Авраамиев богоявленский женский монастырь епархиальный женский монастырь. Авраамиев монастырь

Ро стов Великий. Богоявленский Авраамиев монастырь

Богоявленский Авраамиев монастырь – один из древнейших на территории современного Ростова Великого. Монастырь стоит на берегу озера Неро и очень живописно смотрится с воды. Он был основан в конце XI или начале XII века знаменитым святителем, Преподобным Авраамием Ростовским, поселившимся здесь, на берегу озера, рядом с языческим капищем, где стоял идол бога Велеса. По преданию, Авраамий, желавший сокрушить этого идола, после бывшего ему видения пошел в Царьград, но не успел отойти немного от Ростова, как у переправы через реку Ишню встретил Иоанна Богослова, который вручил ему чудесный посох. Этим посохом и был сокрушен идол, а на Ишне Авраамий выстроил церковь Иоанна Богослова. А на месте древнего языческого капища, где был разрушен Велес, Авраамий основал храм Богоявления. К преподобному стали стекаться верующие, желавшие остаться здесь под его руководством; так появилась на берегу озера Неро мужская обитель, просуществовавшая много столетий, вплоть до 1915 года. Авраамий Ростовский был канонизирован в XV веке, но мощи его почитались уже с конца XII века.
До XVI века монастырь был деревянным. Только в 1553 году по личному повелению Ивана Грозного был возведен грандиозный многопридельный собор Богоявления Господня, ровесник храма Василия Блаженного в Москве. Храм в Авраамиевом монастыре был поставлен также в память о взятии Казани. Такое внимание к ростовскому монастырю не случайно: монастырская летопись указывает, что, отправляясь в поход на Казань, царь взял с собой святыню − посох Иоанна Богослова, хранившийся вместе с мощами Авраамия. Есть предположение, не подтвержденное документально, что для строительства собора Иван Грозный присылал из Москвы своего мастера Андрея Малóго.
Богоявленский собор получился поистине грандиозным. Высокое четырехстолпное здание, увенчанное пятиглавием, поставлено на высокий подклет и с юга расширено галереей, по типу ярославских храмов. Также манера зодчих Ярославля проявилась и в том, что в юго-западном углу галереи поставлена колокольня, а восточная часть галереи заканчивается приделом. Всего в храме три придела, они посвящены Авраамию Ростовскому, Иоанну Богослову и Иоанну Предтече (небесному покровителю Грозного). Особенно замечателен юго-восточный придел Авраамия Ростовского, увенчанный красивым шатром. В приделе были положены мощи святого Авраамия, с его архимандритской шапкой и крестом от чудесного жезла.
Собор неоднократно подвергался перестройкам, была надстроена колокольня и, возможно, сделаны выше барабаны. Вместо фигурного позакомарного покрытия, придававшего собору устремленность вверх, было сделано более простое четырехскатное. Однако это не мешает собору оставаться грандиозным и величественным сооружением времен Ивана Грозного.

В годы игуменства будущего ростовского митрополита Ионы Сысоевича в монастыре была построена вторая каменная церковь − Введенская. Она датируется 1650 годом. Это простая классическая трапезная церковь монастыря, четырехугольная в плане, одноглавая и с восьмискатным покрытием, выстроенная из большемерного кирпича. Вероятно, она изначально была соединена переходом-галереей с Богоявленским собором; переход позднее был разобран. В подклете храма, под алтарной частью, сохранилось погребение отца Ионы, схимонаха Сысоя.

В 1691 году на средства бояр Мещериновых была построена надвратная церковь Николая Мирликийского. Сейчас она выглядит не так, как в XVII веке, − в середине XIX века Никольская церковь была значительно перестроена. Но сохранились две башни, обрамляющие церковь, − похожие башни украшают входы в Ростовский кремль и в Борисоглебский монастырь под Ростовом. А перестроен храм был сначала после пожара в 1730 году, а потом − из-за того, что в 1826 году в нее, такое высокое здание, ударила молния. Тогда ярославский архитектор П.Я.Паньков и восстановил храм по своему проекту, сохранив, впрочем, на фасаде старинные детали убранства. Тогда же Никольская церковь превратилась в церковь-колокольню, с ярусом звона вместо обычных барабанов.
Уцелели на территории монастыря и настоятельский корпус, перестроенный в 1837 году также Паньковым, и небольшая одноэтажная трапезная палата 1892 года постройки. Практически не сохранилась лишь ограда монастыря, возведенная в XVIII веке.
Была разрушена в советское время небольшая часовня над могилой старца Пимена, с именем которого связано монастырское предание. Пимен был затворником и подвижником, не снимавшим вериг. Однажды он исцелил своими молитвами купца Хлебникова от мучившей его мигрени, и тот в благодарность выстроил после смерти старца над его могилой часовню. В монастыре сохранялись вериги весом в 1 пуд 19 фунтов (около 25 кг) и гири, с которыми старец не расставался. Некоторые богомольцы возлагали вериги на себя и с ними троекратно обходили часовню Пимена.
После того, как был канонизирован Димитрий Ростовский, из ростовских монастырей наиболее популярным стал Спасо-Яковлевский , а о стоящей на отшибе Авраамиевой обители стали забывать. Хотя почитание преподобного Авраамия все равно было достаточно сильно, и иногда монастырь посещали очень высокие гости − члены царской семьи, Иоанн Кронштадский, будущий Патриарх Тихон. В 1915 году сильно сократившуюся братию монастыря перевели в Спасо-Яковлевский, а в здания бывшей мужской обители въехали сестры Полоцкого монастыря (из Белоруссии), которые привезли с собой мощи основательницы своей обители, игуменьи Евфросинии. Позже монахини возвратились в Полоцк.
В советское время на монастырь обрушились гонения. Были изъяты ценности, часть келий заняли рабочие квартиры. В 1929 году были запрещены богослужения в храмах монастыря, а мощи Авраамия перенесли в музей. Многие монахи были арестованы, репрессированы. Богоявленский собор отдали под склад зерна, а в Введенском храме сначала расположился детский сад, потом санаторий, а после − и вовсе вытрезвитель. К 1990-м годам монастырские храмы и здания пришли в весьма тяжелое состояние. С 1994 года собор часть зданий были переданы подворью Патриарха Московского и Всея Руси; тогда же в качестве приходской открылась Никольская церковь. Монастырские здания постепенно возвращаются к жизни.

Рассказ об основании Богоявленского Авраамиева монастыря находится в Житии прп. Авраамия Ростовского . Согласно нему, на месте обители стоял каменный идол , которому поклонялись жители этих мест. Он был разрушен благодаря чудотворному жезлу ап. Иоанна Богослова, с которым отшельник Авраамий сокрушил идола.

На месте поверженной языческой святыни отшельник построил храм и основал монастырь. Согласно житию чудотворный жезл хранился здесь до того как перед походом на Казань царь Иоанн Грозный взял его отсюда. После в 1553-55 гг. царь построил в монастыре собор во имя Богоявления Господня - один из наиболее ранних памятников обетного строительства, а также один из первых многопрестольных храмов средины XVI в.

В середине XVII в. при архимандрите Ионе Сысоевиче была возведена кирпичная Введенская 1650 г. и еще позже до 1684 года, но на средства бояр Мещериновых надвратная Никольская церковь.

В 1915 г. обитель стала женской, в неё из-за войны были эвакуированы Евфросиниев полоцкий женский монастырь, Витебское епархиальное училище; насельники же переселились в ростовский Спасо-Яковлевский монастырь.

В 1923 г. в монастыре верующие окрестных слобод организовали религиозную общину, первым настоятелем которой стал архимандрит Неофит (Коробов). 3 марта 1926 г. здания монастыря были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община продолжала существовать до 16 июля 1929 г., когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована. После её закрытия духовенство, перешло служить в городской Успенский собор.

В настоящее время Богоявленский Авраамиев монастырь возрождается как женская обитель. Действующей является церковь свт. Николая и в ней почивают мощи преподобного Авраамия Ростовского.

Архитектура

Богоявленский собор с тремя приделами — ап. Иоанна Богослова, св. Иоанна Предтечи и прп. Авраамия, — был построен в честь покорения Казани по указу царя Иоанна Грозного в 1553—1555 гг. на средства казны. В основе его композиции лежит четырёхстолпный пятиглавый храм, стоящий на подклете в окружении приделов, притворов с запада и галереи с юга. Придел ап. Иоанна Богослова в XIX в. где раньше располагались башенные часы, был надстроен колокольней. Придел прп. Авраамия Ростовского — шатровый, покрыт поливной черепицей. В нём почивали мощи основателя монастыря.

Введенская трапезная церковь была построена в 1650 г. во времена настоятельства Ионы Сысоевича (в будущем — ростовского митрополита) южнее Богоявленского собора. Это первое каменное сооружение в Ростове, построенное после Смутного времени. В нач. XIX в. Введенская церковь была перестроена в классическом стиле архитектором П.Я. Паньковым.

В XVII в. территория монастыря была обнесена деревянной оградой, каменными были лишь его западные, Святые ворота с надвратной Никольской церковью и двумя фланкирующими башнями. В 1812 году к башне с левой стороны был пристроен братский корпус, а в XIX в. под прямым углом к нему — настоятельский корпус и братская кухня. В это же время перед Святыми воротами был выстроен портик, над самой Никольской церковью надстроена колокольня, башни надложены.

Видео: Богоявленский Авраамиев монастырь (9"58")

Сохранившиеся здания

Богоявленский собор (1553-1555) Введенская (1650 с последующими перестройками) Надвратная Никольская церковь с двумя башнями (конец XVII века)

    Авраамиев Богоявленский монастырь (Ростов Великий) - … Википедия

    Авраамиев Богоявленский монастырь (Ростов) - … Википедия

    Авраамиев Городецкий монастырь - У этого термина существуют и другие значения, см. Авраамиев монастырь. Монастырь Авраамиев Городецкий монастырь Авраамиев Городецкий монастырь. Фото XIX века … Википедия

    Богоявленский монастырь - У этого термина существуют и другие значения, см. Богоявленский. Богоявленский монастырь название нескольких монастырей русской православной церкви как действующих, так и упразднённых: Беларусь Богоявленский монастырь (Полоцк) Россия… … Википедия

    Богоявленский монастырь (Кострома) - Монастырь Богоявленско Анастасьин (Богоявленский) монастырь в Костроме … Википедия

    Богоявленский монастырь (Углич) - У этого термина существуют и другие значения, см. Богоявленский монастырь. Богоявленский монастырь православный монастырь, расположенный в центре города Углич по адресу ул. Ростовская, 22. Содержание 1 История 2 Монастырские церкви … Википедия

    АВРААМИЕВ БОГОЯВЛЕНСКИЙ - мужской монастырь, Ярославская еп., в Ростове на берегу оз. Неро. Основан прп. Авраамием. Монастырский соборный храм во имя Богоявления Господня построен Иоанном Грозным. Здесь находилась Корсунская икона Божией Матери дар Иоанна Грозного. Мощи… … Русская история

    Авраамиев монастырь - Авраамиев монастырь название нескольких русских монастырей. Авраамиев Богоявленский монастырь (Ростов) Авраамиев монастырь (Смоленск) Авраамиев Городецкий монастырь в селе Ножкино Костромской области … Википедия

    АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Авраамиев ростовский монастырь Авраамиев ростовский монастырь в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро. Согласно житию прп. Авраамия Ростовского, мон рь был основан святым на месте языческого капища. Первое документальное свидетельство о… … Православная энциклопедия

    БОГОЯВЛЕНСКИЙ АВРААМИЕВ МОНАСТЫРЬ - см. Авраамиев в честь Богоявления Ростовский монастырь … Православная энциклопедия

Ростов Великий почти самый древний город Руси. Свой отсчет он ведет с 862 года. Эту дату нетрудно запомнить. В этот же год были основаны Киев, Муром, а тремя годами раньше Великий Новгород.
С чего обычно начинается знакомство с городом? С центра. Центром каждого древнего русского города является Кремль, или то, что от него осталось в наше время. Ростову Великому повезло. Красавец-Кремль стоит во всем своем блеске и великолепии на радость всем нам.
Но историю города, как и историю страны, одним Кремлем не измеришь. Мерило русской жизни, лицо отечественной истории - наши святые обители.

Реклама — поддержка клуба

Много раз бывала в Ростове и ни разу не обошла своим вниманием его главную гордость - . Но на самом деле гордостей у этого маленького провинциального города намного больше. Одна из них - самый древняя обитель города, да и всей России - Богоявленский Авраамиев монастырь .

Четких планов у нас не было. Была насущная проблема - снять деньги с карточки, чтобы можно было продолжить экскурсионную программу и пообедать. Вот такая проза жизни. Может не стоит об этом писать, но хочется предостеречь и себя, и других впредь от таких накладок. В небольших провинциальных городах с банкоматами проблема. В Ростове больше, чем везде.
Куда поедем после решения денежного вопроса, на тот момент времени мы не знали. Мы давно уже отказались от жесткой программы в путешествиях. Только экспромт, действие по ситуации - главный залог небанального путешествия. Ездить по прописанному плану оправдано только для начинающих туристов и организованных групп. Для людей опытных - это как подрезанные крылья.
Итак, въехав в город, по пути к центру, слева от дороги мы увидели купола храмов. Я знала, что в Ростове, помимо самого известного , есть и другие обители, и в них я никогда не была. Вот решили заехать. И не пожалели.
Это оказался Авраамиев женский монастырь. Место намоленное, спокойное, не захоженное туристами. Здесь вообще очень мало людей.
Без юбки, к счастью, никто не гоняет. Видела, как заходили и выходили женщины из храма в брюках. И ничего...

Вообще место здесь какое-то особенное, хорошее - по внутренним ощущениям. Монастырь стоит без ограды, она до наших дней не сохранилась. Поэтому выглядит это все довольно просто - три храма и небольшой погост, окруженные скромным металлическим забором. Обычным-преобычным. И вся эта удаленная от шума, какая-то первозданная красота расположена на берегу озера Неро...
Сначала немного поплутали - не знали, как подъехать, как понять, где вообще вход. То, куда изначально приехали, напоминало задний двор для своих - дорога, ведущая сквозь распахнутые ворота на небольшую асфальтированную площадку. На ней - два автомобиля. Кто, что - не понятно. Уехали, поколесили, да вернулись, рискнули сюда заехать. Все нормально. Встали по соседству с припаркованными автомобилями, вышли из машины. Я стянула с шеи платок, одела на голову. От греха подальше, место незнакомое. Юбки, как обычно, у меня не было.
Пошли по территории. Тихо. Пусто (в смысле отсутствия людей). Не понятно, работает или не работает монастырь. Хотя сказать так, наверное, нельзя.
Потом встретили несколько человек, которые выходили из храма, и женщину, подметающую площадку возле храма.
Наверное святая обитель и должна быть такой - несуетной, спокойной, где только птицы и ветер кружат над головой, и ты ощущаешь поступь времени и вечность бытия... Именно так - со светлой душой, миром в сердце и надо покидать святое место...




А все эти цепные охранники, густо наставленные сейчас в монастырях, чтоб людей пугать, отталкивать от Храма, ожесточать - это тихий ужас, позор некоторых чересчур раскрученных, процветающих неизвестно на каких "дрожжах" монастырей.

Несколько слов об истории Богоявленского Авраамиева монастыря.

По разным источникам он был основан в 990 или 1080 году (впрочем, кое-где называется и более поздняя цифра). Дата 1080 год указана на информационных стендах в монастыре. Даже она производит впечатление. Еще бы - 11 век!

Но меня смущает только тот факт, что обитель основал преподобный Авраамий, который скончался в 1010 году. Как же тогда быть с датой основания 1080 год? Не знаю. Это одна из загадок обители. Полагаю, не единственная.

На территории три храма. Больше всего привлекают внимание два - огромный разрушающийся Богоявленский собор (1555) и красивая, как картинка, отреставрированная Надвратная Никольская церковь с двумя башнями (конец XVII века). Третья, Введенская церковь (1650) довольно простая.
Изначально все храмы были деревянные. Первым в камне по повелению Ивана Грозного был был отстроен Богоявленский собор (1553-1555), ровесник храма Василия Блаженного в Москве. Глядя на его нынешнее состояние, создается впечатление, что с тех пор он и не ремонтировался. Хотя, конечно, за прошедшие века он неоднократно достраивался и перестраивался, но сейчас он находится в плачевном состоянии. Нашла его старую фотографию.

Вот, как он выглядит нынче.

А вот фото покрупнее, чтоб вообще хорошо было видно.



Но это я так, не злости ради. Обидно за наше родную, бесценную, многие годы гнобимую и разрушаемую историю и архитектуру. За верующих и неверующих, за прадедов и потомков.
Разрушается... А так уж и не знаешь, что лучше, приехать в красоту холодную, напомаженную, и получить пинок под зад в брюках за эти самые брюки и фотоаппарат в руках, или придти в святое, зализывающее раны, возрождающееся из руин место, посмотреть на храмы, вдохнуть воздуха полной грудью, начерпаться внутренней силы и спокойствия, и... почувствовать себя человеком.

До революции Богоявленский Авраамиев монастырь выглядел так:

Старинная ограда, как я уже писала выше, не сохранилась, но, к счастью, сохранилась Надвратная Никольская церковь с башнями от этой ограды.
Глядя на это сооружение, я все никак не могла понять, что за чудо такое огромное. Куда не отойду - в кадр не лезет. Ни так

Ни так.

Ну правильно, это ж все-таки не просто церковь, а с дополнительными сооружениями по бокам.
Сооружение очень красивое. О том, что это 17 век, напоминают изразцы, которые украшают храм.



Богоявленский Авраамиев женский монастырь г. Ростова Великого

Авраамиев монастырь считается одним из древнейших в Северо-Восточной Руси и начало свое берет с 990 года. Его основатель, преподобный Авраамий. Из жизнеописания преподобного известно, что когда он поселился близ Ростова, на чудском конце города находился бездушный истукан Велеса, почитавшимся местными язычниками за покровителя торговли и богатства, и преподобный Авраамий просил Бога дать силу и благодать Святого Духа разорить злокозненного идола. Получил откровение, что для его свержения требуется идти в Царьград, в дом Иоанна Богослова, преподобный Авраамий отправился в путь, который был чудесно сокращен, поскольку сам апостол явился Авраамию на берегу реки Ишни. Св. Иоанн вручил ему трость и велел без боязни вооружиться на идола Велеса. Вернувшись, преподобный Авраамий одним ударом камышовой трости сокрушил истукана, «и абие идол Белее в прах бысть». На месте разрушенного идола преподобный построил храм во имя Святого Богоявления Господня и «келий устроил и монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель свою общею».

Пожив богоугодно и «быв образ всем в добродетелех», преп. Авраамий преставился 29 октября / 11 ноября 1010 года. Святые мощи преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III (1176-1212).

Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. В годину монголо-татарского ига из ее стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Из жития преподобного Иринарха Ростовского известно, что он провел несколько лет в Авраамиевом монастыре в конце XVI века. В те же годы в обители подвизался преподобный Пимен Затворник Жития его не сохранилось.

Слово «старец» относилось в то время к особо почтенным монахам, много лет прожившим в монастыре. Подвигом преподобного стал затвор и ношение вериг. Преподобный Пимен, Затворник Ростовский почитается в лике собора Ростово-Ярославских святых.

Обитель посещали Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон, будущий Патриарх Всероссийский. В Авраамиево-Богоявленском монастыре три храма. Первый и главный храм монастыря в честь Богоявления был построен еще преп. Авраамием. Первоначально он был деревянным. Каменным же стал со времен царя Ивана Грозного, который в 1553 году, отправляясь на покорение Казани, взял с собой трость Иоанна Богослова, хранившуюся при святых мощах чудотворца Авраамия, «да тако и бысть взята Казань». После победы архимандрит Иоаким повелением царя Иоанна Васильевича заложил в монастыре на месте деревянного Богоявленского храма «церковь каменну с четырьма приделама». В посвящении приделов Богоявленского собора отразилась история чудотворной трости. Один из пределов посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, другой — апостолу Иоанну Богослову, чей жезл забрал с собой царь, а третий покровителю самого царя — св. пророку Иоанну Предтече. Монастырский собор Богоявления Господня вобрал в себя все лучшее в русском зодчестве. Главный объем храма имеет форму куба и завершается традиционным для Руси пятиглавием. Придел преподобного Авраамия украшен стройным шатром, характерным для XVI века. Придел Усекновения главы св. Иоанна Предтечи увенчан горкой кокошников московского зодчества. А над приделом св. Иоанна Богослова в XIX веке ростовские каменщики, подражая древним мастерам, пристроили звонничную башню.

Второй монастырский храм в честь праздника Введения во храм Божией Матери связан с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, местоблюстителя Патриаршего престола и строителя Ростовского кремля. Им был построен обычный русский храм-трапезная с покрытием на два ската и главкой посередине. В том же XVII веке был выстроен вкладом ростовских помещиков, государевых стольников Мещериновых и третий надвратный храм монастыря в честь святителя Николая чудотворца, в котором сейчас и проходят богослужения.

В XVII веке в связи с канонизацией митрополита Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря, Богоявленский монастырь остался в тени, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как все, что я ни видел, требовало устроения и обновления». В таком положении оказался монастырь после длинного ряда номинальных настоятелей с продолжительными периодами междунастоятельств. Впрочем, обитель была восстановлена, и в ней особое внимание паломников привлекали мощи преподобного Авраамия. Ростовские матери молились угоднику Божию о здравии своих младенцев.

В 1915 году братия обители была переведена из Авраамиева монастыря в Яковлевский. На их место приехали сестры Полоцкого монастыря с мощами основательницы этой обители, преподобной Евфросинии.

С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви и Авраамиевской обители, в частности. А именно, в 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители.

26 апреля 1920 года в числе прочих были осквернены мощи преп. Авраамия Ростовского, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. За волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал починки, во многих монастырских кельях жили рабочие. Все же монастырь продолжал существовать, прикрываясь наименованием «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество». В 1929 году по распоряжению советских властей прекратились богослужения в монастырских храмах.

Часть монастырской общины и служителей ненадолго перешла к общине ростовского Успенского собора, и многие из монастырской братии впоследствии арестованы. В 1930 году начали разрушать стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме последовательно-детский сад, санаторий, потом медвытрезвитель, о котором сняли сюжет для сатирического киножурнала «Фитиль». В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры. И хотя храмы подвергались время от времени реставрации и присмотру, все же к нашему времени постройки обители оказались разорены и требуют значительного ремонта. Особенно тяжелое состояние у Богоявленского собора, где стены и арки требуют большого капитального ремонта.
В 1991 году мощи преп. Авраамия были возвращены Церкви и почивают сейчас в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре.



gastroguru © 2017