О сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (А.Блок). Лирический цикл А

Центральный цикл - это "Стихи о Прекрасной Даме". Жизненный сюжет, который лег в основу этих стихотворений - любовь поэта к Л.Д. Менделеевой, впоследствии ставшей его женой. Именно этот сюжет своей жизни Блок в письме к Белому назвал "мгновениями слишком яркого света" .

В этот период Блок переживает увлечение идеями философа-мистика и поэта Владимира Соловьева. Соловьев провозглашает существование Души мира, Вечной Женственности, Божества, существующего в женском образе, которое стремится в мир, чтобы преобразить его, очистить и спасти от надвигающейся катастрофы.

Романтическое сознание молодого Блока, стремящееся к идеалу, в облике земной девушки, своей прекрасной возлюбленной разглядело черты Божества. Он преобразил историю реальной, земной любви в миф.

Его возлюбленная предстает строгим и величественным Божеством, Девой Света. Она лишена конкретных черт, потому что трудно, просто невозможно разглядеть их в том сиянии, котором она окружена. Ее облик воплощен в символических образах светильника, зари, маяка, пожара, Библейского горящего куста, звезды, пламени.

Она - единственный свет его мироздания. И обращается поэт к своей возлюбленной на "ты", но пишет это слово всегда с большой буквы, и мы понимаем, что это не близкое "ты", а "Ты" молитвенное, с которым человек обращается к Богу. Поэтому для Нее у Блока есть еще один эпитет - "святая". В стихотворениях этого периода образ возлюбленной часто связывается с образом храма, церковных святынь, колокольного звона, икон. И с этим связана цветовая палитра первого тома, где наиболее часто встречающимися цветами являются голубой ("лазоревый", "лазурь"), белый и золотой - цвета храма.

Она - строгая, величественная, таинственная. В ее присутствии все окутано тайной. Эпитет "таинственный" и слово "тайна" выступают в стихотворениях первого тома в самых необыкновенных и причудливых сочетаниях. Здесь есть "таинственный сумрак" и "таинственные соцветия", "мгновения тайн" и "таинство зари". Весь мир в ожидании Ее прихода был "вечной тайной", "древней тайной", "непостижимой тайной". Тайной была и Она сама. Она обладает "таинственным голосом", "таинственным взором". У Нее нет определенного облика, потому что Она не только вспышка света, но и вечная тайна.

Мир в ожидании Ее темен и пуст. Эта тьма, мрак составляют антитезу "световому" образу Прекрасной Дамы. Конкретных примет Ее нет, потому, что Она - ослепительный свет и тайна, а конкретных примет мира нет, потому что он окутан мраком, мглой, ночью, тьмой. Слова этого "темного" ряда в стихотворениях первого тома так же часто встречаются, как и световые образы. Все в мире он воспринимает как знаки Ее появления, которого ждет, надеется и боится.

Себя в ожидании Ее в этом мире он ощущает бесконечно одиноким. А по отношению к Ней чувствует себя рабом, иноком, принявшим добровольное служение, отроком, "зажигающим свечи" в храме и бросающим белые цветы за церковную ограду. Его любовь - застенчивая, робкая, безнадежная. И в то же время его чувство - страстное ожидание, предчувствие чуда.

Чуковский пишет о первой книге стихов с восторгом: "Только об этом он и пел - изо дня в день все шесть лет: с 1898 по 1894 и посвятил этой теме 687 стихотворений… Этого, кажется, не было ни в русской, ни в какой другой литературе. Такая однострунность души!… Ни разу за все это время у него не нашлось ни одного слова - иного. Вокруг были улицы, женщины, рестораны, газеты, но ни к чему он не привязался, а так и прошел серафимом мимо всей нашей человеческой сутолоки… Ни слова не сказал он о нас, ни разу даже не посмотрел в нашу сторону, а все туда - в голубое и розовое". Этими словами очень точно передается настрой главного цикла первого тома - "Стихов о Прекрасной Даме".

"Стихи о Прекрасной Даме", как и стихотворения двух других циклов, написаны в эстетике символизма. Сложность образов-символов, музыкальность, звуковая и цветовая выразительность, метафорическая усложненность языка, иррациональность - вот те характерные черты, которые определяют особенность лирики первого тома. Вот почему сразу же после выхода в свет первого поэтического сборника (а "Стихи о Прекрасной Даме" вышли отдельным изданием в 1904 году) Блок занял ведущее место в кругу русских символистов.Еще одно чисто биографическое замечание. Увы, поэт не сделал счастливой ту женщину, которой посвятил прекрасные и неземные слова любви. Любовь Дмитриевна была обычной женщиной, которая хотела простого человеческого счастья: дома, семьи, детей. А ее возвели в ранг Божества. Она написала Блоку горькие слова о том, что он "тянет" ее на такие высоты, где ей "холодно, страшно и скучно".

С его ощущением бездомности, катастрофичности бытия, с его отношением к земной любви как к "ложной дороге", которая неизменно заканчивается тупиком разочарования и разлуки, конечно, простое человеческое счастье было невозможно. Пережив все это, уже в зрелом возрасте, в стихах третьего тома он скажет горькие слова о том, что за радости и муки творчества поэт расплачивается собственной жизнью (стихотворение "И вновь порывы юных лет…")

[биография ]


В жизни - строга и гневна.
Дева, Заря, Купина.



Встает туман, алеют небеса.



Я жду призыва, ищу ответа,



Помилуй, боже, ночные души!



.

И молча жду,- тоскуя и любя.

Не одолев смертельные мечты!



А уж Там веселятся победою

Как ты лжива и как ты бела!
Завершая дневные дела,

Ты смотришь тихая, строгая,
В глаза прошедшей мечте.
Избрал иную дорогу я, -
Иду, - и песни не те...

Вот скоро вечер придвинется,
И ночь - навстречу судьбе:
И я возвращусь к Тебе.


Дорогие участники проекта, вашему вниманию предлагается статья о поэтическом сборнике А.А. Блока - «Стихи о Прекрасной Даме». Ведь этот первый поэтический сборник поэта, принесший ему славу, вдохновлён любовью, и все 687 стихотворений, входящих в него, посвящены возлюбленной.

Блок начал создавать этот сборник в 1901 году, летом. Сам он называл это лето «мистическим». Тому были две главные причины. Именно в это лето он познакомился с Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью великого химика Менделеева, и страстно в неё влюбился. А вторая причина заключается в том, что 1901 год – это год знакомства поэта с философией и поэзией Владимира Соловьёва.

Одной из главных идей в философии Соловьёва была идея поиска Вечной Женственности – воплощении добра, истины и красоты. Именно эта идея ложится в основу поэтического сборника Блока «Стихи о Прекрасной Даме». В нём автор по-разному называет Прекрасную Даму – Таинственная Дева, Лучезарное Виденье, Заря, Купина, Величавая Вечная Жена,Святая, Царевна, Вечная Надежда, Вечная Весна, Непостижимая, Недостижимая, Хранительница - и все эти эпитеты непременно с заглавной буквы. В одном этом мы уже видим ту высоту, на которую поднимает поэт образ возлюбленной.

Белая Ты, в глубинах несмутима,
В жизни - строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима,
Дева, Заря, Купина.

Главная антитеза сборника – Он и Она – лирический герой и Прекрасная Дама. Он олицетворяет собой земное начало, Она – небесное. И движет сюжетом всего цикла ожидание встречи с возлюбленной, встречи, которая соединит небесное и земное, встречи, которая преобразит весь мир.

Проследим это внутреннее движение лирического сюжета, опираясь на стихи сборника.

До появления возлюбленной поэт рисует мир, лишённый каких бы то ни было красок и звуков («Душа молчит, в холодном небе …»). Душа поэта также равнодушна и холодна, как всё вокруг, как само небо. И лишь одна только мысль о возлюбленной, даже не сам приход её, а только мысль об этом, кардинально меняет пейзаж вокруг:

Перед Тобой синеют без границы
Моря, поля, и горы, и леса,
Перекликаются в свободной выси птицы,
Встает туман, алеют небеса.

Блок целенаправленно подчёркивает разницу между собой и Ею, обозначая себя «рабом» по сравнению с Ней и рядом с Ней:

А здесь, внизу, в пыли, в уничиженье,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты.

В поэтическом мире Блока всё символично, особенно на раннем этапе творчества. Если обратить внимание на символику цвета в этом стихотворении, то мы увидим, что образ героини несёт в мир разнообразие цвета – «синеют без границы моря, поля, и горы, и леса», «алеют небеса». Природа как будто оживает в присутствии Прекрасной Дамы. В других стихах начала цикла появляются цвета белый, золотой, лазурь.

А единственный цвет земли, низа – всего лишь пыль.

Но, понимая своё «уничиженье» и приземлённость по сравнению с Ней, Он всё же жаждет встречи всей душой:

Я жду призыва, ищу ответа,
Немеет небо, земля в молчаньи,
За желтой нивой - далёко где-то -
На миг проснулось мое воззванье.

Я жду - и трепет объемлет новый.
Всё ярче небо, молчанье глуше...
Ночную тайну разрушит слово...
Помилуй, боже, ночные души!

На миг проснулось за нивой, где-то,
Далеким эхом мое воззванье.
Всё жду призыва, ищу ответа,
Но странно длится земли молчанье
.

Примерно к середине цикла к радостному и трепетному ожиданию свидания с возлюбленной начинает примешиваться чувство тревоги – а вдруг грядущая встреча не принесёт поэту ожидаемого?

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

В чём причина тревоги? Во-первых, известно, что Блок не был долгое время до конца уверен во взаимном чувстве Любови Дмитриевны, а,

во-вторых, сама философия раннего Блока, взращенная на идеях

В. Соловьёва, противоречила мысли о простом земном счастье лирического героя и Прекрасной Дамы. «Земной» Он и «небесная» Она в принципе не могут быть вместе.

«Но страшно мне: изменишь облик ты» - ключевая фраза, знаменующая поворот всего сюжета. Поэту страшно, что Идеал перестанет быть идеалом, что земная оболочка поглотит его и лишит Божественного совершенства.

И что же происходит – предчувствие не обманывает поэта, возлюбленная, действительно, меняет облик:

Ты - другая, немая, безликая,
Притаилась, колдуешь в тиши.

Но во что обратишься - не ведаю,
И не знаешь ты, буду ли твой,

А уж Там веселятся победою
Над единой и страшной душой.

По логике поэта, сойдя с небес на землю, возлюбленная неминуемо должна измениться.

Как ты лжива и как ты бела!
Мне же по сердцу белая ложь…
Завершая дневные дела,
Знаю - вечером снова придешь.

Однако, и изменённая, то есть уже не такая недосягаемо возвышенная, совершенная, а вполне земная, реальная, с недостатками, слабостями, она нужна ему, как воздух.

Ты смотришь тихая, строгая,
В глаза прошедшей мечте.
Избрал иную дорогу я, -
Иду, - и песни не те...

Вот скоро вечер придвинется,
И ночь - навстречу судьбе:
Тогда мой путь опрокинется,
И я возвращусь к Тебе.

Итак, мы видим, что в начале цикла Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты, но возлюбленная не становится от этого менее дорога.

«Стихи о Прекрасной Даме» - это своеобразный гимн любви и образу возлюбленной, это и книга личных, интимных переживаний поэта.

Стихи Блока читать и понимать не просто, и мы надеемся, что, прочитав эту статью, вы по-новому посмотрите на эту кажущуюся сложность и возьмёте в руки томик с его стихами. А, возможно, и проанализируете блоковскую лирику в рамках нашего проекта! Удачи вам!

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Александр Блок поэт-символист, который жил на рубеже веков, в смутное время, когда велась переоценка ценностей, пересмотр принципов жизни. И вдруг «Стихи о Прекрасной Даме »? Во времена протестов, репрессий, подавления человека, как личности независимо крестьянин ты или дворянин. В такое время хотелось хоть как-то спастись от действительности. Вот как раз писатели и стали прибегать к символизму, дабы найти отдушину, стали прибегать к мистическому и нереальному.

Стихи о Прекрасной Даме история создания

Блок нашел свою отдушину в любви, в том чувстве, которое окрыляет и возводит до небес. В любви к «Прекрасной Даме», которую стал излагать на листах бумаги. Так появились у Блока «Стихи о прекрасной Даме». В каждом своем произведении он искал спасения, скрывался от серости будней и это ему удавалось. Он, когда писал, попадал в райское место, в мир любви к «Прекрасной Даме», образ которой он сотворил в своих мыслях и стал ему поклоняться «порой - слуга, порою - милый; и вечно - раб»,- как пишет в стихах поэт.

Блок боялся, что в реальном мире он не найдет такой женщины, потеряется созданный им образ: «Но страшно мне: изменишь облик Ты». Однако Блок продолжает искать «Прекрасную даму», он ищет ее везде, слышит ее голос, дыхание на улицах, ищет ее взгляд и находит. Находит намного прекраснее женщину, настоящую, живую.

Он встретил свое счастье, свою любовь в образе Менделеевой Лидии. Его любовь с еще большим рвением стала отображаться на бумаге. Он боялся спугнуть ее, он не хотел, чтобы она упорхнула, будто бабочка, поэтому долго лишь следил за ней, любовался издали, но он понимал, это та самая женщина, та самая «Величавая Вечная Жена», его половинка «не слышны ни вздохи, ни речи, но я верю: Милая - Ты». И он решился сделать предложение. С годами чувства не угасли, а только разгорались, о чем свидетельствуют произведения, вошедшие в цикл под названием «Стихи о Прекрасной Даме».

Кому посвятил Блок Стихи о Прекрасной Даме?

Отвечая на вопрос: «Кому посвятил Блок «Стихи о Прекрасной Даме», с уверенностью можно сказать, ей, Лидии Менделеевой, которая прожила с ним до последнего его дыхания. Только ей одной и прекрасному чувству любви были посвящены такие замечательные шедевры.

Краткий анализ ранней лирики Блока в Стихах о Прекрасной Даме

Работая над «Стихами о Прекрасной Даме» Блока и делая анализ, мы можем сказать, что здесь переплелось «двоемирие»: небо и земля, материальное и духовное. Все стихи, наполнены возвышенными чувствами, здесь ощущается разрыв с действительностью, создание неземных идеалов. Когда читаешь стихи о прекрасной женщине, начинаешь понимать все чувства, которые испытывал поэт и кажется, будто бы читаешь его жизнь, ведь не зря же раннюю лирику Блока «Стихи о Прекрасной Даме» назвали лирическим дневником поэта.

Это популярно:

Анализ стихотворения «Пороша» Есенин Анализ стихотворения «Муза» Ахматова Анализ стихотворения «Дверь полуоткрыта…» Ахматова Анализ стихотворения «Я - Гамлет…» Блока Анализ Стихотворения А.А. Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Прекрасна ты,моя великая принцесса.
Весна в душе твоей мимозой расцвела.
Познать всю правду сказочного леса
Мечтала в детстве,принца ты ждала.

Хотела ты без памяти влюбиться.
Стать для него желанною одной,
И страстною,как может только львица,
Свести с ума,очаровав собой.

И вот пришёл желанный-неказистый,
Но это принц,он принц твоей души.
А взгляд его неистовый и чистый.
Скорей к нему в объятия спеши.

Вы проживёте вместе жизнь большую,
Пройдёте вместе тысячи дорог.
И судьбы во единую цепь связуя,
Пока смерти молчит ещё звонок.

Нежная и скромная заря,
Для меня милее в мире нет!
Говорить не стану я зазря!

Если улыбаешься мне ты,
Солнце прогоняет тьму ночи,
И сюда с небесной высоты
Тянет свои теплые лучи!

И как лань волнующе стройна!
Для меня такая ты одна!

О, женщины, земное чудо!
Вас всех для счастья создал Бог.
Глаза - прекрасней изумрудов,
Душа - таинственный цветок.

Жизнь - это вечное движенье.
За мир всегда в тревоге мать
И за судьбу детей. С рожденья
Их ей лелеять, охранять.

Легко живется рядом с вами.
Вы все стараетесь успеть.
Все сделать добрыми руками,
Над колыбелью песни спеть…

Кто с вами красотой сравнится?
Вы от вниманья, нежных слов ,
С мужчиной рядом, как царицы,
Цветок любви среди цветов.

О, наши милые царицы!
За все старанья вам поклон!
Пусть счастье с вами породнится
И станет жизнь, как чудный сон.

Во всем стремитесь к совершенству,
Цените жизни каждый час.
Пусть испытает тот блаженство,
Кто всей душой полюбит вас.

Ты мой ясный, утренний рассвет,
Нежная и скромная заря,
Для меня милее в мире нет!
Говорить не стану я зазря!

Если улыбаешься мне ты,
Солнце прогоняет тьму ночи,
И сюда с небесной высоты
Тянет свои теплые лучи!

Словно лунный свет неуловима,
И как лань волнующе стройна!
Манишь ты к себе неумолимо...
Для меня такая ты одна!

Мне нравится быть женщиной за двадцать:
Смеяться, увлекаться, ошибаться,
Влюляться до безумия навеки
И видеть друга в каждом человеке.

О звуках Мендельсоновского марша
Мечтать. И чтоб мужчина был постарше...
Надеяться стать светочем Вселенной,
Чтоб замер мир передо мной смиренно!

Мне нравится быть женщиной за тридцать:
Сиять огранкой и собой гордиться,
Любить со страстью и душой и телом,
Желанной быть, раскованной, умелой.

Семью хранить, как свечечку, в ладошках,
Слыть умницей, но взбалмошной немножко.
И чувствовать: я- светоч во Вселенной,
Мир замирает предо мной смиренно!

Мне нравится быть женщиной за сорок:
Быть мудрой и прекрасной, как богиня,
Не ведающей злобы и гордыни,
При этом знать: Я - светоч во вселенной
И замер мир передо мной смиренно!

На коленях свернувшись кошечкой
Ты читала мне книги вслух
Ты родная, моя хорошая!
Был любовник тебе, был друг!

Приходил, задушив в объятиях
Грела быстро простой обед.
Поклянусь на своем распятии
Никого мне дороже нет.

О, женщина! – творение Богов!
Ты лучшее создание Вселенной!

Всегда бывая необыкновенной!

Глаза твои – сияние озер,


Морозы отводящий стороною!



Тебе желаю счастья до небес,

Ты - океан из нежности и ласки,
Ты - целый мир из света и цветов,
Ты - радуга эмоций, где все краски
Смешала вдруг волшебница Любовь.

Ты - королева вкуса, моды, стиля,
Собою глянец ты затмишь любой.
И сколько бы тебе вокруг не льстили,
Ты искренна всегда сама с собой.

Сердце покорила красотой небесной,
Смехом-переливом, грацией, умом,
Делая простую тему интересной,
Ты весьма желанна в обществе любом.

Юмор твой уместен и не жалит ядом,
Лести нет фальшивой – искренна всегда.
Счастлив я безмерно быть с тобою рядом,
Ты – небес подарок, ты – моя звезда!

Всю жизнь мечтаю я глаза в глаза
Пробыть, любимая, с тобой наедине -
Иначе тайну их понять нельзя,
Загадка эта не доступна мне!

Они красивы в опушении ресниц,
Их цвет изменчив, как и небеса,
Не хватит даже нескольких страниц,
Чтобы воздать хвалу твоим глазам!

Красивая и нежная, робкая, не спешная,
Милый ангел во плоти, ты с ума меня сведи!
Мой покой ты забрала, одним взглядом
Очаровала меня!
Прикоснись к моей груди,

И почувствуй ритм сердца,
Как оно бьется в груди.
Ты в глаза мне посмотри.
В них прочтешь ты все о моей любви!

Ведь я люблю тебя так страстно,
Но любовь она не опасна.
Отдайся ей, иди в мои объятья.
Моя мечта - это ты одна!

Чистота в душе -
как колодец бездонный,
который не вычерпать до дна.
Вкусна и прохладна водица.

Так хочется прильнуть губами,
пить и никогда не напиться!
Но как колодец сохранить,
чтоб он не засорился,

не измельчал
и не забился илом?

Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год,и два, и всю жизнь, наверно!

Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,

Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти
По чащам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду,никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.

Женщина должна быть загадкой:
Маленькой, миленькой,сладкой.
Кокетничать,строить глазки,
Верить во всякие сказки.

Оставаться святой и грешной,
Быть красивой душой и внешне.
Обаятельным, хитрым бесенком,
Нежным. мягким пушистым котенком.

Шалуньей веселой, игривой,
Любить и всегда быть любимой.
Влюбленной безумно и страстно,
Ласковой, робкой и властной,

Сквозь слезы уметь смеяться
И никогда не сдаваться........

Милая, смешная сумасбродка,
Женщина по имени Душа
Промочила и пальто, и боты,
И опять часы её спешат!

В облаках, как будто в белой шали,
Прыгала в воздушные струИ,
“Как же в небесах тебя держали
Крылышки прозрачные твои?

Ну и что, нашла ключи от рая?”
Прикорнув на стуле у двери,
Пёрышки рукой перебирая,
Улыбнувшись грустно, говорит:

“Это верно, на подъём легка я,
Даже под дождём и на снегу.
Извини,что глупая такая-
На земле остаться не могу..

Не зови меня в богатый терем,
Где всегда покой и тишина -
Сонная и сытая тетеря,
Разве буду я тебе нужна?

Не читай морали и нотаций,
Помудреть до срока не проси,
Дай мне напоследок налетаться,
Дай - пока ещё хватaeт сил...

Золотая клетка не годится
Мне для постоянного жилья,
Я-Душа,а это значит- птица,
Ипостась крылатая твоя..

Жизни дали срок такой короткий
A не судят тех, кто не грешат...”
Милая, смешная сумасбродка
Женщина по имени Душа

Всем женщинам, которые читают эти строки –
Наполненные нежностью слова,
Я вас прошу – не подводить итоги,
Ведь с каждым утром эта жизнь – нова.

Вы,просыпаясь ранним утром,доверяйте встречам
Они приносят убеждение в том,
Что только вера и любовь излечат,
Что счастье–близко,по дороге в дом!

Вы только не грустите и не отдавайтесь страсти
Неверия,отчаянья и зла.
Все эти мимолётные напасти
Как от костра бессильная зола.

Молитва за женщину.
Огради её от мук,
От обиды, слёз и горя,
От несчастья и боли,

От потерь и от разлук.
Огради от сплетен, лжи,
Равнодушия и лести,
От падения и мести,

От невзгод всех огради.
Огради от злой молвы,
От страданья и печали,
Пусть беды к её причалу

Не пристанут корабли.
Нежность встреч ей подари,
Теплоту, любовь и счастье,
Дружбу, чистоту участья,

Луч не гаснущей зари.
Подари ей, поспеши,
Чистоту всех отношений,
Не коснутся пусть лишенья
Её трепетной души

Вженщине есть сила, которая изумляет мужчину.
Она может справиться с бедой и вынести тяготы жизни.
Она несет счастье, любовь и понимание.
Она улыбается, когда ей хочется кричать, поет, когда хочется плакать.

Плачет, когда счастлива, и смеется, когда боится.
Она борется за то, во что верует.
Восстает против несправедливости.
Не принимает отказа, когда видит лучшее решение.

Она отдает всю себя на благо семьи.
Ведет подругу к врачу, если та боится.
Любовь ее безусловна.
Она плачет от радости за своих детей.

Радуется успеху друзей.
Умиляется рождению ребенка и свадьбе.
Сердце ее разрывается от горя, когда умирают родные или друзья.
Но она находит в себе силы продолжать жить.

Она знает, что поцелуй и объятие могут исцелить разбитое сердце.
У нее лишь один недостаток:
Она забывает о своих достоинствах…
Передай это своим подругам, чтобы напомнить им, какие они чудесные

О, женщина! – творение Богов!
Ты лучшее создание Вселенной!
Владеешь ты могуществом волхвов,
Всегда бывая необыкновенной!

Глаза твои – сияние озер,
Влекут своей бездонной глубиною!
А сердце – согревающий костер,
Морозы отводящий стороною!

С тобою встреча – чудо из чудес!
Ты фея из прекрасной доброй сказки,
Тебе желаю счастья до небес,
Любви Великой, нежности и ласки!

Любите женщину за грех, который вынесла из рая.
А не за то, что лучше всех она готовит и стирает.
Любите женщину за грусть, которую от Вас скрывает.
За то, что рядом с нею груз проблем быстрее убывает.

Любите женщину за ум, который и велик и скромен.
За детского веселья шум, рассветным утром в Вашем доме.
Любите женщину за ночь, которую она Вам дарит,
И за желание помочь, когда смертельно Вы устали.

И за бесценный дар небес- сарказмы терпеливо слушать.
Любите в женщине мечту и интригующую тайну.
Не унижайте красоту упрёком, брошенным случайно.
Любите женщину за лесть, ласкающую ваши уши.

Любите в женщине протест, как любит слабых победитель.
И ПРОСТО ТАК, ЗА ТО, ЧТО ЕСТЬ ОНА У ВАС-ЕЁ ЛЮБИТЕ

Распечатать


Вполне отчетливое представление о ранней лирике Блока дадут, на наш взгляд, стихотворения «Я жду призыва, ищу ответа...», «Сумерки, сумерки вешние...», «Верю в Солнце Завета...», «Я, отрок, зажигаю свечи...», «Вхожу я в темные храмы...», «Мы встречались с тобой на закате...». «Стихи о Прекрасной Даме», это стихи об идеальной, возвышенной любви, которую поэт испытывал к Л. Д. Менделеевой. Кроме прочего это мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, Вечной Женственностью, о которой Блок читал у В. Соловьева. Последовательно и систематически Блок переводит и «Стихах о Прекрасной Даме» свои «земные» чувства и «высший», идеально-мистический план» .

В «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная, лишенная каких бы то ни было земных черт, наделена признаками настоящего божества. Это Небесная Дева, Вечная Женственность. Владычица Вселенной, Лучезарная царица, Заря, Купина. Лирический герой - отрок, раб, инок, рыцарь, гоᴛᴏʙый всю жизнь с радостью служить своей Даме. Возлюбленная представляется ему как будто в чудесном сне или в сказке. Она часто является в сумраке, в тумане, окруженная зыбкими тенями. Впечатление призрачности, неопределенности образа усиливается и оттого, что поэт избегает конкретных, описательных эпитеᴛᴏʙ. Они рассчитаны лишь на эмоциональное восприятие читателя: ароматные слезы, лазурные сновидения, шаг завороженный, бездонный взгляд, упорная мечта, сумрак таинственный и т. п. Архаическая, церковная «молитвенная» лексика (лампада, паникадила, ризы и т. п.) соответствует представлению о возлюбленной как о божестве. Постоянные мечты о встрече с Ней, ожидание Ее призыва ассоциируются со вторым пришествием, с полным обновлением, преображением всего мира - совсем в духе предсказаний В. Соловьева.

В «Стихах о Прекрасной Даме» для нас неприемлемы подчеркнутое игнорирование повседневности, эгоцентризм, идеализм, мистика. Но однако эти стихи нравились и до сих пор нравятся многим читателям. Они и сейчас интересны для нас не только как важный этап творческого пути Блока, без которого нельзя понять его дальнейшего развития. «Стихи о Прекрасной Даме» имеют и свою вполне самостоятельную эстетическую ценность. Большой знаток и ценитель поэзии М. Рыльский писал: «Стихи о Прекрасной Даме» это прежде всего стихи о любви и высокой человеческой красоте, это облаченное в условно-мистические одежды торжество живой жизни, предчувствие всемирной зари». П. Антокольский (в ᴘẚʜᴇе названной статье «Александр Блок») подчеркивал значение первой книги стихов лирика для воспитания чувств современной молодежи. Хотя в них нет реалистической обрисовки возлюбленной и окружающей обстановки, но мы можем говорить о правдивом, реалистическом изображении чувств и переживаний лирика. Вероятно в этом и заключается «секрет» обаяния поэзии Блока. Чистые чувства первой любви часто порождают идеализацию, обожествление возлюбленной, стремление видеть в ней все самое прекрасное, возвышенное, «неземное». Эти чувства, хорошо знакомые многим читателям, нашли очень точное, психологически правдивое выражение в удивительно нежных, мелодичных стихах Блока. Мастерство эвфонии - аллитерации и ассонансы, звуковые повторы, «завораживающие» ритмы, над которыми, казалось, и сам поэт не властен,- все это пленяло читателей.

В субъективном представлении Блока его возвышенные чувства, подвижническое служение Вечной Женственности вовсе не были чем-то узким, частным. Наоборот, они представлялись поэту частью того значительного, великого, что должно преобразовать весь мир. А это, казалось ему, было важнее всех низменных житейских забот

В сравнении с высоким идеалом все остальное не больше, чем обычная, ничем не примечательная суета

В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни:

  • Будет день - и свершится великое,
  • Чую в будущем подвиг души.

Пусть представление Блока о подвиге было смутным, неопределенным, туманным, на первых порах ошибочным, для нас важно отметить у лирика постоянное желание, волю к подвигу, гоᴛᴏʙность свершить его во что бы ни стало, а если нужно - «сжечь себя дотла»

В 1908 году Блок характеризовал свои «Стихи о Прекрасной Даме» как «те СНЫ и туманы, с кᴏᴛᴏᴘыᴍ и борется душа, чтобы получить право на жизнь».

Страница 1 из 1

Таинственный и волшебный цикл Стихов о Прекрасной Даме

Одинокий, к тебе прихожу, Околдован огнями любви. Ты гадаешь. Меня не зови, Я и сам уж давно ворожу. А. А. Блок Александр Александрович Блок один из изысканнейших поэтов русской классической литературы. Увлекшись в юности философией Владимира Соловьева о двоемирии, поэт на время становится мистиком, чувствует в окружающем мире предвестников конца света. А наступающую революцию Блок ощущает как развертывающийся хаос. Спасение же видит в божественном начале Мировой души или Вечной женственности. В этот период появляется таинственный и волшебный цикл Стихов о Прекрасной Даме....


Цикл «Стихов о прекрасной Даме» Александра Блока

Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме "Двенадцать". Блок прошел сложный творческий путь от поэта-символиста, от бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к революции. Многие бывшие "друзья" Блока, сбежав от революции в другие-страны, кричали в парижских газетах, что Блок продался большевикам, что его тонкий вкус и талант огрубел, но это было не так. Блок сам пострадал в революции (крестьяне сожгли его имение Шахматове), но он сумел понять и другое - чаша терпения народа переполнилась. Блок чутко прислушивался к жизни, проявлял глубочайший интерес к судьбе России, к судьбе русского народа. Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных мечтаний, уводивших в "миры иные"....


Анализ поэтического дневника Блока «Стихи о Прекрасной Даме»

Свое, блоковское, ярко и своеобразно проявилось в сборнике- «Стихи о Прекрасной Даме, любовном дневнике поэта. Индивидуализм, мрачное одиночество, которым проникнут ряд стихотворений первого сборника, здесь приобретает окраску мистико-элегическую, передающую особое мироощущение поэта, жившего мистическими предчувствиями и ожиданиями. Иллюзорное представление о жизни еще больше утверждается в «исключительно важном» для Блока 1900 году, когда он познакомился с философией и поэзией Вл. Соловьева, проповедовавшего идею конца вселенной, уводившего из мира реальной действительности, разрабатывавшего тему «мира нездешнего»....


«Стихи о неизвестном солдате» - одно из гениальных творений Осипа Мандельштама

Мандельштам Осип Эмильевич 15 января 1891, Варшава 27 декабря 1938, лагерь Вторая Речка под Владивостоком, русский поэт, прозаик, переводчик, эссеист. Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно- историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сборники «Камень» (1913), «Tristia» (1922), цикл «Воронежские тетради» (опубликован 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликована 1967), автобиографическая проза, статьи о поэзии. Репрессирован; реабилитирован посмертно. «Стихи о неизвестном солдате» - одно из самых вершинных, гениальных творений Осипа Мандельштама - является одновременно одним из самых значительных произведений мировой поэзии XX века. Написано оно 1-15 марта 1937 г. В разгул Красного террора в России. Во время окончательного становления Фашизма на Западе. Между Первой и Второй Мировой войной... Давайте вспомним его....


Устное народное творчество летнего цикла. Летний цикл календарной обрядности (общая характеристика)

Устное народное творчество летнего цикла является продолжением годовой календарной обрядности. Давние предки-славяне праздновали приход лета с наступлением тепла, т.е. с «полной победой лета над зимой». Летний цикл народного творчества представляет целостную систему обрядово-поэтических действ, которая уходит корнями в седую давность. Как и в другие периоды года, летние ритуалы были тесно связаны с древнейшими культами и верованиями, древней мифологией. Центральный праздник - Купала, а все другие передуют ему, считаются своеобразным приготовлением, с нарастающей силой проявляют полное господство лета на земле....

Каждому человеку в той или иной степени свойственно чувство прекрасного, стремление к красоте. Во все времена олицетворением этого была женщина, о чём мы можем судить по древним мифам и легендам. Особый культ женщины, дамы сложился в Средние века, в эпоху рыцарства. Вспомним Дон Кихота, который во имя своей Дульсинеи совершал самые разные, порой фантастические и нелепые поступки. Великие Данте и Петрарка в возвышенных, восторженных стихах увековечили образы своих возлюбленных Беатриче и Лауры.

В русской поэзии серебряного века культ женщины воплотился прежде всего в поэзии и философии Владимира Соловьёва. В его представлении женщина олицетворяла образ Мировой Души, Вечной жены, Софии Премудрой, была символом гармонии, разума, любви и красоты. Культ Вечной Женственности получил дальнейшее развитие в творчестве Александра Блока, для которого Владимир Соловьёв стал духовным учителем. Именно Блоку принадлежат необыкновенно лирические и нежные стихи о Прекрасной Даме.

Александр Блок дебютировал в поэзии как традиционный романтик, и в его ранних стихах звучали соответствующие мотивы: отчуждение от толпы, разочарование в жизни, неверие в счастье. И вдруг во мраке безверия, слепоты возникает Она — «ясная», «лучезарная», «озарённая», «золотая». Блок описывает её подобно тому, как иконописцы обычно изображают окружённую сиянием Богоматерь. В то же время прототипом Прекрасной Дамы стала реальная, вполне земная женщина — Любовь Дмитриевна Менделеева.

На первый взгляд, между «небесной» Богоматерью и «земной» возлюбленной поэта нет ничего общего. Но в его представлении связь между ними существует, и эта связь — мистическая. Так же, как и поэты-романтики, Блок пересоздаёт образ реальной женщины в соответствии со своим идеалом, превращая её в Прекрасную Даму, в Мадонну. Сам же поэт (лирический герой) предстаёт перед нами, по определению Ю. Айхенвальда, «рыцарем и богомольцем».

Он предчувствует Богоматерь, идёт «по следам её голубых путей», порывая связи с реальностью и переносясь в совершенно иной мир — мир «снов и туманов», мир мечты. Блок называл цикл стихов о Прекрасной Даме «закрытой книгой бытия», в которой нашло отражение путешествие по «странам души» на «ранней утренней заре». «Стихи о Прекрасной Даме» передают особое — молитвенное — состояние души героя (автора), состояние внутреннего созерцания. Лирический герой Блока заключает в себе целую Вселенную, его душа равновелика мирозданию:

Мне всё равно — Вселенная во мне...

Этот идеальный мир Блок противопоставляет реальному. Именно в царстве идеального он ищет спасения от пошлости и грубости земного существования:

Ищу спасенья.

Мои огни горят на высях гор —

Всю область ночи озарили.

Но ярче всех — во мне духовный взор

И Ты вдали.

Прекрасная Дама является безраздельной владычицей души поэта, с ней связан мотив прозрения («Я здесь в конце, исполненный прозренья»); она открывает ему путь к постижению Вечности, являясь её посланницей:

Я только жду условного виденья,

Чтоб отлететь в иную пустоту...

Во многих стихах цикла образ Прекрасной Дамы бестелесен, зыбок, едва уловим, воспринимается не столько зрением (внутренним), сколько слухом (также внутренним):

Ветер принёс издалёка

Звучные песни твои...

Таким образом, Прекрасная Дама становится связующим звеном между земным (чуждым) и небесным (родным) мирами. Мы видим, что лирический герой мало дорожит земными атрибутами — всем своим существом он стремится ввысь. Обратимся к стихотворению «Вхожу я в тёмные храмы». Всё стихотворение проникнуто торжественным настроением, герой ждёт встречи с ней «в мерцании красных лампад». Как известно, красный цвет — цвет огня, страсти. Этой страстью преисполнена душа ожидающего появления Прекрасной Дамы: «Дрожу от скрипа дверей». Ему нестерпимо хочется увидеть Её, но он знает, что это невозможно:

А в лицо мне глядит озарённый

Только образ, лишь сон о Ней.

Это незримое присутствие герою дороже реального. Более того, он боится действительной встречи, о чём позволяет говорить, например, строка из стихотворения «Предчувствую Тебя»:

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Поэт понимает, что земное воплощение мечты невозможно без разрушения идеала.

Как видим, в образе Прекрасной Дамы больше небесных, чем земных, черт: он представляется возвышенным, абсолютно недоступным и непостижимым. И всё же земное в нём присутствует. На это указывают обращение к Ней на «ты», земные эпитеты («милая»), некоторые черты, делающие её облик зримым: «девственная риза», «белое платье», «бледная краса». В некоторых стихотворениях образ героини вписывается поэтом в реальный земной пейзаж:

Мы встретились с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

При всей устремлённости ввысь, лирический герой Блока не может полностью порвать с землёй. Более того, он начинает тяготиться этим разрывом, стремится к «преодолению снов и туманов» во имя обретения реальности. Именно поэтому Блок назвал «Стихи о Прекрасной Даме» началом «трилогии вочеловечивания».



gastroguru © 2017