Ю. П

Конспект урока литературы

Тема: Ю.П.Казаков. Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Учитель: А.В. Степанова, МКОУСОШ №38 г. Тулы

Класс: 7

Цели урока:

А) Дидактическая: познакомить учащихся с творчеством Ю.П. Казакова; проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев рассказа «Тихое утро»; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; совершенствовать навыки анализа эпического произведения, составления характеристик героев, выразительного чтения.

Б) Развивающая: развивать устную речь, внимание, воображение; развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; продолжить формирование эстетической культуры личности школьников.

В) Воспитывающая: воспитывать уважение, сочувствие, сострадание к человеку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, экран, проектор, колонки, презентация Power Point; таблицы «Характеристика героя. Яшка», «Характеристика героя. Володя», «Пейзаж как средство характеристики героев».

Ход урока.

Слайд 1

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с творчеством Ю.П. Казакова. Этот писатель довольно поздно стал задумываться о том, чтобы посвятить себя литературному труду. Окончил музыкальное училище в Москве. Три года играл в симфонических и джазовых оркестрах. И лишь в 26 лет Юрий Казаков поступает в Литературный институт.

Слайд 2

Первые же его рассказы принесли успех: «Арктур – гончий пес», «По дороге», «Голубое и зеленое», «Двое в декабре». В основе его рассказов лежит, как правило, действительный случай. Таков и рассказ «Тихое утро». Об этом произведении нам и предстоит сегодня вести разговор. Юрий Павлович Казаков – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Какими качествами нужно обладать? Что лежит в основе человеческого поведения? Что такое добро? Что такое зло? В рассказе «Тихое утро» писатель предстает перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные уголки своих героев. А читатель должен сам решить, насколько герои Казакова хороши.

  1. Работа над темой урока.
  1. Постановка задачи урока.

Учитель: Чтобы лучше понять природу поступков героев рассказа, я предлагаю вам ответить на вопрос: что такое добро и зло?

Слайд 3

Дети: Добро - поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой; зло – поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей.

Учитель: Как вы считаете, добро и зло существует исключительно во внешнем мире, или оно живет в душе человека, исходит от человека?

Дети: Добро и зло существуют в душе человека.

Учитель: Назовите имена главных героев рассказа «Тихое утро». Кто из них был добрым, а кто злым?

Дети: ответы детей.

Учитель: Можем ли мы однозначно оценить человека, однозначно сказать, добрый он или злой? Почему?

Дети: нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлеты» и нравственные «падения».

Учитель: Так и в рассказе «Тихое утро» перед нами предстают герои с сильными и слабыми сторонами своей души. Наша задача сегодня понаблюдать за героями, за их поступками, понять причины этих поступков. В ходе урока вы будете заполнять таблицы: первый ряд характеризует Яшку, второй – Володю, третий – рассматривает пейзаж как средство характеристики героев.

  1. Анализ произведения.

Слайд 4

Учитель: коротко охарактеризуйте главных героев рассказа , ответив на вопросы:

  1. Где живет мальчик?
  2. Как он чувствует себя в деревне?
  3. Каково отношение героя к рыбалке?

Ответы детей.

Фактически в рассказе происходит столкновение двух культур: городской и деревенской. Мир Яшки ограничен его деревней, а мир Володи городом. На страницах рассказа разворачивается описание первого контакта, соприкосновения противоположных на первый взгляд миров.

Слайд 5

Постановка проблемного вопроса: Итак, наши герои очень разные. В связи с этим в процессе анализа рассказа я прошу вас подумать над вопросом: смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

Учитель: Рассказ начинается с пробуждения Яшки. Каким было настроение мальчика? Найдите в тексте слова, подтверждающие это. (с.182 – последний абзац, с.183)

Дети: У мальчика было радостное настроение. Это подтверждают следующие слова: переборол себя, соскочил с крыльца, весело затрусил, побежал, перевалился через плетень, свистнул.

1 группа – заполнение таблицы.

Дети: Описание тихого радостного утра соотносится с настроением Яшки. 3 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Мирный радостный рассвет вдохновлял художников и музыкантов. Прослушайте отрывок из музыкального произведения композитора М.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» , чтобы лучше понять настроение Яшки.

Слайд 6

Прослушивание музыкального произведения.

Какое утро у композитора? Какие чувства у вас возникли?

Ответы детей.

Учитель: Прочитайте утренний разговор Яшки и Володи.

Дети: чтение по ролям

Учитель: Как вы думаете, почему произошел конфликт между мальчиками? Почему у Яшки пропало настроение?

Дети: Яшка не получил ожидаемого признания.

Учитель: Найдите ключевые слова, характеризующие состояние Яшки (1 группа – заполнение таблицы – с.183)

Дети: Разозлился, зло ответил, с пренебрежением осмотрел, прелесть утра была отравлена, презрительно спросил, заскучал, съязвил.

Учитель: А как реагирует на конфликт Володя? Найдите слова, характеризующие состояние мальчика (2 группа – заполнение таблицы, с.184)

Дети: Промолчал, покраснел, сквозь зубы ответил, подрагивал от обиды ноздрями, готов был разреветься, ждал этого утра, страдал, сердился на себя, казался себе неловким и жалким, с завистью и с восхищением поглядывал.

Учитель: И вот наши герои отправляются на рыбалку. Как ведут они себя в дороге? Прочитайте.

Слайд 7.

Дети: Сначала мальчики идут молча.

Учитель: Как ведет себя Яшка?

Дети: он чувствует себя хозяином, он на своей земле, знает обо всём, что здесь происходит: о звуках деревни, о птицах, о рыбалке. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Когда Володе становится весело?

Слайд 8

Дети: Когда мальчики разговорились у колодца, и Яшка пригласил Володю вечером ловить большую рыбу в бочаге и ночью жечь костер. Володя почувствовал себя немножечко «своим», и ему стало весело. Он ощутил всю прелесть утра. 2 группа – заполнение таблицы.

Рассмотрим эпизоды рыбалки.

Учитель: где мальчики ловили рыбу? Найдите описание омута (с.188, 5 абзац). Как меняется описание природы? Почему?

Слайд 9

Дети: читают описание омута (мрачность, пахло сыростью, черная вода, ветлы закрыли небо). Состояние природы предвещает будущую беду. 3 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Ребята выбрали место. Началась рыбная ловля. Что чувствует Яшка, когда у него сорвалась первая рыбина? Как автор передает чувства Яшки? (с.190)

Дети: Яшке было стыдно. Он винил в неудачах Володю. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Случалось ли вам в своей жизни чувствовать подобное?

Ответы детей.

Между героями все еще есть недопонимание. Конфликт теперь не внешний, а внутренний. Мальчики не стараются понять друг друга.

Проанализируем эпизод, когда Володя начинает тонуть (с.191 – 192).

Учитель: Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? Найдите слова, показывающие его чувства.

Дети: Яшка чувствует страх, но надеется, что все как-то обошлось. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, «убежать никак нельзя»?

Дети: Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Какие действия предпринимает Яшка и чем это заканчивается?

Дети: Яшка пытается спасти Володю, но утопающий хватается за Яшку и топит его. Яшка понимает, что сам может погибнуть, поэтому отталкивает Володю.

Комментарий учителя: Автор очень тонко описывает психологию тонущего человека. Володя не специально топил Яшку. Утопающие инстинктивно хватаются за то, что может их спасти. Поэтому неопытные спасатели часто погибает вместе с теми, кого они спасают.

Дети: читают отрывок. Природа по-прежнему тиха и спокойна, а в жизни Яшки только что случилось «небывалое». Природа и внутреннее состояние мальчика противопоставлены – антитеза. 3 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Яшка снова предпринимает попытку спасти Володю. Когда Яшка видит товарища под водой недвижимого, он все еще боится, что Володя опять схватит его. Но Володя уже не может сделать этого. Чем же заканчивается рассказ?

Ответы детей.

Учитель: Почему Яшка плачет так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера?

Дети: Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его. Это трагическое событие потрясло Яшку, оставило след у обоих мальчиков. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему. 1,2 группы – заполнение таблицы.

Учитель: В заключительном абзаце говорится, что всё радовалось новому светлому дню. Почему именно такими словами заканчивается рассказ?

Дети: Новый день начался не только в природе, но и в душах мальчиков. Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражение, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека. 3 группа – заполнение таблицы.

Слайд 10

  1. Ответ на проблемный вопрос.

Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

Ответы детей.

  1. Домашнее задание.

1 ряд – характеристика Яшки.

2 ряд – характеристика Володи.

3 ряд – пейзаж как средство характеристики героев.

Задание готовится по таблицам, которые группы заполняли на уроке.

Слайд 11

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Упражнение «Плюс – минус – интересно»

  1. Выставление отметок.

Предварительный просмотр:

Характеристика героя.

Яшка


Подписи к слайдам:

Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

ДОБРО И ЗЛО

Краткая характеристика героев Где родился герой? 2. Как мальчик чувствует себя в деревне? 3. Как герой относится к рыбалке?

По дороге на рыбалку «…Ребята молча, не глядя друг на друга, пошли по улице». Володя «…с откровенной завистью и даже с восхищением поглядывал на босые Яшкины ноги, и на холщовую сумку для рыбы, и на заплатанные, надетые специально на рыбную ловлю штаны и серую рубаху».

«Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга!»

Исаак Левитан «У омута» Исаак Левитан «Озеро» «…Здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно».

Проблемный вопрос Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

«Плюс – минус – интересно» Что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции? Что не понравилось на уроке, вызвало неприязнь, показалось скучным? Интересные факты, которые узнал(а) на уроке, что ещё хотелось бы узнать по данной теме, вопросы к учителю


Казаков Юрий Павлович – писатель-прозаик из под пера которого вышло ни одно замечательное произведение. Писатель второй половины двадцатого века, который типичные вещи мог показать совсем с другого ракурса. Ему хорошо удавалось донести до читателя главную мысль своих произведений, которые читаются легко и с интересом. Например, сегодня нам посчастливилось познакомиться с одним из рассказов Казакова «Тихое утро».

Тихое утро Казаков краткое содержание

Рассказ «Тихое утро» нам повествует о двух мальчиках, которые рано утром отправились на рыбалку. Там произошло ужасное событие. Мальчик Володя из города, что приехал к своему другу Яшке в деревню, упал в реку. Увидев данное происшествие, Яшка сначала убежал из места рыбалки, так как очень испугался. Но, уже на лугу понял, что он – единственная надежда на спасение друга, ведь поблизости нет ни души. Переборов все свои страхи, страх за себя и свою жизнь, страх за жизнь друга, он прыгнул к другу, который уже был под водой и спас Володьку, оказав ему первую помощь. После, мальчики долго еще рыдали, но это были слезы радости от удачного финала.

Здесь в рассказе переплелись разные ситуации. Здесь и хвастовство, и обида, и ссора, затронуты проблемы долга, совести, любви к ближнему. Все события происходят на фоне природы, которая была спокойной. Даже когда тонул один из героев, природа оставалась все также спокойной, солнце поднималось и начинало ярко светить, все вокруг дышало тишиной и покоем, «над землей стояло тихое утро, а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное». Здесь «Тихое утро» противопоставлено тем событиям, что происходили в рассказе,а сделано это для того, чтобы как можно ярче передать тот ужас, что испытывали мальчишки.

Казаков Тихое утро герои

В рассказе Казакова «Тихое утро» главными героями являются два мальчика. Володька – житель из Москвы, который отправился на рыбалку в ботинках. Он ничего не знал о рыбалке, как и о сельской жизни, поэтому для него было все интересно.

Яшка же типичный житель села, который все знает и который, как рыба в воде. Ему нравится язвить Володьке, подшутить, при этом он много поведал историй о жизни сельских ребят. Яшка – знаток рыбалки, один из лучших, который сумел проявить геройство и не оставил Володьку.

Герои рассказа «Тихое утро» Казакова на своем примере учат нас никогда и ни при каких условиях не бросать своих друзей в беде несмотря ни на что.

План

План рассказа «Тихое утро» Казакова позволит быстро вспомнить сюжет и происходящие события.
1. Яшка готовится к ранней рыбалке
2. Яшка будит Володьку
3. Мальчики идут на рыбалку
4. Рассказы по дороге к реке
5. Ужасный случай: Володька тонет
6. Яшка спасает друга
7. Счастливый финал.

Когда мы думаем о хороших рассказах, на ум приходят чаще всего Чехов, Тургенев, Бунин. Но ошибкой было бы считать, что, например, во второй половине 20 века нет никакого стоящего представителя этого жанра. Мы представляем вниманию читателя произведение (краткое содержание) Казакова «Тихое утро». Юрий Павлович - замечательный советский прозаик.

Противостояние города и деревни в лице главных героев: Яшки и Володьки

Как известно, благодатная тема. Вообще, в литературе нет заезженным тем (это же не наука), тут главное - исполнение. Вот и рассказ (краткое содержание) Казакова «Тихое утро» повествует именно об этом. Начинается все с умопомрачительно атмосферных и правдивых описаний обычного сельского утра.

Один из главных героев - Яшка собирается на рыбалку. Все как по учебнику: встал рано, накопал червей и пошел за своим компаньоном Володькой. Тут надо сказать, что Яшка был сельским мальчиком, а Володька, напротив, москвичом.

Они встретились. Яшка бодр и свеж, хотя встал раньше Володьки, а тот невыспавшийся и с «неподвижным» лицом. Пока они шли к реке мальчики обменивались колкостями, вернее, даже не так: Яшка нападал, а Володька вяло отбивался.

Яшка насмехался над тем, как его партнер по рыбной ловле подготовился к ответственному мероприятию: не та одежда, не та походка, не то вдохновение и т.д. Что говорить, одно слово - городской.

Читатель может резонно спросить, а не слишком ли много места уделяется в статье с темой «Произведение (краткое содержание) Казакова «Тихое утро» перепалке мальчиков? Дорогой читатель, на самом деле не слишком серьезный конфликт парней важен для интриги и последующей кульминации, поэтому наберитесь терпения.

Глубокое место. Лещ

Ребята долго выбирали место. Вернее, так Яшка точно указал на самое «хлебное» место. Оно, к сожалению, оказалось и достаточно глубоким. Но ведь парни купаться не планировали, а для рыбы глубина - это самое оно. Какую рыбу можно поймать на мелководье? С этого момента сюжет рассказа набирает ход и становится до крайности захватывающим. Напоминаем, что в фокусе нашего внимания сочинение (краткое содержание) Казакова «Тихое утро».

Идет рыбалка. Ребята пытаются поймать добычу. У Яшки, естественно, получается чуть лучше, у Володьки чуть хуже. Но первую свою рыбу деревенский мальчик все же упускает, что его расстраивает. Еще бы! Он же не хочет ударить в грязь лицом перед городским.

И все-таки в этом поединке деревня праздновала победу над городом - Яшка поймал Леща. Не успели мальчики порадоваться общей удаче, как клюнуло нечто и у Володьки. Причем такое внушительное, что удочка не подчинялась рыбаку.

Яшка отвлекся на свою добычу и не увидел, как рыбина утащила его друга на глубину (а, может быть, мальчик сам поскользнулся на мокром речном песке и съехал в воду). Яшка обернулся к тому месту, где должен был стоять Володька, а напарника там уже не было. Его голова почти скрылась под водой (место-то было глубокое). Неожиданно рассказ, который написал Ю. Казаков («Тихое утро»: краткое содержание и анализ нас непосредственно интересуют), становится тревожно-трагическим и очень хочется, чтобы мальчик выжил.

Испуг и героизм Яшки

Сначала герой, стоявший на суше, перепугался и ринулся со всех ног в деревню. Но внезапно понял, что такое путешествие станет для Володьки роковым, оно будет стоить другу жизни. Поэтому Яшка вернулся и постарался вытащить товарища, но тот, как и любой утопленник, стал тянуть спасителя на дно. Яшка посчитал, что они вдвоем сейчас попрощаются с жизнью, такое иногда случается в подобных ситуациях.

Расцепив Володькины руки, Яшка выбрался на берег, затем обернулся, а Володька совсем скрылся под водой. И тут герой решает сделать еще одну попытку. Он ныряет и видит, что нога друга опутана водорослями. Яшка освободил конечность товарища и в этот раз вытащил-таки его на берег, потом оказал первую помощь, видимо, повинуясь какому-то интуитивному порыву. Володька начал выплевывать и выталкивать из себя воду. Когда друг пришел в себя, Яшка расплакался. Думаем, излишне говорить почему. Затем плакали ребята уже вдвоем, не стесняясь своих слез, ведь в этот день они фактически заново родились.

На этом заканчивает Ю.П. Казаков «Тихое утро». Краткое содержание же продолжается и включается в себя ответ еще на один важный вопрос.

Настоящая дружба она такая, противоречивая

Теперь, мы думаем, читателю понятно, почему дорога мальчиков к реке описывалась так подробно. Да, Яшка видит недостатки своего друга, он его трезво оценивает, но, несмотря на это, мальчик рискнул своей жизнью ради товарища, он не бросил его умирать в реке, не сдался.

Настоящий друг он именно такой. Самый надежный не тот, кто постоянно говорит тебе комплименты, восхищается твоим умом, а тот, кто в нужный момент подставит тебе плечо. Нужно судить человека не по словам и даже не по мыслям, а только по делам. И мы уверены, что Володька и Яшка теперь друзья навеки.

Гипермаркет знаний >>Литература >>Литература 7 класс >>Ю. П. Казаков. «Тихое утро»

Ю. П. Казаков. «Тихое утро»

По высказываниям многих писателей, талант Казакова как мастера русского рассказа был замечен сразу, хотя писателем, по его словам, он стал поздно.

Обратим внимание школьников, насколько своеобразно развивались его творческие способности: он играл на виолончели в оркестре, хотел всерьез стать музыкантом. Может быть, именно это впоследствии помогло в его творческой работе. Юрий Павлович Казаков - автор многих сборников рассказов: «Арктур - гончий пес», «По дороге», «Голубое и зеленое», «Двое в декабре», «Во сне ты горько плакал» и др. Писатель часто путешествовал по России, восхищался родной природой , воспевал в своих рассказах Волгу, Север.

Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То жеможно сказать и о рассказе «Тихое утро».

Чтение рассказа, составление плана, характеристика героев, художественный и краткий пересказы , чтение по ролям диалогов, ответы на вопросы учебника - все это должно привести учащихся к размышлениям о взаимоотношении детей, о внутреннем мире героев (Как ведет себя каждый из них? Кто из них может узнать любой звук, раздающийся утром в поле? Какие чувства переполняли Яшку, когда тонул Володя?). Случай, потребовавший от Яшки напряжения всех физических и моральных сил для спасения друга, раскрывает характеры мальчиков - вот что важно понять школьникам.

Подготавливая краткий пересказ, или художественный, с сохранением художественных особенностей текста, или выборочный - рассказы Яшки, учащиеся составляют план пересказа. Так выглядел план краткого пересказа, выполненный учащимися седьмого класса:

1. Ранним утром.
2. Яшка будит Володю.
3. По дороге на рыбалку.
4. Ловля рыбы.
5. Володя тонет.
6. Спасение Володи.
7. Яшка и Володя по дороге домой.

Интересно, если школьники разделятся на группы, из которых первая покажет краткий пересказ, вторая - выборочный, третья - художественный, с последующим обсуждением качества пересказов.

В тексте рассказа много живых диалогов, посоветуем семиклассникам подготовить по группам и диалоги, например:

1. Со слов: «Яшка заложил в рот испачканные землей пальцы и свистнул.» до слов: «Володя наконец справился с ботинками.»

2. Со слов: «Проходили мимо колодца со старым, поросшим зеленью срубом.» до слов: «Солнце наконец взошло...»

3. Со слов: «Робкая, влюбленная улыбка светилась в глазах Яшки.» до конца рассказа.

Подросткам важно обратить внимание при рецензировании подготовленных диалогов на то, как проявляются в процессе чтения характеры героев.

Создание плана, пересказы, чтение диалогов, ответы на вопросы учебника и учителя подведут учащихся к более трудной работе - созданию сравнительных характеристик наших героев: Яшки и Володи. Под руководством учителя семиклассники воспользуются планом, который дан в справочном разделе учебника, подумают над тем, что общего и что различного в поведении и характерах героев рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро».

Школьники сравнивают, как просыпаются герои и готовятся выйти на рыбалку («И Яшке, и Володе не хочется так рано вставать, голова валится на подушку, и глаза слипаются.», «Володя зашевелился на сене. Лицо его, измятое после сна, было бессмысленно и неподвижно.», но «Яшка подтягивается, решительно начинает действовать: поел, взял удочки, накопал полную банку червяков, разбудил Володю, а Володя успел только одеться и пойти вместе с Яшкой по дороге на рыбалку.» - из рассказов семиклассников). Затем сопоставляются поступки героев, их рассказы по дороге на рыбалку, во время рыбалки, спасение Володи и дорога к дому...

Ребята отмечают, что Яшка чувствует себя в деревне свободно, спокойно, многое знает из того, что необходимо на рыбалке, Володя, напротив, робел, не только многое не знал, но и не умел ходить босиком, не умел различать голоса птиц, не умел ловить рыбу - все это еще предстояло ему узнать и освоить. Однако оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу.

Как же переживают мальчики случившееся с ними? Отчего они оба плакали? Почему для Яшки не было никого милее Володи и никого не любил он больше Володи? Как это можно объяснить? Как проявляются лучшие черты характера в каждом? Трудна ли ситуация, в которой оказались герои?

В самом деле, непросто, оказавшись в такой ситуации, выстоять, оказаться мужественным и стойким, выдержать испытание. Важно, чтобы школьники попытались сами подготовить рассказ о трудных случаях из своей жизни, описав обстановку, может быть, настроение, состояние, чувства, которые пережили. Они могут называться по- разному: «Случай в лесу», «Друзья познаются в беде» и т. д. Работы учащихся коллективно анализируются, устно рецензируются, и вновь вспоминается рассказ Казакова, его построение, художественные особенности (мастерство диалога, описание чувств Яшки, описание пейзажа), которые помогают нам не только живо представить себе происходящие события, но и вместе с героями пережить случившееся.

Познакомим семиклассников с высказываниями о Ю. Казакове, с его собственными суждениями о писательском труде. Так, Г. Семенов в предисловии к книге Юрия Казакова «Арктур - гончий пес» пишет: «Редко пользуясь диалектом, Юрий Павлович умел создать атмосферу северного села, северного говора, умел сотворить чудо из обычных, общеупотребительных слов, какими общаемся мы все друг с другом. В чем дело? Я думаю, опять-таки в таланте...» 2 .

Ю. Кузьмичев замечает: «. В рассказах Казакова - может быть, все вымысел, но основа - истина».

Подумаем вместе с учащимися, почему Юрий Казаков считает, что писателю необходимо мужество. Каким представляется школьникам автор «Тихого утра» благодаря рассказу, его позиции, высказываниям о нем?

Закончить работу над рассказом можно сочинением, отзывом на один из рассказов Ю. Казакова или письменной характеристикой «Главный герой рассказа «Тихое утро».

Не менее интересны и самостоятельные рассказы учащихся, которые организуются после обсуждения этих текстов («Случай в деревне», «Как я однажды заблудился в лесу», «Когда я особенно оценил моего друга?» и пр.), с последующим коллективным обсуждением в классе.

На уроках развития речи можно провести конкурс на лучшее сочинение-рассуждение на одну из тем: «О благородстве», «О мужестве», «О сострадании» - с примерами из текстов Л. Толстого, И. Бунина, А. Платонова, Ю. Казакова.

В книге «Читаем, думаем, спорим.» предлагается для ознакомления еще один текст современного писателя В. Мирнева «Ночью», в котором герой, в отличие от героя Ю. Казакова, испугался, в минуту опасности сбежал, но потом все-таки делает все, чтобы односельчане спасли оставленного им в лесу дядю, раскаивается в своем поступке. Сопоставление рассказов и героев В. Мирнева и Ю. Казакова даст новый импульс для важного разговора о долге и мужестве, умении прощать и сострадать о том, как это показывается разными писателями.

Далее в этой же книге школьники прочитают о проблемах, поднятых А. Вампиловым и А. Володиным (сцена из киноповести «Старшая сестра»), подумают над рисунками X. Бидструпа на сходные темы, рассмотрят, составят устные рассказы.

Особыми на основе стихотворений поэтов XIX и XX веков будут уроки, посвященные родной природе и ее отражению в произведениях русских писателей.

Приближаясь к последней теме по русской литературе. представленной обращением Д. С. Лихачева к молодежи, напутствием ей, напомним, что эта тема, как и некоторые другие (детство, родная природа, сострадание, история нашей родины, взаимоотношения взрослых и детей в разных семьях и пр.), проходит в учебнике с самого начала, от «Поучения» Владимира Мономаха до обращения к молодым Д. С. Лихачева, и может помочь организации специального урока на эту тему.

1 Поработаем над пониманием композиции, обратимся к словарям, разделу по теории литературы.
2 Цит по кн.: Казаков Ю. Арктур - гончий пес. - М., 1985. - С. 9.
3 Кузьмичев Ю. Юрий Казаков. - Л., 1986. - С. 31.

В. Я. Коровина, Литература 7 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

Помощь школьнику онлайн , Литература для 7 класса скачать , календарно-тематическое планирование

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(РАССКАЗА, ПОВЕСТИ)
1. История создания произведения:

  • факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.
  • связь произведения с исторической эпохой его создания;

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения:

  • персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;
  • особенности имён и фамилий персонажей;
  • поступки персонажей и их мотивация;
  • предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
  • связь персонажа с общественным окружением;
  • отношение к герою произведения других персонажей;
  • самохарактеристика персонажей;
  • авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

8. Композиция произведения:

  • деление текста произведения на части, смысл такого деления;
  • наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
  • наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
  • наличие эпиграфов и их смысл;
  • наличие лирических отступлений и их смысл.

9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

11. Особенности языка произведения.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО (ПОЭТИЧЕСКОГО) ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. История создания произведения:

  • факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения
  • место произведения в творчестве автора.
  • кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?

2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения (если есть) и его смысл.

4. Образ лирического героя. Его близость автору.

5. Идейно-тематическое содержание:

  • ведущая тема;
  • идея (основная мысль) произведения
  • развитие мысли автора (лирического героя)
  • эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи

6. Художественные особенности:

  • художественные приёмы и их значение;
  • ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;
  • приёмы звукописи;
  • наличие/отсутствие деления на строфы;
  • особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.

7. Ваше читательское восприятие произведения.


Стихотворная поэтика Пушкина. Чумаков Ю.Н. (1999, 432с.)

Анализ стихотворения А.А. Фета "Учись у них - у дуба, у березы"

Стихотворение "Учись у них - у дуба, у березы" написано А. Фетом в канун нового 1884 года (31 декабря 1883г.). Как известно, романтическая поэтика Фета, для которой характерны размышления поэта о связи человека и природы, начала формироваться уже в 50-е годы. Основной задачей автора является раскрытие правды о человеке через картины природы. Используя игру оттенков и полутонов чувств и красок, Фет передает неуловимые переходные состояния природы и человека

Алгоритм работы

Тема

Взаимосвязь человека и природы

Лексика (эпитеты, образы, детали, глагольные формы)

1 строфа:

Учись у них

У дуба, у березы

Жестокая пора

Напрасные … слезы

Повелительная форма глагола: призыв, приказ, побуждение.

Образы живой природы, символизируют сильное и слабое, мужское и женское начало в жизни, олицетворены в стихотворении

Крайне суровая, беспощадная – отрицательная эмоциональная окрашенность эпитетов.

Бесполезные, неосновательные, ненужные – метафорический образ

2 строфа:

Злей метель

Сердито рвет

Последние листы

Холод лютый

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Сравнительная степень прилагательного указывает на большую степень беды, несчастья

Раздраженно, гневно, злобно

Конечный, безнадежный

Злой, свирепый, беспощадный - отрицательная эмоциональная окрашенность эпитетов.

Лексический повтор: глаголы 3 лица множественного числа, олицетворяющие силу духа природы, сменяются глаголом повелительного наклонения 2 лица единственного числа, обращенного напрямую к человеку.

3 строфа:

Ясные дни

Гений

Жизнию дыша

Новые откровения

Скорбящая душа

Прям.: Яркий, сияющий, светлый, ничем не замутненный.Перенос.: ничем не омраченный, спокойный

В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, позже олицетворение добра, зла и т.п. Весна в стихотворении олицетворяется как символ новой жизни, радости, тепла, света.

Книжная устаревшая форма слова указывает на торжественный смысл, высокий стиль

Впервые созданные, появившиеся или возникшие недавно, взамен прежних.

Горюющая, печальная, страдающая

Синтаксис (структура предложения, строфы;

интонационные акценты, риторические вопросы, многоточие, тире и т.д.)

1 строфа:

Учись у них - у дуба, у березы.


Кругом зима. Жестокая пора!

И треснула, сжимаяся , кора

2 строфа:


Они стоят, молчат; молчи и ты!

3 строфа:

Но верь весне.

Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Простое предложение с побудительной интонацией (глагол повелительного наклонения + точка в конце предложения) – звучит как назидание, нравоучение, наставление

Номинативные предложения, обозначая наличие явления в настоящем, бывают только утвердительными и позволяют представить отдельные детали описываемой обстановки в виде ярких штрихов, сосредотачивая внимание на этих деталях. Предикативные значения выражаются особой интонацией. Короткие, информационно-насыщенные предложения придают динамичность .

Сложносочиненное предложение, рисующие картины страдания живой природы, с деепричастием имеющим многозначный смысл:

прям .: давить, стискивать, давить для выделения жидкости

перен .: ощущение тоски, страха

устаревшая форма деепричастия придает торжественность сказанному


Сложное предложение с различными типами связи: сочинительная, бессоюзная, обозначенная точкой с запятой. Замедляют динамику.

Риторическое восклицание – призыв сродниться с природой.

Предложение с глаголом повелительного наклонения.

Первые предложения 1 и 3 строфы похожи по повелительно-побудительной интонационной форме.

Простые и простые осложненные деепричастными оборотами и однородными определениями предложения восстанавливают динамику.

Звукопись

У чись у них - у ду ба, у березы.

Н апрасн ые н а н их з ас тыли с лез ы,

И трес нула, с жимаяс я, кора.

Сер дито р вет …

х ват ает х олод лют ый;

ст оят , молчат ; молчи и т ы!

в ерь в есне

Пер еб олит скорб ящая

Ассонанс

Аллитерация

Создают музыкальность стихотворения.

Сюжет

Кругом зима. Жестокая пора.

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

НО! верь весне.

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -


1887г.


В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…» соединились все основные мотивы лирики Фета – такие, как чувство, творчество, любовь, звук, тишина, сон. Перед нами краткий миг, когда перед героем открывается мир во всей его красоте, всей полноте чувств. Стихотворение проникнуто гармонией, ощущением покоя, хотя, казалось бы, оно целиком состоит из перечисления действий: согнать , подняться , прервать , дать , шепнуть ,усилить .
Размер – пятистопный ямб с женскими и мужскими окончаниями – вписывает стихотворение в ряд произведений любовной лирики – ряд, начатый еще пушкинским «Я вас любил. Любовь еще, быть может…», – в которых ярко высвечены прежде всего чувства и думы лирического героя. И действительно, в фетовском стихотворении ни слова нет ни о других людях, ни о внешнем мире – только состояние души человека. Однако может показаться, что здесь нет лирического героя как такового (в самом деле, ни в одной строке этого стихотворения нет слов я, мой и т.д.), но это все же не так: просто герой находится в полной гармонии с жизнью, природой – его я не выделяется на фоне всего окружающего мира, а «растворяется» в нем, принимает его, готовое чужое вмиг почувствовать своим …. Поэтому на дальний план отступают все острые переживания, мучения, и даже любовь здесь упоминается мельком – как чувство, однородное всем прочим в этом тихом гармоничном универсуме: герой мечтает шепнуть о том, пред чем язык немеет….
Стихотворение построено как вереница похожих по синтаксису фраз, которая из-за постоянных ритмических повторов (каждая нечетная строка – полноударная, в каждой четной пропущено ударение на 4-й стопе) и некоторых повторяющихся слов (одной в первой строфе,дать во второй) произносится будто бы как заклинание, нагнетающее какое-то таинственное и в то же время сладостное ощущение. Это заклинание должно наконец разрешиться неким утверждением, которое бы разрядило нарастающее на протяжении всего стихотворения чувство и объяснило его источник, – такое утверждение и завершает стихотворение:
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
Последние строки противопоставлены всем остальным и по ритму: в них первая строфа не ямбическая, а хореическая – ударно произносятся указательные частицы вот . Так подчеркнута особая важность финальных строк для всего стихотворения. Во-первых, они прерывают перечисление действий и характеризуют их как признак и венец певца , то есть любимое дело поэта, только для него одного возможное. Во-вторых, эти строки переносят ситуацию, описываемую в стихотворении, в вечность: теперь не остается никаких сомнений в том, что все названные действия не минутные желания героя, не картины, которые встают в его воображении, а извечно существовавшие проявления поэтического дара. Эти строки вводят в стихотворение тему творчества, что позволяет по-новому взглянуть на весь предыдущий перечень. Если в первой строфе герой предстает как деятель, способный резко изменить что-то в мире вокруг себя (одним толчком согнать ладью живую, одной волной подняться в жизнь иную) , то во второй он уже прежде всего созерцатель, чья душа открыта для всего мира и жадно вбирает все впечатления и чувства, мечтая упиться вдруг неведомым, родным , чужое вмиг почувствовать своим. Теперь же, в финальных строках, появляется еще один лик героя, включающий в себя два предыдущих: он творец, способный и наполняться впечатлениями от окружающего его мира, и вдруг что-то в этом мире создавать (усилить бой бестрепетных сердец) , разрушать (тоскливый сон прервать единым звуком) , двигать (согнать ладью живую) .
Таким образом, перед нами стихотворение о поэзии. Попробуем отнести его к русской поэтической традиции разговора о творчестве. Как и все его предшественники, Фет называет поэзию даром, отличающим поэта от всех остальных людей (певец назван избранным , его дело –признак и венец ). Однако это единственное, в чем стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…» вторит стихам других поэтов. У Фета, как мы видим, нет ни противопоставления поэта толпе (как, например, в пушкинском сонете «Поэту», стихотворении «Поэт и толпа», лермонтовских «Пророке», «Смерти Поэта»), ни «общего дела», объединяющего поэта и народ (как, например, в лермонтовском «Поэте»). Пожалуй, представление Фета о поэзии ближе всего к тому, которое мы встречаем у Жуковского и Тютчева: поэзия – это таинственный дар, ниспосланный свыше («К востоку я стремлюсь душою! // Прелестная впервые там // Явилась в блеске над землею // Обрадованным небесам», – пишет Жуковский в «Явлении поэзии в виде Лаллы Рук»; «Она с небес слетает к нам – // Небесная к земным сынам, // С лазурной ясностью во взоре…», – читаем у Тютчева в стихотворении «Поэзия»). Казалось бы, Фет продолжает линию Жуковского и Тютчева: он пишет о поэзии как о даре, изображает момент нисхождения этого дара на поэта, при этом все внимание сосредоточено на его чувствах в это мгновение. Однако у Фета мы не найдем утверждения, что вдохновение нисходит с небес: процесс творчества, каким он предстает в стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…», подвластен в большей степени поэту.
Итак, о чем же стихотворение? О счастье творчества, о поэтическом даре, который неразрывно связан с другими светлыми чувствами в мире героя: с наслаждением природой, любовью, способностью ощущать жизнь во всей ее полноте и многогранности, переживать каждое ее явление как что-то личное, жить в гармонии с миром.

Анализ лирического произведения - это весьма непростой вариант темы сочинения. Ваша задача состоит не в попытке пересказать прозой поэзию, ведь лирическое стихотворение не переложение какого-то прозаического замысла, а воплощение особого поэтического состояния художника, и, анализируя лирику, вы тоже должны суметь "войти" в подобное состояние. Как пишет Е.Полтавец, "Лирическое стихотворение - это выдох гнева на несовершенство устройства жизни, на смерть, отнявшую дорогое существо, выдох тихой благодарности судьбе за жизнь, за тихий вечер, за бескрайний небосвод. (…) Лирика - это всегда о чем-то очень сокровенно личном - не только тогда, когда поэт говорит об интимных переживаниях, но и тогда, когда гражданские чувства переполняют душу поэта". Но лирика - сокровенное не только для поэта, но и для читателя. Поэтому ваша работа должна включать рассуждения о вашем восприятии произведения, вашем отклике на него, и с этого предпочтительно начинать сочинение. Вы можете, особенно не увлекаясь собственно теорией стиха, рассказать о вашем понимании произведения и о том, чем такое понимание вызвано (какими средствами автор этого понимания добивается).

Истолковать произведение значит приблизиться к авторскому замыслу. Сделать это можно, следуя путем так называемого "медленного чтения" - от первого стиха к последнему, рассматривая каждую стихотворную строку, ее содержание и форму, звучание, образы, логику развития авторского чувства или мысли как шаг на пути к разгадке авторской идеи.

Можно выбрать другой путь: сказать о том, что сразу бросилось в глаза в тексте, что тут же обратило на себя ваше внимание, поразило, затронуло, задело, и через это как за одно звено вытащить всю "цепь смыслов" произведения.

Выбор пути разгадки авторского замысла за вами.



gastroguru © 2017