Выбор читателей
Популярные статьи
Борис Пастернак - великий русский поэт, чье имя по праву стоит в одном ряду с именами Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Блока. Совершенство поэтической формы, философичность, жизненность и в то же время окрыленность, умение уйти от обыденности - основные черты поэзии Пастернака. Он не только выразил себя в поэзии, но и отразил образ своей эпохи. И поэзия, и проза одинаково были подвластны мастеру, недаром за роман «Доктор Живаго», во многом автобиографический, Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. К кесчастыо, именно это событие ускорило гибель поэта. Но та эпоха, эпоха гонений на поэтов, осталась в прошлом, забыты имена тех, кто тpaвил великого поэта, а творчество Пастернака живо и по-прежнему поражает читателей своей гениальностью.
В творчестве Пастернака можно выделить несколько тем, несколько миров, в которые поэт погружается полностью, которые раскрывает изнутри: в первую очередь это мир природы и внутренний мир человека. Постоянное и пристальное внимание к природе отражает восхищение, благоговение поэта перед чудом жизни:
Существовать не тяжело.
Жить - самое простое дело.
Зарделось солнце и взошло
И теплотой пошло по телу.
Жизнь и бессмертие одно.
Будь благодарен высшим силам
За приворотное вино,
Бегущее огнем по жилам.
Природа предстает в лирике Пастернака как живое существо, к которому поэт обращается на равных, существо, наделенное разумом и чувствами:
Деревья, только ради вас,
И ваших глаз прекрасных ради,
Живу я в мире в первый раз,
На вас и вашу прелесть глядя.
Поэт не может пройти мимо любого пейзажа, чтобы не полюбоваться им, поэтому у Пастернака так много стихов, посвященных природе: «Зима», «Зимняя ночь», «Ледоход», «Весна», «Зимнее небо», «Июльская гроза», «После дождя», «Душная ночь», «Осень» и т.д. Все времена года, любое время дня и ночи, весенний лес, зимний день, покрытое льдом озеро, мокрые от дождя кусты сирени - все нашло отражение в творчестве поэта. Он находит неповторимые метафоры, использует прием аллитерации для создания образа:
Пронесшейся грозою полон воздух,
Все ожило, все дышит, как в раю.
Всем роспуском кистей лиловогроздых
Сирень вбирает свежести струю.
Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей-нибудь.
Пейзаж в изображении Пастернака раскрывает многогранные оттенки человеческих чувств, помогает лучше понять душу человека, его стремления, объединяет людей. Зачастую своих лирических героинь поэт сравнивает с явлениями из мира природы, тем самым подчеркивая их душевную красоту:
Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Одно из лучших стихотворений Пастернака, показывающее тесную связь человеческой души и природы, - «Иней». Это стихотворение приближает читателя к вечности, к беспредельности и бесконечности жизни, природа в нем врачует душевные раны:
Глухая пора листопада,
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.
Торжественное затишье,
Оправленное в резьбу,
Похоже на четверостишье
О спящей царевне в гробу.
И белому мертвому царству,
Бросавшему мысленно в дрожь,
Я тихо шепчу: «Благодарствуй,
Ты больше, чем просят, даешь».
Недаром в одном из самых известных своих стихотворений «Во всем мне хочется дойти до самой сути...» поэт мечтает:
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
И поэту удалось передать эту красоту природы, красоту человеческих чувств, может быть, оттого, что он был и замечательным художником, и удивительно талантливым музыкантом, не случайно музыкальность, яркая изобразительность присуща всем стихам Пастернака. В этих стихах звучит жажда жизни, благодарность поэта за счастье бытия, он не только сам умеет радоваться жизни, но и учит этому читателей, он умеет постичь всю глубину Вселенной и вечности:
На протяженье многих зим
Я помню дни солнцеворота,
И каждый был неповторим
И повторялся вновь без счета.
Я помню их наперечет:
Зима подходит к середине,
Дороги мокнут, с крыш течет
И солнце греется на льдине.
И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.
Лирика Пастернака многогранна и всеобъемлюща, в чеканных строчках поэта читатель найдет для себя самое главное: глубокое постижение природы и человека, которые находятся в единстве, в гармонии со всей Вселенной, со всем огромным прекрасным миром.
А для этого необходимо любить свой край, каждую веточку и цветок, каждую птичку и зайчика, как любят их главные герои сказки и сам писатель. Пришвин “Кладовая солнца” – сочинение “Любовь к человеку и природе (2)” Богатство и красоту мира природы раскрывают в своем творчестве многие русские писатели. Но если Фета привлекает природа в ее изменчивости, постоянной смене состояний, если в творчестве Тургенева, Никитина, Паустовского главная мысль – гармония человека и природы, то Пришвин ставит в своих произведениях вопросы о смысле жизни. Он размышляет сам и заставляет задуматься нас о том, как надо жить, чтобы оставить свой след на земле. Он учит любить всех, сохраняя внимание к каждому.
В его рассказах мы чувствуем огромную любовь к природе и человеку, а эти два понятия для Пришвина находятся в неразрывной связи. Любовь писателя к природе рождается из его любви к человеку, и все его произведения наполнены родственным вниманием к человеку и к той земле, где живет и трудится этот человек.
Так, например, в “Лесной капели” писатель стремится найти “ключ к собственной душе”. Эта книга наполнена его меткими наблюдениями, точными описаниями природы, и в то же время автор пишет о нравственных исканиях человека, о чувствах, наполняющих душу. Читая миниатюры, вошедшие в сборник, мы словно вместе с автором слышим звон “лесной капели”, очарованы запахом “ореховых дымков” и понимаем, что всю эту красоту необходимо сберечь, сохранить, чтобы всем этим могли восхищаться и другие. Произведения Пришвина, говоря его же собственными словами, “бесконечная радость постоянных открытий”. И действительно, удивительна способность Пришвина в любом явлении видеть и открывать что-то интересное.
И говорить об этом удивительным, волшебным языком. Вот, например, в “Кладовой солнца” он поэтически описывает красоту весеннего утра, когда первые лучи солнца пролетели над елочками и березками, “и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы”.
Отовсюду стало раздаваться пение птиц, посвященное “восходу великого солнца”, а Косач, примостившись на мостике между двумя деревьями, “будто стал расцветать в лучах восходящего солнца”. На голове его гребешок “загорелся огненным цветком.
И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост”. Я полностью согласна с Константином Паустовским, который писал: “Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина”.
(Пока оценок нет)
Сочинение на тему «Мир природы в прозе А.И. Куприна»
Матушке-природе в русской литературе всегда уделялось особое место. Вель природа реальна, осязаема и до такой степени жива, что просто дух захватывает. И в то же время именно реализм вошел в моду в конце 19 века. Красота природы ярко противоставляется всему общественному злу, как нечто более мудрое, совершенное, высокоидеальное.
Природа Куприна – это реалистичный протест насилию и несправелливости. Она оптимистична, жизнерадостна и безгрешна. Именно такова, каким и должен быть по мнению автора, современный человек. Природа живет и существует особенно ролноценно, разносторонне, насыщенно и своеобразно.
Через красоту природы, ее удивительный мир автор удивительно раскрывает тонкую трогательностьь человеческих чувств. Ведь только человек с безбрежно богатой душой, с безбрежным внутренним миром, только нежно чувствующая натура способна увидеть гглавное – необычайную красоту всего окружающего мира. И не только увидеть, но и почувствовать себя ее неотделимой частью. Именно такими перед читателем предстают герои Куприна — светлые, чистые, внутренне богатые. Они дышат на фоне уникальной природы – природы, которая все видит, природы, которая все понимает, природы, которая хранит самые сокровенные тайны и становится свидетельницей важнейших событий.
Природа Куприна, словно незримая свидетельница, является попутчицей прозаических героев автора и в радости, и в горе. В первом случае она разделяет счастливые моменты, во втором – тонко сочувствует, сопереживает.
Куприн – это очарование образов природы, благодарность простоты и ясность обыкновенного окружающего мира.И в то же время это нечто волшебно-чудесное – в изображении, в чувствах, в художественных описаниях. Огромное наследие русской класски, которое бесценно.
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ. В 90-е годы XIX столетия в русской литературе появился целый ряд новых писателей, в творчестве которых ярко прослеживалось тяготение к реализму. Сознавая все недостатки и пороки общества, эти писатели объективно освещали их в своих произведениях, разоблачали сами основы общественных отношений. Высказывая решительный протест общественному злу и насилию, писатели и поэты стремились к поиску высоких идеалов, старались художественно исследовать и переосмысливать эпоху. Одним из ярких представителей этого направления является Александр Иванович Куприн. Он вошел в историю русской литературы как певец самых светлых и здоровых человеческих чувств. Реальная действительность, которую описывал Куприн в своих произведениях, обусловливала в большинстве случаев трагические мотивы. Но при всем этом в его повестях и рассказах чувствуется своеобразное жизнерадостное, оптимистическое мировидение. Оптимизм и вера в живую человеческую душу, которые, на мой взгляд, наиболее ярко проявились в повести «Олеся», побуждали его к поискам идеала некоего «естественного человека» .
В этом произведении Куприн углубляется в сферу народной жизни, показывая как всегда неповторимое мастерство психологического анализа. Автор с глубокой симпатией относился к простому русскому человеку, именно в нем видя истоки духовного возрождения всего русского народа. Потому такими светлыми и радужными красками, с такой нежностью и любовью воссоздает он психологический портрет главной героини.
Большую роль в понимании этого образа играет ее портрет, отражающий в полной мере внешние и внутренние особенности Олеси, в их единстве и непосредственной связи. Перед нами «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти», которая «держалась легко и стройно». «Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своеобразном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом». Уже один этот портрет выделяет героиню среди всех других жителей села, противопоставляя ее местным «дивчатам», «лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однообразное, испуганное выражение».^С мастерством настоящего психолога рисует писатель и внутренний мир Олеси, такой не похожий на внутренний мир других героев.
Внимательно анализируя взаимоотношения между людьми, автор показывает различные состояния мыслей и чувств персонажей. Герои повести, при всех различиях в характерах и чувствах, сходны в одном - на них словно бы лежит печать общего неблагополучия, а как следствие - духовной опустошенности. И все эти люди, объединенные общей скупостью чувств, пустотой души, безрадостностью жизни, не могут и не хотят понять и принять «лесную колдунью» Олесю, называя «ведьмой», «чертовкой», обвиняя ее и ее бабку во всех мыслимых и немыслимых несчастьях, хотя сами жители (и никто другой!) виноваты во всех своих бедах. А Олеся - девушка чистая и светлая, наделенная чуткой душой, способная по- настоящему сопереживать, любить, радоваться и грустить. Она может даже пожертвовать собой, если этого требует ее натура, ее сердце, ее чувства и убеждения. Только она и заслуживает настоящего счастья, которое, к сожалению, в реальной жизни не может для нее длиться вечно.
По твердому убеждению Куприна, только естественная жизнь на лоне природы, какую вела Олеся, близкое общение с ее гармоничным миром способны сохранить и воспитать человеческую душу незамутненной, неиспорченной, искренней и прекрасной. Стремлению наиболее полно раскрыть духовный мир дочери лесов Олеси подчинено все в повести Куприна.
Особая роль отведена автором описанию богатейшего прекрасного нетронутого мира природы Полесья. Окружающая природа живет своей полноценной, насыщенной, постоянно меняющейся жизнью. И главное в этом мире - абсолютная гармония, яркость и полнота чувств. Именно чувства героев призваны подчеркнуть все явления природы. Да и сама природа оживает под пером писателя: «сердито пенясь», бегут ручейки, «быстро вертя щепки и гусиный пух », в глубоких лужах отражается бескрайнее голубое небо с « круглыми, точно крутящимися, белыми облаками», «звонкие капли» сыплются с крыш, наполняя все вокруг волшебным звучанием, а воробьи кричат «так громко и возбужденно, что ничего нельзя… расслышать за их криком». Повсюду в мире природы чувствуется «радостная, торопливая тревога жизни».
Именно природа, отношение к ней выступает в повести своеобразным критерием человеческих чувств. Только человек с богатым внутренним миром, способный на искренние, настоящие чувства, может увидеть красоту окружающего мира, ощутить себя неотъемлемой его частью. Таким богатым внутренним миром, чистой и светлой душой обладает и герой Куприна. Потому вместе с весенним воздухом вдыхает он и «весеннюю грусть, сладкую и нежную, исполненную беспокойных ожиданий и смутных предчувствий». И вместе с этим воздухом возникает перед его мысленным взором образ прекрасной Олеси.
На фоне природы, все видящей, все понимающей и хранящей все человеческие тайны, происходят важнейшие события повести. Именно природа освещает самые прекрасные моменты в жизни героев. Ночь, которую проводят молодые люди вдвоем, когда они забывают обо всем, наслаждаясь своим счастьем, сливается «в какую- то волшебную, чарующую сказку». «Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох.
Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были набросаны серебристые, прозрачные, газовые покровы. Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей… И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и жутким безмолвием леса».
И все же, при всей безмерности их счастья, любовь героев обречена. Иначе просто не может быть в мире, где чувства людей умирают, где сердца очерствели под влиянием внешних обстоятельств.
Трагедия их любви в том, что они рискнули остаться в этом мире самими собой, сохранили нетронутой и чистой свою душу. И мир, который отверг в свое время Олесю и ее бабку, обрекает на гибель и героиню, и ее любовь. Трагедию героев, гибель их счастья автор также рисует на фоне разбушевавшейся природной стихии. Природа чувствует неминуемое горе и разражается грозой: «Молния блистала почти беспрерывно, и от раскатов грома дрожали и звенели стекла в окнах моей комнаты». И словно в подтверждение свершившейся непоправимой беды, «в одно из стекол вдруг с такой силой ударил громадный кусок льду, что оно разбилось, и осколки его со звоном разлетелись по полу комнаты». Казалось бы, разъяренная «громада» побеждает. Но на самом деле у нее нет сил победить настоящие чувства, настоящую любовь. Потому что не в силах толпа бездушных, пустых людей победить саму природу.
Неповторимый художник слова, А. И. Куприн очаровывает точностью, ясностью и благородной простотой преображения психологической жизни людей. Он обладает простым и удивительно мудрым волшебством слова. Мастер языка, мастер сюжета и композиции, мастер в изображении природы и человеческих чувств, писатель оставил нам наследие, которое по художественному уровню является достойным образцом русской классики.
Статьи по теме: | |
Борьба за власть» Екатерина Богданова
(оценок: 1 , среднее: 1,00 из 5) Название: Пансион искусных фавориток.... История Румынской Церкви: церковный аспект Храмы румынии
устройство православного Богословского факультета. Буковинско-Далматская... 1 003 шум общие требования безопасности
Обозначение ГОСТ 12.1.003-83 Заглавие на русском языке Система... |