Заказ экскурсий Online. Храм весты и дом весталок

Храм Весты - древнеримский храм в Тиволи, пригороде Рима, датированный I веком до н.э. Его руины расположены на месте городского акрополя и обращены в сторону водопадов реки Аньене, которые ныне находятся на территории парка Виллы Грегориана.

Достоверно неизвестно, кому был посвящен храм, - Геркулесу, прорицательнице Альбунее, местному герою Тибурнусу или Весте, покровительнице семейного очага в Древнем Риме. Рядом с руинами храма можно увидеть еще одно прямоугольное строение, также пока достоверно не определенное, - его часто называют Храмом Сивиллы.

Зато известно имя строителя Храма Весты - это был некий Луций Геллиус, память которого увековечена в надписи на архитраве. Центром храма служит круглая целла (внутренняя часть греческого или римского храма), которая окружена 10 коринфскими колоннами (всего их было 18). Внутри расположены дверь и два окна. Фриз храма украшен резьбой и букранием (орнаментом в виде бычьей головы). Здание храма относительно хорошо сохранилось во многом благодаря тому, что в свое время было христианизировано и превращено в церковь Санта Мария делла Ротонда. Но в 16-м веке христианские пристройки практически полностью исчезли.

В 17-18-м веках Храм Весты со всеми его декорациями был тщательно зарисован несколькими архитекторами - Антуаном Дегоде, Джузеппе Вази, Джованни Баттиста Пиранези и др., а впоследствии его структура послужила образцом для создания многочисленных ландшафтных парков за пределами Италии. Например, в Англии имитации храма можно увидеть в городке Стоув и в Королевских ботанических садах Кью. В Северной Ирландии по образцу Храма Весты был построен Храм Муссенден в Даунхилле. Во Франции храм вдохновил Ричарда Мика на создание Храма Любви в Малом Трианоне (небольшой дворец на землях Версаля).

Вокруг Храма Весты в Тиволи раскинулся парк - он был создан в первой половине 19-го века по приказу Папы Римского Григория XVI, который хотел восстановить русло Аньене после наводнения 1826-го года. Издревле река делала широкую петлю вокруг городского акрополя и четырьмя водопадами обрушивалась на лежащую внизу равнину. Сегодня водопадов осталось всего два.

Глава «Храмы» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова.

Храмы были основным типом общественных сооружений в эпоху республики, особенно в V-II вв. до н.э.

Первоначально религия италиков, поклонявшихся безликим божествам природы, не требовала изображения божеств и храмов. Богам посвящались алтари в лесу, у источников и т.п. Место культа Весты - одной из главных богинь, хранительницы домашнего очага - было простым круглым навесом над неугасимым огнем.

Постепенно под влиянием этрусков и греков религиозные представления римлян изменились. Появились статуарные изображения богов; для их сохранения понадобились храмы. Из плеяды многочисленных духов и божеств, олицетворявших различные проявления сил природы и моральные понятия (согласие, мир, добродетель и т. п.), выделилась группа верховных богов - Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Венера и Веста, близких по своим функциям к основным богам греческого пантеона. Но в отличие от греческой римская религия была холодно формальной, отражающей дух трезвого (практицизма латинян. Вследствие тесной связи религии с государственной властью культовым церемониям, гаданиям и обрядам придавалось большое значение в жизни государства.

В V-IV вв. до н.э. в Риме и других городах Лация было выстроено множество этрусско-италийских простилей: храмов на высоком подии (до 5 м высотой) с глубоким передним портиком, примерно равным по размерам целле, с широко расставленными деревянными колоннами и обильным терракотовым рельефным декором фронтонов. Другой разновидностью был храм италийского типа, имевший боковые портики, замкнутые продолженной задней стеной целлы.

Самым значительным из них был храм Юпитера Капитолийского в Риме , известный по остаткам его оснований и по описаниям историка эпохи Августа Дионисия Галикарнасского. Этот храм италийского типа имел три целлы (средняя больших размеров) и был посвящен триаде богов - Юпитеру, Юноне и Минерве.

Его осевая композиция подчеркивалась наличием лестницы только со стороны главного фасада, глубиной переднего портика (три ряда по шесть колонн) и вытянутостью в плане пропорций целл. Этот приземистый храм, по-видимому, с деревянными антаблементами и с широко расставленными коринфскими колоннами на массивном подии (размером 56,85x61,6 м) возвышался на Капитолийском холме и господствовал над городом. Как показывают сохранившиеся части подия, он был сложен из квадров туфа без применения раствора. Храм украшали полихромные терракотовые детали и квадрига на фронтоне работы знаменитого этрусского мастера Вулки из Вей. В 296 г. до н.э. терракотовая квадрига была заменена бронзовой копией. Храм неоднократно перестраивался с сохранением первоначального плана. Последняя его реконструкция относится к 80-м гг. до н.э.

К концу VI в. до н.э. в Риме появились трехцелловый храм Дианы на Авентине и храмы Фортуны и Матер Матуты на Бычьем рынке. Наряду с преобладающим этрусским воздействием на начинавшую складываться римскую архитектуру имело место и некоторое греческое влияние. Известно, что храм Дианы на Авентине украшали греческие мастера.

На протяжении последующих столетий воздействие архитектуры эллинизма на римское культовое зодчество все более усиливалось. Шел процесс постепенного усвоения приемов и форм греческого зодчества и преобразования их в соответствии с местными италийскими традициями и потребностями римского общественного уклада. Сначала этот процесс носил характер механического сочетания разнородных элементов. Выработанные греческой архитектурой формы сопоставлялись без понимания логики их взаимосвязи и накладывались на италийскую основу здания. Своеобразными иллюстрациями этого являются храмы Южной Италии (от многочисленных храмов Рима этого периода сохранилось очень немногое). Так называемый храм Мира в Пестуме (III-II вв. до н.э.) представлял собой четырехколонный простиль, своеобразно трактованные коринфские колонны которого несли антаблемент с дорическим фризом (рис. 20). Такое же смешение частей различных ордеров было и в храме Аполлона в Помпеях (рис. 21), где дорический фриз сопоставлялся с ионическими колоннами.

О типах некоторых храмов Рима, об освоении римскими мастерами периптера как в его прямоугольном, так и в круглом виде и особенно о принципах композиции храмовых ансамблей республиканского периода дают представление немногие сохранившиеся остатки на Бычьем и Овощном рынках и на Ларго Арджентина. Все эти храмы разных форм, размеров и высоты обычно располагались параллельно и очень близко друг от друга в виде компактной группы.

На Бычьем рынке два ориентированных на юг храма располагались на подии и имели, видимо, одну заднюю стену. Они восходили к IV-III вв. до н.э., но были перестроены позже. Остатки трех храмов на Овощном рынке также дошли в поздней перестройке, возможно, сохраняющей архаические формы первоначальных сооружений (рис. 22). Храмы стоят на подиях и обращены главными фасадами на восток. Один из них - северный - италийского типа с ионическими колоннами. Два других представляют собой пример приспособления периптера к этрусско-италийской схеме простиля с глубоким передним портиком. Сравнительно небольшой (20X11 м по стилобату) южный храм был дорического ордера с колоннами из травертина и невысоким подием, украшенным строгими профилями архаического типа. Средний - ионический храм на подии (24X15 м по стилобату) 16x6,5 м внутри целлы) имел стены из туфа, мраморные каннелированные колонны и мраморный фриз. Карнизы на главном фасаде травертиновые. На менее доступных обозрению боковых фасадах они выполнены из пеперина.


23. Рим. Ларго Арджентина. Храмы IV-I вв. до н.э. Современный вид круглого храма, план комплекса

Комплекс на Ларго Арджентина состоит из четырех храмов, расставленных несколько свободнее и также ориентированных на восток (рис. 23). Названия их неизвестны, поэтому они обозначаются буквами. Самый древний из них храм С (IV в. до н.э.) - италийского типа на очень высоком подии. Храм А в IV в. до н.э. был, видимо, дистилем в антах, в III в. он был преобразован в простиль с четырехколонным портиком, а в 80-х годах I в. до н.э. получил форму периптера с шестью колоннами на фасаде. Самый интересный - храм В (II в. до н.э.) - круглый периптер на подии с лестницей только перед входом. Он является одним из существенных звеньев в формировании круглого италийского храма, постепенно развившегося сначала из деревянного, а затем каменного ограждения вокруг очага со священным огнем Весты. На сложение архитектурного образа храма несомненно повлияли также формы греческого толоса. Но постановка здания на подий, имеющий доступ только со стороны входа, свидетельствует об италийской основе храма с его строго осевой ориентацией. В I в. до н.э. храмы Ларго Арджентина были включены в ансамбль театра Помпея, а позже закрыты общим портиком и бережно охранялись как реликвия прошлого.

Поиски и разработка типов римского культового здания продолжались и во II в. до н.э. В 196-192 гг. до н.э. был построен необычный по композиции храм Вейова на Капитолии , реставрированный в I в. до н.э. (рис. 24). Его оригинальность заключалась в поперечной по отношению к портику входа постановке целлы (ее размер 14X18 м). Храм был обращен главным фасадом к Капитолийскому подъему. От эпохи республики дошел только один храм этого типа.

Наряду с новыми архитектурными решениями продолжали существовать традиционные типы храмов. Таков построенный около 100 г. до н. э. дорический храм Геркулеса в Коре , стоящий на субструкциях на крутой горе (рис. 25) и представляющий собой простиль с равными по объему портиком и целлой. Ордер и здесь употреблен без ясного понимания его конструктивной сущности, а детали выполнены без необходимого мастерства.

Происходивший на протяжении IV-I вв. процесс приспособления периптера к местным композиционным схемам - этрусскому простилю и храму италийского типа - в основном закончился лишь к концу II - началу I в. до н.э., когда римские зодчие сумели найти органическое сочетание этих форм. В результате возник новый тип храма - псевдопериптер, наиболее полно отвечавший италийскому вкусу к фронтальным осевым композициям. Являясь синтезом форм, псевдопериптер может быть определен и как простиль с полуколоннами вокруг целлы и как италийский храм, интерколумнии боковых портиков которого заполнены раздвинутыми стенами целлы. В псевдопериптере с его единственным глубоким портиком достигнуто максимальное выделение главного фасада храма, поднятого на высокий подий и доступного только с одной стороны. Полуколонны и свободно стоящие колонны единым мотивом ордера объединяют и уравновешивают две разнородные части храма - замкнутую целлу и сквозной портик, придавая зданию необходимую целостность.

Наиболее ранним считается псевдопериптер в Тибуре, поставленный на субструкции у обрыва высокой скалы. Боковые части его портика с заполненными кладкой интерколумниями и слегка выступающими из их плоскости колоннами придают храму особое своеобразие.

Ему аналогичен более зрелый по композиции храм Д на Ларго Арджентина, выстроенный около 100 г. до н.э. на фундаментах более древнего здания. Оба храма сравнительно невелики.

Псевдопериптер больших размеров появился в первой половине I в. до н.э. в Таррацине (совр. Террачине), (рис. 26). Опираясь на отчасти вырубленную в скале, отчасти искусственную террасу, храм Юпитера (34x20 м) был вознесен над морем на 200 м. Ориентированный строго по странам света, он стоял под углом 45° к сторонам занимаемой им площадки - необычное явление в римском зодчестве. От ансамбля сохранились великолепные сводчатые субструкции, облицованные инцертом.

К середине I в. до н. э. псевдопериптер стал ведущим типом культового здания, по образцу которого не только строились новые, но и переделывались старые храмы. Так, даже круглый храм В на Ларго Арджентина был преобразован в псевдопериптер с четырехколонным портиком, вследствие чего его осевая направленность выявилась гораздо острее.

27. Рим. Бычий рынок. Храм Фортуны Вирилис. 42-38 гг. до н. э. Современный вид, реконструкция фасада, план

Вполне развитым псевдопериптером является так называемый храм Фортуны Вирилис (возможно, бога Портунуса), построенный между 42 и 38 гг. до н.э. на Бычьем рынке в Риме (рис. 27). Это единственный храм республики, дошедший почти в полной сохранности. Он был выстроен из туфа с применением травертина (углы целлы, колонны, подий) и оштукатурен. Здание четко разграничено на три равные части - портик и две ячейки целлы. Четырехколонный ионический портик своими пропорциями подобен квадрату. По сравнению с предшествующими храмами венчающие части здания утяжелены и обильно украшены декоративной резьбой. Скульптурный фриз образован гирляндами, чередующимися с канделябрами и человеческими фигурами.

Развитие круглого периптера в начале I в. до н.э. продолжилось в храме Сибиллы в Тибуре (рис. 28), стоящем рядом с псевдапериптером. Его опирающийся на субструкции небольшой объем, окруженный стройной колоннадой, завершает крутой обрыв, четко выделяясь на фоне гористого пейзажа. Форма перекрытия храма неизвестна. Его пропорции несколько вытянуты в расчете на восприятие храма издалека снизу, в ракурсе. Характерное италийское стремление сохранить одностороннюю направленность и в круглом здании ясно здесь выразилась.. Главную ось храма отмечают не только ступени перед входом и суженный кверху дверной проем, но и приближенные к нему и акцентирующие его окна тех же очертаний. Выполненный в бетоне, облицованный травертином и оштукатуренный храм с его изящными колоннами итало-коринфского ордера, легким фризом из гирлянд и букраниев и кассетированным перекрытием круглого портика являлся гармоничным архитектурным организмом, неотъемлемым от окружающей природной среды.

28. Тибур. Храм Сибиллы. Начало I в. до н.э. Разрез, общий вид храма, план храма Сибиллы и псевдопериптера, плафон портика, капитель

29. Рим. Храм Весты на Бычьем рынке. Середина I в. до н.э. Общий вид, капитель

Построенный в самом конце республики круглый периптер на Бычьем рынке в Риме, известный как храм Весты (рис. 29), по типу довольно близко повторял храм Сибиллы в Тибуре. Однако этот в основе своей италийский храм был выполнен не в туфе и травертине, но сложен из орфостатов паросского мрамора в греческой технике кладки и имел прекрасные коринфские колонны классического типа, сложившегося под воздействием греческих образцов. Несколько позже вокруг подия появились ступени, как в греческих храмах.

И храм Весты, и храм Фортуны Вирилис, (выстроенные в переходный период между двумя историческими эпохами, естественно, содержат разнородные черты. Как и большинство сооружений республики, они сравнительно невелики по размерам, а храм Фортуны еще очень прост по использованным материалам. Но достигнутая в них монументальность и совершенство исполнения архитектурных форм, насыщенность декором и применение в храме Весты в качестве основного строительного материала дорогого привозного мрамора говорят уже о новых явлениях, назревающих в римском зодчестве. Архитектура храма Весты обнаруживает также усилившееся тяготение к формам и типу центрических сооружений эллинизма.

На которые туристы любуются при посещении той части форума, которая согласно рассказам экскурсоводов, в стародавние времена примыкала к дороге, это остатки храма Весты.

Храм богини Весты в Древнем Риме был особым местом. И особенным его делало вовсе не расположение вблизи от храма Цезаря и Регии, и не то, что стать весталкой было крайне престижно. В этом месте постоянно горел огонь - вот в чем заключалось его особенное значение для Рима. Вечный огонь, неугасаемый очаг - один из важнейших символов благополучия Империи. Местные гиды нередко рассказывают туристам легенду, гласящую о том, что как только погаснет очаг в святилище Весты, государство придет в упадок. Как это не парадоксально, но после закрытия храма, дела в Империи действительно пошли из рук вон плохо.

Кто такая Веста?

Эта древняя богиня очага, священного огня, возникающего без рукотворного вмешательства. Богиня являлась и олицетворением жертвенного огня, а также символизировала единство народа Рима.

С именем Весты связывается в легендах рождение братьев, основавших Вечный город. Согласно мифам, их матерью была весталка, нарушившая данный богине обет не по своей воле, а из-за коварства бога войны Марса.

Скульптурных изображений богини не осталось. Поэтому понять то, как ее представляли римляне, невозможно. Однако до наших дней дошло немало монет с ее чеканным изображением. На них виден профиль строгой и надменной женщины с аккуратной прической и характерной средиземноморской формой носа. Помимо профиля богини на монетах изображался и храм Весты в Риме, бывший одним из символов как всей Империи, так и Вечного города. Статуй богини в ее храмах и вовсе не было, как и в домах. Римляне считали, что огонь в очаге храма - это и есть Веста, поэтому нужды в дополнительных изображениях не возникало.

Каким был культ этой богини?

Культ Весты, просуществовавший более тысячелетия, первоначально осуществлялся силами дочерей царей. Впоследствии служить богине стали жрицы, которых называли весталками. Главной обязанностью жриц являлось поддержание огня в очаге святилища. Если вдруг огонь гас, это считалось дурным предзнаменованием или же свидетельством о том, что одна из жриц нарушила данный ею богине обет и прогневила ее тем самым.

Однако огонь тушили и специально. Это делалось раз в год, в начале марта. После затухания очаг очищали и вновь разжигали при помощи трения палочек и светового фокуса, получаемого при использовании лупы.

Праздники в честь богини назывались весталиями. Проходили они в начале лета. В это время храм Весты в Риме распахивал свои двери, и босые женщины несли в дар богине лепешки. Это был особый праздник для всех, кто имел отношение к приготовлению хлеба. Хлеб являлся одним из символов Весты, с глубокой древности, когда его еще пекли в золе, остающейся горячей после затухания костра.

Поэтому в праздник все пекарни, печи и мельницы украшались гирляндами из цветов. Также наряжали и украшали цветами ослов. Осел был своего рода священным животным, любимцем богини. Согласно легендам, Веста дала обет сохранения целомудрия. Однако ее увидел спящей Приап, бог садов и полей, и решил воспользоваться беспомощностью богини. Но ему помешал осел, разбудивший Весту своим громким криком. Другим же поводом наряжать этих животных было то, что они имели непосредственное отношение к производству хлеба - вращали мельничные жернова.

Что представляло собой святилище?

Храм Весты на Бычьем выстроили в период последних лет существования Республики. О точной дате постройки ученые спорят, поскольку храм неоднократно реставрировался и реконструировался. Условно принято считать, что выстроен он был не позднее первого столетия до нашей эры.

Это круглое здание с колоннами, обращающее внимание на себя не роскошью узоров и декора или же величественностью размеров, а максимальной простотой, отсутствием излишеств и дороговизной самого строительного материала.

Святилище составляло единый архитектурный ансамбль с Домом весталок. Также храм Весты в Риме функционально соединялся с Регией. Само здание было круглым, и сравнительно небольшим. Стены окружали колонны, выполненные в коринфском стиле. В крыше было отверстие, через которое выходил дым. К входу в храм вело несколько ступеней. Внутри всегда находились весталки, как днем, так и ночью. Это было своеобразное чередование дежурства у огня, более всего напоминающее современный почетный караул.

В чем заключалось тайное назначение святилища?

Согласно легендам, храм Весты в Древнем Риме был не только местом почитания богини и символом государства. Внутри здания находился тайник. Своего рода - сейф, в котором хранились величайшие реликвии Вечного города.

По легенде, в потайной нише внутри здания святилища берегли реликвии, которые Эней привез с собой из-под стен Трои. Среди этих реликвий находились изображение Минервы и Палладиум - статуя Афины, являющаяся оберегом.

Что известно о тайнике?

Тайник находился внутри каменного подиума, и представлял из себя углубление, предположительно размерами 2,4 х 2,4 метра. Разумеется, пожары были ему не страшны, ведь камень не горит.

Однако размеры и местонахождение этого древнего сейфа доподлинно не установлены. Они лишь вычислены учеными, исходящими из архитектурных особенностей постройки, размеров и предполагаемых габаритов реликвий. Точно таким же способом реконструируются и древние здания в целом. Но, поскольку главный храм богини Весты в Риме тоже был реконструирован при помощи вычислений и сравнения с другими, вероятность ошибки во всем, что касается расположения и размеров ниши-сейфа весьма велика.

Когда и почему было закрыто святилище?

Храм Весты в Риме многие столетия являлся тем местом, в котором мечтали оказаться многие девушки знатного происхождения. Не взирая на то, что весталки давали обет сохранения целомудрия, служить богине было одним из самых престижных занятий для женщины. Это можно было сравнить с государственными постами и военными званиями, которых стремились добиться мужчины.

Однако по причине того, что огонь в храме никогда не должен был гаснуть, нередко случались пожары. Во время этих бедствий святилище выгорало, потом его реставрировали, практически возводя заново. В какой-то момент находившиеся у власти посчитали, что более Рим не нуждается в этом святилище. В 394 году храм закрыл свои двери по приказу императора Феодосия. Разумеется, здание быстро пришло в упадок и разрушилось.

Храм Весты и Дом весталок

Вся деятельность весталок была сконцентрирована на небольшом пространстве возле Священной дороги. Там находился маленький, круглый храм Весты, своей формой отсылающий к древнейшим хижинам отцов-основателей Рима. Говорят, что и у храма, как у тех хижин, когда-то была соломенная крыша. В исторические времена он был украшен ионическими колоннами, между которыми стояли узорные решетки; в верхней части конической крыши находилось отверстие (как в Пантеоне), откуда выходил дым Вестиного очага; вероятно, над дыркой было какое-то металлическое сооружение, защищающее внутренность храма от непогоды. Сохранилось несколько монет, изображающих, по всей видимости, этот храм; многие показывают скульптуру на крыше, некоторые - курульное кресло внутри храма, что не очень достоверно (курульное кресло - это невысокое сиденье, на котором имели право сидеть только чиновники, облеченные силовыми полномочиями, - например, консул или диктатор). Во флорентийской галерее Уффици есть рельеф I века н. э., который тоже, скорее всего, изображает храм Весты. На этом рельефе хорошо видны решетки между колоннами и дерево, растущее за храмом.

Храм Весты. Реконструкция.

От храма Весты сохранился только круглый бетонный подиум, блоки туфа и куски колонн. До возрожденческой строительной лихорадки XVI века все это было облицовано мрамором. Некоторые фрагменты оказались позже встроены в разные церкви, включая собор Святого Петра; многое пережгли на известь. Руины этого древнейшего храма парадоксальным образом относятся к позднеимператорской эпохе конца II - начала III века н. э., когда императрица Юлия Домна спонсировала реконструкцию храма после очередного пожара. В какой-то момент между позднереспубликанским периодом (к которому относятся изображения на монетах и рельефы) и последней реконструкцией ионические колонны были заменены на коринфские. Впрочем, вполне возможно, что мозаичный пол и ямы для хранения пепла сохранились с более ранних времен.

Некоторые случайно уцелевшие фрагменты храма были найдены на Форуме во время раскопок конца XIX века, и в 1930 году небольшая часть внешнего периметра храма была восстановлена. Реконструкция оказалась удачной; во всяком случае, этот памятник красуется на многих открытках и календарях. Долгое время считалось, что на Палатине находился еще один храм Весты, но сейчас мало кто разделяет эту точку зрения; дело в том, что когда император Август был избран верховным жрецом, он по обычаю должен был переехать на Форум, в так называемый Domus Publica ; между тем он не захотел покидать свою палатинскую резиденцию, но отдал ее часть государству и превратил в святилище Весты, а Domus Publica отдал весталкам. При этом палатинское святилище не было храмом в прямом смысле слова. К слову сказать, обычным храмом не был и храм Весты, потому что там не было традиционной статуи божества - только символический огонь. Так называемый «храм Весты» на берегу Тибра, о котором мы расскажем в седьмой главе, к Весте точно не имеет никакого отношения - просто любой круглый храм долгое время по аналогии считали посвященным Весте.

Дом весталок. Рисунок XIX века.

Рядом с храмом находится довольно большой прямоугольный участок, который когда-то занимал Дом весталок, Atrium Vestae . С четырех сторон его были проложены улицы - Sacra Via («священная»), Nova Via («новая»), Vicus Vestae («переулок Весты»); название четвертой неизвестно. Нынешнее расположение и план здания возникли после великого пожара при Нероне в 64 году н. э.; и храм, и Дом весталок были перестроены в соответствии со сложившейся к тому времени общей восточно-западной ориентацией построек на Форуме. Комплекс снова перестраивали при Траяне и при Септимии Севере. Следы более ранних полов и стен видны на нижнем уровне, если зайти через главный вход.

Дом весталок по конструкции был больше всего похож на аристократическую резиденцию, жилище богатого семейства (domus) , только очень большое. Жилые комнаты окружали открытый двор - атриум - с бассейнами для сбора дождевой воды. В центре восточного крыла располагалась большая комната с тремя комнатами поменьше с трех сторон от нее. Это, скорее всего, не «квартиры» весталок - дом так велик, что у каждой из жриц были свои обширные покои, в том числе помещения для слуг и рабов, - но, возможно, какое-то церемониальное место, например общая трапезная. В республиканские времена на внешней стороне дома находились магазины, доходы от которых шли в бюджет весталок.

Вдоль северной стены двора расставлены статуи II–IV веков н. э., которые раскопали здесь в 1880-е годы. Сочетание статуй и постаментов с надписями произвольное. Каждая скульптура изображает одну из старших весталок (Virgo Vestalis Maxima) , на постаментах - благодарственные надписи. Одна из таких надписей датируется 364 годом н. э.; имя весталки на ней стерто, едва виднеется только первая буква, c. Возможно, на этом постаменте когда-то стояла статуя весталки Клавдии. Поэт Пруденций в гимне св. Лаврентию упоминает, что одна из жриц самого древнего римского культа перешла в христианство:

Тесьмою жрец увитый встарь

Уж идет к крестну знаменью,

Уже, Лаврентий, в твой чертог

Весталка входит Клавдия.

За вероотступничество немногие упорствующие язычники, которые в то время еще оставались в Риме, могли стереть имя Клавдии с постамента. К концу IV века н. э. язычество, включая культ Весты, было окончательно объявлено вне закона, и Дом весталок перешел в ведение сначала императорской, а потом папской администрации.

К этому комплексу когда-то относилась и священная роща Весты; это в ней перед нашествием галлов, говорят, раздавался таинственный предупреждающий голос, названный впоследствии богом по имени Aius Locutius («Ай Говорящий»). Долгое время считали, что алтарь с надписью «Будь ты бог или богиня», найденный на Палатине в 1820 году, посвящен именно ему; сейчас думают, что это восстановленный алтарь какого-то бога, которого уже никто не помнил, но из уважения продолжали чтить.

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Храм Мут Аллея сфинксов (№ 28), которая следует за десятым пилоном, приводит к ограде храма богини Мут (№ 29), приблизительно в 300 м от ограды храма Амона-Ра. Имя Мут означает «мать».Святилище Мут, по-видимому, существовало на этом месте еще в период Среднего царства. Во время

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХР) автора БСЭ

Храм Птаха Комплекс Карнака был бы незавершенным, если бы в нем не было храма Птаха, покровителя Мемфиса и повелителя созидающего слова (№ 32). Этот храм удивительно красив.Вероятно, сооруженный еще в эпоху Среднего царства, он был позднее украшен Тутмосом III и расширен во

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

Храм Нефертари В сотне метров к северу от большого храма Рамсеса II было создано святилище в честь великой супруги фараона царицы Нефертари, «Той, для которой сияет солнце».Шесть колоссов высотой 10 м, застывших в движении, словно выходящих из скалы, образовывают

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Храм Храм, культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы Х. и история их развития обусловлены, кроме культовых требований, также общим развитием архитектуры и строительной техники у различных народов в разных странах.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

83. Храм мормонов В1805 году в штате Вермонт родился мальчик по имени Джозеф Смит. Лет через девять его отец переехал в штат Нью-Йорк, где народ жил крайне религиозный.Протестанты различных сект, они были очень озабочены тем, чья секта лучше. Юного Джозефа отвращала от всех их

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Храм-колесница На берегу Бенгальского залива возвышается устремленный на восток храм-колесница. Огромные колеса диаметром 4 м вырублены из камня в основании храма, по шесть с каждой стороны. От семи каменных коней, которые мчали колесницу в океан, навстречу солнцу,

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

В чем состояли обязанности весталок? Весталки – жрицы римской богини Весты, которые, соблюдая древний обычай, поддерживали вечный огонь в ее храме. Этот огонь был символом государственной надежности и устойчивости. Для посвящения в весталки отбирались девочки в

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Так храм оставленный - всё храм, / Кумир поверженный - всё Бог! Из стихотворения «Я не люблю тебя» (1830) М. Ю. Лермонтова (1814- 1841).Иносказательно: даже если какая-либо святыня, авторитет и т. п. и развенчаны, тем не менее есть люди, у которых они по-прежнему вызывает уважение, и

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Храм Сатурна За аркой Септимия Севера, если смотреть на нее со стороны курии, стоят восемь колонн. Это остатки храма Сатурна, который соревнуется с храмами Весты и Юпитера Капитолийского за право считаться самым древним святилищем города. У римлян не было твердого мнения

Из книги автора

Храм Согласия За аркой Септимия Севера, у западной границы Форума, находится бетонная насыпь - часть фундамента здания, которое занимало гораздо большую площадь, чем видно сейчас, и частично уходило вглубь, туда, где теперь лестница и Палаццо Сенаторио. Этот бетон,

Из книги автора

Храм Веспасиана Рядом с храмом Согласия (или, точнее, с тем местом, где он когда-то был) стоят три колонны из белого итальянского мрамора. На одной из гравюр Пиранези эти колонны изображены на фоне еще одной бытовой зарисовки из жизни «Коровьего поля». Но современный

Из книги автора

«Храм Ромула» Вернувшись на Священную дорогу, мы пройдем мимо базилики святых Косьмы и Дамиана, построенной на основе позднеантичного храма. Этот небольшой храм обычно считают тем самым зданием, которое воздвиг император Максенций в честь своего умершего сына-подростка

Из книги автора

Храм Мира Большой кусок земли от нынешней церкви святых Косьмы и Дамиана до форума Нервы стал называться «форумом» только в позднеантичные времена, раньше он был известен как храм Мира, потому что это пространство занимал огромный храм. К сожалению, муссолиниевская Виа

Из книги автора

Храм Адриана Память об Адриане и его времени хранят еще несколько улиц и площадей Марсова поля. В первую очередь это, конечно, храм Божественного Адриана или Адрианей (Hadrianeum) на Пьяцца ди Пьетра, в двух шагах от Пьяцца ди Монтечиторио с Августовым обелиском. Храм Адриана -

Из книги автора

Из книги автора

Храм Девы Марии перед Тыном - Тынский храм Kostel Panny Marie p?ed Т?пет - T?nsk? chr?m Адрес: Прага 1, Старе Место, Староместская площадь. Как добраться: станция метро «Staromestska». Храм Девы Марии перед Тыном расположен в Старом Месте пражском. Изначально оно складывалось из поселений

Священной стихией люди издавна считали огонь. Это свет, тепло, пища, то есть основа жизни. С почитанием огня связана у древних богиня Веста и ее культ. В храме Весты в Древнем Риме горел вечный огонь как символ семьи и государства. У других индоевропейских народов неугасимый огонь тоже поддерживался в храмах огня, перед идолами, и в священных очагах домов.

По легенде она родилась от бога времени и богини пространства, то есть возникла первой в мире, предназначенном для жизни, и, наполнив энергией пространство и время, дала старт эволюции. В отличие от других божеств римского пантеона, богиня Веста не имела человеческого облика, она была олицетворением светоносного и животворного пламени, в ее храме не было статуи или иного изображения этого божества. Считая огонь единственной чистой стихией, римляне представляли Весту девственной богиней, не принявшей брачных предложений Меркурия и Аполлона. За это верховный бог Юпитер наделил ее привилегией быть самой почитаемой. Однажды богиня Веста едва не стала жертвой эротических желаний бога плодородия Приапа. Пасущийся неподалеку осел громким ревом разбудил задремавшую богиню и тем спас ее от бесчестия.

С тех пор в день празднования Весталий ослов было запрещено запрягать в работу, а на светильнике богини была изображена голова этого животного.

Очаги Весты

Ее пламя означало величие, процветание и устойчивость Римской империи и не должно было погаснуть ни при каких обстоятельствах. Самым священным местом в римском городе был храм богини Весты.

Считается, что обычай зажигать вечный огонь в честь защитников своей родины берет начало из традиции почитания этой богини. Поскольку римская богиня Веста была покровительницей государства, храмы или алтари ее возводились в каждом городе. Если его жители уезжали из города, они увозили с собой пламя с алтаря Весты, чтобы зажечь его там, куда прибудут. Вечный огонь Весты поддерживался не только в ее храмах, но и в других публичных зданиях. Здесь устраивали встречи заграничных послов, пиры в их честь.

Весталки

Так назывались жрицы богини, которые должны были поддерживать священный огонь. Девочек на эту роль отбирали тщательно. Они должны были быть представительницами самых знатных домов, обладать несравненной красотой, нравственной чистотой и целомудрием. Все в них должно было соответствовать образу великой богини. Свою почетную службу весталки несли тридцать лет, все это время проживая при храме. Первое десятилетие было посвящено постепенному обучению, в другие десять лет они скрупулезно исполняли ритуалы, а последнее десятилетие обучали своему ремеслу молодых весталок. После этого женщины могли вернуться в семью и выйти замуж. Тогда их называли «Не вестами», тем самым подчеркивая право на замужество. Весталок чтили с тем же пиететом, что и саму богиню. Почет и уважение к ним были такими сильными, что в силах весталок было даже отменить казнь приговоренному, если он во время их шествия встречался им на пути.

Весталки должны были свято хранить и оберегать свою девственность, поскольку нарушение этого правила было сродни падению Рима. Также бедствиями государству грозило угасшее пламя на алтаре богини. Если то или другое происходило, весталку карали жестокой смертью.

История, семья и государство

История и судьба империи была в сознании людей так тесно связана с культом Весты, что падение Рима напрямую связывали с тем, что правитель Флавий Грациан в 382 году от Рождества Христова погасил огонь в храме Весты и упразднил институт весталок.

Понятия семьи и государства в Древнем Риме были наравне, одно считалось средством укрепления другого. Поэтому богиня Веста считалась хранительницей и семейного очага. Исследователи считают, что в древности верховным жрецом Весты был сам царь, подобно тому, как глава семейства был жрецом домашнего очага. Каждая фамилия считала эту огненную богиню и личной своей покровительницей. Пламя отчего очага представители рода поддерживали с той же щепетильностью, что и весталки в храме, так как считалось, что этот огонь означает крепость родственных уз и благо всей семьи. Если пламя вдруг гасло, в этом усматривали дурное предзнаменование, а ошибка тотчас исправлялась: при помощи увеличительного стекла, солнечного луча и двух деревянных палочек, которые терли друг о друга, огонь разжигали вновь.

Под пристальным и благожелательным оком богини Весты проводились брачные церемонии, в ее очаге пекли свадебный ритуальный хлеб. Здесь заключались семейные договоры, узнавали волю предков. Ничего дурного и недостойного не должно было происходить перед священным огнем хранимого богиней очага.

В Древней Греции

Здесь богиня Веста называлась Гестией и имела то же самое значение, покровительствуя жертвенному огню и семейному очагу. Ее родителями были Кронос и Рея, а самым младшим братом — Зевс. Греки не отказывались видеть в ней женщину и изображали ее в виде стройной величественной красавицы в накидке. Перед каждым значимым делом ей приносили жертвы. У греков сохранилась даже поговорка «начинать с Гестией». Главным очагом богини огня считалась гора Олимп с ее небесным пламенем. Античные гимны воспевают Гестию «зеленотравной» владычицей «с ясной улыбкой» и призывают «счастьем повеять» и «здоровьем с целящею дланью».

Славянское божество

Была ли своя богиня Веста у славян? Некоторые источники говорят о том, что так звалась у них богиня весны. Она олицетворяла пробуждение от зимнего сна и начало цветения. Животворный огонь в данном случае воспринимался нашими предками как могучая сила, являющая магическое воздействие на обновление природы и плодородие. Не исключено, что языческие обычаи, в которых задействован огонь, связаны с обожествлением этой богини.

Пригласить в свой дом славянскую богиню весны было не трудно. Достаточно восемь раз обойти жилище по часовой стрелке, приговаривая «Удача, счастье, изобилие». Женщины, которые весной умывались талой водой, имели, по поверьям, шанс долго оставаться молодыми и привлекательными, как сама Веста. Славянская богиня символизировала также и победу света над тьмой. Поэтому ее особо превозносили в первый день нового года.

Кто такие весты у славян

Так называли девушек, знающих премудрости ведения хозяйства и ублажения супруга. Их можно было без боязни выдавать замуж: из вест получались добрые хозяйки, мудрые жены и заботливые матери. В противоположность этому, невестами звали как раз тех молодых особ, которые были не готовы к замужеству и семейной жизни.

Боги и звезды

В марте 1807 года немецкий астроном Генрих Ольберс открыл астероид, который назвал именем древнеримской богини Весты. В 1857 году английский ученый Норман Погсон дал открытому им астероиду имя древнегреческой ее ипостаси — Гестии.



gastroguru © 2017