Гоголь: Страшная месть. Энциклопедия сказочных героев: "Страшная месть"

Гоголь Н. В. сказка "Страшная месть"

Жанр: литературная мистическая сказочная повесть

Главные герои сказки "Страшная месть" и их характеристика

  1. Данило Бурульбаш. Знатный казак, мужественный, бесстрашный, неумолимый, даже жестокий. Очень любит жену и сына, свою землю
  2. Катерина. Жена Данило. Робкая, красивая, пугливая, мнительная.
  3. Колдун, отец Катерины. Жестокий, страшный старик. Безжалостный, коварный, греховодник.
Кратчайшее содержание сказки "Страшная месть" для читательского дневника в 6 предложений
  1. На свадьбе появляется страшный колдун, добыть золото которого мечтает пан Данило.
  2. Катерине снится, что колдун на самом деле ее отец, и Данило убеждается, что это правда.
  3. Колдуна садят в подвал, но Катерина тайно отпускает отца и тот бежит к ляхам.
  4. Кодун во время сражения убивает Данило, а потом и сына Катерины.
  5. Колдун видит страшного рыцаря и пытается убежать, но конь приносит его к рыцарю
  6. Рыцарь убивает колдуна и бросает мертвеца в пропасть, где его грызут другие мертвецы.
Главная мысль сказки "Страшная месть"
Приходит время, когда переполняется чаша людского терпения и настает час расплаты злодеев за совершенные злодеяния.

Чему учит сказка "Страшная месть"
Эта сказка учит любить свою Родину, учит защищать ее от врагов, учит гордиться и любоваться ее красотами. Учит быть смелыми и отважными, учит не сдаваться и бороться до конца. Учит тому, что не дело человека вершить суд, а дело Бога. Учит тому, что место колдуна на костре, и любая жалость к нему непреемлима.

Отзыв на сказку "Страшная месть"
Мне очень понравилась эта мистическая и очень страшная история. В ней нет счастливого конца, в ней все очень мрачно, но тем не менее это очень интересная повесть. Мне было очень жалко и Катерину и ее мужа, пана Данило. Ведь если бы Катерина не отпустила отца-колдуна, то все остались бы живы.

Пословицы к сказке "Страшная месть"
Сколько веревочке не виться, а конец будет.
Век злодея невелик, злодей и с юности старик.
Зла за зло не воздавай.
Бог терпел и нам велел.
Бог видит, кто кого обидит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Страшная месть" по главам:
Глава 1.
На свадьбу сына есаула Горобца в Киев съехалось много гостей. Был среди них запорожец Микитка, был названый брат есаула Данило Бурульбаш с другого берега Днепра с женой Катериной и годовалым сыном. Не приехал правда старый отец Катерины, который 21 год был в плену, а потому мог рассказать много интересного.
И вот выносит есаул две старые иконы, которые достались ему от святого схимника, чтобы благословить молодых. И вдруг закричал народ и в стороны раздался. Ибо молодой казак, который до этого успел весело поплясать, вдруг переменился в лице увидев иконы. У него изо рта вырос клык, сам он сгорбился и стал стариком.
Со всех сторон закричали "Колдун!", а есаул выставил вперед иконы и проклял старика. И тот зашипел и вдруг исчез, как его и не бывало.
Вскоре забыли гости о колдуне и снова начались веселые пляски и песни.
Глава 2.
Ночью плыл Данило с женой и казаками по Днепру. Спрашивает жену Катерину о причине ее печали. А супруга его и отвечает, что напугал ее колдун, про которого страшные истории рассказывают. Будто если встретит он человека, так сразу кажется колдуну, что человек тот над ним смеется. И находят на следующий день несчастного мертвым.
Но ответил Данило, что не так страшен колдун, что знает он где его притон, в котором хранит колдун свои несчетные богатства. И обещает Данило добыть это золото.
Поплыл дуб мимо кладбища и почудилось казакам, что зовет кто-то на помощь. Притихли они, слушают.
И видят вдруг как зашатался крест на могиле, как поднялся иссохший мертвец и закричал "Душно мне!". А потом ушел под землю. И зашатался второй крест. И поднялся другой мертвец, выше первого. Точно так же крикнул и ушел в землю. И поднялся третий мертвец, всех выше, протянул руки в небо и закричал страшно.
И все стихло. Сказал тогда Данило, что то просто пугает колдун незваных гостей. А решимость добыть колдовское золото в казаке не уменьшилась
И причалил скоро дуб к берегу. И показалась соломенная крыша дедовских хором пана Данила.
Глава 3.
Не рано проснулся Данило после ночного гуляния. Сидел, миро точил саблю.
Тут появился тесть его, и ругаться на Катерину стал, что поздно та домой воротилась. Обиделся Данило, ведь давно он из пеленок вырос, много раз за православную веру бился.
Слово за слово, поругались тесть с Данило. За сабли схватились. Долго бились, никто не может верха взять. Но вот отлетели сабли, за пистолеты противники взялись.
Выстрелил Катеринин отец, попал в левую руку Данило. Потянул Данило из-за пояса пистолет верный, турецкий. Но тут Катерина вмешалась. Стала слезно молить не оставлять сына их Ивана сироткой, ведь умрет она вслед за мужем. И тронули женские слезы мужские сердца.
Отставил пистолет Данило, первым тестю руку протянул. Помирились казаки. А отец целует Катерину и очами странно блестит.
Странным показался этот поцелуй Катерине и странным показался блеск очей.
Глава 4.
Утром Катерина рассказывает мужу, что ей приснилось, будто ее отец и есть тот самый колдун. А Данило не слушает жену, про ляхов рассказывает, кои вновь поднялись на казаков. А про тестя неважно отзывается. Не нравится он Даниле - не веселится как казак, горилки не пьет. словно турок какой-то.
Тут и отец появился. Обедать сели. Отце хмурится, говорит, что не любит галушек. А Данило поддевает его, говоря, что это христианское кушанье. Отец говорит, что не ест свинины, а Данило вновь его задирает, спрашивая, не турок ли он.
Вечером смотрел Данило на Днепр и почудилось ему будто в колдовском замке огонек мелькнул. Собрался он, верного Стецько кликнул. А Катерина боится одна оставаться, просит, чтобы закрыл ее Данило в комнате на ключ. Данило так и сделал.
Пошли они со Стецько к замку. Смотрят мелькает кто-то в красном жупане. Узнает Данило своего тестя и понимает, что тот в замок колдуна потащился.
Добрались казаки до замка, видят верхнее окошко светится. Залез Данило на дуб, смотрит. Нет свечей в комнате, а огонек откуда-то горит. По стенам оружие развешано странное. Вдруг входит кто-то в красном жупане, тесть! И начинает в горшок разные травы бросать. Комната сразу голубым светом озаряется. Потом розовым. И видит Данило, как некая женщина появляется в комнате. Стоит колышется пола не касается. Узнает Данило Катерину, но слова сказать не может.
А Катерина спрашивает отца, зачем он ее мать зарезал, зачем снова призвал ее. Она говорит, что покинула Катерину и Данило понимает, что это душа Катерины.
А колдун говорит, что сделает так, что Катерина его полюбит. Но возражает душа. Говорит, что никогда не предаст мужа своего и не даст это сделать Катерине. И смотрит в окно прямо на Данило.
А Данило уже спускается и в страхе великом бежит домой.
Глава 5.
Данило будит Катерину и та благодарит мужа за избавление от страшного сна. А Данило пересказывает ей, что видел у колдуна и говорит, что ее отец антихрист. Только антихрист может вызывать чужие души. Он обещает защитить Катерину.
Катерина отказывается от отца.
Глава 6.
Колдун сидит в подвале Данило, скованный цепями. Сидит за предательство, за то хотел продать родную землю врагам-католикам. И жить ему осталось только ночь. Утром сварят его живым в котле и сдерут кожу.
Смотрит колдун в окно, Катерина идет. Зовет он дочь, но та мимо проходит. Но она возвращается и колдун начинает умолять Катерину помочь ему спасти свою душу. Он говорит, что не хочет, чтобы его душа горела в аду. Он просит отпустить его и обещает одеть власяницу, уйти в пещеры, и день и ночь молить бога.
Катерина отвечает, что даже если откроет ему дверь, то цепей ей не снять.
Но колдун говорит, что цепи - ничто. Он вместо рук подсунул палачам деревяшки. Но сквозь стены он пройти не может. Ведь их строил святой схимник.
И Катерина выпускает колдуна. Тот целует ее и убегает.
А Катерина мучается, не зная, правильно ли она поступила, ведь она обманула мужа. Она слышит чьи-то шаги и падает в обморок.
Глава 7.
Катерина приходит в себя в комнате. Ее вынесла из подвала старушка-прислужница. Баба даже закрыла дверь подвала, чтобы на Катерину не пало подозрение.
Вбегает Данило и говорит, что колдун сбежал. Катерина мертвеет лицом и спрашивает не выпустил ли кто колдуна. Но Данило уверен, что того выпустил черт, ведь он видит, что цепи надеты на дерево. И он говорит, что если бы колдуна выпустила Катерина, он бы утопил ее.
Глава 8.
В корчме гуляют и богохульствуют ляхи. С ними богохульствует их ксендз. Не было такого посрамления еще на земле русской. Обсуждают ляхи и хутор Данило, и красавицу жену его. Не к добру это.
Глава 9.
Пан Данило сидит, грустит, размышляет о скорой смерти. Он просит Катерину не бросать сына, если с ним что-то случился.
Данило вспоминает прошлые годы, лихие битвы, добытое золото. Ругает жидовство.
Стецько говорит, что едут ляхи с луга. И разгорелась страшная битва. Не час и не два бились казаки с ляхами. И Данило успевал везде и не было пощады врагам от его руки. И вот уже разбегаются ляхи, а Данило хочет погоню снаряжать. Но вдруг замечает на горе Катерининого отца. В страшном гневе он скачет к горе и колдун стреляет в него из мушкета.
Падает Данило, пробита у него грудь. Он умирает с именем Катерины на устах.
Плачет, убивается Катерина на груди мужа. А вдали скачет на выручку есаул Горобець.
Глава 10.
Чуден Днепр при тихой погоде, страшен Днепр в грозу.
В эту страшную пору причалила к берегу лодка. Вылез из нее колдун и спустился в свою землянку. Поставил горшок, колдовать начал. И вот стало появляться в землянке облако. Радостью осветилось лицо колдуна. Но вдруг видит он незнакомое лицо чудно, которое незваное явилось к нему из облака. И волосы на голове колдуна встают дыбом. Вскрикнул колдун и опрокинул горшок и пропало видение.

Глава 11.
Десять дней гостит Катерина в доме есаула Горобца, но покоя не находит. Говорит, что думала в тиши растить сына на месть, но во снах является к ней колдун и обещает взять ее в жены. Успокаивает ее Горобець, и сын его. Говорят, что не дадут Катерину в обиду. Вспоминают Данило и его последний бой, тризну, которую они устроили.
А ребенок уже за люлькой тянется и говорит есаул, что в отца сын пойдет, уже курить хочет.
Но ночью просыпается Катерина с криком. Приснилось ей, что сын зарезанный лежит. Бежит народ к колыбели и видят все мертвое дитя.
Глава 12.
Далеко от Украины лежат островерхие Карпатские горы. Не услышать в них уже русскую речь, живут там венгры, лихие гуляки и рубаки.
И едет кто-то по горам на вороном коне. В доспехах, с копьем, следом паж скачет. Но закрыты глаза всадников, словно спят они.
Приехали они на Криван, самую высокую гору и встали там. А тучи закрыли их, сонных.
Глава 13.
Тайком сбежала Катерина из Киева. После смерти сына сошла она с ума и безумной явилась в свою хату. Плачет, глядя на нее старая няня, плачут хлопцы. А Катерина нож турецкий достает, но отбрасывает. Не пробить им железное сердце ее отца, что выковала на огне старая ведьма.
Говорит Катерина, что мужа ее живым похоронили, песни поет.
Бегает ночами Катерина по лесу с ножом, отца ищет, русалок не боится.
Но вот приехал на хутор гость в красном жупане. Про Данило спрашивает. Рассказывает, что воевал вместе. А Катерина сперва безумно смотрела, потом вслушиваться в слова гостя стала.
И вдруг бросилась на него с ножом, крича,что колдун то. Боролись Катерина с гостем и убил отец свою безумную дочь. А пока казаки не опомнились, ускакал.
Глава 14.
Над Киевом появилось чудо неслыханное. Вдруг видно стало далеко во все концы света. Видно стало море Черное, лиманы, видны стали Карпатские горы.
И показался на самой высокой горе рыцарь с закрытыми глазами.
И пока другие на это чудо дивись, колдун вскочил на коня и погнал его прочь из Киева. Узнал он в рыцаре то лицо, что явилось однажды в землянку и перепугался страшно.
Но только хотел колдун перескочить через узкую речку, как конь его вдруг остановился. оглянулся и засмеялся.
Дыбом встали волосы на голове у колдуна, заплакал он и развернулся к Киеву. И казалось ему, что деревья хотят схватить его и что сама дорога гонится за ним.
Мчался колдун в святые места, в Киев.
Глава 15.
В пещере сидел одиноко схимник, который уже и гроб для себя сделал. И вдруг вбежал к нему дикий человек с вытаращенными глазами и криком потребовал молиться о спасении его души.
Достал схимник святую книгу и в ужасе отступил. Неслыханный грешник стоял перед ним, и не было для него спасения. Ведь буквы в книге кровью налились.
И показалось колдуну, что смеется святой схимник и убил он старца.
Застонало тут что-то в лесу. Сухие руки поднялись из леса и пропали.
А колдун поскакал в Канев, думая оттуда в Крым податься. Но вдруг оказался в Шумске. Изумился колдун, поворотил коня, обратно в Киев скачет. Приезжает в Галич, город почти рядом с венграми. Опять поворачивает колдун коня, но все равно чувствует, что не в ту сторону едет.
И вот уже Карпатские горы встают перед ним, и высокий Криван впереди. Силится колдун остановить коня, но конь его несется прямо к рыцарю. А тот вдруг открыл глаза и засмеялся.
Схватил рыцарь колдуна, поднял его над землей и умер колдун.
А потом открыл глаза, но был это уже мертвец. И видел мертвец, как по всей земле поднимаются мертвецы, лицом как две капли на него похожие.
Один другого выше, столпились они вокруг рыцаря и его страшной добычи. А самый старый так велик был, что и подняться не смог. Только пошевелился, а от того шевеления пошло трясение по всей земле. И много хат повалило и людей задавило.
Бросил рыцарь колдуна в пропасть и мертвецы кинулись следом. И вонзили в колдуна свои зубы.
И сейчас еще ночами в Карпатах слышится звук, словно от тысячи мельниц - то мертвецы грызут зубами колдуна. А когда трясет землю, то умные люди знают, что то пытается встать самый большой мертвец.
Глава 16.
В городе Глухове народ давно слушает старого бандуриста. И вот под конец захотел тот спеть про одно давнее дело.
Жили давным-давно два брата, Иван и Петро. Жили дружно, горой друг за друга стояли, все поровну делили. И вот случилась очередная война с турками. И нашелся у турок паша, который целый полк один порубить мог. И объявил король Степан, что тому, кто поймает пашу даст жалования, как целому войску.
И пошли братья пашу ловить. Да только поймал его Иван. Получил награду от короля, поровну с братом разделил. А Петро деньги взял, но задумал месть страшную, не в силах вынести того, что обскакал его брат.
И вот едут братья по горной дороге, на жалованную королем землю, в Карпаты. Позади Ивана его сын малолетний привязан. А дорога узкая, с одной стороны пропасть. И тут Петро толкает брата и падает тот с конем в пропасть. Но успевает ухватится за корень. Стал наверх карабкаться. А Петро наставляет на Ивана пику и сталкивает в пропасть.
Жил Петро как паша, но вот он умер и призвал Бог его и брата Ивана души на суд. Объявил, что Петро великий грешник и пусть наказание ему сам Иван придумает.
А тот говорит, что мало того, что его Петро убил, но и сына его не пощадил. Весь род погубил. А потому пусть в роду Петро каждый новый потомок будет более страшным злодеем, чем предыдущий. А последний в роду был бы таким страшным злодеем, что от его злодеяний мертвецы бы поднимались из могил.
А когда придет час меры в его злодействах, то хотел бы Иван сбросить его в пропасть, чтобы мертвецы грызли его кости, и чтобы сам он грыз себя, но встать не мог.
И сказал Бог, что страшную месть задумал Иван, но пусть так и будет. Но не может он дать Ивану Царствия небесного. И будет тогда Иван вечно сидеть на коне своем и смотреть, как мертвецы грызут друг друга в пропасти.
Так спел бандурист. И долго сидели люди, размышляя о том минувшем деле.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Страшная месть"

“Страшная месть” – мистическая повесть, вошедшая в сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Произведение датируется 1831 годом. Изначально оно именовалось “Страшная месть, старинная быль”, однако в последующих изданиях часть названия была упразднена.

В повести красочно описывается украинский быт, обычаи, запорожское казачество. Рассказ изобилует образами из украинского фольклора. При прочтении становится очевидным влияние народных песен, притч и дум.

На свадьбу сына есаула Горобца приезжают казак – Данило Бурульбаш с молодой женой Катериной и годовалым сыном. Празднование проходило вполне обычно, но как только отец вынес иконы, чтобы благословить молодоженов, один из гостей вдруг обернулся чудовищем и сбежал, испугавшись образов.

После этого случая внезапно объявляется отец Катерины, пропавший без вести много лет назад. Катерину начинают мучить ночные кошмары о том, будто колдун, сбежавший со свадьбы, и есть ее отец. Во снах он просит дочь отказаться от мужа и полюбить его. Своим странным поведением отец только подтверждает ее опасения: он ничего не ест и не пьет, кроме какой-то жидкости из бутыли, которую носит при себе. Казаки из-за этого тоже начинают подозревать что-то неладное.

В это время происходят зловещие явления: ночами из могил на старом кладбище стали подниматься мертвецы, вой которых говорил о страшных муках.

Разоблачение колдуна, смерть Данилы и сумасшествие Катерины

Между Данилом и тестем произошла ссора, которая привела к драке, однако Катерине удалось помирить мужа с отцом. Но Данило по-прежнему не доверял странному тестю и решил проследить за ним. И не зря. Однажды ночью казак заметил, что в заброшенном замке, которого все остерегались, загорелся свет в одном из окон. Он отправился к замку и увидел сквозь окно, как колдун, обернувшись чудовищем, вызывал душу Катерины и требовал, чтобы она полюбила его. Но душа была непреклонна.

Данило схватил тестя и заточил за решетку, укрепленную молитвами священника так, чтобы всякое колдовство в этой темнице было бессильным. Однако колдун, сыграв на чувствах дочери и пообещав, что пострижется в монахи, уговорил ее выпустить его. Данило не догадывается о том, кто освободил узника, а Катерина испытывает сильные переживания из-за своего поступка.

Тем временем пришли известия о нападении ляхов на хутор. Данило, одолеваемый предчувствием скорой гибели, отправился в бой, велев жене заботиться о сыне.

Интуиция не обманула казака. На поле брани Данило вдруг заметил в рядах противника своего тестя. Решив расправиться с колдуном, Данило устремился к нему, но колдун точным выстрелом убил зятя.

Катерина, получив известие о гибели мужа, снова стала видеть кошмары. Во снах ей являлся отец с требованием стать его женой. В случае отказа он угрожал убить ее годовалого сына. Есаул Горобец забрал вдову в свой дом, велев своим людям охранять ее и ребенка от колдуна. Но однажды ночью Катерина вскочила с постели с криками: “Он зарезан!”. Зайдя в комнату, она действительно увидела в кроватке мертвого младенца.

Не в состоянии справиться с горем от потери мужа и сына, Катерина лишилась рассудка: распустила косы, пела и танцевала полуголой среди улицы. Вскоре она тайком сбежала от есаула домой, на хутор.

Спустя некоторое время на хутор приехал мужчина. Он рассказал, что воевал бок о бок с Данилой и был ему лучшим другом. Мужчина так же заявил, что Данило перед смертью высказал свою последнюю волю: попросил друга взять его вдову в жены.

Тогда Катерина поняла, что этот казак – вовсе не друг ее покойного мужа. Она узнала ненавистного колдуна и бросилась на него с ножом. Но он выхватил оружие из рук дочери и зарезал ее, после чего сбежал с хутора.

В нашей новой статье мы приготовили для вас краткое содержание “Тараса Бульбы” Гоголя . Это великое произведение пронизано духом героизма и уважения к великим воинам Запорожской Сечи.

Предлагаем вам ознакомиться с правдивой комедией Гоголя “Ревизор”, где автор нарисовал картину всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола России, образы плутов и взяточников, ставших героями его пьесы.

После этого появилось под Киевом странное явление: вдруг стали видны Карпаты. По горной дороге мчался на лошади отец Катерины, пытаясь уйти от всадника с закрытыми глазами. Колдун обнаружил пещеру, в которой жил схимник (монах-затворник). Убийца обратился к нему с просьбой отпустить ему грехи. Однако схимник отказался, ведь грехи были слишком тяжкими. Тогда колдун убил схимника и вновь пустился в бега, но какой бы дорогой он не ехал, любая приводила его к Карпатским горам и всаднику с закрытыми глазами. Наконец всадник поймал колдуна и убил.

Тогда увидел колдун, как вокруг стали появляться мертвецы с лицами, похожими на его собственное. И принялись они грызть его плоть.

Развязка: песнь бандуриста

Причины всего произошедшего становятся ясны из песни старого бандуриста. Он рассказывает историю о двух братьях, Петре и Иване, живших задолго до описываемых событий. Из этого рассказа становится ясно, что судьба Катерины, ее отца, мужа и сына была давно предрешена.

Однажды король Степан пообещал щедрое вознаграждение тому, кто сможет поймать пашу, который мог изрубить весь полк с одним лишь десятком янычар. Братья решили взяться за эту миссию. Ивану улыбнулась удача, и он получил награду, но из великодушия решил отдать брату половину. Однако гордость Петра все же была задета, из-за чего он вознамерился отомстить брату. Когда они ехали на подаренные Степаном земли, Петро сбросил Ивана с обрыва вместе с ребенком, которого тот вез. Иван зацепился за сук во время падения и стал молить пощадить хотя бы сына, но брат сбросил их в пропасть.

Когда Иван после смерти предстал перед Богом, он попросил страшной участи для Петра и его потомков: никто из них не будет счастлив, а последний из рода брата станет таким извергом, какого свет не видел. После смерти его плоть будут грызть предки целую вечность. Сам Петро будет лежать в земле, тоже рваться грызть потомка, но не сможет встать, от чего будет грызть собственную плоть и испытывать страшные муки.

Влияние произведения
“Страшная месть” Гоголя по праву считается одним из знаменательных произведений раннего периода творчества автора. Именно она побудила В. Розанова к созданию “Мистической страницы у Гоголя”, повлияла на творение А. Ремизова “Сны и предсонье”. А. Белый и Ю. Манн посвятили “Страшной мести” страницы некоторых своих работ.

  • Описание природы, которое школьникам задают выучить наизусть в рамках прохождения творчества Н. В. Гоголя, является частью рассказа “Страшная месть”.
  • Фамилию Горобец также носит в “Вие” один из персонажей второго плана.
  • Король Степан, которому служат братья Иван и Петр, – реальный человек. Подразумевается король польский и великий князь литовский Стефан Баторий. Он дал разрешение запорожцам самостоятельно выбирать гетмана и распределять прочие высокие должности. Также Стефан помог казакам с организацией. Есть историческое подтверждение эпизоду повести, в котором король жалует братьям Ивану и Петру земельные наделы. Стефан Баторий действительно одаривал землями выслужившихся казаков. В повести упоминается война с турками, что также является историческим фактом.
  • Период, в который происходит основное повествование, относится ко времени правления гетмана Сагайдачного (первая половина XVII века). История о Петре и Иване происходила примерно в середине XVI века.

5 (100%) 2 votes


Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.

Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.

После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещённую, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.

Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.

Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.

За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» - и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.

Кончается быль сия старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поётся в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрёк, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придёт ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.

Надеемся, что вам понравилось краткое содержание рассказа Страшная месть. Будем рады, если вы прочтете эту книгу полностью.

Произведение Николая Васильевича Гоголя «Страшная месть» изобилует фольклорными элементами. Эта повесть — одна из самых мрачных во всем цикле «Вечеров». Главному герою Данило Бурульбашу придётся столкнуться с ужасным родовым проклятием.

Гоголь «Страшная месть» – краткое содержание

Действие происходит на свадьбе сына Есаула Горобеца. На это торжество съехалось куча народу, среди прочих приглашенных и Данило Бурульбаш со своей красавицей-женой Катериной. По заведенному обычаю в дом, где проходит свадьба, есаул вносит святые образа. Внезапно народ в толпе замечает, как один из гостей превращается в безобразного старика и тут же исчезает. Старые казаки, бывшие на свадьбе, все как один утверждают, что исчезнувший старик — знаменитый колдун и его появление не сулит ничего хорошего.

Возвращаясь из Киева после свадьбы по Днепру, Бурульбаш с ватагой казаков видит развалины старого полуразрушенного замка, рядом с которыми расположено кладбище. И тут глазам путников открывается жуткая картина: из могил поднимаются мертвецы, пронзительно вопя: «Душно мне». Потрясенные казаки пытаются быстрее покинуть проклятое место, а Данило погружается в невеселые мысли — два плохих предзнаменования за прошедшие дни гнетут его. Приезд отца Катерины, угрюмого и жестокосердного человека, не добавляет поводов для веселья.

Приехав на хутор, Данило ссорится с тестем, когда тот в грубых выражениях спрашивает молодых, почему же они так поздно вернулись домой. Ссора доходит до точки кипения, оба казака выхватывают сабли и с минуты на минуту между ними разгорится бой. Только благодаря уговорам Катерины удаётся предотвратить поединок.

На следующий день молодой казак удивлен поведением тестя за столом, тот не ест галушек и свинины. Вечером Бурульбаш видит, как в полуразрушенном замке, стоящем на другом берегу реки, в одной из комнат зажигается свет. Терзаемый любопытством, молодой казак вместе с другом отправляется узнать, что случилось в замке. Они замечают, как в ту же сторону направляется и тесть.

Взобравшись на дерево, видит Данило чудную картину, как тесть превращается в колдуна, что недавно видывали на свадьбе у знакомых. С помощью заклинания вызывает он дух Катерины, а тот обвиняет чародея в убийстве матери. Потрясенный происходящим, Бурульбаш спешит к себе домой, чтобы рассказать жене о случившемся, но оказывается, она все это видела ночью во сне. Данило, убедившись в том, что его тесть якшается с нечистой силой, приказывает бросить его в подвал, и ждет колдуна неминуемая казнь.

На следующий день добросердечная Катерина, поддавшись уговорам отца, выпускает его из тюрьмы и сама тотчас падает в обморок от нахлынувшей дурноты.

Тем временем, на Малороссию нападают поляки, и Бурульбаш чувствует приближение скорой смерти, однако готов прийти на помощь родной земле. В кровопролитном сражении казаки побеждают поляков, а Данило в пылу сражения застрелен взявшимся невесть откуда тестем-чародеем.

После смерти мужа, убитая горем, Катерина живет в доме есаула Горобца, и каждую ночь ей снятся жуткие сны, в которых отец грозится убить её сына. В одну из ночей она действительно находит в колыбельке убитого младенца. От пережитого ужаса молодая женщина сходит с ума, необузданно пляшет с кинжалом, выкрикивая в адрес своего родителя проклятия. Насилу её удаётся успокоить, но теперь всем ясно — девушка тронулось умом. Изо дня в день ходит она с потухшим взором по дубраве и распевает грустные песни. В один из дней приходит к ней в горницу статный молодой человек, представившийся близким другом погибшего мужа. На некоторое время к Катерине возвращается разум и понимает она, что перед ней её отец. В гневе женщина бросается с ножом на чародея, однако злодей убивает родную дочь.
Тем временем киевский люд видит чудную картину — небеса развезлись и с Карпатских гор едет огромный богатырь, а рядом с ним паж-младенец. Чародей, замечая все это, в ужасе седлает коня и едет к киевскому монаху, уговаривая отмолить грехи. Схимник отвечает отказом и тогда душегуб в бессильной злобе убивает его. Движимый неодолимой силой, конь колдуна несет своего хозяина обратно к Карпатским горам.

Чародей видит перед собой богатыря из ночных кошмаров. Витязь берет его своей рукой и бросает в пропасть, а следом за колдуном устремляются и мертвецы. Появляется и самый большой мертвец, но он не в силах встать из могилы.
В заключение читатель узнает о двух братьях, Петре и Иване, которые долгое время жили душа в душу. Но случилось так, что Иван пленил знатного турка, а выкуп поделил поровну с братом. Но скупость Петра не имела предела, и он убил брата вместе с его сыном, а деньги забрал себе. Представ перед Богом, просит Иван на род брата наложить проклятие. Последний из их рода будет запятнан с головы до пят кровью жертв, и тогда свершится месть, появится Иван и низвергнет злодея в пропасть.

Аудиокнига «Страшная месть», слушать онлайн

“Страшная месть” – мистическая повесть, вошедшая в сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Произведение датируется 1831 годом. Изначально оно именовалось “Страшная месть, старинная быль”, однако в последующих изданиях часть названия была упразднена.

В повести красочно описывается украинский быт, обычаи, запорожское казачество. Рассказ изобилует образами из украинского фольклора. При прочтении становится очевидным влияние народных песен, притч и дум.

На свадьбу сына есаула Горобца приезжают казак – Данило Бурульбаш с молодой женой Катериной и годовалым сыном. Празднование проходило вполне обычно, но как только отец вынес иконы, чтобы благословить молодоженов, один из гостей вдруг обернулся чудовищем и сбежал, испугавшись образов.

После этого случая внезапно объявляется отец Катерины, пропавший без вести много лет назад. Катерину начинают мучить ночные кошмары о том, будто колдун, сбежавший со свадьбы, и есть ее отец. Во снах он просит дочь отказаться от мужа и полюбить его. Своим странным поведением отец только подтверждает ее опасения: он ничего не ест и не пьет, кроме какой-то жидкости из бутыли, которую носит при себе. Казаки из-за этого тоже начинают подозревать что-то неладное.

В это время происходят зловещие явления: ночами из могил на старом кладбище стали подниматься мертвецы, вой которых говорил о страшных муках.

Разоблачение колдуна, смерть Данилы и сумасшествие Катерины

Между Данилом и тестем произошла ссора, которая привела к драке, однако Катерине удалось помирить мужа с отцом. Но Данило по-прежнему не доверял странному тестю и решил проследить за ним. И не зря. Однажды ночью казак заметил, что в заброшенном замке, которого все остерегались, загорелся свет в одном из окон. Он отправился к замку и увидел сквозь окно, как колдун, обернувшись чудовищем, вызывал душу Катерины и требовал, чтобы она полюбила его. Но душа была непреклонна.

Данило схватил тестя и заточил за решетку, укрепленную молитвами священника так, чтобы всякое колдовство в этой темнице было бессильным. Однако колдун, сыграв на чувствах дочери и пообещав, что пострижется в монахи, уговорил ее выпустить его. Данило не догадывается о том, кто освободил узника, а Катерина испытывает сильные переживания из-за своего поступка.

Тем временем пришли известия о нападении ляхов на хутор. Данило, одолеваемый предчувствием скорой гибели, отправился в бой, велев жене заботиться о сыне.

Интуиция не обманула казака. На поле брани Данило вдруг заметил в рядах противника своего тестя. Решив расправиться с колдуном, Данило устремился к нему, но колдун точным выстрелом убил зятя.

Катерина, получив известие о гибели мужа, снова стала видеть кошмары. Во снах ей являлся отец с требованием стать его женой. В случае отказа он угрожал убить ее годовалого сына. Есаул Горобец забрал вдову в свой дом, велев своим людям охранять ее и ребенка от колдуна. Но однажды ночью Катерина вскочила с постели с криками: “Он зарезан!”. Зайдя в комнату, она действительно увидела в кроватке мертвого младенца.

Не в состоянии справиться с горем от потери мужа и сына, Катерина лишилась рассудка: распустила косы, пела и танцевала полуголой среди улицы. Вскоре она тайком сбежала от есаула домой, на хутор.

Спустя некоторое время на хутор приехал мужчина. Он рассказал, что воевал бок о бок с Данилой и был ему лучшим другом. Мужчина так же заявил, что Данило перед смертью высказал свою последнюю волю: попросил друга взять его вдову в жены.

Тогда Катерина поняла, что этот казак – вовсе не друг ее покойного мужа. Она узнала ненавистного колдуна и бросилась на него с ножом. Но он выхватил оружие из рук дочери и зарезал ее, после чего сбежал с хутора.

В нашей новой статье мы приготовили для вас . Это великое произведение пронизано духом героизма и уважения к великим воинам Запорожской Сечи.

Предлагаем вам ознакомиться с “Ревизор”, где автор нарисовал картину всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола России, образы плутов и взяточников, ставших героями его пьесы.

После этого появилось под Киевом странное явление: вдруг стали видны Карпаты. По горной дороге мчался на лошади отец Катерины, пытаясь уйти от всадника с закрытыми глазами. Колдун обнаружил пещеру, в которой жил схимник (монах-затворник). Убийца обратился к нему с просьбой отпустить ему грехи. Однако схимник отказался, ведь грехи были слишком тяжкими. Тогда колдун убил схимника и вновь пустился в бега, но какой бы дорогой он не ехал, любая приводила его к Карпатским горам и всаднику с закрытыми глазами. Наконец всадник поймал колдуна и убил.

Тогда увидел колдун, как вокруг стали появляться мертвецы с лицами, похожими на его собственное. И принялись они грызть его плоть.

Развязка: песнь бандуриста

Причины всего произошедшего становятся ясны из песни старого бандуриста. Он рассказывает историю о двух братьях, Петре и Иване, живших задолго до описываемых событий. Из этого рассказа становится ясно, что судьба Катерины, ее отца, мужа и сына была давно предрешена.

Однажды король Степан пообещал щедрое вознаграждение тому, кто сможет поймать пашу, который мог изрубить весь полк с одним лишь десятком янычар. Братья решили взяться за эту миссию. Ивану улыбнулась удача, и он получил награду, но из великодушия решил отдать брату половину. Однако гордость Петра все же была задета, из-за чего он вознамерился отомстить брату. Когда они ехали на подаренные Степаном земли, Петро сбросил Ивана с обрыва вместе с ребенком, которого тот вез. Иван зацепился за сук во время падения и стал молить пощадить хотя бы сына, но брат сбросил их в пропасть.

Когда Иван после смерти предстал перед Богом, он попросил страшной участи для Петра и его потомков: никто из них не будет счастлив, а последний из рода брата станет таким извергом, какого свет не видел. После смерти его плоть будут грызть предки целую вечность. Сам Петро будет лежать в земле, тоже рваться грызть потомка, но не сможет встать, от чего будет грызть собственную плоть и испытывать страшные муки.

Влияние произведения
“Страшная месть” Гоголя по праву считается одним из знаменательных произведений раннего периода творчества автора. Именно она побудила В. Розанова к созданию “Мистической страницы у Гоголя”, повлияла на творение А. Ремизова “Сны и предсонье”. А. Белый и Ю. Манн посвятили “Страшной мести” страницы некоторых своих работ.

  • Описание природы, которое школьникам задают выучить наизусть в рамках прохождения творчества Н. В. Гоголя, является частью рассказа “Страшная месть”.
  • Фамилию Горобец также носит в “Вие” один из персонажей второго плана.
  • Король Степан, которому служат братья Иван и Петр, – реальный человек. Подразумевается король польский и великий князь литовский Стефан Баторий. Он дал разрешение запорожцам самостоятельно выбирать гетмана и распределять прочие высокие должности. Также Стефан помог казакам с организацией. Есть историческое подтверждение эпизоду повести, в котором король жалует братьям Ивану и Петру земельные наделы. Стефан Баторий действительно одаривал землями выслужившихся казаков. В повести упоминается война с турками, что также является историческим фактом.
  • Период, в который происходит основное повествование, относится ко времени правления гетмана Сагайдачного (первая половина XVII века). История о Петре и Иване происходила примерно в середине XVI века.

5 (100%) 2 votes




gastroguru © 2017