Проблемы высшей школы в индии. Оформление студенческой визы в Индию

Система обучения в современной Индии, с одной стороны, постоянно совершенствуется в соответствии с новейшими инновационными разработками в образовании, а с другой - уходит своими корнями в глубь веков, к традиции гуру-шишья , передаче знаний от учителя к ученику.

Согласно индуистской концепции четырех жизненных ступеней-ашрамов , период ученичества, брахмачарья , являлся одним из главных этапов человеческой жизни, без должной реализации которого человек просто не мог состояться в жизни и исполнить свое предназначение.

В располагавшихся при монастырях либо прямо дома у учителя-гуру древнеиндийских школах, носивших название гурукула , высокородные ученики бесплатно изучали основы индуизма и философии, Аюрведы и астрологии, заучивали наизусть огромные отрывки из Рамаяны и Махабхараты, знакомились с санскритской классической литературой и искусством управления государством, а также приобретали навыки владения оружием. Считалось, что гуру дарит своим ученикам второе рождение, а потому его следует почитать наравне с отцом и матерью. По окончании обучения ученики должны были совершить гуру-дакшину , обряд благодарности учителю, который мог заключаться как в подношении гуру ценных даров либо денег, так и в беспрекословном исполнении его воли.

Получила развитие в древней Индии и система университетов, среди которых можно выделить учебные заведения в Такшашиле (Таксиле) (по некоторым датировкам, 5 в. до н.э., сейчас относится к Пакистану) и университет Наланда на территории современного Бихара (5 в. н.э.).

Непростая история Индии не могла не отразится и на образовательных традициях. И сегодня, наряду со светскими, государственными и частными, платными и бесплатными, школами функционирует большое число религиозных учебных заведений, которые могут располагаться при храмах либо отдельно - индуистских ашрамов , мусульманских медресе , сикхских гурудвар , христианских пансионов. Во времена британского владычества в Индии получила распространение британская система образования, как школьного, так и высшего, активное внедрение которой в 1830-ых гг. начал лорд Томас Бебингтон Маколей. Нобелевская премия по литературе, полученная Рабиндранатом Тагором в 1913 году, позволила великому поэту превратить основанную им ранее школу для крестьянских детей в Шантинекетане в первый в Индии бесплатный университет, который работает и по сей день.

Система образования в независимой Индии состоит из трех основных ступеней - начальной (обязательна для всех, охватывает детей 6-14 лет), средней (сдачей обязательных экзаменов подразделяется на два уровня, 2 и 2+, охватывает детей 14-18 лет) и высшей. Главными задачами, стоящими перед государственными органами, контролирующими систему образования, является поголовное распространение начального образования, доступность обучения для представителей всех социальных слоев вне зависимости от гендерной принадлежности, а также повышение качества начального и среднего образования. Существует возможность получения образования как на одном из государственных, так и на региональных языках, которая распространяется также на обучение в ряде ВУЗов - чаще всего, тех, что работают не на федеральном уровне, а на уровне штатов.

По количеству ВУЗов и распространенности высшего образования Индия занимает 3 место в мире после США и Китая. Мировой известностью пользуются многие ВУЗы Индии - Индийский Технологический Институт (Indian Institute of Technologies, IIT), Индийский Институт Менеджмента (Indian Institute of Management, IIM), Институт математических Наук Ченнаи (Chennai Mathematical Institute, CMI), Аллахабадский Сельскохозяйственный Институт (новое название Sam Higginbottom Institute of Agriculture, Technologies and Sciences Allahabad, AAIDU), Университет Джавахарлала Неру (Jawaharlal Nehru University, JNU) и др.

Помимо очного обучения, многие ВУЗы Индии предлагают дистанционное обучение (как на уровне отдельных специальных курсов, так и на уровне получения полноценного высшего образования), в том числе и для иностранных студентов. Дистанционные программы существуют также на базе сразу нескольких университетов, объединившихся специально для подготовки подобных программ (например, совместные дистанционные программы под маркой «Виртуальный университет» (Virtual University) есть у университетов Мадраса, Калькутты и Мумбаи).

Обучение в ВУЗе для индийцев может быть как платным, так и бесплатным, что может зависеть не только от уровня подготовки (существует ряд бесплатных ВУЗов и мест, студенты, получившие на экзаменах наивысшие баллы, могут автоматически получать стипендии на обучение), но порой и от происхождения студента (развита система квотирования мест для представителей различных социальных групп, регтонов, племен и т.п.).

Среди иностранцев индийские ВУЗы пользуются давней и заслуженной популярностью. Традиционно учиться в Индию приезжает множество студентов из соседних стран Южной Азии, а также с африканского континента. Студенты со всего мира традиционно едут обучаться в Индию по целому ряду направлений, в которых Индия занимает лидирующие позиции в мире (прежде всего, в сферах информационных и инновационных технологий). Этому во многом способствует и продуманная политика в области высшего образования - обучение на английском языке, дипломы международного образца, приемлемые цены на обучение и проживание в стране.

Вступительные требования для иностранцев могут очень разниться в зависимости от конкретного учебного заведения или выбранного курса, однако практически все крупные федеральные ВУЗы предлагают программы для иностранных студентов на уровне бакалавриата (B.A.), магистратуры (М.А.), а часто и постдипломного образования (M.Phil., PhD. и др.). Развита также система краткосрочных тренингов по конкретным специализациям и летних школ. В ряде случаев иностранным студентам также представляется возможность получить стипендию на обучение, как непосредственно от ВУЗа, так и от частных либо государственных фондов. Всю информацию об этих многочисленных возможностях можно найти на сайтах интересующих ВУЗов.

Существуют также государственные программы финансирования обучения в Индии для иностранцев, которые работают на конкурсной основе. Главным координатором таких программ по всему миру выступает Индийский Совет по Культурным Связям (Indian Council of Cultural Relations, ICCR). В России информацию о существующих программах, требованиях к кандидатам, а также сроках проведения конкурсов можно почерпнуть также на сайте Посольства Республики Индия в Российской Федерации . При этом потенциальным студентам предоставляется самый широкий спектр возможностей по получению грантов - как на полноценный курс обучения (ICCR scholarship), так и на краткосрочные курсы по переподготовке или повышению квалификации по конкретным специальностям в рамках программы индийского технического и экономического сотрудничества (ITEC programme). Конкурс на получение грантов ICCR проходит ежегодно, как правило, зимой, подать заявку на стипендию ITEC можно несколько раз в год.

Важно отметить, что индийские стипендиальные программы могут быть интересны не только для студентов, занимающихся фундаментальными дисциплинами, но и для обучающихся творческим специальностям. Индийское правительство предоставляет гранты на обучение в индийских школах танца, музыки и др.


Cмотрите также:

Индийские танцы
Индийский танец – понятие более многогранное; это целый мир, неразрывно связанный с музыкой, пением, театром, литературой, религией и философией.

Центры изучения Индии в России
Где в России изучают Индию

Изучение Древней Индии
Преподавание индийских языков и литературы в Санкт-Петербургском университете началось в 1836 г, когда для чтения лекций по санскриту и сравнительному языкознанию был приглашен Р. Х. Ленц. (1808-1836), но систематическое изучение индийской филологии началось уже после создания Факультета Восточных Языков и открытия на нем кафедры индийской филологии (1958 г.).

Центры изучения России в Индии
Где в Индии изучают Россию

Бизнес в Индии
В настоящее время индийская экономика переживает непростой процесс достаточно интенсивной интеграции в мировую экономическую систему


Воронежский государственный университет (ВГУ) подписал соглашение об академическом сотрудничестве и обмене студентами с индийским институтом управленческих технологий Бирла, сообщает в понедельник российский вуз.

Информационный индологический центр СПбГУ
Об Индийском информационном центре, контактная информация, область деятельности, цели.

Краткая история Индии
Индия - государство Южной Азии, расположенное на полуострове Индостан. Индия как государство в своих настоящих границах было создано в 1947 г., когда она британским правительством была разделена на два самостоятельных доминиона Индию и Пакистан.

До 1976 сфера образования находилась в ведении штатов, в то время как центральное правительство координировало и определяло стандарты специального и высшего образования. В 1976 году в соответствии поправкой Конституции, правительства разделили ответственность за данную область. С этого времени решения по определению структуры образования принимаются штатами. Качество и стандарты образования определяет центральное правительство. Департамент образования Министерства по развитию человеческих ресурсов разделяет со штатами ответственность в вопросах планирования. Центральное управление образования, основанное в 1935 году, продолжает играть главную роль в развитии и контроле за политикой и программами в образовательной сфере, среди которых основными являются Национальная в области образования (1986 г.), Программа действий (1986 г.) и обновлённые варианты этих документов (1992 г.).

Уровень грамотности в Индии значительно вырос. Впервые со времён достижения независимости, число неграмотных в стране за последнее десятилетие сократилось более чем на 31,9 млн. человек. Результаты переписи населения 2001 г. показали, что в период с 1991 по 2001 гг., когда рост населения в возрастной группе от 7 лет и выше составил 171,6 млн., ещё 203,6 млн. человек стали грамотными. В настоящее время число грамотных составляет 562,01 млн. человек, из них 75% -мужчины и 25% – .

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В соответствии с Национальной политикой в сфере образования к 21 веку обязательное бесплатное образование достойного уровня должны получить все в возрасте до 14 лет. В результате усилий центрального правительства и правительств штатов сегодня практически в каждом населённом пункте в сельских районах имеются школы начального образования (в распоряжении 94% сельского населения начальные школы, расположенные в радиусе 1 км). Школы среднего образования в радиусе 3 км доступны 84% сельских жителей. Таким образом, с момента обретения независимости приём детей в возрасте от 6 до 14 лет в школы начального и среднего образования увеличился до 87 и 50% соответственно. В период с 1950 по 1997 гг. количество этих школ возросло с 223 тыс. до 775 тыс., в то время как число учителей в них за тот же период увеличилось с 624 тыс. до 3,84 млн. Значительно увеличилось и число обучающихся в школе девочек. На определённом этапе центральное правительство и правительства штатов разработали стратегию учёта детей, преждевременно покидающих школу, а также политику, направленную на улучшение успеваемости учащихся, где основное внимание уделяется следующим аспектам: 1) увеличение участия родителей; 2) улучшение школьной программы и процесса обучения (минимально необходимый уровень образования); 5) районная программа общего образования и 6) национальная программа питания в общеобразовательных школах. Для закрепления всеобщего права и обязанности получения начального образования Верхняя палата парламента внесла 83-ю поправку в Конституцию. Впоследствии группа экспертов по финансированию образования, созданная для изучения потребностей в дополнительных ресурсах, необходимых для введения обязательного образования для детей в возрасте 6-14 лет, представила доклад, который сегодня находится на рассмотрении правительства. Также была создана Национальная организация по вопросам начального образования. С тем чтобы наметить пути по введению всеобщего обязательного начального образования был создан Национальный Комитет министров образования штатов, председателем которого является министр по развитию человеческих ресурсов.

В 1987 году была запущена специальная программа (Operation Blackboard Scheme), которая была призвана обеспечить все начальные школы страны необходимыми условиями для обучения, в частности, предоставить двух учителей каждой школе и школьное оборудование. В 1993 количество учителей, предусмотренных программой, было пересмотрено и увеличено с двух до трёх при наборе, превышающем 100 детей. Также в рамках программы в средних школах увеличилось количество учителей, и на нужды школ были выделены дополнительные учебные пособия. Центральное правительство полностью покрывает расходы на учебные, методические пособия и выплачивает зарплаты учителям в период действия плана. Строительство школ является ответственностью штатов. В 1997-1998 гг. всем начальным и средним школам было выдано 522.902 и 125.241 учебников соответственно. Должность третьего учителя была санкционирована для введения в 53037 начальных школах, в то время как дополнительных учителей получили 71614 средних школ. В 1999-2000 гг. предложено одобрить введение ещё 30000 должностей третьего учителя в начальных школах и 20 000 дополнительных учителей в средних школах.

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В 1979 году была запущена Программа неформального образования (Non-Formal Education), которая была призвана обеспечить образования детям в возрасте 6-14 лет, оставшимся за рамками формального образования. В главном фокусе программы стали 10 штатов с низким уровнем образования, однако она осуществлялась и в городских трущобах, горных, племенных и других отсталых районах.

НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА ПОВСЕМЕСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (LOK JUMBISH)

В Раджастхане был запущен инновационный проект Лок Джамбиш. Его цель – обеспечить образование для всех. В 1997-1998 гг. была проведена перепись школ в 4006 деревенях, открыто 383 начальных школ, 227 начальных школ переведены в разряд средних школ и открыто 2326 неформальных центра в рамках проекта, создано 286 женских объединений. В целом проект “Народное движение за повсеместное образование” способствовал качественному улучшению образования. В частности, были усовершенствованы учебники для 1-4 классов, которые стали использоваться во всех школах Раджастхана.

ОБРАЗОВАНИЕ ЖЕНЩИН

С достижением независимости правительство Индии предприняло ряд шагов, которые были направлены на снижение неравенства по половому признаку, в особенности после принятия Национальной политики в области образования в 1986, предоставившей женщине определённые преимущества. Кроме того, в документе также признаётся тот факт, что образование женщин является одним из важнейших условий их участия в процессе развития страны. Ниже перечислены ключевые программы и документы, направленные на улучшение положения женщин: 1) Женское Собрание (Махила грамотность, которая способствовала повышению спроса на образование, в особенности Самакхья) стало одной из самых успешных попыток по укреплению положения женщин и их образования. Собрание действует в 46 районах; 2) Кампания за повсеместную грамотность среди женщин. Из 450 районов, где проводилась кампания, в большей их части доля женщин составила 60% в общем числе взрослых-участников программы; 3) в рамках программы поддержки школьного образования (Operation Blackboard Scheme) работу получили 147 тыс. учителей, из которых 47% - женщины; 4) неформальные центры образования, созданные исключительно для девочек, на 90% поддерживаются центральным правительством. Доля этих центров была увеличена с 25 до 40%; 5) в 163 районах с низким уровнем грамотности среди женщин проводится районная программа начального образования; 6) профессиональное обучение; 7) Университетская Комиссия по предоставлению грантов (University Grants Commission) призывает институты проводить исследования в области женского образования и выделяет средства на эти цели. Комиссия также оказала поддержку 22 университетам и 11 колледжам в создании центров женского образования; 9) Национальная стратегия по увеличению участия женщин в образовательных сферах, которая в настоящее время находится на доработке.

После обретения независимости Индией уровень грамотности среди женщин значительно вырос. В 1951 году только 7,3% женщин были грамотными, в 1991 году этот показатель достигал 32,29%, а в настоящее время он составляет 50%.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ

В соответствии с Национальной политикой в области образования и Планом действий 1986 г., спонсируемая центральным правительством Программа реорганизации подготовки учителей вступила в силу в 1987-88 гг. Программа предусматривала создание жизнеспособной институциональной инфраструктуры, академической и ресурсной базы для обучения и повышения педагогической квалификации школьных учителей, преподавателей для взрослых и неформальных образовательных учреждений, а также специалистов в области переподготовки учителей. В рамках данной программы в каждом районе было решено открыть образовательно-подготовительный институт с целью обеспечить академическую поддержку учителям начальных классов и преподавателям для взрослых и неформальных образовательных учреждений. Программа также предусматривала повышение статуса институтов подготовки преподавателей средней школы до уровня колледжей преподавательского образования и институтов фундаментальных исследований в сфере образования (Institutes of Advanced Studies in Education) для подготовки новичков и повышения квалификации действующих преподавателей. В задачу IASE входит проведение подготовительных программ для преподавателей начальных классов, программ повышения квалификации преподавателей начальных и средних школ и директоров средних школ, фундаментальные и прикладные исследования, особенно в междисциплинарных областях, подготовка методических пособий (руководств) для районных образовательных учреждений, а также оказание содействия колледжам по подготовке преподавателей. Всего к 31 марту 1999 года были выданы разрешения на открытие 451 районных образовательных институтов, 76 колледжей по подготовке преподавателей и 34 институтов фундаментальных исследований в сфере образования в различных штатах и союзных территориях. Двадцать Советов по исследованиям в области образования и подготовке кадров получили финансовую поддержку. Миллион учителей прошли подготовительный курс в рамках специальной программы по определению специализации школьных преподавателей, во время которого они учились работать с учебным материалом и оборудованием, а также знакомились с требованиями минимального уровня знаний (Minimum Levels of Learning), где упор сделан на преподавании языка, математики и изучении окружающей среды. В 1995 году правительством Индии был создан Национальный совет по подготовке педагогов. Его задачей является обеспечение планового развития системы подготовки педагогов, регламентирование и подержание стандартов и норм педагогического образования и др.

ВЫСШЕЕ И УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Высшее образование можно получить в 221 университетах страны. Среди них 16 являются центральными университетами, а остальные функционируют в соответствии с актами штатов. Общее число колледжей в стране составляет 10555.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Техническое образование играет чрезвычайно важную роль в национальной экономике и развитии человеческих ресурсов Индии. За последние полвека данная область образования получила значительное развитие. Кроме государственного сектора в создании технических и управленческих институтов принимали участие и частные организации.

К нам пришли тригонометрия, алгебра и базовая концепция калькуляции. Древняя игра / шахматы / также родом из Индии. Современная система образования сформировалась в Индии после 1947 года обретения государством независимости.

Какова же система образования Индии на данном этапе?
Если говорить о дошкольном образовании то оно несколько иное, нежели в России. В связи с увеличившимся количеством работающих родителей, в Индии появились особые группы "day care", где ребенка можно оставить днем. Все они, как правило, работают при "pre school" ("подготовительная школа")
В самих "pre school", которые посещать перед поступлением в школу нужно обязательно, есть следующие группы: playgroup, nurs ery, LKG и UKG. Если сравнивать с нашей системой, то мы разделяем их так: Playgroup или "игровая группа" это что то типа яслей; Nursery в переводе "ясельная группа", но это больше похоже на на шу среднюю; LKG (Lower KinderGarten) стар шая группа; UKG (Upper KinderGarten) подготовительная группа. В первые две группы малышей приводят на 2, максимум на 3 часа в день, в последующих учатся по 3 часа.

Так же как и в России, подготовка детей к школе очень важна. Интересно знать критерии оценки ребенка при подготовке детей к школе?! А они таковы:
Социальное развитие ребенка: с другими детьми, умение слушать и выполнять что то сообща, решать поставленные задачи, умение делиться (игрушками, едой), выражать свои чувства и желания, умение решать конфликты и т.п.
Владение речью и готовность к чтению: умение рассказать о случившемся, историю, повтор звуков, простых предложений из 5-10 слов, интерес к чтению, книгам, умение правильно их держать, чтение простых 3 4 сложных слов, за главных и прописных букв, самостоятельное написание своего имени.
Математика: выполнение заданий на распознавание фигур, умение их рисовать, сортировка предметов определенной формы, понимание слов "больше, меньше, одинаково", счет до 100, написание цифр от 1 до 100, понимание порядковых номеров "первый, второй, и т.д.". Владение следующими понятиями: местоположение: справа, слева, под, над, на, между. Длина: короткий, длинный, короче, самый длинный,.. . Сравнения: большой и маленький, больше и меньше, худой и толстый, много и немного, легкий и тяжелый, высокий и короткий
Знание своего возраста.
Физические навыки: движение по прямой линии, прыжки, подпрыгивания, прыжки на скакалке, гибкость, растяжка, балансирование, игра с мячом,.. .
Мелкая моторика: использование мелков и карандашей, кисточек, ри сование пальчиками, вырезание, иг ра с кубиками, составление пазлов. Умение завязывать шнурки, быстро застегивать молнию, пуговицы.
Базовые знания: свое имя, части , времена года, домашние, дикие и морские , животные, живущие на ферме,..
Понимание основ здоровья.
Знание базовых профессий, религиозных фестивалей и празднований, различный .
Слуховые навыки: умение слушать, не перебивая, пересказ историй, узнавание знакомых историй и мелодий, чувство ритма, знание и понимание простых рифм,.. .
Навыки письма: написание слов слева направо, 2 3 сложных слов, оставление пробелов между слова ми, произношение по буквам наибо лее часто используемых слов.
Умение рисовать: звезду, овал, сердце, квадрат, круг, прямоугольник и ромб.
Вот такой подробнейший отчет по ребенку.

Оценивают детей по всем этим пунктам следующим образом: "звездочка" все в пределах нормы, NE нужны дополнительные занятия, NA навыки отсутствуют.

В современной Индии отличительной чертой развития образования является акцент на то, что воспитание, заложенное в детей, определит характер нации в будущем. В образовании основная цель вы явление способностей ребёнка и культивация положительных качеств.
А затем "Welcome to School"!

Индийским родителям необходимо выбирать, какой стандарт образования они предпочтут CBSE (Central Board of Secondary Education) или ICSE (Indian Certificate of Secondary Education).

Во первых, CBSE школы находятся под патронажем правительства Индии и, кроме того, на госслужбу берут только выпускников CBSE школ. В школах преподают на английском и хинди (случается реже), они вообще больше ориентированы на тех, кто останется жить и работать в стране, а еще в них могут поступить школьники, ранее учившиеся в ICSE школах, а вот в ICSE поступить после CBSE нельзя.

Два других больших плюса этих школ более частые и регулярные обновления школьной про граммы, а так же более легкая фор масдачи экзаменов. К примеру, при сдаче пакета "химия, физика, биология" нужно в целом набрать 100%, а вот в ICSE школе по каждому предмету должно выйти не менее 33%.

Для поступления в высшее учебное заведение Индии не нужно сдавать вступительных экзаменов. Зачисление происходит по результатам окончания школы.

Сегодня Индия имеет одну из крупнейших сетей высшего образования в мире.
Университеты в Индии учреждаются центральным правительством или правительствами штатов посредством законодательства, в то время как колледжи создаются либо правительствами штатов, либо частными организациями.
Все колледжи являются филиалами какого либо университета.
Различные виды университетов Центральный университет или университет штата в то время как первый из них финансируются Министерством развития людских ресурсов, последний учреждается и финансируется правительствами штатов.

Негосударственные университеты имеют тот же академический статус и привилегии университета. Например, Декканский колледж аспирантуры и Научно исследовательский институт Пуны; Университет Тата общественных наук в ; Индийский институт наук в Бангалоре и т.д.

Классификация колледжей
Колледжи в Индии относятся четырем различным категориям. Категоризация осуществляется на основе курсов, предлагаемых ими (профессиональных курсов), статуса их собственности (частный/государственный) или их связи с университетом (филиалы/принадлежат университету).
Университетские колледжи. Эти колледжи управляются сами миуниверситетами и в большинстве случаев находятся в университетском городке.
Правительственные колледжи. Правительственных колледжей не много около 15 20% всего. Они управляются правительствами штатов. Как и в случае, с университетскими колледжами, университет, которому эти колледжи относятся, сам проводит экзамены, определяет курсы обучения и присуждает степени.
Профессиональные колледжи. В большинстве случаев профессиональные колледжи дают образование в области , машиностроения и управления. Некоторые дают образование в других областях. Они финансируются и управляются либо по инициативе правительства, либо по частной инициативе.
Частные колледжи. Около 70% колледжей создано частными организациями или учреждениями. Однако эти учебные завеlения также управляются правилами и положениями университета, филиалами которого они являются. Несмотря на то, что они появились благодаря частной инициативе, правительство штата также оказывает спонсорскую помощь этим колледжам.

Кроме традиционных вузов существуют университеты с выраженной спецификацией: Вишва Бхарати; Индира Кала Сангит в Хайрагархе (изучают индийскую музыку); женский университет в Мумбаи, Рабиндра Бхарати в Колкате (изучается язык бенгали и тагороведение).

Существуют вузы с одним факультетом и специальностью, но есть и университеты с большим количеством факультетов. Количество студентов в высших учебных заведениях варьирует от 1 3 тысяч до 100 тысяч студентов.

Система получения высшего образования в Индии имеет 3 уровня.

Бакалавриат подразумевает обучение от трех лет научные дисциплины, и , до 4 х лет рас считанных на желающих получить образование в областях сельского хозяйства, стоматологии, фармакологии, ветеринарии. Если вы захотите обучаться медицине и архитектуре, то растянется на пять с половиной лет. У журналистов, правоведов и библиотекарей сроки бакалавриата 3-5 лет.

Следующий уровень получения высшего образования магистратура. По любой дисциплине для получения степени магистра необходимо пройти двухгодичное обучение и на писать исследовательскую работу.

Докторантура третий этап обучения. После получения степени маги стра можно быть зачисленным на Pre докторский уровень для получения степени Master of Philosophy (M. Phil.) необходимо отучиться год.

Что бы получить степень доктора (Ph. D.) необходимо в течение еще двух трех лет посещать классы и написать исследовательскую работу.

Сегодня Индия не только вошла в число ядерных держав, она стала одним из мировых лидеров в разра ботке и производстве интеллекту альных технологий. Современная система образования Индии неповторима и уникальна, она по праву вошла в мировую эко номическую систему.

Вопреки бытующему мнению, что Индия относится к числу развивающихся стран, а потому и образование там в зачаточном состоянии, уровень знаний, который можно получить в индийских вузах, не уступает образовательному уровню европейских университетов. Ещё недавно, несмотря на богатое историческое наследие, где в области образования страна занимала одну из лидирующих позиций на мировой арене, и высокоразвитую культуру, Индия только стояла на пороге экономического развития и сильно уступала в этом отношении другим странам. Как следствие - общий уровень образования населения был низким. В последние десятилетия ситуация резко изменилась. Индия вошла в число активно развивающихся стран и заняла важную позицию в системе мировой экономики. Теперь страна, как никогда ранее, нуждается в высококвалифицированных кадрах, поэтому поддержка и развитие образовательной сферы и обучения - важнейшая задача социальной политики страны.

История индийского образования

С незапамятных времён Индия была крупнейшим культурным и образовательным центром во всём мире. Именно в Индии в 700 году до н. э. в Таксиле был основан первый в мире университет. Индийские учёные дали жизнь таким важным наукам, как алгебра, тригонометрия. Индийский учёный Щридхарачария ввёл понятие квадратных уравнений. Не стоит забывать и о том, что санскрит - древний индийский литературный язык - лёг в основу всех индоевропейских языков. Аюрведические медицинские практики, пришедшие к нам из Индии, применяются сегодня во всём мире. Ещё один интересный факт: искусство кораблевождения тоже родом из Индии - оно зародилось здесь ещё 4000 лет до н. э. Примечательно, что в современном слове «навигация», имеющем общий корень во многих славянских и европейских языках (англ., нем., фр. navigation, итал. navigatione), - индийская этимология: в его основе - санскритское «навгатих» (кораблевождение). Концепция современного образования в Индии направлена на воспитание разносторонне развитого человека, умеющего ценить красоту, искусство и богатое культурное достояние страны. В основе современной образовательной системы лежат ориентация на потребности народа, сохранение родного языка и культурных традиций. Одним из основных направлений социальной политики страны сегодня является повышение общего уровня образования населения, поэтому в штатах повсеместно строятся школы, пропагандируется обучение детей в школах в противовес домашнему образованию и работе с ранних лет.

Дошкольное образование

Системы дошкольного воспитания в Индии как таковой не существует. В стране традиционно развито домашнее дошкольное воспитание. До четырёх лет ребёнок находится дома под присмотром матери. Если оба родителя заняты на работе, прибегают к услугам нянечки или родственников. В некоторых школах имеются подготовительные группы, куда всё же можно отдать ребёнка, если нет возможности заниматься его воспитанием в домашних условиях. В таких группах малыш проводит большую часть дня и, кроме того что находится под постоянным присмотром, проходит этап подготовки к школе и даже начинает изучать иностранные языки (в основном английский).

Школу в Индии дети начинают посещать очень рано - как правило, с четырёхлетнего возраста

Особенности среднего образования

Основное среднее образование в Индии сегодня обязан получить каждый гражданин вне зависимости от пола и социального статуса. Эта ступень является бесплатной. Минимальный образовательный уровень - 10 классов. Здесь дети учатся с 4 до 14 лет. Вторая ступень: 11 - 12 классы, этап является подготовительным для тех учащихся, кто решил продолжить своё образование в университете и получить специальность. Несмотря на то что каждый гражданин Индии имеет право получить бесплатное полное среднее образование, в стране существует система частных школ, где может вестись углублённое изучение отдельных предметов, уделяется повышенное внимание иностранным языкам. Во всех учебных заведениях используются инновационные методы обучения, однако качество образования в частных школах значительно выше, чем во многих государственных общеобразовательных учреждениях. Средняя стоимость обучения в частной школе составляет от 100 до 200 долларов в месяц, а иногда и выше.

Это интересно:

  • во всех средних школах учащимся предоставляется бесплатное питание;
  • именно в Индии находится самая большая в мире (!) школа, в которой обучается более 32 тысяч учащихся.

Видео: о стоимости обучения в индийских школах

Русские школы в Индии

Сегодня в Индии функционируют только три полноценные русскоязычные школы: две начальные школы при Генеральном консульстве РФ в Мумбаи и Ченнаи и одна средняя общеобразовательная школа при Посольстве Российской Федерации, располагающаяся в Нью-Дели. Альтернативными способами получения образования для русскоязычных детей, проживающих вместе со своими родителями на территории Индии, являются дистанционное обучение, семейное обучение или экстернат. , где сегодня проживает наибольшее количество русскоязычных семей, есть практика создания частных дошкольных заведений с русскоязычным педагогическим персоналом. Но, как правило, такие детские учреждения создаются в частном порядке по инициативе родителей и не работают систематически.

Система высшего образования

Система высшего образования в Индии имеет трёхступенчатую структуру:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • докторантура.

Длительность обучения напрямую зависит от выбранной специальности. Так, период учёбы в области торговли, искусств составляет три года, а чтобы получить специальность в сфере сельского хозяйства, медицины, фармакологии или ветеринарии, необходимо проучиться четыре года.

Обучение на бакалавриате требует обязательного наличия документа о полном среднем образовании (12 лет). После окончания бакалавриата выпускник имеет право продолжить учёбу в магистратуре (2 года) либо пойти работать. Ввиду активного развития экономики страны в последние десятилетия основной упор в системе высшего образования Индии делается на технические специальности, в то время как гуманитарные направления составляют порядка 40% от общего числа. Государственные и частные предприятия заинтересованы в получении высококвалифицированных специалистов, поэтому принимают активное участие в развитии образовательной структуры страны. Самыми популярными специальностями индийских высших учебных заведений являются:

  • IT-технологии;
  • инженерные специальности;
  • менеджмент;
  • фармакология;
  • ювелирное дело.

Для граждан Индии образование в государственных высших учебных заведениях может быть бесплатным. Иностранные граждане принимаются в государственные вузы на бюджетной основе только при условии предоставления университетом гранта на обучение. При этом цена в коммерческих индийских вузах по европейским меркам достаточно невысока: стоимость двух полных семестров в самом престижном высшем учебном заведении Индии не превышает 15 000 долларов в год. При поступлении на контрактной основе абитуриент обязан предоставить подтверждение о платёжеспособности (это может быть выписка с банковской карты). Широкое распространение в системе индийского высшего образования получило виртуальное и дистанционное обучение. Многие университеты принимают участие в международных научных программах, бесплатно делятся собственными курсами в области инженерии, информационных технологий и других сфер. IT-специалисты, получившие образование в одном из индийских вузов, востребованы сегодня во всём мире.

Несколько разнится система высшего образования в соседнем Китае:

Индийские женщины учатся в университетах наравне с мужчинами, но при трудоустройстве по специальности предпочтение до сих пор отдаётся специалистам мужского пола

Популярные университеты Индии

Система высшего образования в Индии представлена более чем 200 высшими учебными заведениями, в которых обучается более 6 миллионов студентов из Индии и других стран мира. Сегодня Индия занимает третье место в мире после Китая и США по количеству высших учебных заведений. Индийские вузы делятся на университеты федерального значения и университеты, предлагающие обучение в пределах одного штата.

Таблица: самые популярные и крупнейшие вузы Индии

Университет Описание
Один из старейших университетов Индии. Функционирует с середины XIX века. Сегодня в университете обучается более 150 тыс. студентов на разных факультетах и специальностях: гуманитарный, юридический, организация и ведение бизнеса, художественный, научный, педагогический, журналистики и библиотечного дела, инженерный, сельскохозяйственный.
Бомбейский (Мумбайский) университет Расположен в Мумбаи и насчитывает сегодня более 150 тыс. студентов. Входит в число федеральных университетов. Осуществляется обучение по следующим специальностям: менеджмент, химия, медицина, инженерия и др.
Раджастханский университет Расположен в г. Джайпур. Специализируется на сельскохозяйственных направлениях.
Университет расположен в Нью-Дели и функционирует с начала XX века. Имеет статус государственного университета. Сегодня здесь обучается порядка 220 тыс. студентов.
Университет им. М.К.Ганди Относится к числу ведущих университетов страны. Основан в 1983 году. Предлагает обучение по следующим программам: физика, химия, исследования в области нанотехнологий, медицина, психология, философия, связи с общественностью, изучение окружающей среды.
Хайрагархский университет Индира Кала Сангитх Специализированный университет. Здесь обучаются студенты, решившие посвятить себя индийской музыке.
Варанасский университет индуизма Достаточно молодое высшее учебное заведение (основан в 1916 году), однако при этом является одним из самых популярных вузов в Индии на сегодняшний день. В университете числится более 15 тыс. студентов, занимающихся изучением индийской философии, буддизма, культуры и искусства и многих других направлений.
Университет Наланда Один из старейших университетов Индии - основан в V в. н. э. на базе буддистского монастыря и функционировал на протяжении многих веков. Современную жизнь университет получил недавно - в 2012 году был осуществлён первый набор на два факультета: исторических наук и окружающей среды. В настоящее время ведётся реконструкция исторического здания университета, которую планируют окончить к 2020 году. В университете к этому времени будет функционировать 7 факультетов.

Фотогалерея: лучшие индийские университеты

В стенах древнего университета Наланда зародились первые ростки индийских философских течений, медицинских, инженерных и других знаний С 1996 года Бомбейский университет носит наименование Мумбайский - по названию города, в котором он расположен На 8 факультетах Калькуттского университета обучается более 150 тысяч студентов За 100 лет своего существования Варанасский университет стал одним из ведущих вузов Индии Делийский университет - одно из самых престижных высших учебных заведений страны

Особенности образовательного процесса

Преподавание в университетах Индии ведётся, как правило, на английском языке, поэтому хорошая языковая база - одно из основных требований к абитуриентам. Высших учебных заведений, где велось бы преподавание на русском языке, в Индии нет. В отдельных университетах преподавание ведётся на языках соответствующих штатов, в которых находится университет. Однако и в таких вузах англоязычное обучение всё же предпочтительнее даже среди местных жителей. В отличие от России и многих других стран мира , где учебный год начинается в сентябре, индийские школьники и студенты приступают к учёбе в июле. Любопытно, что дату начала учебного процесса каждое учебное заведение назначает самостоятельно, то есть учёба может начаться как 1, так и 20 июля. По окончании каждого семестра студенты сдают экзамены. Что касается школ, то здесь отсутствует система текущей оценки знаний. По окончании учебного года школьники сдают итоговые экзамены в устной форме или в виде тестирования. Самые длинные каникулы в индийских учебных заведениях в мае и в июне - это самые жаркие месяцы в стране. В индийских школах принято носить школьную форму. Девочки надевают здесь удлинённые платья, мальчики - рубашки или футболки и шорты.

Поступление в вузы Индии для иностранцев

Для того чтобы поступить в высшее учебное заведение Индии на степень бакалавра, необходимо иметь аттестат о полном среднем образовании. Подтверждение аттестата не требуется - документ, полученный после окончания российской школы, приравнивается к двенадцати классам образования в Индии. Необходимо только сделать перевод аттестата на английский язык и заверить его у нотариуса. Для поступления на магистерскую ступень потребуются копии аттестата о полном среднем образовании и диплома бакалавра, переведённые на английский язык и заверенные у нотариуса. Ещё одним важным требованием, предъявляемым при поступлении, является наличие свидетельства о прохождении курсов английского языка. Преподавание во многих вузах ведётся именно на английском, поэтому языковая подготовка крайне важна для последующего обучения. Сдавать вступительные экзамены нет необходимости, только некоторые университеты используют систему предварительного тестирования. Во время учёбы иностранные студенты, как правило, проживают в общежитиях или гостиницах, которые предоставляются студентам бесплатно. Если по каким-либо причинам нет желания пользоваться бесплатным предоставленным жильём, можно снять квартиру. Аренда квартиры будет стоить от 100 до 300 долларов в месяц в зависимости от города и штата, в котором расположен университет. Большим недостатком для иностранных студентов является отсутствие возможности подработать во время учёбы. Официальное трудоустройство студентов в период обучения запрещено индийским законодательством. При желании возможно найти нелегальную работу (сегодня теневой рынок труда составляет в Индии более 80% от общего количества рабочих мест), но следует помнить о том, что неофициальное трудоустройство строго карается индийским законодательством.

Стипендии и гранты

Индийские вузы пользуются всё большей популярностью среди молодёжи из многих стран мира. Несмотря на то что государственные вузы осуществляют набор на бюджетные места только абитуриентов, имеющих индийское гражданство, сегодня и иностранные студенты имеют возможность получить высшее образование в одном из университетов Индии бесплатно. Для этого следует подать заявку на получение стипендии или гранта и добиться её одобрения. Выдачей стипендий и грантов на обучение в одном из университетов Индии занимается Индийский совет по культурным связям. Как правило, ведущие федеральные университеты ежегодно выделяют несколько грантов для иностранных студентов. Поэтому если вас интересует учёба в конкретном вузе, следует дождаться, пока университет выделит грант по интересующей вас специальности (как правило, информация выкладывается на сайте Посольства Индии или на сайте соответствующего университета), и подать заявку.

Кроме того, существует ряд программ государственного финансирования, по которым граждане России и других стран СНГ могут получить бесплатное образование в Индии. Одной из самых востребованных является ITEC: программа предлагает студентам получить бесплатное образование в одном из федеральных индийских вузов по направлениям: банковское дело, связи с общественностью, малый бизнес, менеджмент. При этом обучающимся по программе ITEC регулярно выплачивается стипендия около 100 долларов в месяц, а также предоставляется бесплатное общежитие или гостиница. Обучаться по программе ITEC студент имеет право лишь единожды. Ещё одной реальной возможностью поучиться в индийском вузе являются программы стажировок и обмена, в которых индийские университеты принимают активное участие.

Получение студенческой визы

Граждане, планирующие поездку в Индию, а также пребывание там с целью учёбы, должны оформить студенческую визу, которая открывается сроком от 1 года до 5 лет и может быть выдана только при условии официального зачисления в высшее учебное заведение. Кроме того, заведение в обязательном порядке должно иметь аккредитацию (в особенности это касается коммерческих вузов). Кроме стандартного пакета документов (заявление-анкета, оригинал и копия заграничного паспорта, копия гражданского паспорта, 3 фотографии), лицо, претендующее на получение студенческой визы, обязано предоставить:

  • письмо-подтверждение из университета о зачислении;
  • при поступлении на обучение на контрактной основе - подтверждение оплаты первых двух семестров, а также подтверждение платёжеспособности студента: годичное пребывание - не менее 1000 долларов, пребывание на более длительный срок - не менее 2000 долларов;
  • при поступлении на бюджетную основу - подтверждение того, что приглашающая сторона берёт на себя все расходы, связанные с проживанием и обучением.

Перспективы трудоустройства после учёбы

В вопросе трудоустройства следует смотреть правде в глаза: получить вакантное место выпускнику вуза, не имеющему индийского гражданства, практически невозможно. Сегодня на одно вакантное место в крупную компанию претендует около 500 специалистов, имеющих высшее образование и прекрасно владеющих английским языком и хинди. Иностранный студент, едва ли знающий хинди и в большинстве случаев обучавшийся на английском языке, вряд ли сможет составить достойную конкуренцию местным жителям. Единственный шанс остаться после учёбы в Индии, получить работу и вид на жительство - зарекомендовать себя во время учёбы. Индийские производственные и другие компании активно сотрудничают с университетами и делают ставки на особо талантливых студентов, в том числе и из других стран.

При желании можно использовать шанс и отправится на работу в Китай:

Таблица: плюсы и минусы получения высшего образования в Индии

Плюсы Минусы
В период учёбы есть возможность поближе познакомиться с богатой индийской культурой, а также подтянуть знания английского языка. Обязательное требование к студентам факультетов различных направлений - хорошее знание английского языка.
Низкая стоимость обучения. Низкий уровень жизни.
Низкая стоимость проживания. Нет возможности работать во время учёбы.
Индийские учебные заведения дают хороший уровень подготовки. IT-специалисты-выпускники индийских вузов востребованы сегодня во многих странах мира. После получения диплома очень малы шансы трудоустройства в одной из индийских компаний.
Активно развиты программы выдачи стипендий и грантов, а значит, высока вероятность бесплатного обучения.
Для поступления в вуз не нужно сдавать вступительные экзамены.
Иностранным студентам предоставляется бесплатное общежитие или номер в гостинице.


gastroguru © 2017