Торжок. Борисоглебский монастырь

Религиозная организация Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь г. Торжка Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

172010, Россия, Тверская обл., г. Торжок, ул. Старицкая, д. 7

Контактная информация:

8-910-640-75-01, 8-910-843-65-53

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. " target="_blank"> Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

http://www.новоторжский-борисоглебский-монастырь.рф/

группа ВКонтакте

Расписание богослужений:

История и описание:

Новоторжский Борисоглебский монастырь - один из древнейших наших Российских православных монастырей. Основан он преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

Преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другое место, а именно - устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 года всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба.

Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей.

Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий.

Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик прп.Ефрема, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители. Всенародная молва и всеобщее мнение о его святости, его высоких подвигах духовных вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий. Вместе с отечеством своим он претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, а 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения Пресвятой Богородицы была сожжена вместе с братией монастыряи некоторыми людьми.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. В 1919 году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы разместился Всероссийский историко-этнографический музей. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и православной церковью. По благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем монастыря становится игумен Вассиан (Кураев).

Приезжают в обитель и пять монахов. Но только в 1995 году поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых. В этом же году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время празднования 400-летия Нило-Столобенской пустыни. Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня 1998 года в день памяти св. преп. Ефрема Новоторжского возобновилась литургическая жизнь в стенах древнейшего Борисоглебского монастыря.

Церкви монастыря:

1) Борисоглебский собор, построен в 1796 г., с двумя приделами Преподобного Ефрема Новоторжского и Аркадия
2) Над Святыми Вратами Нерукотворного Образа Спасителя, построена в 1811 г., над сей церковью устроена колокольня
3) Введенская церковь, построена в 1833 г., при сей церкви устроен придел в 1879 г. Святых Праведных Иоакима и Анны, под церковью находится трапезная, при церкви колокольня старой архитектуры
4) При настоятельских кельях Входоиерусалимская церковь

Игуменов - 3 (из них: 2 - приписных приходских игумена)
иеромонахов - 1
иноков - 1

Реквизиты :

Получатель:
Религиозная организация «Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь
Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)»
Банк получателя:
ОТДЕЛЕНИЕ N8607 СБЕРБАНКА РОССИИ Г. ТВЕРЬ
р/сч 40703810463320100228
ИНН 6915005051 КПП 691501001
корр/сч 30101810700000000679 БИК 042809679
Назначение платежа:
пожертвование на восстановление монастыря.

Фото. Сергея Павловича Носикова

Найти на карте:

В 1785-1796 гг. по проекту архитектора Н. А. Львова на его месте построили новый собор. Но фундаменты древнего собора можно видеть и сегодня. Первый камень при строительстве собора заложила Екатерина II .

Самая древняя постройка монастыря - Введенская церковь (XVII в.). В архитектурный ансамбль монастыря также входят: Надвратная церковь и Входо-Иерусалимская церковь.

Из монастыря отрывается прекрасный вид на реку Тверцу и Торжок.

На данный момент монастырь используется Православной Церковью и Всероссийским историко-этнографическим музеем.

Для паломников, желающих посетить обитель, работает благоустроенная монастырская гостиница.

Основал монастырь преподобный Ефрем Новоторжский , судьба которого весьма необычна.

Скорее всего, в начале XI века он с братьями Георгием и Моисеем пришёл из Венгрии на Русь, где все трое поступили на службу к сыну Великого Киевского князя Владимира - Борису . Они были конюшими, что являлось очень высоким чином в древнерусской иерархии. Служили угрины, так называли венгров на Руси, своему новому господину верой и правдой, пока не наступил 1015 год.

Возникает вполне законный вопрос, а зачем вообще пришли венгры на Русь? Как уже было сказано выше - ради карьеры. Но не только. И Киевская Русь, и Венгрия в то время представляли единое христианское пространство. Только после раскола христианства на православие и католичество в 1054 году Венгрия стала католической страной. До этого активную роль в христианизации Венгрии играли греческие священнослужители. Неслучайно, что 20 августа/2 сентября 2000 года Священный Синод Константинопольского Патриархата причислил к лику святых первого короля Венгрии Стефана , который правил и умер до разделения христианской церкви на православную и католическую, поэтому он почитается обеими концессиями, в том числе и верующими епархии Русской Православной Церкви в Венгрии.

Но вернёмся в Киевскую Русь, где в 1015 году трагически погибают Борис и его брат Глеб от рук своего же брата в борьбе за великокняжеский престол. Первым погибает Борис, а вместе с ним и брат Ефрема Георгий, который пытался защитить князя. Нападавшие не просто убивают Георгия , но отрезают ему голову, видимо, для того, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Поступок Георгия вполне понятен, дело в том, что русские дружинники в X-XI вв. получали шейную гривну в качестве награды, и довольно высокой. И Георгий, в отличие от своего брата Моисея , спасаться бегством не стал, а погиб в неравном бою как воин, защищая своего господина.

Мы не знаем, где был в это время Ефрем и, очевидно, никогда уже не узнаем. Но известно, что Ефрем вскоре пришёл на место трагедии, на берег реки Альты, и нашёл там отрубленную голову своего брата Георгия. Для этого у Ефрема было очень мало времени, если мы только представим, сколько диких зверей обитало в то время. Поэтому можно предположить, что он находился неподалёку от места трагедии. Охваченный ужасом, боясь разделить участь своего брата, Ефрем бежит на север в земли, которые в то время контролировал Новгород. Вскоре на берегу Тверцы он, как это написано в его Житии, «построил странноприимный дом и принял на себя подвиг стран-нолюбия».

Зачем же Ефрем взял с собой голову своего брата Георгия? Почему не захоронил её вместе с телом на месте его гибели? Ответ на этот вопрос находим тоже в его Житии: «...чтобы завещать потом положить с собою в одну гробницу». В 1572 году гробницу Ефрема вскрыли. «Честные мощи преподобного Ефрема были обретены 11 июня 1572 года. Новго-род-ский архиепископ Леонид, возвращаясь из Москвы в Новгород, посетил тогда для молитвы Борисоглебскую обитель. Настоятеля и братию он спраши-вал, где поло-жены мощи чудотворца. Когда показали гробницу святого, архи-епископ при-казал открыть и самый гроб. Тогда присутствующие увидели тело преподобного нетлен-ным и ощутили благоухание». Как видим, ничего в Житии не сказано о голове Георгия. И это тоже загадка.

Собор, построенный Ефремом, простоял почти 750 лет. В 1785-1796 годах на месте старого обветшалого собора был возведён новый с тем же названием по проекту тверского архитектора Николая Александровича Львова . Императрица Екатерина II во время своего путешествия по Вышневолоцкой водной системе торжественно заложила первый камень будущего собора, построенного в традициях палладианской архитектуры, ярым приверженцем которой был Львов. Но фундамент от древнего собора можно увидеть и сегодня.

Вслед за князем Борисом погибает и его брат Глеб . Многие историки считают, что за убийством князей стоит их брат Святополк , получивший прозвище Окаянный. Со временем Бориса и Глеба канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. А вот когда именно произошла канонизация, учёные спорят до сих пор. Называются самые различные даты - 1020, 1039, 1071 годы.

Для определения даты канонизации мы используем несколько подсказок, которые нам предоставила история. Дело в том, что, будучи человеком глубоко религиозным, Ефрем мог начать строительство собора, посвящённого Борису и Глебу, только после их канонизации. Из его же Жития мы знаем, что Ефрем сначала получил благословение архиепископа Новгородского, а уж потом, в 1038 году, начал строительство монастыря. Кроме этого, известно, что Борис под именем Роман Русский и Глеб под именем Давид Польский входят в список святых Римско-Католической церкви. Это могло стать возможным только при условии их канонизации до разделения Церквей в 1054 году. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что канонизация Бориса и Глеба произошла на рубеже 1037-1038 годов.

Есть сведения, что ещё до сначала строительства монастыря Ефрем ездил в Киев. Может быть, даже неоднократно. Это могло произойти только после 1019 года, когда к власти в Киеве пришёл Ярослав Мудрый . Возникает вопрос: зачем? По всей видимости, он ездил в Киев неслучайно. Ефрем лично знал и любил убитых князей и как мог способствовал их прославлению. А как только это произошло, сразу же приступил к строительству собора и монастыря в их честь. Скорее всего, на берега Тверцы он возвращался не с пустыми руками.

Дело в том, что в 1095 году частицы мощей святых князей были переданы в чешский Сазавский монастырь, а в 1155 году во Владимир князем Андреем Боголюбским , бывшим князем Вышгородским, был вывезен меч Бориса, хранившийся в церкви в их честь, которая была построена в Вышгороде, недалеко от Киева, в 1115 году. Вполне возможно, что и в Борисоглебском монастыре могли оказаться реликвии, связанные с первыми русскими святыми.

Церковь в Вышгороде была разрушена во время нашествия Батыя на Киев в 1240 году. При этом были утрачены мощи святых братьев и попытки их обрести вновь, предпринимавшиеся в разные годы, не дали результата. Очевидно, что такая же участь постигла и частицу их мощей, оказавшуюся в Чехии. А двумя годами раньше, в 1238 году, Торжок в течение двух недель - с 21 февраля по 5 марта - сдерживал осаду монголо-татарских войск. Торжок пал и был разграблен.

Мы не знаем точно, были некие артефакты, относящиеся к первым русским святым на Тверской земле в древнем Торжке, или нет. Мы может лишь надеяться, что они здесь были, а может быть, и есть до сих пор, пока под спудом.

Виктор Грибков-Майский, член Союза журналистов России

Новоторжский мужской монастырь во имя святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба в городе Торжке Тверская епархия

Монастырь основан преподобным Ефремом Новоторжским около года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича , почти в одно время с Киево-Печерской лаврой , принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба , в честь которых был заложен первый храм.

Монастырь претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в , в , годах. В году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского , в году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками, деревянная Введенская церковь была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми. При всех гибельных разрешениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповреждённой.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Процветание монастыря продолжалось до революции года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны.

Монастырь в XX веке

В году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. До революции в Борисоглебском соборе почивали мощи основателя обители преподобного Ефрема Новоторжского в серебряной раке, и при них находилась и голова Георгия, родного брата преподобного, положенная согласно завещанию в гроб. Здесь же под спудом находились и мощи преподобного Аркадия, которые никогда не извлекались из под земли. В году мощи преподобного Ефрема были перенесены в Михаило-Архангельский храм города Торжка. В году мощи бесследно исчезли.

Мероприятия по закрытию монастыря начались в - годах, когда часть строений монастыря (Входоиерусалимская церковь и братский корпус) были отданы под валяльные мастерские, склады и общежитие льносовхоза. В начале июня года прокатился шквал арестов монахов Борисоглебского монастыря, и он был окончательно закрыт.

Первоначально комплекс монастыря был передан совхозу имени Молотова. В нем в - годах находилось сельскохозяйственное училище, с года располагалась воинская часть, в конце 1930-х годов – воинские авиационные склады, затем лагерь для военнопленных, с года - тюрьма, а в - годах – лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков.

В году, после вывода из монастыря тюрьмы и ЛТП в нем разместился Всероссийский историко-этнографический музей, в связи с чем начались исследовательские и реставрационные работы. Была проведена реставрация здания Духовного правления, Свечной башни и участка монастырской ограды (северное, южное и частично восточное прясло), отреставрированы главы Введенской и Входоиерусалимской церквей.

Восстановление монастыря

В году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и Православной Церковью.

Монастырь был вновь открыт в году согласно ходатайству епископа Тверского и Кашинского Виктора и Определением Священного Синода РПЦ от 2 октября 1993 года с назначением наместника обители клирика Тверской епархии игумена Вассиана (Кураева).

В году в обитель приезжают пять монахов и поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых.

Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня года, в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского, в монастыре совершена первая Литургия.

Статистика

  • - 5 насельников
  • - 11 насельников

Святые

Святыни

  • Рака, с хранящимися внутри главными монастырскими святынями: Часть мощей прп. Ефрема, древний вышитый жемчугом покров с главы преп. Ефрема, власы (с главы) и часть параманного креста преп. Ефрема Новоторжского чудотворца
  • Предсмертное завещание братии преп. Ефремом Новоторжским

Архитектура

Храмы монастыря

  • Бориса и Глеба собор , построен в году
  • Нерукотворного Образа Спасителя над Святыми Вратами, построена в году, над сей церковью устроена колокольня
  • Введенская церковь, построена в году, при сей церкви устроен придел в году Святых Праведных Иоакима и Анны, под церковью находится трапезная, при церкви колокольня старой архитектуры
  • Входоиерусалимская церковь при настоятельских кельях

Он, наверное, по праву считается одним из красивейших городов Тверской области и здесь (во всяком случае, в старой его части) , на мой взгляд, воочию можно ощутить на себе обстановку той классической провинции русских уездных городов (XVIII - XIX веков) , так хорошо знакомых нам по произведениям А.Н. Островского, А.П.Чехова.

Этот город является настоящим «музеем под открытым небом» екатерининского классицизма и многочисленных храмовых сооружений, по количеству которых он мог бы, наверное, посоперничать с широко известным для туристов Суздалем… Хотя, нельзя и не отметить, что часть зданий и сооружений из сохранившегося почти полностью архитектурного ансамбля, к сожалению, покрывает уже определенный «налет» бесхозности и безденежья последних десятилетий…

А еще этот город подкупает своими восхитительными панорамами, которые так и просятся в объектив фотокамеры…

Сегодня же я расскажу только об одной из достопримечательностей этого города - Борисоглебском монастыре .


Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь является одним из древнейших в России (основан почти в одно время с Киево-Печерской лаврой и считается третьим монастырём со времени их появления в России) и иерархически подчинен Тверской епархии .

Обитель расположена на западном (высоком) берегу реки Тверца и была основана в 1038 году (в княжение великого князя Киевского Ярослава Мудрого) старцем Ефремом , братья которого погибли, защищая князя Бориса от людей Святополка Окаянного .

Построенный в тот же год храм, получивший название Борисоглебского (в честь Бориса и Глеба) и дал название всему монастырю.

Обитель со времени своего существования претерпел неоднократные опустошения и разорения:

● трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах;

● в 1237 году подвергся нападению монголо-татар;

● дважды пострадала обитель от Литвы и поляков.
Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, в 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию.
Другой раз - в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками, деревянная Введенская церковь была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми.

При всех гибельных разрешениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповреждённой.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Этап от завершения Смутного времени и до революционных событий начала XX века стал для монастыря периодом его благоустройства, процветания и возвышения, когда он приобрел свой нынешний вид.

После 1917 года обитель разделила участь большинства других православных монастырей того времени.

Мероприятия по закрытию монастыря начались в 1927-1929 годах, когда часть строений монастыря (Входоиерусалимская церковь и братский корпус) были отданы под валяльные мастерские, склады и общежитие льносовхоза.

В начале июня 1931 года прокатился шквал арестов монахов Борисоглебского монастыря, и он был окончательно закрыт.

Первоначально комплекс монастыря был передан совхозу имени Молотова. В нем в 1931-1934 годах находилось сельскохозяйственное училище, с 1936 года располагалась воинская часть, в конце 1930-х годов - воинские авиационные склады, затем лагерь для военнопленных, с 1944 года - тюрьма, а в 1985-1988 годах - лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) для алкоголиков.

И только в 1989 году, после вывода из монастыря тюрьмы и ЛТП, в нем разместился Всероссийский историко-этнографический музей , в связи с чем, начались системные исследовательские и реставрационные работы. Была проведена реставрация здания Духовного правления, Свечной башни и участка монастырской ограды (северное, южное и частично восточное прясло) , отреставрированы главы Введенской и Входоиерусалимской церквей.

В 1993 году по ходатайству епископа Тверского и Кашинского Виктора и решению Священного Синода РПЦ на фондах бывшей обители вновь был воссоздан монастырь, инфраструктура которого стала использоваться совместно с музеем.

С приездом сюда первых пяти монахов (1995) сразу же начались работы по активному восстановлению сооружений монастыря, а в 1998 году, в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского (24 июня) , во Введенском храме была совершена первая литургия и с тех пор непрестанные молитвы в обители не прерываются…

В настоящее время здесь проживают и несут службу под руководством игумена монастыря иеромонаха Арсения (Леонова) более 11 насельников.

Обитель имеет своё подворье - Иоанна Богослова (на одноименном кладбище г. Торжка) , расположенное на месте бывшего Иоанно-Богословского мужского монастыря, разоренного и сожженного в 1604 году во время литовского набега.

Кроме того к монастырю приписаны и часть городских храмов -
Воздвижения Креста Господня

и Климента, папы Римского .


Наиболее эффектно монастырь смотрится с противоположного берега реки Тверца, завораживая своей красотой, гармонично встроенной в местный ландшафт.

Причем сразу бросается в глаза, что в его архитектурном ансамбле сплелись воедино стили и веяния различных эпох, как срезы на стволе дерева… Очень часто разность стилей делает его аляповатым, но не в данном случае - всё здесь гармонично и оттеняя творения различных эпох, открывает человеческому взгляду их лучшие черты. В этом, пожалуй, и заключается мастерство и профессионализм зодчих, создававших это творение. А одним из главных архитекторов, сформировавших нынешний вид обители является Н.А. Львов .

И хотя реставрационные и восстановительные работы ведутся здесь уже в течение не одного десятилетия (обитель, несмотря на свою старину и красоту, не является ставропигией и поэтому темпы работ во многом зависят от пожертвований прихожан и паломников) , но всё равно тихим сапом (от одного объекта к другому) они идут по нарастающей и есть надежда, что будут успешно завершены.

Архитектурный ансамбль включает в себя:
собор Бориса и Глеба (Борисоглебский собор) - главный храм обители, расположенный в ее центре и построенный Н.А. Львовым в 1785-1796 годы. На этом месте первоначально (с XI века) стояла небольшая белокаменная церковь, заложенная вместе с монастырем.

Фасады большого и величественного собора (построенного в стиле классицизма) обработаны дорическими портиками, а широкий, слегка приплюснутый восьмигранный барабан и четыре малые купола по углам придают храму некоторую грузность. Декоративные детали обработки нарядны и торжественны.

Данный храм, по мнению самого Н.А. Львова, является лучшим из построенных им культовых сооружений. По старой фотографии, размещенной выше, вы и сами можете оценить красоту храма.

В настоящее время храм закрыт и в нём проводятся восстановительные и реконструкционные работы;

Рядом с собором сохранились остатки фундамента предела преподобного Ефрема Новоторжского (XVI - XVII вв.) . Кто знает, может, со временем он будет вновь воссоздан?…;
храм во имя Спаса Нерукотворного (1811) , построенный по проекту всё того же Н.А.Львова местным архитектором Ананьиным, является композиционной основой не только самого монастыря, но и старой части города.

Сооружение представляет собой встроенную в монастырскую стену надвратную церковь с многоярусной колокольней , увенчанной шпилем, которая возвышается над всем городом, привлекая внимание легкостью и красотой своего силуэта.

В нижнем ярусе имеется арочный проём - Святые врата (главный вход в обитель) , во втором ярусе размещалась сама церковь, в третьем - расположены арки звона, а верхний ярус выполнен в виде круглой сквозной беседки.

В настоящее время храм закрыт - находится на полной реставрации, как и закрыт проход через Святые врата. Но при этом можно подняться на колокольню, откуда с высоты птичьего полета открывается красивый обзор

как на сам монастырь,
так и на весь город, где можно разглядеть близлежащие:
собор Преображения Господня ;

и церковь Михаила Архангела , с ослепительно-синими главами. Возведенный в 1742 году, храм был полностью перестроен в 1850 году, и представляет собой хрестоматийный образец русско-византийского стиля, близкий по архитектуре к Храму Христа Спасителя в Москве.

В монастыре имеется сложный ансамбль, состоящий из двух церквей:
церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы (1620) - образца московской архитектуры.

Несмотря на свою скромность, внутри Введенский храм светел и просторен. Он является постоянно действующим и здесь хранится главная святыня обители - рака, частью мощей прп. Ефрема, древний вышитый жемчугом покров с главы преп. Ефрема, власы (с главы) и часть параманного креста преп. Ефрема Новоторжского чудотворца.
В 1879 году здесь же был устроен придел Святых Праведных Иоакима и Анны , а под храмом находится трапезная ;
церкви во имя Входа Господня в Иерусалим (1717) , расположенной при настоятельских покоях (которые, как и она в настоящее время реконструируются) и являющейся образцом русского барокко. К настоятельскому корпусу примыкал одноэтажный каменный флигель , где помещались разные монастырские службы;

● а также шатровой восьмигранной колокольни , исполненной в традициях церковного зодчества XVI - XVII веков.

Все три постройки слились в одну, и не имеют четких границ между собой, однако Введенская церковь является самой старой в городе;
часовню Успения Пресвятой Богородицы (1811), расположенная в двухэтажном странноприимном доме , где в нижнем этаже размещались странники и приходящие богомольцы, а также находилось Духовное правление .

Кроме того в архитектурный ансамбль обители входят:
братский корпус (1818 -1819) ;
погреб-ледник , для хранения скоропортящихся монастырских продуктов, где в качества холода используют «ледяные кирпичи», вырезанные из зимнего льда реки Тверца, опоясывающий монастырь;
монастырские постройки , для хранения инвентаря и других продуктов.

По периметру обители окружают монастырские стены :

где - сохранившиеся полностью,

где - частично или полностью разрушенные.

По углам стен сооружены башни (всего их четыре) :

- Юго-западная ;

- Юго-восточная ;

- Восточная

и известная многим историкам Свечная (Библиотечная) башня (1809) - обращенная на север и названная так, поскольку к ней примыкал, когда имевшийся при монастыре, свечной завод.
Эта исключительно красивая, с множеством декоративных форм, башня знаменита прежде всего тем, что в ней располагалась обширная монастырская библиотека, где, по преданию, Н.М. Карамзин работал над своей «Историей государства Российского» (от того за ней закрепилось и второе название башни) .
Верхняя часть этого сооружения была восстановлена в ходе реставрации в 1970 - 1980-х годов и с тех пор башня больше не ремонтировалась.

Вблизи у стены, примыкающей к башне, сохранились остатки монастырского погоста , который был разрушен в богоборческие времена первой половины прошлого века…

С западной стороны обители (между странноприимным домом и стеной) расположены Входные (Экономические) ворота , которые нынче связывают монастырь с внешним миром.

Здесь же при входе имеется временная постройка - церковная лавка

и очень часто (в теплое время года) прихожан и посетителей обители встречают местные старожилы - монастырские коты…

Добраться до монастыря, если ехать туда на машине, совсем не сложно. Город Торжок расположен невдалеке от автодороги «Россия» (связывающей Москву и Санкт-Петербург) . Въехав в город (подъезжая к автомобильному мосту через Тверцу) , Ваш глаз обязательно «зацепится» за очертания обители (расположена она по адресу: г. Торжок, ул. Старицкая, д.7)

Начинать осмотр Борисоглебского монастыря лично я бы посоветовал вам с его панорамных видов, которые более живописно открываются с автомобильного моста или, как уже говорил, восточной набережной реки Тверца (от частных домов, что расположены напротив обители)

Впервые увидев монастырь на фотографии, он впечатлил меня своими формами, а посмотрев на него воочию - вместе с внешней красотой (которая на порядок привлекательнее, что называется «вживую») возникло щемящее чувство боли и стыда: как всё же варварски относились к нему Власть предержащие многие десятилетия советского периода нашей истории и как медленно, после этого, возрождается он к жизни - вдалеке от финансовых потоков меценатов и, создалось такое впечатление, от членов Священного Синода, которые могли бы, наверное, лично поспособствовать быстрейшему восстановлению одной из древнейших обителей Русского Православия и одной из «жемчужин», лежащей подле Золотого кольца России .

Борисоглебский монастырь в Торжке основан в 1038 г. бывшим конюшим киевского князя Владимира боярином Ефремом. Трагическая гибель Бориса и Глеба, убитых их названым братом князем Святополком, настолько потрясла Ефрема, что он удалился навсегда от светской жизни, воздвигнув каменный храм на высоком берегу Тверцы и основав здесь монастырь. Первый каменный собор простоял около 700 лет. В 1577 г., при Иване Грозном, были пристроены два придела. Собор сильно пострадал в 1607 г. при взятии Торжка поляками. Пожар 1742 г. уничтожил деревянные стены Торжка.

Возрождение монастыря началось во второй половине XVIII в. На месте древнего был в 1785-1796 гг. построен новый Борисоглебский собор по проекту архитектора Н.А. Львова. Большой и величественный собор классически ясен. Фасады обработаны дорическими портиками. Широкий, слегка приплюснутый восьмигранный барабан и четыре малые купола по углам придают собору некоторую грузность. Декоративные детали обработки нарядны и торжественны. На снимке - южный фасад собора.

Надвратная церковь-колокольня Борисоглебского монастыря заложена в 1804 г., через год после смерти Н.А. Львова, как предполагают исследователи, по его проекту. Строительство вел местный архитектор Ананьин. Многоярусная колокольня, увенчанная шпилем, возвышается над всем городом, привлекая внимание легкостью и красотой своего силуэта. В нижнем ярусе был арочный проем - главный вход в монастырь. Во втором ярусе размещалась церковь, в третьем расположены арки звона. Верхний ярус выполнен в виде круглой сквозной беседки. Башня в углу монастырской стены, противоположном колокольне, в XIX в. В башне разместилась монастырская библиотека. Сооружение необычно по своим формам. Верхняя часть башни была восстановлена в ходе реставрации в 1970-х - 1980-х гг. и с тех пор не ремонтировалась. Входо-Иерусалимская церковь построена в 1717 г. между настоятельскими корпусами примерно того же времени. Реставрировалась в 1980-х гг. Введенская церковь - самая древняя постройка Борисоглебского монастыря. Она построена в XVIIв. на месте сожженной поляками древней деревянной церкви. В XIX в. было пристроено крыльцо. Колокольня, увенчанная восьмигранным шатром, видимо, построена в одно время с церковью.

Для описаний использована литература: Балдина О.Д., От Валдая до Старицы, М.: Искусство, 1968, с.31-59. Торжок - город древний и вечно молодой, Внешторгиздат, 1989



Борисоглебский-Новоторжский монастырь, 2 класса, в городе Торжке. Основан в 1038 году преподобным Ефремом (см. 28 января), святые мощи которого и почивают здесь, в соборном Борисоглебском храме, на вскрытии, в серебряной устроенной в 1874 году раке, под великолепной бронзовой сенью; при них глава брата его Георгия, положенная в его гроб согласно завещанию преподобного Ефрема. Здесь же под серебряной гробницей почивают под спудом мощи преподобного Аркадия (см. 14 августа). Соборный монастырский храм заложен был (на месте древнего) в 1785 году самою императрицей Екатериной II. Возобновленный в последнее время, он был освящен в 1895 году. В монастыре хранятся священные сосуды и вещи преподобного Ефрема, а также многие церковные предметы древности, книги и царские грамоты XVII века. Ежегодно 28 января совершается в монастырь крестный ход из всех городских церквей, а 11 июня вокруг монастыря, с обнесением мощей препо¬добного Ефрема. При монастыре школа и странноприимный дом.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Судьба мощей основателей Борисоглебского монастыря. Мощи почитаемых как основатели монастыря Ефрема и Аркадия Новоторжских находились в монастыре, на протяжении практически всей его истории. Согласно церковным источником, Ефрем Новоторжский умер 28 января (10 февраля) 1053 г. (Дата называется иеромонахом Илидором и скорее всего является церковным преданием). По преданию, перед смертью, собрав всю братию, Ефрем завещал им, чтобы вместе с ним в гроб положили голову его брата Георгия, которую он тайно хранил при себе столько лет. Тело его было погребено в созданной им каменной церкви, на правой стороне, в паперти. Гроб со священными останками Ефрема и головой его брата Георгия был открыт в 1572 г. Ефрем практически сразу был канонизирован. Празднование преподобному Ефрему установлено Русской Православной Церковью (далее РПЦ) в день его кончины и в воспоминание обретения мощей 11 (24) июня. В Борисоглебском монастыре они почитались как святыня и хранились открыто.

Примерно через 100 лет, 11 (24) июля 1677 г., были обретены мощи преподобного Аркадия, по сообщению архиепископа Дмитрия (Самбикина), первоначально погребенного у западной стены Борисоглебской церкви. Они были перенесены в склеп, устроенный сначала под приделом Иоакима и Анны, а затем под северной стороной Борисоглебского собора. 11 (24) июня в связи с переложением мощей Ефрема Новоторжского из каменного гроба в новую деревянную раку с серебряными позлащенными клеймами, пожертвованную Петром I, был установлен крестный ход. Он совершался ежегодно с участием священно- и церковнослужителей всех городских церквей и мирян. Эта величественная процессия сопровождалась огромной массой народа и простиралась более чем на два километра. Безусловно, мощи основателей Борисоглебского монастыря являлись главной городской святыней на протяжении многих веков. Не удивительно, что после революции 1917 г. антицерковная кампания в Торжке началась с такого события, как публичное вскрытие мощей. Оно было проведено в монастыре в феврале 1919 г. В течение недели (5-12 февраля) мощи святых находились на всеобщем обозрении. После окончательного закрытия монастыря в 1931 году мощи святых были переданы в Михайловскую церковь, а впоследствии изъяты, видимо, органами НКВД и увезены в неизвестном направлении. В настоящее время их местонахождение неизвестно.

Мероприятия по закрытию монастыря начались в 1927-29 гг., когда часть строений монастыря (Входоиерусалимская церковь и братский корпус) были отданы под валяльные мастерские, склады и общежитие льносовхоза. В начале июня 1931 г. прокатился шквал арестов монахов Борисоглебского монастыря, и он был окончательно закрыт. Первоначально комплекс монастыря был передан совхозу им. Молотова. В нем в 1931-1934 гг. находилось сельскохозяйственное училище, с 1936 г. располагалась воинская часть, в конце 30-х гг. - воинские авиационные склады, затем лагерь для военнопленных, с 1944 г. - тюрьма, а в 1985-88 гг. - ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий). В 1989 г., после вывода из монастыря тюрьмы и ЛТП в нем разместился Всероссийский историко-этнографический музей, в связи с чем начались исследовательские и реставрационные работы. Была проведена реставрация здания Духовного правления, монастырской ограды (северное, южное и частично восточное прясло), отреставрированы главы Введенской и Входоиерусалимской церквей. В 1994 было принято решение о возвращении обители РПЦ и возрождении в ней монашеского служения.

В настоящее время монастырь действующий. В нем подвизаются 6 человек братии. Настоятель монастыря Вассиан (Кураев) проживает в Твери. Все монахи имеют священнический сан и служат в храме Иоанна Богослова, приписанном к обители, и во Введенской церкви, действующей с 1998 г. Пока она единственная в монастыре.

Использованная литература: Димитрий (Самбикин), архиепископ. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903. Илиодор. Историко-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря. - Тверь, 1861. Лопатина Н.А. Краеведческий альманах № 4: Материалы по истории Новоторжского Борисоглебского монастыря. - Тверь, 2004. Чичкина И.В. Вскрытие мощей новоторжских святых в 1919 г.// Сборник научных трудов ВИЭМ: Вып. 1. - Торжок, 1997. С. 25-28.



Борисоглебский мужской монастырь - старейший не только на Верхней Волге, но и во всей стране. Он был основан в 1038 году преподобным Ефремом Новоторжским, который был родом из Венгрии. Вместе со своми братьями Моисеем и Георгием он покинул родину и поступил на службу к святому князю Борису, сыну равноапостольного князя Владимира. В 1015 году на реке Альте святой князь Борис был убит, а вместе с ним погиб и брат Ефрема - Георгий. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять с него золотую цепь. Моисею удалось спастись. Впоследствии он принял монашество и стал насельником Киево-Печёрского монастыря. Прибывший на место трагедии Ефрем нашёл голову брата и взял её с собой. Вскоре Ефрем оставил службу при княжеском дворе и по благословению киевского митрополита уединился на реке Тверце. Там он построил небольшой храм во имя князей Бориса и Глеба, который положил начало Борисоглебскому монастырю. Скончался преподобный Ефрем в глубокой старости. В гроб вместе с ним, по завещанию, была положена голова его брата, святого Георгия. В 1925 году монастырь был закрыт, рака с мощами преподобного Ефрема вскрыта. Присутствующие при этом члены комиссии были немало удивлены, увидев в гробу две головы... После закрытия монастыря в его стенах разместилась тюрьма строгого режима, которая находилась там около 50 лет.

В 1993 году в монастырь вернулись монахи. В настоящее время здесь ведутся ремонтно-восстановительные работы. Службы проходят в Введенской церкви, самой древней на территории обители. Здесь же находится рака с частицами мощей преподобного Ефрема Новоторжского.



gastroguru © 2017