Как снимать блестящие и отражающие предметы. Съёмка глянцевых объектов

Как часто, придя домой после длительной съемки и проглянув отснятые фотографии, вы понимаете что половина материала пойдет в урну, потому что на них попали нежелательные блики или засветы? Да, такого рода дефекты на фотографии можно превратить в художественный эффект. Но что делать когда вы не планировали фотографировать блики и их на фотографии быть не должно?

Сейчас мы поговорим о том, что вообще такое эти “блики”, как они возникают и как сделать так, что бы они попадали на ваши снимки.

Что такое блики?

Блики – это оптические дефекты, которые возникают когда свет, не имеющий отношения к формированнию изображения, попадает в оптическую схему объектива и достигает матрицы фотоаппарата. На фотографии они проявляются в виде кругов или многоугольников, количество сторон которого зависит от количества лепестков диафрагмы в объективе. Эти дефекты могут существенно понижать общий контраст и резкость фотографии. Блики появляются из-за оптических характеристик объективов. Свет, который попадает на матрицу из вне приделов изображения, сначала проходит через оптическую схему объектива. Там он произвольно отражается от элементов схемы. Эти отражения внутри объектива и проявляются на фотографиях в виде бликов.

Как избежать появление бликов?

1. Не фотографировать против источника освещения

Самый простой способ избежать появления бликов на фотографиях – просто повернуть камеру в противоположную от источника освещения сторону. Да, иногда нет возможность полностью поменять композицию кадра. Но даже небольшого поворота камеры может быть достаточно для устранения блика. При этом сюжет и композиция кадра сохранятся.

2. Использовать бленду

3. Взять другой объектив

Уменьшить количество бликов на фото поможет правильный выбор объектива. Если перед съемкой вы понимаете, что попадания источника освещения в объектив камеры вам не избежать, или же вы намеренно хотите пофотографировать против солнца, к примеру, лучше всего остановить свой выбор на фикс-объективах. Так как их оптическая схема состоит из меньшего количества элементов, по сравнению с зум-объективами, свет будет меньше раз переотражаться в самом объективе и, как следствие, на снимках будет меньше круговых бликов.

4. Надеть поляризационный фильтр

Зачастую, блики на фотографиях могут появляться не от прямого попадания источника освещения в кадр, а от его отражения в разных поверхностях. Поляризационный фильтр может помочь решить эту проблему, так как позволяет полностью или частично убрать блики и отражения с неметаллических поверхностей, например, воды или стекла. Но полярик выполняет не только эту функцию. Больше о его возможностях можно узнать, перейдя по этой .

5. Понизить экспозицию

Этот метод не позволит полностью избавиться от бликов и засветов, но вы сможете значительно уменьшить их в размере просто понизив экспозицию. Недосвеченый снимок легко правится в любом фоторедакторе, зато у вас точно не будет пересветов. Но меньшие по размеру блики на фото будет проще убирать в фотошопе.

Что сказать в конце?

Хоть блики и засветы не самым лучшим образом влияют на фотографию (сильно понижается контраст и резкость снимка), все же их можно использовать как творческий эффект. Блик на фотографии наполняет снимок большим количеством солнечного света, это позволяет передать атмосферу теплоты и лета. Я очень люблю дополнять свои фотографии солнечными бликами. И если не удается поймать его при съемке, то частенько усиливаю этот эффект уже на процессе пост-обработки.

Для этого нам понадобится любой чёрно-белый жидкокристаллический дисплей подходящего размера: от тетриса, тамагочи, больших электронных часов, нерабочей записной книжки или настольного органайзера и т.п. Если не у вас, то обязательно у ваших друзей найдётся что-то подобное в барахле.

2 шаг

Наша задача – правильно разобрать дисплей, не царапая ничего. Для этого вы должны понимать, из чего он состоит:
1 – отражательная плёнка
2 – поляризационная плёнка
3 – двойное стекло с жидкими кристаллами
4 – ещё одна поляризационная плёнка

3 шаг

Разбираем . Приготовьте канцелярский нож, он должен быть новым, чистым и длинным. Предварительно прогрейте дисплей феном до хорошо тёплого, чтобы клей под поляризационной плёнкой стал мягче. Теперь заводим лезвие между слоем 3 и 4, начиная с угла, и медленно продвигаемся, прижимая плотно режущий край к стеклу, чтобы не повредить плёнку. Важно также не помять её в процессе отслоения. Очень велика вероятность порезаться , поэтому не спешите! Эта процедура займёт минут 5 – 10. Главное – не торопиться.

4 шаг

Очистка от клея . С помощью мягкой тряпочки и керосина (спирт хуже, но тоже можно) сначала хорошо намочите клеевую поверхность плёнки и прикройте целофаном на 5 минут – пусть клей сам раскисает. Затем можно аккуратно убрать весь клей. Не давите сильно – работает не тряпка, а растворитель.

5 шаг

Применение . Если имеется оправа или насадка для объектива – вырежьте из плёнки круг нужного размера и вставьте в неё – это идеальный вариант. Нужный эффект поляризации достигается вращением нашей насадки. А если у вас обычный цифровой аппарат с выезжающим объективом, то плёночку вам придётся вращать в руках, хотя для удобства можно сделать её круглой и даже вставить в оправу.

6 шаг

Из оставшегося стекла также можно сделать поляризационный фильтр. Для этого достаточно удалить отражательный слой 1 и почистить стекло от клея. Думаю, получится отлично, если оставить вообще слой 4 и 3 вместе, а всё остальное убрать, затем стекло с плёнкой обточить кругом алмазным точилом – так сохранится заводская прозрачность дисплея и идеальная ровность. В таком случае фильтр нужно использовать плёнкой – к фотоаппарату, стеклом – к улице.

Сегодня я хочу поговорить на такую животрепещущую тему, как съемка стекла. Для многих фотографов это один из самых сложных моментов, я и сама до недавнего времени избегала композиций со стеклом, боялась бликов и отражений, пока не стала... снимать. Да, я просто стала снимать очень много стекла, чтобы понять почему не получается и как с этим бороться. А причиной, подтолкнувшей меня к этому, стала одна единственная фотография. Но обо всем этом под катом.

Для начала хочу дать немного теоретического материала, который я для вас подобрала. Из всего прочитанного я сделала вывод, универсального ответа на вопрос, как же снимать стекло - нет. Здесь так много нюансов, что получить хороший снимок можно только путем проб.

Основная трудность, с которой придется столкнуться фотографу, это большое количество нежелательных отражений и бликов, возникающих на гладкой поверхности. Впрочем, иногда подобные эффекты удается обратить себе на пользу, сделав их значимыми элементами фотографии. Отражение в стеклянном предмете какого-либо другого объекта или даже самого фотографа может обогатить смысл изображения. Однако в большинстве случаев блики и отражения - это то, чего нужно избежать. Для этого следует отказаться от использования вспышки, поскольку именно ее резкий и яркий свет является основной причиной подобных явлений.
Если вы снимаете стекло, фото желательно делать при равномерном освещении. Особенно большое значение это имеет тогда, когда вы хотите получить изображение сложного стеклянного изделия, содержащее минимум теней. В результате получится фотография, подчеркивающая форму предмета.
Интересные снимки можно сделать, используя несколько источников света различной силы. Например, один из них может бросать на изделие рассеянный свет, а другой - давать узкий пучок света, проходящий сквозь него.
Чтобы сформировать подходящее освещение, при фотографировании стекла нередко применяют софтбоксы для получения мягкого рассеянного света. Но даже если у вас нет профессиональных осветительных устройств, в домашних условиях можно получить весьма неплохие варианты.
Когда вы фотографируете стекло, фото иногда получается блеклым и неинтересным. Причиной этого может быть пренебрежение таким фактором, как выбор фона. Если основной целью фотографии является воспроизведение формы изделия в ее мельчайших деталях, рекомендуется использовать однотонный задний план, лучше всего - черный или белый. Нередко удачные снимки получаются, если стекло фотографируют на фоне ткани, имеющей складки, или поверхности со сложной текстурой. Ее преломление на гранях центрального объекта обогащает восприятие снимка, но нужно следить, чтобы форма прозрачного стеклянного предмета не потерялась на подобном усложненном фоне.
Я покажу вам небольшой мастер-класс по съемке, и даже если у вас нет профессионального освещения, общие принципы могут пригодится.

Как красиво фотографировать стеклянные предметы.
Наиболее распространены два способа.

Съёмка первым способом дает изображение стекла с затемненными контурами на белом фоне. Второй способ сделает стеклянный предмет тёмным с белыми контурами. Рассмотрим подробнее каждый способ съёмки. Светлый предмет с тёмными контурами (фон светлый). Нам понадобится вспышка, лист ватмана, картонная коробка и непосредственно сам объект съёмки. У коробки необходимо удалить три стенки, чтобы получилось что-то вроде арки.

Это делается для того, чтобы на стекле не отразилась уменьшенная копия интерьера съёмочного помещения. Дальнюю сторону «арки» прикрываем ватманом, он и послужит фоном. Всю композицию желательно разместить на глянцевой поверхности без изъянов (полированные стол, зеркало или лист стекла на тёмной ткани), тогда появившееся отражение предмета заиграет в кадре. Вспышку направляем на ватман с наружной стороны (на просвет).

Если предмет не нуждается в проработке лицевой части, то этого освещения достаточно. Но если имеется, например, этикетка на бутылке, которая должна быть хорошо видна, то может понадобиться отражатель или подсветка в виде софт-бокса с фронтальной стороны.

Тёмный предмет со светлыми контурами (фон тёмный). Здесь, помимо вспышки и ватмана, понадобится софт-бокс и насадка со створками на вспышку.

И снова контровой свет. Софт-бокс ставится «лицом» к объективу, но центральная часть его закрывается тёмным листом фанеры или картона (это и будет фоном). Открытая световая часть софт-бокса хорошо подсветит стеклянный объект, создав нужный нам светлый контур. Можно закончить и на этом, но не хватает объёма в кадре. Поэтому возьмём белый лист и установим его возле композиции под углом в 45 градусов к оптической оси объектива. Вспышку направляем с противоположной стороны сцены на этот лист, прикрывая шторки на насадке, чтобы свет от вспышки не «бликовал» на поверхности предмета.

Вообще, со стеклянными предметами можно долго экспериментировать, применяя подсветки различных цветов, интересные фоны и т.п. Пробуйте - и у вас обязательно получится.

Все тоже самое можно делать при дневном свете правильно выставляя отражатели, выбирая источник света.
Что же подтолкнуло меня на эксперименты? А вот эта фотография уважаемой мной Helene Dujardin .

Когда я ее увидела у меня в голове был лишь один вопрос - как?! Как снять так, что стакан практически не ощутим, нет ни единого блика, и стакана как будто и нет вовсе... Я стала пробовать, снимала стеклянные стаканы, и в один прекрасный момент мне пришла в голову мысль, а что, если здесь используется пластиковый стакан? Не обычные пластиковые стаканчики, которые продаются повсеместно, а какие-то другие, более приличные. И как раз в очередной поездке мне попалось практически то, что нужно. Что у меня получилось:

Очень похоже, если еще взять другое содержимое, то в общем-то мысль моя была верна. Но я не оставляла попыток сделать что-то приличное и с настоящими стеклянными предметами.
В процессе рассуждений и упражнений я отметила для себя несколько моментов. Во-первых, стекло лучше всего снимать в контровом свете, вот ни разу у меня при таком раскладе не возникло явных бликов. во-вторых успех хорошего кадра очень зависит от угла съемки, здесь нужно ходить вокруг и пробовать под разными углами, с разных расстояний. Еще я попробовала снять с использованием поляризационного фильтра .
В последующих парах фотографий слева кадр без использования фильтра, справа - с использованием.
Как говорится, найдите 10 отличий))

Молоко. На этих снимках свет контровой, справа и слева спереди два отражателя и еще я одной рукой подсвечивала листом бумаги фронтальную область.

Но я решила попробовать и другую схему. Здесь источник света - окно, справа, слева и спереди белый отражатель.

Разница, как видите, незначительная. Можно обойтись и без фильтра.
Ну и для чистоты эксперимента я попробовала снять с фильтром и без на темном фоне.
Дневной свет справа, слева черный отражатель и сзади и внизу темный фон.

Здесь разница более ощутима, с фильтром картинка выглядит более красиво и качественно.
В общем, мой вывод, пробовать как можно больше разных углов съемки, разные фоны, от этого тоже зависит конечный результат.

И следующим заданием для вас как раз и будет стекло. Как всегда, жду от вас творческого подхода, креатива, может быть даже новых мыслей и открытий в этом вопросе.
Фотографии для задания размещайте в комментариях 1 уровня!! к этому посту, не более 640 пикселей по широкой стороне. Фото принимается только одно.
Так как я буду некоторое время отсутствовать, то времени даю много, до 10 июня включительно.
Итоги теперь будем подводить по-новому. По истечении этого времени я соберу все ваши работы в один пост и мы вместе обсудим их и выберем самую лучшую.
И по традиции, картинки для вдохновения.

Стоит фотографу упустить из виду луч солнца (или свет любого другого источника, например, уличного фонаря), попадающий прямо на объектив, и на снимке непременно появятся блики. Это визуальные дефекты, которые образуются в результате прямого воздействия света на оптическую систему.

Блики можно разделить на две категории. Первая – зеркальные, они проявляются в виде пятен определенной формы: круги, многоугольники и даже яркие полосы в кадре. Вторая – размытые (вуалевые) блики, полосы света на затемненных участках фотографии. В этом случае дефекты не имеют определенной формы и не настолько очевидно выражены. Однако легко заметить, что контрастность и резкость снимка в местах их проявления существенно снижена. Именно такие блики-вуали четко просматриваются на портретах, сделанных против света.

Небольшая подсказка : применение инструмента «Автоуровни» (Auto Levels) или «Автоконтраст» (Auto Contrast) в поможет исправить ситуацию с контрастностью при обработке фотографии с вуалевыми бликами .

Борьба с бликами

Блик – результат прямого попадания света в объектив. Как правило, фотографом это не предусматривается, поэтому такое нежелательное искажение называют «светом, который не формирует изображение ». Подобные визуальные дефекты можно наблюдать на любых снимках, независимо от того, объективом какого типа они сделаны. Впрочем, считается, что широкоугольные модели в этом плане более устойчивы, чем . Все дело в большем угле обзора.

В любом случае, для того, чтобы избежать бликов, достаточно внимательно контролировать процесс съемки, оберегая оптику от попадания прямых лучей света. Иногда этого недостаточно, но есть еще несколько возможных вариантов борьбы с бликами. А если у вас предстоит важное мероприятие, например, свадьба, а снимки нужны без бликов и высокого качества, то рекомендую фотографа на свадьбу поискать заранее.

Фотографируем с блендой

Бленда – необходимый атрибут для любого объектива, с этим фактом не поспоришь. Как правило, более дорогие модели поставляются в комплекте с этим аксессуаром, в остальных случаях придется приобрести бленду отдельно (сделать выбор поможет инструкция). Идеально, если бленда будет оригинальной, разработанной именно для этого объектива, но можно подобрать другую подходящую и даже сделать ее самостоятельно. В этом случае аксессуар будет не настолько надежен, но обойдется намного дешевле оригинала. В принципе, нельзя сказать, что для бленды качество имеет первостепенное значение, ведь ее главная задача – эффективно ограждать объектив от прямых лучей света.

Принцип работы бленды достаточно прост, она создает тень для оптических элементов. Лучше не снимать бленду, даже если условия съемки вполне удовлетворительны и кажется, что появление бликов абсолютно исключено. Дело в том, что даже малейший лучик света может стать причиной возникновения визуального дефекта. Фотограф не заметит этого до тех пор, пока не приступит к просмотру снимком на своем мониторе.

Кстати, у бленды есть еще одно неоспоримое достоинство. Она послужит отличной защитой линзы от непредвиденных ударов и царапин. Именно поэтому снимать бленду с объектива не желательно.

Используем все возможные методы

Если оказывается, что бленды недостаточно, а предательские блики появляются вновь и вновь, можно попытаться бороться с ними другими способами. Например, установить фотоаппарат на штатив и затенить объектив рукой или листом картона, лишь затем нажимать кнопку спуска. Естественно, следует убедиться, что вышеуказанные предметы не появятся в кадре.

Еще один вариант – по возможности выбирать точку съемки в тени, так прямой свет точно не попадет в объектив. Фотографируете человека, а солнце за его спиной явно провоцирует блики? Что ж, лучше попросить модель переместиться в тень. Когда и фотограф, и объект съемки находятся в тени, риск возникновения бликов сводится к минимуму.

Отличным решением могут стать , они более устойчивы к бликам, в отличие от зумов. Причина в том, что конструкция фикса намного проще. В сложном зуме достаточно много оптических элементов, свету приходится преодолевать сложный путь внутри системы, зачастую он отражается от внутренних поверхностей. Словом, чем проще объектив, тем меньше вероятность получить блики.

В борьбе с бликами важно придерживаться элементарного требования - следить за чистотой объектива. Если оптика в пыли и грязи, блики просто обязаны появиться. В этом легко убедиться на простом примере: надев солнечные очки с мутными стеклами, вряд ли стоит рассчитывать на четкое изображение. Аналогичная ситуация и с фотообъективами.

Поддерживать объектив в надлежащей чистоте не так уж трудно. Для этого подойдет специальная кисточка, с ее помощью легко удаляется грязь и пыль, затем можно использовать очищающую ткань или салфетки для фототехники. Повторять эту процедуру желательно регулярно, а перед фотосъемкой стоит убедиться, что с чистотой объектива и фильтра все в порядке. Для этого есть проверенный способ – «просветить» оптику фонариком, так можно заметить пылинки, скрытые от невооруженного глаза.

Выбираем фильтр

Не стоит забывать и о том, что блики можно использовать с пользой: для реализации творческого замысла и придания фотографии особой атмосферы. Этот эффект добавляется специальным фильтром при обработке снимка в .



gastroguru © 2017