Роль языка в психическом развитии ребенка. Роль речевого общения в развитии речи детей

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей (СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989).

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).

Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь. Опираясь на исследования психолингвистов, психологов, педагогов, дадим краткую характеристику этих функций. И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле). Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека (Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. – М.: Русский язык, 1989. С.14-15.)

В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство: 1) общения как формы социального взаимодействия; 2) присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации; 3) приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).

Н.С. Жукова

Е.М. Мастюкова

Т.Б. Филичева

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Москва «Просвещение» 1973

ВВЕДЕНИЕ

В логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормаль­ным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя, фонетики. Речевое недоразвитие у дошкольников может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с отдельными элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития.

Патогенез общего недоразвития речи многообразен и недоста­точно изучен. Кроме того, общее недоразвитие речи может отме­чаться у детей с различными особенностями их психического раз­вития, как-то: психофизический инфантилизм, задержка темпа психического развития, психическая истощаемость различного генеза и др.

До настоящего времени вопрос о динамике обратимости речевого недоразвития различной структуры и происхождения остается нерешенным. Из логопедической практики известно, что многие дети при своевременно оказанной им правильной логопедической помощи преодолевают свой дефект и в дальнейшем успешно обучаются в массовой школе. Наряду с этим встречаются дети, которые нуждаются в постоянных условиях специального обу­чения 1 .

В настоящее время принято как можно раньше начинать лого­педическую работу с дошкольниками, имеющими нарушения раз­вития речи. Тем не менее эта работа строится интуитивно, часто основывается на подборе отдельных логопедических приемов, направленных на расширение словарного запаса, отработку грам­матических форм слов, некоторых типов предложений и т. д. Ло­гопед на свое усмотрение определяет последовательность работы над различными сторонами языка, без учета общих законов их развития. Так, работа над грамматическими формами слов прово­дится без учета последовательности их усвоения детьми, работа над предложением - без знания закономерностей его формирова­ния в детской речи и т. д.



Они в дальнейшем обучаются в школах для детей с нарушениями речи.

Между тем рациональное и максимальное эффективное построе­ние коррекционно-обучающего воздействия невозможно без глубо­кого знания естественного хода становления речи в норме, так как специальное целенаправленное формирование нарушенной функции может строиться только с учетом закономерностей ее нормального

развития.

Система логопедического воздействия, предлагаемая настоя­щим пособием, опирается на закономерности и поступательный ха­рактер усвоения детьми родного (русского) языка при правильном " формировании речевой функции. В основу предлагаемой системы формирования устной речи детей положена такая единица речи, как предложение, с учетом закономерностей его синтетического и аналитического развития.

«Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой известное высказывание, сообщение, оно I является основной единицей речи как орудия мышления и об­щения.

Овладение родным языком в основном и протекает в виде ус­воения предложений разных типов. Именно в предложениях фор­мируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамма­тические категории с их внешним морфологическим выражением. Развитие предложения у ребенка и состоит во все большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им эле­ментов (слов) и разнообразия взаимоотношений этих элементов

между собой» 1 .

Первая глава знакомит логопедов с принципами дифференци­рованного подхода к детям с общим недоразвитием речи. Она поможет решить логопедам многие вопросы в их практической повседневной работе; подбор детей для групповых занятий, рекоменда­ции на повторное пребывание в специальном учреждении; выбор типа школы, где должен, в дальнейшем обучаться ребенок; направ­ление на стационарное лечение и т.д.

Кроме того, понимание принципов дифференцированного под­хода к обучению детей поможет логопедам творчески использовать весь практический материал пособия в зависимости от речевого и психического развития детей.

Вторая глава содержит материал по обследованию устной речи детей. Особое место в ней уделено оценке сформированное™ раз­личных компонентов родного языка. В возрасте, когда процесс развития детской речи не может считаться завершенным (3 - 5 лет}, логопеду необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано, что только начинает складываться, а также какие лексико-грамматические и фонетические ошибки можно пока не исправлять. Следовательно, правильная индивидуальная оценка

1 А. Н. Гвоздев. Вопросы изучения детской речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961, стр. 336.

печи детей должна строиться не только на выявлении того, что ребенок еще не умеет, не знает, но и того, что он уже умеет, знает, какие категории языка и в какой мере им усвоены: Такая оценка речи детей позволит отграничить уровни требований к их речи на разных этапах ее формирования.

Третья глава - «Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии» - состоит из шести разделов, которые расположены в последовательности, соответствующей развитию детской речи от первых детских слов до сложных форм фразовой речи. Первый

этап __«Однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней»; второй этап - «Первые формы слов»; третий этап - «Двусоставное предложение»; четвертый этап - «Предложения из нескольких слов»; пятый этап - «Расширение объема предложе­ния. Сложное предложение»; шестой этап - «Повествовательная форма речи».

Каждый раздел, включающий этап развития речи, имеет набор заданий, направленных на расширение понимания речи, словарно­го запаса, формирование фразовой речи, формирование звукопроизношения слоговой структуры слов с учетом характерного для дан­ного этапа уровня языкового развития детей. Во вступлении к каждому из разделов дается характеристика речи детей, для ко­торых предназначается весь материал раздела.

Логопедическая работа от I до VI раздела опирается на законо­мерности и поступательный характер усвоения детьми различных элементов родного языка. От раздела к разделу возрастает уровень требований к различным сторонам речи ребенка. По мере возрастаю­щих возможностей детей в овладении родным языком повышаются требования к слоговой структуре слов, к звукопроизношению, к точности понимания значений слов и т. п. Каждый этап обучения имеет свой объем словарной работы, работы над грамматическим строем и звукопроизношением, слоговой структурой слов и т. д., которые доступны детям данного уровня развития речи.

Практический материал первых разделов может быть использо­ван логопедом в работе с детьми 3-4 лет, а материал последних разделов - с детьми 5-7 лет. Не исключено, что интеллектуаль­ное развитие детей может быть разным, поэтому логопед должен подбирать материал, учитывая не только возраст, но и умственное развитие ребенка.

Для занятий по развитию речи можно использовать картинный материал из пособия Г. А. Каше и Т. Б. Филичевой «Дидактиче­ский материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста» (М., «Просвещение», 1971).

Четвертая глава - «Некоторые приемы коррекционно-воспитательной работы» - направлена на развитие у детей подража­тельной деятельности, памяти, внимания, мелкой моторики РУК и т. д.

Осознавая всю важность наличия определенного сенсорного «оазиса» для развития речи, мы тем не менее рекомендуем логопедам на свое собственное усмотрение, исходя из понимания особен­ностей психической деятельности детей, использовать материал этой главы; при этом работа по развитию речи должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности детей.

Пособие допускает при выполнении заданий внесение различ­ных изменений в содержание моделей предложений, словосочета­ний, текстов и т. п. (например, в связи с прохождением программ­ного материала детского сада). Допустимо выборочное использо­вание предложенного материала. Однако соблюдение общей поэтапности и последовательности формирования устной речи детей позволит логопеду строить свою работу по законам нормального онтогенеза детской речи 1 .

1 Принцип опоры на онтогенез выдвинут В. К. Орфинской, М. Е. Хватцевьм, С. С. Ляпидевским и другими.

Глава I ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Медико-педагогическая характеристика

Понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме речевых нарушений у детей, когда затрагивается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического и фо­нетического строя родного языка. Оно основывается на прогрес­сивной точке зрения о возможности существования единого педаго­гического подхода к разным группам детей с однородными дефек­тами.

Однако в советской логопедии неоднократно поднимался во­прос относительно большей индивидуализации и дифференциации логопедических приемов в зависимости от механизмов возникнове­ния и клинических проявлений ведущего основного дефекта, а так­же в зависимости от общих психических особенностей ребенка. Сложность проявлений речевых нарушений состоит в том, что внеш­не сходные дефекты речи могут быть различны по своей структуре и механизму возникновения. Изучение проявлений общего недоразвития речи у детей не дает адекватного ответа на ряд вопросов, стоящих сегодня перед практической логопедией:

1. У кого возникает общее недоразвитие речи?

2. Почему при одном и том же внешнем проявлении речевого дефекта (например III уровень речевого развития) возможности его обратимости у детей совершенно различны при одинаковых условиях воспитания, обучения и корригирующего воздейст­вия?

3. Может ли логопед-практик предвидеть дальнейший ход развития речи у дошкольника в условиях корригирующего обучения?

4. Каково время и каков объем логопедической помощи, необ­ходимой для исправления того или иного дефекта у детей разного возраста?

5. Какими принципами должен руководствоваться логопед, осу­ществляя индивидуальный подход при решении общих педагогиче­ских задач?

6. Какие требования к различным сторонам речи следует предъ­являть на разных этапах ее формирования?

ОСНОВЫ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ

НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

I. Что такое общее недоразвитие речи. Роль речи в психическом развитии ребенка

Медицинский подход к проблеме общего недоразвития речи строится на целостном, синтетическом подходе к развитию различ­ных сторон деятельности ребенка, на основе диалектической кон­цепции развития речи и психики.

Психоневрологический анализ вариантов речевых нарушений при общем недоразвитии речи включает в себя не только описание различных аспектов нарушенной речевой и психической деятель­ности, но и вскрытие основных механизмов этих нарушений в дина­мике продолжающегося речевого и психического развития. Важно понять условия и нейрофизиологические механизмы переходов от одного уровня речевого развития к другому при различных рече­вых нарушениях у детей; необходимо увидеть диалектику появле­ния нового качества на каждом этапе речевого и психического развития ребенка.

Медицинский подход к проблеме общего недоразвития речи в широком смысле этого слова предусматривает во-первых, необ­ходимость медицинского диагноза, вскрывающего структуру рече­вой недостаточности при различных формах речевого недоразви­тия. Так, например, общее недоразвитие речи при одинаковом уровне языкового развития может иметь место у ребенка с дизарт­рией, с моторной алалией, с задержкой темпа его общего психиче­ского развития, а также при некоторых неглубоких формах ум­ственной отсталости, выявить которые в дошкольном возрасте очень трудно. Правильное понимание структуры речевого недоразви­тия в каждом случае является необходимым условием наиболее эффек­тивной логопедической и медицинской помощи этим детям. Только при понимании структуры речевой и психической недостаточности возможно научное прогнозирование путей дальнейшего речевого и психического развития ребенка.

Во-вторых, медицинский подход предполагает также рассмотрение речевой недостаточности в тесном един­стве с особенностями психического развития ребенка, ибо известно, что у ребенка с общим недоразвитием речи, наряду с патологией формирования всех ее сторон, могут отмечаться от­клонения в его психическом развитии, темп его психического раз­вития может замедлиться, развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально. Отклонения в психическом развитии у детей с общим недоразвитием речи могут зависеть как от поражения центральной нервной системы, т. е. от той же причины, которой часто определяется и сама речевая патология, а также и от самой речевой недостаточности. Последнее

объясняется тем, какую роль играет речь в психическом развитии

Выделяют три функции речи, которые выступают в тес­ном единстве и имеют важное значение в формировании психики и интеллекта ребенка 1 .

1) Коммуникативная функция речи. Эта функция речи является одной из наиболее ранних. Специальными исследованиями было установлено, что уже у детей в возрасте двух лет речь выполняет функцию общения 2 . Весь период дошкольного возраста - это прежде всего дальнейшее развитие речи для общения с окружаю­щими. В процессе общения ребенок усваивает новые понятия, у него расширяется запас знаний и представлений об окружающем, формируется мышление. Коммуникативная функция речи способ­ствует развитию контактности ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сфе­ры и личности ребенка.

Таким образом, первая возникшая у ребенка речь является социальной, в дальнейшем на ее основе развивается внутренняя речь, с помощью которой у детей "осуществляется познание и фор­мируется возможность регулировать свое поведение.

Коммуникативная функция речи возникает на основе более элементарных довербальных форм общения. Первой формой обще­ния ребенка со взрослым является зрительное. К двум месяцам ребенок уже хорошо фиксирует взор на лице взрослого, следит за его движениями. С двух месяцев общение со взрослыми устанавли­вается при помощи зрения и первых мимических движений, ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку. Затем к мимиче­скому и зрительному общению добавляется движение рук: при виде улыбающегося взрослого ребенок улыбается и взмахивает руками.

Одновременно с мимическим и зрительным общением у ребенка первых месяцев жизни коммуникация со взрослым осуществляется при помощи крика, в котором вначале преобладают врожденные ин­тонации недовольства 3 . Затем к 3-4 месяцам характер крика меня­ется, в нем появляется более выраженная интонационная вырази­тельность, и мать к этому времени обычно по характеру крика может узнать желание ребенка. В то же самое время к этому воз­расту у ребенка развивается возможность избирательного внимания к речи окружающих и возникают первые активные попытки вос­произвести отдельные ее элементы, постепенно развивается воз­можность общения при помощи интонаций.

4ПН S^ r *^ MCTBemra отсталый ребенок». Под ред. А. Р. Лурия. М., Изд-во

"■" *■ С лама-Казаку, Развитие коммуникативной функции речи. Материалы XVIII Международного конгресса психологов. М., 1966.

■-м.: Р. В. Гонков а-Я м польская. Исследование процесса ста­новления речи методом электроакустического анализа. Материалы XVIII Меж­дународного конгресса психологов. М., 1966.

Р. В. Тонкова-Ямпольская, применив для анализа голосовых реакций детей раннего возраста электроакустические методы, до­казала, что раньше всего развивается интонационная система язы­ка и только на ее основе в конце первого года жизни начинает оформляться фонемная система и развивается общение на основе фонем.

В развитии первых форм доречевого общения, так же как и в формировании начальных этапов речевой деятельности, большое значение придается подражательным реакциям.

На следующем этапе развития уже речевого общения интонации продолжают иметь важное значение. Они прежде всего выражают эмоциональное отношение ребенка к тем или иным высказываниям, уточняют и дополняют смысл сказанного. При общем недоразвитии речи интонациям и жесту длительное время принадлежит большая роль в общении ребенка с окружающими.

2) Познавательная функция речи тесно связана с возможностью общения ребенка с окружающими, т. е. коммуникативная и позна­вательная стороны речи формируются в тесном единстве. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. У детей первых лет жизни речь оказывает прежде всего важное влияние на раз­витие ощущений и восприятий, на формирование гностических процессов. А. А. Люблинской было показано, что даже пассивное овладение речью ребенком в возрасте первого-второго года жизни способствует развитию обобщенного восприятия, придает всем сенсорным функциям ребенка активный, поисковый характер 1 .

Благодаря речи развиваются представления (память о предме­тах и явлениях окружающего мира). «Включая отсутствующее про­шлое в настоящее, речь позволяет фиксировать, выражать и анали­зировать настоящее» 2 . При недоразвитии речи восприятие ребенка обедняется, слабо развиваются представления.

Большая роль придается речи и в развитии памяти, особенно вербальной, которая необходима для формирования обобщенного мышления.

Формирование обобщающей функции мозга тесно связано со становлением и развитием речевой деятельности 3 .

По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ре­бенка становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез. Это происходит прежде всего в силу того, что в значении того или иного слова одновременно отражены общие и отличные признаки предметов, обозначаемых опре­деленным звуковым комплексом, т. е. в этом смысле каждое слово уже является понятием, «всякое слово уже обобщает» 1 .

1 См.: А. А. Люблинская. Ранние формы мышления ребенка. Сб. «Исследования мышления в советской психологии». М., «Наука», 1966.

а А. Валлон. Психическое развитие ребенка. М., «Просвещение», 1967, стр. 153.

3 См.: Л. С. В ы г о т с к и й. Мышление и речь. В кн.: «Избранные пси­хологические исследования». М., Изд-во АПН РСФСР, 1956; П. Я. Г а л ь п е-р и н. К вопросу о внутренней речи. «Доклады АПН РСФСР», вып. 4, 1957; А. Н. Соколов. Внутренняя речь и мышление. М., «Просвещение», 1968.

Поэтому при олигофрении прежде всего недоразвивается обоб­щающая функция слова. С другой стороны, при недоразвитии речи могут отмечаться вторичные трудности в формировании обобщенно­го мышления.

3) Регулирующая функция речи складывается у нормального ребенка уже на ранних этапах его развития 2 . Однако лишь к 4- 5 годам, когда у ребенка значительно развита уже смысловая сторо­на речи, слово взрослого становится истинным регулятором дея­тельности и поведения ребенка. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целе­направленного поведения, возможности программированной ин­теллектуальной деятельности.

При недоразвитии регулирующей функции речи действия ре­бенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало коррегирует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замеча­ет своих ошибок, теряет конечную задачу, легко переключается на побочные, не существенные раздражители, не может затормо­зить побочных ассоциаций.

Формирование регулирующей функции речи тесно связано с созреванием лобных отделов мозга. Поэтому при некоторых фор­мах церебральной патологии, когда преимущественно задерживает­ся созревание лобных отделов мозга, отмечается недостаточное развитие регулирующей функции речи, недоразвитие внутренней речи и речевого мышления 3 .

Таким образом, важная роль речи в развитии психической дея­тельности определяет необходимость комплексного целостного под­хода к ребенку с общим речевым недоразвитием. Ребенок с общим недоразвитием речи нуждается в целой системе логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех функций речи, восприятия, представлений, на развитие па­мяти, интеллекта и целенаправленной деятельности.

Введение

ребенок речевой психический

Профессиональное назначение логопедической работы никогда не сводится только к устранению недостатков (нарушений) речи; основная задача логопедической практики состоит в формировании языковой (речевой) способности - способности к осуществлению речевой деятельности.

Формирование речи (как активной, целенаправленной, сознательной речемыслительной деятельности), составляет основной предмет профессиональной деятельности логопеда. Профессионально работая над формированием языковой способности у каждого воспитанника, логопед значительно расширяет сферу логопедического воздействия, на практике осуществляя комплексный подход к формированию речи.

Одним из важнейших принципов логопедической работы, сформулированных Р.Е. Левиной, является онтогенетический принцип - принцип опоры на развитие речи в онтогенезе.

Особенности формирования речи в онтогенезе изучались многими исследователями - психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами, физиологами, представителями других наук, в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность. Среди трудов отечественных ученых следует, прежде всего, назвать исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Г.Л. Розенгард-Пупко, P.M. Боскис и др. В исследованиях специалистов по лингвистике детской речи определена основная последовательность ее формирования: от стадии лепета до семи-девяти лет (А.Н. Гвоздев, Н.И. Лепская, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович).

Цель настоящей работы: изучение этапов формирования речевой деятельности в онтогенезе.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

Определить роль речевой функции в психическом развитии ребенка;

Охарактеризовать основные этапы нормального речевого развития ребенка.

Роль речевой функции в психическом развитии ребенка

Онтогенез - процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка.

Развитие детской речи также подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми, и особенно при исправлении их «речевых ошибок». Известно, что дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью, что одни явления родного языка (типы предложений, длина слов, звуки речи и др.) усваиваются ребенком раньше, другие - намного позже. Естественная последовательность усвоения языковых элементов направляется разными факторами. Чем проще по звучанию и структуре слово, тем быстрее и легче оно запоминается детьми.

Появлению дара слова предшествуют формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания, памяти, накопление пассивного словарного запаса. На ранних этапах развития речи огромное значение имеет появление у ребенка желания подражать словам. Кроме механизма подражания, имитации или воспроизведения детьми слов окружающих имеет место действие скрытой, необычайно сложной системы функциональных нервных связей, обеспечивающих осуществление речи.

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:

Отстает психическое развитие ребенка;

Замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;

Появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);

Возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка и нередко приводит к второгодничеству.

В таблице 1 приведена сравнительная характеристика основных этапов речевого развития детей при нормальном речевом онтогенезе и в случаях его дизонтогенеза (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина), а также их сопоставление с принятой в лингвистике периодизацией развития речи детей.

Таблица 1 - Основные этапы развития детской речи в норме и при дизонтогенезе

Периодизация речевого развития

Нормальный речевой онтогенез

Речевой дизонтогенез

С.Н. Цейтлин

А.Н. Гвоздев

Р.Е. Левина

I. Доречевой этап

Дословесный этап (до первых слов, самостоя-тельно продуцируемых ребенком)

Регулярные наблю-дения начались после одного года

Сведения о раннем речевом развитии носят отрывочный несистема-тизированный характер

II. Этап первичного освоения языка

Этап однословесных высказываний (до первых двухкомпонен-тных высказываний)

Однословное предложение. 1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев

I. Первый уровень рече-вого развития (аномаль-ного): отмечается отсутствие обще употре-бляемых средств общения в 5-6 лет

Этап начальных двух-компонентных высказываний (до первых трехкомпонен-тных)

Предложение из двух слов корней. 1 год 8 месяцев

II. Второй уровень речевого развития: начатки фразовой речи

III. Этап усвоения основных грамматических правил в языковой системе родного языка

Этап элементарных сложных предложений. Период раннего рече-вого развития закончен: 3 года

Усвоение грамма-тической структуры предложения 1 год 10 месяцев - 3 года. Звуковая сторона речи усвоена

III. Третий уровень речевого развития: обиходная фразовая речь с проблемами лексико - грамматического и фонетического строя

IV. Этап усвоения морфологических фонетических норм и развития связной речи

Переходный этап от знания системы языка к знанию нормы, детские инновации

Усвоение ребенком морфологической системы языка. 3 года - 6 лет

В следующей главе остановимся на основных этапах развития детской речи.

Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина»

Институт психологии, педагогики и социальной работы

Кафедра психологии личности, специальной психологии и
коррекционной педагогики

ФУНКЦИИ РЕЧИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

ДОКЛАД

Выполнила: студентка ОЗО (3.0)

группа №4264

отделение «Специальное
(дефектологическое) образование»

Рябова Н.Г.

Рязань
2015

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постоянно, вместе с развитием ребенка. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, прежде всего при наличии нормального созревания и функционирования нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослыми.

Выделяют 3 функции речи:

Коммуникативная – эта функция является одной из наиболее ранних. Первой формой общения ребенка с взрослым является зрительное общение. К 2-месяцам ребенок хорошо фиксирует взгляд на лице взрослого, следит за его движениями. С 2-х месяцев общение с взрослым устанавливается при помощи зрения и первых мимических движений, ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку. Затем к мимическому и зрительному общению добавляется движение рук.

Одновременно с мимическим и зрительным общением коммуникация с взрослым осуществляется при помощи крика.

Познавательная – тесно связана с общением ребенка с окружающими. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. По мере развития речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ, синтез.

Регулирующая функция речи складывается уже на ранних этапах развития. Однако лишь к 5-ти годам слово взрослых становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка.

Основное значение речи в психическом развитии ребенка состоит в том, что она освобождает его от связанности ситуацией, сиюминутными событиями и открывает возможность действовать не только с вещами, но и с их заместителями – знаками, воплощенными в слове; раздвигает временную перспективу жизни малыша, позволяя ему обращаться в прошлое и будущее.

Речь помогает ребенку освободиться от «натуральности» в отношении к предметному миру: он начинает представать перед ним миром предметов человеческой культуры. Речь позволяет малышу знакомиться с ним не только посредством личного опыта, но и с помощью слова. Посредством речевого общения со взрослыми ребенок узнает о том, чего он сам непосредственно не воспринимал.

Своевременное развитие речи обеспечивает ребенку углубление и расширение взаимопонимания как с близкими, так и с посторонними взрослыми. Речь раздвигает рамки социального бытия ребенка. Через новое отношение к взрослому не только как к источнику тепла и заботы, но и как к образцу, носителю человеческой культуры, он выходит из узких рамок исключительно индивидуальных связей в более широкий мир человеческих взаимоотношений.

Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» – внеситуативно-познавательному общению.

Появление речи перестраивает психические процессы и деятельность.

Она меняет характер восприятия ребенком окружающего: оно становится независимым от внешних положений предмета, от способа его предъявления. В этом возрасте дети узнают и называют изображения предметов, людей, животных на рисунках, фотографиях, в фильмах.

Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка. Вначале малыш не умеет мыслить с помощью слов без опоры на наглядную ситуацию. Слова лишь сопровождают действие или констатируют его результат (например, увидев упавшую куклу, ребенок говорит: «Ляля упала»). На третьем году жизни речь его все больше освобождается от диктата наглядной ситуации. С помощью речи он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать. Теперь малыш может не только обсуждать конкретные действия с предметами или то, что он видит перед собой, но и рассказывать о своих переживаниях, вспоминать эпизоды из своей жизни, планировать будущие события.

Постепенно речь становится основой становления произвольного поведения, начинает выполнять планирующую функцию. Например, ребенок сообщает маме, что он собирается построить гараж для машины, или рассказывает кукле о том, что они будут делать: «Сейчас сварю тебе суп, потом будем есть».

Во многих ситуациях слово становится средством контроля и управления поведением. Например, двухлетний малыш, отправляясь выполнять поручение взрослого, повторяет сам себе: «Я иду, мне надо идти». В другой ситуации, с трудом передвигая нагруженную игрушечную машину, он напряженно произносит: «Веди, веди, Коля».

В этот же период ребенок начинает сопровождать свои действия словами оценочного характера, подражая взрослому. Например, собирая пирамидку, после каждого нанизывания колечка, говорит себе: «так…так…так» или «не так…»

Однако в раннем возрасте регулятивная функция речи еще недостаточно развита. Ребенку бывает трудно переключиться от интересного занятия, удержать поставленную задачу, выполняя поручение взрослого или реализуя свой замысел.

Характерной особенностью детей с отклонениями в развитии является недостаточность у них знаний и представлений об окружающей действительности. Известно, что в становлении психики важная роль отводится взаимоотношению действия и речи. Хотя действенный анализ и синтез предшествует развитию словесного способа познания, в формировании правильных и осмысленных представлений необходимо участие речи.

Обозначение предмета или явления словом способствует как выявлению каждого из них, так и их объединению. В процессе активного взаимодействия ребенка с окружающим миром у детей формируются комплексные ассоциации, из которых развиваются представления. У детей с двигательными нарушениями формирование комплексных ассоциаций затруднено, поэтому их представления об окружающем не только ограничены, но порой и ошибочны.

Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов. Поэтому у детей с недоразвитием речи обычно имеет место отставание в умственном развитии.

Развитие на первом году жизни сенсомоторных функций и довербальной коммуникации является основой формирования речи и мышления. В возрасте от года до трех лет речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка.

К 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами. Скачкообразно возрастает его активный словарь. Отмечается выраженная речевая активность, ребенок постоянно комментирует речью свои игровые действия, начинает задавать вопросы взрослым.

Развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы ребенка. Именно речь становится ведущим средством общения и развития мышления. К 3 годам ребенок начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «Я», т. е. возможность выделения себя из окружающего мира.

В этот период у ребенка отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Попытки же родителей относиться к нему как к малышу вызывают у него чувство протеста. Если родители упорно подавляют самостоятельность ребенка, у него формируются упрямство и стремление все делать наоборот, впоследствии становящиеся правилом.

Если ребенок возрасте 2,5–3 лет не начинает говорить простые двусловные фразы, он должен быть обязательно проконсультирован у врача (детского невропатолога или психиатра) и логопеда.

Таким образом, печевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:

а) отстает психическое развитие ребенка;

б) замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;

в) появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);

г) возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка и нередко приводит к второгодничеству.

ЛИТЕРАТУРА

Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогичекая академия, 1994. - 216 с.


Светлана Дружинина
Роль деятельности в развитии речи детей раннего возраста.

Роль развития речи ребёнка впервые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процесс воспитания, памяти, мышления, совершенствует всю детскую деятельность и «Социализацию» ребёнка (частности, его отношения с окружающими взрослыми и другими детьми) . Сотрудничество ребёнка с взрослыми, начинается очень рано. Ребёнок вскоре после рождения начинает отличать человеческий голос от других звуков. Присутствие взрослого стимулирует общение. Дети начинают говорить только в присутствие взрослого и по их требованию, поэтому нужно чаще разговаривать с детьми впервые дни жизни. Сначала развивается эмоциональное общение, постепенно становиться деловым сотрудничеством.

Речевое сотрудничество дошкольников осуществляется в разных видах деятельности : игре, труде, быту, учебе.

Игра – ведущая деятельность ребёнка-дошкольника , определяющая его дальнейшее психическое развитие , прежде всего потому, что игре присуще воображаемая ситуация. Благодаря ней ребёнок учиться мыслить о реальных вопросах и возникновения замысла в игре.

В работе с детьми третьего года жизни используют многие обучающие игры, которые постепенно приближают к первым сюжетно-ролевым играм. В первых совместных играх-драматизациях (по р. н. с. «Колобок» , «Теремок» и т. д.) дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально выразительные средства. Малыши учатся говорить за персонажей сказки : мышку, медведя, изменяя интонацию, темп речи , эмоциональную окраску.

В обучающихся играх с детьми продолжают уточняться, расширяться знания малышей о значении предметов, о действиях с ними. При этом используются как предметно-игровые действия с игрушками, так и действия с игрушками-заменителями и воображаемыми предметами.

Важно побуждать детей к замене хорошо известных действий, предметов – словом. Речь не только сопровождает игру, но и включается в неё как способ решения игровых задач.

В сюжетно-ролевых играх совершенствуется диалогическая речь. Возникает потребность в связной монологической речи . Идёт интенсивное овладение языком, словарь обогащается и грамматическим строем, в результате чего речь становиться более связной и понятливой. Не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего, игра должна быть содержательной. Необходимо следить за правильным употреблением слов, так как в играх дети отражают привычные жизненные ситуации. И часто используют неправильные речевые стереотипы.

Детская речь совершенствуется только с помощью взрослого. Поэтому необходимо участие педагога во всех детских играх, обсуждения замысла и хода игры. Привлечь внимание детей к новым словам или игровой терминологии, нужно беседовать с детьми о проведенных и будущих играх.

Подвижные игры обогащают словарь и воспитывают звуковую культуру речи (считалки, заклички) .

Игры-драматизации развивают речевую активность и воспитывают интерес к художественной литературе.

Дидактические и настольно-печатные игры помогают решать все задачи развития речи : закреплять, уточнять и активизировать словарь детей , учат быстро выбирать нужное слово, упражняют изменять и образовывать слово, развивают объяснительную речь .

Развитие речи в процессе труда : пополняется словарь детей названиями предметов труда, качеств предметов, трудовыми действиями; проговариваются достигнутые результаты. В труде малышей большое место занимает хозяйственно-бытовой труд, связанный с самообслуживание, соблюдением культурно-гигиенических навыков, поддерживанием порядка в групповой комнате и на участке.

Развитие речи в быту : помогает усваивать бытовой словарь; развивает диалогическую речь ; воспитывает культуру речевого поведения.

Очень важно для развития речи общение со сверстниками : дети планируют действия; предлагают или просят помощь; взаимодействуя друг с другом, координируют свои действия.

Полезно общение малыша с детьми старшего возраста . Малыш активно поражает действиям и речи старшего . Усваивает новые слова, овладевает ролевой речью, учиться простейшим видам рассказывания.

Одним из основных средств развития речи является обучение . Обучение – это целенаправленный и планомерный процесс. При котором дети овладевают определенным кругом речи . Важнейшей формой обучения являются специальные занятия, на которых становятся и целенаправленно решаются задачи развития речи . Занятия с детьми носят игровой характер. Однако они имеют определенные цели, задачи, средства осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.

В целях развития речи и ориентировки в окружающем можно проводить занятия :

По картинкам и книжкам, рассматривание сюжетных картин, например : «Домашние животные» , лото «Ку-ка-ре-ку» , «Парные картинки» , «Большие и маленькие» ;

Выполнение заданий по инструкции воспитателя;

Дидактические игры «Угадай, что изменилось?» на внимание и активизацию словаря;

Упражнения на артикуляцию звуков, отчетливое произношение звуков, подражающих слов, несложных фраз;

- развернутые сюжетные показы (кукольный театр и т. п.) ;

Организационное наблюдение за окружающим (целевые прогулки – экскурсии по участку и за его пределами) ;

Рассказывание без показа игрушек, картинок (рассказы, стихи, сказки, загадки) .

Большое место на занятиях занимает не только процесс обучения новым словам, но и расширения представлений, развитие ориентировки в окружающем.

В младших группах преобладают занятия с игрушками. Игры-занятия проводятся, как разговор воспитателя с детьми и сопровождаются игровыми действиями :

Дидактические игры с игрушками в зависимости от того, какие слова уточняются и закрепляются, подбирают 2-3 игрушки, которые предварительно рассматривались;

Рассказ воспитателя с привлечением детей - дети дополняют рассказ недостающими словами или словосочетаниями;

Хороводные игры – обогащают словарь, дети поют или произносят текст и сопровождают его действиями;

Рассматривание картин – используют предметные и сюжетные картинки. Предметные уточняют и закрепляют предметы, их признаки. Сюжетные картинки служат для активизации словаря;

Художественная литература - обогащает словарь малышей, очень ценны сказки, потешки, прибаутки, художественное слово на прогулках, режимных моментах, словарь детей обогащается меткими выражениями;

Простые словарные упражнения – это доступные задания на словообразования.

Специальная словарная работа уже в младшей группе способствует более интенсивному обогащению словаря.

Занятия лепкой, рисованием одновременно являются и занятиями по развитию речи . В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог к игрушечным персонажам или взрослым. Можно говорить о том, что занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи , способствует расширению активного и пассивного словаря детей .

Таким образом, важно, чтобы развитие речи , начатое в одном виде деятельности продолжалось в другом, уточняясь, двигаясь, меняясь с возрастом детей .



gastroguru © 2017