант 5: Тебе весело. Тебе видно надпись? Можно мне позвонить?

    Вариант 6: Вам меня не убедить. Тебе на собрании выступать первым. Нам бы побеседовать с тобой перед уроком.

    На выполнение заданий отводится 3-5 минут. 4-е и 5-е задания можно дать более слабым ученикам, 3-е – сильным. При проверке один ученик из пары записывает один пример на доске, второй – читает все предложения, отвечает на вопрос об их значениях. Класс записывает пример с доски.

    Учащиеся делают вывод: в языке существуют синонимические конструкции – односоставные и двусоставные предложения, они имеют различия в оттенках значений, и это надо учитывать.

    «Конструктор»: из двух простых предложений строим одно сложное (продолжение работы в парах).

    Два ученика выходят к доске и записывают по одному предложению, которые диктует учитель. Подчеркивают главные члены, определяют вид (двусоставное или односоставное, если односоставное, то какое именно). Строим сложное: один ученик записывает (и с ним весь класс), объясняя встретившиеся орфограммы, второй строит схему и записывает его характеристику.

    Середина января. – односоставное, назывное. Все предложение является подлежащим.

    На полях почти нет снега. – односоставное, безличное. Сказуемое состоит из двух слов: нет снега.
    Середина января, а на полях почти нет снега. , а .
    Сложное, состоит из двух простых, 1-е – односоставное, назывное, 2-е – односоставное, безличное.

    Вот новое здание детского сада. Рядом с ним строят стадион.

    Луну закрыло огромным лохматым облаком. Начался проливной дождь.

    Утром поедешь в город. Обязательно купи сборник сканвордов.

    Поздняя осень. Вечереет и тянет прохладой.

    Подводим учащихся к разрешению проблемной ситуации, к выводу: какую роль играют односоставные предложения в речи, для чего они используются?

    (Создают разнообразие форм выражения мысли; нет повторения сходных конструкций; речь становится яркой и выразительной ).

  3. Наблюдения над приемами создания выразительности в художественном тексте (отрывки предварительно записаны на закрытой части доски).

    Подуло холодком

    От подступившей тучи.

    И чернотой ее

    В природе все затмилось.

    Вдруг молнии копье,

    Блеснув, переломилось.

    За рекой осыпается лес.

    Пожелтело за лесом болотце.

    И в осенней лазури небес

    Журавлиная ниточка вьется.

    Посмотри и послушай, мой друг,

    Как кричат эти мудрые птицы,

    Улетая на солнечный юг,

    Чтоб на север потом возвратиться.

    О чем эти стихи? Какой художественный прием в них используется? (Метафора). Какие предложения используются? (Односоставные и двусоставные, в первом отрывке – безличное, во втором – безличное как часть сложного ).

    Вывод по уроку:

    использование односоставных предложений делает речь ярче и выразительнее, помогает избежать повторений, поэтому мы находим их в художественных текстах; при использовании синонимичных предложений нужно быть внимательными, так как меняются оттенки значений.

  4. Итоги урока, оценивание, рефлексия.

    Домашнее задание: упр. 141 (подготовка к уроку развития речи). Прочитайте текст. Почему он так называется? Выполните задания:

Урок — закрепление по теме

«Определенно-личные предложения»

Цель: совершенствовать умение находить односоставные предложения, отработать практические навыки по нахождению среди односоставных предложений определенно-личные.

— Учить детей активно пользоваться определенно – личными предложениями, учиться управлять своей речью, сознательно ее совершенствуя, сопоставляя данное и полученное предложение по оттенкам значений.

— Воспитывать интерес к предмету, к слову через внимательное восприятие речи окружающих, читаемых текстов, выразительных ситуаций использования изучаемых явлений языка.

Оборудование: компьютер, стихотворения поэтов, карточки, раздаточный материал, тесты, опорные таблицы

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

I. Вводное слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Определенно-личные предложения». Цель: совершенствовать умение находить односоставные предложения, отработать практические навыки по нахождению определенно-личных предложений

Сегодня перед нами стоит задача – увидеть использование определенно-личных предложений в художественных текстах, в речи, показать своеобразие этих односоставных предложений, а поможет нам в этом творчество великих русских поэтов Сергея Есенина, А.Пушкина, а также ваше творческое использование определенно-личных предложений в своей речи.

II. ПРОВЕРКА домашнего задания.

1.Фронтальный опрос

Какие предложения называются определенно-личными?

Чем выражено сказуемое в определенно-личных предложениях?

Можно ли определенно-личные предложения считать неполными, так как в них отсутствует подлежащее? (Нет, глагол-сказуемое не нуждается в наличие подлежащего)

В каких стилях речи используются определенно — личные предложения?

Как вы думаете, на каких уроках часто используются определенно- личные предложения? (На математике, так как операции, производимые в ходе математических доказательств относятся ко всем лицам вообще -«рассмотрим, предположим, построим, обозначим…»

Каков алгоритм нахождения этих предложений? 1)Алгоритм нахождения. (ответ ребенка) слайд 2

Чтобы правильно и быстро найти в тексте определенно-личные

предложения, создан алгоритм их нахождения.

С чего нужно начать?

Грамматическая основа предложения

1 главный член (односоставный) 2 главных членов (двусоставных)

Сказуемое

1,2 лица настоящее, будущее

время, изъявительное

наклонение, повелительное

наклонение

Определенно-личные предложения.

Итак, подведем итоги сказанному. Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений.

III. Закрепление материала.

1.Самостоятельная работа.

— Пользуясь алгоритмом, определите определенно-личные предложения, подчеркните в них сказуемое. Слайд 3-4

Спишите предложения. Подчеркните главный член. Укажите, какой частью речи он выражен. Назовите тип предложения.

Расставьте недостающие знаки препинания

1. Брошу в море сети частые белый парус подыму.

2. Плывем пусты(н, нн)ой Ладогой под яркой аркой-радугой.

3. О чудесном лесе буду песни складывать расскажу про терем сказку-правду мудрую.

4. Милый крот слепой рабочий! Выбирай темнее ночи бер..гись сверканий дня! (В.Брюсов)

1. Люблю дымок спале(н,нн) жнивы

2. От маршировки меня избавь.

3. Сам узна..шь будет время бра(н,нн)ое житье.

4. Молча сижу под окошком темницы.

5. Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный.

6. (Не) смейся над моей пророч..ской тоской.

7. Гляжу на будущность с боязнью гляжу на прошлое с тоской и, как пр..ступник перед казнью, ищу кругом души родной.

8. (Не)грусти дорогая соседка.

9. Возьму винтовку длинную пойду я из ворот.

М.Ю.Лермонтов

2. Выборочный диктант. Данный вид предложений часто встречается в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта. Сейчас мы постараемся найти определенно-личные предложения в стихотворениях С.А. Есенина, А.С. Пушкина.

Выпишите определенно – личные предложения Работа с поэтическими текстами С.А.Есенина, А.С.Пушкина. Слайд 5-7

Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я её донести?

Брошу всё. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

С. Есенин

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль…

3. Работа по вариантам. Предлагается исследовать текст:

Выписать из текста определенно-личные предложения;

Определить стиль текста, объяснить, с какой целью используются в нем определенно-личные предложения;

1вариант:

Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате, на стене висел еще диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени. Пугачев сел на том диване, на котором, бывало, дремал Иван Кузмич, усыпленный ворчанием своей супруги. Швабрин сам поднес ему водки. Пугачев выпил рюмку и сказал ему, указав на меня: «Попотчуй и его благородие». Швабрин подошел ко мне со своим подносом; но я вторично от него отворотился. Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостью. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно: «Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее».

Швабрин побледнел как мертвый. «Государь, — сказал он дрожащим голосом… — Государь. Она не под караулом … она больна… она в светлице лежит».

«Веди ж меня к ней», — сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было невозможно. Швабрин повел Пугачева в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал.

Швабрин остановился на лестнице. «Государь! – сказал он. – Вы властны требовать от меня, что вам угодно; но не прикажите постороннему входить в спальню к жене моей».

Я затрепетал. «Так ты женат!» — сказал я Швабрину, готовяся его растерзать.

— Тише! – прервал меня Пугачев. Это мое дело. А ты, — продолжал он, обращаясь к Швабрину — не умничай и не ломайся: жена она тебе или не жена, а я веду к ней кого хочу. Ваше благородие, ступай за мною.

— Назвать произведение, из которого взят этот отрывок.

2 вариант

«Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15 сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согла¬сия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость.

Отец твой А.Г

4. Творческий диктант. Прочитайте предложения. Какие из них можно преобразовать в определенно-личные? Запишите их в преобразованном виде. Почему другие предложения не допускают такого преобразования? Слайд 8-9

1. Мы любовались чудесной картиной осенней природы.

2. Мы идем по тенистой лесной тропинке.

3. Лодка чуть покачивалась у причала.

4. Ты не забудь положить в портфель завтрак.

5. Ты выполнил работу отлично.

6. Пианист исполняет этот этюд виртуозно.

1. Ты постарайся выполнить работу аккуратно.

2. Я торопливо иду на перрон, радуясь близкой встрече с друзьями.

3. Он учится в техникуме и работает на заводе токарем.

4. Мы ощупью входим в коридор, стараясь ничего не опрокинуть.

5. Мы выполним задание с честью.

6. Мы пришли домой поздним вечером.

7. Вы расскажите о ваших впечатлениях от поездки.

8. Ты пишешь неаккуратно и делаешь много ошибок.

9. Ветер воет и свистит за окном.

Физкультминутка

Учитель: Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть. Обратите внимание на доску. Вы видите ряд предложений, причем вы уже можете сказать, какие они (односоставные, определённо-личные). Давайте все вместе не только проговорим эти предложения, но и покажем их жестами.

ПОДНИМУСЬ И

РАССКАЖУ.

5. Корректирование текста

— А сейчас каждый из вас поработает корректором Развитие учебно- языковых умений, работа по стилистике (1 ученик у доски, другие работают в тетрадях).

1) На доске записан текст, прочитайте его. Можно ли его оставить в таком виде или вам что- то хочется изменить в нем.

Раннее утро. Я просыпаюсь и на ц_почках я вхожу в п лисадник. Я иду (в)доль реки. Я наблюдаю, как к_мпания приехавшая в машине ра_пол_гается на отдых. Тропинка обогнула песча_ый косогор и я выхожу на просторный луг, на котором (кое) где р_стут деревья.

6. Работа по развитию речи (дифференцированно)

1) Написать небольшой текст, в котором использовались бы определенно-личные предложения. Сейчас за окном зима. Перед вами картины о зиме,которые помогут вам в написании сочинения-миниатюры о зиме.

2) Карточка

ТЕКСТ №1.

Очень жаль, что (не)долго кр..суются в своих нарядах деревья сердитый ветер..делает свое дело: закружит в пестром хор..воде их красоту, и уронит на землю. Когда осенью идеш.. по улицам нашего города, видиш.. как листья свой обычный летний наря.. м..няют на осен..ий. С особенным чувством вспоминаю первое путешествие.

Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок.

7. Тестирование.

Задание. Укажите номера определенно- личных предложений.

1.Будьте внимательны к людям преклонного возраста.

2.В мещерском крае можно увидеть сосновые боры.

3.Выглядываю в окно и не узнаю леса.

4.Весенняя ночь стояла над горами.

5.Стою под солнцем.

6.Она хотела уехать в деревню.

7.Не люблю снег с дождем.

8.Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.

9.Река неожиданно меняет направление.

10.Друзья берегите природу!

Учащиеся сами проверяют свои работы и выставляют себе оценки (самоконтроль)

1,3,5,7,8,10
Оценка:
«5»-6 правильных ответов

«4»-5 правильных ответов

«3»-4 правильных ответов

8. Игра. РАССЫПАЛОСЬ предложение.

а) Не, разевай, каравай, на, рот, чужой, а, да, добывай, свой, пораньше, вставай.

б) Не, тем, сделать, хвались, что, можешь, а, тем, уже, сделал, что.

9. Работа по заполнению таблицы. На доске вам необходимо заполнить графу Способы выражения сказуемого

Знакомство со структурными особенностями определенно-личных предложений, со способами выражения сказуемого в них.

Примеры определенно-личных предложений Способы выражения сказуемого 1. Люблю грозу в начале мая… Глагол, 1 лица, ед.ч., наст. вр. 2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Глагол 2 лица, ед.ч, наст. вр. 3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. Глагол 1 лица, мн.ч, наст. вр. 4. Выйду, сяду под березой, буду слушать соловья. Глагол 1 лица, ед. ч., буд.вр. 5. Напиши мне письмецо! Глагол 2 лица, ед.ч, буд., вр., повелит. накл.

Подведение итогов.

Над каким видом односоставных предложений мы работали на уроке?

По каким признакам можно узнать эти предложения?

IV. Домашнее задание: выписать из художественной литературы 6 определенно-личных предложений.

Написать письмо другу, используя глаголы, которые выражают благодарность, поздравления, пожелания; написать письмо другу о своем рабочем дне, используя определенно-личные предложения;

No related posts.

♦ Рубрика: .


gastroguru © 2017