Модель дуального образования. Что такое дуальное обучение в казахстане

Доклад на тему:

Дуальное образование в Германии

План доклада:

  1. Вступительное слово о дуальном высшем образовании. Цели дуального высшего образования в Германии
  2. Ценности (принципы), на которых строится дуальное высшее образование
  3. Содержание и структура дуального высшего образования
  4. Организация высшего дуального образования
  5. Преимущества дуального образования.

1. Вступительное слово о дуальном высшем образовании. Цели дуального высшего образования в Германии.

Отличительной чертой в системе образования Германии является широкое распространение дуального образования. Дуальная система в соответствии со своим названием (от слова «дуэт») основана на тесном взаимодействии образовательных учреждений и предприятий, при этом первые отвечают за теоретическую подготовку обучающихся, а вторые - за практическую составляющую учебного процесса.

Дуальная модель - это объединение интересов бизнеса, будущего специалиста и государства. Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства.

К неоспоримым преимуществам дуального обучения нужно отнести, и то, что она:

1. Обеспечивает высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства.

2. Достигается высокая мотивация в получении знаний. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано.

3. Работает принцип «от практики к теории», студент больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач.

4. Оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней студент большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.

В последнее время классическая система дуального профессионального образования дополняется за счет создания мест для практического образования на уровне высшей школы. Дуальное высшее образование сочетает в себе классическое высшее образование с профессиональным образованием или с практической профессиональной деятельностью на предприятии. С одной стороны, такое обучение дорого обходится предприятию, так как кроме выплат учащемуся и социальных налоговых отчислений предприятие берет на себя оплату взносов за обучение в высшей школе. Однако в Германии все-таки делаются ставки на образованных практиков. Выпускники дуального высшего образования могут претендовать на замещение руководящих должностей.

2. Ценности (принципы), на которых строится дуальное высшее образование

Главный принцип такого образования - это сочетание теории и практики в учебном процессе. Будущий специалист учится в двух организациях: получает теоретические знания в ВУЗе и практические на обучающем предприятии. Студент совмещает учебный процесс с научными исследованиями и инновационными разработками.

Педагогическое образование в Германии связывает обучение педагогов с наукой и практикой. Студенты становятся участниками процесса обучения наравне с преподавателям. Ценность дуального образования в том, что студент получает необходимые знания и навыки, реально применяемые на практике. Это позволит ему в будущем построить успешную карьеру.

Для государства ценность в том, что реально подготовленный специалист принесёт большую пользу своему государству, он будет работать по специальности, его не надо переучивать и тратить дополнительные средства. Человек сможет реализоваться в своей стране.

Программа обычно рассчитана на два - три с половиной года:

  • 70-80% обучения проходит на производстве
  • 3-4 дня студент учится и работает на предприятии
  • 1-2 дня проводит в Вузе.

Учебные программы:

1/3 – учебные дисциплины

2/3 – специальные дисциплины

Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 2-3 дня в неделю в учреждении образования, остальные время – на предприятии.

В учреждении образования обучающиеся получают теоретические знания, изучая как специальные предметы по избранной профессии, так и общеобразовательные. Мастера на предприятия помогают им приобрести практические навыки, обучают тонкостям и премудростям профессии. Количество часов, отведенных на учёбу и работу, не должно быть больше сорока.

Программа завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, учреждения образования и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности.

Структура дуального высшего образования:

1. Интегрированное в обучение объединяет в себе классическое вузовское образование с практическим профессиональным образованием по какой-либо специальности (перечень образовательных специальностей сертифицирован/ стандартизирован).

Условием приема на данное направление является наличие аттестата о среднем или среднем специальном образовании, а также наличие договора-согласия на обучение с каким-либо предприятием.

По окончании выпускник получает диплом как о высшем, так и профессиональном, специальном образовании.

2. Интегрированное в профессиональную деятельность: данный тип рассчитан в первую очередь на тех, кто имеет законченное профессиональное образование или многолетний опыт работы по какой-либо специальности. Данная форма обучения служит, прежде всего, повышению квалификации. Обучение предполагает продолжение профессиональной деятельности, если она содержательно связана с направлением обучения. Данное обучение возможно и без аттестата о среднем или среднем специальном образовании. Перед началом обучения заключается трехсторонний договор между вузом, обучающимся и предприятием, в котором стороны договариваются о тех днях, какие будут отданы для посещения высшей школы и какие для работы на предприятии.

3. Интегрированное в практику - это тип комбинированного обучения, в рамках которого предусмотрено прохождение продолжительной практики на каком либо предприятии. Данное направление не предполагает по окончании получения двух дипломов, в отличие от описанного выше дуального образования, интегрированного в обучение. Условием поступления на данное направление является наличие аттестата о среднем и о среднем специальном образовании.

При любом виде дуального высшего образования выпускники получают диплом о высшем образовании, подкрепленный долговременной производственной практикой.

4. Организация высшего дуального образования.

Начинается это образование не с поиска учебного заведения, в котором можно обучиться той или иной специальности, а с поиска предприятия, которое возьмет абитуриентов на дуальное обучение. Абитуриенты обязаны предоставить свои школьные аттестаты и пройти собеседования, на котором работодатель оценит их пригодность обучаться той или иной профессии. Между обучающимися и работодателем заключается договор, и получающий образование фактически получает зарплату от работодателя, т.к. часть времени действительно работает на предприятии.

Дуальную систему наглядно можно описать так: согласно специальному расписанию, студенты посещают занятия в вузе и параллельно по утвержденным дням работают на фирме или предприятии, участвуют в производственных проектах, получают заработную плату (от 600 до 1000 евро) и имеют право на отпуск, как и остальные сотрудники. Поэтому руководству фирмы проще добавить практиканта после получения диплома в штат сотрудников, нежели искать и заново обучать нового кандидата.
Однако стоит помнить, что вам предстоит собеседование перед потенциальным руководителем практики и начальником, которые решают, отвечаете ли вы поставленным требованиям.

5. Преимущества дуального образования.

Для молодых людей Германии дуальное обучение - это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания - работу, к которой хорошо подготовлены. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность.

Немного статистики: исследование Федерального института профессиональной подготовки (Bundesinstituts für Berufsbildung – BIBB) говорят о том, что: 76 % опрошенных предприятий ценят в своих выпускниках отличные знания о ходе производственных и экономических процессов. Каждая вторая фирма (45,6 %) принимает на работу своего практиканта после окончания дуального обучения. Почти 64 % компаний убеждены, что дуальных студентов отличает от других высокая мотивация и самостоятельность в работе . Многие хвалят также профессиональные навыки (46,5 Prozent) и умение работать в команде (45,9%). И в завершение, три четверти опрошенных компаний (74 %) признают дуальную систему образования наиболее качественной и эффективной по сравнению с классической формой обучения.

«Вакантные рабочие места пользуются бешеным спросом, - говорит Хельмут Кляйн (Helmut Klein) из Института немецкой экономики в Кёльне, - и это стратегически выгодный шаг для фирмы – принять человека на дуальное обучение и поставить его через несколько лет на руководящую должность» .



ДУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ В ГЕРМАНИИ 70-80% обучения проходит на производстве; 3-4 дня в неделю ученик учится на предприятии и 1-2 дня в колледже; Учебные программы: 1/3 общеобразовательные дисциплины и 2/3 предметы по специальности; Срок обучения варьируется от 2 до 3,5 лет; Основные затраты по обучению несет предприятие.




Преимущества дуального обучения Обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя; Обучение максимально приближено к запросам производства. Примечательно, что участником дуального обучения может быть самая маленькая компания; Достигается высокая мотивация получения знаний, формируется психология будущего работника; Получила мировое признание; Наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии.


Преимущества дуального обучения устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения - разрыв между теорией и практикой; воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника; создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;


Преимущества дуального обучения Заинтересованность руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника; Учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения; Может широко использоваться в профессиональном обучении Татарстана в ближайшие годы.


В России должна быть дуальная система профессионального образования в России ситуация, вызванная увеличением иностранных инвестиций и ростом промышленного производства, выявила недостатки российской системы профобразования. в России систему образования определяет и финансирует государство. Не все российские предприятия готовы инвестировать финансовые ресурсы в систему профобразования, хотя именно этого требует дуальная система.


Эффективность дуальной системы профессионального образования Встаёт вопрос об улучшении теоретической части образования. Специалисты на производстве, инженеры и профессиональные рабочие должны пройти проверку их педагогического мастерства. Таким образом, система профессионального образования в России в ближайшем будущем переживет много реформ.


Эффективность дуальной системы профессионального образования Система образования в Германии считается одной из лучших в Европе. Это справедливо хотя бы потому, что закон страны гарантирует каждому гражданину возможность в течение всей жизни бесплатно получить любое образование и постоянно повышать квалификацию. Среднее профессиональное образование не исключение...


Бесплатное обучение в Германии Из списка профессий которых почти 400, каждый молодой человек может выбрать любую. В перечне профессий присутствуют как технические (автомеханик, младший технолог производства, электромонтажник), так и гуманитарные (банковский клерк, страховой агент, секретарь-референт) специальности. Занятия продолжаются по шесть - восемь часов в неделю, и подростки проходят курс ученичества..


Дуальная система - образец для всего Европейского Союза Студенты сами заключают трудовые договоры с нанимателями, которые обязаны закреплять за ними наставников из числа опытных служащих. По окончании образовательного учреждения помимо аттестата выпускник получает от фирмы- работодателя свидетельство о трудовой практике. Оба документа взаимосвязаны и действительны только вместе. Эта пара - аттестат и свидетельство - тоже дает право поступать в вуз. Дуальная система позволяет заранее подготовить именно столько специалистов, сколько требует рынок, ни больше, ни меньше.


Система дуального образования Германии проверена жизнью Существует тенденция перевода части легкой и тяжелой промышленности в другие страны с более дешевой рабочей силой, и на фоне этого стал очень заметен спрос на специалистов в сфере менеджмента, услуг и бизнеса. Удовлетворить его под силу дуальной системе, не привязанной к жестким рамкам. В такой ситуации ответственность за число востребованных работников и за уровень полученных ими знаний разделяют работодатель и заведение среднего профобразования. К тому же учащиеся получают и стипендию, и зарплату.


Почему молодые немцы хотят получать рабочие специальности? В Германии студенты обеспечивают сами себя, родители перестают их обеспечивать после окончания школы, поэтому они готовы выполнять любую работу и получать за это деньги. Русские хотят получить все и сразу (менталитет такой!), поэтому молодежь сразу видит себя менеджером с большой зарплатой.


В чем сложность внедрения дуального обучения в России В отличие от России, в Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится государству содержание вузов. Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему профессионально- технических училищ.


Модернизация профессионального образования в России Главная задача, которую необходимо решить системе образования сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. И в ее решении опыт развития дуальной формы профессионального образования Германии может оказаться чрезвычайно полезным для совершенствования законодательства, определения механизма разделения полномочий Федерации и регионов, реанимации традиций ремесленного обучения, формирования системы многоканального финансирования обучения.

Чтобы понять, чем отличается дуальное профобразование от дуального профессионального обучения, надо уточнить, что же значит загадочное, но модное ныне слово «дуальный». Попробуем понять его смысл через подбор синонимов. Например, таких как «двусторонний», «двойной».

Говоря о дуальном профессиональном образовании, подразумевают наличие двух сторон: учебные учреждения, дающие современные теоретические профессиональные знания своим подопечным, и предприятия, где получают неоценимые конкретные практические навыки, умения.

Такое образование уже практикуется в Московской области, Пермском, Красноярском краях, Нижегородской, Вологодской и других областях.

Опыт очень интересный, перспективный. Профессиональные учебные заведения обучают воспитанников в соответствии с определенными запросами работодателей. Теоретические знания обучающиеся получают в стенах учебных учреждений, а вот практические навыки – на предприятиях заинтересованных работодателей. Причем на практику отводится намного большевремени (примерно две трети), чем на изучение теории.

Чем же привлекателен такой опыт? Конкретностью. Теория сразу же подкрепляется практикой. Готовят специалистом на определенные должности, практика проходится ими на будущем рабочем месте.

Какие же еще плюсы дуального образования?

Предприятие активно участвует в подготовке для себя нужных кадров в соответствии со своими требованиями. Государство не тратит время и деньги на обучение обезличенных специалистов. Учащиеся обучаются сразу в двух местах: в учебном профессиональном учреждении и на реальном предприятии, что укрепляет в них желание заниматься выбранным делом.

К концу обучения молодой работник профессионально компетентен,вовлечен в определенное производство, будущее место работы для него родное, знакомое, понятное. Он знает, что, как и когда нужно делать, мотивирован на успешную, качественную работу. Рабочий график не будет для него в новинку. Ему понятна инфраструктура предприятия, знаком с корпоративной культурой. Коллектив известен, все его знают, потому стрессовых ситуаций, конфликтов не боится. Вход в должность тоже не требует времени. Наставник – сотрудник предприятия — всегда поможет, подскажет.

Теория уже не оторвана от практики и не превалирует в процессе обучения, как раньше.

Дуальное профессиональное образование позволяет избежать выпуска обезличенных специалистов, которых потом необходимо доучивать на рабочем месте, теряя на это драгоценное время, что в результате негативно сказывается на эффективности работы предприятия в целом. То есть время для адаптации им не требуется.

Не пополняются ряды молодых специалистов либо безработных, так как не могут трудоустроиться, либо работающих не по профессии.

Обучаемый чувствует ответственность перед предприятием, ощущает заинтересованность, заботу будущего работодателя. Отсюда появляется и мотивация к качественному обучению, верность, преданность предприятию, профессии.

Во время реальной, взрослой работы на настоящем производстве формируетсясильная, уверенная, целеустремленная личность.

В результате из выпускника школы вырастает настоящий увлеченный своим делом специалист, который не только профессионально обучен, но и профессионально образован.

Нельзя подменять дуальное профессиональное образование на профессиональное обучение. Обучить («натаскать», натренировать) можно кого угодно и чему угодно, нужно только время, наличие у наставников педагогических навыков и терпение.

Профессиональное образование – понятие более емкое. Это не только механическое обучение определенным навыкам, умениям, но и формирование убеждений, взглядов, умения творчески использовать полученный багаж знаний, стремление непрерывно повышать квалификацию, видеть профессиональные перспективы.

Это и воспитание разносторонней личности с развитым, широким кругозором.

Образованный человек – это человек, не только механически усвоивший определенный опыт, знания, умения, которые ему постарались передать, то есть обученный, но и думающий, самостоятельный, творческий, не останавливающийся на достигнутом.

Обученный– это исполнитель, а образованный – новатор, созидатель, идущий в ногу со временем.

Дуальное профессиональное образование позволяет готовить образованные (а не только обученные) креативные, квалифицированные профессионально-технические кадры, приступающие к работе в полую силу сразу после обучения.

Итак, какую же цель преследует дуальное обучение, какие его основные задачи перед собой ставит и что можно получить в результате?

Данная система обучения специалистов направлена на совершенствование модели подготовки профессиональных кадров с учётом экономических нужд в специалистах для увеличения инвестиционной заинтересованности регионов.

К основным задачам дуальной системы обучения относятся:

  • создание моделей, обращённых на финансовое участие предприятий в выполнении программ обучения кадров, разработка форматов и моделей сетевого взаимодействия ОО и предприятий в подготовке кадров;
  • создание, утверждение на основе проверок, внедрение и популяризация моделей дуального образования в пилотных регионах.

К ожидаемым результатам внедрения дуальных моделей профессионального образования можно отнести:

  1. Обучение, сориентированное на существующее производство.
  2. Повышение заинтересованности предприятий в финансировании.
  3. Улучшение системы прогнозирования необходимости в специалистах.
  4. Вариабельность индивидуальных образовательных программ.
  5. Улучшение квалификации. Рост престижа профессий.

Основные аспекты дуальной модели обучения

В следующем списке характеристик, можно увидеть отличия практико-ориентированного образования по отношению к другим видам:

  1. Усовершенствованные партнёрские механизмы (социальная сфера).
  2. Направленность целей на экономическую сферу.
  3. Использование в обучении технологических стандартов — определяется как преимущественный ориентир при выборе средств, методов и форм обучения.
  4. Использование в первую очередь практических форм обучения, которые ориентированы в первую очередь на развитие конкретных умений и навыков по стандартам.

Дуальное образованиеподразумевает привлечение и вовлечение в систему ПО организаций работодателя как провайдера образовательных услуг. В РФ и во многих других странах внедрение дуальная модель обучения в таком формате невозможно.

Понятие «дуального обучения» в России используется в широком и узком смысле .

В широком смысле под дуальным образованием понимается инфраструктурная региональная модель. Она обеспечивает взаимодействие нескольких систем. К этим системам относятся:

  1. Система прогнозирования потребностей в кадрах.
  2. Система профессионального образования.
  3. Система профессионального самораспределения.
  4. Система подготовки, повышения и квалификации педагогических кадров. Сюда же включены и наставники на производстве.
  5. Система оценки профессиональной квалификации.

Системы взаимосвязаны и одна без другой попросту не смогут существовать.

В узком смысле дуальное обучение можно рассматривать как форму организации и реализации образования, подразумевающую теоретическое обучение в ОО, а практическое - у работодателя в организации.

На сегодняшний день дуальное обучение считается самым перспективным направлением в подготовке специалистов для реального сектора экономики. Крупный бизнес с высокотехнологичным производством, ориентиры которого — международные стандарты качества продукции и квалификации самих кадров, затрагивается напрямую .

Факторы привлекательности дуальной системы подготовки кадров для бизнеса:

  1. Составление учебных планов реализовывается с учётом предложений работодателей. Для студентов это выливается в получение знаний, прежде всего связанных с тем, что им пригодится на производстве. Как результат — квалификация будущих специалистов соответствует действующим на производстве профстандартам.
  2. Будущий специалист прямо на рабочем месте приобретает профессиональные навыки, умения, компетенции — он подготовлен к работе на производстве и мотивирован на производственную деятельность.
  3. Студент знакомится и усваивает нормы корпоративной культуры на практике.
  4. Предприятие экономит на кадровом рекрутинге. В подавляющем большинстве случаев выпускники СПО идут работать в те предприятия, где проходили практику.
  5. Кадровые службы совершают меньше ошибок — за время продолжительной практики уже можно отметить сильные и слабые стороны обучающихся.
  6. Сотрудничество с ОО в рамках дуального обучения предоставляет работодателю возможность организовать систему обучения внутри фирмы и в рамках программы повышения квалификации выбрать на своё усмотрение наиболее квалифицированных преподавателей из образовательной организации.

Нормативно-правовое оформление дуального обучения: о положениях

Пошаговая реализация дуальной модели обучения выглядит следующим образом:


Остановимся и подробно рассмотрим второй пункт. Для нормативно-правового оформления внедрения дуальной модели обучения требуется подготовка соответствующей нормативно-правовой базы. Она разделяется на три уровня управления:

  1. Локальный.
  2. Региональный.
  3. Федеральный.

Что касается термина «Дуальное образование», то на сегодняшний день на федеральном уровне для него нет определения . Использоваться ОО и работодателями он может при наличии нормативных правовых актов субъекта РФ о проведении регионального эксперимента.

На опыте пилотных регионов можно увидеть, что общие условия организации профессионального образования определяются нормативными актами субъекта РФ. Документы могут иметь различные названия, но, как правило, это «Положение о дуальном обучении». Документ может носить и другие названия:

  1. Положение о мониторинге трудоустройства выпускников образовательных программ с использованием элементов дуального обучения.
  2. Положение о наставничестве.
  3. Типовой договор о сетевой форме реализации образовательного процесса
  4. Положение об организации обучения на рабочем месте.
  5. Положение о Службе содействия трудоустройству выпускников, обученных по дуальной системе подготовки кадров.
  6. Типовой ученический договор.

Все вышеперечисленные названия можно применять на региональном уровне. При этом они не будут противоречить федеральному законодательству.

Детально же прорабатывать образовательный процесс могут его участники локальными нормативными актами , содержание которых будет зависеть от специфики конкретной образовательной программы, принятой за основную в конкретной профессиональной образовательной организации. К примеру, это могут быть документы со следующими названиями и соответствующим содержанием:

  1. Положение о производственном экзамене.
  2. Положение о производственной практике.
  3. Положение о моральном и материальном поощрении лучших выпускников, преподавателей, мастеров производственного обучения.

Вот примеры положений, написанные некоторыми ОО.

При котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте.
Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие в составлении учебной программы . Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы.
В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального симуляционного оборудования. Важнейший компонент - наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников .

Зарубежный опыт

Родоначальником системы дуального образования считается Германия . Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза . Немецкая система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практикоориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Дуальное обучение в Германии введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат.

Российский опыт

Ярким примером дуального образования является система, заложенная в при его создании: с третьего-четвертого курса студенты привлекаются к исследовательской работе в научных организациях. Система хорошо зарекомендовала себя и позже была распространена на Новосибирский государственный университет .

Региональные проекты, направленные на развитие дуального образования

Некоторые регионы России уже начали реализовывать проекты, направленные на развитие системы дуального образования, до появления федеральной инициативы.
Одним из регионов-первопроходцев стала Калужская область . В частности, Калужский колледж информационных технологий и управления готовит специалистов вместе с немецкой компанией Volkswagen с 2010 года. Первые два года ученики изучают общеобразовательные дисциплины, в следующие два года теоретическая подготовка комбинируется с практикой на автозаводе.



gastroguru © 2017