Что нужно знать занимающимся синъицюань - стили - кунг фу (ушу). Иннокентий Кесарев: "Настоящее кунг-фу - это самое эффективное и применимое боевое искусство!" Кунг фу китайское боевое искусство

На прошлой неделе на страницах сайт было опубликовано интервью с мастером кунг-фу, последователем стиля Цзыжань-мэнь - Владимиром Шустровым. Сегодня вниманию читателей предлагается интервью с лучшим учеником Владимира Петровича - нашим собеседником стал Иннокентий Кесарев, известный многим фанатам боевых искусств своими выступлениями на межстелевых "Открытых коврах".

Иннокентий Кесарев и Владимир Шустров

Karate . ru : Как начался ваш путь в боевых искусствах?

Иннокентий Кесарев: Когда я пошел в первый класс, в первый же день, на первой же перемене мы сцепились с одноклассником - свалились на пол и начали возиться. Он схватил меня за шею и начал сжимать, а я не знал, как выбраться. После этого случая я пошел на самбо. А после, через несколько лет, в той же школе другой парень ударил меня кулаком в лицо, разбил губу, и я был крайне удивлен тем фактом, что можно бить, а не только бороться.

Потом был фильм "Пираты XX века" - там уже были и удары ногами. А после появились видеосалоны, в которых показывали китайские боевики. И я ни одного не пропускал! Именно тогда и зародилась идея научиться драться так, чтобы было не важно, каким стилем занимаются оппоненты, какого они размера и сколько их. Я поверил в то, что именно кунг-фу может дать все эти навыки. Это было единственное четкое сформировавшееся желание: я не хотел быть ни космонавтом, ни врачом, но жаждал научиться драться!

Karate . ru : С какими трудностями вы столкнулись на пути к заветной цели?

Иннокентий Кесарев: Возможно, это избитое выражение, но в моем случае это на 100% верно. В первую очередь мне надо было победить самого себя, потому как, прежде чем научиться справляться с другими людьми, пришлось научиться справляться с адреналином, эмоциями, зависимостью от мнения окружающих, со страхом и неуверенностью. Но и это не главное.


Karate . ru : А что важнее?

Иннокентий Кесарев: Мне скоро 42 года. Я занимаюсь кунг-фу 18 лет (большую часть этого времени - каждый день, а последние 10 лет - по 2-3 раза в день). Раз в неделю, после основной тренировки, мы проводим по 6-9 пятиминутных поединков. И мне хватает сил и здоровья делать все это, и, глядя на тех, кто моложе меня на 10-15 лет, я понимаю, что не зря все это делаю. Сохранить способность продолжать делать то, что нравится, и при этом продолжать прогрессировать (делать все еще быстрее, сильнее, техничнее, сложнее, красивее) - вот что важно!

Karate . ru : 18 лет занятий - неужели все было гладко, без разочарований?

Иннокентий Кесарев: Разочарований было много. Не получается, не поднимаются ноги на удары, получается на тренировке, не выходит в поединке, тяжело, все болит, травмы. Оказывается, надо заниматься еще с большим усердием именно тогда, когда не получается, когда хочется все бросить, уехать в горы кататься на сноуборде, потом на море - кататься на доске и ничего больше не делать.


Karate . ru : И как вы преодолевали себя?

Иннокентий Кесарев: Даже не знаю, просто продолжал тренироваться. Злился, думал, «какого хрена я все время в зале, еще и дома занимаюсь». Много раз ловил себя на мысли «сегодня не буду» - и даже соглашался с собой, но все равно продолжал тянуться, поднимать гантели, делать форму и ехал в зал на тренировку.

Karate . ru : Говорят, вы очень успешно участвуете в межстилевых поединках… Как вы думаете, чем обусловлен ваш успех?

Иннокентий Кесарев: Вообще, я ни на одном открытом ковре не выбирал себе соперника. После нескольких первых встреч организаторы мероприятий увидели мой уровень и начали сами подбирать мне соперников. Очень часто против меня выходили люди, которые были тяжелее меня на 10-20 кг - и это были весьма сильные и опытные соперники. Я никогда не отказывался. А о том, успешно ли я проводил эти поединки, можно судить по многочисленным видеозаписям.

Karate . ru : Расскажите о своих наставниках и их роли в вашем развитии.

Иннокентий Кесарев: Наставник у меня один - Владимир Шустров. Он научил меня всему, что я знаю, и все еще продолжает учить. Это человек, которого я видел чаще, чем всех в моей жизни. Безусловно, он оказал огромное влияние на то, кто я есть сейчас.

Karate . ru : Ваши планы и цели в кунг-фу?

Иннокентий Кесарев: Планы и цели?! Все просто: продолжать заниматься и тренировать свою группу. Кунг-фу позволяет делать это всю жизнь. Главное слово - "делать"!

Karate . ru : Приходилось ли применять свои навыки вне тренировок?

Иннокентий Кесарев: Приходилось. Я много дрался на улице. Мой подростковый возраст пришелся на конец 80-х, 90-е. В школе, на улице, при "походе" в соседний район. Начал заниматься в 99-ом. Тогда еще люди довольно часто дрались на улицах. Хотя я очень спокойный человек и никогда не выступал инициатором поединков. А вообще, настоящее кунг-фу, не киношное и не цирковое, - это самое эффективное и применимое боевое искусство (именно в условиях уличной драки, без правил, без весовых категорий и ограничений).

Karate . ru : Вы затронули интересную тему - применение боевого искусства в условиях «без правил». Сейчас очень популярны поединки по правилам ММА. Применимо и актуально ли кунг-фу в смешанных единоборствах?

Иннокентий Кесарев: Правила, по которым проходят поединки на открытых коврах, очень похожи на правила в ММА. Скорее, это даже не правила, а ряд ограничений с целью не допустить серьезных повреждений и травм, так как большинство участвующих - не профессионалы, мы не зарабатываем поединками деньги, а делаем это для собственного опыта и удовольствия.


Karate . ru : Также вы упоминали «киношное» и «цирковое» кунг-фу. Чем эти явления отличаются от настоящего кунг-фу?

Иннокентий Кесарев: Мифы и реальность крайне далеки друг от друга. Научиться за 3 года, как в кино, невозможно. Летать никто не умеет. Тайных смертельных точек нет (но есть места, при точном сильном попадании в которые может наступить смерть вне зависимости от того, какой техникой занимался бьющий). Кунг-фу - это много тяжелых физических тренировок, растяжка, наработка ударов, блоков, отработка парной техники, набивка всего тела и, обязательно, спарринги. А как иначе понять, действительно ли ты можешь драться? Межстилевые поединки нужны именно для этого - понять, подходит ли техника кунг-фу для поединка с людьми, занимающимися разными стилями.

Karate . ru : Какую оценку вы можете датьсостоянию кунг-фу в России?

Иннокентий Кесарев: О состоянии кунг-фу в России могу сказать только то, что из множества клубов, у которых в названии есть "кунг-фу" (кроме Винь-Чунь), ни один ни разу не приехал на открытые ковры, в которых участвовали бойцы ММА, тайского бокса, самбо, каратэ, дзюдо... Выводы делайте сами.

Благодарим Иннокентия за беседу и желаем ему всегда быть верным избранному пути!

ВСТУПЛЕНИЕ

Много тайн и загадок во всех боевых искусствах, но в кунг-фу, их в десятки раз больше.Одно из древнейших боевых искусств, которое несомненно возникло на заре цивилизаций...

Для начала, перед тем как вы будите читать дальнейшие записи, хотелось бы немного поговорить о понятии слова КУНГ-ФУ. Китайский иероглиф обозначает это как человек - художник, человек - заказчик и исполнитель своего я. Человек, который не придерживается определенных рамок ведения поединка, а работает спонтанно судя по обстановке, которая складывается во время боя. Так что понятие КУНГ-ФУ очень растяжимо. Китаец, глядя на красивую картину, может сказать - «какое хорошее КУНГ-ФУ», и хорошее стихотворение тоже может вызвать это же слово.Значит можно сказать, что КУНГ-ФУ - это не только умение драться и все крушить, а это образ жизни. КУНГ- ФУ можно постигать всю свою жизнь, открывая в себе свой внутренний мир. И когда ты на правильном пути, то в тебе открываются все новые таланты и возможности, ты начинаешь сочинять стихи, музыку, писать картины. Ведь все великие мастера боевых искусств занимались не только боями, а еще имели высокое эстетическое развитие. Так что правильное занятие боевыми искусствами ведет тебя не к жестокости и убийству, то есть вниз, а все выше и выше к вершине мастерства ГУН-ФУ, и ты постигнешь многие секреты не только боя, но и жизни. И нельзя сбрасывать со счета свое здоровье, вы всегда будете находиться в отличной форме, забудете о болезнях и плохом настроении, ведь эти занятия дают бодрость, здоровье и силу на многие годы.

Так что начинайте заниматься КУНГ-ФУ, ведь это никогда не поздно, но конечно это нужно делать в более юном возрасте, чтобы успеть достичь вершин, ведь жизнь очень мала. И не настраивайтесь, что вам не достигнуть вершины, ведь это дано не многим, но важней здоровья и отличного самочувствия ничего нет.

В этих записях я собрал на мой взгляд самое необходимое для начала занятий КУНГ-ФУ из многих древних трактатов и из хорошей литературы о боевых искусствах востока. Не случайно здесь много философии, ведь без нее невозможно постичь истину.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

Не пить вино, не есть мясо, подавлять половые влечения, не отвлекаться на посторонние предметы, почитать наставника и старших учеников. Не допускать в отношениях с ними обмана, не хвастаться своими знаниями и не демонстрировать, не применять свое искусство только для самообороны, всячески уклоняться от схватки, не обучать людей недостойных. Тактика челнока - Бей подобно молнии, исчезай как ветер. Цзяо утвердил в кунг - фу подход к тактике боевого поединка как к способу малым победить великое. Цзяо Юань соединил технику школ Тигра, Дракона, Змеи, Леопарда, Журавля. На основе заповедей Цзяо Юаня выработалось понятие ПЯТЬ КАЧЕСТВ ВОИНА.
ПЯТЬ КАЧЕСТВ ВОИНА
НЕЖНОСТЬ - способность чувствовать противника, предвидеть его поведение, чтобы выработать оптимальную схему своих действий.
ПРЯМОТА - последовательное и неуклонное выполнение выбранной схемы действий, необходимых для победы, без оглядки на возможное собственное поражение.
БЕССТРАСТНОСТЬ - сохранение при любых обстоятельствах душевного равновесия, обретение способности реагировать не на отдельное действие противника, а видеть его целиком, оценивая его боевые возможности.
ГРАЦИОЗНОСТЬ - способность передвигаться и действовать в боевой обстановке с наименьшими затратами сил.
КОМБИНАТОРНОЕ МЫШЛЕНИЕ - способность выбирать оптимальные комплексы движений, легко перестраиваться с одной системы на другую, что особенно важно при ведении поединка с несколькими противниками.
ЭНЕРГИЯ ДЖИН ЛЕК

Скорее психического, чем физического характера, Джин лек проявляется в случае исключительной сосредоточенности. Только овладение этой внутренней энергией позволяет совершить невозможные поступки, не сбрасывая со счета атлетические возможности индивидуума. Джин Лек доступна лишь подлинным мастерам и продолжает действовать даже тогда, когда физические силы покидают их с возрастом. Такие люди способны остановить противника на расстоянии.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ЭНЕРГИИ - недостаточно уметь создавать в себе прилив сил, готовый все сломать, - надо уметь правильно силу направить. Это зависит от правильной координации мышц. Концентрация энергии предполагает также концентрацию во времени (скорость движения) и в пространстве (завершение удара и поддержание силы на точках и ограниченных для его нанесения мест при использовании естественных частей тела и силы реакции).

ПЕРЕДАЧА ЭНЕРГИИ - весь удар силы, сосредоточенной в руке или ноге и направленной в сторону противника, должен поразить его в намеченное место, так, словно он был бы сражен выброшенной с силой катапультированной массой, кинетическая энергия которой внезапно остановилась, превратившись в разрушительное действие ударной волны. Это очень короткое, но эффективное касание, в котором сосредоточены мобилизация телесных сил и умственная сконцентрированность. Этот момент иногда сопровождается коротким и сильным криком, который облегчает разгрузку.

СТОЙКИ - эффективность того или иного приема в большой мере зависит от принятой стойки. Стоики позволяют направлять в заданном направлении всю силу корпуса, с другой стороны они обеспечивают стабильные точки устойчивости, необходимые для концентрации энергии при нанесении и блокировании удара.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИЛЫ

Всякое действие вызывает противодействие равной силы в обратном направлении. В кунг-фу, также как и в карате, желаемый эффект при каждом обмене ударов тот же. При каждом ударе корпус полностью напрягается на какой-то очень короткий промежуток времени не только для защиты, но и для ответного удара в обратном направлении. Следовательно получается двойной эффект при нанесении удара, ударная волна отбрасывается вперед благодаря устойчивости точек опоры и синхронному действию мышц. Тем самым увеличивается мощность удара в обратном направлении.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРЮШНОЙ СИЛЫ

Точка ШИ ХАЙ - море дыхания - является источником обильной и продолжительной силы. На первом уровне основная задача - развитие мышц живота, понижающих центр тяжести тела. Можно сказать, что удар наносится животом и лишь дополнительно рукой или ногой. Второй уровень связан с изучением внутренних стилей. В жизненном центре человека существует источник, о котором мало кто подозревает, но который является неистощимым потому, что он связан со скрытыми силами вселенной. Это довольно метафизическое понятие, но только благодаря ему можно достичь вершин мастерства.

СКОРОСТЬ
Ничего не даст знание приемов или их предугадование, если выполнение затягивается. Техника должна сработать в тот же миг как она пришла в голову. У китайцев есть выражение - контр-нападение должно быть начато после нападения противника и закончится до него - в этом суть искусства. Выигрыш времени достигается только при полной расслабленности.

СИЛА И ГИБКОСТЬ
Необходимо обладать обеими, и силой и гибкостью, в зависимости от условий боя.

ДЫХАНИЕ
Тело проходит через фазы силы и слабости в зависимости от дыхательного периода: при вдохе мускулы расслабляются, появляется чувство легкости и, наоборот, при выдохе или задержке дыхания мышцы сжимаются - и можно наносить сильный удар.

Дыхание должно быть брюшным как при внутренних стилях.

УДАР, НАНЕСЕННЫЙ ПРАВИЛЬНЫМ ПРИЕМОМ - НЕВИДИМ.
ПРОТИВНИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОВЕРГНУТ, НЕ ВИДЯ ТВОИХ РУК.
ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ ИССКУСТВОМ БОЯ, НАДО ПОСТИГНУТЬ ЕГО ФИЛОСОФИЮ,
БЕЗ РАЗУМА ОНО НЕВОЗМОЖНО.

Мысли не должны сосредотачиваться на одном, и не нужно быть полностью поглощенным в каждое свое движение. Практикующий кунг-фу должен быть в одно время автором и исполнителем своего я, добровольно погружаясь в работу своего тела. Следует отвлечься от окружающей среды, чтобы стать более восприимчивым к внутренним силам, которые управляют телом.
ФИЛОСОВСКИЕ КОРНИ

Человек - Вселенная. Что самое главное в жизни человека - это всегда придерживаться космического порядка. Человек - микрокосмос - всего лишь продолжение вселенной, макрокосма и его жизненная внутренняя энергия - лишь частица Вселенной, и если человек даст ей возможность свободно протекать, то словно вечная энергия космоса будет действовать через него.

БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ
Избегать излишних волнений. Истина здесь рядом в сердце человека. Смысл всех вещей в спокойствии и умеренности. Следует жить в согласии с путем природы, из этого вытекают принципы внутреннего стиля Ву вэй - бездействовать, Вано - освобождаться, и Цуянь - эффективность, спонтанность.

Все должно быть в равновесии, как ИНЬ и ЯНЬ.

Все что является положительным, тоническим, мужским: жизнь, небо, солнце, день. И все, что умеряет жесткое: смерть, земля, луна, ночь. Но эти равновесия являются и находятся в постоянном движении, а истина находится в середине пути. Это фундаментальное философское положение представлено знаменитым символом ДАЙ ДЗИ.

Таким образом, мы прошли небольшой курс о кунг-фу, теперь перейдем к главному: изучению внутреннего стиля Ву-вэй.

Вместо удара в руки и ноги в первую очередь должно прийти дыхание - ци, которое переносится с кровью и является основой доблести и силы.

Когда кончик языка поднимается к небу, дыхание ци становиться здоровым, а когда дыхание ци направляется в киноварное поле, Дух - Щень становиться сильным. Вниз дыхание должно доходить до центра стопы Юнь-Цуань, а вверх оно должно достигать горы Кунь-Лунь - макушки головы.

Следуя этим китайским изречениям, вся сила в боевых искусствах заключается в правильном применении дыхания ци и направлении внутренней энергии путем напряжения и расслабления мышц во время блокирования или нанесения удара. Для того чтобы научиться этому, мы должны научиться правильно дышать, ощущать передвижение энергии Ци по малому и большому кругу, научиться наполнять энергией Ци киноварное поле Дан - Тянь и выбрасывать ее в ногу или в руку.

В дыхательной гимнастике существует шесть разновидностей дыхания, которые представляют собой шесть этапов для более глубокого овладения дыханием.
Естественное дыхание.
Циркуляция субстанций ИНЬ и ЯНЬ (малый оборот небесного цикла).
Циркуляция субстанций ИНЬ и ЯНЬ (большой оборот небесного цикла).
Контроль и периодичность дыхания СИ-ТЯО.
Горловое дыхание ХОУ-ШОУ ХУ-СИ.
Внутреннее дыхание.

Первый этап - это естественное дыхание. Во время вдоха между носом и губами существует небольшая щель, а верхние и нижние зубы касаются друг друга. Кончик языка прикасаеться к основанию нижних зубов. По мере того как делается вдох, брюшная полость выпирает. Во время выдоха рот плавно закрывается, язык опускается к нижнему небу и по мере выдоха живот подбирается. Это дыхание нужно тренировать каждый день в течение получаса. Однако начинать следует с трех - пяти минут, потом доходить до десяти минут и наконец до получаса.

Все остальные этапы также требуют получасовой практики в день. После тридцати дневных занятий первым этапом увидишь результаты в том, что станешь сильнее, бодрее психически, увеличится мощность легких.

Второй этап называется циркуляцией субстанций ИНЬ и ЯНЬ, малый небесный цикл. Согласно теории ЦИ-ГУН, передняя часть человеческого организма относится к субстанции ИНЬ, а задняя к субстанции ЯНЬ, и если субстанции ИНЬ и ЯНЬ охватывает один маленький небесный цикл, это значит, что дыхание ЦИ может расширятся, циркулируя в верхней части туловища, не достигая нижней части организма. И поэтому этот цикл называется малым небесным циклом.

Циркуляция субстанции ИНЬ и ЯНЬ по малому небесному циклу также называется вдохом и выдохом обратного типа, так как в этом случае расширение и сокращение является противоположным относительно первого этапа естественного дыхания, на котором во время вдоха живот подбирается. Хотя дыхание осуществляется через нос, управлять циркуляцией дыхания ЦИ необходимо посредством ума, направляя его в верхнюю часть организма, то есть в данном случае ум управляет дыханием ЦИ.

Во время выдоха в уме следует думать о том, как дыхание ЦИ с макушки головы опускается через грудную клетку в область киноварного поля. Во время вдоха нужно думать, как дыхание ЦИ из киноварного поля поднимается через копчик, по позвоночнику вверх, доходя до мозга. Во время вдоха необходимо втягивать анус.

Если ты стоишь в боевой позиции, тогда во время вдоха следует напрягать пальцы ног, как бы захватывая землю. Это способствует поднятию дыхания ЦИ. Время тренировок этим способом составляет 90 дней. В результате этих занятий можно вылечить заболевание легких, кишечные заболевания, сердечные, пониженное кровяного давления и т. п.

Третий этап называется циркуляцией ИНЬ и ЯНЬ по большому циклу. Он называется так, потому что дыхание распространяется и на нижнюю часть организма. В связи с тем что тренирующийся уже овладел двумя методами, научился дышать более глубоко и полно, циркуляцию ЦИ можно распределять на весь организм. Во время дыхания выдох делается через рот, а вдох через нос. Во время выдоха брюшная полость расширяется и в это время следует представлять, что дыхание ЦИ спускается с макушки через грудную клетку и киноварное поле в центр стопы, где расположена точка ЮНЬ-ЦЮАНЬ, или клокочущий источник. Во время вдоха следует думать, что дыхание ЦИ через точку ЮН-ЦЮАНЬ поднимается до копчика, дальше по позвоночнику и шее, проникая в мозг. Во время вдоха необходимо напрягать пальцы ног. Срок тренировки - 180 дней. Эффект такой же как и на втором этапе, кроме прочего этот тип дыхания укрепляет нервную систему.

Четвертый этап называется контролем периодичности дыхания СИ-ТЯО, он также называется естественным дыханием.

Он называется естественным потому, что здесь происходит последовательное расширение и сокращение брюшной полости, однако вдох и выдох являются более глубокими и долгими, чем на первом. Четвертый этап продолжается в течение 60 дней, он служит для гармоничного развития брюшной полости и для лечения кишечных заболеваний.

Пятый этап называется горловым дыханием. Кроме того, он называется усиленным глубоким дыханием. Горло должно максимально расширяться, т.к. расширение горла позволяет усилить и углубить вдох и выдох. Почему слова, которые поют, хорошо слышны?.. Потому что горло полностью открыто, расширение и сокращение брюшной полости на этом этапе происходит также как на втором и третьем этапе. Кроме того, движение ЦИ нужно делать по всему телу. Время занятий - 90 дней. Очень хорошо укрепляет внутренние органы.

Шестой этап называется внутренним дыханием: вдох через нос, живот во время вдоха подбирается, во время выдоха расширяется. Почему называется внутренним? Потому что во время вдоха не слышно звука дыхания, так что сам дышащий не слышит звука дыхания. Во время вдоха ЦИ опускается с макушки в киноварное поле, потом ниже. Время занятий - 300 дней.

Развивая эти способы дыхания, надо не забывать, что параллельно должна развиваться мышечная система рук и ног, гибкость тела. Что составляет неотъемлемую часть при занятиях боевыми искусствами. После усвоения правильного дыхания и ощущения циркуляции энергии ЦИ по малому и большому кругу нужно учиться выбрасывать энергию через руки и ноги, для того чтобы наносить неотразимый энергетический удар, который называется черный удар ЯНЬ.
ПОКОЙ, МЕДИТАЦИЯ

Покой заключается в пустоте сердца, которое держит лишь образ единого, и десять тысяч вещей падают в пустоту, подобно камням, которые погружаются на морское дно.

В расслаблении мышцы твои легкие, подобно зыбучему песку, в котором кровь вслед за дыханием ЦИ движется плавно вниз. Вдох и выдох должен быть глубоким, долгим, тщательным и уравновешенным, так чтобы долгота вдоха и выдоха не отличались не на йоту.
РЕГУЛИРОВКА УМА

Дыхание ЦИ должно соединятся с силой ЛИ, мозг должен сохранять единство с сердцем, сердце должно соединиться с умом, а ум должен руководить дыханием.

Дыхание ЦИ укрепляет силу ЛИ, а сила является двигателем дыхания ЦИ. Посредством дыхания совершается усилие, а усилие должно достигать глаз и зрения.

Действие должно совершаться плавно и постепенно, посредством резких движений не достигнешь успеха.
ЕДИНСТВО ВДОХА И ВЫДОХА

Тело движется подобно перекатывающейся волне, и руки вылетают, как катятся волны. И когда наносят удар, даже тени не видно, нужно быстро защищаться, нужно быстро нападать. Так что великий секрет искусства движения заключается в единстве вдоха и выдоха. ЦЗУН-ЦИ (главное дыхание).

Если будешь долго и упорно заниматься, то сила твоя, подобно волне, сможет разрушить гору.
КИНОВАРНОЕ ПОЛЕ

Закон киноварного поля - это основа дыхательных гимнастик, и сила, которая исходит из киноварного поля, равна силе тигра. Все сто суставов человеческого организма движутся вместе и движение - устремление - усилие извергается подобно вулкану, энергия ЦИ пронизывает все суставы - сочленения организма, и сила его как удар грома, а скорость подобна молнии.

Когда главное дыхание ЦЗУН-ЦИ, охраняющее дыхание ВЭЙ-ЦИ и изначальное дыхание ЮАНЬ-ЦИ всего организма сконцентрированы в киноварном поле ДАНЬ-ТЯНЬ, тогда организм способен обрушивать на противника огромную непреодолимую силу. Наилучшее время тренировки концентрации на киноварном поле - это на рассвете, с пяти до семи утра; утром, с девяти до десяти; после полудня с двух до трех и вечером, с девяти до одиннадцати. В начале заниматься десять-тридцать минут, а после одного года можно тратить 30-60 минут.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЫХАНИЕМ ЦИ

Управление дыханием Ци, способность умом направлять дыхание ЦИ в нужное место организма. Например, у вас болит печень и поэтому нужно, чтобы дыхание ЦИ поступало в печень. Понемногу концентрируйте дыхание ЦИ в необходимом месте.

Вы можете направить дыхание ЦИ куда вам нужно. Кроме того, хороший способ управления дыханием ЦИ - это управление дыханием с помощью зрения. Если вы хотите, чтобы дыхание ЦИ направилось в головной мозг, нужно поднять глаза кверху. Если опустить в ноги, нужно смотреть вниз.
Сердце - это изначальный наставник (полководец).
Дыхание Ци - это движение вперед.
Глаза - это стяги и знамена. Если в глазах мутится, зрение не сконцентрировано, тогда не видишь ясных указаний. В результате чего движения и покой теряют правильную последовательность, нарушается регулярное чередование вдоха и выдоха.
Все движения тела, движения ног, повороты рук должны быть подвижны. А эта подвижность достигается посредством тренировки дыхания ЦИ. Быстрое движение, и со всей скоростью устремляется дыхание ЦИ. Если не нужно биться, то все нормально. А битва случается - одерживаешь в ней победу.
ГЛАЗА

В практике боевых искусств важное место занимают глаза. Оттачивай способность зрения видеть расположение и построения противника, ведь воля твоя следует поворотом глаз. Движение сердца должно приводить в движение все сто суставов сочленения организма, а сущностная сила человека проистекает из легких.

Нужно регулировать и контролировать последовательность вдоха и выдоха движения и покоя, принимая вовнутрь дыхание ЦИ и концентрируя его в единый комок. Ведь каждое движение организма пронизано единым дыханием ЦИ, в результате чего и ноги, и руки становятся быстрыми и сильными как у обезьяны.

И движется человек со скоростью вспышки молнии, и с радостным настроением проходит он, победив во всех схватках.
ДЫХАНИЕ ЦИ И СИЛА ЛИ

Дыхание ЦИ циркулирует в системе каналов и меридианов ЦЗИНЬ-ЛО в сухожилиях и каналах МАЙ. А источником силы ЛИ являются кровь, мышцы, кожа и кости. Если противник силен, то облик его, кожа и кости, выражают внешнюю силу, а внутренняя сила заключается в сухожилиях и каналах. Дыхание ЦИ и кровь действуют в виде внутренней силы, а кровь и сила ЛИ действуют как внешняя сила. И только в том случае если ты понимаешь смысл дыхание ЦИ и кровь, тогда будишь источник происхождения дыхания ЦИ и силы ЛИ.

Сначала происходит движение дыхания ЦИ, из чего проистекает действие силы ЛИ, и если киноварное поле наполнено, тогда достаточно силы и дыхания.
СЕКРЕТЫ КУЛАЧНОГО БОЯ

Во время четвертой фазы нужно расправить суставы и удалить из организма отработанное дыхание ЦИ. 9 раз подняться и 9 опустится. Выдох подобен орлу, который хватает когтями рыбу, а вдох - это огромная птица пэн, что расправляет крылья. В час цзы упорно и настойчиво практикуй упражнение «ветер раскачивает иву» а упражнение «алмазный кулак» следует делать в час хай. После еды многократно повторяй упражнение «металлический палец», а затем ребром ладони разбивай деревянную куклу. С открытым сердцем тренируй упражнение «макушкой расколоть кирпич» а после полудня ударом локтя разбивай камень. Когда дыхание ЦИ достигает макушки КУНЬ-ЛУНЬ, делаешь упражнение «алмазная стопа». Когда голоден и устал, поднимай дыхание ЦИ, прыгая на стену. Подвесив мешочки с песком и камнями к ногам, проходи 1000 ли, а когда дыхание ЦИ выходит из киноварного поля, подметай двор. Когда дыхание ЦИ собирается в киноварном поле, поднимайся наверх, и подобно порыву черного ветра, вали на землю лес. Когда дыхание ЦИ выходит и доходит до точки БАЙ-ХУА, ветер движется вниз, проносится по рынку, натягивая свой лук, как лук выгибаешься вперед и наносишь удар ногой в позе тигра, концентрируешь дыхание ЦИ, возвращая в сердце, и направляя его в основание стопы. Дыхание ЦИ пронизывает обе стопы, и ты стоишь подобно всаднику, сидящему на лошади, устойчивый как гора ТАЙШАНЬ - лестница, ведущая на небеса. Если трансформируешь дыхание ЦИ, то в бою подобен пущенной из лука стреле, неуловимой силой духа пролетаешь со скоростью ветра неразгаданай тайной.

Все это переводы с древних китайских трактатов боевых искусств. Каждое такое изречение идет как бы в закодированной форме, и каждый, кто будет это читать, должен сам додуматься, о чем здесь идет речь и как нужно правильно все это применять при тренировках. Рассмотрим дальше эти трактаты, в них пойдет речь о воспитании своих рук, доведении их до жесткости смертельного оружия.

Монахам Шаолиня запрещалось, носить с собой оружие, и поэтому они делали из своих рук и ног страшное оружие, доводя твердость их до твердости метала.
НАБИВАНИЕ КУЛАКОВ

Каждый день рано утром и перед сном сначала наноси удары кулаком по внутренней стенке или по деревянной доске. Каждый день делай по три комплекса, за один комплекс наноси 50-100 ударов. И только через три - пять месяцев начинаешь замечать какие-то результаты. В день следует делать три - четыре комплекса, а каждый комплекс состоит из 50 ударов. После трех - пяти месяцев, когда сможешь разбить кирпич, переходи к разбиванию камней.

А сейчас мы узнаем, как это делали монахи Шаолиня.

Во время четвертой стражи наноси удары по мешку с рисом, а вечером при свете звезд бьешь по доске. В полдень наноси удары по обеденному столу, а после обеда бьешь по стене. Лопается кожа и кровь разлетается брызгами, а ты и весной и зимой все продолжаешь свои тренировки.
НАБИВАНИЕ ПАЛЬЦА

Нужно стараться тренировать силу указательного пальца, а для этого дыхание Ци должно выходить из киноварного поля. Сначала следует бить пальцем в пшено, потом нужно бить пальцем в песок и гравий. И палец твой покраснеет и опухнет, но ты должен бить 3800 раз. После этого мясо на пальце превратиться в струпья и мозоли, тогда нужно бить им в железные опилки. После этого, как ударил девять раз по тысяче раз, будет лопаться палец и кровь выступать. Но мозоль покроет потом палец твой тройным слоем, и трижды должен смениться ноготь, и тогда станешь ты мужем, достигшим совершенства в боевом искусстве. Ударишь по стене, и вмиг образуется дырка, т.к. плоть на пальце превратилась в металл.
РАЗБИВАНИЕ КАМНЕЙ ГОЛОВОЙ

Сначала нужно встать в стойку трех кругов и пять раз привести в движение дыхание ЦИ. При этом оно должно выходить из киноварного поля и направляться в точку БАЙ - ХУА. После чего наносят себе удары по макушке и бьют себя по черепу кулаком, и постепенно удары становятся все сильней. Удары головой наносят по стене, можно разбивать деревянную доску. Это упражнение лучше делать в полдень. Когда тренируешься, язык должен касаться неба, рот закрыт, дыхание через нос. Дыхание ЦИ проходит через макушку головы, и когда дыхание ЦИ выходит, издается резкий звук. При этом нельзя расслаблять дыхание ЦИ.

Следует заметить, что эти тренировки должны проходить под наблюдением опытного мастера, чтобы избежать всяческих травм и сотрясений.
УПРАЖНЕНИЯ

Давайте теперь рассмотрим, что дают нам различные упражнения, их очень много в боевых школах востока. Я приведу пример лишь немногих из них, которые чаще всего использую в своих занятиях.
Почеши плечом ухо. Способствует нормализации тонуса сосудов головы, снятию усталости и раздражительности, устраняет скованность в плечевом поясе.
Змея в танце. Разминка мышц поясницы, увеличивает подвижность позвоночника, оказывает эффект при болях головы.
Массируйте колени. Оказывает тонизирующий эффект.
Кольцо змеи. Увеличивает подвижность в тазобедренном суставе.
Змея играет хвостом. Тонизирует нервную систему.
Поверженный дракон. Укрепляет брюшной пресс.
Удав готовиться к броску. Сопровождается массажем рефлексогенных зон поясницы и тыльной стороны кисти. Связано с деятельностью мочеполовой и центральной нервной системы. Способствует профилактике поясничных болей.
Змея кусает себя за хвост. Массирующее воздействие на активные зоны на лодыжках и пальцах ног, связанных с деятельностью нервной системы органов зрения и слуха, желез внутренней секреции.
Руки толкают небо. Используется для восстановления дыхания и умения напряжение и расслабление связать с вдохом и выдохом.
Змея поднимает голову. Для разминки суставов рук отрабатывается движение: рука-змея используемое в боевых приемах.
Брось взгляд назад. Для устранения переутомления и семи заболеваний (сердце, печень, селезенка, легкие и почки, а также от расстройства мочеполовой системы).
ПАЛЬЦОВКА

Считается что каждый палец связан с определенным космогоническим началом - это пять стихий традиционной китайской философии (металл, огонь, вода, дерево, земля).

Либо что-то другое. Например в школах НИНДЗЮЦУ, Большой палец соответствовал пустоте - началу и конечной точке всех вещей. Указательный - ветру и любым газообразным субстанциям, отвечал за мудрость и добродетель.

Средний палец - огонь и горение - представлял разум и агрессию. Безымянный - вода и жидкости - контролировал деятельность тела и эмоции. Мизинец - земля - связан со стабильностью человека в переменчивом мире.

Правая рука позитивная - ИНЬ, отдающая энергию. Левая - пассивная, ЯНЬ, принимающая энергию. Замыкая в кольцо большой и безымянный палец, повышается приспосабляемость и гибкость сознания. Переплетение пальцев КУДЗИ-ИН, которое замыкает круговорот ЦИ по специальной траектории. Одна пальцовка успокаивает разум, другая дает силу, третья адаптацию в экстремальных условиях.

БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ УДАРАХ
ИН-ТРОН - между бровями
ШОКУ - переносица
ТЬЯН-ТИН - сонная артерия
ЛЯНЦЮАН - кадык, гортань, трахея
ЦЮО - нижняя часть грудной кости
УЖОНКОАН - солнечное сплетение
СОНЛИ - на сгибе локтя
УЖАНМЕН - свободная точка 11 ребра
ЦЗЮЙКОАН - под ложечкой
ШЭМЭН - подчревье
ЦРИУРОН - складка паха
КОНСУНЬ - внутренняя часть стопы
ФОНФУ - затылок, основание мозжечка
ВАЛАО - между 2 и 1 спинным позвонком
ШЕН-ЧЖУ - между 3 и 4 спинным позвонком
ШЕН-ДАО - между 5 и 6 позвонком
УЖЭИАН - между 7 и 8
ШЕНЛЮ - между 2 и 3 поясничным позвонком с обеих сторон позвоночника
СЮЙАНЧУ - между 1 и 2 поясничным
МИНМЭН - между 2 и 3 поясничным
ЛАНЕОАН - между 4 и 5 поясничным

Судя по этим описаниям болевых точек, можно сказать, что большая их часть находиться на спине и при правильном нанесении удара полностью парализует противника.

Теперь перейдем к командам, которые подаются перед началом и по окончании занятий. Все это входит в ритуал занятий, и каждый занимающийся должен их знать. Без ритуала ничего не делай, без ритуала ничему не внемли, без ритуала не двигайся с места.
ДУЙСИН - постройтесь
ЧЖАНЛИ - стоять прямо - смирно
НИНЬХАО - здравствуйте
ХАО - ответное приветствие
ЧАНЬ-ЗО - медитация перед тренировкой
ЦИНЬ-ЦЗО - садитесь
ЦИЛАЙ - встаньте
КАЙШИ - начинай
СЕНЬ-ШЕН - учитель
ЦЗАЙ-ЦЗЯН - до свидания
ЛАНСИ - тренировка
ЛЮВЕЙ - конец

Так что команды перед началом будут звучать так; ДУЙСИН, ЧЖАНЛИ командует старший ученик, после этого перед строем выходит учитель и всех приветствует: НИНЬХАО, ХАО - отвечают ученики. Потом звучит команда ЧАНЬЗО, ЦИНЬ ЦЗО, все садятся на медитацию перед занятием.

После 2 - 3 минут медитации звучит команда ЦИЛАЙ, и по сигналу учителя все вскакивают со своих мест. Звучит команда ЛАНСИ КАЙШИ и начинается тренировка, после тренировки старший подает команду ДУЙСИН ЧЖАНЛИ, все строятся, и учитель командует ЦЗАЙ- ЦЗЯН ЛАНСИ ЛЮВЕЙ, и на этом тренировка заканчивается.
НАЗВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ТЭУ-ГЕН-ДИ железный буйвол пашет землю.

ГАН-ЦЗИНЬ-ЦЗЮАНЬ алмазный кулак.

ФЭЙ-МАЙ-ЦЗЯО нога, летящая как перо.

ДА-ТА-ДАЙ удары по мешку с песком.

ДАЙ-ТЕ-ВА ношение железных обручей.

ДА-МУ-ЖЕНЬ бить деревянную куклу.

ТЭ-ГАНЬ-ТУЙ нога как железный столб.

СЕ-ЦЗЫ-ЛОУ-ЛУ скорпион, ползущий по дороге.

ПО-ИНЬ-ЧЖОУ локоть разбивает субстанцию ИНЬ.

ТУЙ-ШАНЬ ЧЖАН ладонь толкает гору.

ПЕ-ЧЖУ-ГАНЬ шест для ударов.

ХЕЙ-ХУ-ТЯО-ШАНЬ черный тигр перепрыгивает гору.

МАО-ЧЖАН размалывающая ладонь.

ФЕН-ЧЖАН ветреная ладонь.

ЧЕНЬ-ЧЖУАНЬ-ЧЖАН ладонь, размалывающая кирпич.

И-ЧЖИ-ЦЗИНЬ палец твердый как метал.

ДУКИ-КАО-ХУ встав на одну ногу оседлать тигра.
ТОЧКИ ВЫБРОСА ЭНЕРГИИ ПРИ УДАРАХ И ЛОМАНИИ ПРЕДМЕТОВ

ВАЙ-ГУ-АНЬ расположена на тыльной стороне кулака на 2 цуня выше сустава.

ХОУ-СИ расположена на ладони на 1 цунь выше сустава.

БАЙ-ХУА макушка головы.

ШОНЬ-ЧЖУН середина грудной клетки.

ЦЗЮЙ-ЧЮЭ точка на уровне сердца на 6 цуней выше пупка.

ЮНЬ-ЦЗЮ-АНЬ клокочущий источник, расположена на середине стопы.
НАЗВАНИЕ УДАРОВ И БЛОКОВ

ЦЮАНЬ кулак.

ГОУ рука-крюк.

ХУ-ЧЖАН рука - лапа тигра.

ЛУН-ЧЖАН рука - лапа дракона.

ИН-ЧЖАН рука - лапа орла.

ШЯКУ удар, нанесенный снизу вверх.

ТИН-ЧЖУ удар, нанесенный локтем.

ЦА-ЦЮАНЬ рука-молот.

ЦХЫАНЕЙ-ГУН боковой удар кулаком.

НЫДАН блок рукой вовнутрь.

ВЭКО блок рукой наружу.

СЯАН блок рукой вниз.

Ю правая сторона.

ЦЗО левая сторона.

ЮЦЗО-ФЕН-ЗУН удары правой и левой ногой.

ЛУ-ДА-ГУНЬ удар ногой назад (удар осла).

ШАН-ЦЗЯН блок рукой вверх.

ЛОУТО сметающий блок ногой.

ШИШИКО-ДАН сбив ногой вовнутрь.

ШИЦЗЯ-ШОУ скрещенные руки.

ХУ-КОУ- рука - пасть тигра.

УДАЙ-ТУЙ боковой удар ногой.

ДЕН-ТУЙ прямой удар пяткой.

ТУЙ-ЧЖАН удар ладонью.

ЧУНЬ-ЦЮАНЬ удар железный кулак.
СТОЙКИ

БИМБУ фронтальная стойка.

МАБУ стойка всадника.

ГНУНБУ стойка лучника.

СЮЙБУ стойка пустая нога.

ПУБУ стойка нижняя дракона.

ДУЛИМБУ стойка на одной ноге.

СЕБУ скрученная стойка (обезьяна в кустах).

ГАЙБУ стойка ножницы.

ЦЗЯН-ЧА продольный шпагат.

ХЕН-ЧА поперечный шпагат.

Теперь перейдем к секретам китайской медицины. Я хочу рассказать о секретах китайских пилюль, состав которых я приведу дальше. У китайцев немаловажную роль всегда играла их особая народная медицина, которая большей частью основана на природных компонентах и биоэнергетике организма. Секреты этой медицины идут из самых древних корней восточной цивилизации. Ведь известно что она самая древняя на земле. Развитие боевых искусств древнего востока и развитие медицины всегда шло бок о бок, ведь одно без другого немыслимо.
ШАОЛИНЬСКИЕ ПИЛЮЛИ, ВОЗВРАЩАЮЩИЕ МОЛОДОСТЬ

Берется по 120 грамм горца многоцветкового (сваренного в вине) и дерезы китайской, 120 грамм семян повилики китайской, 120 грамм плодов блестящей бирючины, 60 грамм черных семян кунжута восточного, 180 грамм дудника разнообразного, 240 грамм корня наперстянки обыкновенной, 120 грамм эклипты черной, 60 грамм женьшеня, 60 грамм пиона бело-цветкового, 60 грамм семян целозии серебристой, 180 грамм диоскореи японской, 60 грамм куркулиги орхидеи видной, 60 грамм семян кардамона, 60 грамм дендробиума благородного, 60 грамм чудесных дожей,30 грамм цедры. Все перемалывается в порошок, потом берется мед высшего качества и готовятся пилюли величиной с пулю, которые покрываются оболочкой из воска. Каждый раз применять по 1 - 2 пилюли (два раза в день, запивать холодной кипяченой водой). Можно применять в течение многих лет. Укрепляют печень и почки, восстанавливают естественный цвет волос, улучшают цвет лица, улучшают зрение и слух, укрепляют зубы. При применении нельзя есть свинину, масло и сало, сырое мясо и рыбу, острые блюда.
ШАОЛИНЬСКИЙ ОТВАР ПЯТИ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ

Берется 30 грамм диоскореи японской, 30 грамм суньшаньского женьшеня, 120 грамм соевых бобов, 30 грамм астрагала Хуан-чи, 120 грамм свежего корня наперстянки, 10 штук китайских фиников. Все за исключением фиников помещают в глиняный горшок и варят в течении 1-2 часов до тех пор, пока не останется одна чашка. Оставшуюся жидкость выпить в два приема, заедая финиками. В месяц применять 10 раз. Очень хорошее средство при занятиях боевыми искусствами, увеличивает энергетическую силу и способствует быстрому восстановлению организма при интенсивных занятиях.

Так что же такое Кунг Фу?

Этот термин пришел в русский язык с Запада. Он происходит от искаженного китайского слова «гунфу». В Китае данное слово всегда употреблялось в двух значениях - прямом и переносном. Прямое значение термина «гунфу» тройственно: «работа над собой», «повышение мастерства в чем-либо», само это «мастерство». Переносное - «воинские искусства» (в смысле практики самосовершенствования).
На Западе, а вслед за тем в странах СНГ термин «кунг-фу» стал использоваться для обозначения китайских боевых искусств.
Помимо названия «кунг-фу», воинское искусство в Китае имело множество названий, которые менялись вместе с техникой и философией:«Цюань-шу» – искусство кулачного боя, «Цюань-фа» – кулачная техника, «Цуань-йон» – кулачный бой, «Шу-по» – бой руками, «Сянь-по» – общий бой, «Дзу-дзи» – техника поединка, «Дзюэди» – борьба, «У-йи» – боевое искусство. «У-шу» («У» – воинское, «шу» – искусство) – это название применялось к воинскому искусству как к ремеслу военного: владение оружием, стрельба из лука, верховая езда, а техника боя. «У-дзинь» – боевая техника: оружие, лук, ведение рукопашного боя.

В чем суть Кунг Фу?

Наиболее точно суть Кунг-фу передает термин “Ян-шен-шу” (искусство продления жизни). Одной из основных целей занятий является сохранить жизнь, защитить себя не только от внешних врагов, но и от внутренних. Первый шаг – это умение защитить себя от самого себя, как от самого опасного врага (искушения и соблазны, т.е. вкусная пища вместо полезной; комфорт вместо покоя; развлечения вместо совершенства).

Здоровье, сила, выносливость – то, что должны дать занятия прежде всего. Если нет здоровья, то и нет смысла учиться защищать себя от врагов. Правила жизни, созданные нынешним обществом не позволяют человеку думать о здоровье. Сегодня все силы отдаются чтобы потерять его окончательно и получить взамен карьеру, деньги, власть, т.е. получить всё, что не является критерием счастливой жизни с точки зрения психически и физически здорового человека. Здоровье можно легко потерять, даже не заметив этого, потому что мы накопили множество привычек, которые его разрушают. Виной тому только человеческая глупость. Необходимо научиться ставить приоритет, видеть разницу между необходимостью и желанием.

Непосредственная задача техники – это научиться владеть своим телом, осознать его анатомические возможности. Управляя своим телом, мы развиваем разум на скорость мышления и сосредоточенность. Боевое искусство предназначено для сохранения жизни. Техника должнабыть прежде всего эффективной, потому что в Кунг-фу не существует спортивных соревнований, приемлемо всё, что дает преимущество и ведет к победе.

«Недеяние» в Кунг-фу. Усердие. Самореализация.

Для занятий Кунг-фу нужно освободиться от пустых размышлений, никакие лишние «умствования» не должны мешать занятиям.

Кунг-фу – это прежде всего усердие .

Стремиться нужно не к достижению результата и победе на соревнованиях, а к бесконечному совершенствованию своего психофизического состояния. Нужно избавиться от всего того лишнего, что мешает сосредоточиться на занятиях: лишние мысли и проблемы должны быть оставлены за стенами зала. Необходимо избавиться от суеты, ненужного напряжения, перестать ждать результата (как говорят китайцы, «достигать всего нужно недеянием»).

«Недеяние» - это не значит ничего не делать, это значит не ждать результата, просто делать, а результат – это естественная награда за труд. Необходимо отказаться от самоутверждения в пользу самореализации . У европейцев считается, что реализовался тот, кто получил прибыль от того дела, которым занимается, т.е. художник – не тот, кто умеет рисовать, а тот, кто дорого продает свои картины. Чем дороже картина, тем «талантливей» художник. Деньги являются эквивалентом умения.

Воинским искусством нельзя торговать. Это умения каждого. Это залог гармонии и здоровья. Это бесценно.

Многие, кто только начинает заниматься, пытаются доказать себе и окружающим на что они способны. Каждое занятие для них – борьба (самоутверждение). Надо отказаться от этого и приложить усилия для самосовершенствования. Благодаря этому меняется отношение к занятиям, вместе с «борьбой» исчезает напряжение, ненужное старание, бесполезная трата сил. Вместо этого появляются осмысленность, терпение, покой. Тогда можно наслаждаться не быстрым результатом, а самим процессом. Результат будет естественной наградой приложенным усилиям. Занятия собой, своим здоровьем можно будет пронести через всю жизнь, сделав их ее неотъемлемой частью.

Естественность.

Совершенство опирается на законы природы. Необходимым является состояние естественности (цзыжань) и естественной расслабленности (фансун). Все школы кунг-фу едины. Существует один главный стиль – стиль человека. Мы стремимся развить свои возможности, убрав искажения.

Тактика ведения поединка в кунг-фу сложна и многообразна. Разберем некоторые основные тактические моменты и принципы ведения поединка.
В схватке следует выполнять следующие требования: локти у ребер, кулаки всегда у сердца. Руки, как правило, должны защищать верхний и средний уровень, ноги - нижний.
Защищаясь от мощного удара, надо уклониться, уйти с линии атаки, а затем использовать образовавшуюся брешь в обороне противника и контратаковать его.
Все части тела в кунг-фу действуют согласовано. Неудавшийся удар рукой подкрепляется ударом ногой и наоборот.
Самое важное в кунг-фу - это правильные совместные действия рук и ног. Каждому изменению положения ног (позиции) должно соответствовать действие рук. Причем для того, чтобы техника работала эффективно, необходимо наполнить энергией удар (то есть должно зародиться усилие - цзинь). Эта энергия зарождается в талии, усиливается ногой и достигается руки. Удары выполняются с криком и без крика. Резким и мощным ударам обычно сопутствует крик, который усиливает выброс энергии во время удара.

Дистанция
Первое, с чего следует начинать изучение тактики - это дистанция, на которой располагается от вас противник.
В рукопашном бою, без применения оружия, существуют четыре вида дистанций:
1. Бой вплотную с обхватом, то есть то, что называется борьбой.
2. Бой вплотную без обхвата или расстояние между противниками составляет не более полушага. Это сфера ударов локтями, коленями, головой, болевых приемов на суставы рук.
3. Расстояние 0,5-1,5 шага. Это сфера действия ударов кулаками, ладонями, пальцами.
4.Расстояние 1,5-2,5 шага. Это сфера действия ударов стопами ног.
Все эти виды дистанций будем подразделять как:
1. Борьба вплотную.
2. Ближняя дистанция.
3. Средняя дистанция.
4. Дальняя дистанция.
Конечно, это разделение несколько условно и во многом зависит от индивидуальных особенностей противника. Например, если вы ведете бой с противником высокого роста и обладающего длинными ногами, то вы должны учитывать, что один его шаг равен вашим полутора, а то и двум шагам. Если же противник невысокого роста, то, вполне естественно, что его шаг будет равен, примерно, 0,7-0,8 вашего шага. Поэтому при оценке дистанции никогда не довольствуйтесь догмами, а всегда исходите из реальной ситуации.
В начале боя лучше всего располагаться на дальней дистанции (1,5-2,5 шага) от противника. Эта дистанция является оптимальной потому, что выводит вас от непосредственной угрозы удара кулаком, а ногой можно достать только лишь с подскоком или подпрыжкой, и если вы внимательны и подвижны, то всегда сумеете отреагировать на подобную атаку.
При более близком расположении от противника вы просто можете не успеть среагировать на его быструю и стремительную атаку. А при более далеком - сами не сможете провести успешную атаку.
Расстояние настолько важно, что даже маленькая ошибка в досягаемости может сделать нападение бесполезным. Вы должны совершить нападение за мгновение до того, как противник окажется в пределах досягаемости, а не после.
Дистанция разрывается с помощью шагов, подскоков и перепрыжек.

Нападение или отступление должны быть быстрыми и решительными. Противник не должен предвидеть ваши движения до тех пор, пока не будет слишком поздно.
Подобные оценки дистанции должны проводиться бойцом автоматически (подсознании) на протяжении всего боя.

Следование
Другим важнейшим тактическим принципом ведения поединка является следование.
В традиции воинского искусства Китая понимание "следования" запечатлено в следующей формуле: "Прежде чем двинется противник, двигаюсь сам, прежде чем враг прекратит движение, останавливаюсь сам; противник утомляет себя, а я отдыхаю; противник жесток, а я мягок, противник отступает, а я нападаю; противник наступает, а я отступаю; противник в движении и я двигаюсь".
Если противник делает какое-либо движение, необходимо тут же на него реагировать. Например, если он делает шаг вперед, то необходимо сделать шаг назад или в сторону, уходя с линии атаки. Если он делает шаг назад, то вы делаете шаг вперед и при малейшей возможности проводите быструю и решительную атаку.

Обманная атака
Очень трудно победить соперника, если он находится в удобном положении, состоянии готовности и ожидания вашей атаки. Для того, чтобы победить, необходимо вывести его из этого положения. И тут на помощь приходит такой тактический способ ведения поединка, как обманная атака. Обманные действия - важнейшая часть теории поединка в кунг-фу. Во всех стилях китайских боевых искусств можно встретить выражение: "Голос слышен на Востоке, а удар идет с Запада".
Этот тактический метод отличается от других методов использованием обманных движений и ударов в начале атаки. Он основан на том, что вы начинаете атаку с обманных ударов и передвижений. Суть этого метода состоит в том, что, нанося обманный удар, вы не вкладываете в него всего всю силу, а лишь имитируете. Противник же, не зная этого, реагирует как на настоящий удар, тем самым, раскрываясь для вашей последующей, уже настоящей атаки. И в эту атаку вы уже вкладываете все свое усилие, весь потенциал.
Зачастую, для успешного проведения атаки необходимо нанести не один обманный удар, а несколько и лишь после этого переходить к настоящей атаке.
Для того, чтобы атака была успешнее и эффективнее необходимо проводить ее в различные уровни и наносить удары с разных сторон.

Принцип координации рук и ног
Старинная поговорка мастеров кунг-фу гласит: "Если рука достигла точки нанесения удара, а нога не подоспела, значит, ты только ищешь себе хлопот. А если взгляд достиг нужной точки и подоспели руки и ноги, значит, ты постиг секреты мастерства".
Одним из самых серьезных недостатков в схватке считается отсутствие координации рук, ног и взгляда. Если удары рук запаздывают за движением ног, в этом случае удар будет малоэффективен. Если же удары руками опережают движение ног, то даже, если удар и достигнет цели, он будет несильным, так как он лишен силы, идущей от ног. Кроме того, при таком ударе легко потерять равновесие и этим может воспользоваться соперник.

Принцип соответствия рук
Движения должны быть слитными. Вращение плечей при ударе должно полностью следовать за движением кулаков (ладоней).

Сила идёт из поясницы
Этот принцип является одним из важнейших в кунг-фу. Источник движения всегда находится в пояснице, и всякое движение осуществляется за счет скручивания поясницы и всего тела. Мастера говорят: "Входя в соприкосновение, всякий раз необходимо скручиваться, превращайся и облик меняй, не оставляй следов!" Корень же превращений скрывается в твоем шаге, шагаешь вперед или назад - прежде всего движется поясница.

Принцип напряжения - расслабления
Во время подготовки удара кулак (ладонь) остается совершенно расслабленной и лишь в момент нанесения удара благодаря усилию цзинь кулак (ладонь) на одно неуловимое мгновение обретает необыкновенную твердость.

Принцип присутствия мягкости и жёсткости
Подлинное мастерство состоит в овладении принципом взаимоперехода и взаимопроникновения твердого и мягкого. Прежде чем жесткость сполна раскроется в момент удара, нужно взращивать внутри себя расслабленность и живую пустоту. Мастера говорят: "Мягкостью преображай жесткость, жесткостью покоряй мягкость".

Искусство взгляда
В боевых искусствах взгляд является одним из показателей мастерства. Ясный и быстрый взгляд в поединке не менее важен, чем тренированные руки и ноги. Во взгляде непосредственно отражается то или иное состояние сознания. Взгляд новичка обычно приковывается к рукам, ногам или глазам противника, выдавая свою неуверенность или нерешительность. Вопрос, куда направлять взгляд во время поединка, всегда вызывал у неопытных бойцов чувство недоумения и растерянности. В принципе, однозначного ответа не существует. Разные мастера трактуют его по-своему.
Одни рекомендуют смотреть в глаза, другие - на плечи, третьи - на грудь противника. Но все они сходятся в одном - ни в коем случае нельзя концентрировать свое внимание на какой-нибудь одной точке. Иначе вы просто не заметите следующего движения противника. Например, вы сконцентрировались на его ударе ногой в нижнюю часть тела и в результате пропустили удар кулаком в голову. В любом единоборстве рекомендуется смотреть, насколько возможно вдаль, чтобы воспринимать противника в целом, не отвлекаясь на детали. Любые его перемещения и удары должны "скользить" по вашему сознанию, не застревая там, что позволит вам адекватно реагировать на все его действия.
Искусству взгляда мастера кунг-фу в прошлом уделяли большое внимание. С этой целью выполнялись различные упражнения - ежедневная гимнастика для глаз. Одно из простейших упражнений: не двигаясь лицом, водить глазами как можно дальше вверх, вниз, вправо, влево, по кругу. Это упражнение можно делать с разной скоростью. Если глазные мышцы устанут, нужно несколько раз крепко зажмуриться и быстро поморгать.
Следующее упражнение можно выполнять в течение всего дня. Оберните яркую лампу светло-зеленым абажуром и поместите перед собой на расстояние около 60 см. Слегка прикрыв глаза, смотрите на лампу в течение 15-30 мин.
Старайтесь фокусировать глаза, не давая расплыться источнику света, это потребует определенных усилий сознания. Месяца через три замените абажур на более темный, одновременно уменьшайте накал лампы и отодвигайте ее до 1,5 м. Заниматься необходимо обязательно в темной комнате. Упражнение позволяет увидеть мельчайшие подробности предметов, удаленных на 5 м и моментально реагировать на все движения противника. Заключительной стадией этого упражнения является раскачивающаяся лампа. Прикрепите к веревке лампу, фонарик или другой освещающий предмет и раскачивайте его. В течение 10 мин. внимательно держите взглядом предмет, не поворачивая головы. Это позволит вам без труда следить за всеми перемещениями противника.
Можем рекомендовать еще одно несложное упражнение на развитие периферийного зрения. Надо устремить спокойный взгляд вдаль и, не фиксируя его ни на чем, медленно поднять руки вперед. Делая пальцами рук любые движения, постепенно разведите руки в стороны. Постарайтесь воспринять характер этих движений, конфигурацию и т.п. Вначале движения должны быть простыми и заметными, а затем все более сложными и неприметными. Главное - выработать способность улавливать на периферии взгляда малейшие движения и сразу оценивать их характер. Аналогичную тренировку можно проводить и с партнерами.

Правила ведения боя.
Правила ведения боя в кунг-фу собраны в образные изречения:
1. ИЗЯЩНЫЙ, как кошка.
Это правило говорит о том, что двигаться во время поединка необходимо легко, непринужденно и изящно, как кошка.
2. Воинственный, как тигр.
Тигр олицетворяет храбрость и воинст¬венность. Поэтому, встретившись с противником, стремитесь разом опрокинуть вражескую смелость. Резко идите вперед, отступайте без смятения, оценив реальную обстановку, жестоко бейте, резко бросаясь на соперника.
3. Ступающий, как дракон.
Дракон в Китае является символом силы и мощи. Поэтому шаги должны быть сильными, мощными и уверенными. Если шаги неуверенные, тогда кулаки не в порядке. Шаг не быстрый - кулак небрежный. Таким образом, шаги должны быть крепкими и солидными. Понижать уровень шага нужно тогда, когда необходимо устойчивое основание, шаг следует движению тела, шаг заканчивает свое действие и тело тоже.
4. Действующий, как молния.
Необходимо быть быстрым, как молния, мгновенно реагируя на любые изменения. Человеку в поединке важно выполнять удары руками, подобно вспышкам молнии. Вы должны наносить удары руками с такой быстротой, чтобы не чувствовать момент нанесения удара, и если ваш удар достигает цели, вы не должны ощущать этого. Шаолиньские монахи говорят: "Необходимо наносить удары, не ощущая проявления, если ощущаешь проявление, значит, удар наносится без энергии.
5. Кричащий, как гром.
Во время поединка наиболее мощные удары сопровождаются криком, помогая еще большему выбросу усилия цзинь.
6. Движущийся, как ветер.
Необходимо двигаться стремительно, как яростный порыв ветра. Вступив в схватку, иди прямо в лобовую атаку, пускай в ход силу слева и справа, соблюдая принцип "кулак видим - удар невидим" и "если выброшенную вперед руку ты не увидишь, то ударив человека, ты его больше не увидишь".
7. Стоящий, как гвоздь.
На одной ноге необходимо держаться уверенно, как вбитый гвоздь. .
8. Тяжелый, как гора.
В стойках необходимо сохранять устойчивость, подобно горе, которую невозможно сдвинуть с места. Для выработки устойчивости необходимо тренировать сидение в стойке мабу (всадника) или стояние,
столбом. Эти два упражнения являются важнейшими способами тренировки силы ног и регулирования дыхания. Натренировал их - и в движениях будешь устойчивым словно гора Тайшань.
9. Легкий, как гусиный пух.
Но в то же время вы должны быстро и легко передвигаться, мгновенно реагируя на действия противника, подобно тому, как легко передвигается пух при любом, даже самом малейшем, дуновении ветерка.
10. Мягкий, как вата.
Прежде чем жесткость сполна раскроется в момент удара, необходимо взращивать внутри себя расслабленность и живую пустоту.
11. Твердый, как железо.
Тело, руки и ноги бойца с помощью определенных методов набивки должны стать твердыми, как железо, и при вхождении в контакт с противником воздействовать на него, как при соприкосновении с металлическим предметом.

Журнал "Боевые Искусства Планеты"
А.В.Попов

Много тайн и загадок во всех боевых искусствах мира. В китайском Кунг-Фу их в сотни раз больше. Это одно из самых древнейших направлений восточных единоборств, которое несомненно родилось на заре цивилизаций…

Кунг-Фу – это китайское слово, которое используется для обозначения целого семейства военных искусств. Это слово берет начало от оригинального значения «гун-фу» – достижение человеком совершенства в любом деле посредством тяжелой работы и больших усилий , это может быть как каллиграфия, так и кулинария.

В смысле “боевых китайских искусств” термин кунг-фу не использовался до начала 1970-х, пока Запад не узнал о Брюсе Ли - величайшем мастере боевых искусств.

Общедоступное определение кунгфу, как боевое искусство, а ушу только как комплекс акробатических упражнений не совсем точное и объективное. Кунг-фу и ушу в прошлые времена составляли единое целое. Кунг-фу и Ушу считают ветвью Цигун.

Кунг-Фу – это классическое китайское боевое искусство , которое может изучаться и практиковаться людьми всех рас, культур и вероисповеданий. Это техники единоборств, системы диет и правильного питания, различные направления йоги, психотехники и китайская медицина.

Китайское Кунг-Фу – Философия

Десять заповедей Кунг-Фу.

  • Не пить вино
  • Не есть мясо
  • Подавлять половые влечения
  • Не отвлекаться на сторонние предметы
  • Почитать наставника и старших
  • Не допускать в отношениях с ними обмана
  • Не хвастаться своими знаниями
  • Не демонстрировать, не применять свое искусство (только для самообороны)
  • Уклоняться от драки
  • Не обучать людей недостойных

На основе 10 заповедей Цзяо Юаня выработалось понятие «Пять качеств Воина».

Качества Воина

  • Нежность - способность чувствовать противника, предвидеть его поведение, чтобы выработать оптимальную схему своих действий.
  • Прямот а - последовательное и неуклонное выполнение выбранной схемы действий, необходимых для победы, без оглядки на возможное собственное поражение.
  • Бесстрастность - сохранение душевного равновесия, обретение способности реагировать не на отдельное действие противника, а видеть его целиком, оценивая его боевые возможности в целом.
  • Грациозность - способность передвигаться и действовать в боевой обстановке с наименьшими затратами сил.
  • Комбинаторное мышление - способность выбирать оптимальные комплексы движений, легко перестраиваться с одной системы на другую, что особенно важно при ведении поединка с несколькими противниками.

Стили Кунг-Фу

Существует более чем 400 стилей Кунг-Фу с оружием и без оружия . Большинство из них передавались по наследству, а некоторые и сейчас имеют производные от фамилий “изобретателей” названия.

Все стили кунг-фу можно квалифицировать на два направления – южный стиль и северный стиль. Южный стиль – Хоп Гар и Хун Гар, похожи на то, что делает Джеки Чан в своих фильмах. Хун Гар иначе называют «пять животных», потому что движения в Хун Гар похожи на движения тигра, змеи, леопарда, аиста и дракона.

По этому направлению снят самый популярный мультфильм Кунг Фу Панда. Люди, интересующиеся кунг-фу, чаще обращаются к южному стилю, поскольку движения в нем более быстрые и сильные, чем в северном стиле.

Рассмотрим основные стили Кунг-ФУ. Видео Кунг-Фу намного лучше откроет понимание о чем идет речь , чем самое подробное описание. Рекомендуем посмотреть видео выдержки и оставить свой комментарий.

Кунг-Фу стиль Белого Журавля


Около 370 лет назад, женщина, мастер боевых искусств Ти Ниан Фанг , поняла суть движений журавля и применила эти принципы к своему искусству шаолиньского кунг фу, создав новый стиль кунг-фу . Стиль Белого Журавля. Позднее, она со своим мужем переехали в место под названием Юнчунь, где они стали преподавать стиль Белого Журавля.



gastroguru © 2017