Как построить семью в 21 веке. Портрет российской семьи XXI века в цифрах и тенденциях

Уверена, в стратегии воспитания семейных ценностей без ключевой роли отца мы не придем к нужному результату. Каким образом можно решить эту проблему? В первую очередь, этот вопрос нужно шире поднять в обсуждении. Проблема гендерного равенства зачастую обсуждается в свете защиты интересов и прав женщин, а не мужчин.

В России на один праздник стало больше - 8 июля (день святых благоверных князей Петра и Февронии) будет впервые отмечаться Всероссийский День семьи. О семейных проблемах мы поговорили с социологом, исполнительным директором «Российской Коллегии аудиторов» Наталией Мельниковой .

Введение праздника «День семьи» - индикатор того, что институт семьи несколько подорван и его необходимо реабилитировать?

Думаю, не совсем. Институт семьи, в классическом понимании, сейчас переживает системный кризис, который связан со многими факторами. И дело не в введении праздников, а в очень тяжелых последствиях демографического кризиса, неграмотной семейной политики. Но я полностью разделяю идею праздника, если он будет внедряться не просто выделением средств и разовым проведением, а будет частью какой-то программы стратегического характера, нацеленной на развитие и укрепление института семьи в России.

А в это стратегическое развитие должно входить понимание прямой зависимости между уровнем материального благополучия и количеством разводов?

Такую зависимость, если она наблюдается, необходимо изучить и включить в разработку семейной политики. Я считаю, здесь влияние не экономических различий между разными классами, это не ключевой показатель. На крепость семьи скорее может существенно повлиять уровень бедности, нищеты, беспризорности, нежели «вилка» между малообеспеченными (но не нищими) и хорошо обеспеченными людьми.

Конечно, такая зависимость - предмет для определенных социологических исследований. Несмотря на это я полагаю, что это лишь один из факторов, влияющий на количество разводов. Прежде всего, играет роль сложившийся и формирующийся уровень общественных ценностей, не только материальных, но и моральных.

- Каким образом этот уровень можно поднять?

Это сложный вопрос, он носит стратегический характер. Конечно, это определенное воспитание, социальные технологии, в том числе PR -технологии, активное использование Интернет-ресурсов, так как молодежь постоянно пользуется Интернет-коммуникациями, но этот аспект «влияния» пока еще недооценивается нашими государственными структурами. Применяя современные технологии, можно и нужно прививать любовь к семье. Подобный праздник, кстати, тоже может повлиять на выбор позитивных семейных установок, и это здорово.

- Как вы считаете, PR -компания, которая сейчас проходит по привлечению внимания общественности к проблемам детей-сирот, результативна?

Уже хорошо, что она есть. Подчеркну лишь, что подобные мероприятия должны быть профессиональными. Иногда из-за желания обозначить проблему отдают предпочтение, условно говоря, «страшным картинам», которые действительно впечатляют, но вряд ли повлекут необходимые действия. Слишком агрессивная политика в этой области может показаться навязчивой и отпугнуть людей действительно способных помочь. Главное, чтобы эта компания была долгосрочной, выстроенной, не только привлекала внимание, но и меняла отношение к проблеме.

- А какая она - семья начала 21 века?

На мой взгляд, семья 21 века отличается своим смыслом и ценностями даже от семьи середины 20 века. Раньше семья рассматривалась зачастую по экономическому признаку:надо выйти замуж, так как муж будет обеспечивать. Или наоборот, жена. Основной смысл – выстоять, выдержать, быть более устойчивым в социально-экономической среде. Сейчас, сповышением социальной и экономической роли женщины, в большинстве развитых регионов меняются сами ценности создания семьи. В новой семье это ценности двух партнеров, которые достаточно независимы.

- Другой расчет?

- Да, другой расчет. Если говорить об идеальной семье 21 века,то это равноправные члены социума. Хотя, на мой взгляд, мужчина в семье все равно играет определяющую роль. В любом случае – это люди, которые уважают друг друга, интересны друг другу, понимают ценности развития и познания нового. Современная семья будет крепче, если оба партнера помогут друг другу в постоянном совершенствовании, что, несомненно, скажется положительно на воспитании детей. Если касаться количества детей в современной семье, то чем больше – тем лучше.

- Все-таки роль мужчины в семье определяющая. В связи с этим что можно сказать о проблеме отцовства?

Это очень актуальная тема. Связана она не с тем, что мужчины отказываются обеспечивать детей – понимание того, что семью надо материально поддерживать, в принципе есть. Но вот с точки зрения влияния отца на семью…Как западные, так и российские ученые и публицисты констатируют рост безотцовщины, незначительность и бедность отцовских контактов с детьми, педагогическую некомпетентность и неумелость отцов.

В стратегии воспитания семейных ценностей без ключевой роли отца мы не придем к нужному результату. Каким образом можно решить эту проблему? В первую очередь, этот вопрос нужно шире поднять в обсуждении. Проблема гендерного равенства зачастую обсуждается в свете защиты интересов и прав женщин, а не мужчин.

Если говорить об участии в семейной политике, нужно не сетовать на то, что мы уже не сделали, а определить, что мы можем сделать в расчете «на завтра» здесь и сейчас. И проведенный конкретный праздник – это уже какое-то действие. Нужно лишь, чтобы все подобные мероприятия готовились на профессиональном уровне, укладывались в ясную для каждого участника стратегию. И информационно покрывали как можно большее социальное пространство. Причем, все эти мероприятия не обязательно требуют колоссальных материальных затрат, здесь главное – творческий подход, умелый выбор средств и каналов коммуникации. Я думаю, что сейчас большая часть населения достаточно активна, с выраженной гражданской позицией, люди стали более самостоятельны в оценках и суждениях. Поэтому стоит хорошо подумать, как лучше их привлекать к участию в общественных мероприятиях, повышать мотивацию вплоть до вывешивания активистов на Досках Почета. В том числе, и отцов – например, «Лучшие отцы восточного административного округа»…Полагаю, это будет очень позитивно воспринято.

Светлана Синявская

Семьи стали очень многообразным. И это многообразие с одинаковой вероятностью может быть здоровым и функциональным, а может быть и дисфункциональным. Например, появилось такое понятие как «белый брак», когда люди решают, что у них не будет секса друг с другом. Это плохо или хорошо? Или открытый брак, когда у супругов открыто могут быть отношения с другими людьми. Это хорошо или плохо? А еще есть осознанно бездетный брак. Еще есть семьи, где оба родителя работают, а всё остальное, включая детей, находится на аутсорсе. Появились бинуклиарные семьи, когда после развода люди продолжают вместе воспитывать ребенка, новые партнеры находятся в дружественном контакте со старыми. Если людям хорошо вместе, в любом варианте жизнеустройства, ни один не идет на невыносимые внутренние компромиссы ради совместности- то сегодня это считается функциональной семьей.

Таким образом, первая отличительная особенность современной семьи - ее многообразие. Второй важный момент - исчезновение детства. Кроме биологического детства (до 5-7 лет) есть так называемое социально сконструированное детство: общественные представления о том, кого считать ребенком, чем дети и взрослые отличаются, как обращаться в самом широком смысле с ребенком и т.п. Сейчас социальное детство пропадает. Это следствие глобального процесса смены коммуникативных технологий. Поэтому сам институт воспитания пропадает – на его место приходит «выращивание» ребенка. Ребенок оказывается на вершине семейной иерархии - и в результате из нее исчезают и дети, и взрослые. Потому что взрослые могут существовать в ней как социально сконструированная категория, только если есть детство. Все это приводит к двум негативным последствиям. Во-первых, семья становится детоцентричной (рождается ребёнок – исчезает супружеская жизнь как подсистема). Ребенок начинает всем управлять, а это плохо для него самого - он невротизируется. К нему поступает взаимно исключающаяся информация: с одной стороны, он остается многообразно зависимым от родителей (маленький ребенок не может о себе позаботиться, без взрослых вне дома может просто погибнуть) , с другой стороны, в своей семье он царь и бог. Из-за этого у него нет адекватного представления о своем месте в жизни, о своих реальных возможностях.

Когда родители «обслуживают» ребенка, не ставят ему границ, подчиняют жизнь семьи детским потребностям, они лишаются такой важной функции, как предоставление надежности и защиты ребенку. Если взрослые не главные в семье, то они и не защитники и не опора для ребенка. Когда начинаешь работать с такой семьёй, понимаешь, что они, выстроив такую перевернутую иерархию, не являются помощниками своему ребёнку, и вообще терапевтический потенциал такой семьи очень низкий. Это очень серьезный вызов для современной семейной терапии.

Поддерживаю Ирину, правда, мне кажется, и раньше многие браки строились на почве совместного "выращивания" ребёнка. Просто раньше было сложнее выйти из этих отношений из-за общественного мнения, материальных трудностей. А сейчас таких препятствий уже гораздо меньше, и половинки вполне могут разойтись. А вот потребности ребёнка никуда не денутся - детский сад, школа, питание, игрушки, одежда - это всё равно будет занимать огромную часть бюджета и времени. И они будут явно на более приоритетном месте, чем собственные удовольствия, которые просто отойдут на второй план. Другое дело, что многие "занимаются детьми" вовсе не думая об интересах ребёнка, а как будто бы участвуя в соревнованиях - у кого больше кружков, у кого моднее одет ребёнок, кто сколько интересных мест с ним посетил. И всё это сопровождается переживаниями, какой же он "неблагодарный и избалованный". А ребёнок при этом даже не получает возможности понять, чего он сам хочет, реализовать свои способности, попробовать себя в разных интересных именно ему областях.

Ответить

Прокомментировать

Какой мы представляем себе семью? Заботливый отец и муж, приносящий в дом довольно приличный доход, мама-наседка - домохозяйка и много счастливых, красивых и здоровых деток, которые создают шум и гам в любое время суток. Но как же формировался такой стреотип у всех ныне живущих людей? Раньше, когда возможности не только путешествовать, но и связываться со своей второй половинкой по телефону возможности просто не было, существовало сватовство - знакомые женились на знакомых, люди знакомились в учебных заведениях и не складывалось абсолютно никаких проблем. Что же происходит в мире сегодня? Как зарождаются семьи, какие необычные способы знакомств существуют, о чем рассказывают современные парочки и как они живут?

Сегодня легко и просто узнать о понравившемся человеке практически все в считанные минуты - и даже не обязательно спрашивать у возлюбленного о его интересах и предпочтениях - для всего этого существует интернет и социальные сети, в которых каждый добровольно рассказывает о себе даже самые тайные детали - знакомиться стало проще простого. Именно таким путем зарождается огромное количество современных семей - двое встретились на просторах сети, завязали беседу, перенесли свое общение в видеочат или реальную жизнь - и понеслась. Для многих даже не стали преградой разные города, и, более того, разные страны - сегодня транспорт работает отлично, и в подавляющем большинстве случаев не нужно добираться до любимой на собачьих упряжках. реально ли создать семью при условии, что знакомство прошло в сети Интернет? Ответ однозначный - да, реально, и многие счастливые семьи являются огромным подтверждением этого факта.
Конечно, и сегодня люди знакомятся на улице, на работе или в общей компании, но интернет - знакомства стали неким шагом в современность, и именно среди таких людей создаются самые современные семьи. Так как же выглядит действительно современная семья?

Во-первых, для такой семьи совсем не обязательна официальная регистрация брака - сожительство, ошибочно называемое гражданским браком (а законный брак - он и есть гражданский), является полноценным показателем семьи, единственное, чего не хватает - это штампа в официальном документе и колечка на пальчике - на эти мелочи просто закрываются глаза. В таких семьях часто появляются счастливые дети, и официальное подтверждение статуса семьи просто не нужно - счастье - это не бумажка с печатью.

В современных семьях все меньше домохозяек - женщины предпочитают работать наравне с мужчинами, приносить в семью зарплату и радовать своих близких своими достижениями - и сегодня в том нет ничего зазорного. Более того, сегодня в декретный отпуск может уйти мужчина - закон предусматривает такую "фишку", а многие мужчины с удовольствием пользуются тем, что их избранница - карьеристка.

Мир меняется с удивительной скоростью, и сложно предугадать, что ждет нас за поворотом - виртуальные свадьбы и разводы, возможность тактильного общения через интернет - все это дает надежду на то, что мир еще будет по-настоящему счастливым.

Правда ли, что взаимоотношения женщин и мужчин находятся в серьезном кризисе? Можно ли как-то выправить ситуацию?

Предлагаем три точки зрения на эту проблему: священника, психолога и социолога.

«Искажение своей роли в семье и в обществе — как женщинами, так и мужчинами — сегодня приводит к весьма печальным результатам. К кризису самого института семьи. К падению рождаемости. К узакониванию нетрадиционной сексуальной ориентации.

Однако ни эмансипация, ни домашняя тирания, ни поиск каких-то новых форм взаимодействия полов не сделают людей счастливыми. Только в крепкой традиционной семье мы можем реализовать себя в полной мере. А для этого важно правильно понимать и воплощать в жизнь свое предназначение.

В женском естестве генетически заложены любовь и тяготение к мужу. Осмелюсь сказать большее: так любить, как женщина, мужчина не способен. Она вдохновляет его, верит в него, гордится им и тем самым помогает ему быть решительным и ответственным. Даже своей слабостью женщина подвигает мужчину быть сильным.

Мужчина, напротив, побуждает свою спутницу быть женственной. Муж — покровитель. Он принимает решения, заботится о своей жене и любит ее. Она может положиться на него, быть заботливой женой и матерью. Это желание заложено в природе каждой женщины. Даже если она вовсе не хочет рожать и воспитывать детей. Даже если она всю жизнь посвятила борьбе за идеалы феминизма. С природой, как говорится, не поспоришь. Рано или поздно она возьмет свое.

На самом деле, если женщина начинает бороться за равенство с мужчиной, это говорит только о неблагополучии в ее личной жизни. Вся эта борьба — бессильный протест против несложившейся судьбы и тайное желание простого женского счастья. Просто рядом с ней нет настоящего рыцаря, который физически, психически и по всем качествам был бы благороднее ее самой.

Так что в основе эмансипации и движения феминизма лежит не война против мужчин вообще. А подсознательный протест против мужской несостоятельности.

С разрушением традиционных устоев общества, с падением веры и нравственности люди стали забывать об этом. В XYIII веке произошла кровавая Французская революция. Тогда-то и зародилась женская эмансипация. Конечно, руку к этому приложили и женщины, и мужчины. Мужчины — своей слабостью и попустительством. Женщины — своей гордыней и глупостью. Но женский пол сам же и пострадал от этого больше всего.

Всеобщая эмансипация породила культ «сильной женщины», этакой «амазонки». И это привело к тому, что настоящих мужчин осталось очень мало. Мужской пол действительно измельчал. Ведь быть сильным рядом с самостоятельной, волевой женщиной весьма сложно — планка очень высока.

Однако все это не означает, что современным женщинам и мужчинам нужно во что бы то ни стало воспроизводить старый патриархальный жизненный уклад. Тип семьи, в которой муж только работает и кормит семью, а жена только ведет домашнее хозяйство и воспитывает детей, сегодня устарел. Возврата к прошлому нет. Для этого пришлось бы полностью перестроить бытовую и образовательную системы.

Конечно, для матери, жены на первом месте должна стоять . И реализовывать себя она должна не в ущерб ей. Но требовать от женщины, чтобы она полностью отдавала свои силы и время мужу и детям, тоже нельзя. Труд хозяйки подчас незаметен, но очень тяжел. И в этой рутине бывает нужна хоть какая-нибудь отдушина. Кому-то хочется завершить образование. Кому-то — работать с небольшой нагрузкой, чтобы не потерять квалификацию. И хорошо, когда это можно осуществить.

Но опять же, это не всегда обязательно. Некоторые мамы прекрасно себя реализуют, занимаясь с собственными , обучая их рукоделию или музыке. Сколько семей, столько и ситуаций. Но задача мужа — не отметать желания жены, а по возможности помогать ей. Именно за таким уважительным сотрудничеством — будущее».

Анатолий Александрович Некрасов, психолог, философ, общественный деятель, автор книги «Жизнь без кризисов» (издательство АСТ)

«На мой взгляд, кризис мужских и женских качеств — это самый глубокий кризис ушедшего XX века. Его результаты мы сейчас пожинаем в виде множества проблем.

Именно гармоничное взаимодействие мужчины и женщины определяет все на нашей планете: рождение любви, детей, больших творческих проектов. Однако мы все чаще вместо взаимодействия видим соперничество. Мы наблюдаем мужчин, унижающих женщин, и женщин, унижающих мужчин. Их созидательная энергия растрачивается на бесконечные трения. Любая форма насилия по отношению друг к другу — это глубочайшее падение. Его следствие — больные дети. Малое количество счастливых семей.

Институт подготовки мужчин и женщин у нас просто отсутствует. Существующая система образования не учитывает необходимости полового различия и воспитания. Представления о настоящих мужских и женских качествах получить негде. Неудивительно, что, согласно нынешнему распространенному мнению, главные свойства мужчины — насилие, агрессия, жестокость. Женщины — хитрость и стервозность. Все с ног на голову.

Если дама, не обращая внимания на свою женскую суть, проявляет в жизни властные качества, то превалирующие в ней мужские энергии начинают перестраивать ее организм. Это приводит к гормональным изменениям, мастопатии, гинекологическим недугам. Проблемам с щитовидной железой.

Если мужчина не развивает и не проявляет в достаточной степени настоящие мужские качества, то ему трудно реализоваться в жизни, создать счастливую семью. Он легко попадает в различные зависимости. У него рано проявляются простатит и другие мужские болезни. Также с кризисом мужского начала связаны и проблемы с сердцем. Так природа мстит за измену своей сути.

Принято считать, что главная роль женщины — материнство, а мужчины — отцовство. Это не совсем так. Главным для женщины является женственность, а для мужчины — мужественность. Материнство и отцовство — лишь часть наших ролей, а не наоборот. Все качества мужчины должны помочь ему проявить себя в первую очередь деятелем, ответственным созидателем.

Все качества женщины призваны помочь ей раскрыть состояние женственности. Сотворить вокруг себя так называемое пространство любви. То есть благоприятные, комфортные условия для развития и процветания чувств и творческой энергии. В этом случае все встанет на свои места».

Игорь Семенович Кон, известный российский социолог, автор книги «Мужчина в меняющемся мире» (издательство «Время»)

«Сейчас впервые в истории человечества сложилась ситуация, когда мужчины и женщины начали открыто и жестко конкурировать друг с другом. Причем не только в семейно-бытовой сфере, но и просто по жизни. На первый взгляд это отвратительно и ужасно. Однако конкуренция — это не только соперничество. Это и способ кооперации, в результате которой у представителей обоих полов образуются новые социальные качества.

Женщины постепенно сравниваются с мужчинами по уровню образования. Карьерные притязания студенток университетов все больше становятся похожими на мужские. Девушки все чаще становятся лидерами в малых группах. Женщины быстро осваивают традиционно мужские профессии и часто даже превосходят в своих успехах сильный пол.

Вовлеченные во власть женщины вынуждены развивать в себе необходимые для конкурентной борьбы «мужские качества» — настойчивость, энергию, силу воли. А мужчины, утратив свое некогда бесспорное господство, — вырабатывать традиционно «женские» черты: способность к компромиссу, дипломатичность, чуткость. Ничего особенного или чрезвычайного в этом нет. Принцип господства и подчинения постепенно уступает место осознанной взаимозависимости.

В том же направлении эволюционируют и брачно-семейные отношения. В современном браке гораздо больше равенства. Отношения можно назвать не иерархическими, а партнерскими. Понятие отцовской власти все чаще заменяется понятием родительского авторитета. А «справедливое распределение домашних обязанностей» становится одним из важнейших признаков семейного благополучия. Классический вопрос «кто глава семьи?» заменяется вопросом «кто принимает основные решения?».

Образованные и экономически самостоятельные женщины не могут жить по древним домостроевским формулам. Они ожидают от своих мужчин не только силы, власти и денег. Им прежде всего нужны понимание, нежность, ум и креативность. Хороший мужчина должен уметь зарабатывать деньги и с таким же успехом заниматься воспитанием детей и в случае необходимости заменять жену в работе по дому. Эти качества не входили в прежний джентльменский набор. Но таковы требования времени.

В свою очередь меняется и мужская психология. Чтобы успешно жить и работать в современных условиях, мужчина становится мягче и терпимее. Образованные мужчины из средних и высших социальных слоев охотно принимают идею женского равноправия. А вот в рабоче-крестьянской среде еще сильны традиционные взгляды. Образ мужа и отца ассоциируется с властностью и силой.

Традиционная трактовка женщины как хранительницы домашнего очага, а мужчины как добытчика имеет мало общего с цивилизацией XXI века. Ориентация на воображаемое прошлое не сулит стране ничего хорошего. Реальность такова, что человек должен иметь право выбирать стиль жизни и род занятий независимо от своей половой принадлежности.

Женщины, у которых есть к тому склонности и задатки, пусть успешно делают карьеру, расплачиваясь за это в сфере семейно-бытовых отношений. А «традиционные» женщины все равно будут жить более или менее по-старому, расплачиваясь неполной самореализацией в трудовой и социальной сфере. Я не вижу ни моральных, ни социальных оснований противопоставлять эти модели. Лишь бы выбор человека был свободным и осознанным.

Это в полной мере касается и мужчин. Мальчики, имеющие задатки «классической мужественности», будут, как и раньше, процветать в школьные годы. А затем, возможно, уступят пальму первенства более мягким и интеллигентным сверстникам. Такими же разными останутся стили супружества и отцовства».



gastroguru © 2017