Дидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду. Дидактические игры по изобразительной деятельности

Особенно интересными являются дидактические игры по ИЗО, включающие задания одновременно из разных разделов.

При этом необходимо выполнять следующие требования:

В играх объем практических заданий должен быть таким, чтобы не терялась основная игровая задача;

Повтор упражнений должен осуществляться на разных уровнях трудности и с использованием различного материала;

Должны быть в наличии все необходимые вспомогательные пособия и инструменты для работы;

Должен осуществляться личностный подход к ребенку.

РАСТЕНИЯ

Дидактические игры

1. «Зеленые иголочки».

Цель: закрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок карандаша.

Материал: карточки с вариантами изображения елочки, расположенные по нарастанию уровня трудности.

Правила игры: дорисовывать елочки по порядку, добиваться сходства частей, брать новую карточку (более сложный вариант) только после получения балла за предыдущее задание.

  • нарисовать еловый лес, чтобы в нем каждая елка была не похожа на другие.
  • нарисовать под елками ежей, чтобы каждый еж был похож на «свою» елку (цветом, формой иголок).
  • нарисовать елочки «семьями» (разной величины, но похожей конфигурации).
  • нарисовать, какие елки растут на Луне и Марсе.

2. «Где растут грибы?»

Цель: закрепить знания о грибах смешанного и елового леса, их признаках, внешнем виде, учить быстро подбирать нужные карточки с грибами, срисовывать их, добиваясь сходства, подбирать нужные цвета и оттенки.

Материал: карточки со съедобными и ядовитыми грибами (боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, сыроежка; мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб).

Художественный материал: акварель, гуашь, мелки, фломастеры и т. д.

Правила игры: брать только по одной карточке, возвращать карточку сразу после того, как гриб нарисован и раскрашен, не рисовать ядовитых грибов.

Творческое задание к дидактической игре:

  • нарисовать, какие грибы сушатся на веревочке у домика белки;
  • узнать по внешнему виду названия грибов в корзинке у ежа и раскрасить их.

Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности:

  • нарисовать картинку по клеткам (дается образец, дети должны отсчитать нужное количество клеток, закрасить требуемым цветом);
  • «написать» елочки (грибы, цветы) в тетради в крупную клетку;
  • сделать самому игру в подарок малышам.

ЖИВОТНЫЕ

I. Подготовительные игровые упражнения

1. «Составь животное из фигур».

Цель: учить подбирать из набора шаблонов геометрические фигуры, наиболее подходящие по форме, величине для данного животного, составлять фигуры животного, соблюдая пропорции.

Материал: карточки с животными (для проверки), шаблоны различной величины и формы.

Задание: дети составляют животных и наклеивают их из цветных шаблонов, затем сравнивают (с карточками), выясняя, похожи ли они на изображения настоящих животных.

2. «Утенок растет».

Цель: учить увеличивать и уменьшать изображения, рисуя по клеткам.

Материал: картинка с изображением утенка, карточки с маленькими, большими и средними клетками.

Задание: дети, в зависимости от задания, выбирают карточку с клетками нужной величины и, используя образец, создают изображение.

3. «Мы недавно из пруда, дайте полотенце!»

Цель: упражнять в изменении фактуры животных (щенок) и птиц (утенок, гусенок) в зависимости от задания.

Материал: карточки с изображением животных (птиц) без фактуры. Карточки с изображением различных линий.

Задание: дети, в зависимости от ситуации, изображенной на карточке, создают с помощью линий и штрихов соответствующую фактуру животному (птице).

4. «Составь ежа из палочек».

Цель: учить схематичности передачи образа, умению отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.

Материал: палочки (можно использовать счетные палочки, цветные бумажные полоски и наклеивать их на лист; можно фломастером рисовать изображение из палочек).

Задание: дети выкладывают изображения из палочек или рисуют фломастером, или наклеивают изображения из полосок.

5. «Ежи и дикобразы».

Цель: учить регулировать амплитуду движения руки и силу нажима, передавать индивидуальность образа каждого животного.

Материал: картинки с изображением ежей и дикобразов (с различными по длине и направлению иголками).

Задание: дети выбирают карточку и срисовывают животное. В случае неудачных попыток берут соответствующий трафарет или карточку, где иголки изображены точками, и по точкам выполняют изображение самостоятельно.

II. Дидактические игры

1. «Цирковые акробаты».

Цель: учить быстроте реакции в подборе частей тела животного, исходя из карточки-образца, передавать разнообразные движения при помощи различного расположения шаблонов.

Материал: карточки-образцы или «подвижные» игрушки из картона, шаблоны.

Правила дидактической игры: выполнять рисунок с помощью шаблонов по образцу. Самостоятельно придумать как можно больше вариантов акробатических фигур (за каждый вариант - 1 балл). Выигрывает тот, у кого больше баллов.

2. «Забавные картинки».

Цель: упражнять в быстром составлении разрезных картинок с последующим рисованием по клеткам (4, 9, 12 частей).

Материал: карточки разрезные

(4, 9, 12 частей), картинки-образцы, карточки (чистые) с клетками для рисования по клеткам.

Правила игры: быстро составлять изображение по образцу из 4, 9 и 12 частей, а затем взять чистую карточку (4 клетки) и нарисовать картинку.

3. «Бегемотики».

Цель: научить детей на глаз подбирать шаблоны (части одежды) для бегемотиков разной величины, выполнять декоративные украшения по образцу и по заданию.

Материал: бегемотики из картона разных размеров и цвета и «готовая одежда» (шаблоны).

Правила игры: как можно быстрей «одеть» бегемотиков в «готовую одежду» (за каждого бегемотика - балл) и разукрасить одежду по образцу или по заданию воспитателя (например, используя синий, красный и черный цвета).

III. Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности

1. «Парикмахерская для Шарика».

Цель: учить рисовать разнообразные собачьи «прически», используя знакомые приемы и придуманные новые варианты.

2. «Нарисуй рыбкам разную чешую».

Цель: учить придумывать изображение фактуры по заданию воспитателя.

3. «Как зверята играют?»

Цель: передавать движения животных, не используя или частично используя шаблоны.

4. «Где чей хвост?»

Цель: учить логически думать и подбирать хвосты методом исключения, рисовать по образцу.

5. «Нарисуй сказочных птиц (зверей) древнего мира (будущего) и назови их».

Цель: учить придумывать новые изображения, используя опыт и знания о различных художественных материалах.

Елена Гирдзияускас

Думаю, никто не будет спорить со мной с тем, что изобразительное искусство оказывает благотворное влияние на всех людей, особенно на детей. Чтобы познакомить детей с искусством, мы, конечно, подбираем репродукции, фотографии, но этого оказывается мало для того, чтобы ребенок понял тему и ему было интересно. Поэтому в своей работе, как в образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми, для ознакомления детей с искусством я использую ИГРЫ. Хочу предложить их Вашему вниманию.

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ.

«Жанры живописи»

Цель: Закрепить знания детей об изображении пейзажа (портрета, натюрморта, сказочного жанра) и его признаках. Найти этот жанр среди других и обосновать свой выбор.

«Собери пейзаж»

Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о

признаках времени года. По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, весенний,

«Времена года и краски»

Цель: Закрепить знания о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные карточки, которые подходят осени, зиме, весне, лету.

«Части суток и краски»

Цель: Определить к какой части суток относятся предложенные пейзажи. Выбрать цветные карточки, с которыми ассоциируется та или иная часть суток.


«Составь натюрморт»

Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта. Составить композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т. д.)


«Семейный портрет»

Цель: Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать части лица и составить портреты мамы, папы, дедушки, бабушки, брата и сестры.

«Придумай и собери портрет»

Цель: Составить портрет из отдельных частей лица по собственному выбору и воображению.



«Портрет сказочного героя»

Цель: Закрепить знания детей о составных частях лица, их пространственном местонахождении. Составить портреты сказочных героев из разрезанных частей.



Дидактические игры по изодеятельности для дошкольников.

На сайте "Страна Мастеров" есть очень интересная страничка Сергеенко Елены. Из её работ я предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр по изодеятельности на развитие восприятия цветовых оттенков, логического мышления, творческого воображения.

1.Работаю в детском саду почти 20 лет. За это время накопилось много дидактических игр по изодеятельности, сделанных своими руками. Эти игры можно применять в индивидуальной работе с детьми, закреплять пройденную тему и в диагностике. Предлагаю Вам несколько игр. Игры на развитие цветовидения. Собираем букет для Снегурочки (холодные) и для Солнечного Лучика (тёплые).

2.Игра "Собери гусеничку". Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.

3.Ещё один вариант: среди множества цветов найти зелёные и его оттенки (для маленьких детей).

4.Похожая игра. Подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).

5.А это - карточки - арифметические примеры на составление дополнительных цветов из основных.

6.Примеры могут быть и на вычитание.

7.Другой вариант арифметических примеров.

8.Художник рисовал осень (или др. время года), разводил краски на палитре. По сочетанию красок надо найти эту палитру.

9."Назови цвета осени, лета..."

10.Для самых маленьких. 2 - 3 года.

11."Найди цвета, которыми нарисован петушок". Дети выбирают из предложенных цветных карточек цвета которые есть на петушке.

12.Игры на закрепление знаний жанров живописи.

13."Нарисуй портрет". Дети "рисуют" эмоции (радость, страх и т.д.)

14.Из предложенных карточек дети выбирают те, которые можно взять для рисования натюрморта (или пейзажа).

16."Собери натюрморт". дети выбирают предметы и красиво составляют натюрморт.

18.Игры по декоративно-прикладному искусству. Выбирают элементы городецкой росписи (здесь есть и не городецкие элементы) и

раскладывают узор на доске.

Уважаемые коллеги!

Игра часто используется нами в педагогическом процессе детского сада, начальной школы и учреждений дополнительного образования детей как прием обучения, икак средства активизации познавательной деятельности детей. От связи с играми изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркийэмоциональный отклик. Взаимосвязьизобразительной деятельности с игрой создает у детей личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает его эффективность. И результат деятельности получается более высоким, так как ребенок не просто рисует и лепит, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию его творчества.

Включение игры в процессобучения изобразительному искусству относится к наглядно- действенным приемам обучения. Она представляет собой сочетание слова педагога, активных действий детей с наглядными пособиями и специальным игровым оборудованием.Научно обоснованная игра используется для формирования и развития чувствапонимания прекрасного, изобразительных навыков и умений. Соединение игры с художественным творчеством создает у ребенка определенную установку на более яркое восприятие и передачу окружающей действительности.

Важнейшим условием игры,снимающим принудительный характер обучения,является активное действие детей. Без этого решающего условия не реализуется учебные и игровые задачи.

Используя игру на занятии по изобразительному искусству, педагог должен иметь определенную педагогическую цель, которая определяет дидактические задачи игры, ее обучающий характер. Особенно рациональными представляются игровые действия для развития пониманияконструктивных особенностей формы,формирования чувства пространства, пропорций, развития зрительной памяти, наблюдательности, глазомера.

Дидактические задачи в отличии отобычных занятий решаются здесь через игровые моменты, через осуществление игровых действий, которые происходят согласно определенным правилам, договоренности. Они содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими определенных норм поведения и определенных ролей. Успех игры, трудности, с которыми пришлось столкнуться, обнаруживаются в ее финале, в момент подведения итогов.

Только при наличии перечисленных условий игра может выполнять функции обучения и давать ощутимые результаты по приобщению детей к миру прекрасного, обучению основам изобразительного искусства.

Хорошая игра нуждается в несложном игровом оборудовании,которое дети могут сделать сами под руководством педагога или родителей.

Собранные здесь игры появились в процессе поисков,соединения разных элементов ужеизвестных игровых занятий исозданных новых.

По целям обучения они могут быть объединеныв отдельные группы.

1. Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Например: «Новые фигуры», «Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже».

2. Игры, способствующие реализацииживописных и колористических задач обучения. Например: «Радуга», «Теплый - холодный», «Рыбки», «На лугу расцвели красивые цветы» и др.

3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине. Например: «Парные картинки», разнообразные лото и домино.

4. Игры, способствующие развитию представлений и чувств: симметрии- «Узнай предмет», «Бабочки»; цвета - «Каждый предмет на свое место», «Каких цветов не хватает», «Найди квадрат такого же цвета, но другого оттенка»; ритма - «Докончи узор на коврике», «Продолжи орнамент» и др.

Имея общую цель - развития творческих способностей детей, приведенные в сборнике дидактические игрыобъединяются в 3 раздела:

1. дидактические игры и упражнения направленные на развитие изобразительной деятельности;

2. дидактические игры и упражнения по лепке.

3. дидактические игры и упражнения на материале природы.

В дидактических играх легко интегрируются разнообразные содержания, и игра может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес обучающихся к нему,активизировать их деятельность.Так, в процессе создания игры и в течение самой игрыможно широко использовать художественное слово: загадки, потешки, стихотворения. Это помогает детям эмоционально воспринять и осознать образы, включенные в игру, понять их эстетический характер, способствующий развитию образного мышления, воображения (см. описание игр).

Каждый предмет на свое мест

Наша задача:

Дать детям представление о близких цветах. Упражнять в различении близких цветов: красного и розового, красного и оранжевого, синего и голубого, голубого и серого, и др. Парные двухцветные карточки

Материал: Парные двухцветные карточки, верхняя половина карточки одного цвета, например синяя, а нижняя окрашена в близкий цвет - голубой. У другой карточки цвета в верхней и нижней половинерасположены наоборот. На двух карточках наклеены белые силуэты одинаковых предметов: грибов, бабочек, ваз и др.; двухцветные фигуры, окрашенные в два близких цвета для каждой пары карточек, например у одного грибка желтая шляпка и оранжевая ножка, у другогонаоборот.

Варианты игры:

v Каждый играющий получает одинаковое количество предметов, окрашенных в два близких цвета. Педагог помещает на середину столанесколько карточек и предлагает положить на них такие предметы, которые бы слились с их фоном, т.е. с цветом нижней и верхней части. После выполнения задания выкладываются другие карточки и игра продолжается.

v Каждый играющий получает по две парные карточки. Все фигурки находятся у ведущегои дети их не видят. Учитель загадывает: «У меня предмет, у которого верхняя часть фиолетового цвета, а нижняя - синего цвета. Что это за предмет? Икому он нужен?» Играющие смотрят на свои карточки и по их цвету и силуэту отгадывают предмет:«Это бабочка. У нее верхние крылышки фиолетового цвета, а нижние - синего. Она нужна мне» и т.д.

КАКИХ ЦВЕТОВ НЕ ХВАТАЕТ

Наша задача: Учить замечать все цвета в многоцветном изображении предмета, через сравнение определять, каких цветов не хватаетна полоске с квадратиками; определять и называть близкие цвета, которые использованы в предмете.

Материал: Карточки с изображениями различных предметов, вырезанных из бумаги 5-6 цветов, в том, числе и близких. Внизу карточки - полоска, разделенная на квадратные клетки. В2-4 клетках наклеены цветные квадратики.4-2 клетки - свободные; квадратики всех тех цветов, которые использовались при изображении предметов.

Варианты игры:

v Каждый играющий долженвнимательно рассмотреть предметы на карточке,по количеству клетокузнать,сколько цветов использовано в изображении. Сравнить цвета предметов и цвета квадратиков на полоске, выявить, каких цветов не хватает. Отобрать из коробки квадратики недостающих цветов и разложитьна свободные клетки.

Затем определить, какие близкие цвета использованы, и назвать их.В бабочке есть следующие близкие цвета: красный - розовый, синий -фиолетовый и др.

ВЕСЕЛЫЕ БУКВЫ

Наша задача: Развивать ассоциативное мышление, фантазию, творческие способности.

Материал: Алфавит,соленое тесто, краски, приспособления для лепки и рисования

Варианты игры:

v Предложить детям рассмотреть алфавит, написатьпечатные буквы на бумаге, посмотреть на что или на кого они могут быть похожи, затем,вылепить буквы из теста и раскрасить их. Устроить выставку и анализполученных изделий.

Дидактическиеупражнения и игры по лепке, направленные на развитие пространственногомышления и воображения и

творческих способностей детей ФОРМЫ

Наша задача. Закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить инте- рес на их сравнение и анализ сходства—различия; показать тени объемных тел; создать поисковую ситуацию: вылепить из теста объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изоб-ражение на плоскости; предложить вылепить объем- ные формы на основе имеющихся модулей (комбина- торика, анализ формы, мысленное конструирование); создать условия для экспериментирования с вылеп-ленными формами (преобразование и превращение одной формы в другую и обратно); развивать простран- ственное мышление и воображение.

Материал. Вылепленные из теста формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цвет- ной плотной бумаги геометрические формы; рисун-ки геометрических тел.

Варианты занятий. В зависимости от поставлен- ной дидактической задачи, учитель демонстрирует детям те или иные геометрические формы, сообщает цель упражнения, объясняет необходимые условия или правила.

v Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум при знакам сразу. Во что можно превратить каж дый из них и все вместе.

v Вылепить три разных круга. (Как можно это сде лать?)

v Вылепить три разных кубика. (Во что можно пре вратить каждый из них и все вместе?)

v Вылепить три разных квадрата.

v Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?)

v Вылепить три разных треугольника. (Как мож но это сделать?)

v Вылепить несколько геометрических тел.

v Вылепить несколько геометрических фигур.

v Вылепить домик из нескольких форм.

v Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.

Наша задача. Учить детей «читать форму» — со-здавать образы в воображении на основе незакончен- ного (или схематического) изображения и воплощать свой замысел в лепке.

Материал. 10 отдельных форм - шар, диск, ци- линдр, куб, прямой жгутик, «волна», «молния», пи- рамида, конус.

Вариант игры. Учитель предлагает детям поиг- рать в игру. Он по очереди показывает формы, а дети сначала придумывают, на что это похоже, а потом лепят по замыслу 2—3 изображения. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый участник игры предложил свой вариант от-вета, назвал новую, интересную, необычную тему, о которой еще никто не говорил. При показе новой фор- мы игра начинается со следующего ребенка, чтобы у каждого была возможность отвечать первым. По ходу игры поощряется и поддерживается любая инициа- тива детей.

НОВЫЕ ФИГУРЫ

Н аша задача. Учить детей создавать новые схема- тические изображения из нескольких готовых форм; развивать воображение, ассоциативное мышление.

Материал. Комплекты разных форм, вылепленных из соленого теста: шар, диск, цилиндр, полусфера, конус, пирамида, пласти-на, куб, неопределенная форма и пр. При усложнен- ном варианте игры можно предложить по несколько форм каждого вида, различающихся размером.

Вариант игры. Учитель раздает детям комплек- ты форм (возможно, вылепленные накануне самими детьми) и предлагает сложить из них разные интерес- ные фигуры. Для этого нужно разные формы прикла- дывать друг к другу так, чтобы получилось что-то новое и интересное. Новыми фигурами могут быть неваляшки, снеговики, домики, тележки, цветы, цып- лята, фонарики, светильники и многое другое. Эту игру, как и предыдущую, желательно проводить с раз- ными комплектами форм, чтобы избежать появления шаблонных изображений.

СОБЕРИ ФИГУРУ ПО КАРТИНКЕ

Наша задача. Учить детей анализировать и вос- производить схему предмета; лепить на основе схемы задуманный образ.

Материал. Комплекты вылепленных деталей: ци- линдров, шаров, жгутиков, овоидов, пирамид и пр. (де- тали дети могут вылепить накануне, возможно в ходе другой дидактической игры); картинки со схемами фигур (самолета, девочки, собачки, башни, кораблика, жирафа и др.), в основе которых лежат геометричес- кие формы, аналогичные вылепленным деталям.

Вариант игры. Учитель говорит детям, что они будут собирать разные фигуры. Показывает одну из картинок, например собачку, и предлагает собрать такую же собачку из вылепленных деталей. Дети со- здают предложенный образ и сверяют, соответствует ли он заданной схеме. Затем можно предложить дру- гую картинку или раздать все схемы детям, чтобы они собирали фигуры и обменивались деталями.

Усложнением игры может быть собирание фигуры по памяти или замена одной детали другой, подходя- щей в данном случае.

ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ

Наша задача. Учить детей создавать образ как от- гадку загадки без наглядного подкрепления.

Материал и инструмент. Тексты загадок; соленое тесто ; картон; коробки для рельефной лепки; стеки.

Вариант игры. Учительсообщает детям, что сей- час они будут слушать загадки и отгадывать их необыч- ным способом — лепить отгадки из пластилина, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загад- ки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылеп- ленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объем- ные, так и рельефные изображения. Еще лучше поста- раться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

Золот хозяин — на поле,

Серебрян хозяин — с поля.

(Солнце и месяц.)

Поднялися ворота — всему миру красота.

(Радуга.)

Летит орлица по синемунебу.

Крылья распластала, солнышкозастала.

(Туча)

И комковат, и ноздреват,

И мягок, и ломок - а всех милей.

(Хлеб)

Сидиткрасна девица в темнице,

А кома на улице.

(Морковь)

Кругла, да не лук, желта, да не масло,

С хвостом, да не мышь.

(Репа)

Золотое решето черных домиков полно;

Сколько черненьких домов -

Столько беленьких жильцов.

(Подсолнух)

Когда спать, когда вставать,

Нет ног, а хожу, нет рта, а скажу,

Когда дела начинать.

(Часы)

Дидактические игры и упражнения используемые в работе с детьми наматериале природы, для развития их творчества

v Рыбки плавают в ручейке (рыбки плавают в пруду)

Задачи . Развивать эстетическое восприятие, воображение, учить анализировать изображение по цвету.

Правила игры . Подбирать рыбок подходящего цвета (к цвету ручья, пруда, реки), располагатьизображения одинакового цвета, но разных оттенков, от светлого к темному и от темного к светлому.

Собери красивую пирамидку

Задачи . Развивать восприятие цвета.

Правила игры . Собрать пирамидку по цвету: от темного к светлым оттенкам или от светлых к темным или чередовать контрастные цвета.

Лото (овощи, фрукты, ягоды)

Задачи . Учить детей анализироватьизображения, соотносить их, выбирать идентичные (развивать мыслительные операции сравнения, уподобления, обобщения). Закреплять названия овощей, фруктов, цветов.

Правила игры . Из двух половинок собрать целое изображение.

Радуга

Задачи . Активизировать опыт детей. Учить иханализировать предметные изображения,соотносить их с реальными предметами, выделятьи называть их цвет, соотносить с цветами радугии подбирать идентичные, развивать воображение детей.

Правила игры. Подобрать предметные картинки по цветам радуги.

Собери по цвету

Задачи .Развиватьумениеразличать цвета, осуществлятьподбор цветов по разным направлениям.Учитьдетей составлятьцелое из частей.

Правила игры . Собрать данную геометрическую фигуру из частей по цвету, контрастныхцветов, красиво по цвету составить изображения предмета на выбор.

На лугу расцвели красивые цветы

Задачи . Развиватьобразное мышление, воображение,эстетическое восприятие, различение цветов и оттенков, умение подбиратьпо цвету, разнообразя цветовую гамму.

Правила игры. Показать детям цветы определенной цветовой гаммы: на поляне расцвелицветы теплой цветовой гаммы, холодной гаммы, разноцветные цветы.

Задачи .Развивать у детей сенсорные и художественно-творческие способности, действиясравнения и уподобления.

Правила игры. Перед детьми выложить несколькокарточек овощей и фруктов. (Предметы могут быть и другие).

Воспитанник, вышедший к доске, (кто хочет, кого назовут - можно использовать для этого считалочку), описывает качества предмета, а затем называет то, на чтопохож он (или что на него похоже).

Игра «Теплый - холодный»

Задачи . На двухбольших листахв формеквадрата (20х20) в серединенаклеены два кружка диаметром примерно 2-3 см: красный (теплый) и синий (холодный).

Правила игры. Предложить детям придумать предметы окружающей природы такого же цвета и вырезатьих в двух экземплярах. Один экземпляр изображения названных предметов дети наклеивают на большиелистына одинаковом расстоянииот середины, вокруг нее. Второй экземпляр изображения наклеивается на отдельныекарточки (раздаточные для участников игры).

Игра «Домино «Животные»

Задачи. Учить отличать диких и домашних животных, птиц и зверей, развивать кругозор, память.

Правила игры . Из двух половинок собрать целое животное. Домино дети изготавливают сами из соленого теста разрезанного на квадраты(5х5 см).Рисуют на них изображение зверей и птиц.

внимание дидактический игра дошкольный

Познавательная активность относится к достаточно широко изученным проблемам в философии, педагогике, психологии.

Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и практической деятельности по проблеме можно сделать вывод, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении дошкольников во все времена, начиная с древности .

Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании.

У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель. М. Монтессори создал дидактический материал, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля»), систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание) .

Разработкой видов дидактических игр занимались следующие педагоги и психологи: А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, А. Валлон, Н.П. Аникеева, Д.Б. Эльконин, В.М. Букатов и многие другие.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка .

Дидактические игры способствуют:

Развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; -развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

Развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль .

Виды дидактических игр:

1. Игры с предметами (игрушками) .

2. Настольно-печатные игры.

3. Словесные игры.

Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. - что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое? », «Что сначала, что потом» и др.

Настольно-печатные игры - это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях .

Таким образом, сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие, признаки предметов.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию .



gastroguru © 2017