Как выбрать тему для выступления в ораторском клубе. Правила, позволяющие сделать публичное выступление доступным для слушателей

История мира повстречала уже десятки специалистов ораторского искусства, речи которых мы помним до сих пор. Самыми недавними гениями этого искусства были Гитлер, Хрущев и другие политики, проводившие агитационное выступление. Чаще именно политики дают пример как правильно обыкновенную речь превратить в нечто большее, элемент истории. Следует знать, что написание текстов для выступлений приносит деньги, ведь тема выступления бывает любой, в том числе и о заработке.

Но это не всегда так. Например, последнюю «сильную» речь произнес Стив Джобс в 2005 году, и это была не презентация нового продукта. С помощью ораторского искусства он призвал учащихся Стэндфордского университета стремиться к мечтам и о пользе искать в жизненных провалах возможности. Используя приемы речи, Джобс затронул жизненные темы, расположив к себе публику, и речь вошла в историю.

Для некоторых это хобби, а кто-то изучает красноречие, чтобы презентация получила высшие оценки и принесла пользу.

Отрывок из главной части речи Стива Джобса

«Иногда жизнь бьёт вас по башке кирпичом. Не теряйте веры. Я убеждён, что единственной вещью, которая помогла мне продолжать дело, было то, что я любил его. Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений. Ваша работа заполнит большую часть жизни и единственный способ быть полностью довольным – делать то, что, по-вашему, является великим делом. И единственный способ делать великие дела – любить то, что вы делаете. Если вы ещё не нашли своего дела, ищите. Не останавливайтесь. Как это бывает со всеми сердечными делами, вы узнаете, когда найдёте. И, как любые хорошие отношения, они становятся лучше и лучше с годами. Поэтому ищите, пока не найдёте. Не останавливайтесь».

«Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его на жизнь чьей-то чужой жизнью. Не попадайте в ловушку догмы, которая говорит жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И самое главное: имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле. Всё остальное вторично». «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными».

Если разбирать любую речь Стива Джобса можно заметить, что она напоминает разговор – она очень понятная, естественная и непринужденная. Постоянные паузы, которые являются неотъемлемой частью речи, придают эмоциональности тексту.

Несмотря на то что эта речь считается одной из лучших произнесенных в современности, некоторые специалисты считают, что Джобсу не хватает правильной жестикуляции и телодвижений и выступление не предел ораторского искусства. Но не стоит забывать, что для этого человека это не являлось видом деятельности, скорее это было хобби и обязанности, как владельца компании. Кстати, презентация новой техники, всегда, выглядела очень захватывающе.

Где можно встретить это искусство?

Да практически везде, в повседневной жизни нас постоянно окружают такие моменты. Спорт, дружба или другая часть вашей жизни наполнена ими. Может, вы не всегда помните это, но если для вас спорт является составляющей вашей жизни, тогда где вы ищите мотивацию? Правильно, в словах спортсменов, когда они рассказывают на публике о своих результатах. Спорт, как и бизнес или война требует мотивации.

Из чего состоит ораторское искусство

Если тема красноречия для вас является хобби, тогда можно сильно не углубляться в тонкости, но основные составляющие хорошего выступления вам следует знать.

  • Подготовка. Залог успешного выступления напрямую зависит от вашей подготовки к нему. Одежда, в которой будет проходить выступление, требует тщательного подбора.

Для девушки важно не наносить много косметики и иметь скромный внешний вид. Это расположит зрителей, и не будет отвлекать внимание.

Для мужчин важно выглядеть опрятным и выглаженным. Показывать видом успех и уверенность, иначе слушатель может просто не придавать словам должного значения.

Нужно уделить внимание элементами в зависимости от вашей аудитории. Ведь для бизнесменов важным элементом будут деньги и дороговизна стиля. Для школьников или студентов подойдет более простой и непринужденный вид.

  • Вступление. Начинать можно с истории из жизни или необычной фразы, которая должна зацепить слушателя. Этот прием называется «крючок». В речи Стива Джобса, о которой мы говорили выше, был задействован «крючок» в виде шутки.

Всегда используйте паузы между основными частями речи. Это помогает переварить сказанное и в то же время можно видеть реакцию людей.

В основе ораторского искусства лежит умение рисовать образы, но только правильные образы. Это должно быть, что конкретно можно представить, а если это касается чисел, тогда надо использовать слайды или переводить в то, что можно визуально измерить.

  • Основная часть. Конечно, для главной части нет каких-то конкретных правил, но пару советов можно дать. Разбейте речь на блоки логическим путем, чтобы было ясно, где вы переходите в другую часть выступления.

Не делайте из речи монолог, иначе слушатели просто заскучают, и будут чувствовать себя гостями. Задавайте риторические или прямые вопросы, втяните кого-то из зрителей в разговор, можете позвать на сцену. Просите выполнить какое-нибудь задание. Говорите энергично.

  • Заключение. Выступление можно закончить красивой фразой или сделать шаг назад. Не надо растягивать заключение и рассказывать что-то еще.

Можно подчеркнуть главное из речи и в конце начать понижать тон. Тогда все поймут, что выступление закончено. Искусство кратко и четко закончить выступление требует обязательной практики.

  • Личные примеры и истории. Сейчас трудно удивить какими-то фактами или вставить в текст главной части что-то совсем новое для целевой аудитории.

Поэтому личные истории стоят в одном ряду с паузами и образами в основах искусства успешного выступления. Допустим, если вы бизнесмен, то хорошо было бы рассказать, как вы заработали первые деньги. Рассказывая историю из жизни, вы приближаете к себе зрителя, даете возможность представить себя на вашем месте. И если правильно написать речь, тогда можно интегрировать ключевые моменты в рассказ и донести до зрителя нужную информацию.

Жанр речи

Ораторское искусство делится на виды и человек может углубиться в любой жанр. Вот основные направления этого искусства:

  • научный жанр;
  • политический;
  • судебная речь;
  • церковный жанр;
  • другие виды красноречия.

Деньги, как цель ораторского искусства

В настоящее время тренинги и семинары, где обсуждается тема, как заработать деньги захлестнула интернет. Собственно и интернет этому способствовал. Он открыл возможности заработка, а значит и обучению. Ведь раньше главным источником самостоятельного обучения была книга.

Пример выступлений миллионеров в университетах или онлайн-семинары в интернет-пространстве – это все относится к тематике бизнеса, где основная задача заработать деньги. Целью этих выступления является мотивация слушателя, заряд эмоциями и желанием что-то делать. Движет всем этим стремление иметь много денег и быть независимым. Хорошим способом преобразовать знание ораторского искусства в деньги, это открыть школу по практике и изучению красноречия.

Судебная речь

Судебная речь как жанр, пришла к нам еще из древней Греции. В связи с ростом населения политики изучали ораторское искусство, и судебная речь в то время имела большое значение. Судьбу политику могло решить умение говорить на публике. В Греции проходило обучение этому мастерству и за это платили большие деньги.

Так как в судах в то время каждый должен был защищать себя сам, граждане, которые имели деньги, платили за текст логографам, и судебная речь позволяла избежать наказания.

Судебная речь, как и любая другая состояла из вступления, основной части и заключения. Человек, таким образом, пытался разжалобить судей и заставить поверить, что его судебная речь не вымышленная.

Судебная практика в древности была достоянием народа, и на суд собиралось много людей, поэтому без должной подготовки выступить было проблематично.

Судебная речь, как жанр имеет место быть и развиваться в современности и может приносить деньги профессионалам. Все прокуроры и адвокаты подготавливают текст речи заранее, именно это отличает хорошего юриста. Чтобы судебная речь произвела впечатление на судью и присяжных используются приемы в риторике.

Пример выступления Линкольна

В 1863 году, через несколько месяцев после кровавой битвы Линкольн произнес знаменитую Геттисберскую речь. Про ораторское искусство и отношение к профессиональной риторике тут можно не говорить, для приемов в ней просто не хватило бы места. Но текст, написанный Линкольном, заставлял лить слезы и цеплял за душу

Публичная речь длилась всего около двух минут, но эти две минуты история не забудет. В итоге эту речь высекли на памятнике в мемориале Линкольна.

«Минуло восемьдесят семь лет, как отцы наши основали на этом континенте новую нацию, своим рождением обязанную свободе и посвятившую себя доказательству того, что все люди рождены равными».

«Сейчас мы проходим великое испытание гражданской войной, которая решит, способна ли устоять эта нация или любая нация, подобная ей по рождению или по призванию. Мы сошлись на поле, где гремела великая битва этой войны. Мы пришли, чтобы освятить часть этой земли – последнее пристанище тех, кто отдал свою жизнь ради жизни этой нации. И это само по себе вполне уместно и достойно».

«Но все же не в нашей власти освятить это поле, сделать священной, одухотворить эту землю. Деяниями храбрецов, павших и живых, которые сражались здесь, земля эта уже священна, и не в наших скромных силах что-либо прибавить или убавить. То, что мы говорим здесь, будет лишь вскользь замечено и вскоре забыто, но то, что они здесь сделали, не будет забыто никогда. Давайте же мы, живые, посвятим себя тому неоконченному делу, которые вершили здесь эти воины. Давайте посвятим себя здесь великой работе, которая нам предстоит, и преисполнимся еще большей решимости отдать себя той цели, которой павшие здесь отдали себя всецело и до конца. Давайте торжественно поклянемся, что смерть их не окажется напрасной, что эта Богом хранимая нация обретет возрожденную свободу и что власть народа, волей народа и для народа не исчезнет с лица земли».

Историки говорят, что текст для выступления Линкольн решил писать сам, взяв за основу принцип равенства из Декларации независимости и опиравшись на великих деятелей прошлого. По словам очевидцев, выступление было такое сильное, что заставило народ поверить, что все жертвы были не напрасны, и они воюют не против других штатов, а воюют за свободу народа и будущее родного государства. Всего лишь один текст позволил объединиться людям, как семья, чтобы противостоять врагу.

Пример текста Чаплина

Тест речи Чарли Чаплина называется в переводе на русский «Как я полюбил себя» и стал нашей историей и главной речью человека. Сказал он ее на свое семидесятилетие.

Правда ходят слухи, что на самом деле пример текста могли написать фанаты из Бразилии. Четких доказательств, что это дело рук Чарли Чаплина нет, как и точного доказательства подлога.

Несмотря на это, речь на тему любви к себе получилась великолепной и заслуживает внимания это пример, который можно использовать для своих целей.

«Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания – это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной истины. Сегодня я знаю, что это называется «БЫТЬ САМИМ СОБОЙ».

Когда я полюбил себя, я понял, как сильно можно обидеть кого-то, если навязывать ему исполнение моих же собственных желаний, когда время еще не подошло, и человек еще не готов, и этот человек – я сам. Сегодня я называю это – «САМОУВАЖЕНИЕМ».

Когда я полюбил себя, я перестал желать другой жизни, и вдруг увидел, что жизнь, которая меня окружает сейчас, предоставляет мне все возможности для роста. Сегодня я называю это «ЗРЕЛОСТЬ».

Когда я полюбил себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в правильном месте в правильное время, и все происходит исключительно в правильный момент. Я могу быть спокоен всегда. Теперь я называю это «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ».

Когда я полюбил себя, я перестал красть свое собственное время и мечтать о больших будущих проектах. Сегодня я делаю только то, что доставляет мне радость и делает меня счастливым, что я люблю и что заставляет мое сердце улыбаться. Я делаю это так, как хочу и в своем собственном ритме. Сегодня я называю это «ПРОСТОТА».

Когда я полюбил себя, я освободился от всего, что приносит вред моему здоровью – пищи, людей, вещей, ситуаций. Всего, что вело меня вниз и уводило с моего собственного пути. Сегодня я называю это «ЛЮБОВЬЮ К САМОМУ СЕБЕ».

Когда я полюбил себя, я перестал всегда быть правым. И именно тогда я стал все меньше и меньше ошибаться. Сегодня я понял, что это «СКРОМНОСТЬ».

Когда я полюбил себя я прекратил жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу только настоящим моментом и зову это «УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ».

Когда я полюбил себя, я осознал, что ум мой может мне мешать, что от него можно даже заболеть. Но когда я смог связать его с моим сердцем, он сразу стал моим ценным союзником. Сегодня я зову эту связь «МУДРОСТЬ СЕРДЦА».

Нам больше не нужно бояться споров, конфронтаций, проблем с самими собой и с другими людьми. Даже звезды сталкиваются, и из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю, что это – «ЖИЗНЬ».

Публичная речь Черчилля (часть)

Черчилль мастер на составление текста для речей. Выступление на военную тему в 1940 году не оставило равнодушным никого и дает пример для подражания.

«Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжёлого труда, слёз и пота. Нам предстоит суровое испытание. Перед нами много долгих месяцев борьбы и страданий. Вы спросите, какова наша политика? Я отвечу: вести войну на море, суше и в воздухе, со всей нашей мощью и со всей той силой, которую Бог может даровать нам; вести войну против чудовищной тирании, равной которой никогда не было в мрачном и скорбном перечне человеческих преступлений.

Такова наша политика. Вы спрашиваете, какова наша цель? Я могу ответить одним словом: победа – победа любой ценой, победа, несмотря на все ужасы; победа, независимо от того, насколько долог и тернист может оказаться к ней путь; без победы мы не выживем. Необходимо понять: не сможет выжить Британская империя – погибнет всё то, ради чего она существовала, погибнет всё то, что веками отстаивало человечество, к чему оно веками стремилось, и к чему будет стремиться. Однако я принимаю свои обязанности с энергией и надеждой. Я уверен, что люди не дадут погибнуть нашему делу.

Сейчас я чувствую себя вправе потребовать помощи от каждого, и я говорю: «Пойдёмте же вперёд вместе, объединив наши силы».

Написать этот текст позволили Черчиллю приемы искусства красноречия. Историческим этот текст сделали прямота и честность высказываний.

Через месяц после выступления союзника Англии победили и захватили немцы, на эту тему он написал еще один текст и выступил с ним. Части его речи следует найти и ознакомиться, это хороший пример, если вы хотите написать речь или ваша цель сделать классную презентацию.

Спорт, дружба, семья, хобби - это темы, на которые можно писать профессиональные тексты и применять ораторское искусство. Примеры или части ораторских текстов можно найти в интернете или увидеть по телевидению. Это следует сделать обязательно, если вы хотите написать хороший для чтения и выступления текст. Книга об ораторском искусстве также поспособствует обучению, чтение специальной литературы сделало мое умение правильно вести диалог, благодаря чему дружба с людьми стала более крепкой, а недавнее хобби стало приносить дивиденды.

Не всегда тема выступления дается нам кем-то заранее. Часто

приходится ораторствовать на свободную тему, и тут возни-

кает вопрос: а какую же тему для публичного выступления выбрать?

О чем поведать аудитории? При выборе темы очень важно баланси-

ровать между интересом предмета обсуждения для вас и для ауди-

Во-первых, безусловно, тема должна быть интересна и значима

для вас. Знаете, почему обычно первое выступление бывает самым

удачным и эмоциональным? Потому что оратор заряжает аудиторию

своим восторгом, азартом и интересом к теме, в которой он толь-

ко недавно разобрался. Потому что оратор передает свой восторг

от новизны материала, который он только что изучил.

Искренний интерес к теме нельзя имитировать, изобразить

или подделать. Любая аудитория без труда почувствует, насколько

вам близко и интересно то, о чем вы сами повествуете. Поэтому ин-

терес к теме выступления - ключевой фактор успеха.

тельно интересны. При этом я понимаю, что тренинги по менеджмен-

ту или построению дистрибуции могут быть более востребованными,

но не возьмусь за них. Не потому, что мне лень или не нужны деньги.

Я должен гореть темой тренинга, это должно быть мое на 100%, это

должно быть мне близко. В противном случае эффекта не будет, вы-

ступление ярким и запоминающимся не получится и, как следствие,

результата от обучения не будет.

Как-то от одного из специалистов и тренеров по публичным высту-

плениям я услышал, что слушатели - это сосуд, который надо запол-

нить. Если уж и пользоваться метафоричными описаниями, то, на мой

взгляд, публика - это не сосуд, а скорее факел, который нужно за-

жечь. И вовлеченность в тему, искренний интерес к ней, обширные знания по теме и являются тем самым огнем, которым можно раз-

жечь чувства аудитории. Не заполняйте, лучше разжигайте».

«Что делать, если тема заранее установлена, но она явного ин-

тереса не вызывает?». Друзья, ответ на-

прашивается сам собой. Единственный способ - заинтересовать

себя, найти что-то новое и необычное в теме выступления. Вам дали

тему «Контроль производства дюкер-гвоздей и распорочных дю-

белей в условиях плохой видимости на предприятии»? Хм, сочув-

ствую. Постарайтесь подойти к этому вопросу чуть шире, чем обычно.

Посмотрите историю этого вопроса, изучите инновационные техно-

логии в данной сфере, найдите забавные истории, приключившие-

ся на производстве. В любой теме можно найти интересные и увле-

кающие аспекты.

Если же приходится выступать с одной и той же темой, как «Ла-

сковый май» с «Белыми розами», то постоянно вносите что-то новое

в выступление. Новые факты и примеры, свежую статистику, актуаль-

ные образы. Даже известные музыканты, выступая с одним и тем же

хитом много лет подряд, из концерта в концерт меняют аранжировку

своего шлягера. Иначе можно сойти с ума.

Во-вторых, конечно же, тема должна быть интересной и для ауди-

тории. Мы выступаем для аудитории, поэтому ее интересы первичны.

Именно прогнозирование слушателей поможет определить, какую

тему выбрать для конкретной публики.

При этом помните, что любую тему можно повернуть таким об-

разом, чтобы удовлетворить интересы самой разной аудитории.

Вопросы отмены моратория на смертную казнь будут интересны

юристам, судьям и правозащитникам в первую очередь. Однако

если повернуть тему в русло того, что каждый из нас может стать

жертвой судебной ошибки, интерес и внимание к теме проснутся

у любого человека.

В-третьих, необходимо подумать над формулировкой темы.

Название выступления должно быть кратким, емким, ярким, образ-

ным, привлекающим внимание и, конечно же, интригующим.

Правила, позволяющие сделать публичное выступление
доступным для слушателей

Как начинать выступление?

Начало выступления представляет наибольшую трудность. В то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Если полагаться на случайность, то это может привести к слишком серьезным последствиям. Начало выступления следует тщательно готовить заранее.

Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений. Часто можно вообще обойтись без него.

Приступайте прямо к сути вашего выступления , затратив на это минимальное количество слов. Никто не станет возражать против этого.

Не начинайте выступление с юмористического рассказа . Это не всегда бывает удачным, особенно у новичков. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот . Чаще всего такая попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того чтобы доставить ей удовольствие. Рассказ должен быть к месту, юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом.

Никогда не извиняйтесь , так как обычно это раздражает слушателей. Говорите именно то, что вы собираетесь сказать, скажите это четко, быстро и сядьте на свое место.

Не начинайте ваше выступление слишком формально . Не показывайте, что вы тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным. Этого можно достичь, заговорив о том, что только что произошло, или о том, о чем только что говорилось.

Чтобы завоевать внимание аудитории в начале своего выступления можно использовать следующие приёмы:

– вызвать любопытство слушателей;

– поведать интересную историю;

– начать с конкретной иллюстрации;

– задать вопрос;

– начать с какой-нибудь «потрясающей» цитаты или фактов;

– показать, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.

Как сделать ясным смысл вашего выступления?

1. Делайте незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями.

2. Избегайте специальных терминов в своем выступлении. Излагайте свои мысли простым и понятным языком.

3. Будьте уверены в том, что предмет, о котором вы собираетесь говорить, так же ясен для вас, как солнечный свет в полдень.

4. Используйте зрительное восприятие слушателей. Когда возможно, используйте экспонаты, картинки, иллюстрации. Говорите конкретно (не говорите слово «собака», если вы имеете в виду «белого фокстерьера с черным пятном над правым глазом»).

5. Повторяйте ваши главные мысли, но не повторяйте и не употребляйте дважды или трижды одни и те же фразы.

6. Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводив общие категории конкретными примерами и случаями.

7. Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов. В небольшом выступлении невозможно должным образом рассмотреть больше, чем один или два раздела большой темы.

8. Заключайте свое выступление кратким резюме высказанных вами положений.

9. Если возможно, используйте сбалансированные предложения и контрастирующие идеи.

10. Интерес заразителен. Аудитория наверняка будет им охвачена, если сам выступающий им проникнется.

Как заканчивать выступление?

Концовка речи действительно является ее самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить.

Не заключайте свое выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому поводу. Так что, пожалуй, я на этом закончу». Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете.

Тщательно подготовьте концовку вашей речи, заранее прорепетируйте ее. Знайте почти слово в слово, как вы собираетесь закончить выступление. Заканчивайте свою речь плавно. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой, подобно зазубренному булыжнику. Помните: хорошая импровизация – это хорошо подготовленная импровизация.

– резюмировать – вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении;

– призвать к действию;

– сделать слушателям подходящий комплимент;

– вызвать смех;

– процитировать подходящие поэтические строки;

– использовать яркую цитату;

– создать эмоциональный подъем.

Подготавливая начало и конец выступления, всегда связывайте их между собой. Прекращайте выступление прежде, чем этого захотят слушатели. Помните: после пика популярности очень скоро наступает пресыщение.

Примеры публичных выступлений.

В каждом из приведенных отрывков выделены те особенности текста, которые отмечаются как имеющие положительное воздействие на аудиторию. Все выступления посвящены проблеме стимулирования педагогов к ведению методической самообразовательной работы.

1. «Уважаемые коллеги ! (обращение ). Мы не первый раз собираемся в этом году по вопросу активизации работы методических объединений (подчеркивание общности дела ). Я выражаю благодарность (называются имена, кому она адресована), поддержавшим эту линию работы школы (указание на положительные примеры ). Да, действительно, «еще одна модернизация» (кивает в сторону самого недовольного слушателя) выпала на нашем профессиональном пути (признание права аудитории на собственное мнение ). Методическая работа – составная часть всего образования, именно через нее модернизация и возможна (подчеркивание значимости ).

Я не раз говорила об итогах анализа посещенных уроков (обращение к прошлому опыту взаимодействия ). Строгая их экспертиза дает все основания считать, что они у всех нас без исключения (разделение ответственности ) построены однообразно. Только для открытого урока мы стараемся покопаться в методической литературе (открытое признание неприглядного факта ). Да, действительно, у нас маленькая зарплата, мы перегружены совместительством и подработками, наши семьи дома хотят нас видеть не только сидящими за книжками и тетрадками (предупреждение возражений ).

Свои предложения по развитию методической работы в школе я высказала на прошлом методическом Совете. Основные направления ее активизации я написала на доске (наглядное представление ). Их пять. Я прошу вас высказаться относительно их или внести свои (готовность к диалогу со слушателями )».

2. «Мы сегодня будем говорить о методической работе. Но мне хотелось бы сначала рассказать притчу про лошадь (смех) (интригующее начало ). Расхваливает мужик на базаре покупателю свою лошадь, упирая на то, что она быстро бегает. А тот ему говорит: «Тогда нужно продавать ее дешевле». «Это почему же?» – спрашивает мужик. «А вдруг она побежит быстро, да не в ту сторону?» (смех ).

К чему я это? Была я позавчера на семинаре в одной школе. Там выступает учительница с сообщением «применение НЛП на уроках математики в начальной школе». Выступает с энтузиазмом, директорам всем нравится. А я простодушно спрашиваю: «Какое лингвистическое – на математике? Какое программирование, если всегда на математике развивали мышление? Какие научные основания у этого новшества? Как это отразится на детях – сейчас и в дальнейшем?». Понимаете, куда без методического догляду эта бойкая учительница может забежать? (риторические вопросы ).

Другой пример. Стал мой сын готовиться по истории к сессии в институте, перебирает свои старые тетради. Мне тоже стало интересно вспомнить, как раньше давали материал. Открываю: на всю страницу в тетради под запись дана учителем биография Черномырдина (смех ). Конечно, нет хороших учебников по истории и все такое. А учителя хорошие есть?.. Как побежала лошадь по идеологической дороге, так ее и не остановить (проблематизация через метафору, опора на примеры из собственной жизни и работы ).

Уважаемые мои коллеги! Дорогие единомышленники! (пафосное обращение ). Мы с вами прошли не одну полосу препятствий, пройдем и эту (подчеркивание общности со слушателями, выражение уверенности в их дееспособности ). Подскажите мне слова, которыми я смогу объяснить каждому из вас, что сегодня так работать нам никто не позволит. Методическая работа – это наше лицо, это уровень нашего профессионализма. Методическая работа для учителя – это обращение к новому знанию. Без этого наша работа теряет смысл. Я – за осмысленную работу. А вы?.. (публицистичность, призыв к слушателям )».

3. «Я солидарна с предыдущими докладчиками в том, что методическая работа имеет большое значение в работе учителя (ссылка на предыдущих ораторов ). Даже тогда, когда она не оплачивается, и даже тогда, когда она проводится за свой счет, – я имею в виду курсы и методическую литературу (открытое, возможно оппозиционное, отношение к проблеме ). Представьте себе детского врача с маленькой зарплатой, который лечит, используя знания своей студенческой юности, закончившейся тридцать лет назад. Станете вы спорить с тем, что мы в такой же степени ответственны за растущего человека (сравнение )?

В своем выступлении я акцентирую внимание на том, что делает методическую работу жизненно необходимой для учителя (аннотация содержания выступления ).

Первое, о чем следует помнить (нумерация выдвигаемых аргументов ). Ребенок, которого мы учим, меняется на глазах. Пятиклассника этого года нельзя учить так, как мы учили в пятом классе нынешних выпускников. Нужно искать другие методики, даже другими словами объяснять учебный материал (приведение очевидных аргументов ).

Второе. Педагог, занимающийся методической работой, – это уважаемый нами, родителями и учениками учитель. В ситуации падения престижа нашей профессии мы обязаны (я подчеркиваю – обязаны) обеспечить уважительное отношение к нашему труду (обращение к ценностям ).

И третье. Мы – то, что оставим после себя. Что останется после нас, когда нас самих не станет? Стопка выглаженных пододеяльников?.. Если память – то пусть мы запомнимся как блестящие профессионалы своего дела. А еще лучше – как авторы «методичек», учебников и статей в наших профессиональных журналах, как делегаты съездов и конференций, как лучшие представители нашей страны (обращение к высшим смыслам ).

Спасибо за возможность обо всём этом сказать (благодарность слушателям )».

Результативность делового совещания, проводимого в форме публичных выступлений , повышается, если имеются следующие характеристики:

Ø точность приводимой информации, проверяемость фактического материала;

Ø проявление доверия слушателям, включение их профессиональной и жизненной ситуации в контекст выступления говорящего;

Ø примеры из собственного опыта и из опыта слушателей;

Ø подчеркивание значимости, престижности того, о чем говорится в выступлении;

Ø подчеркивание общих со слушателями интересов и целей;

Ø продуманная структура текста, его эмоционально-образная выразительность;

Ø чуткое реагирование на настроение аудитории;

Ø доброжелательность, непринужденность общения;

Ø предоставление возможности слушателям выбора отношения к воспринимаемому материалу, отсутствие принуждения и категоричности;

Ø налаженная обратная связь с аудиторий (подробно об этом будет сказано ниже).

Ситуация публичного выступления позволяет определить, какого типа говорения, монологического (доминантного, авторитарного) или диалогического, в большей степени придерживается оратор. Два этих типа сравниваются по нескольким показателям, приведенным в таблице.

Публичное выступление – это выступление перед аудиторией, изложение какой‑либо информации, возможно, с показом наглядного материала, с определенной целью.

Цели публичного выступления могут быть самыми разными: проинформировать, объяснить, заинтересовать, убедить, переубедить, побудить к действию или воодушевить.

В зависимости от цели подразделяются и виды речей: информационные (повествовательные, описательные, объяснительные), агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию) и развлекательные.

В современной практике в зависимости от конкретной сферы применения публичные выступления подразделяются на следующие виды:

1) академические (лекция, научный доклад, научное сообщение). Отличительные черты – научная терминология, аргументированность, логическая культура, сообщение сведений научного характера;

2) судебные (обвинительная или защитная речь). Отличительные черты – анализ фактического материала, использование данных экспертизы, ссылки на показания свидетелей, логичность, убедительность;

3) социально‑политические (выступление на заседании, агитаторская, митинговая речь). Такие речи могут носить призывной или разъяснительный характер. Отличительные черты – разнообразие изобразительных и эмоциональных средств, черты официального стиля, использование политических и экономических терминов;

4) социально‑бытовые (приветственная, застольная, поминальная речь). Отличительные черты – призыв к чувствам; свободный план изложения; использование сравнения, метафоры, торжественный стиль.

Первым этапом любого вида публичного выступления является подготовка – определение темы, подбор материала и сбор дополнительной информации. Хорошее выступление определяется глубиной содержания (сутью) и формой изложения (стилем). И то и другое требует времени и упорной работы. Чтобы ваше выступление достигло цели, соберите как можно больше информации о предполагаемой аудитории: к кому вы обращаетесь, сколько будет людей, узнайте их возраст, круг интересующих вопросов, уровень образования, профессии ваших будущих слушателей. Выясните, насколько они осведомлены в вопросах, касающихся вашего выступления. Чем больше у вас будет собрано материала, тем легче вам будет донести информацию до аудитории, а также ответить на вопросы, рассмотреть и опровергнуть возражения, в т. ч. и заведомо провокационные и нечестные. Но не стремитесь в одном выступлении объять необъятное. То, что вы говорите, варианты, которые вы предлагаете, должны быть понятны и приемлемы для собеседника. Не увлекайтесь терминологической лексикой, чрезмерным количеством статистических выкладок, доказывая, насколько вы умны и красноречивы. Ваша цель – быть понятым.

Речь составляется в соответствии с законами логического мышления. В ней должно содержаться сообщение необычное, возбуждающее интерес, либо жизненно важное обстоятельство. Абстрактные рассуждения чередуются в речи с конкретными фактами, иллюстрирующими эти рассуждения. Яркая, убеждающая аргументация, свежая, захватывающая информация, материал, составленный в форме поиска истины, заставляет аудиторию воспринимать выступление, затаив дыхание. Факты, которые приводятся в публичной речи, должны быть проверены, все выводы – продуманы, выверены.

Второй этап – это представление подготовленного материала. Здесь нужно соблюсти три условия: подстроиться под аудиторию, завладеть ее вниманием и наблюдать за тем, как воспринимается информация, совпадает ли реакция с той, которую вы ожидали.

В начале выступления важно сконцентрировать внимание аудитории, наладить контакт и относительную непринужденность в общении с присутствующими.

Необходимо начинать свою речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели. Речь имеет отклик у слушателя только тогда, когда в сознании оратора сам он, аудитория и слово сольются воедино. Для этого нужно знать, о чем выступающий будет говорить. Если речь заранее не обдумана и не спланирована, оратор не может чувствовать себя уверенно перед слушателями, а уверенность – это одна из главнейших составляющих успеха.

Каждое публичное выступление должно соответствовать целому ряду основных требований.

Первое из них – определенность, ясность. Слушатели должны ясно понимать все слова и выражения, употребляемые выступающим. Когда оратор использует незнакомые для аудитории слова, то возникает неопределенность и непонимание. Вы должны изложить предлагаемую информацию в доступной, ясной форме. Вам следует стремиться, чтобы ваша информация была услышана и правильно понята.

Современная аудитория желает, чтобы оратор говорил так же просто, как в личной беседе. У хорошего оратора слушатели не замечают манеры говорить, они воспринимают только предмет, о котором идет речь.

Для убеждающего воздействия необходимо, чтобы уровень говорения соответствовал уровню понимания. Аргументы должны быть взяты из сферы деятельности слушателей, информация должна быть приемлема по половозрастным особенностям и по возможности наглядно представлена.

Следующее обязательное требование к публичному выступлению – это последовательность. Она достигается тогда, когда изложение идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания знакомого и близкого к далекому. Следует продумать композицию выступления. Ограничьте ваше выступление 20 мин, т. к. большинство людей не способны долго и внимательно слушать. Чаще всего применяется трехкомпонентная структура: вступление (5‑10 % времени выступления), основная часть, заключение (5 % времени выступления).

В начале вашего выступления тезисно перечислите основные мысли, которые вы собираетесь раскрыть. В ходе изложения более подробно останавливаетесь на тех или иных положениях, которые на ваш взгляд интересны для аудитории. В заключение необходимо резюмировать речь, повторить основные выводы и положения, призвать к действию. Начало и конец выступления должны быть связаны друг с другом. То, что сказано в конце, лучше запоминается слушателями.

Очень важно соблюдать композиционную соразмерность материала, разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении.

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – не способна воздействовать на чувства и через них на разум. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Для активизации внимания, формирования в человеческой психике умственной напряженности, эмоциональной тональности опытные ораторы используют тонкие риторические приемы, цитаты, примеры.

Ораторское искусство обязательно включает в себя культуру речи и знание норм литературного языка. Существует целый ряд типичных ошибок в устной речи: неправильный выбор слов, употребление лишних слов, употребление близких по звучанию слов, непонимание значения слов. Недопустимы также ошибки в произношении звуков и их сочетаний, в ударении.

Речевая грамотность оратора проявляется в умении приспособить речь к определенной ситуации и искусстве интонирования. С помощью интонации, увеличения, уменьшения скорости речи, ее громкости задействуется мышление и эмоциональное восприятие. Важные слова и мысли выделяются интонационно, с особой энергией, перед их высказыванием делаются паузы.

Для того чтобы воздействие было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом. Голос способен передавать, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием речевого дыхания. Меняйте громкость голоса и скорость речи, показывайте свое волнение и заинтересованность в отношении обсуждаемого вопроса.

Качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения – дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения.

Еще в процессе подготовки к выступлению вы должны укреплять веру в свою способность управлять аудиторией, тренироваться в овладении конкретными риторическими приемами.

Существует правило: если хочешь овладеть каким‑то искусством, упражняйся постоянно, настойчиво, неустанно. В ораторском искусстве необходимо усвоить технику, механизмы, культуру речи с помощью системы тренировок, упражнений в сочетании с практикой выступлений. Обучение ораторскому искусству и изложению своих мыслей заключается в устранении скованности, в том, чтобы помочь человеку чувствовать себя свободно, непринужденно, уверенно, воодушевленно и вести себя корректно перед аудиторией.

Попросите кого‑нибудь, кто не является специалистом в вашей области, выслушать вас и высказать свое мнение. Интересно ли было вас слушать? Имеет ли ваше выступление смысл? Понятно ли вы говорите?

Уложились ли вы в отведенное время, что было удачным в выступлении, какие недостатки и почему они возникли?

Вероятнее всего, с первого раза вы будете не удовлетворены результатом, т. к. потратите много лишних слов, и у вас будет ощущение, что вы не сказали чего‑то очень важного. Тогда необходимо еще раз продумать свои идеи, подобрать подходящие слова, убрать лишние и пояснить что‑то схемами или рисунками. Репетируйте до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно и не выучите ваше выступление почти наизусть. Оратор должен основательно знать материал своего выступления. Не плохо будет иметь под рукой справочный материал для тех, кто захочет получить более подробное обоснование. Это к тому же вселяет уверенность, спокойствие, твердость в аргументации информационного сообщения.

Очень важно научиться преодолеть так называемую «ораторскую лихорадку» или чрезмерное волнение. Симптомы ее испытывают многие: это нервозность, суетливость в движениях рук, бледность или, наоборот, излишний румянец, красные пятна на лице, учащенный пульс и др. Все это не только сковывает движения, но и приводит к «психическому зажиму», неспособности эффективно мыслить. Нужно овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу.

Ваше выступление ни в коем случае не должно принимать вид просто дословной передачи материала или чтения текста на одной ноте, не обращая внимания на знаки препинания, т. к. в таком выступлении практически полностью отсутствует контакт с аудиторией.

Для поддержания контакта с аудиторией или для его восстановления можно воспользоваться следующими приемами:

2) сосредоточить взгляд на тех, кто мешает выступлению;

3) ввести удлиненную паузу, создав в тексте кульминационный момент;

4) внезапно задать вопрос аудитории;

5) использовать наглядные средства, схемы, диаграммы, картины, иллюстрирующие рассуждения;

6) изменить темп речи, подчеркивая важные мысли путем их перефразировки.

Существуют также несколько способов влияния на восприятие человеком информации. Для этого важно определить, в какой модальности (зрительной, слуховой, кинестетической) информацию можно представить наилучшим образом. Зрительная модальность является в большинстве случаев самым удачным вариантом. Зрительно можно представить себе одновременно большое количество информации, а это значит, что все сложные объекты (со множеством деталей), системы со сложными процессами и отношениями можно воспринимать целиком.

Создайте «стержень» зрительного образа, т. е. сначала проговорите только самое основное, сделав на этом ударение. После этого постепенно переходите к деталям, дополняя и расширяя этот образ. Дополните словесное описание рисунками, схемами, диаграммами. Это особенно полезно в тех случаях, когда ваш собеседник испытывает трудности с построением зрительного образа.

Чтобы помочь человеку создать зрительный образ того, о чем вы говорите, попытайтесь очень точно описать то, как вы сами представляете предмет или событие, о котором говорите, используйте как можно более подробное описание, не бойтесь повторить то, что наиболее существенно. Добавляйте эмоциональную окраску, т. е. говорите с воодушевлением, заинтересованно, особо выделяйте самые важные моменты. Наиболее запоминающимися и убедительными являются те ораторы, которые говорят от сердца. Задействуйте жестикуляцию: когда человек рассказывает о том, что он видит «мысленным взором», он начинает «рисовать» это в воздухе с помощью рук, и, как ни странно, собеседнику это часто помогает.

Жестикулируйте, подчеркивая наиболее важные моменты с помощью рук, лица и верхней части тела, чтобы придать своим мыслям большую яркость и живость. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Жестикуляцию можно классифицировать в соответствии с назначением: выразительная, описательная, указующая, подражательная. Жестами пользуются при описаниях, при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.

Но правильно пользоваться жестами – трудная задача. Пользуйтесь жестами по мере ощущения потребности в них. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи, т. к. не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. Вносите разнообразие в жестикуляцию, не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории (например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию).

Для более эффективного воздействия на слушателей используйте следующие способы:

1) эффект первых фраз. Сразу привлечь внимание к себе как к личности. Например: «Я рад(а) встрече с вами»;

2) эффект квантового выброса информации. Для предупреждения потери внимания аудитории необходимы «россыпи» новизны;

3) эффект аргументации. Использовать убедительные и доступные для усвоения слушателей доказательства, особенно если доводы связаны со сферой профессиональных интересов присутствующих;

4) эффект релаксации. Психологически объединить разных людей в зале, настроить их на сопереживание. Юмор, шутка, острое слово помогут сплотить людей в интеллектуальной деятельности, удержать и усилить их внимание;

5) эффект аналога. Если два явления сходны в одном или более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях;

6) эффект воображения. Мыслительные усилия слушателя при отсутствии должной полноты информации стимулируют предположения, догадки, мечты, фантазии;

7) эффект дискуссии. Дискуссия – одна из разновидностей спора как словесного состязания. Ее цель – добиться истины путем сопоставления различных мнений. Обязательное условие дискуссии – наличие проблемы, занимательной для присутствующих, чтобы вовлечь их в обмен мнениями. Из наиболее интересных суждений выстроить общее резюме;

8) эффект эллипса. Это пропуск структурно необходимого элемента высказываний, который в данном контексте легко восстанавливается. Его использовал Аркадий Райкин во время выступлений, разговаривая со зрителями, делал паузы, чтобы они сами домыслили концовку фразы или пропущенные в ней слова и хором их досказывали. Аудитория охотно включается в сотворчество с выступающим. При ответах на задаваемые вам вопросы:

1) никогда не говорите: «Я согласен, но…», или даже: «Да, но…» Такие выражения вызывают споры, поскольку слово «но» несет агрессивный смысл и предполагает сопротивление. Скажите вместо этого: «Я согласен, и…» или «Я понимаю, почему вы так считаете, и…» или даже «Я уважаю ваше мнение, и…» Слово «и» в значительно меньшей степени вызывает споры и показывает ваше желание прийти к согласию. Такие выражения могут с самого начала пресечь споры. Они помогут вам перейти к вашей теме, а не просто отвечать на вопросы;

2) при ответе на заведомо ложное предположение дайте ему определение. Не пытайтесь защищаться, просто скажите: «Это неправильный вывод. В действительности я сказал, что…» и повторите свою мысль;

3) если вопрос не логичен, не говорите, что он «плохой» или «глупый», эффективным оружием против него будет юмор, кроме того, это поможет вам завоевать поддержку аудитории. Однако, используя юмор, связывайте его с логикой вопроса или вашей темой, но не с человеком. Отвечайте на вопрос, не задевая личности того, кто его задал;

4) при ответе на каверзные вопросы определите, какая в вопросе заложена основная мысль. Спросите у задающего вопрос его имя, чтобы выиграть несколько секунд. Начните ваш ответ, назвав этого человека по имени и кратко выразив ему свою симпатию, затем продолжайте: «Если я правильно понял вопрос, вы главным образом беспокоитесь об…» Если вы будете предельно кратким, то не дадите задавшему вопрос время, чтобы перебить вас. В первые 45 с ответа говорящего перебивают очень редко. Поэтому за первую минуту вашего ответа вам надо ответить на основную часть вопроса. Скажите что‑нибудь положительное и приведите интересный пример.

В общении оратора с аудиторией важную роль играет не только форма выступления, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь может быть и отрицательная сторона, т. к. внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи.

Вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки. Тщательно подойдите к выбору одежды.

Так как вам необходимо управлять вниманием людей, то очень важно не остаться незаметным. Если вы появитесь в бледно‑голубом костюме, бледно‑голубой рубашке и бледно‑голубом галстуке, то на вас попросту не обратят внимания и, вероятнее всего, не будут слушать. Так же важно и не слиться с фоном. Конечно, лучше заранее знать, что будет у вас за спиной во время выступления. Если вдруг оказалось, что вы сливаетесь с фоном, то снимите пиджак, т. к. другого выхода нет. Лучше выглядеть несколько экстравагантно, чем позволить слушателям проигнорировать вас. С некоторого расстояния мелкие детали сливаются: костюм в мелкую клеточку может вызвать головокружение, а полоски – рябь в глазах. Для выступлений надевайте темно‑синий или темно‑серый костюм, обязательно однотонный, белую или очень бледную однотонную рубашку и галстук, сочетающийся с цветом костюма.

Оденьтесь современно, но не броско, чтобы аудитория слушала ваше выступление, не отвлекаясь на ваш наряд.

Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук.

Лицо должно быть серьезным, но не хмурым. Для этого необходимо практиковаться перед зеркалом. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. Если на нем «застывшее» выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью и так далее, наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

Не волнуйтесь и не забывайте о внутренней уверенности. Спокойно направляйтесь к трибуне. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. Не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Как только займете свое место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям. Выберите какую‑либо определенную форму обращения вроде: «Г‑н председательствующий, дамы и господа…», – и начинайте.

Бывают ситуации, когда у публичного выступления нет четких ограничений; его нужно подготовить самому на свободную тему или к конкретному случаю. Тогда оратор может растеряться от изобилия тем, вследствие чего плохо подготовиться к выступлению. В этой статье собраны рекомендации в подборке интересных тем для публичных докладов и сообщений.

Рассмотрим примеры разновидностей публичного выступления.

Широко используемая в риторике разновидность. Представляется в виде доклада, лекции, сообщения, устного ответа. Лучшие выступления информационной направленности основываются на следующих пунктах:

  • Критерий выбора информации – полнота и достоверность.
  • Задача оратора – преподнести тему с интересной для зрителя стороны.
  • По содержанию доклад должен быть новым, кратким и иметь четкий структурированный план.
  • Приветствуется умеренный характер эмоциональной части речи оратора.

Протокольно-этикетное выступление

Представляет собой доклад, в котором внимание уделяется настроению и поведению оратора. Практикуется юмористическая составляющая, если она этически уместна событию. Протокольно-этикетные доклады используются:

  • при встрече официальных гостей;
  • при произнесении тоста на празднике (на дне рождении, в Новый год);
  • в траурной речи;
  • при открытии официального учреждения.

В своей основе, протокольно-этикетное выступление направлено на похвалу и основывается на принципах:

  • краткости;
  • протокольно-этикетное выступление пробуждает в слушателях следующие чувства: восторг, восхищение, преданность;
  • умеренной эмоциональности;
  • протокольно-этикетное выступление не содержит спорных вопросов.

Развлекательное выступление

Первостепенно используется для приятного провождения времени слушателями. Лучшие выступления с развлекательным контекстом основываются на следующих аспектах:

  • речь без критики;
  • краткий, но информационно емкий доклад;
  • по структуре речь с юмором и серьезными моментами;
  • приветствуются примеры из личного опыта, ирония, подшучивание над самим собой;
  • диалог с аудиторией проводится в импровизационном стиле;
  • идеальный конец – шутливый и эффектный, с содержанием морали.

Данный доклад должен склонять аудиторию к вашей точке зрения за счет неоспоримых фактов и доказательств. При подготовке потребуется совокупность ваших знаний и опыта.

Примеры убеждающих ораторских речей:

  • Публичный доклад политиков. Лучшие речи политиков многократно запечатлены историей. Наглядный пример среди американских политиков – Авраам Линкольн. Геттисбергская речь 1863 года, оказала влияние на дух американской нации. До сих пор, этот пример является образцовым в ораторском искусстве.

Речь шла о Гражданской войне, ее жертвах, целях, которые она преследовала. Линкольн убедил граждан в том, что ни один солдат не погиб зря, что жертвы необходимы для пути к свободе.

  • Выступления на митингах. 1917 год. В.И. Ленин выступил перед рабочими на броневике. Лучшей трибуны, чем броневик на митинге перед Финляндским вокзалом, для будущего вождя народа не нашлось.

Доклад имел революционный характер и взывал к радикальным мерам. Речь на броневике произвела впечатление на слушателей: протест со стороны буржуазии, воодушевление рабочих и крестьян. Каждое слово вождя запало народу в душу. Позже, данная речь приняла символическое значение – Ленин на броневике стали символом революции.

Важные аспекты в подготовке к убеждающей публичной речи:

  • Тема должна быть уместна событию, раскрывая несколько точек зрения проблемы.
  • Оратору необходимо аргументировать свою позицию с помощью жизненного опыта, наглядных примеров, пользы убеждений, ссылок на авторитеты.
  • Доклад должен затрагивать чувства справедливости, любви, патриотизма.
  • Оратору следует показать, где правда, а где ложь, что правильно, а что нет.

Советы по подготовке к публичным выступлениям, выбор темы

После выбора подходящего вида публичного выступления, нужно определиться с темой. Советы, которые помогут сделать правильный выбор:

  • Тема по содержанию должна быть полезной, правдивой информативной.
  • Её формулировка должна быть краткой и интригующей
  • Тема должна быть интересной и значимой для вас и аудитории

Если самому придумать тематику проблематично, можно использовать актуальные примеры тем и общие способы подготовки для конкретных случаев.

А Выступление в школе. Актуально для праздничных мероприятий. Текст публичного выступления, сценарии, лучшие выступления, которые были придуманы, все это можно прочитать в специализированной литературе для организации школьных праздников.

Праздник Новый год. С чего следует начать подготовку:

  • Выступление в школе на Новый год имеет развлекательный характер, следовательно, все черты данного вида выступления тоже развлекательные.
  • Если уже есть разработанный сценарий, следует лаконично адаптировать к нему выступление.
  • Если вы играете конкретного персонажа, постарайтесь вжиться в роль и построить на этой основе свой номер.
  • Создайте диалог с аудиторией. Это поможет вам чувствовать себя увереннее и завлечет зрителей.

Разнообразить праздничный номер помогут следующие составляющие развлекательного характера. Данный список применим и для других праздников:

  • Новый год в стихотворениях;
  • конкурсы;
  • Новый год в сценках;
  • игры;
  • Новый год в шутках и анекдотах.

Б Выступление в институте. Список тем для выступления перед студентами имеет разные позиции. На практических занятиях от студентов требуют подготовить доклад на ту или иную тему. В качестве примера возьмем ситуацию, когда было задано подготовить сообщение на тему «Спорт». С чего стоит начать подготовку:

  • Четко сформулируйте тему доклада. Составьте план.

Тема «Спорт – это жизнь».

  1. Что такое спорт?
  2. Какие бывают разновидности спорта?
  3. Почему спорт так важен для человека?
  4. Спорт, как стиль жизни.
  • Ищите информацию в литературе по теме «Спорт»; с помощью проверенных интернет-поисковиков.
  • Используйте минимум пять источников для подготовки, структурируйте информацию.
  • Если некоторые аспекты в спорт тематике вам непонятны, разузнайте о них детальную информацию.
  • Используйте в своем докладе элементы наглядности: видео, картинки, презентации на тему «Спорт».
  • Подкрепляйте текстовую часть доклада на тему «Спорт» примерами или жизненным опытом.
  • Доклад относится к информационному виду выступления, имеет все его черты.

По такому же принципу готовьтесь к выступлениям для конференций. С единственной поправкой: если вы не предоставляете информацию, а выступаете с побудительной речью, то тип публичного выступления должен быть протокольно-этикетным. Примеры тем для конференций перед студентами:

  • Экономика. Проблемы инфляции, безработица, экономика стран третьего мира, мировая экономика, проблема потребления ресурсов, экономические союзы.
  • Политика. Политические режимы государств, внешняя и внутренняя политика стран.
  • Экология. Глобальное потепление, разрушение озонового слоя, загрязнение атмосферы.
  • Демография. Преобладание смертности над рождаемостью, миграция.
  • Выступления по риторике. Боязнь сцены, начальные аспекты культуры речи в риторике, убедительная речь, применение навыков красноречия в риторике и прочее.

В Выступление на английском языке. Англоязычные доклады займут у оратора много сил и времени во время подготовки. Советы, которые упростят процесс:

  • Если вы переводите текст с русского языка, обратите внимание на лексическую и грамматическую составляющую. В случае необходимости, попросите, чтобы ваше выступление проверили эксперты.
  • Замените непонятные для вас слова и грамматические конструкции облегченными и понятными вариантами. Не переусердствуйте, иначе ваша речь будет звучать блекло.
  • Готовясь к докладу на иностранном языке, уделите особое внимание произношению и интонации.
  • Репетируйте доклад перед зеркалом, чётко проговаривая слова и ударения.

Подводя итоги, отметим, что определиться только с темой выступления мало. Не поленитесь затратить достаточно времени на подготовку своей речи. Не пренебрегайте особенностями подготовки к различным видам выступления. Тогда ваша речь оставит неизгладимое впечатление на слушателей!



gastroguru © 2017