Образование и учеба в швеции для русских. Конструкция школьного образования в Швеции отличается от российской довольно существенно

VII Всешведская конференция российских соотечественников, в которой принять участие в конце сентября, принесла много очень интересных знакомств. Встреча с создателем и директором русской школы в Гётеборге Екатериной Тихоновой-Сернемар вылилось в интервью для сайта фонда "Русский мир", которое я предлагаю вашему вниманию.

Почему русские дети чувствуют себя неуютно в шведских школах и как меняется шведская модель образования?

В Швеции учебный год начинается в августе. В 2014 году вместе с другими шведскими школами в четвёртый раз открылась и общеобразовательная начальная Русская школа Гётеборга. Почему в шведских школах русскоязычных детей сейчас очень часто травят их одноклассники? Каковы слабые места шведской системы школьного образования? Почему в шведские школы возвращаются оценочная система и оценки за поведение? На эти и другие вопросы отвечает создатель и директор школы, наша соотечественница Екатерина Тихонова-Сернемар.

— Екатерина, мы с Вами общаемся в кулуарах VII Всешведской конференции российских соотечественников, посвящённой консолидации в новых геополитических условиях. Вы в своём докладе затронули очень важную тему травли в шведских школах русскоязычных детей их одноклассниками. Как это проявляется?

— В школе русскоязычной девочке, например, могут сказать: а ты, как Анна Каренина, бросься под поезд. В Швеции это называют моббингом, по-русски это травля. Ещё пример: русская девочка одна убирается в классе, а всем остальным шведским детям это противно. И они говорят: ты — русская, ты привыкла убирать за другими.

Моббинг в шведской школе. Кадр из документального фильма шведского телевидения SVT. Фото: vimedbarn

В чём причина? Причина в украинских событиях. Бытовое восприятие ситуации в Швеции такое: Россия воюет с Украиной. Но простите, Россия ведь не вводила войска. О чём вообще разговор?


При этом не стоит говорить о дискриминации русских шведами. Есть дискриминация по отношению к иностранцам в целом. Как русских вас не будут дискриминировать так, как, допустим, сомалийцев. Если вы нормальный человек, говорите хорошо по-шведски, у вас хорошая специальность — я думаю, вы не будете ощущать какого-то давления. Но при этом разговоры вокруг вас всё равно будут постоянно касаться России. Будут говорить о том, что Россия — агрессор, и так далее.

Когда вы читаете эти строки, шведские военные уже пятый день в Стокгольмском архипелаге "российскую подлодку". Фотография радара на борту одного из военных кораблей, прямо сейчас ведущего поиск в Ингарофьорде. Фото: Dagens Nyheter

Для того чтобы этого не было, соотечественникам нужно вести на бытовом уровне определённую разъяснительную работу: разговаривать со своими шведскими коллегами, друзьями, объяснять им ситуацию и задавать им такие вопросы, на которые у них не будет ответов. В Швеции все прекрасно понимают, что настоящий агрессор — это США, которые в последние годы воевали в Сирии, Ливии, Ираке, Иране. И скажите мне, где воевала Россия в последние десять лет? Об этом и надо говорить.

— Получается, что шведские дети лишь повторяют то, что слышат дома от родителей?

— Конечно, дома их настраивают против России. Ведь что такое русофобия в шведской школе? Приведу такой пример: ребёнок живёт в Швеции с русскими мамой и папой. Родители когда-то приехали в Швецию, не важно, по какой причине. Мальчику, скажем, восемь лет. Придя в шведскую школу, он стесняется того, что его зовут, скажем, Стёпа. Он всем говорит, что его зовут Фредрик. То, что он меняет своё имя, — это уже ненормально. Ребёнок теряет свою идентичность, но не приобретает новую. Ведь смысл интеграции заключается в том, чтобы ребёнок приобрёл шведскую культуру, но при этом не потерял русскую. За счёт двух культур он будет духовно богаче, но не наоборот. А если ребёнок знает, что, придя в школу и сказав, что он Стёпа и он русский, он может подвергнуться обструкции, это совсем не нормально.

Шведские школьники. Фото: Sveriges Hembyrgdsförbund

Вот вам конкретный пример: когда я работала в разных шведских школах, подменяя учителей, я встречала таких русских мальчиков, которые и говорили: меня зовут не Стёпа, а Фредрик. Шведские дети там же прибегали ко мне и говорили: а мой дедушка из России, а мой прадедушка или прабабушка из России, и им было интересно услышать про войну, про историю страны. А наш мальчик боялся подойти и поговорить со мной по-русски. Вот поэтому я и открыла русскую школу. Я открыла её, чтобы люди не стыдились своего происхождения. Получая культуру двух стран — России и Швеции, нужно этим гордиться, а не стесняться.

Екатерина Тихонова-Сернемар и учителя русской школы в Гётеборге Карин Эйебринк (Karin Öjebrink), Кристина Арелид (Christina Arelid) и Оса Карлссон (Åsa Karlsson). Фото: Foto Roger Blomqvist / Sveriges Radio

— Традиционный «страх перед русскими» как-то влияет на восприятие России шведами?

— Пропаганда страха России в Швеции ведётся уже в течение трёхсот лет. Страх перед русскими заложен у шведов на генетическом уровне. Кроме того, бюджет шведской оборонной промышленности и Министерства обороны зависти от того, насколько активно русофобия (боязнь России-агрессора) будет внедряться в общество. Поэтому Россия была и остаётся для Швеции стратегическим врагом. От этого никуда не деться, мы не можем это взять и изменить. Но надо над этим работать. Надо разъяснять своим знакомым шведам, что это не так.

Мы не можем повлиять на мнение уходящего министра иностранных дел Швеции . Он построил всю свою карьеру на русофобии, естественно, с этого конька он уже не слезет. Но есть масса других шведских политиков, которые гораздо более спокойно воспринимают Россию и русских. Поэтому я призываю соотечественников в Швеции улучшать образ русских своими делами.

Молодой Карл Бильдт в комиссии по поиску иностранных подводных лодок в водах Швеции. 80-е гг. Фото: oikonomia.info

— Екатерина, насколько мне известно, шведская система школьного образования сейчас находится в состоянии кризиса. Стоит ли России пытаться слепо копировать шведские образовательные эксперименты?

— Только что в Швеции прошли выборы в риксдаг (шведский парламент. — Прим. ред.). Одной из главных тем избирательной кампании стала реформа школы. Почему? Потому что, к сожалению, в восьмидесятые годы шведы своими руками разрушили систему школьного образования. И я сожалею, что Россия в девяностые годы взяла шведский опыт на вооружение. В Швеции эту разрушенную систему стали потихонечку восстанавливать, ну а Россия, переняв опыт не оправдавшей себя системы, разрушила блестящее советское школьное образование. Очень жаль, потому что мы были сильны образованием. Страна богата образованными людьми, но не серой необразованной массой.

Но самое главное не это. Со следующего года в шведских школах вводят оценку за поведение. Это безумно интересно, потому что у шведского учителя нет никакого инструмента для того, чтобы призвать детей к порядку. Образ учителя уже давно, как говорится, находится ниже плинтуса. Сейчас спорят о том, что надо сделать, чтобы поднять статус учителя. Думают поднять зарплату, усложнить поступление на педагогические специальности.

Шведский учитель со своими учениками. Фото: Willy Alm / Kristianstadbladet

Я могу вам сказать, что все родители, которые приходят в школу, хотят, чтобы на уроках была дисциплина, чтобы детям задавали домашнее задание, чтобы дети делали уроки, и таких родителей, которые хотят, чтобы детей ничему не научили, просто не осталось. И это уже хорошо. Когда четыре года назад я написала, что мы будем делать домашнее задание с детьми, каждый день им задавать уроки, — это для Швеции было что-то новое, и я должна отдать дань Министерству образования Швеции, которое всё это перенимает. С этого года обязательно в каждой шведской школе учителя обязаны помогать детям делать домашнее задание, если у них возникают какие-то вопросы. И я страшно рада, что Швеция у нас это перенимает.

— Правда ли, что в частных и государственных школах Швеции царит разный подход к дисциплине?

— Правда. В английской школе, например, очень жёсткая дисциплина. Там детей не порют, этого делать в Швеции нельзя, но дисциплина там жёсткая. Про муниципальные школы, о которых вы спрашиваете, я скажу так: в них всё зависит от директора и педагогов. Я была в двух школах на расстоянии одного километра друг от друга. В одной школе все учатся, все заняты делом, в другой школе все стоят на голове. Всё зависит от того, кто руководит этой школой, какие требования предъявляются к ученикам. В одной школе я застала смену директоров: один директор уходил, и порядка там не было. После каникул пришёл другой директор, и через месяц я увидела совсем другую школу. Появилась другая дисциплина, к ученикам предъявлялись другие требования. И потом не надо забывать: чем более высокие требования мы предъявляем к ученикам, тем более высокий результат мы получаем. Когда они знают, что мы ждём от них чего-то большего, мы получаем хороший результат. А если мы не будем ставить никаких требований, так мы ничего и не получим. Вы вспомните самих себя в детстве. Что было интереснее, когда вы учились, например, в институте — библиотека или дискотека? Конечно, выберешь дискотеку. Ребёнок в семь лет не может выбрать сам. Его надо направлять. И Швеция уже к этому пришла.

Формально образовательный процесс начинается буквально с ясель: aбсолютное большинство шведских детей начинают ходить в детские сады уже в возрасте 1,5-2 лет. Дошкольное образование – неотъемлемая часть шведской образовательной системы и доступно для всех, независимо от уровня доходов. Шведское дошкольное образование подчеркивает важность игры в развитии ребенка. Все более популярным становится гендерно-ориентированное образование, основная цель которого – дать детям равные возможности в жизни, независимо от пола. Каждому ребёнку в возрасте 6 лет гарантировано место в подготовительном классе (förskoleklass), где детей готовят к первым шагам в общеобразовательной школе.

Личность ребенка и его достоинство – неприкосновенны, и дети в Швеции имеют такое же право на уважение и равноправие, как и взрослые .

Поэтому, несмотря на то, что большинство занятий в школе проходит в классах в групповой форме, преподаватель никогда не будет хвалить одних и ругать других прилюдно. Все, что касается успеваемости или поведения конкретного ребенка в школе, обсуждается индивидуально, с самим ребенком и его/её родителями. Все учителя, работающие в школах, как преподаватели-предметники, так и те, кто занимаются внеклассной работой с детьми, имеют специальное педагогическое образование и проходят обязательную аттестацию.

Школьное образование – год за годом

С шестилетнего возраста каждый ребенок в Швеции имеет право на бесплатное образование в школе. Закон Швеции «Об образовании» предписывает девять лет обязательного обучения в школе для всех детей.

Обязательное школьное образование в Швеции подразумевает три этапа обучения: начальная школа – lågstadiet (1–3 классы), средние классы – mellanstadiet (4–6 классы), старшие классы – högstadiet (7–9 классы). После окончания обязательной 9-летней школы следует гимназическое образование (10-12 классы).

Для поступления в гимназические классы (10-12 годы обучения) ученики должны иметь проходные баллы по шведскому, английскому языкам и математике. Обучение в гимназии не является обязательным, однако, её необходимо закончить, если собираешься поступать в университет, а также чтобы устроиться на работу по некоторым специальностям сразу после школы. В 2017 году примерно 75,2% учащихся гимназических классов получили свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы.

Без оценок до шестого класса

До шестого класса ученикам в шведских школах вообще не ставят оценок, чтобы не мешать индивидуальному развитию и не вызывать чувство конкуренции и стресс. За последние сто лет Швеция перепробовала много систем оценки знаний. В 2011 году шведские школы перешли с трехбалльной на шестибалльную шкалу. Ученикам могут поставить такие оценки: A (отлично), B (очень хорошо), C (хорошо), D (удовлетворительно), E (адекватно), F – непроходной балл. Система аттестации и оценки знаний школьников – вечный предмет острых споров, как среди политиков, так и школьных работников. Шведы считают, что любая система оценок всегда несовершенна и таит в себе несправедливость. Поэтому новые подходы к аттестации учеников регулярно обсуждают в риксдаге и муниципальных органах власти.

Чему учат в школе

С первого класса по третий основу школьной программы составляют математика, шведский язык, домоводство, обществоведение и природоведение. Занятия по большей части – в форме игры. Уже в 7-10 лет на уроках обществоведения детей активно приобщают к обсуждению происходящего в мире, например, после совместного просмотра детской программы новостей – Lilla Aktuellt. Эта программа идет ежедневно по шведскому телевидению. В простой и доходчивой форме она знакомит самых маленьких телезрителей с главными событиями Швеции и мира. С третьего класса школьники начинают изучать английский. Зубрежкой и грамматикой им пока не докучают – разучивают простые песенки, учат считать и в игровой форме знакомят с некоторыми словами и выражениями. Физкультура тоже присутствует в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов на природу, если погода позволяет. Занятия по домоводству – одни из самых любимых. На них мальчики и девочки вместе учатся шить и вязать, мастерить игрушки и нехитрую домашнюю утварь своими руками, а также готовить и печь по несложным рецептам.

Со средних классов учебная нагрузка и объем требований к знаниям и умениям школьников заметно растут. Становится больше домашних заданий – и возможностей для самостоятельного выбора предметов. К примеру, с шестого класса можно выбрать второй язык, помимо английского. Наиболее популярны немецкий, французский и испанский. В некоторых школах даже есть возможность изучать русский язык.

Национальный экзамен

Ученики третьего, шестого и восьмого классов проходят обязательное тестирование по некоторым предметам. Цель экзаменов, правда, не только оценить успеваемость каждого ученика, но и измерить общий уровень качества образования в школах страны и определить, насколько хорошо или плохо они справляются со своей образовательной миссией.

  • В Швеции 83% взрослых в возрасте 25–64 лет получили диплом об окончании старшей средней школы (гимназии), в то время как в среднем по странам ОЭСР такой диплом получили около 75% взрослых.
  • Образование в Швеции финансируется в основном за счет муниципальных налогов, но существует также общая государственная дотация. Ее выделяют муниципалитетам, у которых недостаточно средств в бюджете на образование
  • Швеция была первой страной в мире, которая запретила телесные наказания детей в 1979 году. Она также была одной из первых стран, подписавшей Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка в 1990 году.

Психологический комфорт – в приоритете

Психологическое самочувствие детей – приоритет шведских школ. В каждой есть куратор, к которому ребенок может прийти и рассказать, например, о своих проблемах с успеваемостью, о трудностях в шведской семье или со сверстниками. Кроме того, учителя регулярно проводят индивидуальные беседы с каждым ребенком, в ходе которых стараются выяснить, насколько комфортно ребенок себя чувствует в классе, среди одноклассников, успевает ли усваивать материал, нуждается ли в дополнительной помощи со стороны школы или родителей. В начале и конце каждого учебного полугодия проводится аттестация учеников. Проходит она индивидуально, в форме беседы с самим ребенком и его родителями. Её цель – помочь ребенку определить проблемные точки в учебе и понять, над чем нужно работать в будущем. При этом учитель выступает лишь как модератор, задает наводящие вопросы, помогает ребенку сформулировать мысль, но не навязывает свою точку зрения.

Знаешь ответ – докажи

При решении задач, к примеру, по математике, физике или химии, в шведской школе особое внимание уделяют тому, как мыслит и как анализирует задачу ученик. То есть, важно не только дать правильный ответ, но и показать, каким образом ты приходишь к решению.

Шведские Законы «Об образовании» и «О запрете дискриминации» защищают детей и учащихся от обращения, унижающего их достоинство, травли и притеснения. Директора школ, детсадов и руководители образовательных программ для взрослых обязаны гарантировать отсутствие дискриминации и обеспечение уважительного обращения со всеми учащимися. В 2006 году Швеция назначила первого омбудсмена, на которого была возложена задача предоставлять информацию о дискриминационных действиях, чтобы помочь школам в предотвращении травли детей и представлять интересы учащихся. Омбудсмен является членом шведской Школьной инспекции, правительственного органа, которому поручено инспектирование школ. Немаловажно также, что в каждой школе есть медсестра, психолог и социальный работник.

Индивидуальный подход

Ученики, которым с трудом даются чтение и/или письмо, имеют право на дополнительную индивидуальную помощь со стороны преподавателей. Некоторым детям бывает сложно сосредоточиться на том, что говорит учитель. По статистике, практически в каждом классе есть ребенок с диагнозом ADHD (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Таким детям нужна особая поддержка, чтобы научиться концентрироваться и не отвлекаться. Для них разрабатывают индивидуальный план учебы, чтобы они смогли догнать своих сверстников и раскрыться в полной мере.

Продленное веселье

Кроме школьной программы, ученики в возрасте от 6 до 13 лет обычно занимаются в группе продлённого дня – после уроков или до начала занятий, если родители начинают рано работать. Специальные педагоги ведут творческие, игровые, развивающие занятия. Обычно это рисование, декор, рукоделие, поход в лес или командные игры. За группу продлённого дня родители платят взнос в зависимости от доходов семьи. Соответственно, более обеспеченным родителям продленка обойдется дороже – в пределах 950 крон (около 100 евро) в месяц.

Королевство Швеция - страна с высоким уровнем жизни, ежегодно привлекающая молодых людей из других государств. Дипломы университетов ценятся многими работодателями во всём мире, поэтому образование в Швеции, полученное молодым специалистом, помогают быстро продвигаться по карьерной лестнице.

Программы обучения

Страна: Австралия Австрия Бельгия Бразилия Великобритания Венгрия Германия Голландия Греция Дания Индия Ирландия Испания Италия Канада Кипр Китай Коста-Рика Куба Мальта Марокко Монако Новая Зеландия Норвегия ОАЭ Польша Португалия Сингапур США Таиланд Турция Филиппины Финляндия Франция Чехия Чили Швейцария Швеция ЮАР Япония

Город: Все Стокгольм (1)

Язык обучения: Все шведский

Проживание: Все Общежитие - Резиденция Отель - Бунгало - Вилла Семья

Сортировка: дешевле дороже

Дошкольное образование в Швеции

Посещение детского сада (по-шведски dagis) считается необходимым этапом успешного воспитательного процесса. Учреждения для дошкольников можно найти даже в небольших населённых пунктах. Согласно статистике, дошкольное образование получают не менее 80% детей.

Система дошкольного образования в Швеции не предполагает подготовку к следующему этапу обучения. Воспитание направлено на получение ребёнком первых навыков общения со сверстниками различных рас и национальностей. Большую часть времени малыши проводят на прогулке, что благоприятно сказывается на их здоровье. Посещение детского сада стоит недорого: родители тратят не более 3% своих доходов. Дети из малоимущих семей имеют право посещать дошкольное учреждение бесплатно.

Система среднего образования

Посещение основной школы (grundskola) обязательно с 1 по 9 класс. В учебное учреждение принимают после собеседования. Если у ребёнка выявлены отклонения в развитии, его могут отправить в särskola (для детей с психическими отклонениями) или в specialskola (для детей с физическими отклонениями). Первые несколько лет пребывания в grundskola направлены на социализацию. Получение знаний не является ведущей деятельностью. До 5 класса оценок не ставят и не оставляют на второй год. Для школы характерны следующие особенности:

  1. Среднее образование является бесплатным для всех подданных королевства и официальных иммигрантов. Родители не обязаны делать каких-либо взносов. Бесплатно предоставляются не только учебники, но и обеды, канцелярские принадлежности и даже проездной билет, если ученик проживает далеко от места учёбы.
  2. Физкультура считается одной из важнейших дисциплин.
  3. В некоторых школах учащиеся могут бесплатно научиться играть на одном музыкальном инструменте.
  4. Школьный учитель играет важную роль в жизни ребёнка. Он поддерживает связь с родителями, информируя их об успеваемости сына или дочери. К преподавателю допустимо относиться как к равному и называть его по имени.

Ученик, решивший продолжить обучение после 9 класса, переходит в гимназию. Подростку предстоит выбрать программу: академическую, техническую или профессиональную. Для перехода на новый этап нужно успешно сдать 3 вступительных экзамена: математику, шведский и английский языки. Обучение длится 2-3 года.

Получить среднее образование можно в высшей народной школе (folkhögskola). Здесь обучаются люди, не окончившие grundskola или выпускники гимназий. В народных школах по специальным программам обучаются иммигранты.

Высшее образование в Швеции

Представлена университетами и университетскими колледжами. В университете больше академических дисциплин. Здесь можно получить докторскую степень. Колледжи предлагают только те знания, которые пригодятся на практике. Такое учебное учреждение нередко готовит специалистов для конкретного предприятия. Специфика шведских вузов:

  1. Чтобы стать студентом без вступительных экзаменов, необходимо успешно окончить гимназию.
  2. Учебная программа состоит из лекций и семинаров. Студент имеет право выбирать занятия для посещения.
  3. Чтобы переходить с одного курса на другой, нужно своевременно сдавать установленное количество зачётов и экзаменационных работ.
  4. Обучение в Швеции в высшем учебном заведении бесплатно для подданных королевства, граждан ЕС и некоторые стран, не входящих в Европейский Союз. С 2011 года иностранные граждане, не относящиеся к льготной категории, обязаны платить за учёбу от 7500 € до 21000 €.
  5. Резидент страны может рассчитывать не только на бесплатное обучение, но и на финансовую помощь от государства, помогающую покрывать расходы неработающего студента.

Самые известные шведские университеты

К наиболее популярным среди самих шведов и иностранцев университетам относятся:

  1. Стокгольмский Университет (Stockholm University). Предлагает широкий выбор программ, сотрудничает со многими вузами мира.
  2. Шведский университет аграрных культур (Swedish University of Agricultural Sciences). Вуз считается одним из лучших в сфере сельского хозяйства. Популярное направление - создание экологически чистой среды обитания.
  3. Университет технологий Лулио (Luleå University of Technology). Предлагает получить образование не только по техническим, но и по гуманитарным направлениям.
  4. Университет Умио (Umeå universitet). Предлагает более 1000 различных программ, некоторые из которых представлены на английском языке .
  5. Университет Лунда (Lund University). Вуз является крупнейшим исследовательским центром.
  6. Университет Карлстада (Karlstads universitet). Вуз предлагает несколько десятков образовательных программ.
  7. Университет Упсалы (Uppsala universitet). Даёт образование по большому количеству направлений и является старейшим вузом королевства.

Бакалавриат, магистратура, докторантура

Учёба в Швеции в вузе даёт возможность получить степень по европейскому стандарту:

  • Бакалавриат . Является основной программой высшего образования, доступной сразу же после окончания старших классов школы. Обучение длится 3 года, в течение которых бакалавр должен получить 180 академических кредитов (зачётов);
  • Магистратура . Предполагает более углублённое изучение предметов. Обучение длится 1-2 года и заканчивается написанием магистрской работы. За время учёбы необходимо получить 60-120 кредитов;
  • Докторантура . Содержание и длительность учебного курса зависит от высшего учебного заведения. Получение степени требует проведение научной работы и написание диссертации.

Обучение в Швеции для русских

Шведские школы принимают иностранных граждан. Учащемуся необходимо владеть английским. Однако получение навыков общения на шведском языке является обязательным. Для иностранцев предусмотрены специальные подготовительные классы, в которых они изучают язык королевства.

Среднее образование в Швеции для русских доступно в гимназии подросткам от 14 до 17 лет. Программа гимназии рассчитана на 3 года. Однако россияне могут учиться только год. В течение всего этого периода школьники проживают в семьях. Дети имеют право обучаться как в частных, таки в государственных учреждениях. В некоторых крупных городах организованы русские школы, где обучаются дети россиян, временно проживающих в королевстве.

Подданные Швеции оканчивают школу на 2 года позднее своих российских ровесников. Именно поэтому, поступая в вуз в 17 лет, россиянин может столкнуться с трудностями и получить отказ. В таком случае выпускнику рекомендуется поступить в университет в России и проучиться 1-2 года.

Знание шведского необязательно. В королевстве достаточно учебных заведений, предлагающих программы на английском. Владение этим языком на хорошем уровне должно быть подтверждено сертификатом международного образца. Кроме этого, абитуриент должен представить справку из банка о том, что он располагает суммой, необходимой для оплаты всех возможных расходов. Работать в Швеции студентам разрешено только в период летних каникул. Также учащийся вуза должен будет подписать обязательство покинуть государство после окончания обучения.

Выбрав учебное заведение, необходимо подать заявку через сайт этого учреждения. Абитуриент должен быть готов пройти собеседование на английском или шведском. По итогам собеседования принимается решение об отказе или зачислении. Если учёба в Швеции для россиян не превышает трёх месяцев, учащемуся необходимо оформить . Для проживания в стране в течение более длительного времени нужно получить разрешение, для оформления которого необходимы:

  • Медицинская страховка;
  • 2 цветные фотографии на документы;
  • Анкета на английском или шведском;
  • Подтверждение платёжеспособности ученика;
  • Решение о зачислении;
  • Загранпаспорт с ксерокопиями всех его страниц.

Стоимость обучения в Швеции

Сколько стоит обучение в Швеции вопрос важный для любого студента. Учёба в государственной школе обойдётся для россиянина в 6000 €. В частных учреждениях цена будет выше. Средняя стоимость учёбы в вузе - от 10500 € до 38400 €. Студенту также придётся оплачивать:

  • Жильё . Университеты предоставляют общежития. Ежемесячная стоимость проживания - от 240 € до 470 €. Однако мест в общежитиях не всегда бывает достаточно для всех желающих. Учащийся может поселиться в специальных студенческих апартаментах и платить за них до 420 € в месяц. Съём однокомнатной квартиры стоит до 1000 € (в центре Стокгольма);
  • Питание . Обед в недорогом кафе обойдётся в 9 €. Ужин в ресторане может стоить в несколько раз дороже. Чтобы сэкономить, необходимо покупать продукты в супермаркете и готовить самостоятельно. Затраты на питание составят до 200 € в месяц;
  • Транспорт . В целях экономии необходимо купить проездной билет за 73 €;
  • Прочие расходы . На посещение достопримечательностей, кинотеатров и покупку предметов первой необходимости уходит до 100 € в месяц.

Высшее образование в Швеции для русских бесплатно

Претендующие на степень бакалавра абитуриенты из России не смогут получить образование бесплатно. Чтобы поступить на бюджетное отделение магистратуры, необходимо подать заявку в Шведский Институт (Swedish Institute), созданный в середине прошлого века для организации интернационального сотрудничества. Стипендии, назначаемые этим учреждением, покрывают все расходы на перелёт и пребывание в стране. Студентам, поступившим в докторантуру, платят зарплату в размере 1500 € за проведение научной работы.

Некоторые вузы самостоятельно поддерживают иностранных студентов, полностью или частично покрывая их расходы.

В Швеции все дети должны учиться в девятилетней начальной школе (grundskola). Такое требование сформулировано в шведском законодательстве о школьном образовании. Начальная школа принимает на обучение детей в возрасте 7-16 лет. Учебный год состоит из осеннего и весеннего полугодий.

Родители имеют право выбирать школу для своих детей. Заявление о предоставлении места в школе подается на имя директора интересующей вас школы. Детей принимают в школу при наличии свободных мест.

Дети, которым трудно дается учеба в средней школе, могут проходить обучение в специальной или вспомогательной школе. Специальные школы (specialskola) предусмотрены, например, для глухих или слабослышащих детей. Вспомогательные школы (särskola) предназначены для детей с отставанием в развитии или аутизмом. В таких учебных заведениях учащиеся получают дополнительную поддержку в прохождении школьной программы.

Все начальные школы работают по единому учебному плану, где регулируются вопросы о содержании образовательной программы и педагогических методах работы школы.

Обязательность обучения в школе

Обязательность обучения означает, что дети должны ходить в школу, начиная с осеннего полугодия по достижении 7-летнего возраста или после поступления в первый класс.

Предметы, изучаемые в начальной школе

К школьным предметам относятся, например, курсы обучения математике или шведскому языку. Каждый предмет изучается в объеме определенной программы, в которой указано, какие знания ученик должен иметь по окончании начальной школы.

Половое просвещение в школе

В шведской школе вопросы полового просвещения и семейной жизни включены в учебный план. Такая традиция существует более 50 лет.

Система школьных оценок в Швеции

С осени 2012 года школьникам выставляются оценки, начиная с шестого класса. Каждое полугодие дети получают оценки по всем предметам, а после окончания девятого класса им выдают аттестат о начальном образовании.

С 1 июля 2011 года действуют новые правила определения и выставления отметок. Учащиеся начальной школы получают оценки «A», «B», «C», «D», «E» и «F». Оценка «F» означает «зачтено». Самая высокая оценка – «A». Новые правила установлены по инициативе государственного органа под названием Шведское управление школьного образования.

До 1 июля 2011 года учащиеся получали оценки «зачтено» (G), «хорошо» (VG) и «отлично» (MVG). Оценка IG означает «неудовлетворительно» и выставляется, когда знания ребенка не зачтены.

Шведская школа в прежние времена

С середины ХХ века в шведской школе произошли значительные изменения. Раньше в школе царили строгие нравы. Учитель мог бить учеников, а угроза телесных наказаний сохранялась до 1958 года.

Ученики не могли обращаться к учителям на «ты» или называть их по имени. Вместо этого они должны были говорить «фрёкен» или «магистр». Детям уже с первого класса ставили оценки за поведение. Если у школьника были плохие оценки по двум или трем предметам, его оставляли на второй год.

Современная школа

Нынешняя школа является демократичной по своему характеру. Детей учат самостоятельному мышлению и принятию решений, касающихся процесса обучения. Учитель выступает в качестве лидера группы, но между ним и учениками сохраняются равноправные отношения.

Шведская школа работает на основе общих принципов Декларации ООН о правах человека. Это этические ценности, на которых строятся взаимоотношения между детьми, подростками и взрослыми.

В соответствии с этим в шведской школе нельзя никого обижать. Девочки и мальчики имеют равные возможности для выбора и развития. Учащиеся могут сами воздействовать на процесс обучения, благодаря участию в классных собраниях и работе классного совета.

Языковое обучение

Если один или оба родителя имеют другой родной язык или используют его в качестве домашнего языка, ребенок имеет право на обучение этому языку в школе (modersmålsundervisning). Школьники, говорящие на другом родном языке, имеют также право изучать шведский как второй язык. Шведский как второй язык предусмотрен как для начинающих, так для тех, кто уже немного говорит по-шведски.

Подготовительный класс для детей иммигрантов

Для детей, вновь прибывших в Швецию, созданы подготовительные классы, где они проходят языковой тренинг по шведскому языку и изучают другие школьные предметы.

Ученики подготовительного класса обучаются с целью как можно быстрее перейти на изучение предметов в рамках обычной программы начальной школы. Обучение индивидуальное, в зависимости от возраста, родного языка и уровня знаний, полученных раньше. Подготовительные классы для детей иностранного происхождения имеются во многих муниципалитетах Швеции.



gastroguru © 2017