Реформаторская деятельность Сперанского М. М.: замыслы и результаты

М.М. Сперанский

В декабре 1808 г. Сперанский по поручению Александра I начал разработку «Плана государственного преобразования России». Он начал работу над проектом не только с присущей ему энергией, но и с надеждой на его осуществление.

Реформатору были переданы все наработанные материалы «Негласного комитета», записки и проекты, поступившие в Комиссию по составлению государственных законов. К тому времени, по его словам, он “изучил все существующие в мире конституции” и ежедневно обсуждал с императором каждый параграф плана.

Основные положения «Плана»

По существу, «План государственного преобразования России» являлся конституцией с ее неподвижными и неизменными законами. Это было для Сперанского непреложным условием, и сам он об этом говорил так: «Во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные непреложные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы».

Сперанский был убеждённым сторонником конституционного строя. Но в то же время он понимал, что Россия не готова к конституционному строю, а поэтому начинать преобразования следует с реорганизации государственного аппарата. В период с 1808 по 1811годы он составил план государственного преобразования от кабинета императора до волостного правления. Была проведена огромная работа, причем в очень короткие для такого масштаба сроки.

По «Плану» Сперанского, все население делилось на классы:

  • дворянство как владельцы недвижимой собственности
  • среднее состояние (мещане, купцы, государственные крестьяне
  • рабочий народ (слуги, ремесленники, мещане, поденщики).

Разделение проводилось в соответствии с политическими и гражданскими правами: гражданскими обладали все три класса, а политическими – только владеющие недвижимостью. Но предусматривался переход из одного состояния в другое. Наличие гражданских прав означает, что в государстве в определенной степени существует свобода. Но для ее гарантии, считал Сперанский, необходима политическая конституция.

Владимирский комплект законов Российской империи

Он утверждает, что государство должно обеспечить человеку его безопасность и безопасность его имущества, т.к. неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод. Эти права и свободы имеют два вида: личные свободы и вещественные.

  1. Без суда никто не может быть наказан.
  2. Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону.
  1. Всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону.
  2. Никто не обязан платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу.

Как мы видим, Сперанский воспринимает закон как метод защиты, а для этого необходимы гарантии от произвола законодателя. Следовательно, необходимо конституционно-правовое ограничение власти. Поэтому в основу плана государственных реформ Сперанского легло требование укрепления гражданского строя.

Идея разделения властей

Идея разделения властей должна была быть положена в основу государственного устройства страны и существовать как законодательная, исполнительная и судебная власти. Эту идею Сперанский позаимствовал на Западе. Он говорил: «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его».

Сенат должен был стать высшим органом судебной власти . Министерства – исполнительной . Государственная Дума – законодательной .

Над всеми этими органами учреждался Государственный совет как совещательный орган при императоре, который окончательно утверждал или отклонял представленный на рассмотрение проект, даже если он был принят Думой. Суть конституции сводилась к следующему:

1) Разделения властей.

2) Мнения законодательной власти абсолютно свободны и точно отражают народные чаяния.

3) Судебная власть независима от исполнительной.

4) Исполнительная власть ответственна перед законодательной.

Как видим, основные идеи «Плана государственного преобразования России» были довольны радикальными, но почва русской тогдашней действительности была еще не готова принять их. Александра I устраивали лишь частичные преобразования России, прикрытые либеральными обещаниями и общими рассуждениями о законе и свободе. Но он испытывал сильнейшее давление придворного окружения, стремившегося не допустить радикальных преобразований в России.

Дом в Петербурге, в котором скончался М.М. Сперанский

1 января 1810 г. было объявлено о создании Государственного совета, и М. М. Сперанский получил в нем должность Государственного секретаря. Вся проходившая через Государственный совет документация оказалась в его ведении. Создание Государственного совета было первым этапом преобразований: именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, все законопроекты должны были проходить через Государственный совет. На общем собрании Госсовета председательствовал сам государь. Он мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания. Первым председателем Государственного совета (до 14 августа 1814 г.) стал канцлер граф Н. П. Румянцев. Главой Государственной канцелярии стал Государственный секретарь (Сперанский).

Другие реформы

3 апреля 1809 г. был издан указ о придворных званиях, который менял порядок получения званий и привилегий. Теперь эти звания следовало рассматривать как простые знаки отличия. Привилегии получали только те, кто нес государственную службу. Указ о реформировании порядка получения придворных чинов был подписан императором, но все понимали, что автором его был Сперанский. В России в течение многих десятилетий дети знатных фамилий с рождения получали придворные чины камер-юнкера (5 класса), через некоторое время камергера (4 класса). Став взрослыми они, нигде не служив, автоматически получали «высшие места». А указом Сперанского камер-юнкерам и камергерам, не состоящим на действительной службе, предписывалось в течение двух месяцев найти себе место службы, иначе их ждала отставка.

Кроме того, он создал план изменения порядка производства в чины, действующего с эпохи Петра I. Сперанский прямо говорит о вреде петровской «Табели о рангах» и предлагает отменить или регламентировать получение чинов, начиная с 6 класса, наличием университетского диплома. Программа предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал 8 классу «Табели о рангах». С этого класса и выше чиновники имели значительные привилегии и высокие оклады. Желающих получить его было много, а сдавать экзамены большинству было не под силу. Понятно, почему Сперанского стали все больше ненавидеть.

В 1810-1811 гг. Сперанский реорганизовал министерства: они делились на департаменты, департаменты - на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министров, а из всех министров - комитет министров для обсуждения административных дел.

К началу 1811 г. Сперанский предложил проект преобразования Сената. Он предполагал разделить Сенат на правительствующий и судебный, но затем этот проект был отсрочен. Но по его плану в 1810 году был учрежден Царскосельский лицей.

М.М. Сперанский на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде

Все стороны российской действительности были отражены в «Плане преобразований России». В отношении крепостного права Сперанский писал: «Отношения, в которые поставлены оба эти класса (крестьяне и помещики) окончательно уничтожают всякую энергию в русском народе. Интерес дворянства требует, чтобы крестьяне были ему полностью подчинены; интерес крестьянства состоит в том чтобы дворяне были также подчинены короне… Престол всегда является крепостным как единственный противовес имуществу их господ», т.е крепостное состояние было несовместимо с политической свободой. Таким образом, Россия разделенная на различные классы, истощает свои силы в борьбе, которую эти классы ведут между собой, и оставляет правительству весь объём безграничной власти. Государство, устроенное таким образом - то есть на разделении враждебных классов - если оно и будет иметь то или другое внешнее устройство, - те и другие грамоты дворянству, грамоты городам, два сената и столько же парламентов, - есть государство деспотическое, и пока оно будет состоять из тех же элементов (враждующих сословий), ему невозможно будет быть государством монархическим».

Замысел Сперанского о переходе от самодержавия к конституционной монархии остался невоплощенным.

Средства обучения: иллюстрации: портреты Сперанского, Александра I, схема “Система органов государственной власти по проекту Сперанского” (Приложение 1) , схема “Система центрального управления Российской империи в первой половине XIX века” (Приложение 2).
Опережающее задание: прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе, подготовить сообщения по теме.
План урока:

  1. Повторение реформаторской деятельности Александра I.
  2. Основные вехи биографии М.М. Сперанского.
  3. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
  4. Причины отставки Сперанского.
  5. Подведение итогов

Цель урока: рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов Сперанского, проанализировать причины их неполной реализации. Определить последствия принятых по его предложению решений. Дать характеристику Сперанскому не только как государственному деятелю, но и как человеку. Подчеркнуть такие черты как ум, трудолюбие, желание служить на благо России. На основе самостоятельной работы с источниками развивать умение излагать суждения о причинно-следственных связях, проводить поиск необходимой информации, объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности людей в истории. Объяснять смысл, значение исторических понятий.

Основные понятия: реформа, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, гражданские права, избирательные права.

Основные даты: 1809 – “Введение к уложению государственных законов”.
1810 - Создание Государственного Совета.
1812 - Отставка Сперанского.

В своем вступительном слове учитель подчеркивает, что по уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работающих с Александром I. Наполеон увидел Сперанского в свите Александра в Эрфурте. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. “Не угодно ли вам будет, государь, - спросил он Александра, - променять этого человека на какое-нибудь королевство?” Для актуализации знаний учащихся в начале урока можно организовать работу над вопросами:

  1. Почему первый период царствования Александра I вошел в историю под названием ”эры либерализма”, а Пушкин охарактеризовал как “дней александровых прекрасное начало”?
  2. Для чего был создан “Негласный комитет”? Почему он не стал официальным органом? Кто входил в этот комитет?
  3. Перечислите первые указы Александра I. Какие из них вы считаете главными?
  4. Перечислите меры,которые были приняты Александром для смягчения крепостного права. Эффективны ли были эти меры?
  5. Охарактеризуйте систему центрального управления Российской империи в первой половине XIX века.
  6. Какой из органов был создан по инициативе Сперанского?

К реформаторской деятельности этого человека мы обращаемся сегодня на уроке.
На втором этапе урока учащиеся делают краткие сообщения по основным этапам деятельности Сперанского, которые были подготовлены дома (3-4 человека). Перед классом ставится задание выписать в тетрадь основные вехи жизни Сперанского, перечислить личные качества, которые помогли ему сделать карьеру.

Материал для сообщений учащихся.
М.М. Сперанский родился в семье священника в селе Черкутино Владимирской губернии. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Необыкновенные способности выдвинули его из среды учеников, и по окончании курса он был оставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. Сперанский сам, без какой-либо протекции сумел не только выбраться в люди, но и познакомиться без посторонней помощи с лучшими политическими, экономическими и юридическими сочинениями на французском языке, который он усвоил в совершенстве. За 4 года из домашнего секретаря князя Куракина он успел, исключительно в силу своих дарований, выдвинуться в статс-секретари императора (с 1807 года). А в 1803 году он уже стал директором департамента Министерства иностранных дел, заняв сей генеральский пост в 31 год. Впрочем, хвастать Сперанский не любил. Был трудолюбив, скромен, сдержан и устремлен к одной цели: переустройству Отечества в интересах Отечества. В 1803 - 1807 г.г. Сперанский составил несколько проектов государственных реформ, а в 1809 г. готовит по поручению Александра I план государственных преобразований – “Введение к уложению государственных законов”. Но задуманные им реформы так и не удалось реализовать. В 1812 году его ссылают в Нижний Новгород, а затем - в Пермь. Возвращается он в Петербург только в 1822 году. По отношению к нему Александр I был лукав. Одной рукой он возвышал его, давал награды (графский титул, орден Святого Александра Невского), другой - принимал доносы на Сперанского, поручил министру полиции тайный надзор за ним и близкими ему людьми.

Сперанский был знаком со многими декабристами и был очень популярен в их среде. Декабристы предлагали включить его во временное правительство, действующее до выборов в новые органы власти. Хотя сам Сперанский не имел об этом ни малейшего представления. Но вот - виток истории, и реформатор начала века в 1825 году судит декабристов, которые и вышли-то на Сенатскую площадь, потому что реформы Сперанского не были доведены до конца. Он был членом Верховного уголовного суда над декабристами, был членом ряда высших государственных комитетов в 20 - З0-е годы, а в 1833 закончил составление 15 - томного “Свода законов Российской империи”. Оставив мечты о конституции, Сперанский теперь стремился к наведению порядка в управлении, не выходя за рамки самодержавного строя. Император Николай I присутствовал при одобрении Свода законов Государственным Советом, снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил его на Сперанского. И еще одна ироничная усмешка истории: в 1835 - 1837 г.г. М.М. Сперанский преподавал юридические науки наследнику престола, будущему императору Александру II, который отменил крепостное право и даже настроился на подписание Конституции (чему помешал взрыв террористов). Интересны религиозные поиски Сперанского. Он был из настоящей русской священнической среды. В четыре года уже читал “Апостола”, учился с отличием во Владимирской семинарии. Жена - англичанка, родив ему дочь, умерла. Оставшись с младенцем на руках, Сперанский вновь обратился за утешением к религии, - но не своей, православной, в которой воспитывался, а, скорее, к протестантизму. И понадобились сплетни, обвинения в шпионаже, ссылка в Новгород и Пермь, чтобы Сперанский вновь обратился к православию.

На 3 и 4 этапах урока организуется лабораторно-практическая работа в групповой форме.
Задание группам: На основе схемы “Система органов государственной власти по проекту Сперанского” и текстам документов охарактеризуйте основные направления политической реформы Сперанского и ее принципы.
1 группа.
“Сперанский утверждал, что в целях предотвращения революции необходимо дать стране Конституцию, которая, не затронув самодержавного правления, вводила бы выборные законодательные органы и принципы разделения властей в организации государственной власти. “Конституции во всех почти государствах устрояемы были в разные времена отрывками и по большей части среди жестоких политических превращений. Российская Конституция одолжена будет бытием своим не воспалению страстей и крайности обстоятельств, но благодетельному вдохновению верховной власти, которая, устрояя политическое состояние своего народа, может и имеет все способы дать ему самые правильные формы”. Однако план Сперанского не предусматривал введения конституционного строя в России по типу западноевропейских стран, то есть ограничения власти монарха Конституцией. Цель проекта, как ее четко определил Сперанский, состояла в том, “чтобы облечь правление самодержавное всеми внешними формами закона, оставив в существе ту же силу и то же пространство самодержавия”. Самодержавная власть императора, действующего в рамках закона, вполне совмещалась с предлагаемым им новым политическим устройством страны. В плане Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную (разумеется, при верховенстве власти самодержавного монарха”. Император назначает министров, членов сената и Государственного Совета.

2 группа.
“В каждом волостном центре (селении или небольшом городе) каждые три года из всех владельцев недвижимой собственности (независимо от их сословной принадлежности) составляется собрание - волостная дума. Волостная дума избирает депутатов в окружную думу. Окружная дума, кроме выборов председателя, его главного секретаря, окружного совета и окружного суда, избирает депутатов в губернскую думу и рассматривает вопросы о местных нуждах в границах своего органа. Каждые три года из числа депутатов от окружной думы собирается и губернская дума, избирающая председателя, секретаря, губернский суд и депутатов в высший представительный орган страны - Государственную думу. Председатель (или “канцлер”) Думы назначался “верховной властью” (императором) из числа представленных Думой трех ее кандидатов. Дума собирается ежегодно в сентябре месяце и заседает столько времени, сколько требует повестка дня. За императором остается право прервать сессию Думы или совершенно ее распустить. “Предложение” на рассмотрение Думой законов “принадлежит одной державной власти”. Таким образом, Государственная дума, по проекту Сперанского, не обладала правом законодательной инициативы. Дума была ограничена в своем контроле над деятельностью министров. Таким образом, Государственная дума хотя и называлась Сперанским “законодательным учреждением”, но, по существу, это был консультативный, совещательный орган. Даже в таком варианте Дума не будет создана”.

3 группа.
“Принцип выборности использовался и при формировании судебной власти, но только в трех ее первых инстанциях: волостного, окружного и губернского судов. Высшей судебной инстанцией (“верховным судилищем для всей империи”) являлся Сенат судебный (в отличие от Сената правительствующего). Он состоял из четырех департаментов - двух по гражданским и двух по уголовным делам, по одному в Петербурге и Москве. Реформа Сената, предложенная Сперанским, не была реализована.
По такому же принципу, как и судьи, формировалась и исполнительная власть. Три первые ее инстанции (волостное, окружное к губернское управления) избирались на волостных, окружных и губернских собраниях. “Управление государственное” (министерства) как высшая инстанция формировалось из числа лиц, назначаемых императором и перед ним ответственных. В этой части проекта Сперанским были изложены те принципы, которые были потом воплощены в законодательных актах 1810 - 1811 г.г., завершивших министерскую реформу. Были точно определены меры ответственности министров и сферы деятельности министерств.

4 группа.
“По плану Сперанского, высшим органом, который призван был объединить деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей, должен быть Государственный Совет. “В порядке государственных установлении Совет представляет орган, - писал Сперанский, - в коем все действия частей законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судебном и исполнительном”.

Государственный Совет был создан 1 января 1810 года. Государственный Совет:
а) оценивал содержание законов и саму необходимость
реформирования;
б) разъяснял смысл законов;
в) принимал меры к их исполнению.

5 группа.
“В своем проекте Сперанский предлагает предоставить гражданские права всему населению, хотя и в неравной степени:
“1. Никто без суда наказан быть не может.
2. Никто не обязан отправлять личную службу по произволу другого,
но по закону, определяющему род службы по состояниям.
3. Всякий может приобретать собственность движимую и
недвижимую и располагать ею по закону.
4. Никто не обязан отправлять общественных повинностей по
произволу другого, но по закону или добровольным условиям”.

За дворянами сохранялось право владеть крепостными крестьянами, хотя в принципе Сперанский был против крепостного права и разрабатывал проект его постепенной ликвидации.
Избирательные права должны быть представлены всем, имеющим собственность, то есть для первых двух сословий. Соответственно этому он устанавливал новое сословное деление:

  1. дворянство;
  2. “среднее состояние” (купцы, мещане, государственные
    крестьяне);
  3. “народ рабочий”(помещичьи крестьяне, домашние слуги и т. д.)

Допускался переход из низшего “состояния” в высшее путем приобретения недвижимой собственности.

Подводя итоги групповой работы по третьему пункту плана урока, учитель после выступлений учащихся делает выводы. Учащиеся записывают в тетрадь:

Основные принципы проекта политической реформы Сперанского:

  1. Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полнотой власти.
  2. Объективно первый шаг к ограничению самодержавной власти.
  3. Реализация принципа разделения властей.
  4. Три ветви власти сходятся в Государственном Совете - совещательном органе, назначаемом императором.
  5. Исполнительная власть принадлежит министерствам.
  6. Законодательная власть принадлежит представительным собраниям всех уровней.
  7. Четырехступенчатые выборы в Государственную Думу.
  8. Государственная Дума должна была обсуждать предложенные ей сверху законопроекты, которые затем передаются на утверждение Государственного Совета и императора.
  9. Руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.
  10. Судебные функции принадлежали Сенату, члены которого назначались императором пожизненно.
  11. Избирательное право могли иметь лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом.

Задание группам по 4 пункту плана урока: На основании текста документов выяснитепричины отставки М.М. Сперанского.

1 группа.
“Загадка его падения не так уж загадочна. Александр разошелся со Сперанским по существу. Разочаровался в его “плане всеобщего государственного образования”, которым не решалась искомая задача соглашения самодержавия с законосвободными учреждениями. Разочаровался Александр и в финансовом плане Сперанского. Сперанский тоже был недоволен Александром за то, что он “слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым”.
“В течение одного года я попеременно был поборником масонства, защитником вольности, гонителем рабства... Толпа подьячих преследовала меня за указ 6 августа эпиграммами и карикатурами; другая такая же толпа вельмож со всею из свитою, с женами и детьми преследуют меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежавшего к их сословию.., личную свою вражду старались прикрыть именем вражды государственной”.
“Трудность положения Сперанского состояла в его семинарском происхождении. Будь он побочный сын какого-нибудь вельможи, ему были бы легче все реформы. Попович - статс-секретарь и доверенное лицо у государя был бельмом на глазу у всех - его равно не могли переваривать ни один из умнейших сановников Ростопчин, ни даже екатерининские тузы”.

2 группа.
Сперанского оценивает герой романа Г.П. Данилевского “Сожженная Москва” Базиль Перовский: “Дошли, наконец, до того, что удалили от трона и сослали, как преступника, как изменника, единственного государственного человека, Сперанского, а за что? За его открытое предпочтение судебникам Ярослава и царя Алексея гениального кодекса того, кто разогнал кровавый Конвент и дал Европе истинную свободу и мудрый новый строй”.
“За неисполнение финансового плана Сперанского, попавшего в руки плохого министра финансов Гурьева, обвиняли самого же Сперанского. Раздавались голоса, что он нарочно придумал свой финансовый план, чтобы раздражить оппозицию, что он находился в преступных связях с Наполеоном. И Александр не выдержал натиска врагов Сперанского. Он считал необходимым тогда усиливать повышенное патриотическое настроение, так как отразить Наполеона он надеялся лишь в том случае, если война будет иметь народный характер; он не видел возможности вступать в объяснения и решил пожертвовать своим лучшим сотрудником ярости привилегированной толпы. Вся вина же Сперанского фактически заключалась в том, что он через одного чиновника получил копии всех важных секретных бумаг из Министерства иностранных дел, которые он мог бы, конечно, по своему положению получать, испросив на то официальное разрешение”.

3 группа.
“Реформаторской деятельности Сперанского возникла серьезная оппозиция. В Петербурге это литературные салоны Державина, Шишкова. В Москве - салон сестры Александра I - Екатерины Павловны, где ведущее место занимали один из идеологов консервативного течения Н.М. Карамзин и губернатор Москвы Ростопчин. Ненависть общества к Сперанскому нашла яркое и сильное выражение в известной записке: “О древней и новой России” Карамзина. Сущность этой записки заключалась в критике политики Александра и в доказательствах необходимости сохранения на вечные времена самодержавия в России. Главная ошибка законодателей Александрова царствования состояла, по мнению Карамзина, в том, что они вместо совершенствования учреждений Екатерины, предприняли реформы. Карамзин не щадит ни Государственного Совета, ни нового учреждения министерств. Он утверждал, что вместо всех реформ достаточно было подыскать 50 хороших губернаторов и обеспечить стране хороших духовных пастырей”.
“Активными противниками Сперанского были Н.М. Карамзин и великая княгиня Екатерина Павловна. В 1809 году она вступила в брак с принцем Георгием Ольденбургским и проживала с ним в Твери. Здесь вокруг нее сложился кружок консервативного направления. Великая княгиня считала конституцию “совершенным вздором, а самодержавие - полезным не только России, но и западноевропейским государствам”. В ее глазах Сперанский был “преступником”, овладевшим волей слабохарактерного монарха. Вражда княгини объяснялась и личными причинами. “Зловредный попович” имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост министра народного просвещения, выдвинутой Екатериной Павловной. Он отказал, кроме того, в поддержке той шведской политической партии, которая прочила на шведский престол мужа великой княгини”.

4 группа.
“Против Сперанского образовалось враждебное отношение не только в придворных, но и в чиновничьих кругах. Оно особенно обострилось ввиду двух указов 3 апреля и 6 августа 1809 года, которые приписывались прямому влиянию Сперанского. Первый указ предписал, чтобы все лица, носившие придворные звания, избрали себе какую-либо службу. После этого закона все придворные звания, которые до тех пор считались должностями, стали лишь почетными отличиями. Второй указ требовал, чтобы чины коллежского асессора (VIII класс) и статского советника (V класс) давались лишь по выдержании экзамена на чин или по предъявлении университетского диплома”. Указом 6 августа были недовольны не только сами чиновники среднего звена, но и влиятельные сановники. Ведь они теряли вымуштрованных исполнительных подчиненных. “Вице-губернатор обязан знать Пифагорову фигуру, а надзиратель в доме сумасшедших - римское право”, - насмехался Н.М. Карамзин в “Записке о древней и новой России”.

5 группа.
“Присоединение России к континентальной блокаде привело к катастрофическим последствиям для ее экономики. Доходы казны в 1808 году составили 111 млн. рублей, а расходы - 248 млн. рублей. При таких условиях Сперанский получил повеление государя разработать проект оздоровления экономики. Такой план был подготовлен Сперанским к 1 января 1810г.:

  1. прекращение выпуска не обеспеченных ценностями ассигнаций;
  2. резкое сокращение государственных расходов;
  3. введение нового специального налога на помещичьи и удельные имения, направляемого затем на погашение государственного долга;
  4. введение чрезвычайного дополнительного налога на 1 год, который уплачивался крепостными и составлял 50 копеек на душу;
  5. введение нового таможенного тарифа, облагавшего огромными пошлинами ввоз в Россию импортных товаров

“Что касается публики, то из финансовых планов Сперанского она сделала для себя весьма неутешительные выводы:

  1. что финансы страны пришли в плохое положение;
  2. что казна вовлечена в значительные внутренние долги;
  3. что на покрытие расходов не хватает обыкновенных средств,
    поэтому предстоят новые налоги;

Подводя новые итоги групповой работы по четвертому пункту плана урока, учитель после выступлений учащихся делает выводы. Учащиеся записывают в тетрадь:

Основные причины отставки М.М. Сперанского:

  1. Против реформ выступили консерваторы во главе с Н.М. Карамзиным и великой княгиней Екатериной Павловной.
  2. Крайнее недовольство аристократии вызвало намерение Сперанского отменить присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания.
  3. Чиновники были возмущены введением экзамена на чин.
  4. Императорское окружение презрительно относилось к выскочке, сыну поповича.
  5. Дворяне выступали против финансовой реформы и наделения крепостных крестьян гражданскими правами.
  6. Обвинения Сперанского в шпионаже и тайных связях с Францией и Наполеоном.
  7. Взаимное разочарование Александра I и Сперанского. “Он все делает наполовину” (Сперанский об Александре!).

В конце урока учитель подчеркивает, что Сперанский опередил свое время, многие идеи реформатора были реализованы только в начале XX века. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся записать в тетрадь свои рассуждения на тему: “Могли ли в начале XIX века реализоваться планы М.М. Сперанского?”


Libmonster ID: RU-7859


В конце XVIII и начале XIX века в России начали зарождаться капиталистические отношения; часть русского дворянства, становилась на путь буржуазного развития и начинала заниматься предпринимательской деятельностью.

Насколько капиталистические отношения стали проникать в среду дворянства, можно судить по тому, что в Комиссии уложения 1767 - 1768 года происходили сильные трения между обуржуазивающимся дворянством и купцами как его конкурентами. Капиталистическая идеология начинала овладевать сознанием верхушки русского общества.

Маркс в "Критике политической экономии" указывал, что в России уже в начале XIX века проявился интерес к классической политической экономии. Он ссылается на место из романа Пушкина "Евгений Онегин", где даже праздный дворянин Онегин

"...Читал Адама Смита,
И был глубокий эконом,
То есть, умел судить о том.
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет..."
("Евгений Онегин" А. С. Пушкина)

В действительности в "С. -Петербургском журнале" в 1804 - 1810 годах излагались произведения Адама Смита; в этом журнале появились статьи и других авторов, например: "О свободном торге золотом и серебром", "Об исключительных привилегиях и злоупотреблении их", "О деньгах", "О препятствиях в усовершенствовании земледелия", "О кредите, налогах". Буржуазная идеология рождалась вместе с возникновением капиталистического способа производства в России.

Правда, в своем промышленном развитии Россия отставала от Западной Европы на многие десятилетия. Отсутствие машин и техники, крепостной труд с его низкой производительностью еще имели в России преобладающее значение; тем не менее с каждым десятилетием XIX века капиталистические элементы проникали в хозяйстве России.

Если в конце XVIII века металлургия и текстильная промышленность работали на экспорт, то в начале XIX века они стали удовлетворять спрос внутреннего рынка. В 1808 году появляются прядильные машины, которые вначале применялись в учрежденной правительством Александровской мануфактуре. Наряду с развитием капиталистических отношений в области промышленности наблюдается стремление некоторых помещиков к увеличению товарности своих хозяйств. Вывоз хлеба из России с 1800 до 1810 года вырос вдвое. Однако развитие капитализма тормозилось господством крепостнических отношений в экономике и самодержавием, которое было оплотом этих отношений. Поэтому пропаганда капитализма должна была быть направлена не только на критику крепостнических отношений в области экономики, но и на критику самодержавия, которое их охраняло.

стр. 65
Радищев в конце XVIII века и Сперанский в начале XIX века впервые в России выступили с этой критикой. Нужно сразу же оговориться, что между критикой Радищева и критикой Сперанского имеется принципиальное отличие: Радищев мыслил уничтожение крепостничества и его оплота - самодержавия - путем революции, а Сперанский был лишь сторонником реформ; Радищев был республиканцем, а Сперанский был сторонником конституционной монархии.

Свое отрицательное отношение к самодержавию Радищев высказал впервые в 1772 году, после возвращения из Франции, он говорил: "Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние". Но Радищев отчетливо понимал, что "...цари добром своей власти не отдадут и что их нужно свергать, что нет головы, где было бы больше несообразностей, если не в царской". В оде "Вольность" Радищев выступает как противник крепостнической системы.

Освобождения крестьян, как говорила сама Екатерина II, Радищев ожидал от "бунта мужиков". В "Путешествии из Петербурга в Москву", в главе "Зайцево", Радищев выступил против произвола Дурындиных, а "без дурындиных свет (читай: абсолютная монархия. - И. Б.) не простоял бы трех дней", и Радищев приходит к выводу, что власть в стране должна принадлежать не представителям "благородной породы, а тем, кои своей полезной деятельностью заслужили доверие народа". Радищев был первым, кто публично выступил с резкой критикой существующего строя в России. Именно поэтому Ленин начинает родословную русских революционеров с Радищева:. русский народ гордится тем, что из его среды вышли Радищев, декабристы и революционеры-разночинцы 70-х годов1 .

В конце XVIII века, в те времена, когда жил Радищев, происходил расцвет русского бюрократического государства. Вся государственная власть в столице и в провинции сосредоточивалась в руках дворянства.

Эта характеристика может быть отнесена полностью к царствованию Александра I, во время которого и развернулась деятельность Сперанского.

Существует традиционное деление царствования Александра I на два периода: либеральный - в первые годы его царствования, - и реакционный. Такое мнение сложилось потому, что Александр I со свойственным ему, как и всем Романовым, лицемерием в первые годы своего царствования делал либеральные жесты.

"Они (вельможи. - И. Б.) помнили, как монархи то заигрывали с либерализмом, то являлись палачами Радищевых и "спускали" на верноподанных Аракчеевых"2 .

Поклоны в сторону либерализма нужны были Александру для того, чтобы смыть с себя пятно крови своего отца, который был убит с ведома и при участии Александра. Перешагнув через труп отца, он решил перетянуть на свою сторону всех тех, кто был недоволен казарменным режимом Павла I. Насколько дворяне были недовольны Павлом, видно хотя бы из того, что даже Державин после его смерти написал: "Умолк рев Норда сиповатый, закрылся грозный, страшный взгляд..." Поэтому было очень важно вернуть из ссылки всех дворян, сосланных Павлом, ослабить узду цензуры и заигрывать с теми дворянами, которые желали преобразования России. Если же мы приподнимем завесу и посмотрим на факты первых лет царствования Александра, которые считаются эпохой его "либеральной" деятельности, то перед нами предстанут контуры будущего императора, который венчал свое царствование "Священным союзом".

Примером, характеризующим "либеральную" деятельность Александра, может служить негласный комитет, разбиравший проект, по которому министерства должны были быть подчинены сенату. Александр отклонил этот умеренный проект, так как не желал допустить контроля ни над собой, ни над своими чиновниками.

В состав негласного комитета входили друзья императора граф Строганов, Новосильцев, граф Кочубей и князь Чарторийский.

В негласном комитете разбирались различные вопросы, в том числе о крепостном праве и государственном устройстве. Члены комитета предостерегали Александра от коренных реформ в этих вопросах, дабы не раздражать дворян.

По инициативе Мордвинова, члена комитета министров, в 1803 году был внесен проект о вольных хлебопашцах, по которому государственным и удельным крестьянам разрешалось выкупаться на свободу. Но этим законом воспользовались только 3% крестьян, так как у остальных не было на это средств.

К этому можно еще прибавить "Секретное наставление 1805 года" комитету высшей полиции о политическом надзоре.

Перечисленных фактов достаточно, для того чтобы отбросить раз навсегда традиционную версию о якобы существовавшем одно время либеральном периоде в деятельности Александра. Очень характерно, что в

1 В. И. Ленин. Соч. Т. XVIII, стр. 81.

2 В. И. Ленин. Соч. Т. IV, стр. 127.

стр. 66
манифесте от 12 марта, при своем вступлении на престол, Александр обещал управлять страной так же, как и его бабка, которая, как известно, была ярой сторонницей абсолютизма.

В этой политической обстановке первых лет царствования Александра на сцену появляется М. М. Сперанский, пытавшийся вдохнуть свежую струю в затхлую атмосферу русского самодержавия, окруженного бюрократической кастой из аристократии, смотревшей на свои должности как на собственные, неприкосновенные владения.

Сперанский был одним из первых идеологов нарождавшейся русской буржуазии. Все его проекты и идеи были направлены к тому, чтобы изменить общественные и государственные отношения в России по образу и подобию буржуазной Франции.

Сперанский родился в 1772 году в семье священника. После успешного окончания духовной семинарии он был определен на должность учителя математики, физики, красноречия и философии. Затем он перешел на должность личного секретаря князя Куракина. В 1797 году он перешел на службу в канцелярию генерал-прокурора, (того же Куракина). В начале царствования Александра Сперанский был произведен в чин статссекретаря, а в 1802 году переведен в министерство внутренних дел.

В 1806 году Александр лично познакомился со Сперанским, который произвел на него очень хорошее впечатление. Уже в 1808 году Сперанский находился в личной свите Александра при его свидании с Наполеоном в Эрфурте. Вскоре Сперанский стал крупным государственным деятелем: он выполнял должность председателя "Комиссии Уложения", занимался вопросами путей сообщения, польскими и лифляндскими делами, возглавлял комиссию духовных училищ и т. д.

Борьба со злоупотреблениями, со взяточничеством, проекты об уничтожении этих недостатков, с которыми Сперанский боролся с первых же шагов своей государственной деятельности, - все это сразу вызвало недовольство знатных вельмож "дерзким поповичем".

Сперанский стоял выше их не только как государственный деятель, но и по своему образованию: он хорошо разбирался в вопросах математики и словесности, знал в совершенстве французский язык, обладал большими познаниями в области истории и философии: читал Декарта, Локка, Лейбница, Канта, Шеллинга, Фихте и др., писал фрагменты по вопросам математики, права, этики, философии, педагогики, экономики, политики и другим вопросам.

Буржуазная французская революция оказала большое влияние на мировоззрение Сперанского. Всю свою жизнь - до начала своей государственной деятельности, во время своего возвышения, а также и после своего падения - Сперанский отличался либерализмом.

Еще девятнадцатилетним юношей, в период жесточайшей реакции Екатерины II, направленной против французской революции, Сперанский произнес в Александро-Невской лавре проповедь, в которой обращался к Екатерине с такими словами: "Премудрый государь, но если ты не будешь на тропе человек... не низойдешь с престола для отрения слез последнего из твоих подданных; если твои знания будут только пролагать пути твоему властолюбию; если ты употребишь их только к тому, чтобы искуснее позлатить цепи рабства, чтобы неприметнее наложить их на человеков и чтоб уметь казать любовь к народу и из-под занавеси великодушия искуснее похищать его стяжания на прихоти твоего сластолюбия и твоих любимцев.... чтоб изгладить совершенно понятие свободы... и страхом уверить их, что ты более нежели человек: тогда, со всеми твоими дарованиями, со всем своим блеском, ты будешь только счастливый злодей"1 .

А в "Правилах высшего красноречия", относящихся к тому же периоду, Сперанский симпатизирует Демосфену, который возглавлял греческую демократию в борьбе против Македонии.

Уже будучи на посту домашнего секретаря у князя Куракина, Сперанский чуждался общества аристократии, предпочитая общение с домашними слугами князя: особенная дружба у него была с камердинером Куракина Львом Михайловым, о котором Сперанский не забывал и впоследствии, когда он уже занимал высокое положение. И во время ссылки в Перми и Нижнем Новгороде Сперанского можно было встретить в трактирах и среди толпы. Наконец, для полной характеристики либерализма Сперанского укажем на его связь с таким видным декабристом, как Якушкин.

Разумеется, полнее всего можно сузить о либерализме и буржуазной идеологии Сперанского на основании документов и трудов.

К сожалению, большую часть сведений о Сперанском приходится черпать из официальных документов, писанных им эзоповским языком, дабы не вызвать гнев вы-

1 Цитируется по Довнар-Запальскому "Из истории общественных течений в России", стр. 81. Изд. 1905 года.

стр. 67
соких особ, для которых они предназначались.

Доказывая необходимость ограничения самодержавия в интересах расширения политической и личной свободы, а также свободы предпринимательской деятельности и намечая соответственно этому реформы государственных учреждений, Сперанский апеллирует к естественному праву, нравственности, разуму и просвещению - к этим китам буржуазной идеологии. На основе естественного права Сперанский доказывает необходимость гражданских прав, которые обеспечивают "безопасность липа и имущества". "Противно природе человека (подчеркнуто мною. - И. Б.) предполагать, чтобы кто-либо согласился жить в таком обществе, где ни жизнь, ни имущество его ничем не обеспечены"1 .

Крепостное право, по мнению Сперанского, также противоречило естественным началам человеческого общества, так как в прошлом люди были свободными.

Свобода, по мнению Сперанского, есть победа "необходимости нравственной" над " необходимостью физическою ".

Конечно, понимание свободы у Сперанского не выходило за пределы буржуазного понимания свободы предпринимательской деятельности, свободы печати (или, как он выражался, свободы "тиснения"), предоставления государственных и судебных должностей не только дворянам, но и представителям среднего сословия.

Из понятия свободы у Сперанского вытекала формулировка буржуазного равенства:

1. Ни у кого нельзя отчуждать собственности без суда.

2. "Никто не обязан отправлять вещественной службы, ни платить податей и повинностей, иначе, как по закону или условию, а не по произволу другого"2 .

Для торжества разума и естественных начал свободы необходимо просвещение: "Просвещение, честь (под честью Сперанский понимает свободу. - И. Б.) и деньги суть стихии, входящие главным образом в состав доброго управления; без них никакие учреждения, никакие законы не могут иметь силы"3 .

Сперанский исходит из того, что все преобразования в государстве должны осуществляться тогда, когда для них настало "время". "Итак, время есть первое начало и источник всех политических обновлений. Никакое правительство, с духом времени не сообразное, против всемощного его действия устоять не может.

Все политические превращения, в Европе бывшие, представляют нам непрерывную, так сказать, борьбу системы республик с системою феодальною. По мере как государства просвещались, первая приходила в силу, а вторая в изнеможение"4 .

Россия того времени уже созрела для экономических и политических преобразований, а потому Сперанский предостерегал Александра, что "самодержец, который не откажется от самовластия, встретил бы твердую преграду своим насилиям если не в самых сих установлениях, то в мнении, в уверенности, в привычках народных"5 .

Он констатирует, что в России существует "гражданское рабство", т. е. такое положение, "когда подданные не только не имеют никакого участия в силах государственных, но и сверх того не имеют и свободы располагать лицом их и собственностью в связи их с другими6 .

Взгляды Сперанского на крестьянский вопрос были изложены во "Введении к уложению государственных законов 1809 г." и к приложенной к нему "Записке о крепостных людях".

Сперанский отмечает, что в XVIII веке наступило резкое изменение в юридическом положении русского крестьянства; на эту черту указывал и Энгельс. Крестьянин, по выражению Сперанского, превратился в вещь, которая может быть отчуждаема наравне с землею с той лишь разницей, что земля принадлежит к недвижимой собственности, тогда как крестьянин принадлежит к движимой.

Сперанский указывает на нерентабельность крепостного хозяйства. Дома помещиков наполнились "праздными людьми", усилились "распутные затеи", расширилась безумная роскошь, что привело к росту крестьянских повинностей и неоплатных долгов; а главное, крепостничество с его натуральным хозяйством суживает рынок сбыта: "На кого работать мещанам, когда каждый помещик все ему нужное и даже прихотливое хотя худо, хотя и не стройно и убыточно, но производит у себя дома и даже пускает на продажу"7 .

Сперанский подчеркивал, что крепостничество тормозит развитие экономики.

1 М. Сперанский "Исторический обзор". Т. X, стр. 29. Изд. 1899 года.

2 Там же, стр. 30.

3 М. Сперанский "План государственного преобразования". стр. 174. Изд. 1906 года.

4 М. Сперанский "Исторический обзор". Т. X, стр. 11. Изд. 1399 года.

5 М. Сперанский "План государственного преобразования", стр. 211. Изд. 1906 года.

6 М. Сперанский "Исторический обзор". Т. X, стр. 6. Изд. 1890 года.

7 М. Сперанский "План государственного преобразования", стр. 307. Изд. 1905 года.

стр. 68
Оно не только суживает рынок, но и тормозит свободу конкуренции, или, как выражается Сперанский, свободу "соревнования", что отрицательно влияет на развитие промышленности и рост городов.

В своей критике крепостничества Сперанский выступает как типичный буржуа. Противоречия крепостного хозяйства могут быть изжиты, по мнению Сперанского, путем окончательной отмены его. Законы Павла о трехдневной барщине, законы Александра о вольных хлебопашцах были лишь паллиативами в этом направлении. Сперанского они не удовлетворяют. По его мнению, освобождение крестьян нужно было провести в два приема: в первом периоде необходимо ограничиться определением повинностей крестьян по отношению к своим владельцам, переводом подушной подати в поземельный налог, учреждением судов для разрешения споров между крестьянами и землевладельцами; во втором периоде крестьянам должно быть дано полное право свободного перехода от одного землевладельца к другому.

Надо подчеркнуть, что Сперанский был противником освобождения крестьян без земли; по его мнению, "участь крестьянина, отправляющего повинности по закону и имеющего в возмездие свой участок земли, несравненно выгоднее, нежели положение бобылей, каковы уже все рабочие люди в Англии, во Франции и в Соединенных штатах".

Более того: он считал, что нужно "перепродажу одной земли без крестьян тому же или другому владельцу, - все таковые продажи считать недействительными и ничтожными и за подлог, если он откроется, судить по законам"1 .

Недаром в Пензенской губернии, куда в 1816 году был назначен губернатором Сперанский, среди крестьян ходила про него молва, что, выслужившись "из грязи до больших чинов и должностей и будучи умнее всех царских советников, он стал за крепостных, подал государю проект об их освобождении и тем возмутил против себя всех господ, которые за это собственно, а не за предательство какое-нибудь решились его погубить"2 .

Сперанский, как и декабристы, сознавал, что нельзя было отменить крепостное право, не задев тем самым самодержавия, которое выражало интересы крепостников. Поэтому он стремился к ограничению самодержавия.

Сперанский различает три формы государства: феодальную, деспотическую (под деспотической Сперанский понимает абсолютную монархию) и республиканскую. Республиканская форма, как замечает Сперанский, впервые победила в Англии, Швейцарии, Голландии и Франции. Монархи пытались бороться против республиканских форм правления, но не могли победить, так как деспотическая форма правления уже не отвечала времени. Россия же может избежать насильственной революции, если вовремя будет ограничена монархия. Первые попытки к этому ограничению, как считал Сперанский, были сделаны еще при Алексее Михайловиче, а потом - при Анне Иоанновне и Екатерине II. Но эти попытки не увенчались успехом, так как еще не пришло время.

В представлении Сперанского "самый поразительный признак самовластия деспотического в государстве есть, когда верховная юля, дающая общий закон, сама прилагает его к частным случаям", и он приходит к выводу, что Россия представляет собой страну "деспотической монархии", он указывает, что все государственные учреждения в России не имеют между собой никакой "вещественной связи".

К тому же все эти учреждения не имеют самостоятельной политической силы и зависят исключительно "от единой воли и мановения силы самодержавной", они не пользуются законодательной властью и ни в какой степени не могут влиять на самодержавие. Такое положение, по мнению Сперанского, есть "самый поразительный признак" деспотического государства, в этих условиях все понятия о порядке и свободе ниспровергаются. Сперанский заключает, что "деспотическая монархия" должна быть заменена "истинной монархией", т. е. конституционной.

Сперанский рассчитывал, что ограничение монархии в России в отличие от западных стран будет происходить без революции, здесь она будет "не воспалением страстей и крайности обстоятельств, по благодетельному вдохновению верховной власти, которая, устроя политическое существование своего парода, может и имеет псе способы дать ему самые правильные формы".

В конституционных планах Сперанского как в капле воды отражается его буржуазная идеология и влияние на него буржуазной французской революции 1789 года и конституции 1791 года, выражавшей интересы крупной буржуазии. Подражая французским образцам, Сперанский полагал необходимым ввести активное и пассивное избирательное право - в зависимости от

1 М. Сперанский "План государственного преобразования". Т. X, стр. 320. Изд. 1905 года.

2 В. Семевский "Крестьянский вопрос в России в XVIII и в 1-й половине XIX века". Т. I. СПБ. 1888.

стр. 69
имущественного положения. Он исходил из мысли, что личные гражданские и политические права должны принадлежать всем, но не в одинаковой степени: только люди, имеющие собственность, должны быть допущены "к участию в правах политических". В защиту этого положения он приводит следующие доводы: закон защищает собственность, "чем более человек приемлет участия в собственности, тем естественно (разрядка моя. - И. Б.) более печется он о ее охранении". Такой человек может лучше создавать законы чем "человек без собственности или бобыль". По если допустить к участию в политических правах лиц, "собственности не имеющих", тогда голое и осуждение сих последних по числу их, без сомнения, возьмет перевес и, следовательно, все избирательные силы народа перейдут в руки тех самых, кои наименее в доброте сих выборов имеют участие и наименее способов к правильному их усмотрению..."

"На сем-то основано то важное правило, по коему во всех государствах, в самой Франции среди революции право выборов ограничено было только теми людьми, кои имеют собственность"1 .

Исходя из имущественного положения, Сперанский делит все население страны на три сословия. Выше всех дворянство, пользующееся гражданской свободой, политическими правами и сверх того еще особыми", дворянскими привилегиями. Затем идет среднее сословие, состоящее из купечества, мещан и государственных крестьян, пользующихся гражданскими и политическими правами. Наконец - ремесленники, домашние слуги и помещичьи крестьяне, составляющие один разряд рабочего народа, наделенного только гражданскими правами (т. е. как и по французской конституции 1791 года, лица, не имевшие собственности и находившиеся в услужении, не пользовались политическими правами).

Сперанского обвиняли в нерешительности, в том, что он предлагал проводить реформы в течение нескольких лет. Но это неверно. В действительности Сперанский мечтал все реформы ввести сразу: проект постепенного преобразования он принял по настоянию Александра. Об этом свидетельствует письмо Сперанского из пермской ссылки к Александру, в котором говорится, что было бы лучше все реформы "открыть единовременно: тогда они явились бы все в своем размере и стройности и не произвели бы никакого в делах смешения. Но ваше величество предпочли твердость сему блеску и признали лучшим терпеть на время укоризну некоторого смешения, нежели все вдруг переменить, основавшись на одной теории"2 .

По мнению Сперанского, монархия должна быть ограничена государственной думой, которая избирается на следующих началах. Из числа собственников недвижимого имущества в волостных городах и каждой волости выбираются волостные думы; из депутатов волостных дум составляются думы окружные, и из депутатов последних создаются губернские думы; и, наконец, из депутатов губернской думы "составляется законодательное сословие, под именем государственной думы"3 .

Сперанский придавал большое значение закону, под которым он понимал конституцию: "Государственный закон принят вместо слова конституции и всегда означает закон, определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собою"4 .

При помощи "закона" - конституция - он стремился ограничить самодержавие: "Не внешними только формами покрыть самодержавие, но ограничить его внутреннего и существенною силою установлений и учредить державную власть на законе не словами, но самим делом"5 .

"Доброта правления по необходимости зависит от доброты закона".

Основная функция закона заключается в том, чтобы "учредить отношения людей к общей безопасности лиц и имуществ".

Русские цари совершенно по-иному понимали закон. Так например в представлении Павла законность означала безропотное подчинение полицейским порядкам; Александр признавал законность, которая предохраняла бы самодержавную власть от вмешательства народа.

Сперанский был сторонником "твердых" законов, то есть таких, которые утверждены народным представительством (конечно, только двух первых сословий), которые охраняют собственность, уничтожают произвол чиновников, толкующих законы каждый на свой лад, устанавливают равенство всех людей перед законом; таким образом, провозглашается буржуазное право. Отсутствие специальных законодательных органов не дает возможности создать прочных законов и не обеспечивает точного их выполнения. Отсюда вывод: вся государственная власть должна разделиться на законо-

1 М. Сперанский "Исторический обзор". Т. X, стр. 33. Изд. 1899 года.

3 Там же, стр. 38 - 41.

4 М. Сперанский "План государственного преобразования", стр. 123. Изд. 1906 года.

5 М. Сперанский "Исторический обзор". Т. X, стр. 18. Изд. 1899 года.

стр. 70
дательную и исполнительную: законодательная власть должна быть сосредоточена в руках государственной думы и государственного совета, она не может действовать без санкции монарха, но последний, однако, не должен стеснять законодательную власть, дабы "мнения его (государственного совета. - И. Б.) были свободны и выражали собою мнение народное"1 .

Судебные органы должны быть выборные. Исполнительная власть - правительство - должна быть ответственна пред властью законодательной.

Необходимость ответственности правительства пред законодательной властью Сперанский объясняет тем, что законы могут искажаться. Правильное исполнение закона может быть лишь тогда, когда он точно кодифицирован.

"Все жалуются, - пишет Сперанский, - на запутанность и смешение гражданских наших законов. Но каким образом можно исправить и установить их без твердых законов государственных? К чему законы, распределяющие собственность между частными людьми, когда собственность сия ни в каком предположении не имеет твердого основания. К чему гражданские законы, когда скрижали их каждый день могут быть разбиты о первый камень самовластия (подчеркнуто мною. - И. Б.). Жалуются на запутанность финансов. Но как устроить финансы там, где нет общего доверия, где нет публичного установления, порядок их охраняющего"2 .

Будучи на посту товарища министра юстиции, Сперанский в 1808 году приступил к составлению гражданского уложения, в основу которого да положил Кодекс Наполеона.

В "Проекте Уложения" наиболее ярко сказалось влияние Наполеона на Сперанского. Сам Сперанский пытался это отрицать, для того чтобы защищать себя от обвинения в измене родине в пользу Наполеона. А обвинение это было всерьез выдвинуто против него его врагами как наиболее эффективное средство для устранения Сперанского. И по форме и по содержанию "Уложение" Сперанского тождественно Кодексу Наполеона. Оно делится на три части: первая часть посвящена главным образом семье и браку и сходна с первой книгой гражданского Кодекса Наполеона; вторая часть трактует об имуществах, третья - о договорах. Большое место в "Уложении", как и в Кодексе Наполеона, занимают вопросы собственности и наследства.

Почему Кодекс Наполеона перекочевал из Франции в Италию, Германию, Швейцарию, Голландию, Бельгию и Россию? На этот вопрос мы имеем исчерпывающий ответ у Энгельса.

Кодекс Наполеона мог послужить основой для кодификации в различных странах потому, что он мастерски приспосабливал "старое римское право" к буржуазным отношениям, которые складывались тогда в Западной Европе и России. Поэтому-то Сперанский и воспринял Кодекс Наполеона.

Сперанский мечтал также о создании уголовного кодекса. Но недостаточно еще кодифицировать законы: необходимо, чтобы лица, исполняющие эти законы, были ответственны перед теми, кто их утверждает.

Ленин отмечал: "Особенно внушительным реакционным учреждением, которое сравнительно мало обращало на себя внимание наших революционеров, является отечественная бюрократия, которая de facto (на деле, фактически. - Ред.) и правит государством российским"3 .

Эта бюрократия комплектовалась главным образом из дворян, стоявших близко ко двору. Как подчеркивал Сперанский, они смотрели на свою службу как на источник обогащения, злоупотребляли своим служебным положением. Это происходило потому, что "и ответствующий и вопрошающий составляют одно лицо и одну сторону"4 .

По мнению Сперанского, министерства страдали тремя основными недостатками: 1) недостаток ответственности; 2) некоторая неточность и несоразмерность в разделении дел и 3) недостаток точных правил или учреждения, на кои должно действовать министерство. Так например к министерству внутренних дел отнесены: полиция, часть финансов, соль, фабрики и т. д.: в министерстве коммерции занимаются сборами таможенных пошлин, тогда как этим вопросом надлежит заниматься министерству финансов, а общая полиция вообще не отнесена ни к одному из министерств.

Для устранения этих недостатков необходимо было реорганизовать министерства, чем и занялся Сперанский. Манифестом от 25 толя 1810 года было обнародован" "Новое разделение государственных дел в порядке исполнительном", т. е. декрет о преобразовании министерств, а манифестом от 25 июня 1811 года были по новому проекту учреждены следующие министерства: внешних дел, военно-сухопутных и морских дел, народной промышленности. Финансов, полиции, просвещения и путей

1 М. Сперанский "Исторический обзор". Т. X, стр. 19. Изд. 1899 года.

2 М. Сперанский "План государственного преобразования".

3 В. И. Ленин. Соч. Т. I, стр. 186.

4 М. Сперанский "План государственного преобразования", стр. 135. Изд. 1905 года.

стр. 71
сообщения, - кроме того был создан департамент духовных дел.

"Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная"1 . Поэтому, после того как законодательная и исполнительная власть будут реорганизованы, необходимо приступить к преобразованию третьей силы - суда, где особенно сильно давали себя чувствовать злоупотребления, взяточничество, где законы, как выражался Сперанский, были известны только письмоводителям, толковавшим их каждый по-своему.

В 1811 году Сперанский представил на рассмотрение государственного совета проект об образовании правительствующего сената, который должен был быть исполнительным отделением государственного совета. Наряду с сенаторами, назначаемыми монархом, здесь должны заседать и сенаторы выборные. Это предложение вызвало сильную оппозицию со стороны сановников, которые считали, что выборность сенаторов "противна разуму самодержавного правления".

Из всех проектов Сперанского было осуществлено лишь открытие государственного совета (1 января 1810 года).

Деятельность Сперанского не ограничивалась только реформами в области государственной жизни: на нем лежало множество обязанностей, в частности ему было поручено провести меры оздоровления финансов, которые к этому времени пришли в расстройство.

Непрерывные войны XVIII века и все увеличивавшиеся расходы императриц усугубляли этот кризис. Уже Екатерина должна была прибегнуть к учреждению ассигнационного банка, выпустившего на 157 миллионов ассигнаций. В период ее царствования курс ассигнаций упал до 70 копеек.

При Александре финансовое состояние России продолжало ухудшаться: войны с Францией, Турцией и Швецией сильно истощали казну.

Положение осложнялось еще последствиями Тильзита, в результате которого внешняя торговля шла под знаком пассивного баланса и курс ассигнаций к 1810 году упал до 25 копеек.

1 января 1810 года, к открытию государственного совета, Сперанский внес предложение о проведении мер, долженствующих ликвидировать финансовую разруху. Основная причина финансовой разрухи, по мнению Сперанского, заключалась в систематическом дефиците государственного бюджета. В качестве мер для ликвидации этого положения он предлагал:

1) изъятие ассигнаций и замену их полноценными государственными знаками; 2) сокращение некоторых статей расхода, 3) введение специального налога по 50 копеек с души помещичьих и удельных крестьян.

В 1810 году вновь обнаружился дефицит свыше 100 миллионов рублей, такое же явление наблюдалось и в 1811 году в связи с подготовкой к войне. Сперанский предложил в феврале 1812 года ввести прогрессивный налог с крупного землевладения. Идею прогрессивного налога Сперанский заимствовал у французских просветителей XVIII века: Монтескье, Райноль и Руссо. Налоговая политика Сперанского увеличила доходы государства с 1810 года по 1812 год в два с половиной раза. Рост налогов озлоблял дворян, и они ополчились против Сперанского.

Не случайно, что на следующий день после ссылки Сперанского (18 марта 1812 года) на заседании государственного совета происходили горячие, прения по поводу дальнейшего функционирования прогрессивного налога. Однако он был отменен только в 1819 году, т. е. спустя 7 лет после падения Сперанского.

Введение прогрессивного налога было последним мероприятием в деятельности Сперанского: 17 марта 1812 года он был отстранен от государственной службы и отправлен в ссылку.

При анализе причин неудачи реформы Сперанского нужно отбросить существовавшее мнение, что основной причиной падения Сперанского была его "преступная" связь с Наполеоном. Не только друзья, но и враги Сперанского не верили в его связь с Наполеоном.

В беседе с Васильченковым в 1820 году, когда Александр решил вернуть Сперанского в Петербург, он заявил, что никогда не верил измене Сперанского и что выслал его только для удовлетворения общественного мнения.

Охлаждение Александра к Сперанскому наступило гораздо раньше того времени, как он узнал об "измене" Сперанского. Еще в 1811 году Александр отказался от его планов. В беседе с де Сенгленом он говорил: "Сперанский вовлек меня в глупость. Зачем, я согласился на государственный совет и на титул государственного секретаря. Я как будто отделил себя от государства. Это глупо и в плане Лагарновом того не было"2 .

Отношения между Александром и Сперанским обострились, после того как в одной из бесед по поводу надвигающейся

1 М. Сперанский "Исторический обзор". Т. X, стр. 4. Изд. 1899 года.

2 Шильдер "Александр I". Т. III. стр. 366.

стр. 72
войны с Наполеоном Сперанский, анализируя реальное соотношение сил, пришел к выводу, что все преимущества, в этой войне в военно-техническом отношении будут на стороне Наполеона, что перевеса Россия может достигнуть лишь в том случае, если Александр откажется от личного руководства войной, передав свои полномочия созванной "боярской думе".

Из этой беседы царь сделал вывод, что Сперанский продолжает настаивать на ограничении самодержавия.

Против Сперанского началась сложная интрига, которая велась людьми весьма сомнительной честности и политическими авантюристами. На Сперанского ополчились: барон Армфельд, неоднократно бежавший из Швеции и заочно приговоренный к смертной казни за интриги при дворе шведских королей; Балашов, министр полиции, не брезговавший никакими грязными средствами для своего обогащения и который вместе с Армфельдом мечтал совершить государственный переворот в Финляндии; дюк де-Серра-Каптиола, ставленник низложенного Наполеоном неаполитанского короля, разоблаченный Сперанским как шпион Наполеона, французские эмигранты и т. д. и т. п.

Армфельд пошел на провокацию: посвятил Сперанского в свой план произвести вместе с Балашовым государственный переворот в Финляндии и отторгнуть ее от России и предложил ему присоединиться к заговору. Сперанский отказался от этой авантюры, но не донес об этом Александру. Этот факт сыграл известную роль в падении Сперанского.

Кроме того незадолго до падения Сперанского Александр получил анонимное письмо, где доказывалось, что Сперанский является агентом Наполеона, получил от него на громадную сумму бриллиантов и других ценностей. Это письмо, как предполагают, было написано Растопчиным. Обвинение в измене в обстановке надвигающейся войны было наиболее верным средством, при помощи которого можно было отстранить Сперанского от дел.

17 марта состоялась двухчасовая аудиенция Сперанского у Александра. После своего возвращения домой Сперанский увидел у своего дома почтовую коляску, а в квартире его ожидал министр полиции Балашов. Все его бумаги были опечатаны, и ему было предложено немедленно покинуть Петербург. Он даже не успел проститься с родными и был выслан под надзор полиции в Нижний Новгород, откуда был перевезен в Пермь; а в 1816 году Сперанский был назначен пензенским губернатором; в марте 1819 года его назначили генерал-губернатором Сибири; в 1821 году Сперанский возвратился из Сибири в Петербург с результатами своей ревизии сибирских дел и с обширным проектом сибирской реформы.

После возвращения в Петербург Сперанский стал простым исполнителем; все документы, выходившие из-под его пера, не подписывались Александром без предварительного совета с Аракчеевым.

Сперанский восстановил против себя крупных государственных чиновников, из которых каждый считал вверенное ему министерство "за пожалованную деревню... Тот, кто прикасался к сей собственности, был явный иллюминат и предатель государства"1 , "если люди, исполняющие тепли иные общественные функции, будут цениться не по своему служебному положению, а по своим знаниям и достоинствам, - то разве это не ведет логически неизбежно к свободе общественного мнения и общественного контроля, обсуждающего эти знания и эти достоинства? Разве это не подкапывает в корне те привилегии сословий и чинов, которыми только и держится самодержавная Россия?"2 .

Из этих слов Ленина становится также понятно, почему дворяне приняли в штыки проект Сперанского об обязательном университетском цензе для дворян, поступающих на государственную службу.

Неудачу реформ Сперанского нужно также объяснить недовольством дворянства внешней политикой Александра после Тильзита. Дворяне видели во всех реформах Сперанского наполеоновские начала.

Годы преобразовательной деятельности Сперанского - 1809 -1812 - совпали с кризисом франко-русских отношений. Раздражение дворянства против континентальной блокады достигло высших пределов, поэтому все французское: идеи, люди, законы - было ненавистно дворянам. Для того чтобы их успокоить, Александр, как он сам сознался, должен был отстранить Сперанского от дел.

Сперанский сознавал несоответствие существовавших порядков данному времени, но "средства для устранения сознанного зла должны заключаться - в более или менее развитом виде - в самих изменившихся условиях производства. Ум человеческий не может изобрести эти средства; он должен открыть их в данных материальных явлениях производства"3 .

Сперанский пал потому, что в России еще не были в достаточной степени развиты материальные предпосылки для победы

1 Письмо Сперанского из Перми. Цитируется по Шильдеру "Александр I". Т. III, стр. 518.

2 В. И. Ленин. Т. IV, стр. 316.

3 Ф. Энгельс "Анти-Дюринг". Собр. соч. Т. XIV, стр. 270.

стр. 73
буржуазного строя. С другой стороны, в падении Сперанского имели место и субъективные причины.

У Сперанского было мало единомышленников: русская буржуазия, идеологом которой он был, была малочисленна и слаба, в крестьянство Сперанский не верил, так как оно не было еще "просвещено".

Реформы Сперанского не были проведены в жизнь. Тем не менее от этого не умаляются их историческое значение и прогрессивный характер, так как они в первую очередь были направлены против абсолютизма, крепостничества и произвола бюрократии.

"В России остатки средневековых, полукрепостнических учреждений так бесконечно еще сильны (сравнительно с Зап. Европой), они таким гнетущим ярмом лежат на пролетариате и на народе вообще, задерживая рост политической мысли во всех сословиях и классах, - что нельзя не настаивать на громадной важности для рабочих борьбы против всяких крепостнических учреждений, против абсолютизма, сословности и бюрократии" (разрядка моя. - И. Б.)1 .

Только через полвека после того, как дальнейшее развитие капитализма в промышленности и сельском хозяйстве стаю несовместимым с крепостническими отношениями, после поражения русских в крымской войне, обнаружившего всю гнилость и слабость крепостнического строя, после тоге как в первой половине XIX века крестьянские восстания расшатали крепостнический строй, - только после всего этого царизм и крепостники, боясь, чтобы крестьяне "де начали освобождать себя снизу", провели реформу 1861 года "сверху", только после этого самодержавие сделало первым шаг по пути к буржуазной монархии.

1 В. И. Ленин. Соч. Т. I. стр. 186.


©

Постоянный адрес данной публикации:

https://сайт/m/articles/view/СПЕРАНСКИЙ-И-ЕГО-РЕФОРМЫ

Публикатор:

Анна Сергейчик

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир) . Google . Yandex

Политические взгляды Михаила Сперанского были изложены им в 1809 году в обширной записке, занимающей объем книги, "Введение к уложению государственных законов", где он представил программу широких преобразований.

Разрабатывая проекты реформ в России, Сперанский обратился к политическому опыту европейских государств, который показывал, что для Европы характерен переход от феодального правления к республиканскому. Россия, по мнению Сперанского, шла одним путем с Западной Европой.

Во главу реформы было положено строгое разделение власти на законодательную, административную и судебную, а также разделение властей на местные и центральные. Вертикальное и горизонтальное деление всего государственного политического механизма создавало последовательную систему, начинающуюся в волостных учреждениях и кончающуюся высшими правительственными учреждениями империи. Низшей единицей управления и самоуправления являлась волость. Волостное управление делилось на органы законодательства, суда и администрации, так же разделялись уездное, губернское и государственное управления.

Центральное государственное управление состояло, по Сперанскому, из трех независимых учреждений: Государственной думы (законодательная власть), сената (судебная власть) и министерств (административная власть). Деятельность этих трех учреждений соединялась в Государственном совете и через него восходила к престолу.

Высшим судебным учреждением империи являлся сенат, который разделялся на департаменты уголовные и гражданские и имел местопребывание в Петербурге и Москве (по два департамента). В позднейшей редакции предполагалось даже четыре местопребывания - Петербург, Москва, Киев и Казань. Сенаторы должны были занимать свои должности пожизненно, заседания сената планировались быть публичными. Все судебные дела должны подлежать ревизии сената.

В 1809 году Сперанский в судебной реформе в общих чертах наметил то, что было частично осуществлено в Российской империи в судебных уставах 1864 года, - отделение мирового посреднического разбирательства (волостные судьи) от общего формального, три судебные инстанции общего судоустройства; суд присяжных для первой инстанции и частью для мирового суда; независимость суда (либо избрание, либо пожизненность); публичность.

Судебная иерархия дополнялась по Сперанскому Верховным уголовным судом, состоящим при сенате и созываемым для суждения государственных преступлений, а также преступлений, совершенных министрами, членами Государственного совета, сенаторами, генерал-губернаторами. Верховный уголовный суд составлялся из членов Государственного совета, Государственной думы и сената.

Государственный совет, по реформам Сперанского, ограничивал решения императора. Император мог и не утверждать мнений и решений совета, но сама их формулировка "вняв мнению Государственного совета" показывала, что заменить эти мнения и решения было бы несогласно с положением.

Государственному совету предоставлялись широкие полномочия - рассмотрение и одобрение общих внутренних мер (в порядке исполнительном), контроль за внешней политикой, государственные бюджеты и отчеты всех министерств, полномочия в чрезвычайных случаях. Члены Государственного совета могли присутствовать в Верховном уголовном суде. Важнейшие должности в административной и судебной иерархии, если они невыборные, замещались министрами с утверждения Государственного совета .

Предложения, изложенные Михаилом Сперанским, для того времени выглядели весьма радикальными, отражали масонские идеи (Сперанский, как и многие выдающиеся личности Российской империи, был членом масонской ложи).

В начале 1810 года был учрежден Государственный совет, где Михаил Сперанский стал государственным секретарем. Совет, как и предлагал Сперанский, был разделен на четыре департамента: 1) законов, 2) дел военных, 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии. Каждый департамент представлял свой председатель. В общем собрании председательство принадлежало императору или лицу по его ежегодному назначению. Для производства дел совета была учреждена государственная канцелярия из статс-секретарей под главным управлением государственного секретаря, который докладывал на общем собрании, представлял журналы совета на высочайшее усмотрение и заведовал всей исполнительной частью. Должность государственного секретаря, которую занимал Сперанский в то время, фактически давала полномочия второго государственного лица после императора.

Сам являясь одним из важнейших чиновников государства, Сперанский понимал значение чиновничьей армии для будущих реформ и поэтому стремился сделать ее высокоорганизованной и работоспособной. В августе 1809 года был опубликован подготовленный Сперанским Указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Отныне чин коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, давался только тем чиновникам, которые имели на руках свидетельство об успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или сдали экзамены по специальной программе. Она предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал восьмому классу "Табели о рангах". Начиная с этого класса и выше чиновники имели большие привилегии, высокие оклады и право потомственного дворянства.

В апреле 1809 года вышел указ, изменивший порядок, введенный еще в правление Екатерины II, согласно которому дворяне, даже не состоявшие на государственной службе, получали звание камер-юнкера или камергера и определенные привилегии. Отныне эти звания надлежало рассматривать как простые отличия, не дающие никаких привилегий. Привилегии получали только те, кто нес государственную службу. Указ был подписан императором, авторство приписывают Сперанскому .

По инициативе Михаила Сперанского в целях воспитания просвещенной элиты общества в 1811 году в под Санкт-Петербургом был создан Императорский Лицей. В числе первых лицеистов были Александр Пушкин, Константин Данзас, Антон Дельвиг.

Высшие слои русского общества восприняли проекты Сперанского как чересчур радикальные, и, в конечном счете, предложенные им реформы не были осуществлены в полной мере.

Под влиянием личных обстоятельств в самом начале 1800-х годов Сперанский увлекся мистицизмом , что соответствовало общественному настроению. В течение десяти лет изучал труды теософов и отцов церкви. Отрицая православную церковь и проповедуя церковь внутреннюю, реформу церкви связывал с христианизацией общественной жизни на основе универсального христианства, что частично пытался воплотить при создании "Священного Союза" Александр I.

(Дополнительный

Из всего проекта широкой государственной реформы Сперанского в действие вошла (1 января 1810) лишь самая маловажная его часть – учреждение Государственного совета. 1 мая 1810 года предполагалось назначить выборы депутатов в Государственную думу, а 1 сентября – открыть её. Но эти части реформы Сперанского были отсрочены, а потом и отменены. Причиной стало упорное противодействие консервативно настроенных сановников. Они указывали на многочисленные частные недостатки реформаторского проекта Сперанского и на недопустимость столь широкого и стремительного государственного преобразования перед лицом уже назревавшей борьбы с объединённой Наполеоном Европой. Крупнейший русский литератор Николай Михайлович Карамзин раскритиковал реформу Сперанского в особой записке «О древней и новой России», доказывая необходимость сохранить прочное самодержавие.

Оппозиция Сперанскому в верхах и широкое недовольство рядом его мер в населении заставило Александра I в марте 1812 отставить реформатора со всех постов и сослать его в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Однако в 1819 Сперанский вновь получил высокую должность (генерал-губернатора Сибири). В 1821 он был возвращён в Петербург и сделан членом учреждённого по его же проекту Государственного совета. За годы ссылки Сперанский пересмотрел многие свои прежние взгляды и теперь нередко высказывал совершенно противоположные им мнения .

В начале царствования Николая I опытному юристу Сперанскому была поручена важнейшая работа по упорядочению (без изменений) существующего государственного законодательства . Такое упорядочение не производилось с момента издания Соборного Уложения 1649 . Итогом этого труда Сперанского стало издание «Полного собрания законов Российской Империи» и «Свода законов Российской империи» (1833).



gastroguru © 2017