Когда родился рубцов. Николай рубцов: биография, коротко о жизни и творчестве

В нашей литературе известно много великих писателей, которые привнесли в русскую культуру бессмертные ценности. Биография и творчество Николая Рубцова имеют важное значение в истории России. Поговорим подробнее о его вкладе в литературу.

Детство Николая Рубцова

Поэт родился в 1936 году, 3 января. Произошло это в селе Емец, которое находится в Архангельской области. Его отцом был Михаил Андреянович Рубцов, который занимал должность политработника. В 1940 году семья перебралась в Вологду. Здесь они встретили войну.

Биография Николая Рубцова насчитывает немало горестей, выпавших на долю поэта. Маленький Коля рано осиротел. Отец ушел на войну и не вернулся. Многие считали, что он погиб. На самом деле, он решил бросить жену и переехал в отдельный дом в том же городе. После смерти матери в 1942 году Николая отдали в Никольский Здесь он проучился в школе до седьмого класса.

Молодость поэта

Биография и творчество Николая Рубцова тесно переплетены с его родным городом Вологдой.

Здесь он встретил первую любовь - Генриетту Меньшикову. У них родилась дочь Лена, однако совместная жизнь не сложилась.

Молодой поэт поступил в Лесотехнический техникум города Тотьма. Однако проучился там всего два года. После он попробовал себя в роли кочегара на траловом флоте в Архангельске. Затем был разнорабочим на полигоне Ленинграда.

В 1955-1959 годах Николай Рубцов проходит армейскую службу старшим матросом на Демобилизовавшись, он остается жить в Ленинграде. Его принимают на Кировский завод, где он снова меняет несколько профессий: со слесаря и кочегара до шихтовщика. Увлекшись поэзией, Николай в 1962 году поступает в Московский имени Горького. Здесь он знакомится с Куняевым, Соколовым и другими молодыми писателями, которые становятся ему Именно они помогают ему издать первые сочинения.

В институте у Рубцова возникают сложности. Он даже подумывает бросить учебу, однако его единомышленники оказывают поэту поддержку, и уже в 60-х годах он выпускает первые сборники своих стихов. Биография и творчество Николая Рубцова времен институтской жизни отчетливо передают читателю его переживания и душевный настрой.

Николай заканчивает институт в 1969 году и переезжает в однокомнатную квартиру, его первое отдельное жилье. Здесь он продолжает писать свои произведения.

Изданные произведения

Начиная с 1960-х годов произведения Рубцова издаются довольно с завидной скоростью. В 1965 году выходит сборник стихов «Лирика». За ним в 1969 году печатается «Звезда полей».

С перерывом в один год (в 1969 и 1970 годах) издаются сборники «Душа хранит» и «Сосен шум»

В 1973 году, уже после смерти поэта, в Москве публикуется «Последний пароход». С 1974 по 1977 года на свет появляются еще три издания: «Избранная лирика», «Подорожники» и «Стихотворения».

Большую популярность получили песни на стихи Николая Рубцова. Каждому жителю нашей страны знакомы «Я буду долго гнать велосипед», «В горнице моей светло» и «В минуты музыки печальной».

Творческая жизнь

Стихи Николая Рубцова перекликаются с его детством. Читая их, мы погружаемся в спокойный мир Вологодской жизни. Он пишет о домашнем уюте, о любви и преданности. Много произведений посвящены чудесному времени года - осенней поре.

Вообще, творчество поэта наполнено правдивостью, подлинностью.

Несмотря на простоту языка, его стихи обладают масштабностью и силой. Слог Рубцова ритмичен и имеет сложную тонкую структуру. В его произведениях чувствуется любовь к Родине и единение с природой.

Биография и творчество Николая Рубцова обрываются внезапно и нелепо. Он погибает 19 января 1971 года во время семейной ссоры от рук своей невесты Людмилы Дербиной. Расследование установило, что поэт скончался от удушения. Дербина была приговорена к семи годам лишения свободы.

Многие биографы выражают мнение, что Николай Рубцов предсказал свою смерть, написав об этом в стихотворении «Я умру в крещенские морозы».

Именем писателя названа улица в Вологде. Ему поставлены памятники в нескольких городах России. Стихи Рубцова по-прежнему пользуются большой любовью среди читателей разных возрастов. Его произведения остаются актуальными и в наше время, ведь любовь и умиротворение всегда нужны человеку.

Поэзия Николая Рубцова имеет завидную читательскую аудиторию. Раскрыть секрет популярности поэта, притягательности и народности его сочинений стремятся многие читатели, публицисты, критики, литературоведы, исполнители. «Певец русской души», «достойный сын Отечества», «наследник Есенина», «великий русский поэт» – эти определения стали общим местом в рассуждениях о Николае Рубцове.

Поэт близок современному человеку своим мироощущением, его «светлая грусть» вселяет радость за день сегодняшний и веру в лучшее будущее. Этим объясняется востребованность его поэзии в наши дни. Рассмотрим ключевые слова его программных произведений. Количество ключей для рассмотрения на уроке зависит от возрастных особенностей восприятия учащихся, от уровня их литературного развития и от поставленных задач.

Обратимся к стихотворению «Звезда полей». Здесь ключом к анализу может быть заглавие произведения. Заглавие – самая «сильная позиция» текста. Это открытие художественного произведения, имя текста, первое, что видит читатель. Анализ художественного произведения от заглавия носит «точечный» характер, то есть будет привлекать различные элементы текста, которые являются смыслообразующими. В процессе такого анализа будут проясняться различные смысловые оттенки слов, явлений, ситуаций, которые помогут проникнуть в подтекст произведения.

Само название стихотворения напоминает о Полярной звезде. Зимой она особенно заметна над Николой, на родине поэта: «только здесь, во мгле заледенелой, она восходит ярче и полней». Поэтический образ «звезда полей» – это путеводная звезда, ангел-хранитель Родины. Она напоминает Рождественскую звезду. Текст из второй главы Евангелия от Матфея гласит: «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец».

По свидетельству современника поэта, впервые Рубцов прочитал «Звезду полей» в начале 1960-х годов в дни Рождества, говоря о том, что поэзия – это «возвращение словам их первоначального смысла». При осмыслении слов поэта вспоминается текст из первой главы Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Смыслообразующая роль глаголов в стихотворениях Рубцова значительна. «Звезда полей» – живое действующее лицо: она «остановившись, смотрит», «горит», «горит, не угасая», «восходит». Выделим ключевые слова стихотворения, которые мы встретим в других произведениях поэта: звезда, сон, родина, горит, тихо, счастлив.

У каждого самобытного автора свои пути «создания ключевых слов, наполнения их образно-символическим содержанием, установления внутренней связи между обобщённым значением и предметно-бытовым значением других слов в контексте целого. Во всём этом проявляется особый склад художественного мышления писателя». Некоторые стихотворения поэта, в их числе и «Звезда полей», названы по первым словам текста. Это подчёркивает верность выбранного нами пути аналитической работы. Таковы и хрестоматийные произведения «Тихая моя родина» и «В горнице».

Николай Рубцов считается наиболее ярким представителем направления в поэзии 1960-х годов, условно названного «тихой лирикой». Особенное чувство рождает слово тихо (тихая, тихий) у поэта: мелькнул «тихий свет», звезда полей горит «тихо за холмом», «Тихо ответили жители, / Тихо проехал обоз». Создают лирическое настроение и близкие к понятию «тишина» слова: глухие луга, задремавшее стадо; хуторок, задремавший счастливо; над вечным покоем; шёпот ив, шелест зелёной листвы; Филя! Что молчаливый?; молча принесёт воды.

В стихотворении «Тихая моя родина» слово тихо встречается пять раз. Это типично для поэта: ключевые слова часто повторяются в его стихах, они связаны с образной тканью и тональностью произведения. Тихая не означает безлюдная, безразличная. На родине легко дышится, чувствуется умиротворённость и «самая жгучая, самая смертная связь» «с каждой избою и тучею». И главное – «счастье тут: / Россия, дети, и природа, / И кропотливый сельский труд!..» («Меня звала моя природа»). Эта мысль о счастье сквозной нитью проходит через всё творчество Н. М.Рубцова. Спокойная, размеренная жизнь в мире труда и заботы о ближнем была мечтой самого поэта, и ей не дано было осуществиться.

Стихотворение «В горнице», как отмечено, включает ключевое слово молча, близкое к понятию тихо. Здесь оно имеет иной смысловой оттенок. Именно молчанием события переводятся из обычного мирского измерения в таинственное. «Как герой волшебной сказки, засыпая, переступает из одной реальности в другую, так и в стихотворениях Николая Рубцова чудесный сон, окутывая земной простор, раскрывает иное, существующее вечно, царство». Существенно, что матушка ничего не отвечает.

Так было и в черновом варианте стихотворения «В звёздную ночь», где лирический герой обращается к матушке с вопросом: «Матушка, который час? / Что же ты уходишь прочь? / Помнишь ли, в который раз / Светит нам земная ночь?» Полное отсутствие звука типично для образа потустороннего мира, поскольку «молчание – форма ритуального поведения, соотносимая со смертью и сферой потустороннего».

И другие ключевые слова стихотворения типичны для поэтической речи Н. М. Рубцова: светло, звёзды. Опять же существенны глаголы: возьмёт, догниёт, дремлет, будет, буду поливать, думать, мастерить. С водой из родников и колодцев связано много поверий. Одно из толкований сна: доставать воду из колодца означает черпать достаток. Быть может, поэтому последнее четверостишие отличается по настроению, дарит надежду на лучшие перемены.

«Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Из-за них существует стихотворение» (А.Блок). Эта характеристика может быть отнесена и к ключевым словам поэтического произведения.

Так, в стихотворении Николая Рубцова «Русский огонёк» ключевыми являются слова живой (жизнь), свет (и близкое по значению огонёк), добро, любовь, расплатимся, горишь. Они, повторяясь и раскрывая свою многозначность в разных словосочетаниях и предложениях, составляют смысловой стержень поэтического произведения: «один живой», «…в тусклом взгляде жизни было мало»; «тихий свет», «белый свет», «За всё добро расплатимся добром, /За всю любовь расплатимся любовью…», «скромный русский огонёк»; «…в предчувствии тревожном горишь…», «Горишь, горишь, как добрая душа, / Горишь во мгле – и нет тебе покоя».

Заметим также, что «русский огонёк» горит, как и «звезда полей». Он наделён «доброй душой», то есть способностью мыслить, чувствовать и действовать. Слова, обозначающие действие, как мы видим, имеют в поэтической речи Рубцова ведущее значение.

Это очевидно и в стихотворении «Старая дорога», по которой «июльские деньки идут», «зной звенит», «дремлет пыль», «Душа, как лист, звенит, перекликаясь / Со всей звенящей солнечной листвой…». События былых времён подразумевают деление времени на прошлое («здесь русский дух в веках произошёл»), настоящее («и ничего на ней не происходит») и будущее («но этот дух пойдёт через века»). Внимательней остановимся на двух строчках:

За всё добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью…

Одним из признаков ключевых слов принято считать их «акцентный» характер (выделенность) и частоту употребления. В этих строчках – ключевые слова стихотворения, каждое повторено дважды. Было бы странным, если бы русский поэт призывал расплатиться за добро и любовь как-то иначе. Тем не менее здесь заключён глубокий смысл. Выделим при чтении слово расплатимся… Сама необходимость отвечать на добро и любовь, не оставаться безразличным к людям – вот поэтическое выражение активной жизненной позиции автора и интуитивного приближения к православной вере.

Ключевые слова усиливают смысловую ёмкость произведения, расширяют изобразительные возможности художественной речи, а читателю помогают проникнуть в глубины подтекста произведения. Они могут быть в названии, в первых строчках произведения, в особо важных эпизодах, в конце, могут быть распределены по тексту равномерно. Они входят в подсознание, что и составляет основу восприятия и понимания произведения. В лирических сочинениях ключевые слова могут рассматриваться во взаимосвязи в контексте всего творчества автора. Это мы проследили на примере стихотворений Н. М. Рубцова.

Кроме того, ключевые слова поэзии Н. Рубцова могут быть рассмотрены как ключевые слова русского менталитета. Имеется в виду лексика, выражающая опорные понятия и символы, определяющие идеи и представления традиционного русского национального мировоззрения и миросозерцания.

Можно выделить несколько групп таких слов (по тематическому или предметно-понятийному принципу): «1) слова, обозначающие понятия и предметы традиционного народного быта, преимущественно крестьянского (дом, усадьба, земля, семья, хозяин и др.); 2) слова, обозначающие основные понятия русской государственности и общественной жизни (государство, родина, отечество, держава, народ, соборность, мир, артель и др.); 3) слова, обозначающие мир русской души и народной этики (Бог, правда, совесть, справедливость, сострадание, милосердие, терпение, раскаяние и т. д.)».

Перечисленные группы слов не являют собой закрытые ряды и могут быть представлены с разной степенью детализации. В особенностях значения этих слов, их соотношений со словами сходными и противоположными по значению, их сочетаемости и употребления отражается специфика национального русского менталитета (в его историческом прошлом и в современном состоянии). Естественно, что такие слова-понятия, занимающие весомое место в системе ценностных представлений, в духовном мире народа и отдельной личности, требуют особенного внимания и пристального изучения.

У Николая Рубцова мы встречаем такие слова-понятия: земля, изба, деревня, село, родина, народ, красота, Господь, душа, дух, храм, собор. Характерно, что родная земля в его лирике изображается как «таинственное пространство Божьего мира». Одно из стихотворений поэта так и называется – «Тайна». Отношение человека к природному миру как к величайшей тайне характерно для русского религиозного типа сознания.

Биография и стихи Николая Рубцова

Рубцов Николай Михайлович

(3.01.1936, пос.Емецк Архангельской обл. - 19.01.1971, Вологда)

Поэт. Николай Рубцов

Отец Рубцова был начальником ОРСа леспромхоза, мать, Александра Михайловна, - домохозяйкой. В семье росло шестеро детей. Во время военных бедствий в Вологде умерли две сестры и мать будущего поэта, следы отца затерялись (долгое время Рубцов считал его погибшим на фронте, но в 1950-х гг. они встретились; умер Михаил Андрианович в 1962 г. в Вологде). В 1942 г. Рубцов попал в детский дом под Вологдой, а в 1943 г. - в Никольский детдом Тотемского района Вологодской области, где находился до четырнадцати лет. Село Никольское стало малой родиной поэта: «Здесь для души моей родина!» - признавался он в письме к А.Яшину. В 1950 г. Рубцов окончил семилетку, «учился в нескольких техникумах, но ни одного не закончил. Работал на нескольких заводах и в Архангельском траловом флоте. Служил четыре года на Северном флоте» (из автобиографии). С 1959 по 1962 г. Рубцов живет в Ленинграде, работает на Кировском заводе, участвует в литературной жизни города. Летом 1962 г. другом поэта, литератором Борисом Тайгиным, была выпущена первая машинописная поэтическая книга Рубцова - «Волны и скалы» (переиздана в 1998 г. там же, в Ленинграде). Осенью 1962 г., закончив экстерном среднюю школу, Рубцов поступает в Литературный институт им. М.Горького в Москве, позднее переводится на заочное отделение, живет в основном в Вологде и в с. Никольском. В 1964 г. в журнале «Октябрь» появилась подборка его стихотворений, замеченная критикой, но подлинную известность принесла Рубцову первая московская книга «Звезда полей» (1967). Всего при жизни поэта были опубликованы четыре сборника стихотворений: «Лирика» (Архангельск, 1965), «Звезда полей» (М., 1967), «Душа хранит» (Архангельск, 1969) и «Сосен шум» (М., 1970). Окончательно Рубцов поселился в Вологде в 1967 г. Он трагически погиб в ночь на Крещение. Дату своей гибели поэт предсказал в стихотворении «Я умру в крещенские морозы...».

Личная сиротская судьба Рубцова, его трагическое восприятие жизни совпали в своих основных чертах с народным мироощущением. В центре его поэзии - раскол в современном мире, сиротство личности и ее трагическая судьба. Устойчивые мотивы сиротства и странничества в поэзии Рубцова дополняют друг друга. Основой образности его стихотворений стала традиционная символика лирической народной песни. Большое место поэт также отводит религиозной символике (ставя ее в один ряд с природной) и символике образа России. Родина для Рубцова - это идеал святости, идеал неизменный. Ценностно-смысловая ориентация в его художественном мире, его «тема души» направлены на современность, которая является лишь «мгновением вечности» во всей жизни Родины.

В художественном мире Рубцова душа имеет разные значения в своей взаимосвязанности с миром. Но наиболее определенно высказана его этическая и эстетическая позиция в программном стихотворении «Душа» («Философские стихи»). В нем поэт, отталкиваясь от православно-христианской традиции этического интеллектуализма видеть в разуме высшую часть души («Соединясь, рассудок и душа Даруют нам светильник жизни - разум!»), выражает свою самую сокровенную мысль: душа - это не только эстетическая ценность, но и одновременно - цель:

Но я пойду! Я знаю наперед,

Что счастлив тот, хоть с ног его сбивает,

Кто все пройдет, когда душа ведет,

И выше счастья в жизни не бывает!

Оригинальность Рубцова заключается в том, что он сумел традиционные стилевые формы объединить с языком и мышлением своего времени, придал современному языку классическую простоту в ее сложнейшей внутренней гармонии.

Поэтические мотивы в лирике Рубцова включены в сложную систему ассоциативных связей: фольклорных, литературных, общеупотребительных, контекстуальных (в тексте отдельных стихотворений, в их цикле, во всем творчестве поэта, в его литературном окружении и т. д.), в том числе и связей интуитивно-мистических.

Многие строки поэта вошли в русский язык, стали крылатыми, в них сконцентрирован нравственный опыт народа.

Общая, объединяющая тема рубцовской философской лирики вовсе не оригинальна: смысл человеческой жизни… Поиск этого смысла, духовное странствование по Руси нынешней и минувшей - вот подлинное содержание поэзии Рубцова.

Новаторство его творчества проявилось в отношении к традиции, в восстановлении ее и несовпадении с нею. Этическая и эстетическая насыщенность, совершенно сознательно создаваемая поэтом, трагедийность вызывают неповторимый художественный эффект. Можно сказать, что Николай Рубцов пришел к сердцу читателя не броскостью внешней стороны стиха; он знал, чем живет это сердце, в чем его боль…

Но не в уходе, не в прощании, не в оплакивании прошлого истинность рубцовской поэзии, а в восстановлении и утверждении народных идеалов. «Цель художества есть идеал», - писал А.С.Пушкин.

Духовная высота Рубцова - человеческая душа, не замутненная «философией» практицизма. «Сама природа русского духа давно нуждалась в появлении именно такого поэта, чтобы связать полувековой трагический разрыв отечественной поэзии вновь с христианским мироощущением. И жребий этот пал на Николая Рубцова, и зажегся в нем свет величавого распева и молитвенной исповеди» (А.Романов).

Именем поэта названы одна из малых планет, улицы в Вологде и Санкт-Петербурге, в с. Никольском создан музей Рубцова, памятники ему открыты в городах Тотьме, Вологде, Череповце, в Емецке. На доме № 3 по улице Яшина, где жил и погиб поэт, установлена памятная доска. Ежегодно присуждается Всероссийская литературная премия «Звезда полей» им. Николая Рубцова, действуют Рубцовские центры в Вологде, Санкт-Петербурге, Москве, Дзержинске, Сургуте и других городах, проводятся Рубцовские дни и научные конференции.

Стихи Николая Рубцова

ТИХАЯ МОЯ РОДИНА
В. Белову

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

СТИХИ
Стихи из дома гонят нас,
Как будто вьюга воет, воет
На отопленье паровое,
На электричество и газ!

Скажите, знаете ли вы
О вьюгах что-нибудь такое:
Кто может их заставить выть?
Кто может их остановить,
Когда захочется покоя?

А утром солнышко взойдет, -
Кто может средство отыскать,
Чтоб задержать его восход?
Остановить его закат?

Вот так поэзия, она
Звенит - ее не остановишь!
А замолчит - напрасно стонешь!
Она незрима и вольна.

Прославит нас или унизит,
Но все равно возьмет свое!
И не она от нас зависит,
А мы зависим от нее...

УТРО
Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети, -
Воспрянув духом, выбегу на холм
И все увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг - везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую...

ГУЛЯЕВСКАЯ ГОРКА
Остановись, дороженька моя!
Все по душе мне - сельская каморка,
Осенний бор, Гуляевская горка,
Где веселились русские князья.

Простых преданий добрые уста
Еще о том гласят, что каждодневно
Гуляла здесь прекрасная царевна, -
Она любила здешние места.

Да! Но и я вполне счастливый тип,
Когда о ней мечтаю втихомолку
Или смотрю бессмысленно на елку
И вдруг в тени увижу белый гриб!

И ничего не надо мне, пока
Я просыпаюсь весело на зорьке
И все брожу по старой русской горке,
О прежних днях задумавшись слегка...

СОСЕН ШУМ
В который раз меня приветил
Уютный древний Липин Бор,
Где только ветер, снежный ветер
Заводит с хвоей вечный спор.

Какое русское селенье!
Я долго слышал сосен шум,
И вот явилось просветленье
Моих простых вечерних дум.

Сижу в гостинице районной,
Курю, читаю, печь топлю.
Наверно, будет ночь бессонной,
Я так порой не спать люблю!

Да как же спать, когда из мрака
Мне будто слышен глас веков,
И свет соседнего барака
Еще горит во мгле снегов.

Пусть завтра будет путь морозен,
Пусть буду, может быть, угрюм.
Я не просплю сказанье сосен.
Старинных сосен долгий шум...

* * *
В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,

И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей...

Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.

Но все равно в жилищах зыбких -
Попробуй их останови! -
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.

И все равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.

Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем...
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем.

Задолго до смерти Николай Рубцов написал знаменитое стихотворение,
Рубцов не выбирал своей судьбы, он только предугадывал ее. Загадочной
выглядит взаимосвязь поэзии Рубцова его жизни. По его стихам точнее, чем по
документам и автобиографиям, можно проследить его жизненный путь. Многие
настоящие поэты угадывали свою судьбу, легко заглядывали в будущее, но в
Рубцове провидческие способности были с необыкновенной силой. Когда сейчас
читаешь написанные им незадолго до смерти стихи, охватывает жуткое чувство
нереальности:

Я умру в крещенские морозы.
Я умру, когда трещат березы.
А весною ужас будет полный:
На погост речные хлынут волны!
Из моей затопленной могилы
Гроб всплывет, забытый и унылый,
Разобьется с треском, и в потемки
Уплывут ужасные обломки.
Сам не знаю, что это такое…
Я не верю вечности покоя!

Конечно, многие поэты угадывали свою судьбу. Но Рубцов не только совершенно точно предсказал день своей гибели, он предсказал и то, что будет после его смерти.
Невозможно видеть вперед так ясно, как видел Николай Рубцов. Николай Рубцов
был убит 19 января 1971года. В нашей жизни все случается так, как
случается. И это и есть высшая справедливость. Другой справедливости, по
крайней мере здесь, «на том берегу», как говорил Рубцов, нет и не будет.

Рубцов Николай Михайлович (1936–1971гг.) - русский поэт. Родился 3 января 1936г., в поселке Емецк, Архангельской области. Сын погибшего в войну политработника, с 6 лет потерял мать, воспитывался в детских домах. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром и слесарем). В 1962–1969гг. учился в Литературном институте имени М.Горького.

Печатался с 1962г. Опубликовал сборники «Лирика» (1965г.), «Звезда полей» (1967г.), «Душа хранит» (1969г.), «Сосен шум» (1970г) и «Зеленые цветы» (1971г.). Посмертно издан его последний сборник «Подорожники» (1976г.). В сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего В.В.Маяковского, философичность, заставляющая вспоминать о лирике Ф.И.Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики С.А.Есенина («Топ да топ от кустика до кустика…» – стих. «Подорожники»), субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное Фету. Сам поэт так определял свое творческое кредо: «Я переписывать не стану /Из книги Тютчева и Фета, /Я даже слушать перестану /Того же Тютчева и Фета… /Но я у Тютчева и Фета /Проверю искреннее слово, /Чтоб книгу Тютчева и Фета /Продолжить книгою Рубцова» – стихотворение «Я переписывать не стану»). Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности Рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной эпитетов и метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой («Высокий дуб. Глубокая вода. /Спокойные кругом ложатся тени. И тихо так, как будто никогда /Природа здесь не знала потрясений» – стихотворение «Ночью на родине»). Лучшие, из не всегда ровных, по мастерству стихов поэта-самородка ставят их автора в первый ряд русских поэтов 20 в. («Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Прощальное» («Печальная Вологда дремлет…»), «Тихая моя родина», «Осенние этюды» («Огонь в печи не спит, перекликаясь…»), «Вечернее происшествие «(«Мне лошадь встретилась в кустах…») и др. В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В.Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова – не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом («В деревне виднее природа и люди… Виднее… на чем поднималась великая Русь»). Национальный характер творчества Рубцова проявляется не только в том, что в его стихах звучат мотивы русской природы и русской истории (стихотворения «Видение на холме», «О Московском Кремле» и др.), встают образы А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского, А.А.Фета и С.А.Есенина, современных отечественных поэтов (стихотворения «О Пушкине», «Последняя осень – о Есенине», «Сергей Есенин», «Последняя ночь – о Д.Б.Кедрине» и др.). Национален сам лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и катастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России. Поэт занимался также художественными переводами.

Биография и эпизоды жизни Николая Рубцова. Когда родился и умер Николай Рубцов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта, фото и видео.

Годы жизни Николая Рубцова:

родился 3 января 1936, умер 19 января 1971

Эпитафия

«И сняли беднягу с поста
Хранителя слова и воли…»
Из стихотворения Альберта Леонардова памяти Рубцова

Биография

Биография Николая Рубцова - история жизни талантливого поэта, погибшего от руки любимой женщины. Жизнь Рубцова никогда особо не баловала ни материальными благами, ни любовью. «Я умру в крещенские морозы», - однажды написал Рубцов, тем самым словно предсказав свою трагическую кончину. Смерть Рубцова наступила 19 января - как раз в Крещенскую ночь.

Когда отца Рубцова призвали на фронт, Николай сам был еще совсем ребенком и попал в детдом - его мама скончалась в начале войны. Как это нередко случалось в послевоенные годы, отец и сын потеряли связь и увиделись снова лишь только через несколько лет после войны, когда юноша уже получил профессию и работал. Но до этого Николаю пришлось пройти через все то, через что проходили детдомовские дети во время войны - через голод и нищету.

Детдомовские учителя сразу отметили Николая как талантливого ученика. Свои стихи он начал писать уже в третьем классе. И уже тогда был заметен чувственный, ранимый характер будущего поэта. Правда, с поэзией свою будущую жизнь Николай Рубцов не связывал - он мечтал о мореходке! Но, увы, ни в Рижскую, ни в Архангельскую мореходные школы Рубцов не прошел, поэтому какое-то время даже работал кочегаром на корабле. Зато срочную службу Рубцов проходил в звании матроса и старшего матроса на эсминце «Острый». Тогда же было опубликовано его первое стихотворение. Когда молодой матрос демобилизовался и поселился в Ленинграде, он стал вхож в местные литературные кружки и объединения, познакомился с молодыми поэтами, выпустил свой сборник. Благодаря участию друзей и коллег Рубцов поверил в свой литературный талант и поступил в Литературный институт. Его полюбили читатели, хотя поначалу Рубцова и сравнивали с Есениным, но затем разница стала очевидна: Есенин описывал эпоху печальных перемен, а Рубцов - эпоху исчезновения и вымирания деревни. Все, о чем писал Рубцов, отзывалось в сердцах его почитателей: недолговечность, мимолетность жизни, одиночество и трагическая судьба человека. Многие стихотворения Рубцова стали текстами для популярных песен.

Ему было тридцать с небольшим лет, когда поэтические таланты и заслуги Рубцова были официально отмечены, и ему выделили квартиру в Вологде, где он и прожил свои последние недолгие годы. Смерть Рубцова наступила именно в этой квартире. Между ним и его возлюбленной произошла бытовая ссора, в результате которой поэт был задушен. Похороны Рубцова прошли в Вологде, могила Рубцова находится на Пошехонском кладбище города.

Линия жизни

3 января 1936 г. Дата рождения Николая Михайловича Рубцова.
1950 г. Выпуск из детдома в Никольском, поступление в Тотемский лесотехнический техникум.
1952 г. Окончание техникума, работа кочегаром на флоте.
1953 г. Поступление в горный техникум в Кировске.
1956-1959 гг. Служба на Северном флоте в Североморске.
1961 г. Выход коллективного сборника с несколькими стихотворениями Рубцова.
1962 г. Выступление на вечере поэзии в Доме писателей в Ленинграде, написание сборника «Волны и скалы», поступление в Литературный институт.
1965 г. Отчисление Рубцова из института.
1966 г. Восстановление в институте на заочное отделение.
1967 г. Выход книги Рубцова «Звезда полей».
1968 г. Защита диплома в институте, вступление в Союз писателей.
1969 г. Выделение Рубцову собственной квартиры в Вологде.
1970 г. Выход книги Рубцова «Сосен шум», написание стихотворения «Я умру в крещенские морозы…»
19 января 1971 г. Дата смерти Рубцова.

Памятные места

1. Село Емецк в Архангельской области, где родился Рубцов.
2. Дом-музей Н. Рубцова в селе Никольском Вологодской области (бывший детский дом, где жил поэт).
3. Хибинский технический колледж (бывший Кировский горно-химический техникум), где учился поэт и где сегодня установлена мемориальная доска Рубцову.
4. Литературный институт им. М. Горького, который окончил Рубцов.
5. Дом Рубцова в Вологде, в котором он жил последние годы жизни и где был убит.
6. Памятник Рубцову в Вологде.
7. Музей «Литература. Искусство. Век XX» в Вологде, посвященный творчеству Николая Рубцова и композитора Валерия Гаврилина.
8. Пошехонское кладбище, где похоронен Рубцов.

Эпизоды жизни

Рубцова несколько раз исключали из Литературного института за «недостойное поведение». Так, например, известна история, когда Рубцова застали в его комнате с портретами Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Блока, которые тот снял с этажей общежития. Рубцов «чокался» и разговаривал с классиками. Когда Николая заставили вернуть все портреты по местам, он, развешивая их, ворчал: «Не дали раз в жизни в хорошей компании посидеть…»

За несколько дней до гибели Рубцова он и Людмила Дербина подали заявление на брак, они должны были пожениться 19 февраля. Людмила Дербина, уверявшая, что смерть Николая Рубцова - результат всего лишь необходимой самозащиты, была осуждена на восемь лет. Через шесть лет она была выпущена на свободу досрочно. После своего освобождения Дербина не раз в интервью утверждала, что причиной смерти Рубцова стал инфаркт, который произошел во время ссоры между ней и поэтом.

Завет

«Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…»


Фильм о жизни и творчестве Николая Рубцова

Соболезнования

«Многие очевидцы отмечают, что в последние недели и месяцы жизни Рубцов выглядел больным, «безмерно уставшим человеком». У него были страхи и печальные предчувствия. Он часто думал о смерти, говорил о ней в стихах и с друзьями. Все больше и больше накапливалась сакральная, судьбоносная энергия этих слов. И, наконец, такая нависла тяжесть, что слова не могли не воплотиться… Парадокс состоит в том, что, чем талантливей человек, тем грозней его слова, тем неизбежней слова его становятся плотью событий…»
Вячеслав Белков, писатель

«Душа его жаждала просветления, жизнь - успокоения. Но она, жизнь, повторюсь, плохо доглядывает талантливых людей. И Господь, наградив человека дарованием, как бы мучает, испытует его этим. И чем больше оно, дарование, тем большие муки и метания человека».
Виктор Астафьев, писатель



gastroguru © 2017