Анализ стихотворения "вхожу я в темные храмы" по плану. Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы» Блока

Читать стих «Вхожу я в темные храмы» Блока Александра Александровича надо с полным пониманием того, что это глубоко личное произведение. Оно было написано в 1902 году, когда поэту исполнилось 22 года. Он был молод и влюблен, занимался поиском собственной духовной истины, активно писал. Текст стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы» – это своеобразный гимн любви, содержащий в себе то нежное чувство, которое поэт испытывал в то время к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой. Это одиннадцатое по счету стихотворение, посвященное ей, самое красивое и загадочное. Оно вобрало в себя все лучшие мотивы цикла «Стихи о прекрасной даме». Учить его легко, оно льется, как песня.

На уроках литературы в 11 классе педагоги говорят о том, что в этот период поэт активно искал идеал Вечной Женственности, материальное, и в то же время божественное дитя свободы и света. Он стремился найти то, что возвышается над обыденным миром, а отыскав – сделать служение этому идеалу частью своей жизни, словом и делом воспевать неземную красоту и чистоту. Все стихотворение пронизано тоской и грустью от того, что поиски тщетны, что милый сердцу образ постоянно скрыт за тенями, что он далек и нереален, что мечта недостижима. Лирический герой старается, но не может отыскать ту единственную, свою вторую половинку, без которой он не может обрести цельность. Она постоянно ускользает от него, хотя он готов служить ей как Божеству, как Богородице, как Пречистой Деве, как «Вечно юной Владычице Вселенной». Даже от созерцания её герой испытывает чувство глубокого эстетического удовольствия, и ему плохо там, где не ощущается ее присутствие. Блок - символист, и поэтому образ храма здесь не случаен. Только здесь можно отыскать неземную красоту и совершенство.

Познакомиться с этим лирическим произведением, считающимся одним из самых красивых стихотворений о любви, в режиме онлайн или скачать его полностью можно на нашем сайте.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.

Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы»

Символист А.А. Блок обессмертил свое имя созданием цикла стихов о "Прекрасной Даме". В них - чистая отроческая любовь к прекрасному, рыцарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви, которая являлась средством для проникновения в высшие миры, для слияния с совершенной вечной женственностью. Цикл стихов о "Прекрасной Даме" посвящен возлюбленной А.А. Блока. Любви Дмитриевне Менделеевой впоследствии ставшей его женой. Это - молитва, обращенная к Владычице Вселенной, Вечной Жене, святой. И одним из наиболее проникновенных и таинственных стихотворений, я считаю шедевр "Вхожу я в темные храмы".

Вхожу я в темные храмы

Совершаю бедный обряд

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцании красных лампад.

Первая строка стихотворения настраивает читателя на что-то мистическое, потустороннее, присущее обители неземного существа, Прекрасной Дамы, Величавой Жены, одетой в белые одежды и чуждой всей земной трясины.

Обряд посвящения в рыцари Прекрасной Дамы лирический герой считает бедным в сравнении с богатейшей духовностью его идеала. Великолепным образом показано внутреннее состояние лирического героя с помощью образной детали- красных лампад. Красный - цвет любви и тревоги. Герой любит свой идеал, но испытывает тревогу перед ее появлением. Далее тревога лирического героя нарастает ("Дрожу от скрипа дверей..."), так как в воображении его зримо возникает ее образ, сон о ней, озаренный аурой святости, созданный самим Блоком. Образ Прекрасной Дамы - бесплотен, фантастичен, но он возникает так часто перед поэтом, что он уже привык созерцать ее в божественных одеждах. Ее появление приносит в лирическую душу героя успокоение, он видит вокруг себя улыбки, слышит сказки, в его воображении возникают сказочные сны. Все его чувства открыты для вдохновения восприятия всего того, что он видит и слышит. Лирический герой обретает гармонию. Он восторженно восклицает:

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны твои черты

Мне не слышны ни вздохи, ни речи

Но я верю - Милая Ты.

Восхищение переполняет душу повествователя. Лексический повтор усилительного "как" подчеркивает любование, преклонение юноши - поэта перед совершенством. Метафорический эпитет "ласковые свечи" - настоящее поэтическое открытие Блока. Герою "не слышны ни вздохи, ни речи" своей возлюбленной, бесплотного духа, но созерцая отрадные черты, дарящие радость и успокоение сердцу, возвышающие душу и дающие вдохновение, он верит, что она - Милая. Усилительный знак препинания - это тире - обрушивает на краткое "ты" огромное ударение, подтверждающие неоспоримость идеала поэта. Мечта Блока о встречи с Прекрасной Дамой сводилась к уходу из реального мира, полного трясины, болота, "черных зданий", "желтых" фонарей, недостойных людей, для которых "истина в вине", в обмане слабых, беззащитных, в наживе и корысти, в идеальный мир, населенный чистыми созданиями, близкими к идеалу.

Стихотворение производит огромное впечатление на читателя своей силой повествования, беззаветными чувствами отрока - рыцаря Блока, обилием изобразительных выразительных средств, раскрывающих в полном объеме внутреннее состояние лирического героя, показывающих обстановку, окружающую поэта, и создающую тот религиозный, мистический колорит. В тексте присутствует множество слов, имеющих яркую эмоциональную окраску, возвышенной, церковной лексике (храм, лампада, риза, отрадно), они подчеркивают исключительную торжественность и значимость событий для поэта. Образ Прекрасной Дамы очень много значил для Блока, он боготворил ее, но позже Муза Вечной Женственности покинула его.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.

Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы» Блока

А. Блок вошел в русскую поэзию благодаря изданию первого сборника стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», который был посвящен Л. Менделеевой. Эта женщина стала первой и единственной настоящей любовью поэта. Она долго не отвечала Блоку взаимностью, поэтому в сборнике чувствуется печальное настроение поэта. В цикл входит произведение «Вхожу я в темные храмы…» (1902 г.).

В начале века Блок был сильно увлечен философскими идеями Вл. Соловьева, особенно его учением о Вечной Женственности. Это понятие лежит в основе всех стихотворений цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Поэт относился к своей избраннице, как к божеству. Упоминать ее имя или описывать физические качества он считал кощунством. Любовь, согласно Соловьеву, лежит в основе всего мира. Воплощение идеальной красоты в земной женщине — редкое явление. Поэтому поиск такого воплощения — первостепенная задача для уяснения смысла жизни и обретения мировой гармонии.

Характерной особенностью раннего творчества Блока также является религиозная символика. В поисках любимой лирический герой вступает в «темные храмы». Поэт не был убежденным христианином. В религиозных символах он видел источник особой силы, который подчеркивал мистический смысл его поисков. Фактически Блок подменял Богоматерь образом своей Прекрасной Дамы. Согласно учению Соловьева, в едином женском образе объединяются Вечная Мать, Жена и Любовница. К «Величавой Вечной Жене» обращены все надежды и устремления Блока. Это было одной из причин того, что Менделеева долго не отвечала поэту взаимностью. Простую девушку смешило и немного пугало такое экзальтированное состояние поклонника. Даже наедине с любимой Блок совершенно абстрагировался от реальности. Вместо обычных проявлений любви он декламировал свои туманные восторженные произведения.

Лирический герой находится в храме, но религия его нисколько не интересует. Он с трепетом ожидает появления своей Любимой, видит ее образ во всем окружающем. Влюбленный герой уже ничего не замечает вокруг: «мне не слышны ни вздохи, ни речи». Пребывание в таком восторженном, отдаленном от реальности, состоянии вообще было характерно для Блока. Это удивляло и настораживало не только Менделееву, но и всех окружающих людей. Поэта считали очень странным и загадочным человеком. Лишь узкий круг близких друзей относился к нему с пониманием и уважением.

Стихотворение вбирает в себя основные мотивы цикла «Стихов о Прекрасной Даме».

Поводом для создания стихотворения стала встреча в Исаакиевском соборе А.Блока с Л.Д.Менделеевой. Перед лирическим героем появляется образ, который сравним лишь с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейший образец». В стихотворении с помощью цветовых, звуковых и ассоциативных символов таинственно и неопределённо возникает перед нами образ Прекрасной Дамы лирического Героя. Все слова и строфы полны особой значительности: «О, я привык к этим ризам», «О, святая…» - с помощью анафоры автор выделяет важность события.

Интонация торжественно-молитвенная, герой жаждет и умоляет о встрече, он весь дрожит и трепещет в её ожидании. Он ждёт чего-то чудесного, величественного и полностью преклоняется перед этим чудом.

«Мерцание красных лампад» не позволяет нам чётко увидеть образ Прекрасной Дамы. Она безмолвная, неслышимая, но для понимания Её и уважения не нужны слова. Герой понимает Её душой и возносит этот образ на небесную высоту, называя ”Величавой Вечной Женой”.

Церковная лексика (лампады, свечи) ставит образ Прекрасной Дамы наравне с божеством. Их встречи происходят в храме, а храм - некий мистический центр, который упорядочивает пространство вокруг себя. Храм- архитектура, которая стремится воссоздать собой миропорядок, поражающий согласием и совершенством. Создаётся атмосфера, соответствующая предвкушению контакта с божеством. Перед нами появляется образ Богоматери, как воплощение гармонии мира, который наполняет душу героя благоговением и покоем.

Он - влюблённый, самоотверженный, находящийся под впечатлением прекрасного человек. Она – есть то прекрасное и бесплотное, что заставляет героя содрогаться: «А в лицо мне глядит озарённый, только образ, лишь сон о ней», «Дрожу от скрипа дверей…» Она является сосредоточением его веры, надежды и любви.

Цветовая палитра состоит из тёмных оттенков красного («В мерцании красных лампад…»), которые несут в себе жертвенность: герой готов расстаться с жизнью ради возлюбленной (красный-цвет крови); жёлтого и золотого цветов (свечи и церковные образа), несущих тепло, устремлённое к человеку, и особую ценность окружающего бытия. Высокие белые колонны возвышают значение как образа Прекрасной Дамы, так и душевных чувств героя. Всё происходящее в стихотворении Блок укутал в темноту, покрыл тёмным покрывалом («темные храмы», «в тени у высокой колонны») для того, чтобы как-то оградить эту близость и святость отношений героев от внешнего мира.

Цветопись. Звукопись.

1 строфа: звуки «а», «о», «е» сочетают в себе нежность, свет, тепло, восторг. Тона светлые, мерцающие. (Цвет белый, жёлтый.)

2 строфа: звуки «а», «о», «и» - стеснение, страх, темнота. Свет убывает. Картина неясна. (Тёмные цвета.)

3 строфа: Темнота уходит, но свет поступает медленно. Картина неясна. (Смесь светлых и тёмных цветов.)

4 строфа: звуки «о», «е» несут в себе неясность, но приносят самый большой поток света, выражающий глубину чувств героя.

Анализ стихотворения А.А. Блока «Девушка пела в церковном хоре» .

В этом стихотворении поэт передает взаимодействие Вечной Женственности, красоты с реальностью жизни, то есть связь земного и Божественного.

В начале стихотворения – покой, умиротворение. Изображена церковь, поющая девушка, а на втором плане - уплывающие в море корабли, люди, забывшие радость свою. Девушка в церковной песне сопереживает «...усталым в чужом краю, кораблям, ушедшим в море, забывшим радость свою». Ее песня – молитва об отторгнутых от родного крова, о заброшенных на чужбину. Умиротворенное пение побуждало каждого из мрака смотреть на ее белое платье и слушать скорбящую песнь. Мрак и ее белое платье символизируют грешное и святое среди этого жестокого мира. Своим пением она вселяла в людей частичку искренней доброты, надежды на лучшее, светлое будущее: «…И всем казалось, что радость будет, что в тихой заводи все корабли, что на чужбине усталые люди светлую жизнь себе обрели».

Мы видим единение присутствующих в церкви в одном духовном порыве. Еще в начале стихотворения не было надежды на счастье, светлую жизнь. Но когда из мрака слышался ее нежный голос и появлялось белое платье, освещенное лучом, то приходила уверенность, что мир прекрасен, стоит жить ради прекрасного на Земле, несмотря на все беды, несчастья. Но среди всеобщего счастья кто-то будет обделен и несчастен - тот, кто ушел на войну. И теперь воин будет жить только лишь воспоминаниями, надеясь на лучшее.

Своим ослепительным сиянием, нежным голосом девушка давала людям возможность забыть на мгновение о том, что происходит за пределами церкви. В образе девушки они видели тот лучик жизни, который им был так необходим. В ней видели не простую девушку, а Божество, спустившееся с небес на грешную землю для спасения их душ. В последнем столбике стихотворения плач ребенка – предвестник войны. Ведь стихотворение было написано в 1905 году (окончание русско-японской войны).

Понять глубже смысл стихотворения нам помогает цветовой фон . Если еще в начале стихотворения люди поглощены мраком, то уже в конце стихотворения темные тона переходят в светлые. Им казалось, что они «…светлую жизнь обрели».

В четвертой строфе, в третьей строке – «…причастный тайнам,- плакал ребенок» – этот ребенок вещий, ему открыто будущее, он знал наперед трагический исход для России в войне летом 1905 года. Ребенок олицетворяет возрождение, обновление, все самое светлое и невинное. И в данном случае – он ребенок-пророк, предвидящий тяжёлое будущее России.

«Вхожу я в тёмные храмы…» (1902)

Это стихотворение Александра Блока вобрало в себя все основные мотивы цикла «Стихи о Прекрас­ной Даме».

Главный мотив стихотворения - ожидание встре­чи с Прекрасной Дамой и высокое служение Ей. Всё произведение овеяно атмосферой мистической тайны и чуда. Здесь всё неуловимо, всё только намёк. Какие- то отблески, мерцания, надежды на непостижимое чудо - на явление Прекрасной Дамы, в образе кото­рой воплотилось некое Божественное начало.

Слова лирического героя обретают характер тор­жественного гимна, молитвенного песнопения, с которым верующие обычно обращаются к своему Божеству. Текст произведения состоит из обращений и восклицаний, выражающих безмерное восхищение героя. Событий не происходит. Есть только ожида­ние: лирический герой видит себя в образе преданно­го рыцаря, давшего высокий обет вечного служения своей Прекрасной Возлюбленной.

Лирический герой называет свою возлюбленную Величавой Вечной Женой, Милой, Святой. Так высок и свят образ Прекрасной Дамы, что все обращения к ней написаны автором с большой буквы. И не только эти слова, но и местоимения: Ты, о Ней, Твои.

Ритуальность и святость происходящего подчёрк­нута также изображением храма, горящих свечей и лампад. Само стихотворение звучит, как молитва. Лексика торжественная: использовано много высо­ких, красивых и устаревших слов, подчёркивающих исключительность события (совершаю обряд; мер­цанье лампад; озарённый; ризы; отрадны). Любовь к Прекрасной Даме - это своеобразное таинство. Героиня предстаёт и в облике Величавой Вечной Жены, и в облике просто земной женщины, когда лирический герой называет её Милой.

Лирический герой ожидает чуда - появления таинственной Незнакомки. Его одинокая, встре­воженная душа стремится к возвышенному, ждёт откровения, перерождения. Это ожидание - томи­тельное, напряжённое, тревожное.

Поэт использует символику красного цвета. Во всех стихотворениях, посвящённых Прекрасной Даме, красный цвет - это и огонь земных страстей, и знак Её появления. В этом стихотворении лирический герой ждёт Её появления при свете красных лампад. Эпитет озарённый тоже отражает этот цвет:

А в лицо мне глядит, озарённый,

Только образ, лишь сон о Ней.

Прекрасная Дама - это мечта, идеал, но счастье с Ней возможно не на земле, а в вечности, в мечтах.

В этом стихотворении присутствуют привычные для любовной лирики мотивы: мечты о Ней, на­дежда на встречу.

Но образ Прекрасной Дамы необычен. Это не только реальная возлюбленная лирического героя, но и Душа Мира. Лирический герой - не просто влюблённый, а Человек вообще, который стремится к слиянию с Душой Мира - к достижению абсолют­ной гармонии. В таком прочтении стихотворение воспринимается уже не как любовная, а как фило­софская лирика.

Мечта о встрече с Прекрасной Дамой - это же­лание уйти из реального мира, от недостойных людей, для которых «истина в вине», в наживе и корысти. Используя ассоциации, образы и симво­лы, Александр Блок пишет не только о любви, но и о сложном, неизведанном мире, пробуждающем в душе гармонию, красоту, добро.

Для усиления впечатления Блок использует эпи­теты (тёмные храмы; бедный обряд; ласковы свечи; отрадны черты). Эмоциональность усиливают оли­цетворения (бегут… улыбки, сказки и сны; образ глядит) и риторические восклицания (О, я привык к этим ризам / Величавой Вечной Жены!; О, Святая, как ласковы свечи, / Как отрадны Твои черты!). Использованы ассонансы (Там жду я Прекрасной Дамы / В мерцаньи красных лампад).



gastroguru © 2017