Переживает ли современный русский язык кризис. Кризис языка в современном обществе

В том, что языки обмениваются друг с другом словами, есть, возможно, не только близкая польза, но и дальняя, послезавтрашняя закономерность. Может быть, именно через такой обмен и станет рождаться будущий всемирный язык - или, как ступень к нему, несколько мировых языков (славянский, романский, английский, арабский, индийский, китайский...).

Впрочем, возможно, таким языком сделается какое-нибудь новое эсперанто - но богатое, полное души, чувств, оттенков. Возможно, что оно - через долгие вереницы столетий - станет как бы вторым языком всех людей Земли, а потом, может быть, и первым, единственным... Неизвестно, случится ли это, возникнет ли такой всемирный язык; но если случится, это будет, видимо, очень болезненный переворот во всей ткани человеческой культуры, во всей ее плоти и крови.

Уменьшить эту болезненность сможет, наверно, только резко замедленный - «эволюционный» - ход языковых революций. Есть, пожалуй, предел, сверх которого перемены становятся болезненными для человека, тяготят нервы, души. Какой именно этот предел, неизвестно, ко для разных людей он разный: больше для детей, меньше для взрослых, больше для здоровых и сильных нервами, меньше для больных и ослабленных...

Тут, видимо, лежит самая тяжелая психологическая проблема всей нынешней революционной эры: какой именно ритм перемен безвреден для человека (и значит, для общества) и чем вредит нынешний сверхритм. Увы, психология даже еще и не подступилась к этой тяжелейшей проблеме, а ведь от нее, пожалуй, зависит весь ход прогресса.

Наверно, и в языковых переменах есть свой порог безопасности, и чем дальше мы за него заступаем, тем больнее это для наших чувств, нервов. Нынешние перемены, видимо, далеко переступили этот порог, они резко перенапрягают нашу психику, наводняют ее потоками тягостных ощущений.

Половодье сухих иностранных слов - это только часть тех языковых перемен, которые иссушают нашу психику, делают ее рассудочной. Точно так же действует на нас и язык науки, и публично-официальная речь вообще - речь печати, радио, учебников, тьмы просветительных и научно-популярных статей. Их речевая сухомятка часто лишена чувств, полна онемелых, отсиженных слов, состоит из оборотов, длинных, как товарный поезд, - в них забываешь начало, дойдя до конца... И даже обычные живые слова, попадая в это безвоздушное пространство, заражаются его мертвенностью и выцветают, обескровливаются.

Это как бы вырожденный язык, язык старческий - из одного логического смысла, почти без эмоций. Вспомним о мозговых полушариях: левое ведает отвлеченным, логическим мышлением, правое - образным, чувственным. Речь науки и публичная речь - это как бы «левополушарная речь», но отсеченная от правого полушария и потому гербарно засушенная.


В этой речи и русские слова часто теряют радостную энергию жизни, костенеют, делаются тускло-тяжелыми. Научное и публично-официальное слово - это как бы иностранное слово для нашей психологии, для наших чувств. Это машинное, безэмоциональное слово, и оно рождает в нашем подсознании ту же рябь неприятных ощущений, какую рождают сухие иностранные слова.

Хронические вереницы таких неприятных ощущений десятилетиями моросят на наш мозг, с утра до ночи атакуют его своими серыми дождями - и неслышно, с неожиданной стороны расшатывают людям нервы, подтачивают дух.

Во времена НТР наука в сотни раз больше вторгается в атмосферу будней. И точно так же ее логическая сухость вторгается в повседневный язык, наводняет «словосферу» будней. Русский язык как бы начинает делаться для нас иностранным, отчуждается от наших душ и чувств. Пожалуй, наука сегодня так же отравляет язык - а через него и человеческие чувства, души, как отравляет природу нынешняя научно-техническая база человечества.

Языковая атмосфера, в которой мы живем, пропитывает всю повседневность; школа, работа, собрания, радио, газеты, ТВ - с утра до вечера почти весь этот слой «звукосферы» засорен усеченной, засушенной эмоциональностью. Машинное, безэмоциональное отношение к слову все глубже пропитывает чувства людей, их психику. Сегодня, по-моему, это один из генеральных обеднителей наших душ.

К сожалению, мы не видим этого, так как не видим психологическую роль языка - его вторую вселенскую роль. Мы понимаем язык плоско - только как орудие общения, передатчик информации, эдакую огромную азбуку Морзе. Мы не знаем, что язык - строитель человеческих душ, и такое отношение к нему - обычная часть всего нынешнего допсихологического отношения к миру.

Современное наше сознание считает, что жизнью людей правят экономические, социальные и политические интересы, законы базиса и надстройки. А вот как правят нами законы человеческой природы, как они переплетаются с законами социально-экономическими, как делят власть с ними - все это современное сознание не видит.

Во времена дорационалистического сознания (в древней Индии, Китае, Греции, в Европе средних веков и Возрождения, в Передней и Средней Азии) философия постоянно пыталась постичь, как природа человека правит его жизнью. Старались понять это (хотя и мифологически) и религиозные мыслители, и философы-идеалисты всех веков и народов.

К сожалению, база нашего нынешнего миропонимания узка - она не вбирает в себя многие вершинные достижения мировой мысли. А ведь марксизм возник как переработка трех великих вершин европейской мысли - немецкой идеалистической философии, английской буржуазной политэкономии и французского утопического социализма. Увы, мы до сих пор не понимаем азбучную истину: наша философия может стать умнее других философий, только если она вберет в себя их ум - станет сплавом всех вершин человеческой мысли.

Нынешнее сознание - это как бы перископ, в котором есть линзы экономического, социального и политического зрения, но нет - или почти нет - линз психологического зрения. Потому-то, ища законы жизни, мы видим только часть таких законов, постигаем жизнь вполглаза. И пока мы не встроим психологические линзы в перископ своего сознания, пока не сольем их лучи с социальными, мы будем видеть жизнь полуслепо.

Как же действует на людей язык, строитель человеческой души?

Каждое слово, которое входит в душу младенца, становится как бы микроячейкой его души, психологической клеточкой его психики. Слово (сгусток его смысла и чувства) - это как бы то самое психологическое вещество, из которого создается ткань человеческой души.

Слово за словом язык вживляет в человека сгустки человеческого понимания жизни - все россыпи человеческих чувств, весь космос человеческих мыслей. Язык - один из главных родителей человеческой души; другой такой родитель - занятия человека, его образ жизни. Вместе, вдвоем эти скульпторы души рождают в ней мириады ее неуловимых бестелесных ячеек. И до самой могилы язык - вместе с образом жизни - настраивает и перестраивает нашу психику, лечит или калечит подсознание и сознание.

Мы создаем язык, а язык создает нас по своему образу и подобию. С утра до ночи современный публичный язык облучает нас частицами своего духа - машинной безжизненностью, мертвым бездушием. Язык, орудие общения, все больше становится орудием расчеловечивания человека, все больше превращает его в рационала, машиноподобного биоробота.

Потому-то кризис языка - это сегодня одно из главных проявлений всеобщего кризиса человечества, еще одна глобальная проблема, которая усиливает этот всеобщий кризис.

«Взрыв контактов» и личность человека.

«Взрыв перемен», это дитя НТР, и психологическое влияние на нас науки (особенно через язык) - два новых рычага жизни, которые делают человека рационалом и обедняют его чувства. А как действует на людей «взрыв контактов», который принесла с собой нынешняя городская жизнь?

Английские социологи подсчитали, что у среднего горожанина сейчас от пятисот до двух тысяч знакомых. Это могло бы расширять кругозор людей, углублять их общение друг с другом. Но «взрыв контактов» мельчит большинство таких контактов, лишает их глубины. А летучие - каждый день - контакты с тысячами людей - на улицах, в магазинах, на транспорте - резко перенапрягают нервы, усиливают потоки тягостных эмоций.

Так же перегружает нервы и «взрыв информации», и городские шумы, и загрязненный воздух, и отрыв от природы.

Американские медики установили, что городской шум крадет у людей здоровье, резко убыстряет старение и на десять лет сокращает человеческую жизнь. Японские ученые выяснили, что на природе, в лесу у человека на 60 процентов быстрее восстанавливаются силы, нервные и физические, растет выносливость, сосредоточенность. Значит, настолько же - больше чем наполовину - ухудшает всю работу нервов один только отрыв от природы, без других изъянов современного города.

И в ответ на атаки города человеческая психика создает еще один щит обороны: мозг начинает вырабатывать наборы эмоциональных шаблонов, стандартов - одинаковых откликов на разных людей, разные сигналы жизни. Это тоже сберегает нам нервные силы, потому что на привычные отклики всегда идет меньше энергии.

Видимо, у людей ошаблониваются сейчас многие стороны нервной жизни, и это спасает наши нервные силы от перерасхода. Но мы дорого платим за такое спасение: наши чувства обезличиваются, теряют в личном своеобразии. Такое обезличивание чувств - вторая (после обеднения и орассудочивания чувств) крупная перемена в психологии современного человека.

В нынешнем половодье контактов мало глубоких контактов - сердечных, душевных, личных. Даже в семье близкие люди все меньше общаются друг с другом, и все больше - с телевизором, приемником, газетой, - как та театралка, которую и не тянет к близким.

У горожан сейчас слишком много, во-первых, «массовых» контактов (со зрелищными и информационными рычагами общества), и, во-вторых, «ролевых» (в роли работника, покупателя, пассажира) - полуличных или совсем обезличенных.

Города бурно растут сейчас, и если мы не остановим их рост, будут расти еще стремительнее. В конце прошлого века в городах нашей страны жило 15 процентов жителей, сейчас живет две трети, а к концу века будет, очевидно, жить три четверти. Особенно опасно растут города-гиганты, миллионеры: минусы городской жизни в них резко усилены - как бы пропорционально квадрату, а то и кубу населения.

Обезличенные контакты резко вредят всем личным связям, подтачивают устои семьи, которая стоит как раз на таких связях - глубоких, сердечных, вовлекающих в себя всего человека. Избыток «массовых» связей как бы расшатывает семейные молекулы, дробит их на атомы, которые мало тяготеют друг к другу.

Массовые, типовые контакты вовлекают в себя не всего человека, а только часть человека: в них действуют или внешние слои нашей психики, или какие-то ее «части» - любопытство, память, знания, интересы... Они почти не затрагивают глубины человеческой души, и это подмывает глубинную сердечность личных связей, делает их поверхностными, однообразными.

Психологи выяснили, что разговоры у близких людей часто идут по колее внешних сведений, бытовых мелочей, текущих новостей. Для таких разговоров не нужны напряжения души, они не трогают глубин человека - и его живая личность, чувствующая и думающая, снова отодвигается назад.

3 аспекта кризиса: 1) Наличие различных национальных языков, которые представляют собой барьер для эффективного обмена информацией.

2) Современные языки содержат много терминов, неоднозначно трактуемых, что приводит к двусмысленности в общении.

    Современные формы естественного языка затрудняют описание объектов, невоспринимаемых конкретными чувствами.

Пути выхода:

    Создание наднационального языка Эсперанто.

    Создание формализованных языков – использование языков, которые исключали бы многозначность слов.

Формы существования языка.

    Территориальная и социальная дифференциация и формы существования общенародного языка.

    Прир. Языковые нормы.

    Литературный язык как высшая форма существования языка.

    Границы понятия современного литературного языка.

    Литературный язык и функц. Стили.

    О тайноречи.

Системы регулярных и взаимозависящих вариантов реализации языкового взаимодействия образуют формы существования языка. К формам существования языка относятся:

    Территориальные диалекты или говоры – это произносительные особенности звуков.

    Наддиалектический язык образования (язык Койне).

    Различные социальные диалекты (профессиональная речь или арго, кастовые языки, тайные корпоративные языки).

    Просторечия.

    Молодежное арго.

    Обиходно-разговорная речь.

    Литературная речь.

Все формы существования языка, кроме тайных, в пределах данного общенародного языка доступны пониманию. Однако высшей формой является литературный язык.

Взаимосвязь между формами существования языка усложняется по мере развития функциональных стилей. У говорящего постепенно складывается узус (в переводе обычай, правило) речи – это общепринятое употребление слова или оборота. И в просторечии, и в диалекте, и в профессиональном арго есть свой узус. Прир. языковая форма сходна и в диалектах, и в литературном языке. нормы – это существование у говорящего идеала, образца, эталона. Между отдельными нормами литературного языка и просторечия существуют пограничные зоны, где происходят взаимопроникновения норм, существуют дубл варианты норм.

В динамике нормы в любом социуме участвуют два фактора:

    степень распространенности конкурирующего варианта

Литературная норма может меняться с развитием языка. Понятие норма весьма субъективно. Т.е. сточки зрения лингвистики, разные формы существующего языка не могут быть правильными или неправильными, образцовыми или смешными.

Особенности нормы литературного языка:

    Литературный язык возник как наддиалектическая норма, это язык средств массовой информации и образования.

    Литературный язык обладает наивысшим престижем в общении.

    Нормы литературного языка кодифицируются, создаются системы норм языка в грамматиках и словарях.

    Нормы литературного языка более устойчивы.

    Литературный язык – это наиболее удобный, оптимальный вариант общенародного языка для выражения смыслов.

    Нормы литературного языка – явление национальное и историческое.

Можно выделить следующие важные нормы литературного языка:

    орфоэнические (фонетические), т.е. единичные правила произношения отдельных звуков и их сочетаний.

    Лексические, правила, связанные с употреблением отдельных слов и сочетаний в соответствии с их смысловым значением.

    Грамматические, правила сочетания слов для построения предложений

    Стилистические, приемы, средства, помогающие яркому и точному выражению мыслей.

Русский литературный язык существуют в двух формах: в устной и письменной.

Особенности устной формы :

    Воспринимается на слух любая форма языка с использованием фонетических и просодич. Свойств

    Создается в процессе речи, выглядит спонтанной.

    Для нее характерна словесная импровизация, простые предложения, повторы, незаконченность.

    Речь складывается с учетом психолингвистических особенностей адресата.

Особенности письменной формы :

    Графически закрепленная, не воспринимаемая на слух.

    Может быть заранее обдумана.

    Характерна книжная лексика, наличие сложных предложений.

    Строгое соблюдение языковых норм.

    Не ориентирована на конкретного адресата.

    Может быть усовершенствована.

Формы речи и функциональные стили.

Формы речи

функ. стили

письменная

лекция, доклад, дискуссия

научный

диплом, статья, диссертация, монография, книга

стихи, проза. Анекдоты

художественный

речь, дебаты, выступления

публицистический

переговоры, речь в суде, пресс-конференция

официально-деловой

договор, приказ

разговорный

письмо, пьеса, сценарий

Стернин, И.А. Кризис или развитие. (Фрагменты)

… Можно ли охарактеризовать современное состояние русского языка как кризис?

С одной стороны, наше обыденное понимание слова кризис (резкое ухудшение, угрожающее существованию) вроде бы дает определенные осно­вания говорить об этом – в русском языке наблюдается огромное количество иностранных слов, жаргонизмов, в повседневном общении распространяется грубость, мат, растет малограмотность и безграмотность во всех сферах.

На самом же деле никакого кризиса в языке сейчас нет. Наоборот, рус­ский язык сейчас переживает период интенсивного развития.

Интенсивные изменения в языке всегда тесно связаны с изменениями социальными. ... И о кризисе языка здесь нет речи – язык отражает ок­ружающую действительность, окружающие процессы в обществе.

Такие периоды интенсивного развития в русском языке в новое время уже бывали. Это, прежде всего, период Петра I. Тогда в русский язык пришло огромное количество новых иностранных слов. Император-реформатор соз­давал промышленность в России, активно привлекая иностранных специали­стов, они привезли с собой свою технологию и, естественно, свою термино­логию. И в области политики, государственного управления, культуры поя­вилось много новых слов – тоже, в основном, иностранных, но России это пошло только на пользу. Страна обновилась, обновился и ее язык.

Второй период интенсивного развития русского языка – начало XIX века. Победа России в войне с Наполеоном вызвала колоссальный нацио­нальный подъем. Это было второе обращение России к Европе. В русскую речь хлынули французские слова. Язык, будучи живым, от подобного заим­ствования лишь обогатился. Приветствовал это и Пушкин... Кстати, и синтаксис русского языка обновил Пушкин – стал писать ко­роткими предложениями «на французский манер», стал широко использовать разговорные и жаргонные слова того времени – кстати, в первой строфе «Ев­гения Онегина», которую все знают, есть такой молодежный жаргонизм того времени – «он уважать себя заставил», то есть умер (примерно, как в совре­менном молодежном сленге - « ласты надул»).

Третий период интенсивного развития русского языка – Октябрьская ре­волюция. Вновь обширные изменения в лексике и фразеологии. Новые поня­тия, новые реалии, новые государственные и общественные организации требовали новых слов. Однако в этот период не произошло нашествия ино­странных слов. Почему? Заимствовать было неоткуда. Россия – первая страна, в которой произошла такого рода социалистическая революция, и все слова пришлось создавать на собственной основе. И даже когда в 1919 году в Баварии произошла революция, уже немецкие революционеры заим­ствовали из русского языка слова «большевик» и «советы».

В молодой Советской республике в период создания властных и общест­венных структур потребовалось значительное количество новых слов. Но они все получились длинные, составные - Совет народных комиссаров, ге­неральный секретарь, партийно-хозяйственный актив – в результате появи­лось огромное количество аббревиатур – совнарком, генсек, партхозактив и т.д. Были и такие: ОХМАТИМЛАД (общество охраны материнства и мла­денчества) КОМОРСИ (командующий морскими силами республики). Пере­осмыслялись и некоторые старые слова – ударник (передовой работник), сек­тор (участок работы, за который отвечает конкретный человек – культмассо­вый сектор) и др. Ко всем этим словам люди привыкли не сразу, но потом они стали привычными.

Четвертый период – годы перестройки в конце минувшего века. Опять слом общественной системы, опять огромные социальные перемены. И вновь – масса новых слов, много заимствований, так как в русский язык вошло много иностранных понятий в сфере политики, рыночной экономики, шоу-бизнеса.

Русский язык переживает сегодня период интенсивного развития. На­блюдения показывают, что этот период уже в основном закончился. Сейчас уже мало появляется новых слов, ко многим заимствованиям русские люди уже привыкли.

Итак, никакого кризиса языка нет. Но кризис есть в другом. Можно ска­зать, что в России наблюдается кризис культуры речи.

Культура речи – это речь, соответствующая нормам литературного языка, уместная в той или иной ситуации. Культура речи предполагает, что люди обращают внимание на то, как они говорят. Пренебрежение к культуре речи, утрата контроля за своей речью у многих людей самых разных соци­альных и профессиональных групп и есть кризис культуры речи. Причина этого кризиса – социальная.

Колоссальные проблемы, навалившиеся на людей в период перехода общества к рыночной экономике, - нищета, безработица, слом стереотипов мышления и поведения и пр. привели к тому, что людям стало «не до языка» и временно даже не до чтения книг. Люди стали пренебрегать нор­мами речи.

Есть и другая причина. Нельзя также путать свободу слова и свободу речи. У россиян в переходный период развития страны эти понятия в созна­нии часто не различались.

Свобода слова – это «говори, что хочешь». А свобода речи – это «говори, как хочешь».

Нужна ли обществу свобода слова? Безусловно.

А может ли быть вообще свобода речи в обществе? Никогда! Если каж­дый будет говорить, как он хочет, мы перестанем друг друга понимать. В языке есть определенные нормы для определенных ситуаций. Скажем, со­брались мы на вечеринку с приятелями, и я говорю: напрягает меня наш гу­бернатор. Но можно ли это сказать в публичном месте или написать? Нельзя, нормы речи не позволяют.

Есть такая известная фраза: язык – одежда мыслей. Действительно, у нас есть одежда для разных ситуаций. Мы понимаем, что работать в огороде нужно не в той одежде, в которой ты пойдешь в театр. … Точно так же носитель языка должен относиться и к своей речи – она должна быть адекватной, то есть соответствовать конкретной ситуации общения. То, что можно сказать в бе­седе с друзьями, нельзя произносить с трибуны; а то, что можно сказать устно, не всегда можно написать. …

В Центре коммуникативных исследований ВГУ мы провели исследова­ние уровня культуры речи жителей нашего города – Воронежа (около 1 мил­лиона жителей). Методом телефонного опроса мы выясняли отношение на­ших жителей к культуре речи, русскому языку. Мы провели опрос в 1993 г, а потом через 10 лет, в 2003. На вопрос: «Считаете ли вы, что в последнее время наблюдается падение речевой культуры?» - ответ «да» в 1993 году мы получили от 60% респондентов, в 2003-м – от 26%. Получается, сейчас уже нет падения культуры речи. Да нет, падение речевой культуры есть, и еще какое. Просто за десять лет люди привыкли к вышеупомянутой «свободе речи», перестали замечать нарушения.

Мы спросили: «Как вы реагируете на речевую культуру окружающих?2 «Мне это безразлично», - в 1993 году ответили 38% респондентов, в 2003-м – 52%. То есть мы наблюдаем привыкание к бескультурности речевого поведе­ния. На вопрос: «Считаете ли вы, что по речи можно судить об общей куль­туре человек?» - в 1993 году «да» ответили 65%, в 2003-м – 62%. Получается, люди понимают, что по речи человека можно судить о его общей культуре. Но на самом деле перестали это делать.

Еще один вопрос: «Всегда ли вы в своей речи стараетесь соблюдать язы­ковые нормы?» В 1993 году 32% респондентов ответили, что всегда стара­ются, в 2003-м – 29%. Отсюда можно сделать вывод: только треть нашего на­селения следит за своей речью и «фильтрует базар». Двум третям это неинте­ресно. …

Впрочем, не стоит сгущать краски. В нашем исследовании был и вопрос о посещении специальных курсов. Так вот, если в 1993 году дополнительные курсы по культуре речи не хотел посещать никто, то в 2003-м уже 5% рес­пондентов не отказались бы ходить на такие занятия.

В последнее время положение, действительно, меняется. Не так давно мы открыли при Центре коммуникативных исследований ВГУ курсы рито­рики, культуры речи, делового общения, делового имиджа. И должен заме­тить, желающие пополнить свои знания есть не только среди студентов. Приходят к нам те, кто желает достичь успеха, сделать карьеру. Чаще всего это – молодые люди. Стали интересоваться нашими курсами и бизнесмены, те, кто собирается выдвинуть свою кандидатуру в депутаты.

Так что кризис культуры речи вполне преодолим. А язык ни в каком кризисе не находится.

Постепенно развивается в нас эгоизм (по 4 стадиям) и животная стадия порождает духовную. Потому и находится сегодня весь мир в состоянии экономического кризиса . Почему именно экономического? Какое отношение все это имеет к экономике? А дело том, что это именно тот "язык ", который мы все понимаем. А что же это на самом деле? - Отсутствие света.

https://www.сайт/journal/142402

Уоткинз, глава группы, подготовившей Всемирный доклад ЮНЕСКО по мониторингу «Образования для всех». «Кризис в Северной Африке и система образования очень взаимосвязаны. В странах есть высокообразованные люди, у которых нет... маргинальными элементами в обществе», – заявил Уоткинз журналистам в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Он считает, что кризис системы образования стал «один из главных катализаторов волнений в этих странах». «Система плохо управляется, недостаточно финансируется...

https://www.сайт/journal/135059

Язык звучит
По разному у нас
Есть звук Любви
И откровений

Есть звук печали
Гнева без прекрас
Что не дает нам
Радости велений

Чем тоньше звук
В твоих устах живет
Чем мягче и нежнее -
Цвета лилий

Тем радостней
Твоя Душа поет
Тем...

https://www.сайт/poetry/1147675

Которые попросит ответить экзаменатор-кризис : * сформировано ли у вас верное представление о себе, принимаете ли вы себя таким, какой вы на самом деле? * понимаете ли вы, что старение неизбежно? * находите ли вы общий язык со своей любимой женщиной... жизни? * интересно ли вам жить? * получаете ли вы отдачу от своей работы? Не бойтесь старости Кризису среднего возраста свойственен и страх перед старостью. Она представляется страшной, беспомощной, морщинистой и бессмысленной... Можно сколь угодно...

https://www.сайт/psychology/17164

Средство – Что делать – Один критерий, одна тема – Желаемый результат – Естественная поддержка Реализация плана – Объединение альтруистических сил – Присоединение всего человечества Кризис Очевидность кризиса Общемировой кризис , охватывающий все человечество, очевиден: депрессия, наркотики, распад семьи, террор, неуправляемость общественных систем, опасность применения ядерного оружия, экологические удары и пр. Согласно...

https://www.сайт/journal/12051

В этот момент мы переоцениваем собственные достижения. В психологии такие точки наиболее острого восприятия себя, называются возрастными кризисами . Кризис (др.-греч. ΚρЇσις) - решение, поворотный пункт, переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором... прогибаться, наклоняться, смещать руку ближе к затылку и еще много чего другого. Подростковый кризис 12 – 15 лет Кризис подросткового возраста более затяжной и острый. В этот период происходит отрыв от семьи, переоценка...

https://www.сайт/psychology/112153

Кризисами Украину не удивить. Кризис власти и кризис доверия к ней, кризис образования и кризис воспитания, кризис семейных отношений и кризис отцов и детей, кризис в экологии и кризис экономический - эти и многие другие кризисы давно стали неотъемлемыми элементами нашей повседневной жизни. Словно ручейки, то слабея, то набирая силу, эти частные кризисы ... именно это мы и наблюдаем сегодня в Украине. Кризис , начавшийся в американской финансовой системе, практически мгновенно...



gastroguru © 2017