Деловые игры по экономике для студентов примеры. Игра – конкурс «Поиграем в экономику

Деловая игра - это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Классификация деловых игр

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

Отражение реальности

Реальные (практика)

Теоретические (абстрактные)

Уровень сложности

Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Инновационная

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Как организовать игру?

Игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

Деловая игра «Производственное совещание»

В управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли - это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность - менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примерные темы игр по менеджменту

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

Ролевая игра

«Аттестация персонала»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Заключение контракта»

Эмоционально-деятельностная игра

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

Имитационная игра

«Эффективность контроля»

«Разработка бизнес-плана»

«Деловое письмо»

«Подготовка годового отчета»

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс - это модель определенной ситуации, а деловая игра - модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Деловая игра по экономике "Что такое деньги"

Цели :

    Познакомить учащихся со значением денег в жизни человека, с названиями денежных единиц России и стран мира.

    Развивать любознательность, творческий поиск, интеллектуальные и исследовательские умения.

Раздаточный материал: иллюстрации, ксерокопии денег, жетоны для оценки ответов, вопросы викторины для каждого участника, задачи, оформленные на ватмане, штучный товар для продажи, упаковка и тара.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя, в котором задаётся “рабочее настроение”, предлагается план проведения мероприятия, озвучиваются цели.

2. Психологический настрой на деловую игру

Учащиеся называют денежные знаки какой-нибудь страны, за правильный ответ получая жетон. (Повторная передача не разрешается).

3 . Организация команд для проведения игры

Для этого берется две ксерокопии денег разного достоинства 50 и 100 рублей. Каждая купюра разрезается на восемь частей. Все участники по очереди вытягивают из шкатулки бумажный кусочек, который является фрагментом денежной купюры какого-либо достоинства. Составив кусочки купюры, участники образуют две команды для участия в игре. Образованные команды придумывают себе название. Участники, которым не достались кусочки разорванных купюр, делятся на две команды и образуют группы болельщиков. Одна группа болельщиков “болеет” за 1-ую команду, вторая группа “болеет” за 2-ую команду.

4. Деловая игра

Первое задание. Команды получают карточки-задания с указанием количества жетонов за каждый правильный ответ.

Вопрос: Что означают слова: монета, рубль, копейка?

Вопрос: Дайте название денег, которые имели хождение в России за все время её существования.

Вопрос: Определите, каким иностранным государствам принадлежат следующие названия денег: злотый, марка, рупия, донг, шекель, юань, иена.
(За каждый правильный ответ – 3 жетона).
Вопрос: Дайте определение видам денег, которые имеют хождение в России в настоящее время.
(За правильный ответ – 1 жетон).
Вопрос: Какие деньги называются безналичными?
(За правильный ответ – 2 жетона).
Вопрос: Определите, каким бывшим союзным республикам принадлежат следующие деньги: Лит, Сом, Крона, Гривна, Манат, Тенге, Лат.
(За каждый правильный ответ – 1 жетон).

Второе задание – практическое, на скорость подсчета денег.

Каждая команда получает деньги (бумажные и металлические), участникам предлагается пересчитать данную сумму денег на время.
При правильном подсчете денег за 1 минуту участники получают 5 жетонов.

Третье задание на знание пословиц и поговорок, в которых используются слова: “деньги” или другие “денежные знаки”.

(За каждую пословицу или поговорку – 3 жетона).

Четвертое задание. Реализация товаров

Каждой команде предлагается продать товар болельщикам и присутствующим. Та команда, котораявыручит больше денег за свой товар в течение 5 минут, получают 5 жетонов.

Пятое задание. Брокерский конкурс

Для общения часто используют язык жестов. Чаще всего этим пользуются брокеры на биржах. Жестами они показывают, какие акции, в каком количестве, за какую цену они покупают и продают. Задача брокеров – передать информацию друг другу. №1 получает информацию и передает жестами другому, второй передает, что сказал первый.
1. Время – деньги.
2. Без труда не выловить рыбку из пруда.

(За каждый правильный ответ – 2 жетона)

Шестое задание. Черный ящик

Спрос на этот товар достаточно эластичный и зависит от цены на товар-комплемент бензин (Авто) . Продавцы хотят видеть ее большей, покупатели – меньшей. Но, как ножницы режут бумагу, так и они формируют... (цену) .

(За каждый правильный ответ – 1 жетон)

Подведение итогов:

– Ребята! Давайте подведем итог нашего занятия (закрепление полученных знаний).

Найдите правильный и наиболее полный ответ:

Деньги – это …

а) ценные бумаги, находящиеся в постоянном движении;
б) цена труда ваших родителей на производстве;
в) средство для оплаты товаров и услуг и измерения их стоимости.

Эталон ответа: в)

После проведения часа общения, преподаватель задает вопросы участникам:

1. Понравилось ли Вам участвовать в такой игре или нет?
2. Если понравилось, то почему?
3. Если не понравилось, то почему?

Использована методика подготовки и проведения «Гражданского форума», предложенная Российским центром гражданского образования. Форум позволяет создать условия для формирования компетентного общественного суждения по актуальным и сложным вопросам современности, способствовать развитию основных компетенций учащихся.

  • 2006

    Урок проходит в игровой форме – одной из наиболее приемлемых для изучения экономики в классах среднего звена. Цель урока – с помощью методов активного обучения обобщить и проанализировать полученные знания по теме "Деньги". Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области. Предлагаемые задания позволяют заинтересовать обучающихся, развить у них речь, мышление, память, воспитать культуру общения в коллективе.

  • Деловая игра "Горжусь, что я – логист!" 2017

    Цели деловой игры: изучить работу склада на примере логистической цепочки от приемки до отправки товаров (грузов) с элементами обработки документации и хранением товарных запасов, а также комплектации заказов для дальнейшей транспортировки заказчикам; развивать у учащихся умения выделить главное в изучаемом материале.


  • Деловая игра "Города" 2006

    Цель игры: поднятие и развитие экономико-социального статуса города за счет расширения сфер деятельности ведущих предприятий, сотрудничества с другими городами. Задачи игры: сплочение коллектива участников; развитие организаторских качеств участников; развитие навыков ведения дискуссий и принятия решений. Возраст участников: 13–17 лет.

  • Деловая игра "Как человеку жить по средствам своим…" 2009

    Цель деловой игры – изучить структуру семейного бюджета с помощью игровых ситуаций. Класс делится на 3 семьи: с низким, средним, высоким уровнем дохода. Каждая семья должна принять участие в предлагаемых турах. В результате учащиеся получат практический опыт определения доходной и расходной части семейного бюджета, опыт проектной деятельности, разработки стратегии увеличения доходной части семейного бюджета.

  • Деловая игра "Книжная фабрика" 2004

  • Деловая игра "Налоговый инспектор" 2006

    Игра проводится на последнем занятии в форме урока обобщающего повторения изученного курса по налогообложению. Она является имитационной игрой, так как имитируется деятельность налоговой инспекции, а каждый участник игры (учащийся) – работник налогового органа. Цели урока: в игровой форме выявить теоретические знания и практические умения и навыки учащихся; способствовать развитию логического мышления, формированию устойчивых интересов к профессии налоговый инспектор. Задача урока – через игру в контексте экономизации образования научить старшеклассников в игровой форме логике экономического мышления, показать способы решения экономических проблем с помощью игровых технологий.

  • Деловая игра "Открытие фирмы" 2003

    На уроке учащиеся в форме деловой игры закрепляют экономические понятия, определения, термины, знакомятся с современными профессиями, процедурой конкурсного отбора, отрабатывают реакцию на ситуативность, учатся искусству самопрезентации, предприимчивости.

  • Деловая игра "Рабочая неделя менеджера" 2005

    Данная разработка включает в себя планирование нескольких интегрированных уроков информатики менеджмент (или информатика-экономика). Серия уроков прошла апробацию в ОУ г. Кушва. Выше рассмотренный пример показывает, что деловые игры обеспечивают развитие творчества, заинтересованность, активность учащихся и еще они развивают речь. Кроме того, деловые игры позволяют ориентировать учащегося на какую-либо профессиональную деятельность и, тем самым, подготовить ученика к взрослой жизни. 1

  • Деловая игра "Разработка ключевых положений антикризисной программы" по дисциплине "Экономика" 2012

    Основная цель деловой игры – формирование у студентов предпринимательского мышления. У студентов вырабатываются практические умения быстрого и правильного нахождения и принятия оптимальных управленческих решений в условиях рыночной экономики.

  • Деловая игра "Фирма" 2010

    Учащиеся повторяют изученный материал "Фирма. Виды прибыли и затрат". Во время урока группы разгадывают кроссворд на основные термины, показывают свою презентацию фирмы, находят прибыль, описывают организацию предприятия.

  • 2006

    Повышение эффективности подготовки специалистов на основе внедрения новых прогрессивных форм и методов обучения – важная задача, стоящая перед педагогами. Одним из эффективных методов подготовки квалифицированных кадров, получившим широкое распространение среди других форм обучения, являются деловые игры.

  • Деловая игра по экономике "Мой бизнес-план" 2010

    В ходе подготовки к деловой игре учащиеся 10-х классов изучают основные разделы бизнес-плана. Полученные знания они закрепляют при составлении своих бизнес-планов. Самостоятельная разработка бизнес-планов учащимися формирует у них экономическое мышление, самостоятельность, ответственность за принятые решения, предприимчивость.

  • Деловая игра по экономике "Что такое деньги" 2010

    При изучении экономики, в курсе которой много проблемных и дискуссионных тем, есть несколько возможностей организовать оживленную дискуссию на занятиях. Одна из них – деловая игра. Деловая игра – это активная работа учеников в течение всего урока, заставляющая переосмысливать изучаемый материал.

  • 2006

    Урок-игра "Я и моя фирма" обобщает и систематизирует полученные знания об организации и создании фирм, развивает умение принимать решения при возникновении экономической ситуации, воспитывает умение работать командой.

  • Деловая игра - телемост: "Энергетика: вчера, сегодня, завтра…" 2005

    Игра проводится для учащихся старших классов с целью развития экономического и экологического мышления на основе межпредметной интеграции учебных предметов. Проблемой номер один называют проблему энергетических ресурсов. Ей посвящен телемост, который проводится между Россией и Германией. В ходе игры рассматриваются вопросы, связанные с традиционными и альтернативными источниками энергии; выявляются положительные стороны и отрицательные последствия, использования энергетических ресурсов.

  • Деловая игра-аукцион "Мир рыночной экономики" 2012

    В методической разработке урока дано подробное описание деловой игры-аукциона "Мир рыночной экономики" как новой организационной формы проведения занятий по основам экономики. Методическая разработка деловой игры-аукциона "Мир рыночной экономики" является частью учебного материала по курсу "Экономика". Данная методическая разработка деловой игры может быть использована на уроках истории, обществознания, литературы и других предметах.

  • Деловое общение 2009

    На уроке учащиеся овладевают техникой телефонных разговоров, служебных приемов, деловых совещаний.

  • Деловые игры на уроках экономики 2007

    На рынке самолетов разворачивается конкурентная борьба между фирмами (группами учащихся) за качественный товар, который производится в условиях ограниченности ресурсов. Каждая фирма стремится работать эффективно. В конце игры все производители понимают, что главные способы борьбы при ограниченности ресурсов – это разделение труда и специализация.

  • Деловые игры на уроках экономики 2010

    Деловые игры получили очень широкое распространение в обучении учащихся в школе, так как являются педагогическим средством и активной формой обучения. При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы.

  • Деньги и банки в век электроники 2010

    Урок экономики, проведенный по проектной технологии, способствует развитию социального кругозора личности в подростковом возрасте, интереса к изучению предмета, способствует формированию ключевых компетенций.

  • Деньги и их роль в экономике 2010

    Данная форма урока направлена на развитие творческих способностей учащихся, помогает в освоении технологий поиска, отбора и анализа информации. Готовясь к конференции, учащиеся выбрали интересную для себя тему, материал которой они смогут использовать в дальнейшем. В ходе подготовки ребята изучали дополнительную литературу, находили информацию в Интернете.

  • Деньги, банки и банковская система (урок-КВН по экономике с использованием ресурсов Интернета) 2010

    Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем. Эффективность уроков-соревнований обусловлена частой сменой различных методов проверки знаний. У каждой команды имеется минимум один ноутбук или ПК с выходом в Интернет.

  • Дидактические материалы для компетентностно-ориентированного образования 2008

    При переходе школы на компетентностно-ориентированное образование необходимо изменить форму заданий для проверки знаний учащихся. Эти задания должны проверять не только знания ученика, но и способность применить полученные знания на практике. Разработанные мной задания можно применять в конце года, когда идет повторение материала, или после изучения темы. Задания подходят для 7–11-х классов.

  • Дистанционный конкурс. Каким он должен быть? 2010

    В работе излагается опыт проведения дистанционных конкурсов в режиме on line в Виртуальной школе Краевого дворца пионеров и школьников. Анализируются особенности и отличия от конкурсов традиционной формы, вопросы мотивации детей и сопровождающих процесс педагогов, привлечениz специалистов к наполнению и организации конкурса. Приводятся примеры заданий конкурса и педагогические находки.

  • Игра-аукцион знакомит учащихся с одной из форм деятельности, помогает учителю мотивировать учащихся при изучении конкретных вопросов, учит их самостоятельной работе, создает деловую атмосферу, проявляет все необходимые элементы рынка. Ориентирована на проведение с учащимися 8-9 классов.

    Цели и задачи: активизировать изучение экономических явлений; познакомить с процедурой проведения аукциона и использования кредита под определенный процент; привлечь к самостоятельной работе по составлению вопросов для каждого тура посредством конкурса.

    Подготовка игры.

    Перед началом проводится отбор вопросов к каждому туру аукциона! К этой работе привлекаются учащиеся, которые учатся на «хорошо» и «отлично». Они и составляют вопросы. Учитель выступает координатором. Составленные вопросы распределяются по трем турам аукциона в любой последовательности, сложности по усмотрению учителя (координатора).

    Все участники перед началом аукциона получают в банке (функции банкира выполняет учитель) первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30 % годовых (до конца аукциона) в размере 1000 монет.

    В конце игры все взявшие кредит должны вернуть в банк 1300 монет. Если в ходе игры участник берет второй кредит в размере 1000 монет, то уже под 50 % годовых, и в конце игры он должен вернуть 2800 монет.

    Все расчеты в игре участники ведут по лицевому счету (безналичный расчет).

    Лицевой счет

    Приход (монет)

    Расход (монет)

    Остаток (монет)

    Ведя постоянный учет в бланке лицевого счета, каждый участник в любой момент игры видит реальный остаток своих денежных средств.

    Каждый участник готовит свой номер, который соответствует порядковому номеру учащегося в журнале, дающий ему право претендовать на тот или иной лот, выставленный на аукционе. В виде лотов, продаваемых на аукционе, предлагаются вопросы по конкретной теме.

    Учителем назначаются учащиеся на роль аукциониста (ведущего) и координатора (учитывающего денежные поступления на лицевой счет).

    Ход игры

    1-й тур. Открытый лот - «конкретный вопрос».

    Аукционист объявляет правила, по которым будет проходить первый тур: учащимся задается конкретный вопрос из области микроэкономики; право на ответ может купить любой из участников, имеющий номер, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов; первоначальная стартовая цена каждого лота (право на ответ) составляет 100 монет, а торговый (аукционный) шаг - 50 монет.

    Это означает, что торг ведется суммами, кратными 50 монетам. Назвав свою цену, участник должен поднять и показать аукционисту номер, который он получил перед началом аукциона.

    Участник, предложивший наибольшую сумму и купивший лот, платит в банк (отмечает в лицевом счете) сумму, за которую он купил этот выставленный лот. За правильный ответ на вопрос ученик получает денежное вознаграждение от 1000 до 1500 монет - в зависимости от сложности вопроса.

    Если участник ответил на вопрос неверно, он платит в банк штраф в размере 100 монет, а лот снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи с аукциона. Деньги, утраченные за вопрос, участнику не возвращаются.

    После объявления правил починаются торги. Выбранные на роли аукциониста и координатора учащиеся зачитывают вопросы, оценивают правильность ответов, ведут лицевые счета всех участников.

    Вопросы:

    1. Какие вы знаете свойства изоквант?

    Правильный ответ - 1000 монет. Первоначальная цена - 100 монет. Кто даст большую сумму?

    2. Изобразите графически рынок чистой конкуренции на краткосрочном периоде времени.

    Правильный ответ - 2000 монет. Первоначальная цена - 100 монет. Кто больше?

    3. Чем отличается рента от арендной платы?

    Правильный ответ - 1500 монет. Первоначальная цена - 100 монет. Кто больше?

    4. Напишите формулу кругооборота капитала и объясните ее.

    Вознаграждение - 2500 монет. Первоначальная цена - 100 монет.

    5. При каком условии соотношения ресурсов фирма имеет максимальную прибыль?

    Вознаграждение - 2000 монет. Первоначальная цена -100 монет.

    6. В чем заключаются различия в анализе издержек со стороны бухгалтеров и руководства фирмы?

    Вознаграждение - 1500 монет. Первоначальная цена - 100 монет.

    7. В чем суть закона убывающей предельной полезности?

    8. Чему равен коэффициент эластичности спроса?

    Вознаграждение - 1000 монет. Первоначальная цена - 100 монет.

    9. В чем различие номинальной и реальной заработной платы?

    Вознаграждение - 1000 монет, а первоначальная цена -100 монет.

    10. Каковы функции прибыли?

    Вознаграждение - 1000 монет, а первоначальная цена -100 монет. Кто даст больше?

    2-й тур. Полузакрытый лот «Область экономических знаний».

    На продажу выставляется не конкретный вопрос, а определенная область знаний. Вопрос узнает тот, кто купит выставленный лот. Стоимость правильного ответа - 1500-2000 монет.

    Участник, купивший лот и ответивший неверно, платит штраф - 100 монет, а лот снимается с торгов.

    1. Вопрос из области «Издержки производства».

    Дайте определение постоянным и переменным издержкам и приведите примеры.

    Вопрос оценивается в 1500 монет, а стартовая цена - 100 монет.

    2. Вопрос из области «Капитал как фактор производства».

    Какова структура фондов предприятия?

    3. Вопрос из области «Ценообразование на различных типах рынка».

    Чем характеризуется рынок чистой монополии?

    Цена вопроса - 1000 монет, стартовая цена - 100 монет.

    4. Вопрос из области «Доходы населения».

    Дайте современное определение заработной платы.

    Цена вопроса - 1500 монет, а стартовая цена - 100 монет.

    5. Вопрос из области «Ссудный процент».

    Напишите формулы простых и сложных процентов.

    Цена вопроса - 1500 монет, стартовая - 100 монет.

    6. Вопрос из области «Прибыль предприятия».

    Какие вы знаете пять форм прибыли?

    Цена вопроса - 1500 монет, а стартовая цена - 100 монет.

    3-й тур. Закрытый лот «Неизвестный вопрос».

    На продажу выставляется закрытый лот, то есть неизвестны ни вопросы, ни область знаний, которые будут в этом лоте.

    Цена за правильный ответ будет составлять 2000 монет, стартовая цена - 100 монет.

    Вопросы:

    1. На какие потоки разделяется прибыль?

    2. Каковы причины неравенства доходов?

    3. Из каких трех частей складывается стоимость товаров?

    4. Что такое неэластичный спрос?

    5. Что такое бюджетная линия?

    6. Чем характеризуется олигополия?

    7. В чем различие номинальной и реальной ставки ссудного процента?

    8. Что такое совокупный, средний и предельный продукты?

    Подведение итогов.

    В заключение участники определяют сумму наличных денег (на лицевом счету), возвращают в банк взятый кредит и 30 % годовых за пользование им. Определяется победитель. Им становится ученик, у которого остается больше денег на лицевом счете.

    Ответы на вопросы аукциона.

    1-й тур.

    1. Свойства изоквант: имеют форму вогнутых кривых с отрицательным наклоном; никогда не пересекаются; большому выпуску соответствует удаленность от начала координат; не имеют общих точек с осями координат, если все ресурсы необходимы для производства данного продукта.

    2. Арендная плата за землю включает не только ренту, но процент на вложенный в землю капитал.

    4. Фирма имеет прибыль, если цена на каждый ресурс равна его предельному продукту в денежном выражении.

    5. Руководство фирмы рассматривает издержки с точки зрения перспектив фирмы, то есть издержки, связанные с упускаемыми возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы.

    6. По мере насыщения данной потребности предельная полезность каждой следующей единицы блага будет падать.

    7. Номинальная заработная плата (ЗП) - это сумма денег, получаемая за час, день, год и т. д.

    Реальная ЗП - это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную ЗП, то есть это покупательная способность.

    8. Функции прибыли: максимальная прибыль; воздействует на уровень использования ресурсов и их распределение; побуждает к инвестициям, ускорению НТП, расширению производства, производству большего количества продукции.

    2-й тур.

    1. Постоянные - издержки, величина которых не изменяется с изменением объема производства. Например: арендная плата, управленческие расходы, страховые платежи.

    Переменные - издержки, величина которых изменяется в зависимости от объема производства. Например: затраты на сырье, топливо, материалы, оплата трудовых ресурсов.

    2. Фонды предприятия делятся на производственные, непроизводственные и фонды обращения.

    3. Рынок чистой монополии характеризуется следующими показателями: одна фирма; уникальный продукт; максимальная степень контроля за ценами; невозможность вступить в отрасль; нет неценовой конкуренции.

    4. ЗП - основная часть фонда жизненно необходимых средств работников, распределяемая между ними в соответствии с количеством и качеством труда, реальным трудовым вкладом и зависящая от конечных результатов работы предприятия.

    5. S = Р(1 + in) - простые проценты;

    S = Р (1 + i)^n - сложные проценты.

    6. Пять форм прибыли:

    а) прибыль - эксплуатация наемного труда, основанная на присвоении результатов неоплаченного труда;

    б) прибыль как безусловная зарплата, рента, %;

    в) прибыль как временный доход, полученный в результате инноваций;

    г) прибыль как вознаграждение за риск в условиях неопределенности;

    д) прибыль как монопольный доход.

    3-й тур.

    1. Прибыль разделяется на три потока:

    а) налоги;

    б) расходы на накопление;

    в) потребление.

    2. Причины неравенства доходов:

    а) неравенство в отношении собственности;

    б) различия в способностях людей;

    в) различия в образовании и профессиональной подготовке;

    г) готовность к интенсивной работе и риску;

    д) монополия и монопсония;

    е) удача, связи, дискриминация.

    3. W = C + V + m,

    W - стоимость товара;

    V - стоимость переменного капитала;

    С - стоимость постоянного капитала;

    m - прибавочная стоимость.

    4. При неэластичном спросе изменение цены на определенный процент вызывает изменение спроса на меньший процент.

    5. Бюджетная линия отображает множество наборов продуктов, приобретение которых требует одинаковых затрат.

    6. Олигополия характеризуется:

    а) количеством фирм (несколько);

    б) видом продукта - стандартный и дифференцированный;

    в) ограниченным контролем за ценами;

    г) существующими барьерами вступления в отрасль;

    д) типичной неценовой конкуренцией.

    7. Номинальная ставка процента - процентная ставка % по текущему курсу.

    8. Реальная ставка % = номинальная ставка % - уровень инфляции.

    9. Совокупный продукт - количество продукта, производимого при определенном количестве переменного фактора и неизменности другого фактора.

    Средний продукт - количество совокупного продукта фактора к затраченному количеству этого фактора.

    Предельный продукт - дополнительный продукт, полученный при увеличении данного фактора на 1 единицу.

    «Производство и экономика»

    Учитель экономики

    Цели урока:

    1. Обучающая:

      расширение кругозора студентов; пропаганда интереса к экономическим знаниям.

    2. Воспитывающая:

      культура общения , взаимное уважение; такие качества характера, как инициативность, самостоятельность, активность, настойчивость; правильные взаимоотношения между членами группы (команды), основанные на взаимопомощи , поддержке, доброте; образ экономически грамотного и активного человека.

    3. Развивающая:

      интерес к изучаемому предмету; личность студента; способность четко и быстро мыслить, кратко и ясно выражать свою мысль; умение самостоятельно пополнять свои экономические знания.

    Задачи урока:

      повторение и закрепление пройденного материала, представленного в нестандартном виде; воспитание стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.

    Тип урока: урок-игра.

    Наглядные пособия и оборудование: карточки с заданиями.

    Задача участников игры: задача каждой команды – заработать наибольшее количество баллов за счет использования собственных знаний, выполняя задания преподавателя.

    ХОД УРОКА:

    I. Оргмомент. Постановка задачи командам.

    II. Представление жюри.

    III. Выполнение заданий.

    V. Подведение итогов.

    Первый раунд.

    1 вопрос: Что представляет собой процесс производства?

    2 вопрос: Что является важнейшим показателем использования рабочей силы, определяющим ее продуктивность? (Производительность труда).

    3 вопрос: Назовите, какие производительные силы сопровождают процесс производства? (Рабочая сила и средства производства).

    4 вопрос: Материальные ресурсы, включающие в себя средства труда и предметы труда? (Средства производства).

    5 вопрос: Что представляют собой вещи, с помощью которых люди создают необходимые блага? (Средства труда).

    6 вопрос: Средства труда, которые участвуют в производстве многократно, при этом постепенно изнашиваются, а так же постепенно амортизируются – это? (Основной капитал).

    7 вопрос: Назовите, какой тип развития производства подразумевает его происхождение за счет качественного обновления средств производства. (Интенсивный).

    8 вопрос: Сосредоточенность средств производства и рабочей силы на крупном предприятии представляет собой? (Концентрация производства).

    9 вопрос: Какой уровень производства подразумевает деятельность в масштабах одной производственной единицы? (Индивидуальное).

    10 вопрос: Укрупнение и улучшение капитала за счет добавочных капиталовложений в производство представляет собой? (Накопление капитала).

    Подведение итогов 1 раунда!

    Второй раунд (конкурс капитанов).

    Задание: Охарактеризовать 4 отличия основного капитала от оборотного. (1. Средства труда, предметы труда; 2. участие в производстве; 3. потребление; 4. Перенос стоимости на готовую продукцию).

    Третий раунд (конкурс болельщиков).

    Задание: Ответить на вопросы.

    Четвертый раунд.

    Задание: Исходя из определения термина «Производство» нарисовать: А) производственный процесс сельскохозяйственного предприятия; Б) производственный процесс промышленного предприятия.

    Пятый раунд.

    Задание.

    Результат производства количественно измеряется в виде общего продукта. Он выражается в натуральной форме (количество тонн стали, обученных студентов). На мебельной фабрике производится 500 столов в месяц, а на другой 1000. На первой трудится 10 человек, а на второй 40. Необходимо определить на каком предприятии достигается более высокая производительность труда, а для этого необходимо сперва определить средний продукт по каждой фабрике).

    (равна соответственно 500: 10 = 50 столов и 1000: 40 = 25 столов. На первом предприятии достигается более высокая производительность труда, чем на втором, хотя выпуск в два раза меньше).

    Средний продукт (производительность) труда = выпуск продукции / число рабочих.

    Задание: Определите производительность труда при следующих данных:

    Число рабочих (чел.)

    Выпуск продукции (шт.)

    Производительность труда, шт

    0

    40

    45

    42

    37,5

    33

    29,2

    Задание: командам нужно вставить пропущенные буквы в словах, означающих экономические термины.

    Задание: нужно по названию валюты определить страну, к которой она относится и наоборот.

    Подведение итогов.

    Вопросы:

    1. Главная цель производства (удовлетворение материальных потребностей индивидов и общества)

    2. временное падение объема производства представляет собой (кризис производства)

    3. Назовите вид воспроизводства при котором повторение процесса производства осуществляется в неизменных размерах.(простое)

    4. показатель отражающий степень продуктивности фондов и определяющийся стоимость продукции, приходящейся на единицу стоимости фондов. (фондоотдача).

    5. Один из факторов производства представляющий собой поток тех или иных знаний, сведений, различных сигналов, которые передаются и воспринимаются людьми и специальными устройствами.



    gastroguru © 2017