Конспект занятия по обучению грамоте «Лесное путешествие. Фронтальное занятия по подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе

Лилия Золотаревская
Подготовка к обучению грамоте детей средней группы

В соответствии с образовательной программой в средней группе перед нами , воспитателями стоят достаточно сложные задачи по обучению детей грамоте . Мы должны научить детей пятого года жизни :

Понимать термины «слово» и «звук» ;

Понимать, что слова бывают длинными и короткими;

Самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивать в них нужные звуки;

Понимать, что слова состоят из звуков и даже определять на слух гласные и согласные звуки, мягкие и твердые;

И даже определять место звука в слове (первый, последний, в середине) ;

А со второй половины года, дети учатся составлять предложения по «живой модели» .

Одна из самых сложных задач раздела при подготовке к обучению грамоте – это понимание термина «слово» . Оксана Семеновна Ушакова предлагает для этого ряд интересных игр. В одну из них мы сейчас с вами поиграем.

1. Игра «Волшебный экран»

Задача : Познакомить детей с термином «слово» . Учить вслушиваться в звучание слов и четко их произносить. Формировать умение регулировать силу и темп голоса.

Перед вами волшебный экран, на нем ничего нет. Я произнесу волшебные слова «Раз, два, три, покажи» и на экране появится картинка. Вы должны внятно, четко проговаривая каждый звук, произнести слово, которое обозначает картинку. Повтори ты тихо, ты громче. Давайте повторим хором, медленно, быстро.

Вы четко и правильно называли слова.

Коллеги, в процессе называния самых различных предметов у детей формируется понятие о том, что слово – это название любого предмета, в дальнейшем действия и качества.

Если у вас нет возможности использовать мультимедиа, вы можете отрабатывать навыки называния слов с помощью указки или волшебной палочки. Палочкой показываете на предмет. Что это? (мяч) . Послушай, как я произнесу это слово. Повтори его.

Таким образом дети начинают понимать термин «слово» .

Помимо того, что дети умеют называть, подбирать слова, мы учим сравнивать слова по протяженности, то есть определяем, какие длинные, а какие короткие. Предлагаю вам игру : 2.«Длинный – короткий» Задача : Учить детей понимать термин «слово» , определять короткие и длинные слова. Приготовьте руки, давайте поучимся измерять длину слова (кот, велосипед) . А теперь вы будете измерять длину слова (сом, магазин, мяч, милиционер) . Молодцы, правильно измеряли длину слов.

Когда дети хорошо усвоили понимание термина «слово» , мы учим их составлять предложения по «живой модели» . Мы с вами сейчас научимся составлять предложения.

3. «Составление предложений по «живой модели» .

Задача : Познакомить детей с составлением предложения по «живой модели» .

Кто пришел к нам в гости? (Ёж) Какой ёжик? (колючий) . Чтобы легче было составить предложение мы будем использовать схемы. Вы будете словом

«ёжик» , вот вам схема. Вы - «колючий» . Дети моделируют предложения :

- «Колючий ёжик» ; А если мы поменяемся местами, какое предложение у нас получится?

- «Ёжик колючий» .

А сейчас посмотрите на экран. Что делает ежик? (спит) . Вы будете словом «спит» .

Моделирование предложений :

- «Ёжик колючий спит» ;

- «Колючий ёжик спит» ;

С помощью этой игры можно составлять самые разнообразные предложения.

А сейчас я вам предлагаю серию игр по звуковой культуре речи.

В начале года не все дети четко произносят шипящие, свистящие звуки, Р, Л. Мы даем упражнения с простыми звуками, которые дети четко произносят. 4. «Поймай звук» В этой игре мы учим детей понимать термин «звук» , слышать нужный звук в словах. Развивать фонематический слух.

Мы сейчас с вами будем играть со звуком «Б» .

Зайка звуки учил,

Зайка звуки позабыл.

Тут заплакал наш зайчонок.

Подошел к нему котенок,

Говорит : «Не плачь, косой,

Звуки выучим с тобой.

«Б» услышишь – громко хлопай.

Да еще и ножкой топай.

Я буду называть слова, а вы должны поймать только те слова, в которых услышите звук «Б» (дом, грибы, пень, морковь, бык, ворона, булка)

Можно усложнять задания, ловить только те слова, в которых звук «Б» стоит в начале слова (булка, полка, букет, шайба)

Теперь только в середине слова (колобок, лодочка, коробочка, собака)

В этой игре можно учить детей определять твердость и мягкость звуков.

Сейчас будем ловить только те слова, где звук «Бь» мягкий (Белка, коробка, ребенок, бочка, жеребенок) .

Видите сколько вариантов упражнений можно использовать с одним звуком.

По мере того как дети овладевают произношением сложных звуков, мы в игры включаем и эти звуки. Это шипящие, звук Р, Л, свистящие.

В этой игре мы учим детей подбирать слова с заданным звуком.

5. «Кто в домике живет?»

Задача : Учить детей подбирать слова со звуком «Ж» .

Нам надо расселить животных в домик. Только в домике будут жить животные, в словах которых слышим звук «Ж» .

Назовите, кто может жить в домике. Произносите слова четко, правильно. А сейчас мы проверим, правильно ли ответили. А почему не поселили?

Хорошо вы справились с этим заданием, правильно расселили жильцов в домик.

Когда дети научились выделять звук в слове, мы учим находить место звука в слове. Для этого используем схемы.

6.«Найди место звука в слове»

Задача : Учить детей определять место гласного звука «А» в слове.

Я буду вам называть слова со звуком «А» , а вы должны на схеме показывать фишкой место звука в слове (в начале, в конце, в середине) (аист, мак, лиса, шар)

Также можно учим определять позицию звука в слове с помощью такой игры.

Для этой игры мне надо 6 человек.

7. «Найди свою пару»

Задача : Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Я вам раздам картинки. Вы должны найти своего дружка.

Что у тебя нарисовано? (Шишка)

Кокой последний звук в этом слове? (А)

У кого картинка со словом, где первый звук А?

(стул - ложка, чайник - ключ, шишка -автобус)

Молодцы, правильно определили первый и последний звук в словах.

Описание материала: Предлагаю Вам конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста по теме: «Викторина «От слова к звуку». Данный материал будет полезен воспитателям средних групп. Этот конспект разработан на основе программы Е.В.Колесниковой « От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и направлен на формирование фонематического слуха у детей.

Тема: Викторина «От слова к звуку»

Цель : закрепление пройденного материала

Задачи:

· развивать слуховое внимание

· упражнять в делении слов на слоги, соотносить схему слова с предметом.

· закрепить умения различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки

· упражнять в определении первого звука в слове

· развивать графические навыки (штриховка шаров)

Материал: игрушка-персонаж Слыш, магнитные доски, мяч, цветные карандаши, силуэты воздушных шаров, рабочие тетради Е.В.Колесниковой «От слова к звуку» для детей 4-5 лет, иллюстрации к стихам, изображение «лестницы к вершинам знаний»

Ход НОД:

Ребята, весь год мы вместе с Слышем узнавали, какие существуют слова, из каких звуков они состоят. И сегодня Слыш предлагает нам стать участниками викторины «От слова к звуку». Вы согласны? Слыш подготовил для вас много интересных вопросов, заданий, игр. Отвечая на каждый вопрос или выполняя задание, мы с вами будем подниматься вверх по ступенькам к вершине знаний.

Есть сладкое слово - конфета, Есть слово упрямое - цель,

Есть быстрое слово ракета, Есть слово колючее - ель,

Есть кислое слово - лимон, Есть книжное слово - страница,

Есть слово с окошком - вагон, Есть слово лесное - синица,

Есть слово колючее - Ежик, Есть слово пушистое - снег,

Есть слово промокшее - дождик, Есть слово веселое - смех.

Какими бывают слова? (разными, похожими, длинными, короткими)

1 задание: «Доскажи словечко»

Слыш хочет узнать, много ли вы слов знаете, и предлагает вам поиграть в игру «Доскажи словечко»

Подготовлен самолет,

Он отправиться в … (полет)

Ты не бойся - это гусь,

Я сама его… (боюсь)

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я… (капуста)

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б на встречу ни проплыл,

Всех проглотит… (крокодил).

Доски на гору везем,

Будем строить новый… (дом)

Я сегодня утром рано

Умывался из-под… (крана)

Молодцы! Все слова подобрали правильно, не ошиблись. И мы с вами поднимаемся на первую ступеньку.

2 задание «Подбери похожее слово»

Ребята, Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови похожее слово» я буду кидать каждому мяч и называть слово, а вы должны назвать слово похожее по звучанию и вернуть мне мяч.

Я скажу тебе ПОДУШКА, ты ответишь мне…(лягушка, подружка)

Я скажу тебе МИШКА, ты ответишь мне.. (мышка, книжка, шишка) и т.п

Справились и с эти заданием и поднялись на ступеньку выше.

3 задание. «Дойди до Слыша»

Вы уже говорили, что слова бывают разные и похожие длинные и короткие. А как можно узнать, длинное это слово или короткое (можно отхлопать и сосчитать слоги)

А Слыш сегодня вам предлагает отшагать слова. Выстраивайтесь в линию. Я буду называть вам слова, а вы сделаете столько шагов ко мне, сколько в слове слогов. (дети выполняют задание)

Тимофей, сколько ты сделал шагов на слово лис? Почему один? (В слове лис 1 слог)

Вот мы и дошагали до 3 ступеньки

4 задание. «Раздели правильно» (работа в тетради)

Слыш просит вас выполнить новое задание. На странице ваших тетрадей нарисованы картинки. Определите количество слогов в названии каждой картинки и разделите прямоугольник под картинкой на столько частей, сколько слогов в этом слове

Варя, на сколько частей ты разделишь прямоугольник под картинкой МАШИНА? (на три). Объясни почему? (Потому-то в слове МАШИНА три слога)

Дети выполняют задание.

Молодцы, все правильно выполнили задание и еще на одну ступеньку выше вы поднялись.

5 задание «Выдели звук»

Слыш знает, что вы учили много стихов. Он приготовил для вас новое задание. Посмотрите на иллюстрации, вспомните и прочитайте стихотворение. Какой звук чаще встречается в стихотворении? Какой это звук? (согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий)

Вспомнили стихи, рассказали о звуке, Какие вы молодцы! Еще на одну ступеньку стали ближе к вершине знаний.

6 задание. «Разноцветные шары»

Друзья Слыша собрались на праздник, надули себе шары. Но тут налетел озорник-ветер и унес все шары высоко в небо. Загрустили друзья. Слыш просит вас помочь его друзьям. Поможем? А как? (нарисуем шары). А шары у каждого животного были определенного цвета. Определите, какой первый звук в названии каждого животного, и какие шары надо ему нарисовать. (Дети определяют первый звук, его характеристику и рисуют синие и зеленые шары)

Итог НОД

Вот и настроение у друзей Слыша вновь стало радостным. И Слыш рад за вас, что вы добрались до вершины лестницы и получили много знаний и умений. А чему же мы научились? (находить похожие слова, делить слова на слоги, выделять звуки в словах, читать стихи…)

Предлагаю устроить на вершине лестницы знаний фейерверк. Если вам понравилось участвовать в викторине, то вы запустите красные шары, а если было неинтересно, скучно - то синие шарики.

Конспект ННОД по обучению грамоте в старшей группе, тема «Проделки Буквоежки»

Задачи:

Закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, Э и буквах, обозначающих эти звуки.
Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.
Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове.
Закреплять понятия «звук», «буква».
Упражнять в определении количества слогов в слове.
Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.
Упражнять в выработке плавной воздушной струи.
Развивать логическое мышление, память и мелкую моторику детей.
Воспитывать интерес к обучению грамоте.

Материал:

Силуэты гласных букв; магнитная доска; пособие «Домик»; предметные картинки, в названии которых 1,2,3 слога; карточки на развитие воздушной струи; игрушки; раздаточный материал: цветные камешки, пуговицы, палочки.

Ход НОД:

Дети входят в зал, где развешаны изображения букв.

Логопед:

Посмотрите, сколько здесь букв и все они сделаны вашими руками. А я знаю загадки об этих буквах и предлагаю вам их отгадать, найти нужную букву и вывесить на магнитную доску.

Загадки про буквы

Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву...
(О)

В старом дереве дупло
Ну совсем как буква...
(О)

Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь звук ты...
(У)

Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке,
А Эллине с Аллочкой
Эскимо на палочках.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква...
(Э)

Я не знаю в чем секрет,
На эту букву слова нет.
Только буквы все важны,
Мы запомним букву...
(Ы)

Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …
(А)

Логопед:

Вы отгадали все загадки и правильно выбрали буквы. Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы (гласные). Почему эти звуки называют гласными? (Произносятся без препятствия, тянутся, поются). Давайте пропоем гласные звуки:

Мальчики - громко,
Девочки – тихо;
Протяжно – отрывисто;
От тихого до громкого и наоборот.

Игра «Немые звуки»

Взрослый (или ребенок) показывает артикуляцию гласного звука, а дети громко произносят этот звук.

Появляется Буквоежка и убирает с магнитной доски все буквы.

Логопед:

Молодцы! Звуки мы что делаем? (произносим и слышим). А что мы видим и пишем? (Буквы). Давайте еще раз посмотрим на буквы. Куда же делись все буквы. А! Я кажется, догадалась. Это проказы Буквоежки, которая спряталась за мольбертом.

Буквоежка:

Что, буквы не можете найти? А это я, Буквоежка их съела. Но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания.

Логопед:

Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Буквоежки и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!

Задание 1: подбор слов со звуком А

Буквоежка:

Отгадайте-ка загадку:

Жил, да был зверёк в лесу,
Боялся волка и лису.
Шкурка серою была.
А в названии – звук А.

Что же это за зверёк? (Заяц). Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц.

Есть у зайца огород.
Что же у него растёт?
Овощи ты называй,
Про звук А – не забывай!

Дети подбирают слова, в названии которых есть звук А.

Логопед:

К зайцу гости приходили
И игрушки подарили.
А в названьях, шла молва,
У игрушек был звук А.

Давайте и мы подарим Зайчику игрушки со звуком А в названии.

Мальчишки подарят игрушки, которыми играют мальчики, а девочки – игрушки, которыми любят играть девчонки. Дети подбирают и дарят игрушки зайчику.

Логопед:

Игрушки, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет), а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Возвращай, Буквоежка, нам букву А.

Задание 2: изменение существительных по падежу

Буквоежка:

А умеете ли вы играть в игру «Один-много»? (Да).

Логопед:

Наши дети любят играть в эту игру, и тебя мы приглашаем поиграть вместе с нами. Игра с мячом: логопед кидает мяч ребенку и произносит слово в единственном числе, ребенок возвращает мяч логопеду и произносит это же слово во множественном числе.

Шар – шары
Стол – столы и т.д.

Буквоежка:

Скажите, ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов (звук Ы). Этот звук вы можете увидеть? (нет), А что вы можете увидеть (букву). Молодцы, справились и с этим заданием. Получайте обратно вашу букву Ы.

Задание 3: дыхательная гимнастика

Буквоежка: Я приготовила вам следующее испытание «Заколдованные картинки». Если сумеете их расколдовать, то верну вам еще одну букву.

Дети садятся в круг, перед каждым картинка, закрытая цветной бумагой, нарезанной полосками.

Логопед:

Ребята, я знаю, как нам расколдовать картинки. Поднесите картинку к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась.

Игра с цветным камнем. После выполнения дыхательного упражнения один ребёнок называет свою картинку, затем передает камень другому с вопросом: «У меня утка, а у тебя?» Так до тех пор, пока каждый не назовёт свою картинку.

Буквоежка:

Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? (Звук У). Можем ли мы увидеть звук У? (нет), а что мы можем увидеть? (Букву У). Третье задание вы выполнили. Возвращаю вам букву У.

Задание 4: динамическая пауза «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись»

Буквоежка:

Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.). А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Предлагаю вам поиграть в игру «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись».

Взрослый предлагает детям указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.

Логопед:

Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет), а что мы можем увидеть? (букву О). Четвертое задание мы выполнили. Давай, Буквоежка, возвращай нам букву.

Задание 5: определение количества слогов в словах

Буквоежка:

По дороге к вам пробегала я мимо стройки. Строители построили дом, в нем много этажей, как можно назвать, какой это дом (многоэтажный). Но жителей в этом доме еще нет, он стоит пустой и когда я громко крикнула, то в ответ услышала... (эхо).

Логопед:

Давайте, ребята заселим этот дом, чтоб в нем не было пусто и грустно. На первый этаж поселим жителей, в названии которых 1 слог, на второй этаж – жителей с 2 слогами в названии, на третьем - с 3 слогами, на четвертом – с 4 слогами.

Дети подбирают картинки и расставляют по окошечкам дома.

Буквоежка:

Ну, вот. Заселили весь дом. Сейчас хоть кричи, хоть не кричи, а эхо уже не услышишь.

Логопед:

Не расстраивайся, Буквоежка. Эхо можно услышать в горах.

Буквоежка:

А какой первый звук в слове ЭХО? (Э). Вы увидите в горах этот звук? (Нет).

Логопед:

Звук мы не сможем увидеть, а что мы увидим, ребята? (букву). Ты, Буквоежка не хитри, а лучше верни нам букву Э.

Буквоежка возвращает последнюю букву.

Логопед:

Ребята, посмотрите внимательно на буквы. Вам не кажется, что буквы у Буквоежки какие-то не такие, больные? Давайте покажем Буквоежке, какими должны быть буквы и выложим их из палочек, камешков и круп. А ты, Буквоежка, посмотри, кто у нас ловчее: девочки или мальчики.

Дети делятся на две команды: мальчики и девочки, и выкладывают буквы из предложенного материала.

Буквоежка:

Какие молодцы и девчонки и мальчишки, ловкими пальчиками выложили все буквы правильно. А какие звуки обозначают этими буквами (гласные). Вы отлично справились с моими заданиями, и я хочу подарить вам подарок, чтобы вы и дальше тренировали свою память и пальчики и писали красиво все буквы, с которыми вы уже познакомились и с какими вам еще предстоит познакомиться.

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе "Грамоте учиться всегда пригодится"

Программные задачи: Учить детей интонационному выделению звука "Ж" в словах. Продолжать знакомить детей с термином "звук". Закреплять знание детей о протяженности слов и делении их на части. Развивать речевое внимание, фонематический слух. Воспитывать умение внимательно слушать ответы детей, отвечать на вопросы по просьбе воспитателя.

Материал: "фланелеграф; 7-9 предметных картинок, среди которых 5-6 со звуком "Ж" (жук, жираф, мороженое, ножик, жёлудь) , жук-игрушка.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: "Ребята, вы ничего не слышите?" (слышно тихое жужжание) Ответы детей.

Воспитатель: «Верно, кто - то жужжит. Посмотрите, к нам прилетел жук, послушайте, как он жужжит «ж-ж-ж» . Пожужжите как жук. Давайте с ним поиграем».

Игра "Жуки".

Дети имитируют рукой полёт жука, сопровождая его жужжанием.

Воспитатель: "Жуки устали и сели отдохнуть на листочек (ладошку) .

Отдохнули и полетели в лес. (Звук "Ж" произносится сначала громко, потом всё тише и тише) "

Воспитатель: "Жук улетел, но оставили нам свою песенку.

Ответы детей.

Воспитатель: " Послушайте, как я произнесу слово "жуки" - "жжжуки". Катя, произнеси слово "жуки" и выдели звук "ж" голосом.

Ответы детей.

Воспитатель: "Ой, смотрите жук нам, что-то принёс. Какие-то картинки. Давайте их посмотрим и найдём слова со звуком "ж".

Дети поочерёдно находят картинки со звуком "ж", называют слова и интонационно выделяют в них звук "ж".

Воспитатель: "Что нарисовано на этой картинке?"

Ответы детей.

Воспитатель: "Дети, почему Ваня назвал слово "мороженое"?"

Ответы детей.

Воспитатель: " Назовите все слова со звуком "ж".

Ответы детей.

Воспитатель: "Ребята, давайте поиграем. Сейчас вы все превратитесь в жуков. Раз, два, три, четыре, пять будут все жуки летать"

Физкультминутка

Жуки летают и жужжат:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Надоело нам летать (останавливаются) .
Надоело нам жужжать (садятся) .

Под ромашкой посидим,
На ромашку поглядим. (Повторить 2 раза) .

Игра на внимание «Доскажи словечко»

Воспитатель: «Послушайте стихи и назовите последнее слово, которого недостаёт» .

Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало … (жарко) .
А рядом бегемотики
Схватились за … (животики) .

А слониха, вся дрожа,
Так и села на … (ежа) .
Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъёмный,

Только этот кран живой,
С настоящей головой.
Тот из вас будет прав,
Кто ответит всем … (жираф) .

Воспитатель: «Какой звук повторяется во всех словах?»

Ответы детей

Воспитатель: "Ребята, мы с вами уже учились измерять слова. Какие бывают слова по протяженности?"

Ответы детей.

Воспитатель: "Верно, слова бывают длинные и короткие. Чем можно измерить слова?" (хлопками и шагами) .

Ответы детей.

Воспитатель: "Сейчас мы с вами поиграем в игру "Телеграф". На телеграфе отправляют телеграммы. Давайте попробуем "передать по телеграфу" слова, отхлопывая их".

Игра «Телеграф» .

Дети измеряют короткие и длинные слова хлопками, шагами: шар, машина, кукла, жук, мяч, молоко, самолёт, жираф.

Воспитатель: "Молодцы, ребята, все слова передали правильно. Скажите, что вам больше всего понравилось на нашем занятии? В какую игру вы хотели бы ёще поиграть?»

Ответы детей.

Е. Андросова

воспитатель детского сада №100 «Кораблик»

МА ДОУ №8 «Детский сад «Полянка» п.г.т. Яшкино Кемеровской области

Конспект занятия

по обучению грамоте в средней группе

«Красный цвет – гласный звук»

Составила: воспитатель 1 квалификационной категории Филина С.А.

2017г.

Тема: «Красный цвет – гласный звук.

Познавательные цели:

Формирование знаний о гласных звуках. Обучение выделению гласных звуков из ряда звуков. Закрепление образования уменьшительно – ласкательных форм существительных.

Физическое развитие:

Социально – коммуникативные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: предметные картинки со звуками А, О, У, Ю, Ы, И,Э.

Ход занятия.

Организованный момент.

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Дети, давайте повяжем друг другу красные ленточки и удивимся: «Как красиво».

Мы умеем удивляться! (дети удивленно поднимают бровки)

Сегодня нас ждет, что то очень интересное. Давайте покажем, как мы этому рады и улыбнемся (Дети улыбаются)

К сожалению, за окном тоскливая и пасмурная погода, которая нас расстраивает (дети хмурят бровки).

Давайте повторим:

Мы умеем удивляться,

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем хмуриться!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в Страну Гласных звуков. Мы подготовились и повязали друг другу красные ленты. А почему мы выбрали красный цвет?

Дети: Потому что мы отправляемся в Страну Гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.

Девочка завозит коляску с куклой.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь плачет чья-то куколка. Какую песенку нужно ей спеть, чтобы она перестала плакать, какой гласный звук нам поможет?

Дети: гласный звук А.

Воспитатель предлагает успокоить куклу нескольким детям, пропев звук А.

Воспитатель: В коляске кукла Оля, а плачет она потому, что у неё болят зубки.

(Из-за ширмы доносится О-О-О). Ребята, как кукла плачет?

Дети: О-О-О.

Воспитатель: Обнимем свои щечки теплыми ручками, споем зубкам песенку, чтобы наши зубки никогда не болели.

Дети произносят: О-О-О.

Воспитатель: Звук О гласный. Зубки у нашей куклы перестали болеть, пусть она поспит, а мы продолжим наше путешествие.

Посмотрите, к нам подъезжает паровоз. Послушайте, как он гудит.

(Из-за ширмы У-У-У) Повторите.

Дети: У-У-У.

Воспитатель: Давайте громко погудим, а затем тихо. Кто же к нам приехал на паровозике?

Дети: Лошадка.

Воспитатель: Лошадка озорная, лошадка весёлая. Лошадка поет: И-И-И.

Споем песенку лошадки.

Дети: И-И-И.

Воспитатель: На лошадке можно весело скакать и кричать Эй. Первый звук Э.

Давайте пропоем Э-Э-Э.

Воспитатель: На пути нам встретился медведь.

Медведь у пчел отведал мед.

Мишка жалобно ревёт:

Ы-Ы-Ы – покусали меня пчёлы!

Какой звук нужен медведю, чтобы реветь?

Дети: Звук Ы-Ы-Ы.

Воспитатель: Давайте покажем, как медведь ходит и ревет.

(Дети изображают медведя и проговаривают звук Ы-Ы-Ы.)

Воспитатель: Какие звуки мы узнали в Волшебной стране звуков?

Дети: гласные звуки А,О,И,У,Э,Ы.

Воспитатель: Лиза знает стихотворение про гласный звук.

Лиза:

Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу и звать и аукать,

Но не желают свистеть и рычать.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся со звуковыми символами гласных звуков, Звуковой символ – это графическое изображение звука, показывающее, как нужно открывать ротик и положение язычка. (Рассказ воспитателя о символах)

Физминутка:

Мы ногами топ-топ- топ.

Мы руками хлоп-хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг-миг,

Мы плечами чик-чик-чик.

Раз-сюда, два –туда.

Повернись вокруг себя.

Раз -= присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

А теперь попробуйте выбрать символ звука, с которого начинается ваше слово. Дети выбрали символ звука, подходящего к слову из конверта.

Игра «Угадай картинку».

Воспитатель: Ребята, это волшебная полянка, На ней «заколдованные картинки». Давайте попробуем их «расколдовать».

Вышли на полянку.

Сели все в кружок.

Угадай картинку

Милый мой дружок!

(Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками.)

Воспитатель: Поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку, название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щечки). Молодцы! Справились с заданием. А теперь выберете символ звука, подходящего к вашей картинке.

Игра «Назови ласково»

Отгадайте загадку:

Стукнешь о стенку,

А я отскачу.

Бросишь о землю,

Ая подскачу.

Я из ладоней в ладони лечу,

Смирно лежать ну совсем не хочу!

Дети: Мяч.

Воспитатель: Мяч умеет превращать любые слова в ласковые. Поиграем с ними? Я буду называть вам слово, а вы называть это слово ласково, например: солнце – солнышко.

(Облако, ветер, дерево, трава, цветок и т.д.)

Итог занятия.

Воспитатель: С какими звуками мы с вами познакомились? Как произносятся гласные звуки? Что понравилось на занятии? Дайте оценку занятия смайликами.




gastroguru © 2017