Самодельный котел для гаража. Выбираем самый экономный способ отопления гаража зимой

К сожалению для гаражей отопление не предусмотрено (хотя, может, и к счастью, учитывая нынешние тарифы), потому обогреваться приходится самостоятельно. Ну а любой обогрев — это печка. В данном случае она должна быть небольшой, но эффективной — требуется быстро вывести помещение из «минуса» в хороший «плюс». Так что выбирая конструкцию, не забывайте что печь для гаража должна быстро и легко разгораться. Еще желательно, чтобы она могла топиться отходами — закупать хорошие дрова очень небюджетно, да и хранить особо негде. Ну и еще одно требование — конструкция должна быть простой, чтобы легко можно было сделать своими руками.

Какие печки можно сделать для гаража

В холодном гараже зимой находится очень неприятно. Потому и требуется обогрев. Гаражные печки обычно небольшие стальные типа буржуйка. Делают их из толстостенных бочек, отрезков трубы или из газовых баллонов. Такие гаражные печи более просты в исполнении, требуют только небольших доработок, ведь корпус, а иногда и дно, уже есть. Варят печи и из листового металла, но это варианты для тех, кто тесно дружит со . Кирпичные печки в гаражах встречаются не очень часто — они все-таки более габаритные, нагреваются меньше, что не совсем подходит для данного случая.

Наиболее распространены буржуйки, работающие на дровах, в них же закладывается все что горит. Такая всеядность и быстрый нагрев — это их основные плюсы. Также у них немало недостатков и один из них — прожорливость, потому в последнее время стали делать более экономные печи длительного горения. Обычно используется принцип верхнего горения. Хороши они тем, что одна полная закладка (печь из 50 литрового пропанового баллона) может гореть до 8 часов. Все это время в гараже тепло.

Особняком идут . Подобного топлива в гаражах достаточно, но с отработкой надо быть осторожным — там содержатся тяжелые металлы и чтобы они не попадали внутрь требуется отличная тяга.

Буржуйки — проверенные и простые конструкции

Буржуйки — хит 20-х годов прошлого столетия. Тогда эти печки конкурировали с кирпичными и стояли везде, даже в квартирах. Позже, с появлением централизованного отопления, они утратили актуальность, но применяются в гаражах, на дачах, для обогрева подсобных или хозяйственных построек.

Буржуйки из баллона, бочки или трубы

Наиболее подходящий материал для изготовления буржуйки для гаража — пропановые баллоны или труба с толстой стенкой. Подойдут и бочки, но надо искать не очень большого объема и с толстой стенкой. В любом варианте минимальная толщина стенки — 2-3 мм, оптимальная — 5 мм. Такая печка будет служить не один год.

По конструкции они бывают вертикальными и горизонтальными. Дровами удобнее топить горизонтальную — более длинные поленья влезают. Делать проще вытянутую вверх, но топка при этом имеет небольшие размеры, придется дрова пилить мелко.

Вертикальные

Сначала о том, как сделать вертикальную печь для гаража из баллона или трубы. Выбранный отрезок делите на две неравные части. Внизу меньшая — для сбора золы, выше — основная для закладки дров. Далее порядок работ такой:

В общем и целом, это все. Осталось собрать дымоход и можно испытывать новую печку для гаража.

Горизонтальные

Если корпус расположен горизонтально, зольный ящик обычно приваривают снизу. Его можно сварить по требуемым размерам из листовой стали или использовать кусок швеллера подходящего размера. В той части корпуса, которая будет направлена вниз, проделывают отверстия. Лучше нарезать что-то типа колосников.

Затем в верхней части корпуса делаем патрубок для дымохода. Для этого можно приварить отрезанный кусок от трубы подходящего диаметра. После того, как кусок трубы установлен и проверен шов, металл внутри кольца вырезают.

Следующий шаг — установка дверок. На поддувало можно вырезать кусок металла, приделать петли и запор. Тут без особых проблем. Зазоры по краям не мешают — через них будет поступать воздух для горения.

Не возникнет сложностей и в том случае, если вы делаете дверку из металла — приварить петли не проблема. Только тут, для того чтобы была возможность хоть немного регулировать горение, дверку надо сделать немного больше — чтобы периметр проема был закрыт.

Проблематично установить печное литье. Вдруг кому-то захочется иметь не стальную дверку, а чугунную. Тогда надо из стального уголка сварить рамку, к ней болтами прикрепить литье, и всю эту конструкцию приварить к корпусу.

Из двух бочек

Все кто пользовался буржуйкой, знают, что от ее корпуса идет очень жесткое излучение. Часто стенки раскаляются до красного свечения. Тогда рядом с ней находится невозможно. Решается проблема интересной конструкцией: две бочки разного диаметра, вставлены одна в другую. Промежутки между стенками засыпаны галькой, перемешанной с песком глиной (прокалить на огне, засыпать только остывшим). В качестве топки выступает внутренняя бочка, а наружная — это только корпус.

Такая печка будет греться дольше. Она не сразу начнет отдавать тепло, но в гараже будет более комфортно и после того как топливо прогорит, она еще пару часов будет согревать помещение — отдавая накопленное в закладке тепло.

Печь для гаража длительного горения

Все из того же газового баллона можно сделать печь для гаража длительного горения. Есть разные конструкции, но наиболее проверенная и стабильно работающая называется Бубафоня — по нику автора, который ее придумал и выложил на одном из форумов. Это было около 5-6 лет назад. С тех пор у многих стоит это чудо — простая и оригинальная конструкция, высокая эффективность и то, что закладывать можно не только дрова, но и стружки и даже опилки. Можно даже доработать Бубафоню под водяное отопление в гараже, что делалось уже не раз (водяная рубашка вокруг корпуса).

Дровяная печь в гараж длительного горения (схема и фото)

Есть у этой самодельной дровяной печки только один недостаток — чтобы выгрести золу придется переворачивать корпус вверх ногами. Правда есть уже доработки, которые этот недостаток устраняют. Такую печку в гараж при наличии сварочного аппарата сделать можно своими руками за несколько часов — очень проста в изготовлении.

Конструкция

В данной печи используется принцип верхнего горения: дрова горят сверху, пламя распространяется вниз по мере прогорания верхних слоев. Этим и объясняется большое промежуток времени на горение — вниз пламя распространяется намного медленнее. Тем не менее, обогрев эффективен. Уже в первые минуты начинает выделяться достаточное количество тепла.

Эта печка традиционно круглая, вертикальная. Корпус — обычный цилиндр с дном без приваренной крышки. Основной фокус в форме и строении подвижной части. Ее часто называют «груз», но это только одна из функций. Еще эта часть подводит воздух в зону горения. Она представляет собой металлический круг, к которому в середине приварена труба. На тыльной стороне металлического круга — от центра к краям — наварены уголки или куски небольшого швеллера. Это возуховоды, по которым воздух поступает на периферию области горения. Есть еще крышка с вырезанным в центре отверстием, через которое пропускается труба груза. Дымовой патрубок приваривается практически в самом верху корпуса. Его горизонтальная часть не должна быть больше 40 см, далее труба поднимается вверх. Высота дымохода не менее 2-3 метров, но определять надо по тяге — чтобы при любой погоде дым не шел в гараж.

Принцип работы

Заполнив корпус дровами вперемежку со стружками и опилками, закладку разжигают. На трубу надевают крышку и, когда пламя разгорится, устанавливают крышку сверху. Так как труба полая, через нее в зону горения подается воздух, который поддерживает горение.

Диаметр круга «груза» немного меньше диаметра корпуса — через эту щель в верхнюю часть (на рисунке подписано как «камера вторичного горения») попадают продукты сгорания. Как известно, они сами горючи и могут выделить большое количество тепла. В этой зоне, при хорошо разогретой печи, эти газы воспламеняются. Воздух для горения поступает из щели в крышке в зоне прохода трубы. Что-то может «подтягивать» и по кругу. Это не столь важно. Важно, что крышку не стоит делать герметичной а также то, что из-за этого тяга в трубе должна быть отличной.

Воспламенившиеся в верхней части газы дают не меньше тепла, чем горящие дрова. Этим и объясняется эффективность обогрева при использовании данной конструкции. Догоревшие газы выходят в дымоход. По мере сгорания груз опускается все ниже,до тех пор, пока не догорит вся закладка. После того как печь погаснет и остынет, можно закладывать новую партию дров и начинать процесс сначала. Вынимать золу приходится после нескольких топок — дрова сгорают полностью, от закладки остается только небольшая кучка пепла да пару углей от самых нижних дров.

Вот такими «дровами» топится эта печь для гаража

Вот вкратце весь принцип работы данного агрегата. Как видите, тут есть не только верхнее горение, но и дожиг газов. Очень простая и действительно хорошо работающая конструкция.

Процесс изготовления

Скорее всего вы уже поняли, как все делать, но вкратце опишем процесс. Сначала поговорим о материалах, которые нужны для этой печки. Чаще всего используют 50-литровые пропановые баллоны. Подойдет и бочка с толстыми стенками и кусок трубы диаметром от 300 мм до 600 мм. Высота корпуса в готовом виде — от 110 см до 200 см. Кроме этого понадобится:

Это все необходимые материалы. Теперь собственно о том, что и как делать. Будем исходит из того, что гаражную печку делаем из газового баллона.


На этом все. Сделана печь для гаража своими руками.

Доработки

Доработки конструкции качаются удобства использования. Больше всего неудобств доставляет необходимость переворачивать нелегкий корпус для того чтобы вытрусить золу. Чтобы избавиться от этого в нижней части делают зольник и традиционные колосники. Решение понятное, но это новшество может привести к тому, что дрова будут сгорать быстрее — будет идти подсос воздуха через щели дверки. Если кислорода в нижней части будет много, дрова будут гореть быстро, а не в режиме тления, как это происходит в оригинальной конструкции. Выход — делать дверку герметичной, с бортиками и уплотнением.

Эффективная и экономичная печь для гаража — чертеж с размерами

Второе усовершенствование касается количества и формы ребер на диске-воздуховоде. Их делают не из уголков или швеллера, а из стальных полос. Их изгибают и слегка смещают, так что проходя воздух как бы закручивается. Приваривают 6-8 штук вместо изначальных 4. Эта переделка дает только плюсы — более равномерно распределяется воздух по зоне горения, дрова горят равномерно по всей площади.

Кирпичные печи дают более мягкое тепло, но пока они сами не нагреются, греть гараж не будут. Если вы собираетесь топить ежедневно, такой вариант хорош. Если гараж будет топиться периодически, лучше сделать металлическую печь — разгонять промерзшую кирпичную печь долго и муторно, а греть она начнет часа через два.

Для тех, кто решился класть кирпичную печь в гараже выложим порядовку небольшой (относительно) печи с обогревательным щитком и варочной панелью (на всякий случай).

Печь из полнотелого керамического кирпича (не пережженного). Без учета боя требуется 290 штук. Кладку вести на глиняный раствор, толщина швов — порядка 0,5-1,8 см.

Под эту печь нужен отдельный фундамент — масса будет под 500 кг. Его размеры больше размеров печи на 15-20 см.

Желательна футеровка топки (укладка шамотного кирпича на шамотный раствор). Под печное литье кирпичи подтачиваются. Размеры ложа под колосники, плиту и дверки должны быть больше размеров литья. Зазор необходим для компенсации теплового расширения и также для укладки теплоизоляционной прослойки вокруг дверок. Это уменьшит образование трещин рядом с ними (из-за разного теплового расширения).

В качестве теплоизоляционного материала традиционно использовали асбестовый шнур. Если вы не хотите иметь дело с асбестом, можно нарезать на полосы картон из минеральной ваты. Только он должен выдерживать очень высокие температуры — до 1200°C (минимум 850°C).

Устанавливаемся в 6 ряду задвижка позволяет переключать печь в зимний и летний режимы. Это удобно в межсезонье, когда полная мощность не требуется, но уже сыро.

Высоту печи можно увеличить повторив 14 и 15 ряды.

Процесс предварительной кладки печи без раствора (рекомендуется для того, чтобы подобрать кирпичи и понять что к чему) смотрите в видео.

Чертежи и схемы

Описывать все конструкции долго. Многое можно понять по чертежам.

Хотите сделать в гараже мастерскую или содержать машину в тепле? Для этого можно приобрести специальную технику или же собрать её самостоятельно. Главное – правильно оценить будущие затраты, сложность и продолжительность работ. Отопление в гараже своими руками может обойтись практически бесплатно (в несколько сотен рублей не считая топлива), а покупка специальной техники потребовать вложений до нескольких сотен тысяч рублей. Давайте разберём основные способы отопления гаража, чем можно его топить, и какой вариант лучше всего подойдёт именно вам.

Какой тип отопления выбрать

Выбор, как и чем прогревать гараж, зависит от множества факторов. При подборе и проектировании системы нужно учитывать всё – от типа обогрева и топлива до тепловых потерь помещения и возможности покупать готовое оборудование.

При выборе типа отопления и оборудования учитывайте:

  1. Где находится гараж. Если он располагается в подвале или является пристройкой, то к нему можно протянуть водяное отопление из дома. В отдельно стоящем помещении поддерживать тепло постоянно очень трудно и затратно.
  2. Покупать или делать оборудование самостоятельно. В ряде случаев обогреватель легко собирается из подручных средств, но если нет необходимых навыков и инструментов, быстрее и проще купить фирменную технику. Также оцените свои силы при монтаже – даже если вы купили технику, можно сэкономить на её самостоятельной установке.
  3. Какое топливо выбрать. Всё зависит от доступности и стоимости горючего в вашем гараже. Узнайте, нет ли лимитов на электричество, перебоев с газом или трудностей с подвозом и хранением твёрдого топлива.

Каждый пункт напрямую влияет на стоимость отопительной системы – она может обойтись как в несколько сотен, так и в несколько сотен тысяч рублей.

При выборе отопления гаража необходимо учитывать важное правило - чем дороже энергоноситель, тем дешевле организация этого способа

Система отопления должна быть:

  • Автономной (не зависеть от перебоев в подаче горючего);
  • Безопасной (с системой аварийного отключения);
  • Выгодной (не расходовать слишком много горючего).

Дешевле всего собрать или спаять оборудование своими руками, но покупная техника считается более безопасной и удобной.

Техника безопасности

Обычно в гараже сосредоточены легковоспламеняющиеся предметы и жидкости. Поэтому прежде всего нужно минимизировать шансы возгорания:

  • Электропроводке необходимо заземление;
  • Между источниками тепла и легковоспламеняющимися предметами должно быть безопасное расстояние;
  • Пол под приборами не должен гореть;
  • За включенными приборами нужно следить;
  • Топочные для газовых и твердотопливных котлов должны быть изолированы.

Второй источник опасности – отравление угарным газом. Фирменное оборудование обычно имеет системы автоотключения, но некоторые модели и самодельные приборы часто её не предусматривают. Уделите особое внимание отводу продуктов сгорания из помещения – используйте утеплённые трубы достаточного сечения.

Способы отопления гаража

Вариантов отопительной системы для гаража несколько, а разнятся они по типу топлива:

  • Жидкость;
  • Твёрдое топливо;
  • Электричество.

Главный критерий выбора вида отопительной системы – расположение гаража. Близость к жилому дому позволит выбрать водный радиатор, подключённый к домовой системе. Если гараж находится далеко от жилья, используйте котёл на подходящем вам виде топлива. Наличие рядом газовой магистрали позволит подключить газовое отопительное оборудование. Если газовой трубы рядом нет, ваш выбор – твердотопливный котёл с металлической или кирпичной печью. Есть варианты установок, позволяющие использовать два и более вида топлива, однако они менее надёжны.

Выделяют два способа обогрева гаража: воздушный и водяной, каждый из которых обладает своими преимуществами и недостатками

Не нуждаетесь в постоянном отоплении гаража? Для временного нагрева помещения лучшим вариантом будет незамерзающая жидкость, антифриз. Электрическое отопление позволит быстро нагреть гараж до нужной температуры.

Чем топить гараж

Горючее – один из «краеугольных камней» отопительных систем. Но при его выборе нельзя полагаться только на стоимость киловатт-часа или килограмма пеллет.

Выбор топлива зависит от четырёх параметров:

  • Стоимости горючего;
  • Его наличия и необходимости подвода/подвоза;
  • Стоимости оборудования;
  • Простоты монтажа оборудования.

Четыре основных вида горючего для гаражного отопления:

  • Электричество (дорого, но просто);
  • Отработка (очень дёшево, но нужно много);
  • Газ (дешевле электричества, удобнее отработки);
  • Твёрдое топливо (дешевле всего, но имеет свои особенности).

Различают четыре основных вида топлива для отопления гаража: электричество, отработка, газ и твёрдое топливо

Воздушный обогрев

Объектом нагрева выступает воздух, циркулирующий по помещению. К воздушным относятся:

  • Электроприборы;
  • Печи;
  • Газовые обогреватели.

Этот тип обогрева оптимален для гаражей, с их воздухом, загрязнённым выхлопными газами и летучими легковоспламеняющимися веществами. Воздушные радиаторы усиливают циркуляцию воздуха, так что токсичные вещества быстро уходят через вентиляцию, помещение быстро прогревается, а автомобиль быстро высыхает. К минусам можно отнести шумность работы.

Водяное отопление в гараже без электричества

Теплоносителем выступает вода или другая жидкость. Её нагрев обеспечивают котлы (на любых видах горючего) через настенные радиаторы или систему тёплого пола.

Водяное отопление может быть совмещено с общедомовым, если гараж находится в подвале или пристройке. При реализации обособленного водяного отопления сначала нужно оценить и уменьшить теплопотери (утеплить стены и пол гаража).

Водяное отопление целиком и полностью оправдывает себя только в том случае, если вы проводите в гараже очень много времени

Водяное отопление – самый простой вариант нагреть гараж. Важно: устанавливать котёл нужно на расстоянии максимум 45-50 метров от помещения, позаботившись о максимальной термоизоляции труб. Оптимальным для гаражного помещения площадью до 20 м 2 будет котёл мощностью 1.3-2 кВт. Однако электроэнергия недешёвая, а перебои со светом могут стать серьёзной помехой.

Электричеством

Популярный вид отопления гаража своими руками – электрический. Достаточно выбрать и купить подходящий электроприбор, а в некоторых случаях можно собрать его самостоятельно из подручных материалов.

Отопление гаража с помощью электроприборов достаточно популярное, но затратное. В «конфликт» вступают преимущества такого отопления и его недостатки.

Преимущества:

  • Большой выбор обогревательной техники;
  • Простота установки и эксплуатации;
  • Не требуется согласования подключения;
  • Высокий уровень безопасности;
  • Быстрый прогрев;
  • Удобная регулировка температуры.
  • Не работает, если отключили электричество;
  • Сильно сушит воздух;
  • Оборудование самое недолговечное;
  • После отключения приборов воздух быстро остывает;
  • Электричество стоит дорого.

Если гараж нужно начать топить быстро, электроприборы – лучший из возможных вариантов. Не придётся делать и согласовывать проект, ждать установки котла и специально готовить помещение под монтаж техники.

Виды электрического нагревательного оборудования для гаража:

  1. Тепловые пушки (от 1 500 руб.). Быстро нагревают воздух, могут монтироваться практически на любой доступной поверхности. Поддерживают заданную температуру и хорошо её регулируют.
  2. Спиральные тепловентиляторы (от 500 руб.). Быстро нагревают воздух, но сушат его и не могут работать без присмотра.
  3. Керамические тепловентиляторы (от 500 руб.). Быстро нагревают воздух и не загрязняют его, но обладают достаточно большими размерами и высокой стоимостью.
  4. Конвекторы (от 1 000 руб.). Не разгоняют нагретый воздух по помещению и нагреваются очень сильно – их нужно устанавливать за защитной стенкой.
  5. Масляные радиаторы (от 1 500 руб.). Работают аналогично конвекторам, но гораздо медленнее.
  6. Инфракрасные обогреватели (от 500 руб.). Нагревают не воздух, а предметы, поэтому их нельзя направлять на машину. Также требуется дополнительная вентиляция помещения. Расход энергии – в разы выше, чем у тепловых пушек и конвекторов.
  7. «Тёплый пол» (от 300 руб.). В гараже превращается в «тёплую стену» - монтировать на полу не рекомендуется из-за риска передавливания кабеля. «Тёплую стену» рекомендуется ничем не перекрывать, чтобы прогрев происходил быстро и равномерно.

Тепловая пушка идеально подходит для небольшого помещения и позволит прогреть гараж в считанные минуты

Самый экономный способ отопления гаража электричеством - тепловая пушка. Котёл на электричестве (от 5000 руб.) не рекомендуется использовать из-за высокого энергопотребления.

На отработке

В условиях подорожания всех видов топлива приходится искать новые варианты. И отработка (отработанное масло) становится оптимальным выходом для частных гаражей:

  • Стоимость оборудования – примерно как у газового котла;
  • Эксплуатация – намного дешевле.

Котёл на отработке (если не собирать самостоятельно) обойдётся от 40 000 до 300 000 руб., средняя цена – 75 000 руб.

Достоинствами подобного оборудования является:

  • Можно собрать своими руками;
  • Продаются в магазинах стройматериалов и через интернет;
  • Автоматизированы, не требуют особых навыков и знаний для эксплуатации;
  • Бывают стационарными и мобильными;
  • Работают без чада и дыма.

У котлов такого типа есть три основных недостатка:

  • При работе оборудование может выделять запах машинного масла;
  • Некоторые модели требовательны к качеству горючего;
  • Нужны запасы топлива.

Подобные конструкции, работающие на отработанном масле, необходимо прочищать минимум раз в неделю

Виды котлов на отработке:

  1. Отопительные. Надёжные, простые в устройстве – практически никогда не ломаются. В котлах такого типа пары масла и воздух нагнетаются в камеру сгорания. Там смесь сгорает, передавая тепло на водяную рубашку. Помпа, обеспечивающая циркуляцию воды, может работать и от электричества, и автономно.
  2. Водогрейные. Это полноценные бойлеры на специфическом топливе. Сгорающее масло нагревает ёмкость с водой (обычно 60-140 л) примерно за 2 часа. Минус системы – отрегулировать температуру сложно, а в режиме поддержки температуры появляется чад и значительно увеличивается расход топлива.
  3. Бытовые. Мобильное оборудование, которое легко поместится в багажник легковушки. Котёл такого типа – мини-печь, к которой можно присоединить дополнительное оборудование разных типов: горелки, бойлеры, нагревательные поверхности и т. д. Минус – требует обустройства пожаробезопасной зоны или выемки в земле на 0,3 м.

Устанавливая котёл на отработке, вы быстро и безопасно утилизируете отходы и получаете практически бесплатный источник тепла для гаража.

Использование газа для обогрева

Газ стоит дёшево, к тому же он доступнее, чем отработанное масло, поэтому отопление на нём одновременно простое, удобное и экономное:

  • Дешевле электричества;
  • Высокая теплоотдача;
  • Минимум вредных выделений.

Недостатки газового отопления:

  • Взрывоопасен;
  • При подключении к газовой трубе нужен проект и согласование.

Если вы будете использовать газовые баллоны, то для их хранения потребуется дополнительное пространство.

Если к гаражу подведена газовая труба, или вы готовы периодически закупать газовые баллоны, можно использовать:

  1. Газовую пушку (от 4 000 руб.). Быстро нагревает воздух, но требует постоянного проветривания – иначе можно отравиться продуктами сгорания. Возможно подключить к газовой трубе или баллону.
  2. Керамический обогреватель (от 2 000 руб.). Работает как инфракрасный, но для его работы нужен сжиженный газ. Автоматически отключается при превышении допустимого порога СО 2 .
  3. Конвектор (от 1 000 руб.). Один из лучших вариантов для краткосрочного и периодического прогрева помещения. Забор воздуха производится снаружи гаража. Затем его нагревает горелка, и он поднимается вверх естественным путём. В некоторых моделях процесс ускоряется вентилятором. Присутствует регулировка температуры и автоотключение. Можно подключить к газовой трубе или баллону.
  4. Котёл (от 12 000 руб.). На начальном этапе использования автономного котельного отопления потребуется вложить немало средств. Но в будущем это окупится за счёт низкой цены топлива. Можно подключить к газовой трубе или баллону.

Газовый обогрев можно полностью автоматизировать – в гараже будет поддерживаться постоянная температура без вашего вмешательства. Но на этот вариант (особенно в случае отдельно стоящего помещения) нужно выделить достаточно средств из домашнего бюджета.

Видео: отопление котлом на баллонном газе

Твёрдое топливо

Если электричество, отработка и газ не подходят, присмотритесь к бюджетному варианту – твёрдому горючему. Это могут быть дрова и уголь, пеллеты и отходы – все твёрдое, что горит.

Часто от установки оборудования на таком горючем останавливают минусы:

  • Высокая цена;
  • Необходимость монтажа дополнительного дымохода;
  • Быстрое сгорание топлива;
  • Отсутствие места для хранения горючего.

Однако не у всех печей и котлов присутствуют эти минусы:

  1. Булерьян (от 4 000 руб.). Простой, эффективный, надёжный вариант. Горение до 12 часов, 80% КПД и несложная установка сделали эту печь одним из самых распространённых решений. Минус – нужно дополнительно утеплять дымоотвод.
  2. Печь из кирпича (от 10 000 руб.). Подойдёт для малых помещений, топится любыми видами твёрдого горючего – от угля до отходов. Требует хорошей проработки вентиляции.
  3. Буржуйка (от 2 000 руб.). Металлическая модель, топится дровами. Отдаёт тепло не только от всей поверхности, но и от нагревающейся трубы. Пожароопасна, хорошо прогревает воздух только рядом с собой. Топливо надо подкладывать часто.
  4. Котёл пиролизный (от 30 000 руб.). Работает продолжительное время на одной закладке горючего (в среднем 10-12 часов). Минусы – некоторым моделям нужно электричество (принудительная тяга), нужно регулярно очищать.
  5. Котёл пеллетный (от 50 000 руб.). Это оборудование работает на дешёвых гранулах из древесных отходов, а при автоматической подаче горючего обеспечивает тепло несколько дней. Требуется вентилируемая топочная и электричество.

Несмотря на высокие первоначальные вложения, техника на твёрдом топливе быстро окупается.

Качественно сделанный булерьян обогреет помещение за 15 минут и сможет проработать на одной закладке твёрдого топлива до 12 часов

Видео: кирпичная печь в гараже за один день

Нужно ли вам отопление в гараже? Если да, его можно получить практически бесплатно. Сконструируйте простую печку из подручных средств и на самом дешёвом доступном горючем – впоследствии её всегда можно заменить более совершенным вариантом.

Указанные в статье типы обогревательных приборов можно комбинировать, используя несколько вариантов сразу или путём переоборудования системы своими силами. Например, твердотопливный котёл можно «заставить» работать на газе. В продаже есть много вариантов котлов, печей и бойлеров комбинированного типа – вы без проблем найдёте оптимальный вариант для своих условий.

Частный гараж – помещение специфическое и в зимний период обычно очень холодное. Ни для человека, ни для автомобиля такой микроклимат совершенно не полезен. При этом использование стандартных электрообогревателей зачастую оказывается слишком дорогостоящим и малоэффективным.

Остается изготовить печь для гаража своими руками, выбрав один из подходящих вариантов. Мы предлагаем к рассмотрению четыре способа обустройства печного отопления, каждый из которых имеет свои особенности в создании и эксплуатации.

Наглядные схемы и видео-инструкции помогут определиться с конструкцией печи, выполнить сборку и подключение агрегата самостоятельно.

Капитальный гараж с утеплением доступен далеко не каждому автовладельцу. Чаще всего в распоряжении владельца транспортного средства оказывается металлическое строение, лишенное какого-либо утепления. Любая тепловая энергия покидает такое строение практически моментально.

При решении проблемы отопления гаражного помещения, не стоит оценивать его потребность в тепле, опираясь на аналогичный опыт с жилым домом. И дело не только в отсутствии теплоизоляции.

Существует так называемый закон квадрата-куба, который гласит, что когда размеры геометрического тела уменьшаются, отношение размеров поверхности этого тела к его объему увеличивается.

Для нормального хранения автомобиля в гараже температура внутри бокса не должна опускаться ниже +5º и подниматься выше +18º во время присутствия владельцев и выполнения ремонтных работ. Требования регламентированы СП 113.13330.2012

Это сказывается на размерах теплопотерь объекта, поэтому для обогрева одного кубического метра маленького помещения, например, гаража, необходимо больше тепла, чем при отоплении большого дома.

Если для двухэтажного строения может хватить и отопительного прибора мощностью 10 кВт, то на значительно меньший по размерам гараж понадобится агрегат с производительностью около 2-2,5 кВт тепловой энергии.

Для поддержания очень скромной рабочей температуры на уровне 16°С хватит и печки мощностью 1,8 кВт. Если же нужно поддерживать только оптимальную температуру для хранения автомобиля на стоянке – 8°С – подойдет агрегат на 1,2 кВт.

Получается, что расход топлива на обогрев единицы объема пространства гаража может в два раза превышать аналогичный показатель для жилого дома.

Чтобы тщательно прогреть весь гараж, его стены и пол, понадобится еще больше тепловой энергии, т.е. еще более мощный обогреватель. Но даже при наличии утепления тепло будет уходить из помещения слишком быстро. Поэтому рекомендуется осуществлять обогрев не всего гаража, а только так называемого рабочего пространства.

Использование утеплителей: за и против

Гаражи эконом-класса практически никогда не утепляют снаружи по очень простой причине – это слишком дорого для помещения, которым постоянно не пользуются. Да это и не всегда возможно, например, в гаражных кооперативах строения ставят очень близко друг к другу, зазор не позволяет выполнить монтаж утеплителя.

Для утепления гаража можно использовать такие материалы, как ДВП, которые затухают при возгорании. Использование пластика в таком помещении недопустимо

Но и внутренняя теплоизоляция гаражного помещения может оказаться проблематичной. При монтаже утеплительного материала непосредственно на металлические стены в месте их контакта возникает так называемая точка росы, т.е. место скопления конденсата. Практически всегда при контакте с влагой утеплитель приходит в негодность довольно быстро.

Да и для самого строения такая ситуация может оказаться губительной. В металлическом гараже утепление можно поставить, но лучше установить подходящий материал на некотором расстоянии от стены, примерно в 20-50 мм.

От пола следует отступить на 50-70 мм. В качестве профиля лучше всего использовать шайбы, чтобы избежать создания замкнутых контуров под покрытием.

При таком варианте монтажа конденсат также будет появляться, но благодаря циркуляции воздуха под слоем утеплителя влага будет постепенно испаряться, не нанося ощутимого вреда строению.

Однако для гаража, который отапливается постоянно, этот вариант не подходит, поскольку влажность внутри помещения большую часть времени будет чрезмерно высокой. Это подвергнет риску как здоровье людей, так и состояние автомобиля.

При утеплении металлической конструкции между ней и утепляющим материалом необходимо оставить вентиляционный зазор для регулярного отвода конденсата

В качестве материала для такого “вентилируемого” утепления рекомендуется использовать плиты, например, ДВП, ДСП, то есть древесные материалы, самозатухающие при возгорании. Рекомендуемая толщина – около 5 мм.

Прекрасно подойдет плоский ондулин или его аналоги. Эти материалы обладают способностью отражать инфракрасное излучение, что обеспечивает эффективный обогрев.

А вот пластик, даже обладающий свойствами затухания, ставить в гараже категорически не рекомендуется. Такие материалы при возгорании выделяют ядовитые испарения, из-за которых избежавшие пожара люди могут просто отравиться. Запрещено использовать в качестве утепления также плиты, в составе которых имеется асбест.

При утеплении холодного кирпичного гаража рекомендуется сначала оштукатурить стены вермикулитовым составом, чтобы защитить их от влаги. Стены металлического гаража следует окрасить в два слоя, предварительно прогрунтовав основание.

Стены утепляемого гаража необходимо обработать водоотталкивающим составом, чтобы защитить постройку от разрушающего воздействия конденсата

Обзор возможных вариантов

Для гаража чаще всего используют следующие варианты самодельных печей:

  • кирпичная дровяная печь;
  • буржуйка;
  • печь длительного горения;
  • печь на отработке.

Каждый из этих вариантов печей для гаража, сделанных своими руками имеет определенные преимущества и недостатки. Некоторые агрегаты можно сочетать, чтобы расширить возможности по отоплению гаража и сделать этот процесс более удобным и выгодным.

В сооружении небольшой печурки в гараж можно использовать фактически бросовые поручные средства и материалы, это:

Галерея изображений

Выводы и полезное видео по теме

Видео-презентация устройства в гараже автономной отопительной системы на основе печки:

Варианты самодельных печей достаточно разнообразны, и конструкции таких устройств не особенно сложные. Понадобятся навыки работы с металлом, сварочный аппарат и вполне доступные материалы. Правильно изготовленная печь работает эффективно и служит долго.

Подыскиваете эффективный способ обогрева гаража? Или есть опыт изготовления и использования печки? Оставляйте, пожалуйста, комментарии к статье и задавайте вопросы по теме.

Тепловым оборудованием, важна безопасность и надёжность. Для того, чтобы ни о чём не беспокоиться после установки печи, нужно изначально знать, какие нюансы учесть при её установке, касаемо самого помещения :

  1. Должно быть пространство в месте, противоположном от двери, где нужно установить печь. Размер его должен быть на полметра больше в каждую из сторон от печи, для избегания воспламенения рядом находящихся объектов.
  2. Обязательно в помещении должна присутствовать система вентиляции, хотя бы естественного типа.

Вблизи от печи не располагать никаких вещей, особенно те, которые легко воспламеняются и следить за тем, чтобы при перемещении по гаражу не получить ожоги из-за близкого контакта с нагревательным приспособлением.

Каким бы не логичным казалось наличие вентиляции в гараже с системой отопления, она нужна в обязательном порядке. Причины для этого следующие:

  • для автомобиля категорически вредно накопление влаги и конденсата, что подразумевают сами по себе условия любого гаража, тем более в котором присутствует отопление. По этой причине вентиляция необходима, она сможет потоком поступившего воздуха забрать лишнюю влагу и вывести из помещения;
  • накопление токсических и опасных для организма веществ также подразумевают действия, которые обычно в гаражном помещении. Вентилируемое помещение исключит возможность токсического отравления организма, даже при очень длительном нахождении в гараже.

Типы печей

Учитывая специфичность отопительной гаражной системы, к ней имеется ряд характеристик, которым она должна соответствовать :

  • быть маленького размера;
  • позволять использование твёрдых и жидких фракций топлива;
  • высокая скорость разогрева;
  • способность поддержки температуры высокого уровня длительное время;
  • простота конструкции;
  • бюджетная стоимость;
  • быть удобной для эксплуатации;
  • легкость в обслуживании.

Исходя из таких критериев соответствия печи для гаража, разделяют их на несколько видов. В основе классификации лежит тип топлива :

  1. Газовое отопление . Удобно в тех случаях, где в близлежащем нахождении имеется центральное газовое отопление. Цена у такой системы приемлема, однако есть опасность взрыва.
  2. Печь, отапливаемая твёрдым топливом . Затратам на устройство и отопление невысоки, тепловой эффект дает хороший. Удобна и проста в использовании.
  3. Электрическая печь . По качеству обогрева к такой печи вопросов не возникнет, однако стоимость тепла в гараже обойдётся не дёшево.

Самым оптимальным вариантом, пользующимся популярностью является печь, отапливаемая дровами. Такую печь можно приобрести в магазине, а можно сконструировать самостоятельно.

Конструирование печи для гаража на дровах длительного горения своими руками

Взявшись за самодельное изготовление печи, необходимо соблюсти некоторые правила безопасности :

  • пол под печь следует обложить листом металла, который будет выступать за дверцу на 1 м;
  • стены, которые будут находиться возле печи защитить кирпичом либо металлическим листом;
  • между дымоходом и перекрытием следует оставить зазор шириной в 2,5 см, который нужно заполнить базальтовым волокном;
  • газоходу обеспечить защиту от ветра, установив дефлектор.

Материалы , которые понадобятся для изготовления отопительного оборудования для гаража (количество и размеры зависят от индивидуальных особенностей выбранного варианта печи):

  • бочка любого размера и объема из металла, объёмом 200 л;
  • стальные трубы, отрезки один длиннее, другой короче;
  • немного металлического швеллера;
  • ножовка для металла, молоток, топор;
  • приспособления для измерения длины;
  • отражатель;
  • лист стали небольшого размера;
  • сварка;
  • кирпич для фундамента под печь;
  • цемент и материалы,чтобы приготовить раствор.

Инструкция по изготовлению печи :

Как сделать печку в гараж своими руками?

  1. Лучше всего делать такую печь из готовой бочки объёмом 200 л, сделанной из металла.
  2. Первоначально нужно её приготовить для дальнейших манипуляций. Для этого отрезается очень ровно и аккуратно верхушка.

    Если нет возможности использовать бочку, то подойдёт труба большого диаметра, к которой следует приварить дно. Дно в этом случае лучше сделать в форме квадрата, а не круга, чтобы в дальнейшем не было проблем с устойчивостью.

  3. Следующим действием в конструировании будет вырезание круга из стального листа. Он должен получиться по размеру немного меньше, чем основной диаметр. В этом же круге нужно вырезать ещё круг под трубу. Далее нужно приварить трубу маленького диаметра к вырезанному кругу из стали.
  4. Далее отрезанный и подготовленный заранее швеллер приваривается книзу этого же стального круга, уже с приваренной трубой.
  5. Стоит произвести замеры таким образом, чтобы обеспечить свободный ход швеллеру во внутреннем пространстве бочки. Это сооружение позволит надавливать на массу топлива, которое уже сгорело за счёт опускания стального круга.

  6. Следующим этапом нужно сделать крышку обогревательной конструкции. Если основой для неё взята бочка, что верхняя часть от неё и будет крышкой. А если основой взята труба, то придётся вырезать металлический круг такого же диаметра. В крышке нужно проделать отверстие для маленькой трубы.
  7. Чтобы обеспечить возможность закладки топлива, нужно вырезать отверстие под дверцу. К дверце стоит приделать ручку для удобства открывания и закрывания. Дверь можно установить самостоятельно, посадив на петли и приварив. Можно воспользоваться покупной.
  8. Чуть ниже основной дверцы проделывается отверстие для ещё одной, через которую будут удаляться сгоревшие дрова.
  9. Перед установкой печи обязательным этапом будет устройство фундамента под неё. Делается это по той причине, что обязательным условием является огнеупорное и прочное её основание. Сделать его очень просто, нужно лишь проложить слой в 1 кирпич и зацементировать.
  10. Без дымохода не обходится ни одна печь. В данном случае сделать его можно из двух труб диаметром 15 см. Одну приварить следует сверху, другую сбоку и изогнуть вверх.
  11. Позаботится, стоит и об отражатели, поскольку быстрый нагрев и постоянно накалённое состояние печи обеспечено. Отражатель сможет перераспределить потоки тепла. Особенно он необходим в малогабаритных помещениях.
  12. Последним этапом нужно собрать все получившиеся элементы воедино и приварить.

Некоторые технические моменты, которые облегчат монтаж и дальнейшую эксплуатацию печи :

  1. На этапе сборки все детали рекомендуется соединять между собой в обратном направлении следования газов.
  2. В мерах предосторожности стоит определить расстояние, на которое не стоит располагать предметы неустойчивые к горению и воспламенению, а также находиться людям и отметить его.
  3. Конструкция самого дымохода должна быть такой, чтобы при необходимости его можно было разобрать на части и произвести очистку, после чего беспрепятственно и быстро собрать и установить на место.
  4. После установки печи её нужно проверить на работоспособность в разных режимах, чтобы можно было подобрать подходящий вариант.

Чтобы наверняка избежать любых проблем с обогревательной самодельной системой, рекомендуется учесть следующие факторы :

  • труба должна быть высотой не меньше 4 м;
  • трубы максимально могут быть повёрнуты 3 раза;
  • углы поворота труб могут быть только 30 градусов, в исключительных случаях можно сделать 45 градусов.
  • при необходимости вывести трубу горизонтально, такой участок может быть не больше 1 м.;
  • на улице трубу рекомендуется утеплять при помощи базальной ваты с той целью, чтоб препятствовать образованию конденсата;
  • обеспечить прикрепление к стене дымохода, убрав нагрузку с основной конструкции печи.

Обеспечение комфортных условий в гараже требует некоторых сил, терпения и затрат. При этом следует помнить, что очень важно сделать не только возможность отапливать помещение, но и сохранить безопасность нахождения в нём.

У автомобилистов часто формируется особое отношение к гаражу. Они воспринимают его как уютное место, где можно заняться любимым делом – уходом за машиной, проводят там свободное время, стараются создать максимально комфортные условия. Поэтому обустройство отопительной системы необходимо не только для обеспечения приемлемых условий хранения машины, но и для удобства ее владельца. Обогрев гаража должен быть недорогим, эффективным и безопасным. Какую систему смонтировать? Каждый автомобилист делает собственный выбор. Рассмотрим, какие варианты наиболее распространены, выясним причины их популярности, проанализируем достоинства и недостатки. Цель – найти самое экономичное отопление, которое с минимальной нагрузкой на бюджет даст наилучший результат.

Сравнение источников отопления между собой

Если постройка находится на расстоянии не более 20 м от дома, проблема решается автоматически – обустраивают общую с домом систему. Для гаражей, расположенных дальше, необходимы автономные системы, и в качестве источников тепла могут быть использованы: газ, электричество, твердое топливо и отработанное машинное масло.

В больших гаражах установка обогревателей не решит проблему обогрева, имеет смысл установить котел и оборудовать водяную систему отопления

Газ – дешево и эффективно

Наиболее экономное отопление гаража – конечно, с помощью газа, но требуется подключение к центральной магистрали, оформление документов, разрешение компетентных органов. Несмотря на многочисленные советы по самостоятельному монтажу газовых систем, имеющиеся в сети, рекомендовать установку газовых систем своими руками не будем. Заниматься газовыми системами должны только специалисты. Кроме того, устанавливать оборудование можно, только если помещение соответствует всем санитарным нормам: есть вентиляционные каналы, высота потолка не ниже 2 м.

Более доступный и простой способ отопления – использование сжиженного газа. В качестве приборов для обогрева устанавливают конвекторы, керамические печи, газовые панели, тепловые пушки, инфракрасные обогреватели.

Главные преимущества газового отопления:

  • экономичность;
  • высокий КПД;
  • высокая степень автоматизации систем;
  • бесперебойное отопление в течение круглых суток.

Недостатки:

  • любое, даже самое надежное, газовое оборудование потенциально взрывоопасно, поэтому нарушение правил техники безопасности при проектировании, установке и эксплуатации может привести к серьезному ущербу;
  • подведение магистрального газа не всегда возможно, связано с хлопотами и затратами.

Не игнорируйте опасность и не нарушайте нормы и правила, регулирующие установку и подключение газового оборудования!

Если есть возможность подключения к газовой магистрали, наиболее дешевым вариантом отопления будет установка водяного отопления, подключенного к газовому котлу

Электрическое отопление

Вариант установки электрического отопительного котла для большинства отпадает сразу, потому что более дорогостоящего обогрева не придумать. Зато переносной электрообогреватель для гаража – выбор многих автомобилистов. Он прекрасно решает проблему поддержания нужной температуры, всегда можно выбрать модель нужной мощности, но есть и неприятные нюансы. Назвать электрооборудование надежным сложно. Кроме того, невозможно гарантировать бесперебойную подачу электричества, да и доступ к нему не всегда есть. В качестве приборов отопления используют , .

Обратите внимание, если вы планируете установить электрическое оборудование для обогрева, вам нужно позаботиться об отсутствии в помещении горючих, смазочных, лакокрасочных составов и легковоспламеняющихся материалов.

Если установка отопительной системы с электрическим котлом – это нецелесообразно из-за высоких расходов, то переносной обогреватель вполне может стать достойной альтернативой. Расходы на оплату электроэнергии высоки в любом случае, но мобильный обогреватель обойдется дешевле, к тому же он не требует монтажа

Отопление твердым топливом

Твердое топливо позволяет создать полностью автономную систему отопления, не зависящую ни от наличия электросети, ни от газовой магистрали. Можно поставить в гараже печку или оборудовать отопление с твердотопливным котлом. В качестве источника тепла используют дрова, уголь, опилки. Это экономично, обеспечивает тепловой комфорт, при желании и наличии необходимых навыков печку можно сделать своими руками. Недостаток: нежелательно в помещении хранить горючие и легковоспламеняющиеся материалы. Работу отопительного прибора необходимо постоянно контролировать. Печь или котел нужно периодически чистить.

При наличии материалов, времени и желании владелец гаража может смастерить самодельную печку-буржуйку и сэкономить на обустройстве отопления

Отработка – альтернативное топливо

Для экономного хозяина , просто подарок судьбы, ведь использование вторсырья позволяет снизить расходы на отопление до минимума. Примерный расход топлива – 1 л в час. Масло перед использованием необходимо очищать в специальных теплоустановках. Такую установку можно собрать самостоятельно. Единственный серьезный недостаток печки на отработке – она может выйти из строя, поскольку топливо низкого качества, невозможно добиться однородности его состава.

Устройство печи, работающей на вторсырье, несложное. При желании и печь, и систему очистки масла можно сделать своими руками

Наилучшие котлы отопления

Когда вопрос с выбором энергоносителя решен, необходимо определиться с типом котла отопления. Он должен быть экономичным, удобным в эксплуатации, отличаться высоким КПД. В зависимости от источника тепла можно выбрать:

  • Газовые. Идеальный вариант – конденсационный котел, оборудованный регулирующей автоматикой. Помимо самой стоимости топлива, сэкономить можно еще и за счет способности котла работать на низком давлении. В теплообменнике агрегата происходит переход воды из пара в жидкое состояние, что приводит к выделению тепла. Благодаря такому принципу работы котел на 15% экономичнее газовых моделей других типов. Также можно установить настенный газовый котел, в котором предусмотрена модуляция мощности.
  • Твердотопливные. Лучше всего покупать . Принцип работы агрегата построен на воздействии высоких температур на древесину, в результате чего она разлагается на пиролизный газ и сухой остаток. Сжигается газ. Для работы котла нужна буферная емкость, она аккумулирует тепло. Из всех твердотопливных моделей пиролизные самые экономичные, но есть и нюанс: в случае отсутствия древесины для отопления нельзя использовать уголь.
  • Электрические. Если нужно эффективно отопить помещение и предотвратить перегрузки в электросети, лучше выбрать котел с шестью тенами и тиристорным управлением. Благодаря особенностям устройства можно ограничить мощность и сэкономить, дополнительный плюс – бесшумная работа. Минус только один, но существенный: отопление с помощью электроэнергии всегда затратно, т.к. электричество – самый дорогой источник тепла.

Самое дешевое отопление для гаража – газовый конденсационный котел, остальные разновидности агрегатов могут быть более доступными, удобными, но все они дороже в эксплуатации

Что лучше для капитального гаража?

Утепленный гараж из кирпича, бетона или ракушечника обычно хорошо изолирован, поэтому можно сэкономить, обустроив правильное отопление. Чаще всего проектируют водяные системы; воздушные используются реже, но тоже популярны. Если сравнивать эти системы по капитальным затратам, то на первый взгляд воздушная кажется дешевле, но эксплуатационные расходы имеют принципиальное значение, и с этой точки зрения водяная лучше. Правильно спроектированное и качественно смонтированное водяное отопление служит значительно дольше и обходится дешевле.

Обустройство водяного отопления

Начальный этап – проектирование. Необходимо составить чертеж, на котором будут отмечены все элементы, расположение радиаторов, повороты. При установке котла необходимо соблюдать все рекомендации производителя, отмеченные в инструкции. Для батарей с помощью стеновых дюбелей крепят держатели, после чего навешивают радиаторы на высоте 15 см от пола. Трубы соединяются с помощью фитингов.

В монтаже водяного отопления нет особых сложностей, его вполне можно выполнить и самостоятельно. Если же нет нужных навыков, то лучше эту работу лучше поручить специалистам. Если планируется , обязательно пригласите газовщика, не рискуйте, монтируя и подключая оборудование сами.

Воздушные системы обогрева

Принцип работы воздушного отопления базируется на создании теплых потоков воздуха, которые быстро прогревают помещение. Если система смонтирована так, чтобы воздушные потоки поступали в направлении места, где стоит машина, можно добиться эффективного удаления влаги и предотвращения коррозии. Монтаж оборудования для воздушного отопления менее трудозатратен, чем установка водяной системы. Главное, правильно подобрать модель теплового прибора нужной мощности. Чаще всего автомобилисты выбирают для гаражей тепловентиляторы и тепловые завесы.

Инфракрасные электрические обогреватели

Эти приборы пользуются популярностью благодаря способности создавать локальные зоны теплового комфорта, простоте монтажа, экономичному расходу электроэнергии, отсутствию необходимости устанавливать системы дымоотведения и т.п. Приборы не пересушивают воздух, работают бесшумно, прогревают предметы и людей, благодаря чему тепло не рассеивается впустую. Воздух в помещении, отапливаемом инфракрасным обогревателем, прогревается опосредованно – от нагретых предметов. При установке такого прибора следует помнить, что длительное прямое воздействие излучения на лакокрасочные покрытия нежелательно. Главный недостаток все тот же – дороговизна электроэнергии.

Резюме

От выбора системы отопления для гаража зависит не только температурный режим в помещении, но и долговечность машины, ощущение комфорта для владельца. Холод и сырость в гараже недопустимы, поскольку стимулируют коррозионные процессы, негативно сказываются на состоянии любой техники. Определитесь с наиболее доступным источником тепла, обдумайте, какая система будет удобна – и принимайтесь за обустройство комфортного гаража. Удачи!



gastroguru © 2017