Выбор читателей
Популярные статьи
Йога - практика не только физическая. Однажды придя на занятие по йоге, многие постепенно начинают интересоваться книгами о самопознании, гармонии и мудрости. Чтобы поиск правильной литературы не превратился в сложный квест, мы попросили нашего тренера, ведущего преподавателя по дживамукти-йоге в России Анну Лунегову составить список книг о йоге, которые вдохновили и изменили ее саму.
«При выборе литературы пристальное внимание стоит обратить на классические йоговские тексты. Хотя написаны они были много тысячелетий назад, актуальность их возрастает с каждым днем. Также важно понимать, чьи комментарии к этим текстам у вас в руках, так как интерпретация бывает разной, - говорит Анна. - Поэтому мой список книг именно такой».
1. «Йога Сутры Патанджали» с комментариями Шри Шайлендры Шармы
«Йога Сутры» Патанджали - главный канонический текст Йоги Даршана, одной из систем ортодоксальной индийской философии. Текст состоит из коротких и емких изречений - сутр, каждая из которых описывает цель йоги и ведущий к ее достижению путь. Комментарии к тексту составил выдающийся реализованный йогин Шри Шайлендра Шарма, благодаря чему этот труд становиться еще более значимым.
«Сутры - это теоремы, которые имеют конкретное практическое применение, - отмечает Шайлендра Шарма. - По-настоящему прийти к их пониманию можно, только сделав их частью своей практики».
2. «Хатха Йога Прадипика» с комментариями Шри Шайлендры Шармы
«Хатха Йога Прадипика» - самый загадочный из известных трудов по йоге, детально и последовательно описывающий древние техники достижения самореализации.
Структура текста и некоторые формы слов на санскрите позволяют отнести эту работу к XIV-XV вв., но впервые она была опубликована только в середине XIX в. в переводе брамина Брахмананды. Тем не менее, множество техник, описываемых в «Хатха Йога Прадипике», долгое время трактовалось искаженно из-за того, что первоначальный перевод текста был не совсем точен. Для устранения неверных интерпретаций древней йогической практики Шри Шайлендра Шарма написал к труду комментарии, которые сделали его продвинутым йогическим текстом. Бесценным, если ваши устремления в йоге искренни.
3. «По правую руку Бога». Шри Шайлендра Шарма
«По правую руку Бога» - книга, в которой собраны вопросы учеников Шайлендры Шармы и ответы на них за последние 10 лет. Книга касается самых разных вопросов, выходящих далеко за пределы йогических техник. Поэтому этот текст будет интересен не только тем, кто практикует йогу, но и тем, кто стремится обрести новый взгляд на происходящее в окружающем мире.
4. «Слияние с Шивой». Садгуру Шивайя Субрамуниясвами
«Слияние с Шивой» - метафизика современного индуизма. Эта книга в значительной степени прояснит понимание наиболее значительных вопросов, относящихся к древней индийской духовной традиции. Книга рассказывает о направлениях йоги, влияющих на открытия новых перспектив - йогу жизни, джняна-йогу, йогу познания истинной сущности человека и йогу взаимосвязей - и помогает найти новые цели и горизонты, к достижению которых хочется стремиться.
«Советую «брать» этот текст по одной главе в день. Читая книгу вечером, очень интересно отмечать, как события дня сопутствовали тому, что написано в тексте», - отмечает Анна Лунегова.
5. «Автобиография Йога». Парамаханса Йогананда
Автор книги, выдающийся йогин Парамаханса Йогананда, который вывез практику йоги на Запад, описывает не только свой жизненный путь, но и этапы становления крийя-йоги. В частности, он рассказывает о гималайском святом Бабаджи, который ввел сам термин «крийя-йога» и передал знания о ней. Значительная часть книги посвящена беседам Йогананды с ведущими духовными фигурами, такими как Тереза Ньюмен, индуистская святая Шри Анандамойи Ма, Мохандас Ганди, Рабиндранат Тагор, получивший Нобелевскую премию физик Сэр Ч. В. Раман, знаменитый американский ботаник Лютер Бёрбанк, которому, собственно, и посвящена книга.
«Автобиография Йога» изменила жизни сотен тысяч людей, ведь каждый, кто обращается к ней в момент духовных поисков, неизменно черпает силы и вдохновение.
«Когда мои взаимоотношения с Индией только формировались, я была в Варанаси и попала в дом, где жил и практиковал Лахири Махасайя, тот, кому Бабаджи передал знания крийя-йоги. Именно там произошло мое слияние с Индией, - говорит Анна Лунегова. - Читая эту книгу много мистических моментов попадает в поле восприятия, что вдохновляет на познание».
6. «Дживамукти Йога». Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф
Эта книга интересна и важна как тем, кто только начинает осваивать йогу, так и практикам со значительным стажем любого направления йоги. «Дживамукти Йога» написана доступно и просто, но при этом содержит все необходимые научные обоснования и методические рекомендации по основным разделам йоги. Здесь описаны методы очищения (крийи), дыхательные упражнения (пранаяма), работа со звуком (нада) и медитация (дхьяна). Много внимания уделяется принципам построения последовательностей асан (винъяса-краме), а также морально-этическому базису йоги (яма, нияма, ишварапранидхана). Рассказывается здесь и об известных учителях йоги, их жизни и жизни их наставников, а также о связи современной йоги с культурой, наукой и искусством.
«Особенно важно, что в книге есть грамотно выстроенные последовательности занятий, которыми может воспользоваться любой, кто практикует йогу», - отмечает Анна Лунегова.
7. «Бхагавад Гита» с комментариями Шри Шайлендры Шармы
«Бхагавад Гита» переводится как «песнь бога». Это одна из глав великого индийского эпоса «Махабхарата». Книга состоит из 18 глав, в каждой из которых сконцентрированы базовые положения основных направлений индийской мудрости. Каждая глава описывает один вид йоги.
Нужно помнить, что комментариев (в том числе на санскрите) к «Бхагавад Гите» многие тысячи, если не десятки тысяч. Шри Шайлендра Шарма будучи реализованным йогином составил собственные комментарии к этому труду.
«Эту книгу стоит перечитывать снова и снова. Ее мудрость бездонна. А комментарии Шри Шайлендры Шармы очень практично разъясняют этот текст с йогической, а не религиозной точки зрения», - отмечает Анна Лунегова.
8. «Бхагавад Гита» с комментариями Парамаханса Йогананды
Считается, что в «Бхагавад Гита» заключена бесконечная мудрость всех священных писаний мира. Этот труд буквально переворачивает сознание и открывает новые грани восприятия окружающего пространства. А комментарии Парамахансы Йогананды, автора знаменитой «Автобиографии йога», раскрывают глубинный смысл этой книги для личной практики и сознания.
9. «Sweeping the Dust». Ruth Lauer-Manenti (на английском)
«У автора этой книги, ведущего преподавателя дживамукти-йоги Рус Лойер-Маненти есть уникальная способность - разъяснять самые сложные и непонятные сутры через жизненные истории. Книга легко читается, и вы все время находите в ней что-то личное», - отмечает Анна Лунегова.
10. «Шипы и розы». Шри Шайлендра Шарма
Эта книга содержит высказывания и изречения Гуруджи Шри Шайлендры Шармы, записанные его учениками в разное время. Она будет интересна всем, кто стремится не только разобраться непосредственно в практике йоги, но и по-другому взглянуть на окружающую действительность.
«Для меня это настоящая квинтэссенция мыслей, четко и ясно выраженных и попадающих прямо в цель, - говорит Анна Лунегова. - Всего пару слов из «Шипов и роз» заставляют понять и прочувствовать различные аспекты жизни совершенно по-новому».
11. «Об истине, жизни, поведении». Лев Толстой
Это произведение причисляют к наиболее значительным философским трудам русского классика. Здесь собраны мысли и высказывания самого писателя, а также яркие и глубокие суждения мыслителей мира, органично связанные между собой и позволяющие сформировать собственное видение мира и человека в нем.
«В этом труде как и в «Слиянии с Шивой» одна глава посвящена одной теме и объединяет высказывания разных мудрецов. В ней интересно искать и находить ответы на определенные вопросы», - говорит Анна Лунегова.
Фото: sivanaspirit/instagram.comВ наше время йога получила огромную популярность. Этому процессу послужили многие тенденции современного общества, а развитие интернета и исчезновение границ для распространения информации, смогли сделать йогу поистине доступной для каждого ищущего.
Давайте попробуем разобраться: что такое основы йоги, какова цель йоги, как йогу понимают большинство современных людей, что об этой науке самопознания говорили мудрецы прошлого, какие книги о йоге остались в качестве опоры в практике и что нужно знать начинающему свой путь.
Большинство современных людей считают, что йога – это эффективная гимнастика, обладающая оздоровительными и омолаживающими свойствами, занятие, снимающее стресс и дарующее гармонию.
Некоторые идут в фитнес центры на йога-классы, потому что хотят поправить фигуру, расслабиться после трудовых подвигов или подлечить спину.
Но, если мы с Вами познакомимся с основами йоги и возьмём в руки книги по йоге, которые остались для нас от мудрецов прошлого, то обнаружим, что йога понимается гораздо шире и польза йоги, искомая нашими современниками, скорее побочный эффект от регулярных занятий.
Само слово йога происходит от санскритского слова «юджин», означающего объединение, связь, союз или общность.
То есть цель йоги - объединение нашего «я», этой сформированной личности, которую мы ассоциируем, чаще всего, со своим телом, с более совершенной частью нашего существа.
Совершенная и мудрая часть нас самих в разных концепциях, культурах, религиях называется по-разному, но от этого её суть не меняется.
Это божественная энергия, душа, Бог, Атман, Абсолют, Внутренний мудрец, Вселенная или Высший разум. Эпитетов для выражения этой сущности очень много, но главным остаётся одно – йога указывает путь, который может привести от внешнего к внутреннему, позволит лучше понять абсолютные законы и своё место в них, став по-настоящему полезным этому миру.
Одна из целей йоги заключается в способности управлять своим умом и использовании этого совершенного инструмента по назначению. Если ум неконтролируем, то это делает нас эгоистичными, наполняя страхами и беспокойством, не даёт возможности быть счастливыми, спокойными и гармоничными.
Основы йоги описаны в книгах, оставленных нам из прошлого.
Вот некоторые книги по йоге, на наш взгляд, самые авторитетные и описывающие принципы и основы йоги, как с практической, так и с теоретической точки зрения:
Видео о первоисточниках йоги:
Первой и самой известной книгой по йоге, конечно, по праву считаются Йога-сутры Патанджали. Это сочинение, записанное более 5 тыс. лет назад, включает в себя 196 сутр – коротких, законченных по смысловому наполнению строф. Уровни глубины смысла каждой из этих сутр – поражают.
Эта книга по йоге несёт в себе философские основы древней науки о самопознании и считается одним из наиболее авторитетных источников. В Йога-сутрах Патанджали описываются основы философии и йоги как целостной системы.
Нельзя сказать, что это книга о йоге, которую стоит брать сразу в руки новичку. Она, мягко говоря, не для чайников.
В Йога-сутрах скорее описана философия и основы йоги для практиков более высокого уровня. В данной книге приводятся ступени йоги, которые нужно пройти каждому, впервые расстилающему коврик. И, к слову сказать, об асанах, столь популярных в наше время, там упоминается лишь в одной сутре: «Асана ‒ это удобное, устойчивое положение».
В остальных из приведённого списка книг по основам йоги (их можно ) описываются основы практики и философии йоги, и они могут использоваться, как самоучители для начавших изучать основы йоги.
Всего ступеней в йоге восемь, вот их последовательность с названиями на санскрите:
На первых двух ступенях (Яма и Нияма) начинающему йогину предлагается выработать в себе набор морально-нравственных качеств, которые направлены на формирование личности осознанной, ответственной за свои поступки.
Пять Ям – это предписания практику йоги о том, как человеку должно себя вести в этом мире. Ненасилие (Ахимса), правдивость (Сатья), не укради (Астея), нестяжательство, ненакопительство (Апариграха), воздержание от чувственных наслаждений (Брахмачарья).
Пять Ниям – заповеди в отношении внутреннего мира самого практикующего. Чистота тела, речи и ума (Шауча), самодисциплина и аскетизм (Тапасья), удовлетворённость, скромность, оптимистичный настрой (Сантоша), самообразование (Свадхьяя), посвящение своей деятельности высшим целям, развитие альтруизма (Ишвара Пранидхана).
Как видите, все Ямы и Ниямы – это ориентиры для каждого человека, знакомые с детства и необходимые для адекватного взаимодействия с обществом и самим собой.
Здесь важно отметить, что ненасилие (ахимса) понимается как не причинение страданий всем без исключения живым существам, в том числе и себе самому.
Мудра – печать, знак. Это особые положения пальцев рук, имеющие различные воздействия на ментальное и физическое тело.
Также, для более глубокого ознакомления с техниками Хатха-йоги можете ознакомиться с книгой: Основы миросозерцания индийских йогов.
Методическое пособие по йоге для начинающих Содержание Гл. 1. Что такое йога Гл. 2. Яма Гл. 3. Нияма Гл. 4. Забота о теле Гл. 5. Асаны Гл. 6. Нейрогимнастика Гл. 7. Пранаямы Гл. 8. Обуздание ума Гл. 9. Успех в йоге и успех в жизни, или откуда приходит богатство? Заключение. Результаты практики йоги Приложение. "Йога-сутры" Патанджали (в авторском переводе) Глава 1. Что такое йога Йога является практическим воплощением древних ведических знаний. Это не просто физическая культура, а уникальная древняя система самопознания, которая включает в себя как упражнения для физического тела, так и дисциплину ума. Причём второе в йоге более важное, чем первое. Согласно основному источнику по йоге, - "Йога-сутрам" Патанджали, - йога представляет собой процесс обуздания ума посредством освобождения сознания от беспокоящих его мыслей . Так что в первую очередь, йога - это дисциплина ума . В результате этой дисциплины ум возвращается в состояние спокойствия и человек получает возможность найти ответ на вопрос "кто я? ". Это в корне меняет всю жизнь. Само слово "йога" в переводе с санскрита означает "узда" (отсюда - обуздание). Хотя зачастую это слово переводят также как "гармония", "связь", "соединение", "слияние", "союз", "удержание" и т.д., - тем не менее, именно "узда" (или "контроль")- наиболее адекватный перевод. Поскольку смысл йоги заключается в том, чтобы обуздать собственный ум и стать хозяином над своими чувствами, эмоциями и мыслями . В своём труде "Йога сутры", состоящем из 185 коротких афоризмов, индийский мудрец Патанджали выделил восемь ступеней освоения йоги: 1. Яма - общие моральные заповеди, связанные с воздержанием от совершения глупостей. 2. Нияма - самодисциплина, соблюдение ряда предписаний. 3. Асаны - позы, владение физическим телом. 4. Пранаяма - управление дыханием. 5. Пратьяхара - освобождение ума от влияния чувств. 6. Дхарана - сосредоточение на объекте (концентрация внимания). 7. Дхъ яна - размышление об объекте (медитация). 8. Самадхи - состояние сверхсознания, основанное на глубоком погружении в созерцание, когда сознание сливается с предметом созерцания. Итак, йога представляет собой восьмиступенчатую систему самопознания, ведущую к избавлению от беспокойств и страданий путём приложения систематических усилий ради достижения контроля над телом и умом . Причём существует множество как видов йоги (считается, что существует столько же видов йоги, сколько существует проявлений человеческой деятельности), так и школ (которые бывают традиционные, - основанные на классическом трактате "Йога-сутры" Патанджали, и нетрадиционные, - основанные на личном опыте какого-то конкретного мастера). Какие виды йоги наиболее распространённые? В первую очередь, это хатха-йога, пранаяма-йога и раджа-йога. Именно эти разновидности йоги чаще всего ассоциируются со словом "йога" и именно о них идёт речь в данном пособии. Однако помимо них, существует по крайней мере ещё несколько десятков видов йоги: - крия -йога - практика различных двигательных упражнений; - мантра -йога - практика обуздания речи; - гьяна-йога - практика интеллектуального познания; - карма-йога - практика бескорыстного служения обществу; - бхакти-йога - практика религиозного служения; - артха-йога - практика достижения успеха и процветания; - кундалини-йога - практика пробуждения в себе внутренней мистической силы; - тантра-йога - практика взаимоотношений с противоположным полом; - ньяса-йога - практика особого расслабляющего массажа; - натья-йога - практика театральных представлений (в йоге эта практика используется и как метод самопознания, когда человек во время разыгрывания постановки вживается в роль какого-то человека, чтобы приобрести его качества, и как педагогический метод, когда с помощью короткой пяти- или десятиминутной постановки зрителям наглядно и образно передаётся большой объём знаний за очень короткое время); - рита-йога - практика танцев; - нада-йога - практика осознания внутренних звуков; - янтра-йога - практика постижения визуальных образов; И так далее. Все виды йоги перечислять бессмысленно - и так понятно, что их очень много. Достаточно сказать только то, что чего бы человек не делал, - всё можно превратить в практику йоги . И работу, и приготовление пищи, и игру на гуслях... Даже засыпая или умирая, человек может практиковать йогу, внимательно наблюдая за своими внутренними ощущениями, отслеживая свои мысли и эмоции по этому поводу и выводя своё сознание на новый уровень понимания себя. Для этого в йоге есть соответствующие разделы - йога сновидений и йога умирания. При этом, основу практики йоги составляют физические упражнения , поскольку обуздать тело проще, чем обуздать ум . Однако до того, как начать практиковать хатха-йогу, желательно познакомиться с нравственными наставлениями, которые обеспечивают человеку как успех в йоге, так и процветание в обычной жизни. Нравственные наставления йоги, известные как Яма и Нияма - это законы процветания и успеха . Именно благодаря им йога становится духовной практикой (садханой) и приводит человека к богатству в четырёх сферах жизни (на физическом уровне - это здоровье, на интеллектуальном - знание, на социальном - хорошие взаимоотношения с людьми и деньги, на духовном - счастье). А без практики Ямы и Ниямы йога может превратиться в обыкновенную физкультуру и даже привести к нищете. Глава 2. Яма Яма представляет собой пять основных ограничений, которые человек может взвалить на себя только добровольно . Это не требования йоги, но рекомендации. Нужно понимать, что в йоге нет абсолютных, незыблемых запретов. Но есть вещи, от которых лучше отказаться, чтобы не разрушать свою жизнь и добиться какого-то успеха и в практике йоги, и в повседневной жизни. И первое , от чего следует отказаться - от насилия . На санскрите это называется "ахимса". Ахимса призывает искоренять в себе звериную природу и не причинять вреда никаким живым существам без крайней на то необходимости. Ненасилие - это самый главный закон процветания . Считается, что тот, кто практикует ахимсу, может изменить своей добротой весь мир. Как практиковать ахимсу? -- Заниматься самоанализом; -- Контролировать свой гнев и раздражительность; -- Благодарить за всё, что происходит; -- Молиться за других, прощать им совершённые ими ошибки; -- Помогать другим. Второе , от чего следует отказаться, - от лжи . На санскрите это называется "сатья". Сатья, или правдивость, - это когда мысли, слова и дела не противоречат друг другу. Считается, что тот, кто практикует сатью, добивается такого влияния на будущее, что всё всегда происходит так, как он говорит. Как практиковать сатью? -- Всегда говорить правду, не искажая её и по возможности приятными словами; -- Всегда исполнять свои обещания; -- Контролировать свои мысли; -- Больше молчать, чем говорить; -- Учить других только тому, что практикуешь сам и практиковать то, чему учишь других; -- Стараться смотреть на всё объективно, глазами других людей. Третье, от чего следует отказаться, - от стремления к чувственным удовольстви ям (в более широком смысле, это отказ от всего лишнего, не ведущего к поставленной цели). На санскрите это называется "брахмачарья". Брахмачарья, или воздержанность - это независимость от похоти и зависти. Это свобода от любых соблазнов. Это отказ от совершения глупостей. Иногда брахмачарью переводят как сексуальное воздержание. Это не совсем так. Сексуальное воздержание - только частный случай брахмачарьи, причём только для определённой категории людей - монахов, давших обет безбрачия. Для остальных брахмачарья - это скорее отсутствие похоти в отношениях, сохранение верности жене/мужу и рациональное распределение свободного времени (брахмачарья - это тайм-менеджмент от йоги ). Считается, что практика брахмачарьи даёт могучую силу воли и высвобождает колоссальное количество жизненной энергии, с помощью которых человек может добиться любой цели. Как практиковать брахмачарью? -- Воздерживаться от интоксикаций; -- Воздерживаться от общения с глупыми людьми; -- Смотреть на всех женщин, кроме своей жены, как на матерей или дочерей; -- Питаться простой, неэкзотической пищей; -- Практиковать асаны и пранаямы; -- Ставить перед собой цели и достигать их. Четвёртое, от чего следует отказаться - от воровства . На санскрите это называется "астея". Астея, или отказ от воровства - это умение не присваивать себе чужое. Особенно чужие заслуги. Считается, что практика астеи делает человека богатым. Как практиковать астею? -- Не сравнивать свою жизнь с жизнью других людей (это порождает зависть); -- Следить за тем, чтобы не присваивать плоды чужого труда; -- Очищать свой ум от навязанных другими людьми желаний; -- Делиться с другими тем, чем богат сам (это могут быть знания, деньги или какие-то навыки). Пятое, от чего следует отказаться - от накопительства . На санскрите это называется "апариграха". Апариграха, или скромность, - это умение довольствоваться теми вещами, которые уже есть, не желая копить их. Считается, что практика апариграхи устраняет любые беспокойства и даёт умиротворение. Как практиковать апариграху? -- Не стремиться к роскоши; -- Довольствоваться малым; -- Учиться контролировать свой ум посредством концентрации и сосредоточения; -- Помнить о том, что "Всё принадлежит Богу! ". Глава 3. Нияма Нияма представляет собой пять основных добродетелей, которые нужно культивировать в себе. Первое, что нужно культивировать - это внешняя и внутренняя чистота . На санскрите это называется "шауча". Шауча подразумевает как очищение тела от грязи и токсинов, так и очищение ума от похоти, жадности, гнева, дурных привычек, нелепых желаний и т.д. На санскрите все они вместе называются анартхами ("анартхи" дословно в переводе с санскрита - это "то, что препятствует процветанию"). На уровне тела шауча даёт здоровье и процветание, на уровне ума приносит умиротворение и ощущение счастья. Как практиковать шаучу? -- Регулярно мыть тело; -- Пить больше чистой воды; -- Питаться здоровой пищей: овощами, фруктами, зерно-бобовыми; -- Чаще ходить пешком или гулять; -- Практиковать асаны, пранаямы и бандхи; -- Общаться с позитивными людьми и единомышленниками; -- Поддерживать дома порядок и чистоту; -- Следить за чистотой речи, - использовать только приятные или нейтральные слова, особенно в разговорах с близкими людьми. Второе, что нужно культивировать - это удовлетворённость, жизнерадостность . На санскрите это называется "сантоша". Сантоша, или довольство, - это умение радоваться тому, что есть и не беспокоиться о том, чего нет. Это умение ценить вещи такими, какие они есть, не стараясь переделать их. В какой-то мере, это продолжение сразу двух ступеней Ямы - астеи (воздержания от воровства) и апариграхи (воздержания от накопительства). Фактически, это состояние счастья. Как практиковать сантошу? -- Жить настоящим (не грустить о прошлом и не беспокоиться о будущем); -- Радоваться утром тому, что проснулся; -- Перед сном, вспоминая весь прошедший день, стараться найти что-то, чему можно порадоваться; -- Вести дневник, в который записывать всё то, что порадовало; -- Слушать приятную музыку (для практики йоги хорошо подходит спокойная, наполненная глубоким внутренним смыслом музыка таких исполнителей, как Ametistium, Edelis, Yakuro, Martian, Mehdi, Omar Akram, Capozio, а также Koan, Sfaction Project, Илья Бешевли, Андрей Климковский и т.д.); -- Радовать своих близких маленькими подарками, приятными словами и с любовью приготовленными вкусностями. Третье, что нужно культивировать - это аскетизм . На санскрите это называется "тапас". Тапас, или аскетизм, - это умение ставить перед собой цель и идти к ней, невзирая на препятствия и трудности. В какой-то мере это продолжение брахмачарьи (отказа от чувственных удовольствий и всего того, что мешает двигаться к поставленной цели). Аскетизм делает человека сильным, выносливым, способным стойко переносить трудности. Как практиковать тапас? -- Соблюдать режим дня; -- Доводить начатые дела до конца; -- Брать на себя ответственность за тех людей, которые слабее и давать им свою защиту; -- Практиковать асаны и пранаямы; -- Практиковать длительное молчание; -- Работать над собой; -- Позволять жене высказать всё, что у неё скопилось на сердце, внимательно слушая её и не перебивая (для мужчины это аскеза, но это делает жену счастливой и удовлетворённой, поэтому это самая важная обязанность мужчины, если не считать того, что он должен защищать её и обеспечивать средствами к существованию). Четвёртое, что нужно культивировать, - это самопознание . На санскрите это называется "свадхьяя". Свадхьяя часто переводится как изучение священных писаний и в целом это и есть самый прямой путь к самопознанию. Именно в священных писаниях обычно говорится о том, кто мы, что мы здесь делаем, с какой целью рождаемся и умираем. Именно из священных писаний можно узнать в чём смысл жизни, а следовательно сделать свою жизнь осмысленной. Под категорию священных писаний можно отнести не только книги разных религиозных традиций, но и древние трактаты по йоге. Среди них наиболее ценные, - это "Йога-сутры" Патанджали, "Хатха-йога-прадипика" Сватмарамы и "Шива-самхита". Также сюда можно отнести трактаты, в которых рассмотрены законы нравственности, смысл жизни и природа человека. Наиболее ценные из них с точки зрения йоги: "Трипура-рахасья" Даттатрейи, "Нити-шастра" Чанакьи, "Йога Васиштха", "Бхагавата-пурана", а также известный крупный эпос "Махабхарата", содержащий в себе несколько жемчужин древней мудрости, среди которых "Бхагавад-гита" и "Ану-гита". Можно изучать и современные книги. Однако в современных книгах нет того нектара, который непременно присутствует в древних, проверенных веками, текстах. Как практиковать свадхьяю? -- Учиться тому, к чему есть природная склонность; -- Читать достойные книги (например, "Махабхарату", в которой объяснены все законы процветания и нравственности, а также изложена суть йоги; от чтения таких книг очищается ум); -- Общаться с мудрыми, знающими людьми; -- Задавать вопросы и искать на них ответы; -- Прежде чем что-то начинать, узнавать, чем это обычно заканчивается [приблизительно как в шахматах - нужно приучить себя думать на десять шагов вперёд, заранее оценивая последствия каждого своего шага; в йоге это называется умением мыслить десятилетиями]; -- Размышлять о смысле жизни и делиться своими размышлениями с единомышленниками; -- Тренировать разум. Пятое, что нужно культивировать, - это смирение перед Всевышним . На санскрите это называется "Ишвара-пранидхана". Для того, чтобы понять, что такое смирение перед Всевышним, нужно найти ответ на вопрос: кто такой Бог? Для этого, с одной стороны, нужно оттачивать свой разум, а с другой, - искать компетентных людей, которые могут о нём рассказать. Они всему научат. Йога не требует верить в какого-то конкретного Бога. Можно придерживаться любой религиозной традиции. Можно также не придерживаться религиозной традиции, просто верить в то, что Бог есть. Главное понять, - кто такой Бог и как я могу ему служить. Как практиковать И швара-пранидхану? -- Читать священные писания; -- Посещать храмы и общаться со священнослужителями; -- Совершать паломничества; -- Искать ответ на вопрос: "кто такой Бог?"; -- Благодарить Бога за каждый отпущенный день жизни. Глава 4. Забота о теле Сделать тело сильным, здоровым, гибким и красивым - это не цель йоги. Однако же практика йоги чаще всего начинается именно с тела, поскольку не обуздав его, невозможно обуздать и ум. Практика работы с телом в йоге называется хатха-йогой и строится на трёх фундаментальных принципах, применимых как в йоге, так и в повседневной жизни: 1 принцип йоги - постепенность . Никуда не нужно спешить. Нужно двигаться постепенно, - от простого к сложному, от сложного - к ещё более сложному. Постепенно. Любое упражнение нужно начинать с примерного выполнения и только по прошествии некоторого времени, когда тело само попросит, добавлять усилие. Не браться за сложные упражнения, если не освоены более простые. 2 принцип йоги - регулярность . Практиковать йогу нужно регулярно. Лучше выполнять какую-нибудь практику по 5 минут, но каждый день, чем по несколько часов, но раз в месяц. Допускается практиковать два-три раза в неделю, но лучше всего практиковать каждый день или через день. 3 принцип йоги - умеренность . Нужно во всём и всегда избегать крайностей. Это касается и практики йоги, и питания, и работы, и всех прочих сфер жизни. Что касается йоги, - никогда не нужно заставлять своё тело напрягаться так, чтобы ему было больно. Но и не нужно потакать ему, если оно ленится. Нужно найти золотую середину и придерживаться её. Умение в нужный момент напрячь тело, а в нужный момент - расслабить - это и есть йога. Йога рождается где-то на переходах между напряжением и расслаблением. Если придерживаться этих трёх принципов - то практика йоги будет наиболее эффективной. При этом нужно всегда помнить, что цель практики йоги - обуздать ум, сделать его послушным и спокойным, чтобы он не мешал радоваться жизни . А работа с телом - всего лишь средство для этого. По этой причине, йога - это внутренняя работа, работа с ощущениями . Любую асану нужно выполнять так и с таким усилием/расслаблением, как приятно, и столько времени, сколько приятно, прислушиваясь к внутренним ощущениям и задерживаясь в позе на какое-то время только тогда, когда это доставляет мышечную радость. При малейшем дискомфорте нужно выходить из асаны и отдыхать. Насилие в йоге не эффективно. В йоге нет никаких внешних признаков правильного выполнения асаны. Только внутреннее ощущение радости может быть критерием правильности выполнения позы . Любую позу можно принять очень приблизительно, - тело само подскажет, как изогнуться, если к нему прислушиваться. Главное, не форсировать. Алгоритм для выполнения каждой асаны такой : приняли позу, чуть-чуть подвигались, нашли максимально комфортное положение, застыли на какое-то время в этом положении, потом, когда к нему тело привыкнет, можно совершить небольшое усилие, если приятно и выжать максимум наслаждения из позы. А потом расслабиться и немного отдохнуть, лёжа на спине. Начинать и завершать любую практику хатха-йоги нужно с расслабления мышц, применяя усилие только там и тогда, когда тело этого само просит. Иначе неизбежны растяжения, травмы и разочарования. Общие рекомендации по практике асан : -- практиковать асаны нужно в тихом и чистом месте, желательно на свежем воздухе; если нет возможности заниматься на свежем воздухе, то помещение должно быть хорошо проветрено; -- не нужно выполнять асаны на твёрдом полу или голой земле - нужно постелить коврик или мягкое одеяло; -- асаны нужно выполнять спустя несколько часов после еды, но не на голодный желудок; желательно, чтобы со времени приёма пищи прошло 2-3 часа; -- принимать пищу сразу после занятий не рекомендуется, нужно подождать хотя бы полчаса; -- лучшее время для занятий - утро и вечер; утренние занятия дают бодрость на весь день и повышают работоспособность, а вечерние успокаивают, снимают усталость; -- глаза во время практики могут быть открытыми, а могут быть закрытыми, - как приятно; главное, прислушиваться к внутренним ощущениям и выполнять так, как подсказывает тело; -- дышать нужно глубоко и спокойно, через нос; -- во время выполнения асан должно ощущаться спокойствие, лёгкость в теле; не должно быть никакого дискомфорта; как только появляется дискомфорт - это сигнал о том, что что-то вы делаете не так; -- выполнять каждую асану следует приблизительно от 1-2 до 5 минут. Или столько, сколько приятно. Можно выполнять каждую асану в несколько подходов, отдыхая в промежутках лёжа на спине; -- заканчивать практику асан нужно небольшим отдыхом, лёжа на спине (в шавасане); в этой же позе можно отдыхать во время практики при лёгком дискомфорте или усталости; -- в самом конце занятия, после шавасаны, можно сделать небольшую бодрящую практику, похлопывая себя по ногам, рукам, туловищу, массируя уши, кисти рук и стопы. Как предпочтительнее заниматься: самостоятельно или в составе группы ? С одной стороны, занимаясь йогой самостоятельно, мы можем оттачивать какие-то свои любимые асаны и развивать силу воли (дома сложнее себя заставить заниматься, чем в зале). Но с другой стороны, занимаясь в группе, мы быстрее продвигаемся в практике, легко преодолеваем свою лень, выявляем ошибки в практике на начальной стадии и общаемся с единомышленниками (даже если мы молчим, мы всё равно взаимодействуем, если занимаемся вместе и перенимаем друг у друга опыт и знания, помогая друг другу расти). Поэтому идеальным вариантом является комбинирование и того и другого: например, на одно самостоятельное занятие два групповых или на два-три самостоятельных занятия одно-два групповых. В зависимости от собственных ощущений и предпочтений. В любом случае, желательно практиковать йогу не спеша (принцип постепенности), в одно и то же время (принцип регулярности) и избегая любых крайностей (принцип умеренности). Наиболее распространённые ошибки в практике хатха-йоги, которых нужно избегать : -- полное отсутствие усилий; -- чрезмерные усилия; -- соревнование с самим собой или с другими; -- сосредоточенность не на внутренних ощущениях, а на внешнем мире; -- резкие переходы из одной позы в другую. Глава 5. Асаны Физические упражнения в хатха-йоге называются асанами . Каждая асана представляет собой устойчивое и комфортное положение тела. Глядя на некоторых продвинутых йогов, которые скручивают своё тело так, словно оно резиновое, это кажется сомнительным, но в результате постоянных занятий действительно приходит умение чувствовать себя комфортно в любом положении. При этом, однако, гибкость тела - совершенно не показатель мастерства в йоге. Это внешне выглядит красиво, но не имеет отношения к йоге. Показателем мастерства в йоге является не то, насколько человек способен вывернуть свои суставы, а то, насколько глубоко он может в принятой позе расслабиться . В йоге гораздо важнее спокойный ум, доброжелательность и привычка заниматься каждый день, чем какие-то внешние достижения. Практика хатха-йоги примечательна тем, что асаны влияют не только на тело человека, но и на ум . Так, асаны, развивающие гибкость тела, дают одновременно уму способность гибко реагировать на возникающие жизненные ситуации, а асаны, развивающие чувство равновесия, наделяют ум уравновешенностью и спокойствием. Также, благодаря целой системе устойчивых и комфортных поз хатха-йоги, преодолевается склонность к беспокойным и бесцельным телодвижениям, что со временем развивает характер, прививает благородные качества и обуздывает капризы ума. В отличие от обычных физических упражнений, в асанах обычно отсутствует активное движение и лишнее напряжение. Асана - это застывание в определённой позе и приятное потягивание. Поэтому в результате таких упражнений тело не устаёт, а наоборот копит силу и энергию. Существует несколько сотен асан, которые в разных школах йоги могут называться по-разному . Существует также много тысяч разновидностей одних и тех же асан. Поэтому зацикливаться на названиях не нужно. Суть хатха-йоги не в названиях асан, а в той пользе, которую они приносят организму. Впрочем, одни и те же асаны на организм разных людей могут действовать по-разному . Одна и та же асана одного человека может взбодрить, а другого - расслабить и погрузить в сонливость. Но в целом для каждой асаны существуют определённые закономерности. В соответствии с этими закономерностями все асаны можно условно разделить на три категории: -- бодрящие позы; -- расслабляющие позы; -- нейтральные позы. Бодрящим позам стоит уделять больше внимания при утренней практике, - они дают бодрость и позитивный настрой на весь день. Расслабляющие позы можно оставить для вечерней практики, - они позволяют отдохнуть после рабочего дня и снять стресс. Однако наилучшего эффекта от занятий хатха-йогой можно добиться, если в одном занятии чередовать бодрящие позы с расслабляющими, дополняя их потягиваниями и дыхательными упражнениями . Вообще, любую асану можно практиковать двумя способами: методом энергии и методом сознания. Первый метод - это максимальное расслабление и погружение в свой внутренний мир (условно он называется методом энергии, или женским методом), второй метод - это максимально приятное усилие и выход из приятной сонливости в не менее приятную осознанность (условно этот метод называется методом сознания, или мужским методом). Так что, при желании, любую бодрящую асану можно сделать в максимально расслабленном состоянии, получая соответствующий эффект, а любую расслабляющую асану сделать с максимально приятным усилием, получая от расслабляющей асаны эффект бодрости. Если в первом случае позу помогает раскрыть время, то во втором случае - намеренное усилие. При этом, усилие без гармонии бессмысленно. Собственно гармония и рождается где-то на переходах между расслаблением и усилием, поэтому нужно уметь сочетать в своей практике оба этих метода. Бодрящие позы 1. Васиштхасана (поза мудреца Васиштхи) Из положения лёжа на животе, поднять прямое тело на прямых руках и перенести вес тела на одну из рук, подняв вторую руку вверх. Внутреннюю сторону одной ноги прижать к внутренней стороне другой, развернув все тело вправо или влево. Расправить грудную клетку и задержаться в позе на 20-30 секунд, а затем выполните позу в другую сторону. Эффект позы: укрепляет мышцы рук, живота и ног, тонизирует поясничный и крестцовый отдел позвоночника, способствует снижению веса, тренирует вестибулярный аппарат, устраняет беспокойства. 2. Врикшасана (поза дерева) Встать прямо, на одной ноге. Другую ногу согнуть в колене и упереться ей в бедро стоящей ноги. Поднять руки над головой и сомкнуть ладони. Эффект позы: развивает гибкость суставов рук и ног, укрепляет мышцы спины, придаёт телу и уму чувство равновесия, наполняет ум спокойствием. 3. Гатуранга дандасана (поза палки) Лечь на живот, расположить ладони рук под плечами. Поднять прямое тело на прямых руках, как если бы тело было прямым, словно палка. Эффект позы: укрепляет силу рук и мышцы спины, тонизирует весь организм, улучшает работу сердечно-сосудистой системы и органов брюшной полости, делает сознание ясным. 4. Дандасана (поза посоха) Сесть с выпрямленными ногами на коврик. Спина, шея и голова - прямо. Упереться руками в коврик и приподнять тело, опираясь только на ладони рук и пятки ног. Оставаться в этой позе так долго, как приятно. Эффект позы: развивает силу рук, растягивает мышцы ног, улучшает кровообращение и ток лимфы, укрепляет мышцы спины и талии, тонизирует внутренние органы, улучшает осанку. 5. Дханурасана (поза лука) Лечь на живот, согнуть ноги в коленях, захватить ладонями лодыжки ног и так оставаться некоторое время, наслаждаясь приятными ощущениями. Через какое-то время начать разгибать ноги в коленях и прогибаться в спине. Оставаться в натянутом положении столько, сколько приятно. Эффект позы: развивает гибкость позвоночника, раскрепощает и исцеляет суставы рук и ног, массирует внутренние органы. 6. Навасана (поза лодки) Сесть на коврик, приподнять вытянутые ноги, одновременно отклоняя назад туловище с вытянутыми вперёд или вверх руками и удерживая равновесие. Эффект позы: укрепляет мышцы живота, удаляет лишние жировые отложения, стимулирует пищеварение. 7. Салабхасана (поза саранчи) Лечь на живот, расположить ладони рук под бёдрами и соединив их вместе, поднять ноги как можно выше, опираясь на руки. Если сложно поднять обе ноги, можно поднять одну ногу, потом опустить её и поднять другую. Эффект позы: укрепляет мышцы спины, развивает гибкость поясничного отдела позвоночника, улучшает работу пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; улучшает кровоснабжение головного мозга, делает руки сильными. 8. Натараджанасана (поза танцующего Шивы) Встать прямо, на одной ноге. Другую ногу согнуть назад в колене так высоко, как приятно и захватить её рукой. Другую руку поднять и протянуть вперёд. Эффект позы: развивает чувство равновесия, вырабатывает грациозную осанку, укрепляет мышцы ног, укрепляет мышцы грудной клетки. 9. Уткатасана (поза силы) Встать прямо, соединить руки над головой. Согнуть ноги в коленях и оставаться так какое-то время, следя за тем, чтобы спина, шея, голова и руки располагались прямо. Эффект позы: укрепляет мышцы ног, делает тело сильным и выносливым, успокаивает ум. 10. Уштрасана (поза верблюда) Встать на колени, прогнуться в спине назад и упереться руками в пятки ног. Эффект позы: развивает мышцы руки и ног, раскрепощает поясничный отдел позвоночника; улучшает пищеварение, укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую системы, делает тело выносливым. Расслабляющие позы 1. Ардха матсиендрасана (поза скручивания) Сесть на коврик, вытянуть ноги. Выпрямить спину, шею, голову. Согнуть левую ногу в колене и перебросить левую ступню за правое колено. Затем повернуть спину, шею и голову влево, помогая себе руками. Находиться в этой позе столько, сколько приятно. Затем вернуться в исходное положение и в том же порядке сделать упражнение в правую сторону. Эффект позы: массирует внутренние органы, улучшает пищеварение, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы. 2. Баласана (поза ребёнка) Сидя на коленях, опираясь на пятки, нагнуться вперёд и вытянуть руки так далеко, как приятно, растягивая спин. Голова касается коврика. Эффект позы: снимает напряжение и мышечные зажимы, массирует внутренние органы, растягивает позвоночник, укрепляет разум. 3. Бхуджангасана (поза кобры) Лечь на живот, поместить ладони рук под плечи и, прогнувшись в спине, вытянуть руки. Оставаться в этой позе столько, сколько приятно. Эффект позы: развивает гибкость шейного и поясничного отделов; улучшает работу спинного мозга; массирует органы брюшной полости, излечивает глаза. 4. Джану ширшасана (поза наклона к ноге) Сесть на коврик с выпрямленными ногами. Согнуть колено одной из ног и упереть ступню согнутой ноги во внутреннюю часть бедра другой ноги. Наклониться вперед и захватить ладонями прямую ногу. Эффект позы: развивает гибкость ног и позвоночника; массирует органы брюшной полости и таза; улучшает пищеварение и работу мочеполовой системы. 5. Макарасана (поза крокодила) Лечь на живот. Поместить подбородок на ладони рук. Спина, шея, ноги - прямые. Находиться в позе столько, сколько приятно. Эффект позы: расслабляет все мышцы тела, даёт отдых телу и уму. 6. Паванмуктасана (поза ветра) Лечь на спину, вытянув ноги. Согнуть одну из ног в колене и прижать ногу к себе. Поочерёдно менять ноги. Если приятно, можно прижимать сразу обе ноги, лёжа на спине или боку. Эффект позы: облегчает освобождение желудка и кишечника от скопившихся газов, укрепляет мышцы бедер и поясницы, уменьшает жировые отложения, массирует органы брюшной полости. 7. Падахастасана (поза аиста) Из положения стоя, ноги вместе, поднять руки над головой и потянуться вверх. Постоять так какое-то время, после чего медленно согнуться в пояснице и позволить рукам свободно повиснуть, стараясь головой достать до коленей. Ноги желательно держать прямыми. Все мышцы тела максимально расслаблены. Эффект позы: массирует внутренние органы, улучшает работу органов пищеварения, развивает гибкость позвоночника и суставов ног, улучшает работу головного мозга. 8. Пашчимоттантасана (поза наклона к ногам) Сесть на коврик, вытянуть ноги. Затем наклониться к ногам и захватить лодыжки своих ног ладонями. Оставаться в этой позе столько, сколько приятно. Эффект позы: хорошо вытягивает позвоночник, способствует развитию его гибкости и хорошей работе спинного мозга; массирует органы брюшной полости и таза; улучшает пищеварение и работу мочеполовой системы. 9. Шавасана (поза трупа) Лечь на спину, расслабить все мышцы тела и лежать так долго, как приятно, стараясь дышать как можно более спокойно и медленно. Эта поза кажется очень простой, но она считается самой сложной в йоге, потому что в ней нужно научиться максимально расслаблять всё тело. После неё не рекомендуется резко вскакивать. Рекомендуется немного подвигать руками, ногами, и только потом не спеша вставать. Эффект позы: возвращает телу естественную от рождения, но потерянную в результате стрессов, способность расслабляться, успокаивает нервную систему, делает энергичным. 10. Ястикасана (потягивание лёжа на спине) Лечь на спину, забросить руки за голову и потягиваться, растягивая тело. Носки ног можно тянуть на себя или от себя, как приятно. Эффект позы: улучшает циркуляцию крови, тонизирует дыхательную систему, исправляет незначительные искривления позвоночника, наполняет жизненной энергией. Нейтральные позы 1. Адхо мукха шванасана (поза счастливой собаки) Лечь на живот, расположить ладони рук под плечами. Поднять прямое тело на прямых руках и согнуться в пояснице таким образом, чтобы ноги и руки оставались прямыми. Оставаться в этом положении столько, сколько приятно. Эффект позы: укрепляет мышцы спины, рук, ног, исправляет искривления позвоночника; улучшает кровоснабжение головного мозга и стимулирует работу нервной системы. 2. Баддха конасана (поза бабочки) Сесть, подтянуть пятки к промежности, обхватить стопы ног руками, а бёдра раскрыть так широко, как приятно. Если получается, то колени можно прижать к полу. Эффект позы: снимает усталость ног, улучшает работу почек, исцеляет заболевания мочевых путей, облегчает менструальные боли у женщин. 3. Ваджрасана (поза алмаза) Согнуть колени и сесть на пятки. Спина, шея, голова пусть будут расположены на одной линии. Руки можно положить на колени. Взгляд - прямо перед собой. Эффект позы: этим упражнением приобретается прочность алмаза, поэтому асана так и называется "поза алмаза". 4. Випарита карани (перевёрнутая поза) Лечь на спину. Поднять ноги вверх, поддерживая туловище руками. Оставаться так долго, как приятно. Эффект позы: улучшает работу мочеполовой системы, разглаживает морщины на лице, способствует омоложению, улучшает зрение, слух и память, укрепляет нервную систему. 5. Вирабхадрасана (поза благородного воина) Из положения стоя, отвести одну ногу назад так далеко, как приятно, согнув опорную ногу в колене. Спина, шея, голова - на одной линии. Руки поднять вверх и застыть на 1-2 минуты. Эффект позы: улучшает осанку и походку, устраняет зажатость плечевого пояса, тонизирует мышцы ног, придавая им красивые очертания, развивает чувство равновесия. 6. Наукасана (поза каноэ) Лечь на живот, руки завести за спину и на вдохе поднять голову, грудь и ноги так далеко, как приятно. Тело в этом положении опирается на живот и со стороны напоминает каноэ. Эффект позы: улучшает работу пищеварительной системы, делает тело гибким и выносливым, убирает лишний жир на животе. 7. Падахастасана (поза наклона к ногам) Из положения стоя, наклониться к ногам. Руки могут спокойно висеть, лежать на полу или захватив ноги, осторожно тянуть тело к ногам. Эффект позы: делает тело гибким, стимулирует позвоночные нервы, удаляет жировые отложения. 8. Паршвоттанасана (поза пирамиды) Встать прямо, раздвинуть ноги так далеко, как приятно. Повернуться к одной из ног и наклониться к ней. Руки можно держать за спиной или вытянуть вперёд. Эффект позы: укрепляет и делает гибкими ноги, вытягивает позвоночник, оздоравливает внутренние органы, улучшает пищеварение, успокаивает ум. 9. Сук хасана (удобная поза) Это лёгкая и удобная поза: нужно сесть по-турецки, держа голову, шею и спину ровно. Если получается и приятно, можно пятку одной ноги разместить возле паха, а другую ногу расположить сверху первой, прикасаясь к нижней части живота. Приняв позу, можно слегка подвигаться и найти такое положение, которое наиболее комфортно (главное, чтобы лодыжки не давили друг на друга). Эффект позы: улучшает осанку, развивает подвижность суставов ног, успокаивает ум. 10. Тадасана (поза горы) Встать ровно, ноги вместе, руки свободно свисают вдоль туловища. Спина, шея, голова - на одной линии. Все мышцы максимально расслаблены. Поза является исходным положением для многих йоговских практик. В ней можно практиковать как пранаямы, так и сосредоточение (хотя больше подходит для этого сиддхасана). Эффект позы: улучшает осанку, успокаивает ум. Готовые к омплексы для практики хатха-йоги, рассчитанные приблизительно на 30 и 45 мин. [Комплексы можно составить свои, добавив в них, при желании, более сложные асаны, подробное описание которых можно найти в любом вменяемом пособии по хатха-йоге.]
Комплекс N1 (30 минут) Разминка, потягивания - 5 мин. Ястикасана - 2-3 мин. Пашчимоттанасана - 5 мин. Паванмуктасана - 5 мин. Бхуджангасана - 5 мин. Вирабхадрасана - 5 мин. Шавасана - 2-3 мин. Бодрящая практика - 1 мин. | Комплекс N2 (30 минут) Разминка, потягивания - 5 мин. Ястикасана - 2-3 мин. Ардха матсиендрасана - 5 мин. Паванмуктасана - 5 мин. Баддха конасана - 5 мин. Джану ширшасана - 5 мин. Шавасана - 2-3 мин. Бодрящая практика - 1 мин. |
Комплекс N3 (45 минут) Разминка, потягивания - 5 мин. Ястикасана - 2-3 мин. Пашчимоттанасана - 5 мин. Паванмуктасана - 5 мин. Дханурасана - 5 мин. Баласана - 5 мин. Натараджанасана - 5 мин. Паршвоттанасана - 5 мин. Дыхательная практика (полное йоговское дыхание) - 2-3 мин. Шавасана - 2-3 мин. Бодрящая практика - 1 мин. | Комплекс N4 (45 минут) Разминка, потягивания - 5 мин. Ястикасана - 2-3 мин. Бхуджангасана - 5 мин. Пашчимоттанасана - 5 мин. Паванмуктасана - 5 мин. Випарита карани - 2-3 мин. Дандасана - 5 мин. Уткатасана - 5 мин. Дыхательная практика (анулома-вилома) - 2-3 мин. Шавасана - 2-3 мин. Бодрящая практика - 1 мин. |
Не для кого из нас не секрет, что период полового созревания – один из самых сложных в жизни человека. Это период психологической и физиологической перестройки. Начинает меняться собственное тело, начинает меняться мировоззрение. В этот период (обычно он стартует в 12 лет и заканчивается в 17) происходят гормональные изменения всего организма. Начинается активный рост всего тела. У ребят появляются вторичные половые признаки. Наступает этап сексуальной самоидентификации. Помимо этого, обычно подростки отдаляются от своих семей и сближаются с окружающими их сверстниками. Родители часто жалуются, что им сложно найти общий язык со своими отпрысками.
Йога может стать прекрасным вспомогательным средством для ребят в этот непростой этап их жизни. На каких уровнях и как она воздействует на них? Первое и самое очевидное – это воздействие на физическое тело:
Иногда взрослые думают, что подростку вполне подходят и обычные «взрослые группы по йоге». К сожалению, это не совсем так. Инструктор может не иметь достаточного общения с детьми такого возраста и, таким образом, спугнет учащегося, отбив у него желание заниматься йогой. Именно поэтому так важно водить ребят этого возраста в специализированные группы, где они будут окружены ровесниками, со схожими интересами (помощь в коммуникации) и проблемами.
Я не сомневаюсь ни на секунду, что йога – это именно то «волшебное» средство, которые позволит многим подросткам пережить этот период наилучшим для них образом. Занимайтесь йогой и любите друг друга!
Стас Кузнецов, преподаватель йоги для детей и подростков.
Фото: istockphoto.comСтатьи по теме: | |
Брак: условия заключения брака, права и обязанности супругов
В последние несколько лет все больше становится популярным так... Складской учет Ведение складского учета в 1с 8
1С: Бухгалтерия 8.2. Понятный самоучитель для начинающих Гладкий Алексей... Пирог с замороженной смородиной – пусть всегда пахнет летом!
Этот пирог можно печь с любыми ягодами, с малиной, вишней, ежевикой, так... |