Личностный аспект развития эмоционально волевой сферы дошкольника. «О чём грустят корабли»

Процесс личностного формирования ребенка связан с развитием у него способности к поведенческой саморегуляции, а также выполнения деятельности согласно нормам поведения в обществе, что сводится к проявлению и качеств.

Волевая сфера дошкольника

Среди психических функций воле отводят одно из важных мест. Ученые давно спорили и продолжают дискуссировать по поводу становления воли.

Произвольность и и деятельности личности остается до сих пор предметом частых дискуссий в ученых кругах, в том числе что касается личности ребенка. Одни ученые предлагают рассматривать волю как побуждающую личность к активности способность, определяет его поведение. Другие исследователи видят в воле тесную связь с разумом человека.

На самом деле воля представляет собой способность индивида действовать и поступать согласно поставленной им цели, преодолевать некоторые препятствия.

Разные поступки способны направить личность на изменение в них качеств, помогающие регулировать свое поведение. Благодаря воле психика человека непрерывно изменяется. Волевые качества и старания существуют в простой и сложной форме. Простые волевые действия способствуют направлению личности достигать намеченную цель без сомнений и размышлений. Человеку четко представляется, что именно он будет делать, и начинает действовать почти автоматически, непроизвольно.

Сложные волевые действия осуществляются в несколько этапов:
1. Индивид осознает цель, стремится к ее достижению
2. Человек обдумывает всевозможные пути для достижения данной цели
3. Далее появляется мотив к выполнению действия
4. Идет противовес — действовать или нет, как действовать
5. Человек решает выбрать одну из возможностей выполнения определенного действия
6. Происходит осуществление решения, которое в конце концов было принято
7. Преодоление различного рода препятствий и трудностей, пока цель не будет достигнута.

Когда ребенок осуществляет какую-либо деятельность, он также преодолевает различные трудности. Со временем ребенок приходит к целеустремленности, самостоятельности, дисциплинированности и другим волевым качествам.

Однако, иногда могут возникнуть ситуации, когда у ребенка усилия воли не проявляются из-за несформированности у него воли, волевой сферы. Поэтому необходимо своевременно воспитывать волю и волевые качества у ребенка.

Самым успешным и результативным периодом для этого называют дошкольный возраст, когда несмышленыш уже пытается освободиться из-под опеки взрослых, хочет выполнять что-то самостоятельно, но не владеет еще необходимыми умениями и навыками. Если же навязывать ребенку свою волю, то можно вызвать со стороны ребенка проявление негативизма, бунт.

Формирование воли ведет к развитию у дошкольников произвольности, самосознания, мотивационной деятельности.

Произвольная регуляция как одно из волевых качеств помогает дошкольнику в старшем возрасте сосредотачиваться на конкретно поставленной цели, проявлять мотивацию к ее достижению. Чаще всего здесь мы наблюдаем у дошкольников игровую мотивацию.

Волевая сфера предусматривает становление навыков самостоятельности ребенка, критериями и показателями можно назвать умение ребенка старшего дошкольного возраста приступить, продолжить и закончить начатую деятельность в кругу сверстников. Он также умеет вступить в игру или другое занятие, действуя в коллективной деятельности, проявляя самостоятельность.

Когда ребенок самостоятелен, он в процессе взаимодействия с одногруппниками в детском саду проявляет личные навыки, показывает своими делами и действует по условиям окружающей ситуации.
Старший дошкольный возраст значится этапом, когда самостоятельность успешно приобретается ребенком в процессе формирования всей его личности.

Во взаимосвязи с остальными детьми самостоятельность ребенка старшего дошкольного возраста можно проследить, когда осуществляется общее дело, когда малыш вносит свои пожелания в общий замысел в детские мероприятия, коллективные творческие дела и т.п.

Волевые действия у дошкольников старшего возраста

У дошкольников старшего возраста осуществляется интенсивное развитие волевых качеств, служащих в качестве совокупности в направлениях интеллектуального, эмоционального и мотивационного компонентов.

Интеллектуальный компонент волевых качеств — это знания и представления дошкольника, эмоциональный компонент предусматривает формирование чувств, мотивационный компонент характеризуется сформированностью у дошкольников определенных мотивов.

Если дошкольник совершает усилие над собой и своими желаниями для преодоления определенных трудностей, когда он чего-то добивается, то у него формируется регуляция и саморегуляция деятельностной и поведенческой активности.

Волевая сфера у старших дошкольников развита слабо, их желания временами очень неустойчивы. Дети отвлекаются, меняют свои цели в любой деятельности. И чтобы достичь определенной цели, детям нужна поддержка со стороны взрослого. Это могут быть воспитатели, либо родители. Время от времени волевые действия стают более сложными, цели ставятся сложнее с каждым разом. Однако у дошкольника начинает появляться какое-то представление о тех результатах, которые может принести деятельность.

Качества воли у ребенка начинают проявляться, в том числе и в самостоятельной деятельности, отражающейся в его произвольных движениях. Дети уже приобретают умение самостоятельно ставить несложные цели своей деятельности, стремятся достичь эти цели. У 6-7-летнего ребенка уже проявляется стремление довести любое начатое дело вплоть до его окончания.

Дети старшего дошкольного возраста в эту пору умеют преодолевать трудности в начатой деятельности.

Так как в старшем дошкольном детстве ярко развиваются виды деятельности: игровая, трудовая, учебная и другие. Они дают старт для развития нравственно-волевых качеств дошкольников. Игра оказывает воздействие на проявление интереса к игровой деятельности. Трудовая деятельность способствует развитию различных умений, благодаря которым дети проявляют усилия, учатся преодолевать трудности и препятствия.

Однако волевые качества еще недостаточно развиты, и это показывает неустойчивость замыслов, легкая отвлекаемость или вообще отказ от достижения цели. Все это подтверждает несформированность волевых качеств у ребенка старшего дошкольного возраста, к которым можно отнести следующие: настойчивость, выдержка, решительность, стремление к достижению цели. Именно поэтому воспитатели в ДОУ обращают большое внимание на формирование у ребенка старшего дошкольного возраста устойчивости внимания, со­средоточенности, целенаправленности и т. д.

При этом используются различные подходы: увлеченность игрой, проявление заинтересованности разнообразными занятиями, что очень помогает детям выбрать цель, учитывая свои возможности.

Педагоги поддерживают стремление детей достичь результата. Такой подход позволяет педагогу фор­мировать у детей устойчивость замысла. Воспитатель на занятиях и вне их разъясняет дошкольникам, что необходимо проявлять волевые качества и усилия, чтобы чего-то добиться.

Волевая сфера: этапы становления

Ребенок в 5 лет уже поступает вполне обдуманно. В старшем дошкольном возрасте волевое развитие осуществляется очень ускоренно. Малыш, начиная какое-то дело, уже желает довести его до конца.

К 6 годам дошкольник вербально планирует свои действия, проявляет стремление выполнять правила в игре и в своем поведении. Он также предлагает другим детям делать то, что он хочет, или так, как он придумал или решил. Таким образом, он проявляет свои волевые усилия.

В 6 лет дети проявляют такие волевые качества, как самостоятельность, упорство. Но это все сопровождается эмоциями. Либо радостные эмоции, либо удивление или же огорчение, если что-то не получается по его замыслу.

Саморегуляция у детей в этом возрасте характеризуется посредством употребления слов, содержащих оттенок требования, желания или запрета. Так начинают развиваться волевые качества детей.

К сожалению, для детей — дошкольников характерно и негативное проявление силы воли. Это выражается в упрямстве, негативизме и капризах (своеволии). Ребенок стает упрямым, когда его в чем-то ограничивают, дают ему мало самостоятельности.

У семилетних детей оформляются все грани характера. Ребенок — старший дошкольник ставит цель, принимает собственное решение, намечает планы действия, исполняет свои планы, преодолевает трудности к достижению цели, оценивает результаты организованной деятельности.

Необходимость проявлять силу воли у ребенка видна в ситуациях, когда ему нужно остановиться на одном выборе между двумя или более решениями. Ребенок должен принять наиболее благоприятное решение. Ситуация выбора заканчивается, когда ребенок преодолел себя, проявил силу воли.

Педагогические условия формирования волевого поведения детей

Чтобы волевые качества и волевое поведение формировались более продуктивно, было бы правильно соблюдать следующие педагогические условия:

  • требования к ребенку следует усложнять постепенно, тогда это будет способствовать позитивным результатам в достижении цели ребенком;
  • малыша важно поощрять к стремлению и проявлению самостоятельности и инициативы при выполнении любого дела;
  • необходимо постепенно переходить от сложных учебных заданий к творческим упражнениям по желанию самого ребенка;
  • организовывать творческую работу на занятиях и в свободной деятельности.

Методы и способы формирования волевой сферы у дошкольников

Важнейшим из основных методов в процессе формирования и развития волевых качеств и поведения у детей является использование игры с включенными в нее правилами. Особенно эффективными считаются игры, в которых есть запреты, когда ребенку приходится приложить особые усилия для преодоления желания поступить иначе. При этом формируется волевое стремление и поведение детей.

В играх такого типа дети осознанно могут управлять своим поведением, собственными желаниями, делать по-своему. Тут ребенок учится контролировать себя, управляет своим восприятием, памятью и мышлением.

Качества воли в действии в дошкольном детстве изменяются постепенно. На момент окончания дошкольного возраста меняется целостная картина в поведении детей.

Считается, что для дошкольника свойственны появление и развитие волевых поступков, сфера непосредственного использования, значимость в поведении, хотя они продолжают оставаться довольно ограниченными.

Средства для становления волевого поведения дошкольника

Рассмотрим результативные средства в ходе становления и развития волевого поведения: дидактические игры, привлечение к труду, межличностное общение со сверстниками и взрослыми.

Дидактические игры помогают детям овладеть игровой деятельностью наряду с ее наглядно-содержательной направленностью, сформировать умения и способности поставить определенную цель, подобрать по вкусу игровую роль, правильно повести себя с товарищами по игре, согласовывая с ними свои действия, играя с действиями других ребят. Игры помогают выполнять игровые действия с товарищами. Это способствует развитию саморегуляции.

Когда дошкольник привлекается к трудовым обязанностям, выполняет трудовые поручения, то происходит мобилизация его волевых сил, формируется волевая сфера.

В процессе коммуникации у ребенка волевые качества формируются очень активно, ведь в это время ребенку свойственна произвольность поведения. Детская речь хорошо развивается в ходе ролевой игре, где особо четко видно, как повышается мотивированность и осознанность поведения малыша.

Особенно оптимально общение для воспитания волевой сферы в сюжетно-ролевой игре. По мнению Е.О. Смирновой, в ролевой игре у ребенка нет сформированного самоконтроля поведения. В игровой деятельности образ действий ребенка мотивируется поведением окружающих и их ролями, при этом поведение изменяется на неосознанным.
Вывод
Волевые действия в дошкольном возрасте уже хорошо обозначаются, но их применение в поведении ребенка остаются очень сильно ограниченными. Результаты многих исследований подтверждают, что только старший дошкольник готов к продолжительным волевым усилиям.

В период тщательной подготовки к учебе в школе у малыша должна быть сформирована волевая сфера, малыш должен иметь сформированность основных волевых качеств. И их возникновению и налаживанию у будущего первоклассника отводят главную роль в ДОУ. Ведь именно благодаря наличию волевых качеств у ребенка процесс его начального обучения будет менее стрессовым. Ребенок сможет с легкостью выполнять то, что ему скажет учитель. Сформированность волевой сферы поможет легко привыкнуть к школьному режиму, школьной программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Огнева О.А., воспитатель

МБДОУ ДС КВ №57

г.Челябинск

Особенности развития эмоционально – волевой сферы дошкольников

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Развитие эмоционально - волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. Развитие эмоционально - волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.

Развитие эмоционально - волевой сферы личности соответствует основным этапам её психического развития, начиная с раннего детства до подросткового периода. Для каждого этапа характерен определенный уровень нервно-психического реагирования индивидуума на различные воздействия социальной среды. В каждом из них проявляются эмоциональные, поведенческие, характерологические особенности, свойственные тому или иному возрасту. Эти особенности отражают проявления нормального возрастного развития.

Наиболее выражены данные особенности в периоды связанные с интенсивным физическим развитием детского организма и соответствующие возрастным кризисам 3- 4 и 7 лет. В период кризиса 3-4 лет преобладают реакции оппозиции, протеста, упрямства как одного из вариантов негативизма, которые протекают на фоне повышенной эмоциональной возбудимости, обидчивости, плаксивости.

Возраст 7 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних переживаний на основе, формирующегося опыта социального общения. В этот период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции. Например, различные реакции страха или уверенности в своих возможностях. Таким образом, к старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики.

Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей старшего дошкольного возраста. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического развития. В целом для дошкольного детства характерна спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений - более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане. Еще до того, как дошкольник начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности.

Аффект становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка. Изменяется содержание аффектов - расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, - без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Все желания ребенка раннего возраста были одинаково сильны и напряжены. Каждое из них, становясь мотивом, побуждающим и направляющим поведение, определяло цепь развертывающихся немедленно действий. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка.

Жизнь дошкольника гораздо более разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Появляются соответственно и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием - мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Среди этих относительно устойчивых мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация. Другой, наоборот, старается всем помочь, для третьего важно каждое «серьезное» занятие в детском саду, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, - у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т.д. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослым действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно. Усвоение этических норм и социализация нравственного поведения ребенка протекают быстрее и легче при определенных отношениях в семье. У ребенка должна быть тесная эмоциональная связь, по крайней мере с одним из родителей. Дети охотнее подражают заботливым родителям, чем безразличным. Кроме того, они принимают стиль поведения и установки взрослых, часто общаясь и включаясь в совместную с ними деятельность. В общении с безусловно любящими их родителями дети получают не только положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. Самооценка ребенка практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего с оценкой близких взрослых. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными. Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержит какое-то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и в первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Для этого периода характерна и половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры - только для мальчиков и только для девочек. Начинается осознание себя во времени.

В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Важным является ипсихологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д.

Список литературы:

  1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.- М.: Скрипторий, 2002.- 65с.
  2. Карпова, Г.З Мир чувств и эмоций дошкольника. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения -2011. –N 8.-С.119-121.
  3. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Воронеж, 1998. – 97с.

Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.

Развитие эмоционально-волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. Данная тема и социально значима: развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.

Развитие эмоционально-волевой сферы личности соответствует основным этапам её психического развития, начиная с раннего детства до подросткового периода (ранней юности). Для каждого этапа характерен определенный уровень нервно-психического реагирования индивидуума на различные воздействия социальной среды. В каждом из них проявляются эмоциональные, поведенческие, характерологические особенности, свойственные тому или иному возрасту. Эти особенности отражают проявления нормального возрастного развития.

В возрасте от 0 до 3 лет (период раннего детства) доминирует соматовегетативный тип реагирования. Состоянии дискомфорта или недомогания у ребенка до 3 лет проявляется в общей вегетативной и повышенной эмоциональной возбудимости, которые могут сопровождаться нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами.

В возрасте от 3 до7 лет (дошкольный возраст), доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь психологических.

Наиболее выражены данные особенности в периоды связанные с интенсивным физическим развитием детского организма и соответствующие возрастным кризисам 3- 4 и 7 лет. В период возрастного кризиса 3- 4 лет преобладают реакции оппозиции, протеста, упрямства как одного из вариантов негативизма, которые протекают на фоне повышенной эмоциональной возбудимости, обидчивости, плаксивости (Приложение 3).

Возраст 7 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних переживаний на основе, формирующегося опыта социального общения. В этот период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции. Например, различные реакции страха или уверенности в своих возможностях. Таким образом, к старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики.

Итак, как было отмечено выше, к старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей старшего дошкольного возраста. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического развития. В целом для дошкольного детства характерна спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений - более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане. Еще до того, как дошкольник начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности.

Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка. Изменяется содержание аффектов - расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, - без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Все желания ребенка раннего возраста были одинаково сильны и напряжены. Каждое из них, становясь мотивом, побуждающим и направляющим поведение, определяло цепь развертывающихся немедленно действий. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее - собственное обещание ребенка.

Жизнь дошкольника гораздо более разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Появляются соответственно и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием - мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Среди этих относительно устойчивых мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация. Другой, наоборот, старается всем помочь, для третьего важно каждое «серьезное» занятие в детском саду, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, - у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т.д.

Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослым действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно. Усвоение этических норм и социализация нравственного поведения ребенка протекают быстрее и легче при определенных отношениях в семье. У ребенка должна быть тесная эмоциональная связь, по крайней мере с одним из родителей. Дети охотнее подражают заботливым родителям, чем безразличным. Кроме того, они принимают стиль поведения и установки взрослых, часто общаясь и включаясь в совместную с ними деятельность. В общении с безусловно любящими их родителями дети получают не только положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. Самооценка ребенка практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего с оценкой близких взрослых. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными. Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержит какое-то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и в первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Для этого периода характерна и половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры - только для мальчиков и только для девочек. Начинается осознание себя во времени.

В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Таким образом, дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Играя, он учится общаться со сверстниками. Это период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. Это период первоначального становления личности.

Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника.

Дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы.

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний , который составляет переживаемые отношения человека к предметам и явлениям. Эмоции и чувства - специфическая форма отражения действительности . В чувствах отражается значимость предметов и явлений для человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер . Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность , отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными . Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами . Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей . Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства .

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные , но и эмоциональные результаты своей деятельности . Ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания . Под волей понимается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели.

Существенными компонентами волевого действия выступают возникновение побуждения, осознание и борьба мотивов, принятие решения и исполнение. Волевое действие характеризуется целеустремленностью, как сознательной направленностью человека на определенный результат. Первый этап волевого действия связан с инициативностью , выражающейся в постановке собственных целей, самостоятельностью , проявляющейся в умении противостоять воздействию других. Решительность характеризует этап борьбы мотивов и принятие решения . Преодоление препятствий в достижении целей на этапе исполнения отражается в сознательном волевом усилии, предполагающем мобилизацию своих сил. Важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении поведения ребенка из «полевого» в «волевое» (А.Н Леонтьев). В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия . Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем . Волевое действие начинается с постановки цели . Дошкольник осваивает целеполагание - умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца (А.В.Запорожец). У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. Л.С.Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели , своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком .

Удержание и достижение цели зависит от ряда условий .

Во-первых , от трудности задачи и длительности ее выполнения . Во-вторых , от успехов и неудач в деятельности . В-третьих, от отношения взрослого В-четвертых, от умения заранее представить себе будущее отношение к результату своей деятельности. В-пятых, от мотивации цели, от соотношения мотивов и цели .

Осознанность и опосредованность - это главные характеристики произвольности. Другая характеристика произвольного действия - осознанность, или сознательность. О сформированности произвольных действий можно судить, прежде всего, по активности и инициативности самого ребенка. То есть показателем произвольности выступает относительная независимость дошкольника от взрослого в постановке цели, планировании и организации своих действий.

В дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля , возникает саморегуляция собственной деятельности. В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии. К ним относятся развитие потребности проверять и корректировать свою работу и освоение способов самопроверки . В 5-7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность , направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Особенности развития воли в дошкольном возрасте:

У детей формируются целеполаганне, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении;

Развивается способность к волевому усилию;

Складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения с взрослыми.



gastroguru © 2017