Конкуренция как процесс взаимодействия. Общение как взаимодействие (интеракция)

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль

1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция

В процессе общения люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида взаимодействия: кооперация (от лат. cooperatio -- сотрудничество) и конкуренция (от лат. сопсигго -- сталкиваюсь). Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т. д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения двух различных типов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация , или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил), проявляется во взаимопомощи и взаимовлиянии и предусматривает совместное достижение целей. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н.Леонтьев выделял в качестве ее характеристик разделение единого процесса деятельности между участниками и изменение деятельности каждого. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому для кооперации важны вклады участников взаимодействия и степень их включенности в него.

Конкуренция - это одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп. Конкуренция отличается сильной вовлеченностью в борьбу и частичной деперсонализацией представлений о противнике и предполагает создание затруднений и препятствий соперникам в достижении целей. По определению И.М.Шмелева конкуренция выражает отрицательное отношение к процессу взаимодействия, но может рассматриваться и как продуктивный тип, в ходе которого у субъектов взаимодействия возникает конкурентно-созидательная мотивация. Степени конкуренции: соревнование, соперничество, конфронтация, конфликт.

Во взаимодействии принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой и происходят эти типы взаимодействия. Так кооперативный тип взаимодействия возможен не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков - совместного ограбления, кражи и т.д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены.

2. Позиции взаимодействия в русле транзактного анализа

Позиции взаимодействия в общении представлены в трансактном анализе - направлении, разработанном в 50-е годы XX века американским психологом Эриком Берном и предполагающем управлять действиями участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия. С точки зрения трансактного анализа каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций, которые условно обозначают как Родитель, Взрослый, Ребенок . Эти позиции не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрослого, либо Родителя, либо Ребенка, и в зависимости от этого состояния ведется разговор, определяются позиция и статус собеседника. Эти стороны личности обладают абсолютно разными предназначениями, характеристиками и ценностями (таблица 1).

Таблица 1. Основные характеристики позиций Родитель, Ребенок, Взрослый

Характеристики

Родитель

Взрослый

1. Характерные слова и выражения

Все знают что...; Ты не должен никогда...; Ты всегда должен... и т.д.

Как? Что? Когда? Где? Почему? Вероятно; возможно

Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!

2. Интонации

Обвиняющие, снисходительные, критические

Связанные с реальностью

Очень эмоциональные

3. Состояние

Надменное, сверхправильное, очень приличное

Внимательность, поиск информации

Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное

4. Выражение лица

Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное

Открытые глаза, максимум внимания

Угнетенность, удивление

Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди

Наклон вперед к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним

Спонтанная подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу)

Позиция Родителя может быть определена как позиция "Надо!", родитель все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует и за все отвечает, придерживается системы ценностей, передающихся из поколения в поколение, ориентирован на воспитание.

Позиция Ребенка может быть определена как позиция "Хочу!", ребенок эмоциональный, импульсивный, нелогичный, является источником интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости, ему свойствен детский эгоцентризм.

Позиция Взрослого может быть определена как объединение позиций "Хочу" и "Надо", взрослый реально анализирует и перерабатывает информацию, не поддается эмоциям, логически мыслит, эффективно взаимодействует с окружающим миром, является посредником между Родителем и Ребенком.

Взаимодействие эффективно тогда, когда трансакции совпадают, например, если партнер обращается к другому как Взрослый, и тот отвечает с такой же позиции. В случаях, если трансакции не совпадают, взаимодействие может нарушаться или может вообще прекратиться. В данном случае трансакции являются "пересекающимися".

3. Ориентация на понимание и ориентация на контроль

Американские психологи Стейнберг и Миллер анализируют взаимодействие с похожих позиций, выделяя две основные, с их точки зрения, ориентации, возможные для участников взаимодействия. Это - ориентация на контроль и ориентация на понимание .

Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников общения контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей, которое сочетается с желанием доминировать во взаимодействии с преследованием своих, не связанных прямо с взаимодействием целей.

Ориентация на понимание включает стремление понять ситуацию и поведение других людей и связано с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов. При этом поведение человека основано на представлении о равенстве партнеров в общении и направлено на достижение взаимной удовлетворенности ходом общения.

«Контролеры» и «пониматели» придерживаются совершенно различных стратегий в разговоре относительно говорения и молчания.

«Контролеры» много говорят, значительно больше, чем другие партнеры, они как бы пытаются монополизировать взаимодействие, полностью связать его своими целями и своими темами. Довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием, ориентируя его в сторону своих нужд.

«Пониматели» обычно больше молчат в разговоре, им свойственно слушать, наблюдать, анализировать. Они активно вовлечены во взаимодействие, однако внешне более пассивны, так как заняты внутренней работой по пониманию взаимодействия.

Разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении.

Стратегия «контролера» характеризуется неравными вертикальными (доминирующими) взаимодействиями и направлена на то, чтобы заставить партнера принять свой план взаимодействия, свое понимание ситуации. И довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием.

Стратегия «понимателя» характеризуется равными горизонтальными (равными) взаимодействиями и направлена на адаптацию к партнеру по общению, «пониматели» в основном демонстрируют стремление адаптироваться (подстроиться) к партнеру по общению. Разговор двух «контролеров» часто будет напоминать псевдосоответственное общение, когда каждый партнер будет пытаться навязать другому свой план и не реагировать на его план.

Следует отметить, что существуют и обратные влияния. Например, человек, "попавший" в общении на самую "верхнюю" позицию, обязательно в большей степени будет "контролером", чем, если бы он был внизу. Поскольку положение обязывает, следовательно, он должен регулировать взаимодействие.

Авторы указывают, что выделенные ориентации нельзя считать целиком и полностью отграниченными друг от друга, взаимоисключающими. Наоборот, они довольно часто могут сосуществовать, пересекаться, границы между ними стерты.

Таким образом, в процессе взаимодействия люди реализовывают планы, цели и решают деловые проблемы. В ходе взаимодействия изменяется поведение партнеров, вырабатываются общие мнения для достижения необходимого результата.

Контрольные вопросы:

  • 1. Назовите типы взаимодействия людей в процессе общения и охарактеризуйте их.
  • 2. Назовите стратегии поведения человека в разных ситуациях и приведите примеры.
  • 3. Назовите позиции взаимодействия в русле трансактного анализа и дайте их характеристику.
  • 4. В чем заключается специфика взаимодействий с позиции ориентации на понимание и с позиции ориентации на контроль?

Общение как взаимодействие (интеракция). Типы взаимодействий. Психологическая характеристика кооперации и конкуренции.

Общение - взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты.

Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Это позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. Психологическая структура совместной деятельности включает в себя наличие общих целей и мотивов, совместные действия и общий результат.

Типы взаимодействий между людьми в психологии

1) сотрудничество˸ оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;

2) противоборство˸ оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

3) уклонение от взаимодействия˸ оба партнера стараются избегать активного сотрудничества;

4) однонаправленное содействие˸ когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

5) однонаправленное противодействие˸ один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым;

6) контрастное взаимодействие˸ один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в какой-либо форме);

7) компромиссное взаимодействие˸ оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Обобщение вышеперечисленных видов позволяет выделить два основных вида взаимодействия˸

2) основанное на соперничестве и конкуренции, часто ведущих к конфликтному взаимодействию.

Практические люди вступают в бесконечное кол-во разл. видов взаимодействия. Для обозначения основных типов взаимодействия в с.п. применяется наиболее распространенное дихотомическое деление всех возможных видов взаим-й на два противоположных вида˸ кооперация и конкуренция . В первом случае анализируются взаим-я, которые способствуют организации совм. д-ти., являются ʼʼпозитивнымиʼʼ с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаим-я, так или иначе ʼʼрасшатывающиеʼʼ совм.деят., представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Общение как взаимодействие (интеракция). Типы взаимодействий. Психологическая характеристика кооперации и конкуренции. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общение как взаимодействие (интеракция). Типы взаимодействий. Психологическая характеристика кооперации и конкуренции." 2015, 2017-2018.

Конкуренция как процесс взаимодействия .

Из четырех типов взаимодействия – конкуренции, конфликта, аккомодации и ассимиляции – конкуренция является элементарной, универсальной и фундаментальной формой. Социальный контакт, как мы видели, ведет к взаимодействию. А конкуренция, строго говоря, есть взаимодействие без социального контакта. Если это кажется, учитывая сказанное, чем-то парадоксальным, то потому, что в человеческом обществе конкуренция всегда осложняется другими процессами, а именно конфликтом, ассимиляцией и аккомодацией.

Только в растительном сообществе мы можем наблюдать процесс конкуренции изолированным, не осложненным другими социальными процессами.

Члены растительного сообщества сосуществуют в отношениях общей взаимозависимости, которую мы называем социальной, потому, наверное, что хотя она и является тесной и жизненно необходимой, но не является биологической. Это отношение не биологическое, потому, что оно только внешнее, и, растения, входящие в него, не принадлежат даже к одному виду. Они не скрещиваются. Члены растительного сообщества приспосабливаются друг к другу, как и все живые существа приспосабливаются к окружающей их среде, но между ними не возникает конфликта, поскольку они не обладают сознанием.

Конкуренция принимает форму конфликта или соперничества, только тогда когда она становится осознанной, когда конкурирующие стороны идентифицируют друг друга как соперника или врага.

Это позволяет предположить, что может означать утверждение о конкуренции, как о взаимодействии без социального контакта. Можно сказать, что собственно социальный контакт существует, только тогда когда встречаются два разума, только когда значения одного разума передаются другому разуму так, что они оказывают взаимное влияние друг на друга .

С другой стороны, социальные контакты не ограничиваются прикосновением, ощущением, речью; они, вероятно, более сокровенны и более распространены, чем мы себе представляем. Несколько лет назад японцы – желтые – нанесли поражение русским – белым. В течение нескольких следующих месяцев известие об этом выдающемся событии проникло, как впоследствии выяснилось, в самые отдаленные уголки земли. Эта сенсация потрясла всю Азию и стала известна в самых глухих закоулках Центральной Африки Везде она побудила неведомые до селе фантазии. Вот это и означает социальный контакт.

А) Конкуренция и соревновательная кооперация.

Социальный контакт, который неизбежно ведет к конфликту, аккомодации или ассимиляции, непременно создает также и симпатии, предрассудки, личные и моральные отношения, которые видоизменяют, усложняют и контролируют конкуренцию. С другой стороны, в пределах, образованных культурным процессом и устанавливаемых обычаем, законом и традицией, конкуренция

Неизменно стремится создать безличный социальный порядок, в котором каждый индивид, будучи свободен в преследовании своей собственной выгоды, и, в некотором смысле, вынужден к этому, делает всякого другого индивида средством для достижения своей цели. Однако, таким образом он неизбежно способствует всеобщему благополучию посредством взаимного обмена услугами. Природа торговой сделки как раз и заключается в том, что изолируется стремлением к прибыли, и оно закладывается в основу организации дела; деловые отношения неизбежно приобретают безличный характер, приписываемый им повсеместно.

«Конкуренция, — говорит Ф.Уокер, — противопоставляется чувству. Как только какой-либо деятель экономике делает или воздерживается от чего-либо под влиянием какого0-либо чувства, отличного от желания дать как можно меньше, а получить взамен как можно больше, будь то чувство патриотизма или благодарности, или милосердия, или тщеславия, заставляющее его поступать иначе, нежели под воздействием личного интереса, — в этом случае он отступает от правила конкуренции. В этом случае он замещается другим правилом ».

В этом и заключается смысл известных выражений, что «не должно смешивать чувство с делом», что «дело есть дело», «корпорации бессердечны» и т.п.

Именно потому, что корпорации «бессердечны» , так сказать безличны, они и представляют собой наиболее передовую, эффективную и ответственную форму организации предпринимательства.

Но и в силу этой же причины они должны регулироваться в тех интересах сообщества, которые не могут быть немедленно переведены в понятия прибыли и убытка для индивида.

Растительное сообщество – наилучшая иллюстрация того типа социальной организации, которая образована соревновательной кооперацией (конкурентным сотрудничеством), потому что в растительном сообществе конкуренция не ограничена.

Б) Конкуренция и свобода.

Экономическая организация общества в той мере, в какой она является результатом свободной конкуренции, есть экологическая организация. Помимо экологии растений и животных, существует еще человеческая экология.

Если предположить, что экономический порядок является изначально экологическим, т.е. создан борьбой за существование, организацией наподобие растительного сообщества, где отношения между индивидами, если это можно себе представить, полностью внешние, то вполне обоснованно может встать вопрос, почему вообще конкуренция и созданная ею организация, должна рассматриваться как социальная. По сути дела, социологи вообще приравнивали социальный и моральный порядок; Дьюи в работе «Демократия и образование» приводит утверждения, полагающие, что чисто экономический порядок, в котором человек становится скорее средством, нежели целью для другого человека, является не- социальным, если не анти- социальным.

Тем не менее, факт заключается в следующем: это внешний характер человеческих отношений является фундаментальным аспектом общества и социальной жизни. Это просто еще одно проявление того, что мы называем дистрибутивным аспектом общества. Общество складывается из индивидов пространственно разделенных, распределенных территориально и способных независимому передвижению. Эта способность к независимому передвижению – основа и символ любой другой формы независимости. Свобода – это, в сущности, свобода передвижения, а индивидуальность немыслима без способности и возможности приобретать индивидуальный опыт в результате независимого действия.

С другой стороны, не менее верно и то, что общество можно считать существующим постольку, поскольку эта независимая активность индивида контролируется в интересах группы в целом. Вот почему проблема контроля, если употреблять это понятие в его очевидном смысле, неизбежно становится центральной проблемой социологии.

В) Конкуренция и контроль.

Конфликт, аккомодация и ассимиляция, отличаемые от конкуренции, самым тесным образом связаны с контролем. Конкуренция представляет собой процесс, посредством которого создается дистрибутивная и экологическая организация общества. Конкуренция обусловливает территориальное и профессиональное распределение населения. Разделение труда и обширная организованная экономическая взаимозависимость индивидов и групп индивидов, характерная для современной жизни, является продуктом конкуренции. С другой стороны, моральный и политический порядок, довлеющий над этой конкурентной организацией, является продуктом конфликта, аккомодации и ассимиляции.

Конкуренция универсальна в мире живых существ. В обычных условиях она проходит незаметно даже для тех, кто более всего интересуется ею. И только в периоды кризисов люди прилагают новые и осмысленные усилия проконтролировать условия их совместной жизни; тогда силы, с которыми они конкурируют, идентифицируются с личностями, и конкуренция превращается в конфликт. Именно в том, что мы описываем как политический процесс, общество осознанно пытается преодолеть свои кризисы. Война - это политический процесс par excellence *. Великие решения принимаются именно в войне. Политические организации существуют для того, чтобы заниматься конфликтными ситуациями. Партии, парламенты и суды, публичное обсуждение и голосование должны рассматриваться просто как заменители войны.

Г) Аккомодация, ассимиляция и конкуренция.

Аккомодация, с другой стороны, - это процесс, посредством которого индивиды и группы внутренне приспосабливаются, насколько это необходимо, к социальным ситуациям, созданным конкуренцией и конфликтом. Война и выборы изменяют ситуацию. Когда происшедшие изменения существенны и приняты, конфликт затухает, и созданные им напряжения разрешаются в процессе аккомодации, глубоко преобразуя конкурирующие единицы, т. е. индивидов и группы. Человек, однажды потерпевший сокрушительное поражение, как замечено, «уже никогда не будет тем же человеком». Завоевание, порабощение и поражение - как психологические, так и социальные процессы. Они устанавливают новый порядок, изменяя не только статус, но и установки участвующих сторон. В конечном счете, новый порядок закрепляется в привычке и обычае и затем передается последующим поколениям как часть установленного социального порядка. Ни физический, ни социальный мир не сотворены так, чтобы удовлетворить сразу все желания человека естественного. Права собственности, различного рода имущественные права, организация семьи, рабство, каста и класс, социальная организация в целом фактически представляют собой аккомодации, так сказать, ограничения естественных желаний индивида. Можно предположить, что эти социально унаследованные аккомодации появились в страданиях и борьбе предшествующих поколений, но они были переданы последующим поколениям и восприняты ими как часть естественного, неизбежного социального порядка. Это все формы контроля, в которых конкуренция ограничена статусом.

Конфликт, поэтому, следует отождествить с политическим порядком и с осознанным контролем. Аккомодация же ассоциируется с социальным порядком, закрепленным и установленным в обычае и нравах.

Ассимиляция , будучи отличной от аккомодации, предполагает более глубоко проникающую трансформацию личности - преобразование, происходящее постепенно, под воздействием социальных контактов, наиболее конкретных и интимных.

Аккомодацию можно рассматривать как подобие религиозного обращения, как вид мутации. Желания остались те же, но их организация уже другая. Ассимиляция происходит не столько в результате изменений в организации, сколько в содержании, т. е. в воспоминаниях личности. Индивидуальные образования в результате тесных связей, так сказать, взаимопроникают и, таким образом, становятся обладателями общего опыта и общей традиции. Устойчивость и сплоченность группы основывается в конечном счете на этой совокупности общего опыта и традиции. Роль истории заключается в том, чтобы сохранить эту совокупность общего опыта и традиции, пересматривать и заново интерпретировать их в свете нового опыта и изменяющихся условий, и, таким образом, сохранять непрерывность социальной и политической жизни.

Отношение социальных структур к процессам конкуренции, конфликта, аккомодации и ассимиляции схематически можно представить следующим образом:

Социальный процесс

Социальный порядок

Конкуренция

Экономическое равновесие

Конфликт

Политический порядок

Аккомодация

Социальная организация

Ассимиляция

Личность и культурное наследие

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: ко - вместе и операри - работать. Кооперация это процесс совместного труда, работы. Кооперация может протекать в диадах (группах, состоящих из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальных слоях или обществе).

Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому что так делали их отцы. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологиями создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперативной деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация, прежде всего, связана с желанием людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, прежде всего, во взаимной пользе.

Даже ярко выраженные индивидуалисты вынуждены согласиться с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в проведения досуга в компании друзей и в общении с коллегами на работе. Необходимость в подобной кооперации так велика, что мы иногда забываем, что успешное стабильное существование общества и удовлетворенность его членов во многом зависят от способности каждого к включению в кооперативные взаимосвязи. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с людьми, окружающими ее (соседи по дому, коллеги по работе, друзья и т.д.) вероятно будет изолирована и возможно не приспособится к совместной жизни. Умение кооперироваться важно и тем, что оно незримо связано с кооперацией в обществе. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в значительное число личностных взаимосвязей.

Кооперация - объединение большого количества людей, вместе работающих в крупных организациях и выполняющих разные социально-производственные функции. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через общественные организации, и т.д. Такая кооперация не только объединяет многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями.



Конкуренция - это процесс борьбы между людьми, объединениями людей или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены (это могут быть деньги, власть, статус, и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают в условиях изобилия так же, как соперничество за лучшие, высокооплачиваемые рабочие места существует в условиях полной занятости.

Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со стороны определенных партнеров противоположного пола.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов - в этом случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников). Как личностная, так и безличная конкуренция обычно осуществляется в соответствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на опережении соперников, а не на их устранении.

Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. У личности, живущей в обществе, где конкуренция сильна, конкурентные отношения начинаются с детства (например, в Англии или Японии дальнейшая карьера во многом зависит от школы, в которой ребенок начинает свое обучение). Кроме того, в обществе по-разному складывается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции.

Конкуренция - это один из методов распределения недостаточного вознаграждения (т.е. такого, которого не хватает для всех). Конечно, возможны и другие методы. Ценности могут распределяться по нескольким основаниям, например, по первоочередной необходимости, возрасту или социальному положению. Можно распределять ценности посредством лотереи или делить их поровну между всеми членами общества. Но применение каждого из этих методов порождает значительные проблемы. Первоочередная необходимость чаще всего оспаривается людьми или объединением людей, так как если ввести систему приоритетов многие считают себя заслуживающими наибольшего внимания. Равное распределение недостаточного вознаграждения среди людей с разными потребностями, способностями, а также среди приложивших разные усилия, тоже весьма спорно. Однако конкуренция, хотя и может быть недостаточно рациональным механизмом распределения вознаграждения, является действенной и, кроме того, снимает множество социальных проблем.

Раньше верили в то, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и таким образом повышает производительность. В последние годы исследования конкуренции показали, что это не всегда справедливо. Можно привести множество случаев, когда внутри организации появляются люди (несколько человек стремятся занять место начальника отдела), которые, конкурируя между собой, не могут положительно влиять на эффективность деятельности организации. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на продвижение по службе какому-либо человеку, часто приводит к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих целей. Но, несмотря на это, очевидно, что в настоящее время не придумано еще более сильного стимулирующего средства, чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, необыкновенно развились производительные силы, открылись возможности для значительного повышения уровня жизни людей. Более того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к значительным изменениям в социальных отношениях. Однако стимулирование путем конкуренции может быть ограничено, по крайней мере, в трех отношениях.

Во-первых, люди сами могут ослабить конкуренцию. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства стабильности и безопасности, они начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены развивают монопольную систему цен, идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции; некоторые отрасли требуют защиты их цен со стороны государства; научные работники, невзирая на свои способности, требуют любой занятости и т.д. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто потому, что боятся потерять все, что у них есть. Наиболее яркий пример - отказ от конкурсов и состязаний представителей искусства, так как певцы или музыканты, занимая в них невысокие места, могут потерять популярность.

Во-вторых, конкуренция является стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. Там, где стоящая перед людьми задача проста и требует выполнения элементарных действий, роль конкуренции весьма велика и появляется выигрыш за счет дополнительного стимулирования. Но если задача усложняется, качество работы становится более важным, конкуренция приносит меньше пользы. При решении интеллектуальных задач не только возрастает продуктивность объединения людей, работающих по принципу кооперации (а не конкуренции), но и работа делается более качественно. Конкуренция при решении сложных технических и интеллектуальных задач действительно стимулирует деятельность, но внутри коллектива наиболее стимулирующей является не она, а кооперация.

В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт. Действительно, согласие на мирную борьбу за определенные ценности, вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриги или нарушения существующих законов конкуренции. Его действия могут породить ответную реакцию, и конкуренция превращается в конфликт с непредсказуемыми результатами.

Конфликт - это попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли другим, столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого человека или группы людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. От конкуренции конфликт отличается более четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы. Основу конфликтов составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Конфликт имеет общие стадии протекания:

стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм;

стадию перехода потенциального конфликта в реальный, или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

стадию конфликтных действий;

стадию снятия или разрешения конфликта.

Кроме того, каждый конфликт имеет более или менее выраженную структуру. В любом конфликте существует объект (т.е. то, что существует вне нас, независимо от нашего сознания, явление внешнего мира) конфликтной ситуации, связанный, как правило, с организационными трудностями, особенностями оплаты труда, с деловыми и личными отношениям и конфликтующих сторон.

Второй элемент конфликта - это цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. Далее конфликт предполагает наличие конкретных лиц, являющихся его участниками.

И, наконец, в любом конфликте важно отличить конкретный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрытых. Примером конфликтов являются войны. Рим уничтожил Карфаген, американские переселенцы практически уничтожили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними.

В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противника от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса и престижа. Конфликты между людьми чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безличный характер, хотя возможны вспышки личной неприязни.

Кооперация и конкуренция?

В современной глобальной экономике невозможно придавать значимость только конкуренции как главенствующему способу взаимоотношений между странами. Конкуренция и кооперация, сотрудничество и соперничество - это две стороны одной медали, поэтому если в какой-то области экономические субъекты конкурируют друг с другом, то найдется область, где они могут выступить в роли союзников. Без кооперации невозможно существование современной экономики вообще и экономики знаний тем более. Долговременный успех страны обеспечивается сочетанием внутренней целостности и гармоничности взаимоотношений с внешней средой. Та страна является более конкурентоспособной, которая способна создавать ценности совместно с основными группами своих стейкхолдеров.

Рассмотрим основные теории, исследующие возможности кооперации для повышения конкурентоспособности.

В теории предпринимательских экосистем профессора Гарвардского университета Дж.Ф. Мура вводится понятие «коэволюции», означающее сочетание влияния на фирму внешней среды конкуренции и эволюции среды бизнеса. Дж.Ф. Мур соглашается с тем, что в современной экономике побеждают тс, кто быстрее конкурентов создаст инновационные товары и предлагает инновационные услуги. Но он указывает на важное обстоятельство, имеющее значение для того, чтобы инновационный продукт способствовал получению прибыли:

«Для осуществления любой... инновации необходимы партнеры- потребители и партнеры-поставщики. И чем радикальнее инновация, тем больше, глубже и шире должны быть задействованы другие игроки, особенно потребители. Награда за умение управлять - это весьма широкое сообщество или сеть организаций, в которых все игроки имеют общее видение того, как осуществлять инновацию. Большим препятствием распространению реализованной инновации является не недостаток хороших идей, технологий или капитала, а неспособность управлять сотрудничеством в широких масштабах, неумение дирижировать разнообразными группами игроков, которые должны стать неотъемлемыми элементами далеко идущего процесса».

Согласно Дж.Ф. Муру, отсутствие мощной поддержки для инновационного продукта гарантирует его неуспех. 11оддержка может создаться только за счет кооперации с другими участниками рынка. Старый тип конкуренции «мой продукт против вашего» уже не современен и, более того, неэффективен, потому что не учитывает контекст экономического взаимодействия. Этот контекст имеет критически важное значение, поскольку даже превосходные предприятия могут быть разрушены под неблагоприятным воздействием внешней среды: «Хороший ресторан, расположенный в приходящем в упадок районе, вероятно, погибнет. Отличный поставщик, работающий на разваливающуюся сеть розничной торговли... должен подыскивать новых партнеров».

Поэтому Дж.Ф. Мур предлагает не бороться за выживание, а совместно возделывать экологическую систему, в которой всем участникам будет комфортно существовать. Под экосистемой понимается все хозяйственное сообщество, с которыми предприятие взаимодействует: потребители, рыночные посредники, поставщики, само предприятие, собственники и другие заинтересованные лица, правительственные ведомства и регулирующие учреждения, ассоциации и организации, обеспечивающие соблюдение стандартов и представляющие потребителей и поставщиков и т.д. Дж.Ф. Мур указывает на то, что компания существует не сама но себе, а в экосистеме предпринимательства, что преуспевают такие компании, которые посредством проводимой ими стратегии формируют и реформируют эту экосистему. Вместо того чтобы концентрироваться на достижении победы в конкурентной борьбе, следует сосредоточиться на создании целостных новых экосистем, в которых именно основатели смогут диктовать свои условия.

Другая теория, теория «соконкуренции» профессора Гарвардского университета А.М. Бранденбургера и профессора экономики Йельской школы менеджмента Б.Дж. Нейлбаффа, подчеркивает необходимость как конкуренции, так и сотрудничества в зависимости от конкретной ситуации. В то время как модель М. Портера «Пять сил конкуренции» применяется в основном для анализа конкуренции между различными типами игроков в отрасли, А. Бранденбургер и Б. Нейлбафф вводят в нее шестую силу, называемую сателлитами.

В чем же заключаются особенности подхода А. Бранденбургера и Б. Нейлбаффа? По традиционному понятию, компания производит товар, используя материалы поставщиков, а затем конкурирует с другими производителями, чтобы привлечь потребителей. Ученые ввели в экономическую науку новое понятие - «компании-сателлиты». Это компании, предоставляющие дополняющие, а не конкурирующие товары и услуги.

Предположим, компания (поставщик № 1) производит некую продукцию, которую наряду с продукцией другой компании (поставщик № 2) используют в своей деятельности «третьи» компании. Если деятельность поставщика № 2 снижает ценность товаров или услуг для конечного потребителя, то поставщик № 1 и поставщик № 2 становятся конкурентами. Но если поставщик № 2 ведет свои дела таким образом, что ценность продукции поставщика № 1 повышается, то поставщик № 2 выступает сателлитом поставщика № 1.

Важно помнить, что потребитель, поставщик, конкурент, сателлит - это не более чем роли, которые играют компании, при этом одна и та же компания зачастую играет разные роли. В разных контекстах для разработки эффективной стратегии бизнеса компания должна понимать преимущества, которые будет иметь каждый из играющих эти четыре роли.

Общность моделей Дж.Ф. Мура и концепции А.М. Бранденбургера - Б.Дж. Нейлбаффа заключается в том, что, в отличие от классического подхода М. Портера, они направлены не на разделение общего «пирога» между компаниями-конкурентами, а на совместное создание общей ценности - «большого пирога». Деление «пирога» - это игра с нулевым итогом, в которой все определяет относительная сила игроков. 13 этом случае компании находятся в отношениях противоборства со своими потребителями, поставщиками, сателлитами и конкурентами с тем, чтобы захватить части «пирога» (тип отношений «победа - поражение»). В то же время они работают со своими потребителями, поставщиками и сателлитами для того, чтобы создавать ценность (тип отношений «победа - победа»). Совместная работа над созданием ценности позволяет конкуренции выполнять не деструктивную, а конструктивную функцию.



gastroguru © 2017