Дыхательные упражнения для детей с лор-заболеваниями. Значение дыхательной гимнастики стрельниковой для детей дошкольного возраста

Уникальный оздоровительный метод - дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста - это эффективная техника избавления от различных недугов. «Зарядку» получится совмещать с прогулками, ведь ее главный принцип - совершать вдохи, будучи в движении. Это верный шаг малышей к профилактике заболеваний нервной и дыхательной системы, а также важный процесс в формировании правильной артикуляции.

Польза

Автором одной из самых популярных дыхательных гимнастик стала Александра Николаевна Стрельникова, педагог и вокалист. Еще в молодости у нее обнаружили проблемы с сердцем. Она часто страдала от приступов удушья до тех пор, пока вовсе не потеряла голос. Вместе со своей матерью Стрельникова разработала собственную систему дыхания, задачей которой является:

  • создание оптимальных условий для поступления кислорода в клетки и ткани;
  • развитие дыхательных мышц;
  • коррекция различных патологий и лечение речевых расстройств;
  • укрепление голосовых связок и иммунитета ребенка в целом;
  • увеличение выносливости;
  • ускорение обменных процессов в организме.

Научите детей правильно дышать - и они станут более энергичными и здоровыми, будут реже болеть простудными или вирусными заболеваниями. При выполнении полезных упражнений с раннего возраста у детей:

  • формируются навыки управления телом и эмоциями;
  • улучшает работа ЖКТ, нервной, дыхательной системы, сердца и сосудов;
  • уменьшается частотность простудных заболеваний;
  • снижается риск возникновения инфекционных поражений легких и астмы;
  • лечится заикание, сутулость, остеохондроз;
  • закрывается вопрос с недержанием мочи во время сна.

Другие похожие методики, вроде Цигун или даосской дыхательной системы, не подойдут для детей. Некоторые из них требуют колоссальных затрат энергии, вплоть до перестраивания образа жизни. Можно потратить годы усердных тренировок, чтобы добиться желаемого результата, в то время как метод Стрельниковой действует быстрее и эффективнее.


Делать забавные упражнения по авторской программе Александры Николаевны можно и в одиночку, и в группе. Для дошкольников их часто преподносят в виде игры, увлекательной зарядки. Вам не потребуется какой-либо спортивный инвентарь или большой зал для тренировки.

Изначально, дыхательные упражнения разрабатывались для возобновления певческого голоса. Со временем пациенты заметили, что улучшилось не только состояние связок, но и здоровье в целом.

  • хронический гайморит, ринит, бронхит;
  • астма и туберкулез (кроме открытой формы);
  • заикание и другие расстройства речевого аппарата;
  • отек легких;
  • пневмония;
  • аритмия;
  • диабет;
  • эпилепсия.

Дети с ослабленным иммунитетом уже через неделю ощутят положительный результат от тренировки.

Важно! Опасно совершать дыхательную гимнастику дошкольникам при глаукоме, сильной близорукости и стойкой гипертонии.

Основные правила

Механизм действия тренировок основан на вдохах с различной интенсивностью и частотой. Важно активно задействовать свою диафрагму во время занятий. Соблюдайте 4 правила:

  1. Разминка, как игра. По мнению Стрельниковой растянуто вдыхать воздух легкими - бесполезное действие для речевого аппарата. Вдох делается внезапным, сильным, эмоциональным. Пусть ребенок не боится странного звука, издаваемого при активном и энергичном дыхании. Для этого предложите ему выдумать, что он находится в лесу при пожаре, что кругом дым и гарь. А еще он должен принюхиваться к запахам, будто собака, напавшая на след. Для активного вдоха поможет полная концентрация и искусственно вызванное чувство тревоги.
  2. Регулярность. Занятия ни в коем случае нельзя выполнять мимоходом. Это должна быть полноценная оздоровительная зарядка для легких. В случае, если ребенку нездоровится, упражнения все равно не стоит прекращать. Как раз в этот период они наиболее эффективны. Однако перерывы между подходами должны быть значительно дольше.
  3. Воздушный шар. Еще одно правило Стрельниковой гласит, что во время гимнастики, дышать важно по принципу «безучастный выдох – активный вдох». Ребенок воображает, что надувает воздушный шарик. Каждый вдох нужно совершать на счет 2, 4, 8, 16 и т.д. Придерживайтесь темпа до 8 вдохов в минуту с паузами по 5 секунд. Такая схема позволит воздуху выходить произвольно.
  4. Секрет - в движении. Упражняться детям рекомендовано во время движения. Выдох должен получаться произвольным, а вдох - контролируемым. Предложите малышам подышать по данной методике во время бега трусцой, прыжка, ходьбы или зарядки. Когда делается вдох, грудная клетка должна быть максимально сжата. При этом рот лучше немного приоткрыть для произвольных выдохов. Многие упражнения можно выполнять стоя, лежа или сидя.

Совет! Гимнастику Стрельниковой довольно часто сочетают с оздоровительным бегом, занятиями лыжным спортом, плаванием и т. д.

Александра Николаевна была убеждена, что ее авторская подборка упражнений - это верный путь к здоровому сну. Их необходимо выполнять как утром, в течение дня, так и за час перед сном.

В качестве лечения или профилактики детям дошкольного возраста необходимо тратить около 40-50 минут ежедневно, чтобы в скором времени побороть различные недуги: от заикания до устранения хронических заболеваний дыхательных путей.


Упражнения гимнастики

Курс дыхательной гимнастики для детей по Стрельниковой состоит из нескольких упражнений, перечисленных ниже.

«Ладошки»


В положении стоя необходимо согнуть руки так, чтобы локти смотрели в пол. Ладошки нужно развернуть от себя. Активный вдох делается носом, как только сжимаются кулачки. Затем следует произвольный плавный выдох вместе с медленным разжиманием ладоней.

Для предотвращения сбоев в ритме дыхания выполнять упражнение необходимо под счет. Серия будет состоять из 16 подходов с паузами до 5 секунд. Такая тренировка эффективна при:

  • увеличенных аденоидах;
  • заболевании щитовидной железы;
  • гипертония;
  • головных болях.

«Накачка» или «Насос»


Исходное положение - ноги на ширине плеч. Ребенок должен немного сутулиться, а его руки свободно быть вытянуты вдоль туловища. Голову также стоит немного опустить вниз. Упражнения начинаются с поклонов. Ребенок должен представить, что он как-будто поднимает с пола пакет, резиновый мячик или бумажку.

При каждом наклоне важно шумно и резко вдохнуть. Выдох происходит, когда корпус тела будет подниматься. Наиболее эффективна такая тренировка окажется для детей, страдающих бронхиальной астмой и другими заболеваниями органов дыхания. Серия упражнений состоит из 48 «накачек». После каждых четырех вдохов и выдохов обязательны 10-секундные паузы.

«Погончики»


Стоя, нужно расслабить плечи, а локти слегка согнуть. Кулачки располагаются на уровне живота. Они разжимаются каждый раз, а руки выпрямляются, когда ребенок будет наклоняться к полу. На выдохе нужно вернуться в первоначальное положение. Важно напрячь мышцы рук и плеч во время такой тренировки, которая состоит из 12 подходов. Ребенок совершает порядка 8 вдохов и выдохов с 5-секундными паузами.

Эффективной такая зарядка окажется при сколиозе, остеохондрозе и эпилепсии.

Важно! Всем без исключения потребуется консультация врача перед началом занятий, ведь гимнастика считается нетрадиционным методом лечения.

«Объятия»


В положение стоя ребенок сгибает руки на уровне плеч. Как только совершается резкий вдох, необходимо крепко обнять себя. При этом левую руку спрячьте под правой подмышкой, а правую положите на противоположное плечо. Выдох делается медленно, а руки возвращаются в исходное положение.

Выполняя «Объятия» в 32 подхода, детям нужно чередовать дыхание: 16 раз вдыхать-выдыхать через нос и столько же через рот. Эффективной такая тренировка станет для всех, кого мучает бронхит, астма.

«Кошечка»


Это любимейшая тренировка для детей, которая напоминает забавные танцы. Ребенок ставит ноги на ширине плеч, выпрямляет спину и опускает руки вдоль туловища. Он будет совершать активные вдохи с не глубокими приседаниями. В то же время нужно поворачивать корпус тела в сторону, а руки согнуть в локтях, имитируя позу кошечки. Каждый выдох - это возвращение в начальную позицию. Подобное упражнение облегчит состояние пациента во время лечения ринита, увеличенных аденоидов, заболеваний сосудов.

Движения головой

Данный подход состоит из нескольких упражнений:

  • повороты головой во время шагания (на каждый поворот влево необходимо совершать резкий вдох, вправо - выдох);
  • наклоны головой в стороны (на вдохе кладем голову на левое плечо, на выдохе - на правое);
  • «малый маятник» с наклонами головы (на вдохе опускаем голову вниз на грудь, на выдохе - запрокидываем назад).

Вы можете посмотреть, как на практике соблюдаются правила дыхательных упражнений Стрельниковой в следующем видео:

Практика гимнастики Стрельниковой показывает, что дети также смогут избавиться от панического состояния, чувства необъяснимого страха. Один час в день такой тренировки с малышами - гарантия их отличного настроения и правильного физического, а также психоэмоционального развития.

Родителям рекомендуют обучать ребенка правильному дыханию еще с самого рождения. Таким образом, у малышей укрепляется иммунитет, увеличивается выносливость организма, и они реже болеют простудными или вирусными болезнями.

Дыхательная гимнастика для детей разрабатывается специалистами, хорошо знающими, насколько сильно можно напрягать еще развивающийся организм ребенка. Полезные упражнения можно выполнять утром или прогуливаясь на свежем воздухе. Нередко методики лечебной зарядки используют в детском саду. Сначала упражнения могут даваться с трудом, но со временем ребятишки будут с удовольствием выполнять зарядку вместе с другими детками и воспитателем.

Почему важно проводить с детьми дыхательную гимнастику?

С помощью правильного дыхания в организме ребенка происходит насыщение кислородом. Каждая клетка получает достаточное количество полезных микроэлементов, поэтому детки остаются здоровыми и энергичными. Кроме того, выполняя полезные упражнения, малыши с маленького возраста учатся управлять своим телом, эмоциями.

Слаженное дыхание стимулирует функции всех систем: нервной, сердечно-сосудистой, ЖКТ. За счет медленного выдоха ребенок учиться расслабляться. Даже если у него отмечается раздражительность, нервозность, то такие упражнения помогают справляться с негативными эмоциями, повышенным волнением.

Дыхательная гимнастика для детей станет неотъемлемой частью физических упражнений при регулярных простудных болезнях, бронхиальной астме, инфекционных поражениях легких и др. Ее применяют как дополнительное терапевтическое действие при лечении медикаментами.

Техника дыхательной гимнастики

Перед тем, как приступать к гимнастике, родители или воспитатели должны помнить важные условия:

  1. Не допускать симптомов гипервентиляции у ребенка

При резком дыхании у деток может участиться сердцебиение, покраснеет лицо, начнет покалывать в конечностях. Такие признаки говорят о гипервентиляции легких. Когда у малыша закружиться голова, взрослый человек должен помочь ему снять неприятные симптомы. Для этого ручки ребенка складывают ковшиком, после чего он должен глубоко подышать в ладошки 2-3 раза, плотно прижав их к личику. Затем гимнастику продолжают в обычном темпе.

  1. Вдохи нужно делать только носиком, а не ртом.
  2. Во время дыхания плечики не поднимают, а держат на одном уровне.
  3. Выдохи всегда должны быть медленными, плавными.
  4. При дыхании взрослые следят за тем, чтобы щечки ребенка не надувались. Если малыш все-таки не может научиться дышать как надо, то первое время он может держивать лицо ручками.

Придерживаясь техники упражнений, дети будут выполнять зарядку правильно и эффективно.

Гимнастика для детей дошкольного возраста

Для того чтобы ребенок не стеснялся делать упражнения в детском саду вместе с другими детками, воспитатели могут использовать игрушки. Они помогут малышам переключить внимание на маленьких «друзей» и раскрепоститься, расслабиться, принимать зарядку как игру.

Вот несколько упражнений для деток дошкольного возраста:

  • Бегемотик

Ребенок ложиться на спину, а на животик кладет любимую игрушку. Глубоко вдыхать и плавно выдыхать нужно через нос. Детям будет интересно наблюдать, как их любимец поднимается и опускается на животике, будто качается на качелях или восседает на бегемоте, который толстеет, а потом худеет.

  • Шарик

Это упражнение может сделать ребенок в 3 года или старше. Он садиться на стул или стоит. Затем ему нужно представить, что у него в ручках шарик. При вдохе он расширяется и, соответственно, ручки разводятся по сторонам. А при выдохе сжимается, поэтому ладошки соединяются вместе. Выдох сопровождается звуками «ффф», имитирующими спускающийся шар.

В этом упражнении можно добавить хлопанье ладошами, когда сильно надутый пузырь лопается. Потом ребенок опускает ручки и приседает так, как треснувший шарик испускает воздух.

  • Ворона

Данный тип гимнастики выполняется стоя. Ребенок расставляет ноги на ширине плеч. При вдохе ручки поднимаются как крылья летящей вороны. На выдохе он опускает их и медленно, растянуто говорит «карр».

  • Жук

Малыш выпрямляется, скрестив ручки на груди. Потом на вдохе он расставляет ручки по сторонам и поднимает голову. При выдохе снова становится в исходную позу и повторяет «Жууу-жууу»

  • Бросание мячика

Деткам в 3-4 года будет интересно делать упражнение с мячом. Итак, малыши стоят, подняв вверх ручки с мячиком. Они должны бросить его от уровня грудной клетки. При выдохе говорят «ухххх». Такое упражнение повторяют шесть раз. Обычно оно переходит в веселую игру с родителями или нянечкой.

Дыхательная гимнастика для ребенка в 3 года

После трехлетнего возраста малышам можно усложнять зарядку, добавляя задержку дыхания и больше движений. Так деткам в 3 года рекомендовано делать следующие упражнения:

  • Дерево

Малыш садиться на пол и скрещивает ножки, удерживая спинку прямой. Поднимая ручки вверх, он делает вдох, а опуская ладошки на пол — выдыхает. При этом, он должен согнуть спину, имитируя сгибающееся от сильного ветра дерево.

  • Ножницы

Ребенок в 3-4 года садиться так же, как в первом упражнении. Но ручки теперь вытягивает перед собой ладошками вниз. Вдыхая, он поднимает одну руку вверх, а другую опускает вниз. При выдохе положение ручек меняется.

  • Хомяк

У тех детей, которые любят домашних животных, это упражнение вызовет положительные эмоции. Ребенок должен надуть щеки, будто он набрал в рот много еды. Так пройтись 10 шагов и хлопнуть ладошками по щекам, выпуская воздух. Продолжая дышать носиком, он может пройти еще некоторое расстояние.

  • Поиски жемчужины

Это упражнение требует научиться задерживать дыхание. Малыш сумеет найти драгоценную жемчужину, только после ныряния на глубину условного океана. А для того чтобы не набрать в рот воды, он должен сделать вдох и не выдыхать столько, сколько сможет. Если малыши не умеют контролировать выдох, то на время могут закрыть носик пальцами.

Существует также дыхательная гимнастика для детей в стихах. Она помогает одновременно научить ребенка технично выполнять упражнения и выучить интересное стихотворение. Вот одно из них:

Зашипела грустно шина

И стоит теперь машина.

Ребенок должен надуть животик плавным вдохом носиком. Поочередно к выпяченному животу подтягивают коленки и выдыхают ртом. При этом необходимо сказать «шшшш», имитируя спускающееся колесо. Животик ребенка на конце выдоха должен втянуться.

Дыхательная гимнастика для детей в стихах понравится самым маленьким и малышам в 5-6 лет. Картотека стихотворений с упражнениями есть у воспитателей детских садов. Там всегда можно выбрать самые интересные и забавные произведения.

Гимнастика для детей с 5 лет

Малышам дошкольного возраста можно делать дыхательные упражнения, которые помогут им научиться владеть своим организмом. Ребенок с 5 лет способен прислушиваться к своему дыханию, расслаблять мышцы. Картотека детских садов содержит следующие упражнения, которые можно применять в тренировке малыша с 5-6 лет и старше.

  1. Слушаем дыхание

Это упражнение поможет ребенку определить глубину вдоха/выдоха, частоту, внутреннее состояние организма. Он может находиться в любом положении, но главное, чтобы мышцы тела были полностью расслаблены.

В процессе дыхания детки должны определять такие состояния:

  • Как проходит воздух по дыхательным путям, откуда он выходит?
  • Что движется при дыхании?
  • Насколько глубокий вдох и выдох?
  • Как часто происходит дыхание?
  • Насколько громкие звуки издаются?

После этого можно переходить к спокойным дыхательным упражнениям. Эта гимнастика поможет ребенку восстановить эмоциональный баланс после тревоги, волнения, стресса.

Итак, после сильной физической или нервной нагрузки дети должны принять любое расслабленное положение и закрыть глазки. Затем следует глубоко и медленно вдохнуть носом. Когда легкие расширяться до упора, делают паузу на время, которое позволяет организм. Потом плавно выдыхают носом. Упражнение повторяют до 10 раз. Дыхание должно быть бесшумным и очень легким.

А для укрепления организма, в частности верхних дыхательных путей, рекомендовано делать следующее упражнение:

  • Дышим ноздрей

Ребенок стоит ровно, расслаблено. Закрывает одну ноздрю пальцем и медленно вдыхает открытым носовым ходом. Затем выдох делают через ноздрю, которая только что была закрытой. Второй носовой канал в это время перекрывают пальцем. Выдох должен быть медленным, но до упора. Животик втягивается настолько, что в нем образуется впадина. Упражнение повторяют 6 раз.

  • Губки трубой

Выдох производят носом так, чтобы животик был полностью втянутым. Губки складывают трубой и резко вдыхают воздух, наполняя легкие до упора. После этого сглатывают, делают паузу на 2 секунды. Поднимают голову вверх и плавно выдыхают носом. Повторяют до 6 раз.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Этот способ закалки детского организма не простой, но подходит для малышей, которым можно объяснить, как правильно делать упражнения. Методика Стрельниковой производится таким образом, что дыхание выполняется вместе с гимнастикой. То есть, при каждом вдохе совершается одно из движений.

Гимнастика требует резкого и шумного вдоха, а не медленного и плавного. Дыхание производится носом, в то время как губы должны быть плотно сжаты. А вот выдох может быть спокойным, расслабляющим.

В процессе выполнения зарядки Стрельниковой воздух наполняет организм ребенка кислородом, улучшая кровообращение и усиливая приток крови к каждой клеточке тела. Таким образом, в организм поступает достаточное количество полезных элементов.

Точные упражнение содержит картотека гимнастики. Воспитатели или родители должны точно знать, как научить деток делать зарядку, чтобы у малышей не появлялись дискомфортные ощущения. Если дыхательные упражнения используются в качестве профилактики, то проводить их можно только раз в день. Ну а для терапии ЛОР-болезней необходимо повторять процедуру дважды.

Гимнастика тонизирует детей, бодрит, снимает усталость, апатию, заставляет стать активными и не сонливыми. Особенно это подойдет малышам, которым трудно просыпаться по утрам. Дыхательную зарядку Стрельниковой рекомендуют делать для профилактики ОРВИ, ЛОР-болезней и др. Ребенок становится гибким, пластичным, выравнивает походку и не сутулится.

Заболевания дыхательной системы у детей относятся к достаточно распространенным патологиям. Лечение лекарственными препаратами не всегда оправдано, кроме того, медицинские средства оказывают много побочных действий. В такой ситуации помочь малышу и его родителям могут дыхательные упражнения для детей.

Польза дыхательных упражнений для детей

Хотя дыхательная гимнастика для детей состоит из простых упражнений, многие семьи ощутили ее благотворное влияние на здоровье ребенка. Это связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание для детей кровь активно насыщается кислородом. В результате улучшается работа сердечно-сосудистой системы, головного мозга, легких, нервной системы, органов пищеварения.

Выполнение упражнений для дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему малыша. Особенно эффективно зарекомендовали себя дыхательные упражнения у деток, которые страдают бронхиальной астмой, бронхитами, частыми простудными заболеваниями. Дыхательную гимнастику часто назначают врачи в дополнение к лекарственному и физиотерапевтическому лечению болезней дыхательной системы. Ее применение значительно облегчает течение болезни, уменьшает риск развития осложнений.

Противопоказания

Противопоказаний к занятиям упражнениями на дыхание для детей немного, но все же они существуют. Такую гимнастику не рекомендуется делать тем деткам, которые имеют выраженный остеохондроз позвоночника в шейно-грудном отделе, травмы позвоночника или головного мозга, высокое артериальное, глазное или внутричерепное давление, частые кровотечения. Лучше всего проконсультироваться с врачом, какие именно дыхательные упражнения для детей подойдут ребенку.

Как правильно проводить дыхательную гимнастику

С помощью дыхательной гимнастики ребенка учат дышать правильно – при вдохе максимально наполнять воздухом легкие, расширяя грудную клетку, а на выдохе легкие освобождать от остаточного воздуха, буквально выталкивая его сжиманием легких. Ведь в случае, когда ребенок не делает полноценного выдоха, в легких остается немного отработанного воздуха. Этот воздух препятствует поступлению свежего воздуха в необходимом количестве.

Специалисты рекомендуют делать упражнения для дыхательной гимнастики для детей по 10-15 минут два раза в день. После последнего приема пищи должно пройти не менее часа. Можно выполнять дыхательную гимнастику в начале комплекса физических упражнений, утренней зарядки. А можно заниматься дыханием отдельно.

Очень важно заинтересовать ребенка, так как в начале дыхательные упражнения могут ему показаться скучными и сложными. Можно давать веселые или смешные названия упражнениям, проводить занятия в игровой форме, использовать при выполнении упражнений любимые игрушки.

В теплое время года дыхательные упражнения для детей лучше всего проводить на свежем воздухе. В холодный период перед началом занятий следует проветрить комнату.

Важно во время выполнения дыхательной гимнастики следить за малышом, чтобы не пропустить симптомы гипервентиляции легких, такие как изменение цвета лица, учащенное дыхание, чувство покалывания в конечностях, дрожание кистей рук. При появлении таких признаков, занятие необходимо прекратить.

В случае если у ребенка начинает кружиться голова во время выполнения упражнений, делают следующее: ладошки складывают «ковшиком» вместе, подносят их к лицу и малыш глубоко в них дышит несколько раз. Затем можно продолжать дыхательную гимнастику.

Правила дыхательной гимнастики

При занятиях дыхательной гимнастикой следует выполнять определенные правила:

  • при вдохе плечи не должны подниматься;
  • вдох делают через нос;
  • щеки не должны надуваться, на первых занятиях их можно придерживать руками;
  • выдох должен быть плавным и длительным.

Комплекс дыхательных упражнений для детей от 2 до 4 лет

«Воздушный шарик ». Ребенок ложится на спину, руки на животе. На вдохе медленно надувает животик-шарик, на выдохе – животик-шарик медленно сдувает.

«Волна ». Малыш ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе. Вдох – руки поднимаются вверх и назад, касаются пола. Выдох – руки возвращаются в начальное положение, при этом ребенок произносит: «Вни-и-и-з».

«Часики ». Малыш стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Изображая часы, ребенок размахивает прямыми руками назад и вперед, говоря: «Тик-так».

«Водолаз ». Ребенок должен представить, что он спускается под воду на море. Делается глубокий вдох, дыхание задерживается так долго, насколько это возможно.

«Паровозик ». Ребенок изображает паровоз. Для этого, он идет, делая попеременные движения руками, при этом приговаривая: «Чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «Ту-ту-тууу».

«Вырасту большим ». Малыш стоит прямо, соединив ноги вместе. Руки поднимаются в стороны и вверх. Вдох – подняться на носочки, хорошо потянуться. Выдох – руки вниз, опускается на ступню, при этом произносит: «У-х-х-х».

Данные упражнения нужно выполнять по 4-6 раз каждое. Если ребенок устал, делается небольшой перерыв.

Комплекс дыхательных упражнений для детей от 5 до 7 лет

К упражнениям, которые приведены выше, можно добавить следующие.

4.56 из 5 (9 Голосов)

✅ КОМПЛЕКСЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному дыханию. Недаром, элементы дыхательной гимнастики обязательно включают в комплекс упражнений на занятиях физкультурой.

✨ Подготовительное упражнение
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа.
Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание насколько возможно. Выполняем 5-10 раз.

✨ Упражнение «Воздушный шарик»
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа, положив руки на нижнюю часть ребер.
Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох - ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. Упражнение выполняем 6-10 раз.

✨ Упражнение «Окно и дверь»
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» - левая ноздря, а «дверь» - правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.

✨ Упражнение «Часы»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч.
Выполнение. Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз.

✨ Упражнение «Веселый петушок»
Исходное положение. Стоя прямо, руки опущены вдоль тела.
Выполнение. Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам. На выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз.

✨ Упражнение «Обдуваем плечи»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо
Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз.

✨ Упражнение «Насос»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела
Выполнение. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону.

✨ Упражнение «Потягушечки»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх
Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз.

✨ Упражнение «Едет-едет паровоз»
Выполнение. Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Выполняем 20-30 сек.

✨ Упражнение «Горнист»
Исходное положение. Стоя или сидя, руки сложить около рта, изображая горн.
Выполнение. Делаем медленный выдох, громко произносим «П-ф-ф-ф». Выполняем 4-5 раз.

✨ Упражнение «Дерево на ветру»
Исходное положение. Сидя на коленях или на пятках.
Выполнение. Во время вдоха, руки поднимаем наверх, во время – выдоха, руки опускаем,туловище при этом немного наклоняется.

✨ Упражнение «Бегемотики»
Исходное положение. Лежа на спине, закрыв глаза, положив руки на живот.
Выполнение. Медленно и плавно вдыхаем, животик при вдохе надувается. После этого также медленно и плавно выдыхаем, чтобы животик втянулся.




















Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его; Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда; Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения; Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.


«Разминка» И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и. п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить раз.


«Наклоны» Частъ первая. И. п. - стоя, нога на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»). Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом - быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью - и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить раз. Часть вторая. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом - быстрый, активный, ясно слышимый (но не шумный). Вернуться в и. п. не полностью - и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, движения ритмичные, о выдохе не думать (не мешать и не помогать выдоху). Повторить раз.


«МАЯТНИК» И. п. - стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз, Покачиваться вперед- назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить раз.


«НАКЛОНЫ ВПЕРЕД » И. п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Спокойный вдох в и. п пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 - вернуться в и. п.


«НАКЛОНЫ В СТОРОНЫ» («Наклоны с зонтиком»). И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и. п тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой - «накрылись зонтиком» - выдох. 4 - вернуться в и. п.






«ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ» Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.




















«ПРЫЖКИ» Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые прыжков чередовать с ходьбой.














«ПЕТУШОК КРИЧИТ» Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у». Тихо- тихо всё кругом (сидеть на корточках), Все уснули крепким сном. Петушок один вскочил (встать руки поднять вверх), Всех ребяток разбудил (подняться на носки): «Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе).








«ЧАСИКИ» Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклониться вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку- вдох. Вернуться в исходное положение- полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону. Тик-так, тик-так, Ходят часики вот так: Наклон влево, наклон вправо, Наклон влево, наклон вправо.


«ВЕТЕР ДУЕТ» Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот. Я подую высоко- (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть), Я подую низко- (руки перед собой, присесть, и подуть), Я подую далеко- (руки перед собой, наклон вперед, подуть), Я подую близко- (руки положить на грудь и подуть на них).




«НАДУЙ ШАРИК» Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение). Вот мы шарик надуваем А рукою проверяем: Шарик лопнул- выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Стихотворный текст произносит педагог, а дети выполняют нужные действия.


«ВЬЮГА» Перед детьми- сюжетная картина «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у. По сигналу – «Сильная вьюга»дети громко произносят: У-У-У. По сигналу « Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движением руки: горизонтальное движение – дети говорят тихо, руки вверх – усиление голоса, руки вниз – уменьшение силы голоса.







gastroguru © 2017