Котел кипит а трубы холодные. Что делать, если не греют батареи

Радиатор отопления может функционировать не должным образом и это не является редкостью. Попросту говоря, он не греет или греет, но недостаточно. Для начала следует определить причину и, исходя из нее «назначить лечение». Причин немного, но каждая из них решается несколькими способами.

Наличие воздушной пробки в батарее

Последние модели радиаторов отопления снабжаются при установке специальным краном, который позволяет спустить воздух из системы. Кран носит название «кран Маевского». Он имеет небольшое, 2-х миллиметровое отверстие для стравливания воздуха. Кран обычно устанавливается в верхней части радиатора, так как воздух скапливается обычно именно в том секторе батареи. Проворачивая кран за часовой стрелкой, последует определенное шипение. Как только начнет сочиться вода, кран следует закрыть. Для большей уверенности некоторые пользователи продолжают работу крана, так как вместе с водой выходит небольшая часть воздуха. Пожалуй, это и правильно, и неправильно одновременно.

С одной стороны, совсем незначительная часть воздуха может в действительности выходить через кран вместе с водой. Однако, с другой стороны, количество воздуха может быть настолько незначительным, что длительное удерживание крана в открытом состоянии лишь уменьшит долю теплоносителя и не более. Гораздо эффективнее станет повторный спуск воздуха через незначительный временный промежуток.


Однако часто бывает, что имеет место старая чугунная батарея, которую в далекие времена не оборудовали краном. Это, к сожалению, было повсеместно в советское время. Тогда следует стравить воздух через соединение в трубе, которая подходит к радиатору или соединение между трубами. Алгоритм действий несколько сложнее и сама работа не из приятных, так как, скорее всего, будет разлито определенное количество теплоносителя.

Что нужно сделать: найти муфтовое соединение. Нужно помнить, что резьба может быть как левой, так и правой и желательно не применять огромных усилий, дабы не повредить трубу. Поскольку такие системы довольно старые, то при нагрузке часто происходит срыв резьбы или, что еще хуже, обрыв. Значит, следует подстраховаться – тряпка, ведро или таз и помощник рядом. Вдруг случится непоправимое и труба просто сорвется на резьбе, то воды будет много, а потом еще и неприятностей.

Проворачивая муфту, нужно делать это плавно и не спеша. Как только послышится характерный звук – начнет выходить воздух – действие следует прекратить. Дождавшись появления выхода воды из системы, муфта закручивается обратно. Очень часто, когда нарушается многолетнее соединение, в этом месте сочится вода. Поэтому можно дополнительно перед закруткой намотать на резьбу лен. Несколько витков льна и промасливание его солидолом позволяют выполнить соединение практически безупречно.

Может случиться так, что не греет именно последний радиатор и именно от него идет труба, которая ведет к расширительному бачку. Тогда вполне возможно имеет место засорение в части соединения трубы и батареи или трубы и расширительного бачка. Следует совершить прочистку, но это довольно трудоемкий процесс. Так что следует точно удостовериться, что проблема именно в этом. Для этого понадобится проверить проходимость труб.

Если причина была в завоздушивании, то она уже решена – можно наслаждаться теплом. Если и после этого изменений не последовало, то ищем причину далее.

Изначально неверное подключение

Это может звучать даже нелепо, но всякое случается:



Если не греет после ремонта

Не единичны случаи, когда радиатор отопления не греет должным образом после завершившегося ремонта. Логичнее будет предположить, что причина кроется именно в том, что изменилось после ремонта и как это может быть связано с радиатором или вообще с системой отопления. Например, трубы были зашиты гипсокартоном. Этот случай довольно распространен, особенно в тех домах или квартирах, где просто поленились заменить некоторые элементы системы отопления.


Вполне возможно, что профиль гипсокартона касается трубы и, следовательно, совершается передача тепла не в помещение, а непосредственно в пространство между листом гипсокартона и базовой стеной. Конечно же, чтобы радиатор даже на ощупь казался менее горячим или теплым, в таком случае понадобится, чтобы и до ремонта он грел незначительно. И тогда получается, что и то малое количество тепла отбирает на себя сторонний предмет.

Засорилась система

Причин, когда случается подобное, не так уж и много. Вполне возможно, что радиатор не греет, потому что засор произошел по старости системы. За десятилетия эксплуатации на внутренней поверхности стен труб появлялась ржавчина, которая накапливалась и в результате перекрыла доступ к подаче теплоносителя. В таком случае нужно выполнить очистку радиатора или его полную замену.


Для этого с помощью байпаса перекрывается поступление воды или тосола в радиатор, но система при этом остается в рабочем состоянии. Если осуществляется полная замена, то с этим моментом все ясно. Если же нужно обойтись только прочисткой, то лучше воспользоваться некоторыми полезными советами:

  • Теплоноситель может быть очень горячим – надо помнить о безопасности.
  • Прочистка совершается только под высоким давлением подачи воды. Надеяться на то, что подключив шланг от водопроводного крана и вся грязь выйдет с радиатора, не стоит.
  • Возможно, ведь дело имеется со старыми трубами и таким же старым радиатором, придется перепроверить соединения перед тем, как монтировать на место обратно.
  • Убедившись в наличии огромного количества лишнего в радиаторе, желательно совершить те же действия по отношению ко всем остальным радиаторам.

Другие причины

Можно сказать, что все случаи, когда радиатор не греет, являются по-своему уникальными. Например, не греет радиатор, который последний в системе. Значит, до него попросту не доходит теплоноситель или тепло «теряется» на пути следования к нему. Если последнее, то неверно рассчитана система или неправильно подобран диаметр труб и, соответственно, неверно подобрано соотношение количество воды/интенсивность циркуляции.

Также возможно, что не справляется с задачей насос. Возможно, он неисправен или неверно подобран по параметрам. Такое также не является редкостью, особенно когда систему выполняли новички или просто люди без определенного опыта и знаний.

Множество проблем может помочь решить расширительный бак. Например, завоздушивание можно убрать, если прогнать насосом теплоноситель по всей системе. Некоторые для этого в нижней части отопления врезают вентиль, к которому подсоединяется кран и штуцер. Надев шланг, можно подавать воду до тех пор, пока не выйдет воздух через расширительный бак.

Только такой подход довольно рискованный – лишняя вода, а ее будет много, заполнит бачок и польется с него. В таком случае действуют с помощником, который будет контролировать уровень воды в расширительном бачке.

Вместо заключения

Система отопления действительно таит в себе множество секретов и хитростей. Для человека, который никогда в жизни не сталкивался с любыми проблемами по теме, может показаться все запутанным и покрытым завесой тайны. В самом деле, когда не разбираешься в чем-то, то все кажется сложным. Особенно, если знаний нет, а решить проблему хочется только самостоятельно, без привлечения посторонних.

В таком случае придется напрячься и проявить усидчивость и терпеливость. Внимательно побродить по сети, изучить все проблемы и их симптомы, сравнить их с имеющимися дома. Ну а если уже совсем страшно начинать ремонтировать плохо греющий радиатор – мастеров полно.

Котэ не любит холодных батарей.

Причины, почему одна батарея горячая, другая – холодная, могут носить глобальный характер:

  • неправильно смонтирован байпас;
  • отсутствует балансировка;
  • недостаточное давление.

Неправильно смонтирован байпас . Байпас представляет собой трубку перед радиатором. Он соединяет между собой подачу подогретого теплоносителя и обратку. Последняя батарея плохо греет, если байпас устанавливается слишком далеко от нее. Ведь, согласно законам физики, теплоносителю будет легче пройти по байпасу, чем через весь нагревательный элемент.

Байпас врезается непосредственно в разводку, а не через двух- или трехходовой клапан. Теплоноситель поступает в радиатор через отводы. Как следствие – уменьшается сечение подающих труб. Давления в системе не хватает, чтобы протолкнуть горячую воду через контур. Как результат – не греет последний радиатор отопления.

Часто при первом запуске отопительного контура в доме не греет последняя батарея. Что делать? Специалисты рекомендуют не предпринимать радикальных действий и дать системе выровняться. Воздух, который находится в воде, должен выйти естественным образом. Через некоторое время отопительная разводка будет функционировать нормально.


Ошибка в диматре байпаса.

Неправильный монтаж радиатора . Почему не греет последняя батарея? Возможно, последний радиатор в контуре отопления слишком большой. Он содержит больше, чем 12 секций. В таком случае давления в системе не хватает, чтобы прогнать теплоноситель через весь объем нагревательного элемента. Положение усугубляется боковым подключением. Горячая вода не доходить до крайних секций. Как результат – плохо греет последний радиатор отопления.

Неправильная балансировка . Под балансировкой системы подразумевается равномерное распределение теплоносителя по всему контуру обогрева. Она выполняется при помощи запорно-регулировочных арматур и терморегуляторов. Если последняя батарея в системе отопления холодная, то, возможно, проблема кроется в неравномерном распределении горячей воды по разводке.

Локальные причины неработоспособности системы отопления


Слишком длинная последняя батарея.

Почему одна батарея горячая, а другая – холодная. Специалисты называют следующие причины возникновения подобной ситуации:

  • завоздушивание системы;
  • низкое качество теплоносителя;
  • низкое качество нагревательного элемента.

Вышеперечисленные неполадки в большинстве случаев решаются самостоятельно владельцами жилья. Однако помощь специалиста никогда не бывает лишней.

Завоздушивание системы . В отдельных элементах системы обогрева может скапливаться воздух. Это явление называется завоздушиванием контура.

Воздух в разводку может попасть:

  • из ;
  • если в качестве теплоносителя использовалась обычная, водопроводная вода. В ней содержится определенный процент растворенного воздуха;
  • агрессивная среда теплоносителя окисляет стенки . В результате выделяется кислород. Он скапливается внутри, образуя пробку.

Определить, есть ли внутри нагревательного оборудования воздушная пробка, легко. Для этого нужно перекрыть одновременно краны на подающей трубе и обратке, а затем в полной тишине их открыть. Если в момент открытия крана внутри прибора присутствуют посторонние шумы и бульканье, там есть воздушная пробка. Именно она является главной причиной, почему одна батарея холодная, остальные – горячие.

Как убрать воздушные пробки, поможет видео:

Мусор и ржавчина в отопительном контуре также могут объяснить, почему последний радиатор отопления холодный. Посторонние предметы перекрывают поток горячей воды, тем самым снижая эффективность обогрева дома.

Почему не греют батареи?

Вы заметили, что в контуре обогрева дома последняя батарея холодная. Что делать? Специалисты советуют вначале определить характер поломки. Он может носить как глобальный, так и локальный характер. В первом случае нужно обратить на правильность монтажа байпаса и самого нагревательного элемента. Поломку можно устранить, лишь переделав отопительную разводку в доме.

К локальным поломкам относят воздушные пробки и загрязнения внутри нагревательного элемента. Именно они являются основной причиной, почему средняя или последняя батарея в системе отопления холодная. Эти проблемы самостоятельно может устранить человек без профессиональных навыков. Но помощь специалистов здесь не помешает.

Чтобы в квартире снова стало тепло и уютно, следуйте нашей инструкции. Сначала сделаем «быструю проверку» – проверим, что стояк и батареи не перекрыты. А затем разберем более сложные проблемы, связанные с неполадками в системе отопления.

Быстрая проверка

Шаг 1: позвоните в управляющую компанию (либо ТСЖ, ДЭЗ и т.д.)

Узнайте, нет ли отключений отопления. Если их нет, сразу переходите на следующий шаг.

Шаг 2: спросите соседей

Если в многоквартирном доме однотрубная система отопления (из потолка выходит одна труба отопления и одна труба уходит в пол) и на батареях у соседей нет байпасов (перемычек между трубами) – то перекрыв батарею, они лишат тепла соседей по стояку. Поэтому проверьте, не перекрыта ли батарея у жильцов сверху и снизу (в некоторых домах теплоноситель подается сверху, в других – снизу).

Шаг 3: проверьте свою батарею

Проверьте, не перекрыта ли ваша батарея. Когда батарея перекрыта, вентиль расположен перпендикулярно трубе, когда открыта – параллельно. Наглядно посмотреть .

Итак, мы разобрали «банальные» причины, из-за которых не греют батареи отопления. Если проблемы не в них, значит, имеют место неисправности в системе отопления. Выявить их поможет сантехник. Ниже мы расскажем об основных неисправностях, из-за которых остаются холодными радиаторы в квартире и в частном доме.

Разбираемся, почему не греют батареи в квартире

Чтобы описать возможные неисправности, нужно вкратце рассказать об устройстве отопления в многоэтажных домах. Системы отопления в многоквартирных домах бывают двух видов – однотрубные и двухтрубные. В случае однотрубной системы горячая вода подается в батареи первого (либо последнего) этажа и движется по стояку до последнего (первого). В результате батареи, в которые теплоноситель поступает в последнюю очередь, могут нагреваться недостаточно. В большинстве многоквартирных домов система отопления однотрубная.

Еще одна особенность однотрубных систем – так называемые байпасы. Они необходимы для того, чтобы в один радиатор попадала только определенная часть воды, а оставшаяся часть протекала дальше в соседние радиаторы. Подробнее прочитать о том, что такое байпас и для чего он нужен, можно в статье .

Двухтрубные системы отопления отличаются от однотрубных тем, что каждая батарея независимо подключается к двум стоякам. Их одного поступает горячий теплоноситель, в другой уходит остывшая вода. Такая система часто встречается в частных домах, а также в некоторых новостройках.

Теперь разберем проблемы в системе отопления многоквартирного дома, из-за которых батареи не греют.

Проблема 1: алюминиевые радиаторы в однотрубной системе отопления

Современные алюминиевые радиаторы предполагают наличие двухтрубной системы отопления. При замене чугунных батарей на современные алюминиевые без замены системы отопления из-за несовпадения конструкций поток горячей воды становится слабее. Соответственно, батареи почти не греют. Ослабление потока воды также способствует появлению коррозии и засоров. Засор устраняется путем подачи воды под напором или с помощью специального химического состава. Однако со временем алюминиевый радиатор в однотрубной системе отопления может засориться снова. Выход – в замене радиатора, например, на биметаллический.

Проблема 2: воздушная пробка

Еще одной причиной возникновения неисправностей в работе отопительной системы может быть воздушная пробка. Чтобы устранить эту проблему, можете воспользоваться краном Маевского. Его вворачивают вместо заглушки, затем вставляют отвертку в резьбу и очень медленно поворачивают против часовой стрелки. Если проблема заключалась в воздушной пробке, будет слышен характерный звук вырывающегося воздуха. После этого нужно прекратить вращение.

Если радиаторы не греют только в одной комнате, проблему стоит искать в стояке, который отапливает эту комнату.

Что делать, если не греет часть батареи?

Если не греет какая-либо часть батареи, это, скорее всего, связано с неправильным подключением. Такие погрешности лучше исправлять с помощью специалиста.

Почему не греют батареи в частном доме?

Неисправности в работе отопительной системы в частном доме также могут быть связаны с засором или воздушной пробкой. Правда, вероятности возникновения таких неприятностей в автономной системе отопления частного дома гораздо меньше. Кислород в системе и, соответственно, ржавчина могут появиться только в том случае, если владельцы слили на лето воду. Самая распространенная причина неполадок в работе автономной системе отопления заключается в неправильном расчете гидравлики, то есть диаметра и длины труб. Гидравлику можно отрегулировать через регулировочные краны.

Еще одна возможная причина неприятностей – особенности однотрубной системы отопления. Здесь дело не в каких-либо неполадках, а в принципах работы такой системы. Чем ближе к котлу расположены батареи, тем лучше они греют, то есть последняя батарея может быть совсем холодной.

Также проблема может быть связана с неисправностями в работе автоматики газового котла. Современные котлы устроены довольно сложно, поэтому для регулировки работы котла лучше обратиться к специалисту.



gastroguru © 2017