Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников

Игры-викторины, игры на развитие творческого воображения, игры-соревнования на тему «Экология»

Выбери ответ!

Подготовьте карточки. Договоритесь заранее, сколько карточек должен взять каждый участник игры. Все карточки сложите в конверт. Затем участники берут из конверта карточку-вопрос и отвечают.

Порядок игры: I тур — все ребята берут по одной карточке;

II тур — играют победители первого тура; III тур — играют победители второго тура; IV тур — суперигра (для победителей

III тура). Карточки можно копировать, дополнять.

Зачем кузнечику сабля?

Для сражения

Для откладки яиц

Для красоты

Для чего дятел по дереву барабанит?

Чистит клюв

Кому-то что-то сообщает

Музыкой увлекается

У кого когти самые сильные?

У медведя

У муравья

Почему тюлененок растет как «на дрожжах»?

Много спит

Много ест

Мало двигается

Зачем зайцу большие уши?

Чтобы лучше слышать

Чтобы не перегреться

Для торможения на поворотах

Зачем страус голову в песок прячет?

От страха

Ищет пищу

Зачем звери зализывают раны?

Чтобы быстрее заживали

Просто от боли

С гигиенической целью

Копытные

Кошачьи

Собачьи

Как обезьяна рисуют?

До определенного возраста неплохо

Совсем не рисуют

Какая змея самая ядовитая?

Гремучая змея

Как ходит сороконожка?

На полусогнутых ногах

Нога за ногу

Не касаясь земли ногами

Отчего дрожит мышка?

Потому, что боится кошку

Чтобы согреться

Чтобы проветрить шкурку

Почему у журавля один птенец?

Откладывается только одно яйцо

Сильный убивает слабого

Вылупившийся птенец выбрасывает другие яйца

Когда спят кенгуру?

Вечером

Кто чаще всех обедает?

Птенцы ласточки

Птенцы пеструшки

Птенцы горихвостки

Самая большая птица на земле.

Журавль

Самый крупный из всех медведей.

Гималайский

Самый сильный хищный зверь.

Белый медведь

Ответы

1. Саблю имеет только самка. Она втыкают ее в песок или землю и по ней откладывает яйца.

2. Не долбит, а именно барабанит. Так он призывает самок.

3. Ни у кого нет таких когтей, как у гигантского броненосца, что живет в Южной Америке. Они длиной и шириной с ладонь.

4. Много ест.

5. Заяц ими потеет.

7. Чтобы быстрее заживали.

8. Всех «перепрыгала» обыкновенная лошадка, ее рекорд — 2 м 47 см в высоту и 22 м 16 см в длину.

9. Как выяснилось, обезьяны с детства могут научиться рисовать* Они, как и дети, начинают рисовать с каракулей, а затем осваивают прямую линию, позднее — круг. На этом их способности иссякают.

11. Сороконожка переставляет ноги след в след.

12. Мышки дрожат не только от холода, но и для того, чтобы согреться.

13. Журавли откладывают по два яйца, но птенец остается один. Вылупившиеся птенцы начинают жестокую драку, пока один не убьет другого.

15. Птенцы пеструшки — более 500 раз в сутки.

16. Страус.

18. Белый медведь.

МЫ - АРТИСТЫ!

Игра на развитие творческого воображения. Карточки, которые вытягивают игроки, представляют собой творческие задания самого различного плана.

1 карточка

Представьте, что все звери вдруг решили стать вежливыми и здороваться друг с другом. Изобразите, как бы это сделали крокодилы, жирафы, обезьяны.

2 карточка

Изобразите мимикой и походкой встревоженного кролика, хмурого ястреба, восторженного поросенка.

3 карточка

Расскажите стихотворение А. Барто «Идет бычок, качается», изобразите ситуации, в которых вы: испугались собаки, хвастаетесь перед ребятами, немой.

4 карточка

Зоологические прыжки: попробуйте попрыгать так, как это делают воробьи, кенгуру, зайцы, лягушки, кузнечики.

5 карточка

Сочините историю про собаку, жившую в холодильнике; щуку, играющую на гитаре; ворону, которая любит кататься на велосипеде (на выбор).

6 карточка

Представьте, что вы — кошка, которая любит музыку. Исполните нам на кошачьем языке какую-нибудь песенку, а ребята попробуют ее угадать

7 карточка

Вы все знаете, что есть танец маленьких утят, а вы попробуйте исполнить танец маленьких бегемотиков.

8 карточка

Представьте, что в зоопарке состоится концерт вокально-инструменталь- ных ансамблей, дуэтов и др. Подберите «артистов» для исполнения любой знакомой песни или мелодии так, как это могли бы сделать ансамбль в составе... (это ваш выбор).

9 карточка

На балу у Мухи-Цокотухи веселились и плясали только насекомые. Изобразите этих насекомых и станцуйте так, как могли бы танцевать тараканы, бабочки, кузнечики, стрекозы, майские жуки (на выбор).

10 карточка

Сочините текст песен про носорогов, или баранов, или волков, или белок (на выбор) аналогично «Песне про зайцев», которую исполняет Ю. Никулин в комедии «Бриллиантовая рука».

11 карточка

Придумайте автобиографию сказочных героев: Кота в сапогах, Медведя (на ваш выбор). Не забудьте сообщить: где и когда родился, кто родители, какую школу окончил, есть ли среднее или высшее образование, где и в качестве кого работал, в каких войсках служил, наличие наград.

12 карточка

Составьте хвалебную речь, где главным содержанием будут похвалы в адрес уважаемых лиц. В качестве героев будут персонажи басен И. А. Крылова (на ваш выбор). Выразите восторг и восхищение Моське — «за смелость в критике вышестоящих инстанций»; Лебедю, Раку и Щуке — «за принципиальность в отстаивании жизненных убеждений»; Муравью — «за последовательную борьбу с тунеядством».

КТО КАК «РАЗГОВАРИВАЕТ»?

Увеличьте до нужного размера и скопируйте игровые карточки на бумагу разного цвета, размножьте в зависимости от количества участников или команд и разрежьте.

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Ответы: 1 — А; 2 — Б; 3 — В.; 4 — Б; 5 — А; 6 — В.

КРЕСС-КРОСС «МИР ЖИВОТНЫХ»

Если в игре принимают участие несколько ребят или команд, можно увеличить и вывесить кресс-кросс (см. игровые карточки) или размножить для каждого участника.

Для расшифровки необходимо разгадать загадки, найти ответы в головоломке и обвести (см. пример). Время на выполнение задания -— 3-5 минут.

Загадки

1. Стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)

2. Заплелись густые травы, закудрявились луга.

Да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (Баран)

3. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)

4. С бородой родился, никто не дивился. (Козел)

5. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (Петух)

6. Явился в желтой шубке — прощайте две скорлупки! (Цыпленок)

7. В воде купался и сух остался. (Гусь)

8. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)

9. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

10. У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. (Сом)

11. Под землей обитает, длинные норы копает. (Крот)

Л
Ь
К
Р

Человечество, увлекшись научно-техническим прогрессом, забыло, что каждое его достижение больно ударяет по природе. Загрязнение окружающей среды, уничтожение птиц, растений, животных влечёт за собой опасные последствия и для человека. К сожалению, люди не задумываются о результатах своей деятельности. Предлагаемый вариант экологического занятия - ролевой игры с детьми — поможет заострить их внимание на актуальных проблемах природы. Занятие проводится в виде судебного процесса над человеком. Конечно, требуется предварительная подготовка. Необходимо выбрать обвинителя, защитника, обвиняемого, свидетелей с обеих сторон, судью и присяжных заседателей.

«Имеет ли человек право на жизнь?»

Цели: показать детям влияние прогресса и цивилизации на природную среду и узнать, как человек может уменьшить вред, наносимый им природе.

Участники: учащиеся 8-11 классов. Из их числа назначаются: судья (им может быть и взрослый), обвиняемый, обвинитель, защитник, свидетели, присяжные заседатели. Каждый участник готовит свою роль, подбирает факты для обвинения или защиты.

Обязанности участников: судья - ведет судебный процесс, предоставляет слово по очереди защите и обвинению.

Обвиняемый - это собирательный образ человека, уничтожающего природу. Он может не только оправдываться и выслушивать обвинения, но и вносить предложения по устранению причин обвинения.

Обвинитель - природа, заранее готовит и предъявляет факты нанесения вреда природе человеком. От того, какие факты предъявляет обвинитель, защитник готовит свидетелей обвинения.

Защитник - это может быть просто человек, это может быть собирательный образ - цивилизация, прогресс и т. п. Он готовит свидетелей защиты, в зависимости от фактов, которые предъявляет природа. Конечно, обвинение и свидетелей защиты надо готовить заранее.

Свидетели обвинения - сообщают суду конкретные факты нанесения вреда природе.

Свидетели защиты - отвергают или оправдывают обвинения.

Присяжные заседатели - выносят решение в конце процесса, обязательно аргументируя его.

Возможные варианты процесса

Обвинитель. Природа говорит о том, что человек не имеет права на жизнь, так как он отравил реки сточными водами, например, с бумажных комбинатов, загрязняет воздух

выхлопными газами автомобилей, дымом от сжигания мазута, убивает животных из-за меха и т. п.

Выступают свидетели обвинения.

Рыбы рассказывают о том, как они погибают.

Растения, птицы о невозможности дышать воздухом, загрязнённым ядовитыми веществами.

Животные рассказывают о том, как их убивают из-за меха.

Свидетели защиты оправдываются.

Например:

Писатель, журналист газеты говорят о невозможности жить без бумаги;

Директор ТЭЦ- о необходимости тепла для людей;

Автовладелец - о необходимости транспорта, как средства передвижения человека;

Охотник - о необходимости теплой одежды зимой.

После выступления свидетелей слово предоставляется

человеку. Он может просто согласиться и признать вину, может подтвердить необходимость совершаемых действий, но может сказать, что он уже предпринимает и что готов предпринять для охраны природы. Сразу же в зале суда он может, например:

Охотника сделать директором зверофермы и не убивать диких животных в лесу, а разводить их для своих нужд;

Директору ТЭЦ предложит перейти па другую энергию - солнца, ветра и т. п.;

Автовладельцу перевести машину на газ. И т. д.

Природа принимает или не принимает предложения, обосновывая свой отказ. Может спрашивать у обвиняемого, почему это не было сделано раньше и т. п.

Затем суд присяжных выносит приговор. Судья может согласиться с ним или нет, обязательно указав причину своего решения.

Конечно, данное занятие будет результативным при серьёзной подготовке к нему, при достаточном количестве экологических знаний у участников «судебного процесса». Выступления свидетелей обвинения могут быть дополнены видеоматериалом.

Игра «Что мы знаем об отходах?»

Цели:

♦ выяснить, что знают учащиеся об отходах;

♦ научить их правильно обращаться с отходами;

♦ показать, какой вред наносят отходы окружающей среде;

♦ познакомить учеников с видами отходов и способами их утилизации.

Ход игры-викторины

Разделить детей на 3 команды. В процессе игры-викторины команды могут заработать баллы, по которым и определяется победитель. Задания могут даваться отдельно каждой команде, а могут всем командам одновременно, в данном случае побеждает та команда, которая быстрее ответит.

Задание 1.

Каждая команда рассказывает о том, какие бывают отходы. Одна - в быту, вторая - в легкой промышленности, третья - в тяжелой промышленности. Побеждает та команда, которая назовет в своей отрасли больше отходов.

Задание 2.

Всем командам называется материал, из которого состоят отходы, например - бумага, железо, пластик и т. п. Им надо ответить, какой из них в природе разлагается дольше всех.

Задание 3.

Кроме вреда химического, отходы наносят вред физический. Команды должны назвать как можно больше примеров такого вреда. (Например, стекло может стать причиной пореза и т. д.)

Задание 4.

Команды должны сказать, что из предложенных вариантов обращения с отходами приносит наименьший вред: сжигание, захоронение в оврагах, утилизация на полигонах ТБО.

Задание 5.

Команды придумывают, как сократить количество отходов в различных отраслях. Например, по тому же принципу, что и в первом задании.

Задание 6.

Команды должны отвечать по очереди, что должен делать человек, чтобы земля не покрылась свалками. Побеждает та команда, которая назовет больше примеров.

В конце каждого задания ведущий комментирует ответы учащихся, называет правильные, присуждает баллы.

Красноярский край МКОУ-СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный имени маршала Советского Союза Крылова Н.И.

Экологическая интеллектуальная игра «Все обо всем».

Цели и задачи:
развитие творческих способностей, логического мышления детей;
повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, стимула;
воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.
показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека; научить учащихся правильно использовать бытовые химические средства; правильно вести себя на природе; оказывать посильную помощь в благоустройстве села; способствовать углублению знаний по химии, биологии, географии и экологии; воспитывать чувство коллективизма.

Участники:
2 ведущих;
Мальчик-турист;
Жюри (5 человек);
Две команды (по 6 человек).

Оборудование: Карточки с пословицами, мусорная корзина, бумага.

Первый ведущий. Что такое «экология» и почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснять никому не надо. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами.

Экологические границы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.

Второй ведущий. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда. Человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне восторгаться гармонией природы.

Первый ведущий. Сейчас мы предлагаем провести конкурсную экологическую игру, которая, как мы надеемся, заставит вас взглянуть на окружающий мир другими глазами.

Второй ведущий. Поприветствуем наше уважаемое жюри, команду 8 «Г» класса,
Команду 8 «В» класса. (команды представляются )

Первый ведущий. Первое задание участникам – разминочное.
За каждый правильный ответ вы получите одно очко.

Разминка:
1. Как в старину называли Уральские горы? (Каменный пояс).
2. Какую поваренную соль рекомендуется применять в пищу? (Йодированную).
3. Какие газы способствуют возникновению «кислотных дождей»? (Оксид фосфора (5); оксид азота (4); оксид серы (4)
4. С какого года начала издаваться Красная книга? (1963 год).
5. Самая высокая трава? (Бамбук)
6. Где у кузнечика находится ухо? (На ноге).
7. Какой слой защищает Землю от ультрафиолета? (озоновый)
8. Куда зайцу бежать удобнее в гору или с горы? (в гору).

Первый тур: «Интеллектуальный».

Второй ведущий. А теперь переходим к основным конкурсам. Начнём с интеллектуального. Команды должны быстро ответить на вопросы «да» или «нет». За каждый верный ответ – 1 очко.

Правда ли, что…

(Вопросы первой команде).
1.
… крокодилы могут взбираться на деревья? (Да).
2.
… маленькие огурцы содержат нитратов больше, чем большие? (Нет).
3.
… в нижних слоях атмосферы температура поднимается с ростом высоты? (Нет).
4.
… лишайники – индикаторы качества окружающей среды? (Да).
5.
… промышленность – главный виновник загрязнения воздуха? (Да).
6.
… бабочки живут всего один день? (Нет).
7.
… зелёный картофель настолько ядовит, что может убить ребёнка? (Да).
8. . … контроль за загрязнением не улучшает качества воздуха?

Вопросы второй команде.
1. … если огурец сорван утром, в нём нитратов больше? (Нет).
2. … загрязнение воздуха в основном вызвано деятельностью человека, связанной со сжиганием горючих материалов? (Да).
3. … йод – антисептик – окислитель, который накапливается в морской капусте? (Да).

4. … ни одна человеческая смерть напрямую не связана с загрязнением воздуха? (Нет).
5. … орхидеи используют для приготовления мороженого? (Да).
6. … уменьшается содержание нитратов при квашении и солении? (Да).
7. … природные явления, например извержение вулканов или лесные пожары тоже могут приводить к серьёзному загрязнению? (Да).
8. … воздух невесом? (Нет).

Второй тур: экологический.

Первый ведущий: К нам пожаловал ещё один гость – ученик младшего класса. В воскресенье он с одноклассниками ходил в лес. Сейчас вы послушаете рассказ о том, как он провёл выходной день в лесу, и отметите те нарушения и ошибки, которые школьники, по-вашему мнению, допустили. За каждую верно подмеченную ошибку – 1 очко.

Выходит ученик и читает рассказ.

Рассказ ученика.

Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. (Громкая музыка распугает зверей и птиц). Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которых мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует – разрушается грибница).

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. (Для костра собирается сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует). Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Всё равно микробы их разрушат». (Эти вещества разрушаются 100-200 лет). Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. (Угли следует забросать землёй или залить водой). В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует). Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится. (Брать зверят и птенцов из леса не надо). Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. (Не следует что-либо проталкивать в муравейник).

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. (Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно).

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. (Луговые и лесные цветы рвать не следует). Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошёл день!

Команды называют ошибки, зарабатывают очки.

Третий тур: Мусоробол.

Второй ведущий. Мы переходим к спортивному конкурсу. Не секрет, что, гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самые разнообразные кучи мусора, бумажки и т.д. Это бывает даже тогда, когда урны стоят рядом. Просто мы в них даже попасть не можем. Вот и проведём сейчас такой эксперимент. Вам необходимо точно в урну бросить скомканные листы бумаги. За каждое попадание – очко.

Идёт конкурс.

Четвертый тур: Интеллектуальный.

Первый ведущий: У вас на столе лежат карточки, это две пословицы о природе. Ваша задача собрать их за 1 минуту. Конкурс оценивается в 2 балла.
Время пошло.
Первая команда.
1. Новый год - к весне поворот.
2. Январь - году начало, зиме середина.

Вторая команда.
1. Зимой тулуп всякому люб.
2. Красна весна цветами, осень - снопами.
Второй ведущий.
Пришло время подведения итогов. Просим жюри посчитать баллы команд и определить победителя.
Первый ведущий: Просим жюри назвать победителя.
Говорим при всём народе:

Чтоб продлить природы век,

Должен помогать природе

Друг природы – человек.

Чтобы мирно мчались годы.

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!

Игра проходит в один тур. Принимают участие команды по 6 человек с 6 по 11 классы. В команде выбирается капитан, он представляет отвечающего или отвечает сам, если у команды нет ответа.

На доске табло с номерами вопросов по восьми номинациям.

Табло соревнований

Экология

Ботаника

Зоология

Анатомия

Биоразно

Краеведение

Ход игры

В самом начале игры звучит музыкальная композиция, потом жеребьевка и капитаны тянут номер, кому начинать первым. Потом номер и номинацию называет команда, которая дала правильный ответ.

Игра началась. Продолжительность игры - 1 час, через 30 минут - пятиминутный перерыв.

Учащиеся могут отдохнуть и произвести замену игроков.

Капитаны команд встают, называют номинацию и номер вопроса (например, эрудит 4). Ведущие зачитывают вопрос, дается время на обдумывание - 1 минута, после этого слушаются верные ответы по первым поднятым трем рукам трех команд. Потом зачитывается правильный ответ. Если команда правильно отвечает, ей дается 1 балл (см. специальное табло):

Во время паузы учащиеся показывают музыкальный номер «Маленькая страна».

По окончании игры (продолжительность - 1 час) подводятся итоги.

Из команд-победительниц формируется районная команда- победительница для дальнейшей игры на городском конкурсе в ГорСЮН.

Всем удачи и побед!

(Вопросы по игре прилагаются)

Экология

1. Фенек обитает в пустынях Африки, лисица обыкновенная. типична для умеренных широт, песец живет в тундре. Почему эти близкие в систематическом отношении виды (песец, лисица обыкновенная и фенек) значительно различаются по величине ушей? (Температура среды оказывает существенное формообразующее влияние на животных из близких в систематическом отношении видов с постоянной температурой тела, наблюдается тенденция к уменьшению площади выступающих частей тела, поскольку они отдают в окружающую среду наибольшее количество тепла)

2. Для защиты растений от вредителей и болезней, борьбы с сорняками широко применяются пестициды. Почему применение пестицидов опасно для человека? (Ядохимикаты, попадающие в организм человека с пищевыми продуктами (продуктами земледелия), вызывают тяжелые отравления и различные заболевания)

3. Экологи встревожены осушением и засыпкой значительных площадей в приливно-отливной зоне морей и устьях рек (где река впадает в море) с целью строительства в этих местах городов, курортов, создания обширных зон отдыха для развлечения туристов. Объясните с научной точки зрения обоснованность беспокойства экологов. (Прибрежные участки и устья рек представляют собой «инкубаторы» и «птичники» для многих видов морских организмов. Эти участки служат местами гнездования, кормежки и отдыха перелетных птиц. Разрушение мест обитания при строительстве - самая частая причина вымирания или резкого сокращения численности дикорастущих растений и диких животных)

4. Членистоногие на поверхности моря, особенно в полосе прибоя, встречаются очень редко, но зато они обильно представлены в пресных водах. Назовите возможные причины, мешающие насекомым жить на поверхности моря. (Морская вода в полосе прибоя богата поверхностно-активными веществами, вырабатываемыми водорослями, которые создают пену, служащую настоящей ловушкой для насекомых. Появляющаяся при волнении моря пена снижает поверхностное натяжение, и насекомые не могут удержаться на поверхности воды)

5. На некоторых участках степных заповедников выкашивают траву или ограниченно выпасают домашних животных. Не нарушается ли при этом принцип охраны природы в заповедниках? Ответ аргументируйте. (Сообщества степей формировались под постоянным воздействием стравливания дикими копытными животными (прежде всего турами). Степь, огражденная от выпаса (такие опыты неоднократно проводились), резко меняет свой облик. Исчезают многие разнотравья, появляются новые, накапливается толстый слой остатков растений.

Поэтому сенокошение, являясь имитацией стравливания, крайне необходимо для сохранения растительных сообществ степи при отсутствии диких копытных животных. Однако сенокошение, в отличие от стравливания, происходит не избирательно и одномоментно.

Ограниченный выпас сельскохозяйственных животных также может заменять положительное влияние диких копытных на степное сообщество)

6. Семья шмелей состоит в среднем из 100 рабочих особей, совершающих в погожий день не менее 20 вылетов. За каждый вылет шмель посещает приблизительно 240 цветков. Сколько цветков может опылить семья шмелей за один месяц? На основании подсчитанного сделайте вывод о значении шмелей для насекомо- опыляемых цветковых растений. (Семья шмелей опыляет в день 10-12 млн цветков. Пчелы одной семьи в день опыляют не менее 360 млн цветков. Поэтому общественные пчелы как опылители имеют исключительное значение. Связи насекомых-опылителей с цветковыми растениями, развивавшиеся в течение длительной эволюции, постепенно выразились в такой зависимости, что их раздельное существование невозможно)

7. Человеку очень трудно собирать кокосовые орехи с высоких пальм. Применение техники не всегда возможно, да и дорого, как быть? (В Таиланде существуют специальные школы для обезьян, где четвероруких обучают собирать кокосовые орехи с пальм. Хорошо обученный длиннохвостый макак за день собирает до 1400 орехов)

Ботаника

1. Какое растение кормит, лечит, одевает, наказывает? Что вы о нем знаете? (Крапива)

2. Какую кашу можно сварить из будущего веника? (Пшенную)

3. В какие цветы Зевс превратил любопытных людей, которые подглядывали из-за кустов за богиней Афродитой в то время, когда она купалась? (В анютины глазки)

4. Какое растение Карл Линней назвал пищей богов? (Какао)

5. Согласно легенде, Кентавр нашел, что сок этого растения обладает драгоценными свойствами заживлять раны. Он исцелил им свою рану, нечаянно нанесенную отравленной стрелой Геракла. Именно с этих пор растение имеет название «центаура», то есть цветок Кентавра. Кентавр впоследствии пожертвовал собой, отказался от бессмертия и ушел вместо Прометея в царство мертвых. И лишь небесно-синие цветки каждое лето напоминают о нем. (Василек)

6. В Красную книгу заносят исчезающие виды растений. А куда переводят спасенное растение? (В Зеленую книгу спасенных)

7. Какое растение утверждает, что является моющим, чистящим средством? (Ягель-ягель)

Зоология

1. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (В осиновой коре содержится 10% жира)

2. Плавают ли муравьи? Если да, то как далеко? (Да, могут реку переплыть)

3. Какой паук является страшным врагом верблюда? Почему? (Ядовитый паук - каракурт. После его укуса верблюд погибает или становится неработоспособным)

4. Широко распространенное на Земле животное? (Крыса)

5. Какой породы была собака:

В рассказе А. Чехова «Дама с собачкой»? (Шпиц)

В рассказе А. Чехова «Каштанка»? (Помесь таксы с дворняжкой)

В повести Д. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»? (Фокстерьер)

В повести Джека Лондона «Белый клык»? (Смесь волка с собакой)

6. Какие насекомые сами умеют делать бумагу, а потом из нее строят себе жилища? Как они это делают? (Шершни, осы. Они вырабатывают бумагу из древесной массы, соскабливая дерево челюстями и смачивая его клейкой слюной, из полученной бумаги и мастерят себе гнездо)

7. Какой представитель кошачьих умеет ловко подражать голосу оленя, заманивая его? Он же может переплывать реки. (Тигр)

Анатомия

1. Когда Петр I приказал по утрам чистить зубы, боярыни возмущались: «Белые зубы у арапов и у обезьян, а у боярынь всегда черные!» Почему? (Заморский в то время сахар стоил дорого и лакомиться им было очень престижно. Вот и чернили зубы: дескать, сахара много едят)

2. Европейская медицина лечит болезни. А что в отличие от нее лечит китайская медицина? (Человека. «Лечи не болезнь, а человека - девиз китайских медиков уже 30 веков»)

3. В борьбе за здоровое питание дошли до того, что пишут о его отсутствии даже на бутылках с растительным маслом, где его не может бьггь по определению. О каком веществе идет речь? (О холестерине, который содержится только в животных жирах)

4. Для дачи наркоза человеку на лицо накладывают маску. Можно ли усыпить таким способом насекомое? Почему? (Нет, у них дыхальца - на брюшке)

5. Где в теле каждого человека расположен осветительный прибор, что это за прибор? (В позвоночнике - ночник)

6. На древних олимпиадах запрещалось использование этого природного допинга. Оказывается, что его регулярное применение вдвое снижает риск заболеть раком желудка и кишечника. Что это за растение? (Чеснок)

7. В Древнем Риме считалось, что употребление в пищу этого злака способствует развитию мускулатуры, поэтому он занимал особое место в питании гладиаторов. Что это за злак? (Ячмень)

История

1. Какой сорт сливы назван по имени французской королевы? (Ренклод)

2. Придворный этикет феодального Китая требовал от того, кто разговаривает с императором, держать во рту этот цветок. Какой? Почему? (Гвоздику. Она использовалась как дезодорант еще с III века до н. э)

3. С 1 января 1991 г. страны-члены ЮС признали ее фруктом, чтобы Португалия могла производить и продавать конфитюр из нее. Что это за плод? (Морковь)

4. Каждую осень в американском штате Нью-Хемпшир проходит регата на этих гигантских выдолбленных плодах с мотором и парусом. Что это за плоды? (Тыквы)

5. Какие бобы у ацтеков во времена Монтесумы служили деньгами? (Какао-бобы)

6. Кого вместо собак заводили японцы, чтобы быть предупрежденными ночью о приближении чужака? Почему? (Сверчков. Ночью, когда хозяева спали, сверчки постоянно стрекотали, а при приближении кого-либо к дому резко умолкали, от этого хозяева и просыпались)

7. Какой современный стиль плавания носит имя насекомого? (Баттерфляй - бабочка)

Биоразнообразие

1. Из какого дерева были изготовлены:

Скипетр Юпитера? (Из дуба)

Троянский конь? (Из ели)

Стрелы Амура? (Из кедра)

2. Назовите минералы, которые связаны с растениями. (Гранат, цитрин, березит, моховик, горный лен)

3. Название какой страны переводится на русский язык как «птичий хвост»? (Уругвай, в Южной Америке)

4. Эндемиками какой страны являются попугаи розеллы? (Австралии)

5. На каком континенте нашли волосатую лягушку? (В Африке, но это не шерсть, а выросты кожи, они помогают лягушке дышать под водой)

6. Назовите грушу с высоким европейским дворянским титулом? (Дюшес - сорт крупных сочных южных груш. Дюшес - по-французски «герцогиня»)

7. Вика и Виктория - так могут называть одну и ту же девочку. В растительном мире тоже есть вика и виктория. Одно ли это растение или разные? Если да, назовите семейства. Что вы о них знаете? (Вика - травянистое растение семейства бобовых; Виктория - водное растение семейства кувшинковых с цветками диаметром 25-35 см, распускается перед закатом белой, как снег, на второй день - розовеет, на третий - становится алой)

Краеведение

1. Какое дерево наших лесов цветет первым, а какое последним? (Ольха, липа)

2. Древние славяне считали, что на этом дереве растут молодильные яблочки. Что это за дерево? (Дуб)

3. Издревле на Руси под Рождество ходили ряженые в масках сказочных героев. Маска медведя символизировала богатство, коровы - долгую жизнь, лисы - хитрость. А что символизировала маска козы? (Плодородие)

4. Как называется город, который стоит в устье небольшой речки, густо поросшей травой семейства осоковых? (Камышин)

5. Раньше казаки вместе с лошадью в стойле держали козла, запах которого отпугивал небольшого зверька. Какого? Чем он мог навредить лошади? (Ласка, бегая по спине лошади, пугала ее. Лошадь металась, покрывалась потом, который слизывал зверек, так как ему не хватало ряда солей)

6. В голодные годы в муку добавляли размолотую траву. Какую? (Лебеду)

7. Чтобы выполнить указ Екатерины II о развитии этого производства в нашем крае, государство поощряло крестьян: платило немалые деньги, навсегда освобождало крестьян от рекрутства, даром землю давало, снабжало машинами. Но все без успеха. Какого производства лишился наш край? (Шелководства)

Эрудит

1. Какой плод таможенники предлагают съесть подозреваемым в перевозке наркотиков людям, направляя на рентген желудка в случае отказа? Почему? (Ломтик лимона, употребление лимона провоцирует выделение желудочного сока, который может растворить упаковку и вызвать смерть «глотателя»)

2. Эфирное масло какого цветкового растения идет на производство знаменитых французских духов «Шанель № 5»? (Жасмина, но только из французского города Грас - столицы парфюмерии)

3. Как отличить ветку кедровой сосны от ветки сосны обыкновенной? (У обыкновенной сосны хвоинки расположены по 2 в пучке, а у кедровой - по 5)

4. В мультиках и сказках зайца часто называют косым. За что его так называют? (У зайца глаза выпуклые и находятся по бокам головы. Это дает ему обозрение на 360°. Благодаря этому зайцы спасаются от погони)

5. Из какого материала, ежегодно собираемого на морских пляжах, бережливые немцы начали прессовать теплоизоляционные плиты? (Из водорослей)

Экологическая игра-эрудицион для школьников. Конспект «Мы нужны друг другу!»

Легчилина Елена Викторовна, учитель биологии и химии, СОГБОУ "Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Применение:
Данное мероприятие будет полезно учителям биологии при проведении предметной недели в школе или во внеклассной работе.

Цель: расширить и углубить экологические знания школьников о природе.

Задачи:
- развивать творческие способности детей и умение сотрудничать друг с другом;
- воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

Предварительная подготовка.

Игру предлагается провести в форме состязания четырех команд, состав которых определяется за несколько дней до проведения мероприятия.
Команды, готовясь к игре, придумывают себе название, оформляют эмблемы в соответствии с выбранным названием, выпускают «экзаменационную работу» - газету-призыв в защиту выбранного ими животного или растения, где представляют его, рассказывают о его значимости и пользе. Также заранее дети готовятся к поэтическому конкурсу, подбирая и разучивая стихи по теме внеклассного мероприятия.
Выбирается состав жюри, которое будет оценивать работу команд, а также качество выполнения домашнего задания.
Кабинет, где будет проводиться мероприятие, оформляется соответствующим образом: вывешиваются репродукции картин с пейзажами, фотографии животных и растений. Можно подготовить выставку книг или выставку детских рисунков. Желательно подготовить музыкальное сопровождение.
Необходимо также установить столы, за которыми будут сидеть играющие команды и члены жюри, подготовить места для гостей и зрителей.

Ход мероприятия.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья. Посмотрите вокруг, какой прекрасный и удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные… Это – наша природа! Наша жизнь неотделима от нее.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.

В. Орлов

А насколько хорошо мы с вами знаем о животных, живущих рядом с нами, растениях, радующих нас своей красотой? Сегодня мы проводим свою игру для того, чтобы еще ближе познакомиться с окружающим нас миром.
Я хочу представить вам команды - участницы. (Представление команд ).
А оценивать ваши ответы будет наше компетентное жюри. (Представление жюри ).
Итак, начинаем игру.

Конкурс «Домашнее задание».
Ведущий. Дорогие ребята, уважаемое жюри. Сейчас мы узнаем, как команды выполнили свое «домашнее задание»: у всех ли есть название команды, девиз и эмблема; как выполнена их экологическая газета, а также
оценим творческое задание участников (Команды показывают свою презентацию, жюри оценивает их работу ).

Ведущий. С первым конкурсом наши уважаемые участники справились замечательно. Переходим к следующему конкурсу.

Конкурс «Живущие в легендах».
Ведущий. Каждой команде по очереди я зачитываю легенду, а участники должны догадаться: о каком хорошо известном вам растении идет речь. Команда, давшая верный ответ, получает балл, а если команда не справилась с заданием, то у команд-соперниц есть возможность забрать это очко.

1. Её родина – Персия. Существует поэтическая легенда. Однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды, спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги они начали осыпать ими леса и луга. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только фиолетовая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты и выросла роскошная … (Сирень )
2. Жили-были муж с женой и было у них двое детей. Старшая дочь – нелюбимая, и имя носила неласковое – Восьмуха. Была она злой, завистливой. Зато меньшого сына, доброго и приветливого, родители ласково называли Романушкой. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела его как-то в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте кудрявое и приветливое деревце и растет с тех пор по всей русской земле. В народном календаре есть день, посвященный этому растению. Это деревце считают символом счастья и мира в семье. Оно – постоянный спутник девичьих печалей, под ним встречались и расставались, у него просили совета. Как оно называется? (Рябина )
3. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» - молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок – символ надежды. Как этот цветок называется? (Подснежник )
4. В Древней Греции это дерево было посвящено богу солнца, науки, искусств – Аполлону. Ветвь этого дерева означает могущество. Венком из его ветвей награждали за спасение жизни и воинские подвиги. С этим деревом связано много сказок, преданий, легенд и суеверий. Древние славяне верили, что оно существовало еще до сотворения мира. В старинной песне поется: «В то время, когда не было ни земли, ни неба, только одно синее море – среди этого моря стояло 2 дерева, а на них сидели 2 голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и небесные светила». Наши предки считали это дерево посвященным богу грома и молнии – Перуну, статую которого они вырубали из этого дерева, а его так и называли «Перуновым деревом». Как же его называют? (Дуб )

Подведем итоги.

Ведущий. Александр Сергеевич Пушкин писал:
Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие лета,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И морозов ранний хлад, опасный винограду.

Конкурс «Предсказатели погоды».
Ведущий. Ваша задача, уважаемые участники, предсказать по сегодняшнему дню погоду на день завтрашний.
Команды выполняют задание.

Вопросы для первой команды:
Если сегодня:
1. Багряные зори, ... (завтра будет ветреная погода ).
2. Утром туман стелется по воде, ... (завтра будет хорошая погода ).
3. Дым зимой над избами «столбом» -- ...(к морозу ).
4. Утром на траве роса -- ... (к хорошей погоде без дождя ).
5. Иней на деревьях -- ... (к ясной, морозной погоде ).

Вопросы для второй команды:
Если сегодня:
1. Вечером с реки поднимается пар, ... (завтра будет дождь ).
2. Ночью был иней, ... (снега не будет ).
3. Звезды ночью сильно мерцают, а с утра тучи -- ... (днем жди грозу ).
4. Кошка в доме ищет теплое местечко -- ... (к морозам ).
5. Собака перекатывается с боку на бок по снегу -- ... (к метели ).

Вопросы для третьей команды:
Если сегодня:
1. Рыба выскакивает из воды -- ... (к дождю ).
2. Вечером сильно стрекочут кузнечики и цикадки -- ... (к хорошей погоде ).
3. Клен «плачет» -- ... (к дождю ).
4. Зимой туман -- ... (к оттепели ).
5. Зимой луна бледная -- ... (к метели ).


Если сегодня:
1. Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана -- ... (к ненастью ).
2. Кучевые облака разрастаются в высоту -- ... (к дождю ).
3. Зимой к вечеру при безветрии небо покрывается слоем низких слоистых облаков -- ... (к ясной погоде ).
4. Солнце «садится» в тучу -- ... (к дождю ).
5. Ласточки и стрижи летают высоко над землей -- ... (к ясной погоде ).

Ведущий. Уважаемое жюри, просим вас подвести итоги за конкурс «Предсказатели погоды».

Ведущий. Продолжаем нашу конкурсную программу.
Здесь встарь медведь ходил лесами.
Была такая глухомань, -
Что любоваться небесами
К опушкам выбегала лань.

А мы в этой глухомани будем искать исчезнувших животных.

Конкурс «Найди меня».
Сейчас каждая команда получит по четыре двустишия. В каждом из них нужно за одну минуту отыскать «спрятавшееся» животное.
1. Где ноты – там и птицы! –
Так думают лисицы. (Еноты )
2. Казалось, всё вокруг в огне –
Такой уж сон приснился мне.(Лось )
3. Мочи ж нет терпеть всё это боле!
Эй, хозяин! Птиц на волю! (Чиж )
4. Козе братишка шлет привет:
«Сестричка, жду тебя я на обед!» (Зебра )
5. Клоп -- он и в Африке клоп! –
Сказал мне как-то кашалот. (Пони )
6. Цап лягушка комара!
Вот и кончилась игра! (Цапля )
7. Росой как-то утром я умывалась... .
Чистой стала! На щечках румянец! (Сойка )
8. Как обрадовал меня
Милый брат средь бела дня! (Кобра )
9. Мокро так, что нет уж сил!
Сколько ж дождь воды налил?! (Крот )
10. Дамы шьют иголками
Очень-очень колкими. (Мышь )
11. С горы скатившись, мальчик
Поранил себе пальчик. (Скат )
12. Купил моток отличной нитки.
Теперь сижу и шью ботинки. (Кот )
13. Масло несвежее ел я вчера –
Вот от чего болит голова! (Слон )
14. Астра успешно в саду зацвела.
Как же сильно был рад я тогда. (Страус )
15. На-ка, банку подержи!
Стой! Куда ты? Подожди! (Кабан )
16. Косарь очень долго ныл:
Косу рок мою сломил! (Сурок )

Давайте подведем итоги.

Ведущий. Переходим к нашему следующему конкурсу.

Конкурс «Устами младенца, или Знакомые незнакомцы».
Ведущий. Необходимо отгадать, о каком растении идет речь ниже. Если отгадываете сразу - получаете четыре балла, используете подсказки – число баллов уменьшается соответственно на столько, сколько подсказок затрачено.

Вопросы для первой команды:
1. Оно всегда зеленое или голубое.
2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
4. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно, сыро и много лишайников. (Ель )

Вопросы для второй команды:
1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и ребристые.
2. Оно «забирает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
3. Оно быстрее всех заселяет гари.
4. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина )

Вопросы для третьей команды:
1. С его цветков получается самый лучший мед.
2. Из него делали ложки и лапти.
3. Цветет летом и очень душистое.
4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа )

Вопросы для четвертой команды:
1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2. Из него самые лучшие дрова.
3. В апреле из него получают сок.
4. Это самое любимое русское дерево. (Береза )

Итак, жюри может подвести итоги.

Ведущий. Мы приближаемся к заключительной части нашей экологической игры.

Конкурс-викторина «Экологический калейдоскоп».

Ведущий. Задача каждой команды – набрать максимальное число баллов за минуту, ответив правильно на предложенные вопросы.

Вопросы для первой команды:
1. Дикая полосатая лошадь? (Зебра )
2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов )
3. Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (Щука )
4. Как называются плоды тыквы или огурца? (Ягода )
5. Назовите «домашних» насекомых. (Пчелы, тутовый шелкопряд и т.д. )
6. Кит – рыба или животное? (Морское млекопитающее )
7. Из какой страны Петр I привез в Россию картофель? (Из Голландии )
8. Какая птица прилетает к нам с севера? (Снегирь )
9. Растет ли дерево зимой? (Нет )
10. Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Конек )
11. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (Голод )
12. Самое крупное млекопитающее? (Синий кит )
13. Дышит ли цыпленок в яйце? (Да )
14. У какого животного дикий образ? (У дикобраза )
15. В лугах, в полях – сестрички–белые реснички? (Ромашки )
16. Родина помидоров? (Америка )
17. Сколько ног у мухи? (Шесть )
18. Черный барс? (Пума )
19. Какой овощ напоминает космическую тарелку? (Патиссон )
20. Как называется колючее пустынное растение? (Кактус )

Вопросы для второй команды:
1. Самое крупное наземное животное? (Слон )
2. Сколько ног у паука? (Восемь )
3. «Царица» цветов? (Роза )
4. Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины )
5. У кого шея имеет больше позвонков: у свиньи или у жирафа? (Одинаково )
6. Что ест зимой еж? (Ничего, спит )
7. Ископаемый слон? (Мамонт )
8. Хищная пресноводная рыба? (Щука )
9. Глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка )
10. Какой зверек спит всю зиму головой вниз? (Летучая мышь )
11. Северная ездовая и охотничья собака? (Лайка )
12. Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василек )
13. "Короткохвостый" рак? (Краб )
14. Южноамериканское млекопитающее, обычно висит на ветвях вниз головой? (Ленивец )
15. На сучках висят шары – посинели от жары? (Слива )
16. Название какого цветка происходит от слова «звезда»? (Астра )
17. Кто первый землю пашет? (Червяк )
18. Кто родился с бородой? (Козел .)
19. В кого превратился гадкий утенок Х.К. Андерсена? (В лебедя )
20. Какую траву узнают даже слепые? (Крапиву )

Вопросы для третьей команды:
1. Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сову )
2. Хобот слона – это его …? (Нос )
3. Основная еда гиен? (Падаль )
4. Как называют лист лука? (Перо )
5. Какое хвойное дерево ежегодно осыпается, меняя свои иголки? (Лиственница )
6. Ловчая сеть паука? (Паутина )
7. Какую траву любят кошки? (Валериану )
8. На какой цветок надет белый пушок? (Одуванчик )
9. Самая маленькая птица? (Колибри )
10. Чем гиппопотам отличается от бегемота? (Ничем, это одно и то же животное )
11. Косой ли заяц? (Нет )
12. Весной или летом цветет сирень? (Весной )
13. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус )
14. Какие насекомые могут съесть дом без остатка? (Термиты )
15. Зеленый поясок, в траве затерялся? (Ящерица )
16. Животное, которое строит дом на реке? (Бобр )
17. Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи )
18. Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (Передние )
19. Самая высокая трава? (Бамбук )
20. Какая птица носит название танца? (Чечётка )

Вопросы для четвертой команды:
1. Как называется жилище бобра? (Хатка )
2. Пестрая крякушка, ловит лягушек? (Утка )
3. Какая птица кричит как кошка? (Иволга )
4. На какое дерево уселась крыловская Ворона, собираясь позавтракать? (На ель )
5. Какой венок используют со времен Древнего Рима для поощрения победителей? (Лавровый )
6. Не кузнец, а с клещами? (Рак )
7. "Подкованное" насекомое? (Блоха )
8. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки )
9. Какой гриб растет на березах? (Чага )
10. Какие птицы устраивают танцы на болотах? (Журавли )
11. Самая крупная обезьяна? (Горилла )
12. Сушеный абрикос? (Урюк )
13. Кто на себе лес носит? (Олень )
14. Какое растение называют «корень жизни»? (Женьшень )
15. Цветок солнца? (Подсолнух )
16. У какой птицы нос мешком, шея крючком? (У пеликана )
17. Какая птица ходит круглый год во фраке? (Пингвин )
18. Не зверь, не птица, а нос, как спица? (Комар )
19. Бабочка из платяного шкафа? (Моль )
20. "Волосатый червяк"? (Гусеница )

Ведущий. Предлагаю жюри подвести итоги конкурса и объявить команду – победительницу. (Подведение итогов, награждение команд ).

Ведущий. Вот и подошло к концу наше мероприятие. Сегодня каждый из вас узнал для себя что-то новое о сложной и многообразной жизни природы, а узнав, я надеюсь, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а, значит, от нас с вами.
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете...
Давайте сохраним
Ромашку на лугу, кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся...

(Н. Старшинов ).



gastroguru © 2017