Публичное выступление: эффективные и хитрые приемы. Как выбрать тему для выступления

Не всегда тема выступления дается нам кем-то заранее. Часто

приходится ораторствовать на свободную тему, и тут возни-

кает вопрос: а какую же тему для публичного выступления выбрать?

О чем поведать аудитории? При выборе темы очень важно баланси-

ровать между интересом предмета обсуждения для вас и для ауди-

Во-первых, безусловно, тема должна быть интересна и значима

для вас. Знаете, почему обычно первое выступление бывает самым

удачным и эмоциональным? Потому что оратор заряжает аудиторию

своим восторгом, азартом и интересом к теме, в которой он толь-

ко недавно разобрался. Потому что оратор передает свой восторг

от новизны материала, который он только что изучил.

Искренний интерес к теме нельзя имитировать, изобразить

или подделать. Любая аудитория без труда почувствует, насколько

вам близко и интересно то, о чем вы сами повествуете. Поэтому ин-

терес к теме выступления - ключевой фактор успеха.

тельно интересны. При этом я понимаю, что тренинги по менеджмен-

ту или построению дистрибуции могут быть более востребованными,

но не возьмусь за них. Не потому, что мне лень или не нужны деньги.

Я должен гореть темой тренинга, это должно быть мое на 100%, это

должно быть мне близко. В противном случае эффекта не будет, вы-

ступление ярким и запоминающимся не получится и, как следствие,

результата от обучения не будет.

Как-то от одного из специалистов и тренеров по публичным высту-

плениям я услышал, что слушатели - это сосуд, который надо запол-

нить. Если уж и пользоваться метафоричными описаниями, то, на мой

взгляд, публика - это не сосуд, а скорее факел, который нужно за-

жечь. И вовлеченность в тему, искренний интерес к ней, обширные знания по теме и являются тем самым огнем, которым можно раз-

жечь чувства аудитории. Не заполняйте, лучше разжигайте».

«Что делать, если тема заранее установлена, но она явного ин-

тереса не вызывает?». Друзья, ответ на-

прашивается сам собой. Единственный способ - заинтересовать

себя, найти что-то новое и необычное в теме выступления. Вам дали

тему «Контроль производства дюкер-гвоздей и распорочных дю-

белей в условиях плохой видимости на предприятии»? Хм, сочув-

ствую. Постарайтесь подойти к этому вопросу чуть шире, чем обычно.

Посмотрите историю этого вопроса, изучите инновационные техно-

логии в данной сфере, найдите забавные истории, приключившие-

ся на производстве. В любой теме можно найти интересные и увле-

кающие аспекты.

Если же приходится выступать с одной и той же темой, как «Ла-

сковый май» с «Белыми розами», то постоянно вносите что-то новое

в выступление. Новые факты и примеры, свежую статистику, актуаль-

ные образы. Даже известные музыканты, выступая с одним и тем же

хитом много лет подряд, из концерта в концерт меняют аранжировку

своего шлягера. Иначе можно сойти с ума.

Во-вторых, конечно же, тема должна быть интересной и для ауди-

тории. Мы выступаем для аудитории, поэтому ее интересы первичны.

Именно прогнозирование слушателей поможет определить, какую

тему выбрать для конкретной публики.

При этом помните, что любую тему можно повернуть таким об-

разом, чтобы удовлетворить интересы самой разной аудитории.

Вопросы отмены моратория на смертную казнь будут интересны

юристам, судьям и правозащитникам в первую очередь. Однако

если повернуть тему в русло того, что каждый из нас может стать

жертвой судебной ошибки, интерес и внимание к теме проснутся

у любого человека.

В-третьих, необходимо подумать над формулировкой темы.

Название выступления должно быть кратким, емким, ярким, образ-

ным, привлекающим внимание и, конечно же, интригующим.

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса - известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов - раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика - вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза - это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

3. Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

4. Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

6. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть - остановиться - сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

8. Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

9. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

10. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

Многие из вас задаются вопросом: как выбрать тему для выступления в Ораторском Клубе?

Есть как минимум 2 способа:

Ораторский клуб знает удачные примеры выступлений, подготовленных и тем и другим способом. В любом случае, тема вашего выступления должна увлекать вас, вдохновлять вас и конечно же должна быть связана с искусством публичных выступлений, риторикой, красноречием, общением, чтобы заинтересовать других участников клуба.

Кроме того, помните, что люди приходят в Ораторский клуб, чтобы научиться выступать публично, поддерживать себя в форме, тренироваться и совершенствоваться, поэтому с особой благодарностью встречают тех ведущих, которые предоставляют возможность выступить каждому.

Мир ораторского искусства прекрасен и многогранен, и вы можете сформулировать бессчетное множество тем, интересных для выступления, изучения, обсуждения, полемики.

Мы приготовили подсказку, которая поможем вам сориентироваться.

5 основных разделов, в каждом из которых калейдоскоп важных подразделов и увлекательных тем:

1. Контроль состояния оратора
— Как не волноваться во время публичных выступлений?
— Энергетика оратора

2. Звук (Как мы говорим?)
— Звучание речи (дыхание, голос, темп речи, артикуляция, дикция, интонации и пр.)

3. Видеоряд (Что мы показываем и как выглядим?)
— Сценическое движение, жесты, манера держать себя, имидж
— Как использовать наглядные материалы (проектор, доска, etc)

4. Что мы говорим?
— Культура речи + Стиль (это мы понимаем оч. широко: чистота и грамотность, красота, выразительность, креатив)
— Импровизация (как словесная, так и просто реакция на непредвиденные обстоятельства. Здесь же юмор и умение шутить)
— Структура выступления (Законы композиции)
— Содержание выступления (Изобретение идей, топосы, законы логики)
— Выразительность речи (лексическая, синтаксическая, фонетическая).
— Лаконичность
— Логика

5. Взаимодействие с аудиторией
— Привлечение и контроль внимания аудитории
— Ответы на вопросы, управление сложной аудиторией, нейтрализация публичных террористов
— Теория спора (аргументация и пр)
— Действенная речь (как сделать свое выступление эффективным, добиться желаемой цели – убедить, побудить к действию)

Сейчас список самых актуальных тем для выступлений в Ораторском Клубе таков:
1. Энергетика публичного выступления
2. Скорость речи
3. Роль пауз в публичном выступлении
4. Лексика оратора – залог успеха
5. Способы изобретения идей для публичных выступлений (Топосы)
6. Как отвечать на вопросы (в том числе «сложные»)?
7. Сторителлинг
8. Как правильно делать комплименты

Лекция 8

Вопросы:

  1. Поведение в ходе выступления.
  2. Композиционное построение речи.
  3. Подготовка к программному выступлению.
  4. Выступление экспромтом.
  5. Как отвечать на вопросы.

Деловому человеку часто приходится сталкиваться с необходимостью публичного выступления. Многие люди от природы имеют дар устных выступлений. Одни могут произносить речи экспромтом, без видимых усилий, легко говорят в любой момент, доставляя удовольствие себе и слушателям.

Другая крайность. Это пренебрежение подготовкой к выступлению излишне самоуверенных людей, которые полагаются на свой опыт или ссылаются на чрезмерную занятость другими вопросами.

Следует помнить, что хорошо подготовленное публичное выступление – это, с одной стороны, знак уважения к аудитории, а, с другой – возможность заявить о себе как о хорошем специалисте и интересном человеке.

Настройтесь на аудиторию. Установите, отвечает ли содержание вашей речи ее интересами.

Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.

Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после чего должна последовать короткая пауза.

Вступительные слова не должны быть громкими. Следите за четкостью речи. Не следует произносить ее быстро и монотонно.

Во время выступления взгляд направляйте на слушателей (не смотреть в одну точку!). Наблюдайте за реакцией аудитории.

Переходите к изложению главного вопроса после того, как удастся добиться положительной реакции слушателей.

Сохраняйте самоконтроль на всем протяжении выступления. Не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или неуверенно чувствуете себя.

Не вступайте в дискуссию, даже если с места раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить из равновесия.

В критические моменты выступления необходимо говорить особенно убежденно, уверенно. Полезно бывает сгладить остроту несколькими комплиментами слушателям.

Если аудитория устала, начните говорить тише, потом повысьте голос.

Заканчивая выступление, поблагодарите присутствующих за внимание.

2. Композиционное построение речи

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Основные задачи каждой части:

1. Вступление

задачи

Вызвать интерес к теме

Установить контакт с аудиторией

Подготовить слушателей к восприятию речи.

Приемы привлечения внимания:

Обращение

Изложение цели выступления, обзор главных моментов, о которых предстоит говорить

Прием соучастия

Обращение к событиям, неизвестным аудитории



Обращение к речи предыдущего оратора

Обращение к известным аудитории источникам информации

Юмористическое замечание

Вопросы к аудитории и др.

2. Основная часть

Суммировать сказанное

Повысить интерес к предмету речи

Подчеркнуть значение сказанного

Поставить задачи

Призвать к непосредственным действиям.

Методы

Краткое повторение основных проблем

Обобщение сказанного

Указание перспектив

Иллюстративная концовка

3. Подготовка к программному выступлению

Пишите так, как говорите, а не как пишите.

В скобки заключите фразы, которые при необходимости можно опустить.

Включайте в каждый абзац 3-5 предложений.

Используйте в основном глаголы в активной, а не пассивной форме.

Например, избегать: «Нами были открыты пять новых филиалов».

Лучше: «Мы открыли 5 новых филиалов».

Ограничивайте количество слов в предложении.

Выступление следует отпечатать через два интервала читаемым шрифтом. Между абзацами – 3 интервала.

Подчеркните слова или фразы, которым вы придаете особое значение.

Имена численные (все цифры) написать словами.

Наличие конспекта обязательно, но надо стараться говорить не только по конспекту.

Точно фиксировать время (регламент).

Читая без подготовки, можно потерять контакт со слушателями;

2. Подготовка к чтению с места

Это важно и при переходе к новому пункту, абзацу.

Абзац не переносят на другую страницу так же, как и предложение. Не стоит переворачивать страницу не середине мысли.

Используйте только одну сторону листа: толстая стопка бумаги еще не означает длинную речь.

Нумеруйте страницы (лучше в правом углу листа).

Перед выступлением снимите скрепки, не скрепляйте страницы.

Не употребляйте жаргонных слов и терминов.

Исключите неясные и ничего не значащие определения и наречия:

заметно обоснованно

чрезмерный относительно

совершенно значительный

приблизительно отчасти

незначительный существенный

лучше достаточный

Избавьтесь от словесных штампов и лишних слов:

в текущий момент лучше:

в настоящий момент «сейчас».

Уберите из текста выражения типа:

по сути дела

честно говоря

я должен добавить

интересно отметить

на это необходимо обратить внимание

это следует запомнить

стоит сказать

могу ли привлечь ваше внимание

позвольте сказать и др.

Упрощайте времена глаголов: «мы идем, мы шли, мы пойдем» вместо : «мы бы пошли, мы собираемся пойти».

Используя цитату из книги, употребляйте настоящее время: Лев Толстой напоминает нам. Чехов говорит об этом и т.д.

4. Выступление экспромтом (сразу, без подготовки)

Сузьте тему до того, о чем вы можете говорить. Примите во внимание аудиторию.

Обдумайте основную мысль или пункты, о которых вы хотели бы сказать.

Решите, каким будет заключение.

Опасность выступления экспромтом заключается в том, что вы не знаете, когда закончите. «Несколько слов» могут превратиться в бессвязную риторику, если у вас в голове нет четкого заключения. До того, как вы начнете говорить.

Начинайте с главного утверждения, которое позволит слушателям узнать, о чем вы собираетесь говорить.

Подготовка и вступительное утверждение должны занимать не более 15 секунд (после соответствующей практики можно снизить его до 5 секунд).

При анализе выступления ответьте на вопросы:

Вы придерживались темы?

Вы осветили те пункты, которые наметили?

Было ли сильным заключение?

5. Как отвечать на вопросы

Типы вопросов:

- нейтральные, обычно требующие информации или пояснения;

- дружеские , изменяющие отношение к сказанному (например, «Я согласен с тем, что вы сказали, но что мы можем сделать?»);

- антагонистические (враждебные). Обычно бывают прологом к спору или несогласию с тем, что вы сказали (например, «Вы имеете в виду, что …).

При ответах на вопросы учитывайте следующее:

Не делайте высокомерного вида. Отвечайте на вопросы спокойно и точно.

Покажите задающим враждебные вопросы, что понимаете, почему они так ко всему относятся, дайте им понять, что не имеете ничего против них лично и хотели бы найти с ними общий язык.

Внимательно слушайте вопрос. Повторите или перефразируйте его, чтобы убедиться, что вы его поняли и чтобы каждый слушатель его услышал.

Если нужно, разделите вопрос на несколько частей и отвечайте на каждую по отдельности.

Отвечайте кратко и по существу.

Если спрашивающий вас перебивает, сделайте паузу и дайте ему закончить, затем продолжайте свой ответ, но не позволяйте ему отвлечь вас от сути ответа. Если человек продолжает перебивать, не завязывайте спор.

Связывайте ответы со своей речью («Как я уже сказал …»).

Не позволяйте одному или двум слушателям монополизировать время, отведенное на вопросы.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные умения и навыки.

Образовательная: развитие понятия “публичное выступление”, формирование умения строить устное публичное выступление;

Развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать;

Воспитательная: воспитание культуры речи, нравственных качеств личности, взаимовыручки при работе в группах.

Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

II. Словарный диктант с последующей самопроверкой.

Задание. Запишите слова, устно объясните их значения. Проверьте написанное (самопроверка).

Ди скусс ия, а уди тория, о ратор, красноречие, э мо циональность, публи цистика.

Что общего между этими словами? Соответствуют ли они теме “Общение”, “Выступление”?

Подберите однокоренные слова к слову “публицистика” (публичный, публика).

III. Беседа по вопросам. Анализ текста (проверка домашнего задания).

Какова цель оратора (выступающего)? (Воздействовать на слушателя).

О милосердии.

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного - они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, “меня это не касается” стало чувством привычным?

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться - и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся - и причин видимых не нашел.

Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой - было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас - о главных жизненных правилах той поры.

Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек - я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

(По Д.А. Гранину. Из очерка “О милосердии”)

Вопросы к тексту:

1) Назовите тему и основную мысль текста.

Закончить запись темы урока: “Устное публичное выступление на морально-нравственную тему”.

IV. Сообщение ученика о значении слов “мораль”, “нравственный”.

В.И. Даль в “Толковом словаре живого великорусского языка” так объясняет слова “мораль” и “нравственный”:

Мораль - нравоучение, нравственное учение, правила для воли, совести человека.

Нрав - характер, постоянные стремления воли человека.

Нравственный - согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека; духовный.

Мораль и нравственность - это этические категории.

Этика - это раздел философии, который определяет границу между добром и злом, хорошими и дурными поступками.

V. Дифференцированные задания (работа в группах). Задания различаются степенью сложности. Учитель, зная подготовку учащихся, может сам определить, какая группа будет выполнять то или иное задание.

Задание для первой группы

  1. Прочитайте текст.
  2. Ответьте на вопрос: чем тезис отличается от конспекта? Докажите это на примере (можно использовать материалы прочитанного текста).

B. Прочитайте текст.

Про зависть

Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре - холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!

На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой.

Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

Завидуете - значит, не нашли себя.

Д.С. Лихачев.

Выполните следующие задания к прочитанному тексту:

  1. Составьте и запишите тезисы прочитанного текста.
  2. Определите, какую роль в тексте выполняет первый абзац.
  3. Подготовьте сообщение: “Тема выступления - тезисы”.

Задания для второй группы

A. Выполните следующие задания.

  1. Прочитайте текст.
  2. Выделите в тексте:
  3. - (красным цветом) совет, который дал Д.С. Лихачев;

    - (синим цветом) причину.

  4. Подготовьте краткое сообщение по теме: “Советы начинающему оратору” (при подготовке используйте материалы прочитанного текста).
  5. Если вы хотите быть культурным и образованным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

    Следите за временем. Это важно, чтобы вас поняли.

    Выступление должно быть интересным. Если выступающий увлеченно рассказывает, то и аудитория это почувствует.

    Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении была одна главная мысль. Тогда слушатели будут догадываться, в чем вы хотите их убедить.

B. Прочитайте текст (Д. Гранин “О милосердии”). Выполните следующие задания к прочитанному тексту:

  1. Выделите фрагмент текста, содержание которого связано с морально-этической проблематикой.
  2. Составьте и запишите план этого отрывка.
  3. Сравните этот фрагмент с текстом Д. Гранина "О милосердии".
  4. Используя материалы этого текста и произведения Д. Гранина "О милосердии", подготовьте тезисы публичного выступления.

Задание для третьей группы.

A. Выполните следующие задания.

  1. Внимательно прочитайте темы публичных выступлений.
  2. Выбери ту тему, которая тебе ближе всего, по которой ты можешь проидумать свои примеры, использовать собственный опыт.
  3. Внимательно прочитай варианты вступлений. Определи, какое вступление в большей степени соответствует выбранной теме.
  4. Запиши план (или тезисы) своего выступления. При составлении плана думай, способствует ли этот пункт раскрытию темы.

Темы для публичного выступления

1. Доброта делает человека красивым.

2. О любви к "братьям нашим меньшим".

3. Быть порядочным хорошо или плохо?

4. Умеем ли мы дружить?

5. Чем опасен равнодушный человек?

6. О человеческой жадности.

7. О необходимости уважительного отношения к людям.

8. "Путь милосердия согревает нашу жизнь!"

9. Хорошо ли быть богатым?

10. Качества, которые я ценю в человеке.

Варианты вступления

б) Очень часто в своей жизни мы сталкиваемся с ситуациями, выход из которых ставит человека перед выбором: как поступить?..

в) Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что …

VI. Обсуждение результатов работы (анализ выступления групп), критерии оценки выступления.

1. Соответствует ли содержание теме выступления?

2. Логично ли высказывание?

4. Поддерживает ли выступающий внимание публики?

5. Соответствует ли речь оратора литературным нормам языка?

6. Общая оценка выступления.

VII. Домашняя работа (каждый ученик получает задание).

Внимательно прочитай советы. Подчеркни те из них, которые ты хотел бы запомнить.

Выбери одну из предложенных тем публичного выступления или придумай свою.

Поработай над содержанием своего публичного выступления (задавай себе вопрос: соответствует ли данная мысль, довод теме выступления?).

Продумай интересные примеры, факты из собственной жизни, вспомни примеры из художественных произведений. Все это будет способствовать тому, что твое выступление будут внимательно слушать.

Написав вступление своего публичного выступления, еще раз внимательно его прочитай. Может быть, можно предложить что-нибудь интересное?

Постарайся придумать интересное заключение. Твоя цель - сделать свое выступление незабываемым.

Попробуй выступить со своей темой перед родителями, бабушкой или дедушкой (можно выступить и перед зеркалом). Все это будет способствовать тому, что ты будешь чувствовать себя увереннее.

Подумай, с какой интонацией ты будешь произносить ту или иную фразу.

Помни, что сегодня ты выступаешь перед одноклассниками, перед теми людьми, с которыми ты знаком уже несколько лет. А завтра ты можешь оказаться перед совершенно незнакомыми людьми. И тогда твое умение выступать выразительно, эмоционально, твое умение логически выражать свои мысли помогут тебе.

А теперь можешь приступать к работе. Успехов!



gastroguru © 2017