Проблемы подростковой наркомании - оградить и уберечь. Особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции

Подростковый возраст – период, когда хочется попробовать всё: сигареты, алкоголь и прочие запрещенные для детей вещи. Наркомания подростковая появляется из-за интереса к новому, неизвестному. Пробуя наркотические вещества, дети еще не осознают, какой вред они причиняют здоровью.

Многие подростки пробовали наркотики

В мире детская наркомания – серьёзная проблема. Только в специализированных медицинских учреждениях было зафиксировано множество случаев обращения по поводу наркозависимости. По статистическим данным, около 50% мальчиков и 20–25% девочек в возрасте 12–15 лет хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. И что самое ужасное – большинство из них принимали подобные вещества неоднократно.

Причины

Наркомания в подростковом возрасте – желание наследовать взрослых. Хочется быть популярными, получить признание ровесников и попробовать то, чего боятся другие. Но дети не всегда способны предвидеть последствия своих действий. Поэтому, попробовав наркотики один раз, ребенок не всегда может остановиться. Результат – наркозависимость.

Исследователи в области наркологии определяют 3 группы причин возникновения наркомании среди подростков. Это биологические, психологические и социальные факторы развития заболевания.

Социальные

К социальным относится недостаток контроля со стороны родителей за жизнью ребенка. Другие причины – вступление в асоциальные группы, желание произвести впечатление на окружающих.

Биологические

До 18 лет человек развивается быстрыми темпами. Наркотики негативно воздействуют на центральную нервную систему и процессы, происходящие в ней. В теле есть обмен нейромедиаторами. Наркотические вещества притупляют этот процесс и не позволяют ЦНС самостоятельно воспроизводить их. Результат – связь между мозгом и другими органами устраняется, т. к. поступление нервных сигналов становится невозможным. Чтобы поддерживать этот процесс, необходимо регулярно употреблять наркотики.

Повышается возможность развития наркомании подростковой у детей с психическими расстройствами:

  • фобиями;
  • олигофренией;
  • шизофренией;
  • маниакально-депрессивным психозом.

Наркоманы более восприимчивы. Приняв наркотики, одни испытывают наслаждение и удовольствие, другие – мучение, боль и головокружение. После окончания действия вещества появляются навязчивые мысли о суициде.

Психологические

В подростковом возрасте в организме быстро происходят изменения тела, психики, гормонального фона. На психику подростка негативно воздействуют незначимые факторы.

Ребенок взрослеет, но не имеет жизненных ориентиров и собственной точки зрения. У него слабая сила воли, но много проблем, которые кажутся очень серьёзными.

Хочется быть беззаботным. Так возникает большое желание получить удовольствие.

Другие психологические причины:

  • искаженное воспитание;
  • проблемы в семье;
  • насилие;
  • возрастные эмоциональные особенности развития;
  • негативное влияние ровесников и т. д.

Подросток испытывает потребность получить новые, необычные ощущения. Самый простой способ – наркотики.

Причины употребления подростками наркотических средств

Стадии развития наркозависимости

Первая стадия – первый прием. Зависимости нет, ощущение «кайфа» выражено слабо. Прием сопровождается неприятными процессами – тошнотой, головокружением, рвотой. Основное негативное значение этого этапа – устранение психологического барьера касательно запрета приема наркотиков. Подростку кажется, что ничего опасного после разовых приемов не случится.

Последующие этапы:

  1. Возникновение эйфории. Попробовав наркотические вещества во второй, третий раз, у подростка повышается чувствительность. Почувствовав экстаз, у него появляется мысль, что наркотики – простой способ получить удовольствие и забыть о проблемах. Наркозависимость еще отсутствует. Прием наркотиков обусловлен желанием вновь испытать радость и счастье.
  2. Психическая зависимость. Длительные перерывы между приемами вызывают у ребенка раздражение. Возможны агрессивные приступы. Он теряет интерес к жизни. Мотив для приема очередной дозы – устранить неприятные ощущения и испытать эйфорию.
  3. Физическая зависимость. При отсутствии в крови наркотического вещества ребенок испытывает ломку. Его трясет, ломает, появляются резкие перепады температуры, давления. Ускоряется сердцебиение, ухудшается самочувствие. Желая быстро устранить эти симптомы, он решает вновь принять дозу.

Длительность перехода между стадиями зависит от индивидуальных показателей здоровья подростка. У одних наркозависимость развивается, спустя месяц употребления наркотических веществ, у других – спустя 3–6 месяцев.

Симптомы

Наркомания среди подростков имеет идентичные проявления при употреблении различных видов наркотиков. Изначально школьник полностью теряет интерес к учебе. Постепенно отдаляется от одноклассников, желая проводить время со старшими несовершеннолетними друзьями.

Уклоняется от рассказов о своем времяпрепровождении, мало общается с родителями. Дома бывает редко и мало, родным не сообщает о новых знакомых.

Другие симптомы проявления наркомании среди подростков:

  1. Ухудшение семейных отношений. Ребенок отклоняется от совместного проведения времени. Отказывается исполнять домашние обязанности. Не слушается родителей, проявляет агрессию по отношению к ним. Запреты на него не действуют. Любыми методами он пытается сбежать из дома.
  2. Физические проявления. Школьник становится менее подвижным. Физическая активность вызывает стресс и панику.
  3. Эмоциональные симптомы. Настроение резко ухудшается или улучшается. Неадекватный смех сменяется заторможенностью. Веселье переходит в резкую, неконтролируемую агрессию.
  4. Внешние признаки. Ухудшается состояние волос. Они становятся сухими и ломкими. У детей кожа лица становится бледной. Появляются темные круги под глазами. Зрачки расширяются, речь становится невнятной. Даже в жаркую погоду наркозависимый подросток носит одежду с длинными рукавами.

У подростка пропадают все деньги, которые родители дают ему на карманные расходы. Бывает, что он начинает просить давать большие суммы. А также пропадают вещи, часто – дорогостоящие. Появляются нарушения координации, хотя запах алкоголя отсутствует. Результат – ребенка исключают из школы или колледжа. Даже могут забрать в детский наркологический центр.

У девочек сбивается менструальный цикл или полностью прекращаются менструации. У мальчиков происходят патологические изменения. Как результат – бесплодие у парней и возможность родить нездорового ребенка у девочек.

Расстройства белкового обмена приводят к нарушению роста и развития мышц. Поражается печень, сердце, появляются неврологические расстройства.

Страдает психика. Повышается риск иметь психические расстройства или фобии. Развивается криминогенная активность.

Желая получить очередную дозу наркотика, ребенок способен красть, воровать, грабить. Худшее действие – убийство. Девочки начинаются заниматься проституцией, парни становятся дилерами.

Последствия – ранняя беременность. Есть риск заразиться половым путем ВИЛ и СПИДом, сифилисом. Эти болезни также могут развиваться, если подросток-наркоман использует для введения наркотика шприцы. В результате этих заболеваний, передозировки или суицида ребенок умирает, если вовремя не начинается лечение.

Последствия выхода подростка из наркозависимости

Диагностика

Чтобы определить наличие наркозависимости, нужно тщательно следить за поведением ребенка. Если были заметны какие-либо изменения в поведении или выявлены типичные признаки наркомании, его необходимо срочно отвести к детскому наркологу. Диагностика проводится такими способами:

  • тест на наличие наркотического вещества в крови;
  • анализ волос;
  • определение антител к наркотическим веществам и т. д.

Лечение назначают в зависимости от состава наркотика. Чем он сильнее, тем длительнее будет период реабилитации. Изначально важен этап отсидки. Ребенку необходимо воздержаться от принятия наркотиков. Он в это время должен находиться в специальном учреждении под контролем врачей.

Следующий этап – детоксикация. Это процесс очищения организма от вредных веществ: проверяют деятельность систем органов, выявляют проблемные места. Их лечением занимаются в первую очередь.

Бывает, что нужно медикаментозное лечение, когда наркозависимость развита на очень высоком уровне. Возможны сеансы физиотерапии – массажи, лазерная терапия, электросон, ксенонотерапия.

Обязательный момент – сеансы у психотерапевта. Наркомату необходима социальная адаптация, изменения в мышлении и психологическая поддержка. Это все он получает во время сеансов групповой терапии.

Если результатов нет, проводят нейролингвистическое программирование. Этот способ лечения построен на гипнозе и навязывании модели поведения.

Заключение

Наркомания среди детей подросткового возраста – обширная проблема многих стран мира. Будучи без родительского контроля и поддержки сверстников, ребенок пробует наркотики. Испытав кайф однажды, ему сложно остановиться. Результат – наркозависимость.

Худшие последствия после наркомании – бесплодие у представителей обеих полов. В поисках денежных средств на наркотики, дети занимаются воровством, грабежом, проституцией, убийством. Но если наркозависимость обнаружить вовремя, то от нее можно избавиться: необходимо привести ребенка в центр детской наркологии или реабилитации наркозависимых.

3. Особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции

Наркомания - болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны.

В России, как, впрочем, и повсюду в мире, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет.

И темпы роста наркомании в этой среде самые высокие. Средний возраст приобщения к наркотикам сегодня составляет 13 лет. Но уже выявлены случаи наркотической зависимости у 9-10-летних детей. Выборочные опросы подростков показывают, что 44% мальчиков и 25% девочек попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики и другие психоактивные вещества . «Более 14 тысяч несовершеннолетних (из них почти 6 тысяч учащихся) состоят на учете в качестве потребителей наркотиков и около 7 тысяч (из них свыше 1600 учащихся) - в качестве потребителей сильнодействующих одурманивающих веществ. Число подростков, впервые обратившихся за медицинской помощью, только за последний год возросло на четверть» .

Наркоторговцы выработали и широко применяют своеобразную тактику «затягивания в сети»: в школах, в подъездах домов, в местах массовых сборов подростков они продают наркотики по сверхнизким, символическим ценам, чтобы приобщить к ним как можно больше детей. Потом цена, разумеется, повышается, а легковерный покупатель - «в сети». Почти бесплатное распространение наркотиков (но только на первом этапе) теперь повсеместно применяется для вовлечения подростков в наркотический омут, выбраться из которого многим из них не под силу. Наркотики стали непременным атрибутом молодежных вечеров, концертов популярных артистов и музыкальных групп, дискотек.

Употребление наркотиков стало нормой, ведущей к смерти, для большинства беспризорных детей. Беспризорничество, как известно, граничит с «зоной», а туда, в том числе и в колонии для несовершеннолетних, зелье идет бесперебойно. Выходят они оттуда, как правило, с тяжелой наркотической зависимостью, не имея никакой надежды когда-либо от нее избавиться. . Особенно тревожит рост наркомании среди школьников и в студенческой среде (в 6-8 раз) в последние годы.

Вопрос о заболевании наркоманиями подростков в настоящее время чрезвычайно злободневен, во-первых, в связи с тем, что большинство случаев первой пробы наркотиков приходится именно на этот возраст (около 70 % случаев заболеваний наркоманиями), а во-вторых, потому, что действие наркотических средств (длительное отравление наркотиками) особенно пагубно влияет на развивающийся организм .

В изучении болезней, связанных с зависимостью от психоактивных веществ, основную роль играют относительно молодые науки - подростковая психиатрия и подростковая наркология. Создателем этих научных направлений в нашей стране, так же как и организатором первого психиатрического отделения для подростков, был профессор А.Е. Личко, работавший в Институте имени В.М. Бехтерева. Основные сведения, изложенные в этом параграфе, почерпнуты из его трудов и работ его учеников.

Бурный рост организма и серьезные гормональные сдвиги (половое созревание) в подростковом возрасте не играют основной роли в формировании болезней, связанных с зависимостью от психоактивных веществ. Однако большое значение имеют некоторые общие психологические черты, свойственные подросткам: стремление к получению удовольствий, легкое возникновение реакций протеста, склонность к групповой деятельности, некоторая неустойчивость настроения. Подчеркнутое стремление подростков к независимости, постоянное желание освободиться из-под опеки взрослых нередко приводят к возникновению серьезных противоречий со взрослыми, вызывают реакции протеста. Присоединение к этим реакциям стремления группироваться со сверстниками создает еще большие проблемы и открывает ворота для «проб» наркотиков в подростковой группе. Этому способствуют также классическая ситуация «сладости запретного плода», да и просто любопытство. Стремление показать себя в максимально выгодном свете перед представительницами (или представителями) противоположного пола тоже может толкать подростков на «геройские» поступки, проявляющиеся в «испытании» себя наркотиками. В группах, складывающихся часто по территориальному признаку (в пределах двора, переулка, улицы), где сильно влияние «вожака», часто возникают противоправные тенденции, которые включают и употребление психоактивных веществ. Нередко возникают и чисто криминальные, и чисто наркоманические группы, в зависимости от того, кто «возглавляет» группу и какой «контингент» в нее входит .

Чувство группы бывает до того сильно у подростков, что при встрече с группой (это наблюдается у подростков с зависимостью от наркотиков) у них появляются ощущения, характерные для опьянения, еще до приема наркотика. А.Е. Личко и В.С. Битенский назвали это явление «контактным кайфом» (на языке наркоманов, а есть и такой, кайф - это приподнятое настроение с оттенком блаженства) .

Серьезную роль играет семья подростка. Основными факторами, которые могут способствовать заболеванию наркоманией, являются алкоголизм отца, его жестокое обращение, недостаток теплоты со стороны матери.

В подростковой среде иногда возникают настоящие «наркоманические эпидемии». При этом не только отдельные школы, дворы, улицы, но и значительные территории оказываются охваченными злоупотреблением подростками какого-либо наркотического вещества. Обычно в таких случаях используются относительно простые способы введения наркотика: курят, нюхают. Довольно часто такие эпидемии возникали в начале перестройки, после введения ограничений на торговлю спиртным, правда, это касалось в большей степени токсикоманических средств.

Кроме перечисленных моментов, отражающих особенности организма подростков и влияния на них семьи и группы, у них, как и у взрослых, имеют значение личностные характеристики, характер, степень отклонений от общепринятых норм. А. Е. Личко детально изучил особенности характера подростков и описал причины формирования у них различных вариантов зависимости от психоактивных веществ .

Посмотрим, каковы же причины злоупотребления наркотиками подростков с различными характерами.

Подростки с неустойчивыми и зависящими от внешних влияний интересами, легко попадающие под чужое влияние, в то же время ленивые, предпочитающие отдых и развлечения любой полезной деятельности, приобщаются к наркотикам как к средству, от которого «можно получить удовольствие». Те, у которых активность «брызжет через край», деятельные, предприимчивые, легко сходящиеся с людьми и ориентирующиеся в новой ситуации, начинают употреблять наркотики из любопытства и для получения удовольствия, делая это часто для того, «чтобы не нарушить компанию». Подростки со склонностью к изменениям настроения (то эйфории, то подавленности) принимают наркотики «для успокоения», «чтобы не переживать». Подростки со склонностью к отчетливым колебаниям настроения, выраженной раздражительностью, периодами «внутреннего напряжения» легче других привыкают к наркотикам, так как считают эти вещества средством, снимающим тревогу и улучшающим настроение. Подросткам, склонным к демонстративному поведению, наркотики помогают, по выражению К. Ясперса, «казаться больше, чем они есть на самом деле» .

М. Цукерман описал особый тип поведения - «поиск ощущений» (ПО) как поведение, связанное с потребностью в различных новых ощущениях и переживаниях, выражающийся в стремлении к физическому и социальному риску ради этих ощущений. Подобное поведение - индивидуальная особенность субъекта, вытекает из необходимости поддерживать оптимальный уровень стимуляции и возбуждения. Автор утверждает, что одним из факторов приобщения подростков к наркотикам является любопытство и желание новых ощущений, кроме того подростки с высоким уровнем ПО стремятся к экспериментированию с различными видами наркотиков с целью повысить уровень возбуждения .

Чем же непосредственно отличаются проявления наркоманий у подростков от проявлений подобных заболеваний у взрослых?

То, как подростки реагируют на наркотическое вещество, отличает их от взрослых. Переносимость вещества колеблется - то повышается, то понижается (у взрослых она непрерывно повышается, т. е. им требуется все большая доза для достижения желаемого эффекта). Формирование зависимости происходит медленнее, чем у взрослых, если только эти подростки не переносили раньше каких-либо заболеваний, поражающих нервную систему, у них не было сильных ушибов головы. Кроме того, подростки проходят этап так называемой групповой зависимости, когда желание употреблять психоактивное вещество возникает только в группе сверстников, также злоупотребляющих этим веществом; У подростков и юношей, перенесших ранее серьезные заболевания, отрицательно повлиявшие на состояние головного мозга (приведшее к легкому умственному недоразвитию, возникновению судорожных припадков), зависимость может сформироваться довольно быстро .

Состояния опьянения, если они не несут в себе признаков глубокого расстройства сознания с заторможенностью, обычно сопровождаются заметным двигательным беспокойством.

Судить о сформировавшейся психической зависимости к наркотическому веществу у подростка И.Ц. Пятницкая предлагает по ослаблению «групповых тенденций» - подросток самостоятельно начинает искать наркотик и принимать его и одиночестве, «в отрыве» от привычной группы сверстников .

Проявления абстиненции (состояния, вызванного отменой наркотиков) у подростков обычно менее выражены, чем у взрослых. Характерной особенностью являются сильные головные боли. Подростки склонны скрывать болезненные проявления, возникающие в состоянии абстиненции, однако в выраженных случаях всегда можно заметить повышенную утомляемость, темные круги под глазами, пониженное настроение, иногда склонность к «раскаянию» .

Один из наиболее ранних признаков длительного (хронического) отравления наркотиками у подростков - остановка в психическом развитии. Чем раньше начинается хроническое отравление, тем остановка в развитии заметнее. В дальнейшем существование такого человека, даже если он на каком-то этапе прекратит злоупотребление наркотиками, будет затруднительно, так как он будет не способен ставить перед собой серьезные задачи (получение профессии, создание собственной семьи и т. д.) и успешно их решать. Затем, если подростки продолжают злоупотреблять наркотиками, у них нарастает раздражительность, внутреннее напряжение, злобность или же вялость и безразличие ко всему. Все это сопровождается ослаблением памяти и снижением интеллекта. Или больные выглядят значительно моложе своего возраста, или в их внешности отмечаются какие-то «старческие» признаки. Они часто бывают истощены, глаза у них поблекшие, кожа дряблая, бледная, с сероватым оттенком .

Социальная позиция таких больных крайне неопределенная. Они часто бросают учебу, не могут работать, - физическая работа их быстро утомляет, для другой работы не хватает подготовки. Такие больные часто попадают в криминальные ситуации. Однако при раннем прекращении злоупотребления наркотиками возможно восстановление в определенной степени интеллектуальных функций и улучшение физического состояния.

При хроническом отравлении наркотиками у подростков нередко развиваются психозы, которые могут возникнуть как в состоянии опьянения, в состоянии абстиненции, так и после исчезновения основных признаков абстиненции. Эти психозы протекают со страхом, слуховыми и зрительными галлюцинациями, больным кажется, что их жизни угрожает опасность, они куда-то убегают, обороняются, окружающее могут восприниматься ими как кошмарный или, наоборот, приятный сон .

У подростков, предрасположенных к психическим нарушениям, наркотики могут провоцировать длительные психотические состояния, требующие соответствующего психиатрического лечения.

С.Б. Белогуров в анамнезе страдающих наркоманией, наряду с другими факторами, отмечает: воспитание в неполной семье; постоянную занятость одного из родителей (длительные командировки, деловую загруженность и т.д.); отсутствие других детей в семье .

По мнению Б. Уильямс, среди наркоманов наблюдается определенное сходство, касающееся их семей, и отмечаются следующие факторы: отец отсутствует или отличается слабым характером; излишне заботливая, уступчивая или, наоборот, властная мать; непоследовательное поведение и отсутствие сдерживающих факторов; враждебность или конфликты между родителями; нереальное стремление родителей по отношению к детям .

Психологические исследования семей, в которых подросток страдает наркоманией, позволяют сделать вывод о том, что существует психологический тип отца наркозависимого, которого можно обозначить по аналогии с выделенной учеными «шизофреногенной матерью» «наркогенным отцом». Сутью его психологического портрета является сочетание таких черт, как повышенные требования к себе и своему окружению (в частности, ребенку, жене), трудоголизм, нежелание считаться с индивидуальными, возрастными особенностями и ситуативными моментами, эмоциональная холодность в сочетании с жесткостью и нередко с жестокостью, склонность к конкурентной борьбе, гиперактивность и общительность, носящая часто поверхностный характер и не сопровождающаяся желанием понять и эмоционально принять собеседника .

Традиционно принято считать, что фактором риска приобщения к одурманивающим веществам является неполная семья, где воспитывает ребенка один из родителей. Однако, как показывают многочисленные социологические исследования, значительная часть подростков-наркоманов сегодня имеют обоих родителей. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а атмосфера, складывающаяся в ней, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.

Чаще всего и раньше всех начинают наркогенную жизнь несовершеннолетние из семей, где воспитывают по типу гипоопеки. Проще говоря, это те дети и подростки, которые предоставлены самим себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен социальным поведением отца или матери (часто безмерно занятых добыванием средств для жизни семьи), а также деструкцией межличностных отношений и взаимодействий (взрослые так погружены в выяснения отношений, что на ребенка просто не остается времени) .

Однако в последнее время гипоопека все чаще оказывается связанной с иными причинами, имеющими социально-экономическую базу.

Взрослые основное время вынуждены проводить на работе, для того чтобы обеспечить собственное чадо хотя бы самым необходимым. Прекрасно понимая, чем может грозить дефицит внимания ребенку, родители все же не в состоянии что-либо изменить. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим может крайне негативно отразиться на бюджете семьи. У большинства взрослых на общение с собственными детьми отводится не более нескольких часов в неделю, не считая, естественно, времени на кормление детей, хотя бы минимальный уход за ними и т. д. И дело здесь не в нерадивости отца или матери, не в отсутствии у них родительской привязанности или в неразвитости чувства ответственности, а в условиях жизни .

Особое место среди семей с гипоопекой занимают так называемые наркоманические семьи, где один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью. Вероятность приобщения к одурманиванию у детей из таких семей возрастает более чем в 2 раза. Сын или дочь с раннего детства имеют возможность наблюдать и даже осваивать на практике наркогенные традиции, знакомиться со способами одурманивания. Вся жизнь семьи оказывается подчиненной наркотикам - она характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, деспотичностью отношений, вплоть до физической агрессии. В равной мере это относится к семьям, где родители - оба или один из них - алкоголики. В специальной литературе описаны случаи приобщения родителями-наркоманами шести- и трехлетнего мальчиков .

Нередко единственным способом избавления от ежедневных скандалов, обид и унижений для ребенка становится уход в одурманивание. Дети наркозависимых, а стало быть, почти всегда очень бедных родителей (наркотики выкачивают все средства), не только очень рано приобщаются к одурманиванию, но и начинают свою наркогенную жизнь чаще всего с наиболее доступной, но весьма опасной формы наркотизации - с использования средств бытовой химии.

Не менее опасен для развития наркогенных привычек несовершеннолетних прямо противоположный тип семьи - с гиперопекой в воспитании. В этом случае ребенка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Ребенок либо превращается в кумира семьи, чьи реальные или мнимые способности - предмет неистощимого восхищения, либо становится объектом постоянных притязаний и требований, которые он просто не в состоянии выполнить .

Привыкнув к постоянному контролю, мальчик или девочка легко подчиняется любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, они совершают даже те поступки, которые в душе считают неправильными, нехорошими, просто потому, что не умеют отказываться. Кроме того, такая психическая надломленность может привести к серьезным нервным срывам и даже к попыткам суицида.

Наркогенная жизнь гиперопекаемых несовершеннолетних обычно начинается несколько позже, чем их гипоопекаемых сверстников. Как правило, происходит это в подростковом возрасте - в 13-16 лет. Причем здесь традиционными являются для начала анаша, марихуана, иногда идет в ход и бытовая химия. Хотя бывает, что начинают и с героина .

В обществе стало устойчивым отношение к наркоманам как к преступникам. Это ведет к тому, что они неизбежно начинают чувствовать себя преступниками. Вот письмо парня, которого выгнали из техникума, как только узнали, что он «колется»: «Это только в газетах пишут, что, мол, общество хочет нам помочь вылечиться. А на самом деле нас ненавидят...» .

Из множества причин, порождающих детскую наркоманию, назовем ещё одну, вызванную научно-техническим прогрессом. С самой неожиданной стороны раскрывается в свете проблем наркомании безобидный, на первый взгляд, компьютер. Уже нельзя игнорировать тот факт, что глобальная информационная сеть Интернет, опутавшая планету, активно используется наркомафией. Об этом говорят исследования, проведенные специалистами Всероссийского научно-исследовательского института МВД России. Несколько месяцев покопавшись в Интернете, они установили, что в сети на разных языках мира располагается огромное количество информации, связанной с темой наркотиков. Многие интернетовские странички откровенно и цинично стремятся открыть дорогу в мир дурмана. Вы узнаете, из каких химикатов и как изготовить наркотик, психотропные вещества и их аналоги, получите урок распространения зелья. Вам объяснят, что нужно делать и как себя вести при задержании полицией .

В российском региональном секторе Интернета информация, связанная с наркотиками, на разных сайтах составляет примерно от 1 до 10% всего глобального потока информации по этой проблеме, которая распространяется в мире по сетям Интернета. Но вот что настораживает: 80 информационных сообщений из ста вполне можно назвать не чем иным, как учебным пособием для молодежи - даются советы по добыванию денег на «дозы», рисуются заманчивые перспективы наркобизнеса, расписываются прелести самых разнообразных наркотиков.

Таким образом, мы выяснили, что проблема наркомании среди подростков – одна из актуальных и серьёзных проблем современности, поэтому профилактика наркомании должна стать одной из важнейших задач в работе общеобразовательных учреждений, и в эту работу должны быть включены все: и семья, и педагоги, и психологическая служба школы.


Заключение

В процессе исследования проблемы наркомании как одной из форм зависимого поведения мы изучили и проанализировали разнообразную психологическую и медицинскую литературу, а также литературу по вопросам профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков. В результате мы пришли к следующим выводам.

Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

Наркомания – это одна их форм зависимого, аддиктивного поведения. Девиантное поведение в виде употребления и злоупотребления веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности, психическую и физическую зависимость от них, является одним из самых распространенных видов отклоняющегося поведения, особенно среди подростков. Кроме этого, наркотизации могут способствовать некоторые личностные черты: инфантилизм, внушаемость и подражаемость, ригидность и другие.

Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний.

На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Среди социально-педагогических причин ранней наркотизации отметим следующие: неблагополучные микросоциальные условия – неустойчивые или неполные семьи, ситуации постоянных конфликтов, при отсутствии тепла и заботы со стороны родителей. Предрасполагает к наркомании также низкий уровень мотивационного, эмоционально-волевого, интеллектуального развития, проявляющийся в ограниченности интересов подростка, бедности его эмоциональных, нравственных чувств, направленности личности только на потребление и развлечения. Негативную роль играет также перенасыщенность всеми доступными видами и формами развлечений при постоянном стремлении к новым и новым острым ощущениям. Отрицательное влияние оказывают отсутствие значительных и ясных целей жизни, низкая социальная ценность притязаний подрастающей личности, пессимистическое отношение к своим жизненным перспективам. Особенно опасно отсутствие четкой негативной нравственной оценки наркомании и токсикомании как крайне вредного явления при потере доверия к ряду значимых социальных ценностей. Среди «факторов риска» можно назвать и потребность установить пределы своих возможностей, тягу к рискованным ситуациям, стремление выйти за границы допустимого и возможного.

Наркомания на сегодняшний день – одна из главных проблем всего мирового сообщества. Жертвами наркомании могут стать практически все, но в большей степени это касается людей молодого возраста: юношей, подростков и даже младших школьников. Пристрастие к наркотикам оборачивается трагедией для самих наркоманов, горем для их родителей и массой серьезных проблем для учителей, воспитателей. Проблемы эти при всей их серьезности и даже трагичности очень деликатны и требуют осторожного, взвешенного подхода. Для этого необходимы знания. Без знаний обычные для взрослых эмоциональные реакции, возникающие при обнаружении признаков наркомании и токсикомании (гнев, стыд, отчаяние, страх, чувство беспомощности), могут стать плохими помощниками в поисках выхода из создавшегося положения.

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование проблемы наркомании, уделив при этом особое внимание системе профилактической работы в общеобразовательном учреждении, а так же определить роль и место психологической службы в профилактике наркомании.


Список литературы

1. Баймухаметов, С. Т. Сны золотые: Исповедь наркоманов./ С.Т.Баймухаметов – М.: Знание, 1998. – 190 с.

2. Бездна: Бич ХХ века: пьянство, наркомания, СПИД / Сост. С.Артюхов; Предисл. Ч.Айтматова. – М.: Мол.гвардия, 1988. – С.102 – 242.

3. Безруких, М.М., Все цвета, кроме чёрного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов/ М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова – М.: Вентана-Графф, 2003. – 64с.

4. Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях./С.Б.Белогуров – СПб.: ООО «Издательство «Пионер», 2000. – 365с.

5. Братусь, Б.С. Аномалии личности/Б.С.Братусь - М.: Издательский центр «Академия», 1988. – 302с.

6. Братусь, Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма/Б.С.Братусь, П.И.Сидоров – М.: Издательский центр «Академия», 1984. – 144с.

7. Брюн, Е.А. Введение в антропологическую наркологию// Вопросы наркологии. – 1993. - №1. – С.72-78.

8. Гурьева, В.А. Психопатология подросткового возраста/ В.А.Гурьева, В.Я.Семке, В.Я.Гиндикин – Томск, 1994. – 310с.

9. Данилин, А.Г., Героин. Советы врачей для подростков и их родителей./А.Г.Данилин, И.В. Данилина – Нижний Новгород, 2001. –183 с.

10. Данилин, А.Г. Как спасти детей от наркотиков/ А.Г.Данилин, И.В.Данилина – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 342с.

11. Ерышев, О.Ф. Жизнь без наркотиков. / О.Ф.Ерышев – СПб.: ООО «Издательство «Пионер»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 160с.

12. Если случилась беда: методические рекомендации для учителей, психологов, социальных работников, родителей / Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 40с.

13. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений/Автор-составитель Ю.В.Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 125с.

14. Классные часы на тему: «Профилактика вредных привычек». 9-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/Автор-составитель Р.А.Кострыкин. – М.: Глобус, 2008. – 111с.

15. Колесов, Д.В. Антинаркотическое воспитание: Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. / Д.В.Колесов – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 224с.

16. Комиссаров, Б.Г. SOS. Наркомания./Б.Г.Комиссаров, А.А.Романенко – Ростов-на-Дону, 2000. – 167.

17. Куленич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы/Г.Г.Куленич – М.: ВАКО, 2009. – 208с.

18. Левин, Б.М. Наркомания и наркоманы: Книга для учителя/ Б.М.Левин, М.Б.Левин – М.: Глобус, 1991. – 254с.

19. Личко, А.Е. Подростковая наркология/А.Е.Личко, В.С.Битенский – Л., 1991. – 304с.

20. Макеева, А.Г. Все цвета, кроме чёрного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: метод. пособие для учителя 10-11 кл./ А.Г.Макеева, под ред. М.М.Безруких. – М.: Просвещение, 2005. – 64с.

21. Менделевич, В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты)/В.Д.Менделевич – М.: МЕДпрессинформ, 2003. – 328с.

22. Менделевич, В.Д. Психиатрия и наркология. Учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений/В.Д.Менделевич, С.Я.Казнцев, Е.Г.Менделевич, Р.Г.Садыкова/ под ред. проф. В.Д.Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368с.

23. Менделевич, В.Д. Психические болезни с курсом наркологии: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.Д.Менделевич, С.Я.Казанцев, Е.Г.Менделевич, В.А.Евплов; Под ред. В.Д.Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.193 – 227.

24. Мифы и реальность // Айболит. – 2002. – № 24. – С.1.

25. Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе/ автор-составитель П.П. Кучегашева, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина; под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2008. – 236с.

26. Надеждин, А.В. Феноменология и психопатология расстройств общего чувства при опийной наркомании/ А.В.Надеждин – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 150с.

27. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под общ. ред. д-ра социологич. наук, проф. А.Н. Гаранского. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352с.

28. Наркомания и незаконный оборот наркотиков. Вопросы теории и практики противодействия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ под ред. С.Я.Лебедева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 319с.

30. Наркомания – это беда, наркомания – путь в никуда! (информационно-методический материал для педагогов, воспитателей и родителей)/ Под ред. И.О. Таенковой. Изд-во: Краевой молодёжный социальный медико-педагогический центр, Хабаровск. – 2007 г. – 52с.

31. Особенности алкогольной и наркотической зависимости у подростков: методические рекомендации для врачей, педагогов и родителей/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 24с.

32. Пивной алкоголизм – беда молодых: методические рекомендации для учителей, психологов, социальных работников, родителей/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 12с.

33. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий./ Сост. и ред. Ю.В. Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 250с.

34. Пятницкая, И.Н. Наркомания/И.Н.Пятницкая – М.: Издательский центр «Академия», 1994. – 265с.

35. Пятницкая, И.Н. Подростковая наркология: Руководство для врачей/ И.Н. Пятницкая, Н.Г. Наденова – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008. – 256с.

36. Соломзес, Д. Наркотики и общество./ Д. Соломзес, В. Чеурсон, Г. Соколовский – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 234с.

37. Фридман, Л.С. Наркология./ Л.С.Фридман, Н.Ф.Флеминг, Д.Г.Роберт, С.Е. Хайман – М.: СПб, 1998. – 289с.

38. Что нужно знать о гашишной наркомании: методические рекомендации для врачей и педагогов/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 28с.


Всех уровнях власти проводить более принципиальную, более эффективную и обдуманную политику, направленную, прежде всего на предупреждение наркопреступлений, на профилактику наркотизации среди несовершеннолетних и молодёжи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ угроз национальной безопасности Российской Федерации показывает, что главные из них в настоящее время и в обозримой перспективе носят преимущественно...

В чем заключаются основные причины роста наркомании среди подростков и детей? В нашей стране сейчас тенденция злоупотребления наркотиками среди подростков приобрела угрожающие размеры. Еще несколько лет назад наркомана 16-летнего возраста можно было редко встретить. Но сегодня 30% наркозависимых лиц, обращающихся за медпомощью, составляют подростки и дети.

Постепенно, прием наркотиков в подростковых компаниях у современной молодежи вошел в обыденность и, даже, в традицию. Нормальные дети воспринимаются такими компаниями как «белые» вороны. Подростковая наркомания приобрела масштаб эпидемии в России. По данным МВД России – молодежь и подростки составляют 70% из всех употребляющих наркотики. Мальчики употребляют наркотические вещества в 2 – 2,5 раза чаще, чем девочки.

Современная молодежная субкультура наркотическое опьянение начало рассматривать как разумеющийся атрибут времяпрепровождения. Некоторые подростки и юноши читают научные труды и художественные книги, в которых описывается опыт переживаний под влиянием дурманящих и психоактивных веществ. В этом уязвимом подростковом возрасте, любая информация о мистических духовных переживаниях и опытах с помощью ЛСД, пейота, псилобицина, мескалина старшеклассниками и подростками воспринимается как прямое руководство к действию. Но прием наркотических средств, ни в каких формах, не оправдан. Наркомании подвержены и старшекурсники из ВУЗов, несмотря на свою полную осведомленность о вреде наркотиков и опасности проведения наркотических опытов.

Статистикой наркомании среди подростков выделяется первая вспышка в мире проблемы наркотизации в 20-х годах XX века. В России тогда массово потреблялся кокаин беспризорниками. В конце XX века в наркотизацию вовлекались дети и из благополучных семей. А сегодня наркотические вещества очень доступны, распространяются даже и через интернет. В последнее время, хорошо, что нельзя стало в аптеках без рецепта купить сильнодействующие медицинские препараты.

Причины наркомании у подростков

Наркомания среди подростков распространена, потому что сам подросток еще не является сформированной личностью, эмоционально неустойчив, очень любопытен. Любому подростку хочется взрослости, самостоятельности, авторитета в глазах ровесников. И это создает уязвимость в подрастающем человеке.

Начало приема наркотиков у подростков, как правило, происходит в компании друзей, в клубе, на дискотеке. Любопытство и нежелание отставать от группы толкает ребенка на роковой шаг. Систематичность наркотического отравления переводит глупое любопытство и равнение на заядлых наркоманов в бездну наркотической зависимости и, как следствие – оступившийся подросток знакомится с явлением наркотической ломки, хрупкая эйфория и примитивный «кайф» проходит и происходит столкновение с суровой реальностью лоб в лоб.

В большинстве эпизодов наркомания в подростковом возрасте берет корни из личных проблем подростка, отсутствия стоящих жизненных целей и удовлетворения жизнью. Так происходит подмена стремления к наслаждению жизнью естественным путем на искусственное вызывание приятных переживаний, которые сменяются шквальными проявлениями побочных вредных эффектов.

Причина наркомании у подростков и у детей кроется в искусственном получении удовольствия. Испытав «кайф», подросток стремится к повторению приятных впечатлений. Не успев оглянуться, ребенок получает зависимость от наркотиков. И теперь уже прием наркотиков осуществляется не только для получения удовольствия, но и во избежание и подавления ломоты в суставах, мышцах – симптомов ломки. Дружба с имеющими наркотический опыт дает доступность наркотических веществ, заменяет друзей детства, семью, школу.

Причиной подростковой наркомании часто является попытка самоутверждения подростка среди нормальной компании сверстников. Стремление быть ее лидером или хотя бы признанным авторитетным лицом диктует подростку демонстрировать свои вредные привычки – курение, пьянство, прием наркотиков как символ взрослости.

Признаки наркомании у подростков

Предпосылки назревающей проблемы наркомании среди подростков кроются в раннем употреблении табака – даже с шестилетнего возраста. Если факт потребления никотина есть, значит, следует быть начеку, взрослея ребенка, будет неизбежно тянуть на прием более сильнодействующих средств.

Некоторые виды наркотиков вызывают наркотическую зависимость после однократного приема. Это на табак! Первые признаки употребления наркотических веществ у подростка появляются через неделю от начала их приема. Успеваемость в школе сразу сходит на нет, прогуливаются уроки, пропадают деньги и прочие ценные вещи. Подростка основное время нет дома, новые знакомые его совсем не внушают доверия ни родителям, ни соседям. Поведения юного наркомана изменяется: настроение крайне неустойчиво, вспышки раздражения сменяются веселостью, нарушается режим сна и бодрствования. Он уединяется. Из привычек питания – когда совсем не есть, а когда набрасывается на еду.

Физические признаки наркотического пристрастия у подростка:

  1. Узкие или широкие зрачки, вне зависимости от освещения.
  2. Речь медленная, невнятная.
  3. Расстройство координации движений.
  4. Выраженная бледность кожи.
  5. Подавленное настроение и сниженная память.

Эти изменения в поведении и состоянии у подростка настораживают! Остерегайтесь последствий подростковой наркомании!

Если что-то вы заметили у подростка, не спешите, не истерите, хорошо все продумайте и поговорите с ним серьезно. Серьезно поговорить – это не значит грубо и унижая ребенка. Серьезный разговор – это строго по теме, без увиливаний и отклонений. Узнайте, пробовал ли ребенок наркотики, какие, почему. Чего он хотел этим добиться? Расскажите о последствиях и вреде употребления наркотических веществ. Обратитесь к наркологу за советом и рекомендациями. Есть хорошие врачи, клиники, реабилитационные центры.

Профилактика наркомании среди подростков

Наркомания, алкоголизм и курение табака сегодня распространилось на более молодые возраста независимо от пола. Девушки и девочки стремятся также к самоутверждению и взрослости фальшивыми и вредными способами. Дети из благополучных семей также имеют риск к наркотизации.

Нужна целостная стратегия для того, чтобы подросток не подменял реальность искусственным наркотическим восприятием. Профилактика не только вредных, но и опасных привычек – наркомании у подростков начинается с личного родительского примера. Нежелательная модель поведения у ребенка формируется, когда родители пьют, курят. Он ее вольно или невольно будет копировать.

Большинством людей алкоголь и наркотики воспринимаются, как способ отключиться от внешних и внутренних стрессовых агентов. Но нужно заложить в восприятие подростка полезные методы расслабления и восстановления психических ресурсов и организма. Нужно доказать, что жизнь полна здорового энтузиазма, интереса, увлечений и жизненных перспектив. Наркотики – это опаснейшая иллюзия, способная бесследно проглотить миллионы человеческих жизней.

Огромную роль в профилактике подростковой наркомании играет влияние учителей, педагогов, СМИ. Обыкновенные лекции, конечно, не могут достаточно впечатлить современную молодежь. Но более эффективным воздействием обладает просмотр документального фильма, где наглядно представлены все ужасы из жизни наркоманов. Молодые люди должны прийти к пониманию того, что наркомания среди подростков – болезнь, несостоятельность, вымирание всего человечества. Наркоманию не допустить значительно легче, нежели от нее избавиться.

Уберечь ребенка от наркотиков возможно на отношениях, выстроенных на обоюдном доверии, открытости и совершенной искренности. Покажите ему перспективность жизни, в которой нет места наркотикам.

Узнать, что ваш ребенок наркоман – это ли не одна из самых больших трагедий для родителей. Возможно, именно поэтому многие из них стараются всячески обманываться и убеждать себя, что в их семье такое невозможно, что это всё совпадения и так далее. Итогом такого аутотренинга обычно является наркотическая зависимость в поздних стадиях, лечить которую невероятно трудно.

Поэтому обсудим основные признаки наркомании у подростков в зависимости от употребляемых наркотических веществ. Сразу оговоримся, что наиболее надежным способом выявить факт употребления наркотиков – это провести экспресс анализ мочи. Подобные тест продаются в аптеках, они максимально просты в эксплуатации и позволяют определить употребление алкалоидов, опиантов и амфетаминов, а также будут мотивировать подростка не начинать употреблять наркотики, поскольку он будет понимать наличие родительского контроля. Но если по каким-то причинам вы не хотите или не можете проводить тест, то полагаться стоит на другие признаки. Ведь если присмотреться, то всегда можно заметить изменения в поведении и внешнем виде вашего ребенка.

Также сайт "Защитница Багира" вам рекомендует прочесть об еще одной подростковой сложности в статье "Проблема детского алкоголизма ". И ознакомиться со списком существующих наркотических веществ, методах их обнаружения у подростка и соответсвующим им симптомам в обзоре "Основные признаки наркомании по используемым наркотикам".

Выявление признаков наркомании у подростков

Общие признаки наркомании

К явным признакам относятся:

  • Следы инъекций или порезов на венах. Обычно на руках и ногах, но иногда наркоманы колют себе в горло или паховые области.
  • Найденные шприцы, ложки, иглы и полые трубочки.
  • Найденные фольга, самокрутки или папиросы (возможно, пустые «патроны»), причем они могу лежать в любых коробочках, в том числе и в пачке из-под обычных сигарет.
  • Найденные плотно спрессованные комочки коричневого цвета, а также ломкие куски коричневой марли или коричневые лепешки.
  • Найденная подозрительного вида трава, порошок или остатки грибов, либо же какие-то таблетки (возможно разноцветных с выдавленными изображениями), капсулы, ампулы, пузырьки из-под химических веществ или лекарственных препаратов, аэрозолей.

По косвенным признакам состояния далеко не так просто выявить употребление наркотиков подростком, поскольку наркоманы научились их более-менее скрывать. Приведем основные признаки:

  • Блестящие глаза, расширенные или суженные зрачки почти не реагирующие на свет. Учтите, что некоторые наркоманы научились скрывать этот признак, используя специальные глазные капли.
  • Поведение подростка в некоторые моменты может напоминать состояние алкогольного опьянения, хотя запаха алкоголя не будет или же он будет очень слабый.
  • У подростка наблюдается неадекватное поведение: странная двигательная активность (возбуждение или апатия), нарушение координации при ходьбе или сидении (покачивание корпуса, которое усиливается при закрытых глазах), резкая смена настроения не соответствующая обстановке (смех, агрессия или болтливость).
  • Речь нарушена или сбит её темп.
  • Обильное слюноотделение или сухость с осиплостью голоса.
  • Возможен беспричинный кашель.

Поведенческие признаки наркомании у подростков:

  • Из дома пропадают ценные вещи и деньги. Возможны вымогательство или кражи денег на улице или в школе.
  • Подросток потерял интерес к прежним увлечениям, успеваемость в школе резко упала.
  • Подросток гуляет с подозрительной компанией неблагополучных детей.
  • Подросток лжив и изворотлив в общении, прячет глаза и запинается.
  • Поведение скрытное и при этом часты длительные отлучки из дома.
  • Частые телефонные разговоры в «секретном» режиме.
  • Засыпает подросток поздно, а встает утром с большим усилием.
  • Внешний вид становится неопрятным, хотя это и необязательно.

Признаки наркомании – факт подтвержден. Что же теперь делать?

Во-первых, не паниковать и не закатывать истерики, этим вы вряд ли поможете. Наркоманию возможно излечить это не приговор. Во-вторых, незамедлительно обращаться к наркологу. Только своевременная помощь врача сможет сохранить здоровье ребенка и вернуть его к нормальной жизни.

Если же вы только подозреваете подростка в употреблении наркотиков, то понаблюдайте за ним и его окружением некоторое время, затем проведите спокойный и откровенный разговор, выясните его жизненную позицию по отношению к наркотикам, убедите подростка в необходимости пройти анонимное обследование. Приводите разумные аргументы против наркотиков, их кратковременного эффекта и испорченной за счет этого жизни.

Наркотики приводят:

  • К импотенции.
  • Умственной деградации.
  • Заражению серьезными заболеваниями, в том числе и СПИДом.
  • Разрушению внутренних органов и нервной системы.
  • Потере друзей, невозможности построить карьеру и достичь успеха.
  • К полной социальной изоляции и постоянным проблемам с правоохранительными органами.
  • Серьезной зависимостью и связанной с этим «ломкой».

Большинство наркотических веществ вызывают стойкую зависимость, победить которую самостоятельно не может и взрослый человек, а уж тем более подросток. При этом сильнодействующие наркотики способны вызвать зависимость буквально с одной-трех доз. Как ни странно, но часто родители даже в благополучных семьях пропускают момент, когда их сын или дочь начинают употреблять наркотики, а ведь эффективной лечения от наркотической зависимости напрямую зависит от оперативности его начала.

– это огромная сложность, с которой необходимо бороться на всех уровнях, начиная от борьбы с незаконным оборотом наркотиков и заканчивая профилактической работой в школах и семьях. Но, к сожалению, на практике профилактика и борьба с наркоторговцами малоэффективна и многие ребята попадают под смертельную зависимость. Рассмотрим в статье моменты, связанные с мотивацией к употреблению наркотиков, с последствиями и методиками профилактики и лечения этой страшной проблемы.

Проблема подростковой наркомании – что мотивирует употреблять наркотики

Термины и общие моменты проблем подростковой наркомании

Для начала стоит сказать, что под термином «наркотик» часто подразумевают широкий спектр запрещенных психотропных и наркотических веществ, которые воздействуют на психику человека и искусственно вызывают временное чувство эйфории. Часто можно встретить термины «тяжелый» и «легкий» наркотик, последние считаются менее вредными и не вызывающими сильной зависимости, например, марихуана, которая даже разрешена в некоторых странах. Однако, большинство специалистов склоняются к мнению, что подобные вольности недопустимы, особенно с учетом недостаточного анализа негативных долговременных последствий приема легких наркотиков.

В медицине наркотические вещества применяются по своему прямому назначению, то есть для устранения болевого синдрома у тяжелобольных людей (обычно онкобольных), ведь наркотик, прежде всего, является прекрасным обезболивающим средством. Также наркотические вещества возможно применять для лечения некоторых заболеваний, но на сегодняшний момент их применение стремятся ограничить, вследствие побочных эффектов, привыкания и незаконного применения. За медицинскими наркотиками установлен строгий государственный контроль. Стоит заметить, что они прекрасно очищены и потому наркоманы еще советского периода, употреблявшие медицинские наркотики (обычно морфин) жили относительно долго, в отличие от современных наркоманов, принимающих «гремучие» наркотические смеси.

Проблема детской наркомании – мотивация подростков

К факторам, которые способствуют началу пагубного пристрастия к наркотикам, относят:

  • Коллективный фактор. Многие подростки становятся наркоманами «за компанию». Попадая в группу трудных подростков, они начинают принимать наркотики, чтобы не выделяться и якобы не показаться трусами и слабаками.
  • Преднамеренное приобщение в наркотикам. Этим способом часто пользуются наркоторговцы, тем самым обеспечивая себе рынок сбыта, обычно первые несколько доз дают попробовать бесплатно, при этом подзадоривая подростков вечным «тебе что слабо?».
  • Попытки самоутвердиться, стать «крутым», очень часто сопровождается подражанием какому-то кумиру, например, рок певцу, который употребляет наркотики.
  • Попытки уйти от невыносимой реальности, непонимание со стороны родителей, учителей и ровесников могут толкнуть ребенка к уходу в «мир грез».
  • Или, наоборот, навязчивый поиск «радостей жизни», который проявляется у некоторых подростков не желающих утруждать себя размышлениями о завтрашнем дне, а стремящихся получить удовольствие сегодня и любой ценой.

К подобным факторам обычно приводят серьезные пробелы в воспитании, сложные семьи, где родители сами наркоманы или алкоголики, а также разного рода психологические предрасположенности.

К профилактике детской наркомании стоит относиться серьезно и родителям и учителям. Следует максимально обеспечивать здоровое времяпровождение детей (разного рода секции и увлечения), ограждать их от плохих компаний и мотивировать достигать успехов в учебе и спорте. При этом необходимо обращать внимание на то, что подростки с одной стороны часто подвержены протестным настроениям и делают запрещенные вещи из желания показать свою зрелость (иногда просто вместе с друзьями), а с другой стороны они часто подражают своим кумирам. Следовательно, необходимо максимально продвигать идеи здорового образа жизни и приводить в качестве примеров людей, которых ваш сын или дочь уважают и любят. Возможно, это какой-то спортсмен, певец, киноактер или просто успешный родственник с активной жизненной позицией.

Проблема подростковой наркомании – как определить и что потом делать

Симптомы подростковой наркомании

Часто родители просто не хотят замечать изменения в поведении своего ребенка, списывая это на «трудный возраст». А ведь часто именно употребление наркотиков кардинальным образом меняет подростка. Симптомы могут сильно отличаться от типа употребляемых веществ и от психических типов характера, но родителям в общем случае стоит обратить внимание на следующие факторы, прямо или косвенно указывающие на проблему:

  • Вы видите у ребенка явные следы от инъекций.
  • Вы находите у подростка шприцы, иглы, пакетики или коробочки с травой (возможно, чем-то похожей на укроп), либо же какие-то подозрительные порошки.
  • В доме стали пропадать ценные вещи и деньги.
  • У ребенка блестят глаза, а зрачки неестественно сужены или расширенны, при этом реакция на свет практически отсутствует.
  • Поведение напоминает алкогольное опьянение, но запах алкоголя слаб или вовсе отсутствует. Речь невнятна, замедленна или ускорена, нарушена координация при ходьбе и сидении, почерк становится нечитабельным.
  • Резкое и неадекватное изменение настроения: смешливость или агрессия, неудержимое желание разговаривать.
  • Двигательная активность так же неадекватна: повышенная жестикуляция и перемещение по комнате или наоборот апатия и неподвижность.
  • Сухости во рту и явная осиплость голоса или, наоборот, повышенное слюноотделение.
  • Кожа бледная или покрасневшая.

Как вы видите часто симптомы диаметрально противоположные, поскольку это зависит от типа наркотиков, но всегда у подростка наблюдается неадекватное поведение и странные внешние проявления, обращайте на это внимание. А чтобы быть уверенными наверняка заставьте свое чадо пройти тест на наркотики. Полоски для мульти-теста на наличие в крови наркотических веществ продаются в обычных аптеках. При этом постарайтесь соблюсти следующие общие условия:

  • Образцы собранной для анализа мочи и тестовые полоски должны быть одинаковой комнатной температуры.
  • Образцы мочи надо собирать в чистую стеклянную или пластиковую емкость. Так же можно приобрести в аптеке специальный контейнер.
  • Наркоманы крайне изобретательны, поэтому чтобы избежать фальсификаций анализа следует лично убедиться в том, что подросток дает вам свою свежую мочу. Иначе он может подсунуть чужой образец или сильно разбавить свой с помощью воды.

Лечение подростковой наркомании

В случае обнаружения факта приема наркотиков не следует сразу впадать в истерику или закатывать скандал. Этим самым вы ничего не добьетесь, а лишь усугубите ситуацию. Ведь подросток непонятый и загнанный в угол позорным ярлыком «наркоман» становится изгоем и ищет приюта среди тех, кто его понимает, то есть среди подобных себе наркоманов. В случае сильно активных воспитательных действий со стороны родителей ребенок даже может убежать из дома, но это никак не поможет ему излечиться. Родителям стоит для начала подумать о том, что они своим «успешным» воспитанием УЖЕ довели ребенка до наркотиков, а теперь стоит предоставить дело специалистам – врачам-наркологам.

Поэтому в случае обнаружения тем или иным способом факта приема наркотиков надо как можно быстрее обращаться к врачам, и чем раньше вы это сделаете, тем эффективней будет лечение.



gastroguru © 2017