Анализ «Зимняя дорога» Пушкин. Методическая разработка по литературе (9 класс) на тему: Анализ стихотворения А

Стихотворение « Зимняя дорога» написано в 1826 году. В то самое время, когда декабрь был ознаменован восстаниями. Сосланный в ссылку поэт остро переживал за происходящее. Тот период творчества Пушкина преисполнен тревожными мотивами и переживаниями за своих товарищей. Биографы полагают, что это стихотворение было написано во время путешествия поэта на допрос к псковскому губернатору. Это произведение, несомненно, глубже, чем кажется на первый взгляд. Оно преисполнено философии и метафоричности.

Образ зимней дороги можно рассматривать в прямом его смысле, а можно сравнить дорогу с человеческой жизнью, с жизнью лирического героя. Зимняя дорога пустая, однообразная, скучная, отмеченная лишь полосатыми верстами. Но в этом и весь символизм. Жизнь лирического героя, который, несомненно, близок автору, кажется ему самому такой же пустой, и скучной. Полосатые версты – символ переменчивости жизни, наличие черных и белых полос.

Ведущим чувством стихотворения является печаль и тоска. Отсюда и поэтический образ печальных полян, усиленный повторениями «печальный свет луны». Пейзаж как отражение настроения героя выглядит унывным и скучным. Скука проглядывает в однообразии пейзажа, в звуке колокольчика, в размеренном течении времени, в полосатых верстах, мелькающих за окном. Скуку передает также использование автором многоточий. Некое подобие надежды можно разглядеть в образе ямщика, в его песне, в которой улавливается «разгулье удалое». Она напоминает герою о прежних временах.

Пережить скуку во время пути помогает образ любимой. Именно к ней обращается лирический герой, обещая, что скоро они будут вместе. Тем самым успокаивая и себя. Мысли о лирической героине, по имени Нина, придают сил, не позволяют сойти с ума.

Точная перекрестная рифма вычерчивает четкий рисунок произведения, позволяя раскрыть образы и донести чувства. Четырехстопный хорей является основным размером этого стихотворения.

«Зимняя дорога» состоит из семи строф, связанных друг с другом по смыслу. Первая и последняя строфа связаны одной общей темой грусти и скуки. И в первой строфе есть упоминание луны (пробирается луна) и в последней (отуманен лунный лик), поэтому они создают кольцевую композицию.

Образ зимней дороги метафоричен и представляет собой жизненный путь лирического героя. Он непростой, полон испытаний, надежд, уныния, печали, но в нем есть надежда, которая, в конечном счете, приведет к гармонии.

Всегда хорошо удавалось выражать свое настроение через картины природы. Ярким примером тому служит стихотворение «Зимняя дорога» , написанное в декабре 1826 года. Прошел всего лишь год после восстания декабристов, среди которых было много друзей поэта. Одни уже казнены, другие сосланы в Сибирь. Сам Пушкин отбывал ссылку в Михайловском, поэтому его настроение оставалось подавленным.

Уже с первых строк произведения читателю становится ясно, что автор переживает не лучшие минуты в своей судьбе. Жизнь представляется герою унылой и беспросветной, как и одинокие поляны в холодном свете луны, через которые едет карета, запряженная тройкой лошадей. Путь страннику кажется долгим и скучным, а монотонный звук колокольчика – утомительным. Мрачный пейзаж гармонирует с чувствами поэта.

В «Зимней дороге» звучат традиционные философские нотки, характерные для пушкинской лирики. Настроение героя легко сопоставимо с настроением самого Александра Сергеевича. Поэтический образ «верст полосатых» символ переменчивой судьбы человека, а путь героя произведения, как и путь самого поэта, совсем не легок. Природа спит непробудным сном, везде царит зловещая тишина. За много верст вокруг нет ни домов, ни огней. Но, несмотря на меланхоличный тон стихотворения, в нем все-таки прослеживается надежда на лучшее. Герой мечтает о том, как вскоре будет сидеть у камина с любимой женщиной. Это придает ему силы и желание продолжать свое унылое путешествие.

Характерную для романтизма тему пути Пушкин трактует здесь совершенно в другом ключе. Обычно дорога символизирует свободу , герой вырывается на природу из тесного и душного помещения. В «Зимней дороге» все происходит наоборот. Природа враждебна герою, поэтому он спешит домой.

Произведение написано четырехстопным хореем . Оно представляет собой описание природы с элементами авторских размышлений и относится к жанру элегии. Композиция стихотворения – кольцевая. В первом четверостишии читатель погружается в зимний пейзаж, а последняя строфа вновь возвращает его в царство зимы.

Свое грустное и унылое настроение автор раскрывает с помощью эпитетов: «печальные» , «однозвучный» , «скучный» . Усиливает впечатление инверсия: «по дороге скучной» , «колокольчик однозвучный» , «тройка борзая» , «стрелка часовая» . Повторяющиеся несколько раз однокоренные слова характеризуют настроение автора и бесконечно длинную зимнюю дорогу, подчеркивая ее однообразие: «печальные» , «печально» , «скучной» , «скучно» , «скучен» .

В третьем четверостишии присутствуют эпитеты, выражающие отношение Александра Пушкина к русской песне. В двух соседних строках читатель встречает противоположные понятия тоски и удалого веселья, которые помогают автору намекнуть на противоречивость характера русского человека: «то разгулье удалое, то сердечная тоска» .

В четвертой строфе мы словно слышим топот конских копыт. Такое впечатление создается за счет повторения согласных «п» и «т». В пятом четверостишии Пушкин использует аллитерацию со звуком «з», который встречается в пяти словах из одиннадцати. В этой части стихотворения в двух строках подряд повторяется слово «завтра» , усиливая чувство ожидания встречи с любимой. В шестой строфе часто повторяются звуки «ч», «с», характерные для тиканья часов.

Завершающая седьмая строфа повторяет мотив пятой, но уже в иной интерпретации. Слово «путь» употреблено здесь в переносном смысле. Звуки «н», «л» в сочетании с ударным «у» вновь создают ощущение грусти, тоски и бесконечно длинной дороги.

Большинство глаголов в «Зимней дороге» раскрывают душевные переживания лирического героя. Особую мистичность и таинственность пейзажу придают олицетворения: луна «пробирается» сквозь туман, печально льет свет, лунный лик «отуманен» .

Стихотворение «Зимняя дорога» впервые было опубликовано в 1828 году в журнале «Московский вестник». Его музыкальность и стилистическая красота и по сей день привлекают внимание композиторов. Более пятидесяти авторов написали музыку к «Зимней дороге». Песни о ямщике и борзой тройке снискали огромную популярность, многие из них уже давно стали народными.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

Александра Сергеевича Пушкина недаром считают гениальным поэтом, ведь в своих произведениях он, как ни кто другой, мог связывать свои чувства и переживания с происходящими событиями или картинами природы. Ярким подтверждением этих слов является невероятно лирическое и романтическое стихотворение «Зимняя дорога».

Данная работа была написана Пушкиным в 1826 году. Многие литературные критики сходятся на мысли о том, что данная лирическая работа была посвящена Софье Пушкиной. Софья Федоровна была дальней родственницей Александра Сергеевича.

Стихотворение «Зимняя дорога» имеет довольно печальную предысторию. Говорят, что Пушкина испытывал к Софье довольно пылкие чувства. Александр Сергеевич даже сделал ей предложение руки и сердца, но был отвергнут. Именно поэтому исследователи считают, что образ Нины в данном стихотворении является прообразом Софьи Федоровны.

Первые строки стихотворения «Зимняя дорога» передают нам душевное состояние Пушкина. Мы понимаем, что Александр Сергеевич находится в унынье. Лирическая работа наполнена темными, печальными красками. Так, про поляны поэт говорит, что они «печальные», луна также печально льет свой свет, сама дорога является «скучной». И только «колокольчик однозвучный» и «долгие песни ямщика» вносят некое разнообразие.

Возможно, такое настроение Пушкина можно объяснить тем, что поэт понимал неизбежность поражения в своей задумке о женитьбе, но верил, что Софья ответит согласием. Поэт мечтает, что уже в скором времени увидит любимую и «забудется у камина». Он верит, что долгая зимняя дорога оправдает себя.

В стихотворении «Зимняя дорога» Александр Сергеевич проводит параллели со своей собственной жизнью, которая казалась поэту такой же серой, грустной, холодной.

К моменту написания данного стихотворения, Пушкин был уже состоявшимся поэтом. Он мечтал о всеобщем признании и славе. Но высшее общество холодно относилось к нему. Виной всему было пристрастие Пушкина к азартным играм. К тому времени Александр Сергеевич успел промотать все отцовское наследство. Возможно, именно эта пагубная привычка стала причиной негативного ответа Софьи Федоровны на предложение о бракосочетании.

Несмотря на все это, Александру Сергеевичу удалось создать невероятно чувственное и романтическое стихотворение «Зимнее утро».

Зимняя дорога анализ стихотворения по плану

1. История создания . Стихотворение "Зимняя дорога" (1826 г.) было написано А. С. Пушкиным во время поездки в Псковскую губернию. В загадочной Нине некоторые исследователи угадывают дальнюю родственницу поэта - С. Ф. Пушкину. Зимой 1826 г. Пушкин делал ей предложение, но получил отказ.

2. Жанр произведения - пейзажно-философская лирика.

3. Главная тема стихотворения - подавленное настроение автора. В это время Пушкин находился в т. н. "домашней" ссылке. Оторванный от привычного шумного общества поэт тяжело переживал свое заключение.

Тоска от одиночества усиливалась переживаниями за судьбу декабристов. Даже по отношению к природе Пушкин не испытывает обычного восхищения. Все окружающее рисуется ему в черном свете. Печальная и утомительная дорога уже начинает раздражать. Представлявшийся прежде веселым звон колокольчиков надоедает своей монотонностью. Обычная песня ямщика наводит лирического героя на философские размышления о судьбе России.

В этих родных напевах он чувствует свою кровную связь с простым народом, в душе которого удивительным образом сочетаются "разгулье удалое" и "сердечная тоска". Это сочетание возможно только на бескрайних российских просторах.

Дорога представляется неизвестной судьбой России. На протяжении долгого времени путник не встречает никаких следов жизни ("глушь и снег"). Только верстовые указатели напоминают собой о человеческой деятельности. Свою тоску лирический герой пытается заглушить мечтами о долгожданной встрече с Ниной. Он предвкушает радость по окончании бесконечной поездки. Однообразное путешествие утомляет даже привыкшего ко всему ямщика. Он умолкает, и лирический герой остается в полном одиночестве.

4. Композиция произведения кольцевая. Первые четыре строфы описывают поездку и окружающий пейзаж; пятая и шестая посвящены будущему возвращению к любимой женщине; последняя строфа по смыслу очень близка первой за счет повторения упоминания о печальном лунном свете.

5. Размер стихотворения - четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства . Угнетенное состояние лирического героя подчеркивается многократным повторением однокоренных эпитетов ("печальные", "скучной", "однозвучный") и наречий ("печально", "скучно", "грустно"). Произведение "оживает" благодаря олицетворениям: "пробирается луна", "льет", "полночь... не разлучит". В основе стихотворения лежит противопоставление однообразных впечатлений автора мыслям о встрече с любимой.

7. Основная мысль произведения. На долю А. С. Пушкина выпало немало испытаний. Находя в себе новые силы, поэт выходил с достоинством из любых бед и затруднений. Стихотворение "Зимняя дорога" кажется очень пессимистичным, но главным в нем все же является оптимизм автора, с надеждой смотрящего в будущее.

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Ни огня, ни черной хаты... Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне. Скучно, грустно... Завтра, Нина, Завтра, к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь. Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит. Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.

Стих написан в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что стих написан о поездке поэта на дознание к псковскому губернатору.
Тема стиха гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами:

Ни огня, ни чёрной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.

Путь лирического героя непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Поэтический образ “полосатых вёрст” - это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика. Во второй и третьей строфах автор дважды употребляет однокоренные слова (“Печальные”, “печально”) которые помогают понять душевное состояние путешественника. С помощью аллитерации поэт изображает поэтический образ художественного пространства – печальные поляны. Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика. Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная. Седоку грустно, тоскливо. И читателю невесело. В песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. На небольшом отрезке текста поэт использует многоточие четыре раза - Поэт хочет передать грусть седока. Что-то недоговорённое есть в этих строчках. Может быть, человек, путешествующий в кибитке, не хочет ни с кем делиться своей грустью. Ночной пейзаж: чёрные хаты, глушь, снег, полосатые верстовые столбы. Во всей природе холод и одиночество. Приветливый огонёк в окне хаты, который может светить заблудившемуся путнику, не горит. Чёрные хаты – без огня, но “чёрный” - это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни. В последней строфе снова грустно, скучно. Ямщик умолк, звучит только “однозвучный” колокольчик. Применяется прием кольцевой композиции: «пробирается луна» - «отуманен лунный лик».Но долгая дорога имеет приятную конечную цель - встречу с любимой:

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Нагляжусь не наглядясь.



gastroguru © 2017