Выбор читателей
Популярные статьи
Западная Сибирь Российское могущество прирастать будет Сибирью. М. В. Ломоносов Учитель географии Мелешко И. Ю. ГБОУ Гимназии №1504
ЗАДАЧИ: Выявить состав и особенности ЭГП экономического района Западная Сибирь; Оценить природные условия и природные ресурсы Западной Сибири для развития хозяйства региона; Определить отрасли специализации Западной Сибири; Сформулировать проблемы и выявить пути их решения
Задание: Определите состав экономического района (учебник стр.221, политико- административная карта). Состав экономического района Западная Сибирь
5 областей: 1.Тюменская (Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО); 2. Новосибирская; 3. Томская; 4. Омская; 5. Кемеровская 1 край: 1.Алтайский (г.Барнаул) 1 республика: 1.Алтай (г.Горно-Алтайск) Состав экономического района Западная Сибирь
ЭГП Западной Сибири
Задание: Используя карту, дайте оценку ЭГП Западной Сибири по плану: Положение по отношению к государственным границам. На территории страны. Соседи. Выход к морю. Транспортное положение ЭГП Западной Сибири
Заполните пропуски в тексте: Западная Сибирь - это район России, который граничит с 3 государствами: . Российскими соседями являются________________. районы. На Севере Западная Сибирь имеет выход к ____________ морю. Его площадь составляет ________ млн.км 2 ,________% тер-и России. Здесь проживает ______ тыс. чел.,_____% общей численности населения России. Состоит район из ___субъектов: __ областей, ___автономных округов, ______края, ____ республики. Наиболее тесные связи налажены с __________ экономическим районом. По территории района проходят две важные транспортные магистрали _________________________ Выгоды ЭГП Западной Сибири заключаются в _____________ Отрицательным фактором является ____________.
Западная Сибирь - это район России, который граничит с 3 государствами: Казахстан, Монголия, Китай. Российскими соседями являются Северный, Уральский, Восточно-Сибирский районы. На Севере Западная Сибирь имеет выход к Карскому морю. Его площадь составляет 2,4 млн.км 2 , 14 % тер-и России. Здесь проживает 15 млн. чел., 10 % общей численности населения России. Состоит район из 9 субъектов: 5 областей, 2 автономных округов, 1 края, 1 республики. Наиболее тесные связи налажены с Уральским экономическим районом. По территории района проходят две важные транспортные магистрали Транссибирская магистраль и Северный морской путь Выгоды ЭГП Западной Сибири заключаются в наличии выхода к морям Северного Ледовитого океана, соседстве с Уральским экономическим районом. Отрицательным фактором является удаленность от центральных районов страны.
Заполните таблицу Природные условия Западная Сибирь Рельеф Климат Воды Почвы Природные зоны
Заполните таблицу Природные условия Западная Сибирь Рельеф Низменность – Западно-Сибирская равнина, на юге горы Алтай Климат С Арктический Ю Ум. Континентальный Воды Обь и ее притоки, болота Почвы 1/3 всех почв – вечная мерзлота, 4/5 подзолистые почвы, на юге черноземы Природные зоны Широтная зональность: С Арктическая пустыня Тундра Тайга Смешанные леса Ю Степь
Определите по карте, какие природные ресурсы имеет район Нанесите их на контурную карту. Дайте хозяйственную оценку природных ресурсов Западной Сибири. Сформулируйте вывод: Западная Сибирь (богата, небогата) природными ресурсами, особенно___________________________
Вывод: Западная Сибирь богата природными ресурсами, особенно топливными.
Проблемный вопрос: Чем объяснить, что в Западной Сибири сосредоточены крупнейшие месторождения нефти и газа? Если вопрос вызывает затруднения, воспользуйтесь учебником стр.224.
Заполните таблицу Отрасли специализации Продукция отраслей Центры и районы
Заполните таблицу Отрасли специализации Продукция отраслей Центры и районы Топливная Черная металлургия Цветная металлургия Химическая Машиностроение Лесная и деревообработка Зерновое хозяйство Мясомолочное скотоводство Оленеводство
Экологические проблемы: Уничтожение оленьих пастбищ Загрязнение рек нефтью Загрязнение воздуха угольной пылью, дымом Эрозия почв Заболоченность
Домашнее задание §49-50 1. Решение экологических проблем региона. 2. Готовимся к ГИА
С 1992 по 1996 год я работала в Акиловской основной школе Кочёвского района Пермской области. Данное образовательное учреждение было объявлено экспериментальной площадкой по теме “Блочно- лабораторная система на основе погружения в предмет”. В 1997 году я поменяла место жительства, но ностальгия по экспериментальной работе осталась и я продолжила работу в этом направлении, уже в другой школе. Структура и принципы построения урока сохранились. Учебное занятие отличается чёткой организацией, высоким уровнем самостоятельности и самоорганизации обучающихся, дифференциацией учебного процесса. Я предлагаю одну из разработок такого урока.
Урок географии в 9 классе
разработан учителем географии первой
квалификационной категории МОУ
“ ПСОШ №2” Хурановой С.Е.
Учебник Ром В.Я., Дронов В.П. “География России. Население и хозяйство”.
Тема урока | Западная Сибирь |
Цель урока |
|
Основное содержание |
|
Геономенклатура |
|
Ведущие понятия | ПТК, ТПК, металлургическая база, отрасль специализации, технологии. |
Оборудование | Физическая карта Западной Сибири; атласы – 9 класс, ЯНАО; таблица символов; сигнальные карточки; альбомные листы; фломастеры; карточки-ЛОК; контурные карты |
Работа с контурной картой |
|
Материал учебника. | x 64 стр.300, 307 – 315 |
Состав: Тюменская, Омская, Новосибирская,Томская, Кемеровская обл., Алтайский край, респ. Алтай, ЯНАО, ХМАО
Г- Д пром + ресурсы нефть-70%, 1/3 болот к.уголь-30% терм. воды |
З-Сиб завод в Новокузнецке З-д ферросплавов в Новокузнецке |
Zn – Белово; Sn – Новосибиск; Al –Новокузнецк |
Металлургическое ВПК- Омск,Новосибирск Эн. Маш-ие Ракето-ие Тракторо-ие Самолёто-ие С\х маш-ие |
ГЭС- Новосибирск |
Удобр- ия -Барнаул, Тобольск Пластмассы, краители -Омск, Томск Нефтехимия |
Яр. пшеница, зерно- 20% м, м-м скот-во, оленев-во пчелов-во |
механич. перераб. древесины преобладает Лесохимия |
2 ТПК: а) Кузнецко-
Алтайский Уголь, ЦМ б)Западно- Сибирский Нефть, газ |
2) Составить рассказ (на основе ЛОК) о хозяйстве Западной Сибири.
3) Дать характеристику ТПК Западной Сибири по плану:
2. Природные условия и ресурсы.
3. Специализация ТПК.
4. Проблемы и перспективы развития.
4) Дополнительные задания (по выбору учащихся) проблемно-поискового характера:
1) Рассказ о Западной Сибири (на основе ЛОК).
2) Характеристика Западно-Сибирского и Кузнецко-Алтайского ТПК по плану.
3) Проверка выполнения дополнительных заданий проблемно-поискового характера (по выбору учителя).
а) недостаточное развитие нефтегазоперерабатывающей промышленности;
в) недостаточное развитие химической промышленности;
с) экологические проблемы;
d) проблемы народов Крайнего Севера;
е) дефицит трудовых ресурсов;
f)недостаточное развитие социальной инфраструктуры.
4) Игра “Веришь - не веришь?”
У учащихся сигнальные карточки. Учитель задаёт вопрос и читает варианты ответов. Учащиеся поднимают нужную карточку: “ВЕРЮ” – белого цвета, “НЕ ВЕРЮ” – чёрного цвета.
1 вопрос. Какие основные черты ЭГП и ФГП Западно-Сибирского района:
2 вопрос. Какими ресурсами богат Кузнецко-Алтайский ТПК?
3 вопрос.Какие отрасли специализации сформировались в Западно-Сибирском ТПК?
4 вопрос. Какие отрасли машиностроения развиты в Западной Сибири?
ВЫВОД. Главная народнохозяйственная функция Западной Сибири – поставка нефти и газа в европейскую часть страны. Роль угля в последнее время снижается.
4. Зачёт . (20 минут)Задания даются по нарастающей от варианта А до В. Учащиеся в обязательном порядке выполняют задания, начиная с уровня А.
Уровень А – соответствует оценке “3”, тест, определяющий минимальный базовый уровень по теме.
Уровень Б – соответствует оценке “4”, включает ведущие понятия по теме.
Уровень В – соответствует оценке “5”, усложнённые и творческие задания.
2.Установите соответствие:
3. Установите соответствие:
4. В западной Сибири зона Севера занимает:
5. Из ресурсов Западной Сибири наибольшее значение для страны имеют:
6. Комплекс конструкционных материалов развит в Западной Сибири:
7. Установите соответствие:
8.Хозяйство Западной Сибири в основном использует ресурсы:
Б. Объяснить понятия.
В. Творческие задания по выбору учащихся.
1. Дорисуйте схему Сибирской металлургической базы.
2. Есть такая песнь у народов манси:
Мы уйдём, покинем землю,
Чтобы больше не родиться,
И на быстрых конях-лыжах
Не скользить за соболями.
Наши лодки, как могилы,
На песках сгниют тоскливо,
И в деревнях опустелых
Будут жить лишь мыши.
О какой проблеме коренных жителей Севера говорится в стихотворении?
Какие проблемы коренного населения вы бы добавили ещё? Предложите пути решения этих проблем.
Примечание: материал рассчитан на 2 спаренных урока.
Приложение
Цель урока: Изучить влияние ЭГП района и обеспеченность природными ресурсами на развитие района и его хозяйственную специализацию. Изучить влияние ЭГП района и обеспеченность природными ресурсами на развитие района и его хозяйственную специализацию. Выявить различия ТПК Западной Сибири. Выявить различия ТПК Западной Сибири.
1) Административное деление Западно- Сибирского района. ЗАДАНИЯ. 1. На карте России определить административно-географическое положение района. 2. Выписать административные единицы района. 3. Найти крупнейшие города региона и отметить их на контурной карте.
Граничит с Казахстаном, Монголией и Китаем. - ¼ находится за Северным Полярным кругом. - Выход в Карское море. - Граничит с Уралом и Восточной Сибирью. - Находится на пересечении транспортных путей. - Удаленность от центра. - Заболоченность. - Обладает богатыми природными ресурсами. - Открытость территории с севера. - Большая протяженность территории.
ТПК Западной Сибири Западно-Сибирский (комплекс нефте- химической и деревообрабатывающей промышленности) Кузнецко-Алтайский (угольно- металлургический комплекс) ЗАДАНИЕ: На контурной карте отметьте природные ресурсы и главные центры промышленности этих ТПК.
Выберите по 3 верных утверждения для каждого субъекта района: 1.В области находится 2-й по людности город- «миллионер» Сибири. 2.Находится в пределах Алтайских гор. 3.Главные богатства области – нефть, газ, лес. 4.Перспективный район отдыха (Телецкое озеро). 5.В области – Кузнецкий бассейн. 6.Занимаются овцеводством, пчеловодством. 7.Самая экономически развитая область в Сибири. 8.Главное богатство области – агроклиматические ресурсы. 9.На основе своих углей сложилась мощная тепловая энергетика. 10.На территории края центр тракторостроения – Рубцовск. 11.Самая большая область Западной Сибири. 12.В области город- «миллионер», центр науки Сибири. 13.Хорошо развит ВПК – самолетостроение. 14.Главное богатство – полиметаллы, соли, цемент. 15.Новокузнецк – крупнейший центр науки Сибири. 16.На юге области выращивают подсолнечник, сады. 17.Административная единица – край. 18.Почти вся территория области заболочена.
Проверим задание! 1. Тюменская область г.Тюмень. – 3,11, Кемеровская область -г-г-г-г.Кемерово. – 5,9, Новосибирская область. - г.Новосибирск. – 7,12, Омская область - г.Омск – 1,8, Алтайский край - г.Барнаул – 10,14, Республика Алтай г.Горно-Алтайск – 2,4, 6.
Итоговый тест. 1.Крупнейшие города Западно- Сибирского района расположены: А вдоль Транссибирской ж/д магистрали Б у крупных месторождений В в северной части района Г вдоль сибирских рек 2.Найдите характерную черту района: А самые мощные ГЭС Б наличие городов- «миллионеров» В самая высокая доля городского населения Г развито машиностроение
Домашнее задание Подготовить сообщение по теме (на выбор): Подготовить сообщение по теме (на выбор): - Народы, населяющие территорию Западной Сибири, их традиции, обычаи и обряды. - Народы, населяющие территорию Западной Сибири, их традиции, обычаи и обряды. -Проблемы и перспективы развития Западной Сибири. -Проблемы и перспективы развития Западной Сибири.
Ученица 9 класса «А»
МОУ СОШ с УИОП №78
Талдыкина Наталья
Слайд 2
Западная Сибирь - часть Сибири между Уралом и долиной Енисея. Она была присоединена к Российскому государству и освоена русскими в XVI-XVII веках.
Слайд 3
Западная Сибирь представляет собой территорию, простирающуюся на 2500 километров от Северного Ледовитого океана до сухих степей Казахстана и на 1500 километров от гор Урала до Енисея.
Слайд 4
Западная Сибирь охватывает пять природных зон: тундровую, лесотундровую, лесную, лесостепную, степную, а также низкогорные и горные районы Салаира, Алтая, Кузнецкого Алатау и Горной Шории.
Слайд 5
Западная Сибирь один из богатейших природными ресурсами регионов страны. Здесь открыта уникальная нефтегазаносная провинция. На территории района сконцентрированы огромные запасы каменного и бурого угля, железных руд и руд цветных металлов.
Слайд 6
Запдно-Сибирская равнина
Западно-Сибирскую равнину обычно разделяют на четыре крупные геоморфологические области:
1)морских аккумулятивных равнин на севере;
2)ледниковых и водно-ледниковых равнин;
3) приледниковых, главным образом озерно-аллювиальных, равнин;
4) южных внеледниковых равнин
Слайд 7
Слайд 8
Западная Сибирь - страна с достаточно суровым, континентальным климатом. Значительные различия климатических условий северных и южных частей Западной Сибири, связанные с изменением количества солнечной радиации и характером циркуляции воздушных масс, особенно потоков западного переноса.
Слайд 9
Западная Сибирь богата подземными и поверхностными водами.Вся территория страны расположена в пределах большого Западно-Сибирского артезианского бассейна, в котором гидрогеологами
выделяется несколько бассейнов второго порядка: Тобольский, Иртышский, Кулундинско-Барнаульский, Чулымский, Обский и др.
Слайд 10
В лесоболотной зоне, 60% площади занято болотами и слабодренированными заболоченными лесами, преобладают массивы сосновых боров, занимающие 24,5% лесопокрытой площади, и березняки (22,6%), главным образом вторичные. Меньшие площади покрыты влажной темнохвойной тайгой из кедра, пихты и ели.
Слайд 11
В Западной Сибири насчитывается около 500 видов позвоночных, из них 80 видов диких млекопитающих, 350 видов птиц, 7 видов земноводных и около 60 видов рыб. В водоемы равнины завезены сиг, лещ, сазан, карп, судак. Акклиматизированы ондатра, американская норка, выхухоль.
Слайд 12
В Западной Сибири сосредоточены практически все природные ресурсы, необходимые для развития отраслей промышленности: нефть, газ и уголь.
Слайд 13
Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, крупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев РСФСР. Площадь около 3,5 млн. км2.
Слайд 14
Топливная промышленность, заслуживающая разговоров в первую очередь - самая наиважнейшая и крупная база в России, дающая более половины нефти и газа по всей Российской Федерации. Соответствующее название ТПК - Западно-Сибирский. Имеет такие следующие месторождения как Сургут,Усть-Балык,Самотлор и многие другие.
Слайд 15
Общее число жителей Западно-Сибирского района составляет 15141.3 тысячи человек, прирост положителен и составляет 2.7 человек на 100 жителей, велика роль миграционного притока населения. Доля городского населения свыше 70%.Если допустить развитие в будущем транспорта, то плотность населения Западной Сибири значительно вырастет.
Слайд 16
Посмотреть все слайды
Тема урока «Западная Сибирь»
Цель урока: Организовать работу по усвоению особенностей географического положения, ресурсной базы, населения и хозяйственной специализации Западной Сибири. Задачи: Образовательные: Развивающие: Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе. закрепить умение извлекать информацию из карт атласа умение анализировать данные и формулировать выводы раскрыть причины зависимости природно-ресурсного потенциала и отраслей хозяйства; а также зависимость развития района от особенностей ЭГП Воспитательные: Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, воспитание информационной культуры; учащиеся должны убедиться в том, что освоение какой-либо территории невозможно без знания её особенностей Оборудование:Ход урока
Природные ресурсы
коэффициент
специализации К
.
П
Н
Если К____1
, то данная отрасль является отраслью специализации
.
Сделайте вывод. Отраслями специализации района являются _______________
3 группа.
Отрасли специализации
70% общероссийской нефти 92% общероссийского газа9. Чем объяснить размещение в городе Кемерово производства азотных удобрений? Укажите не менее двух причин. 10. Чем объяснить размещение тракторостроения в городе Рубцовске на юге Западной Сибири? Укажите не менее двух причин. 11. Определите регион по его краткому описанию. Эта республика граничит с тремя странами. Единственное городское поселение – столица. Как и большинство горных территорий она заселена крайне не равномерно: большая часть сел и деревень располагается вдоль рек, а также в межгорных котловинах. Ведущая отрасль экономики – сельское хозяйство. Доля промышленности в структуре экономики одна из самых низких в стране. Развиты пищевая промышленность, добыча руд цветных металлов, производство строительных материалов. 12. Дорисуйте схему Сибирской металлургической базы.
13. Есть такая песнь у народов манси: Мы уйдём, покинем землю,План
Географическое положение.
Природные условия и важнейшие виды природных ресурсов.
Крупнейшие города.
Отрасли специализации промышленности (по городам).
Особенности развития транспорта.
Территориально - производственные связи.
Проблемы и перспективы развития.
Вывод о значении и развитии ТПК.
1 группа. Дайте краткую характеристику природных условий Западной Сибири. В чем отличие природных условий? Оцените природные условия.
Вывод: освоение территории осложнено ______________________2 группа.
Определите по карте атласа, какие природные ресурсы имеет район (указывайте где, в какой части территории района).
Дайте хозяйственную оценку природных ресурсов Западной Сибири. На контурной карте отметьте крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Сформулируйте вывод: Западная Сибирь (богата, небогата)
природными ресурсами, особенно_________
3 группа. Дайте характеристику населения Западной Сибири: - демографические показатели - размещение - плотность - национальный состав - урбанизация, города Оцените население и трудовые ресурсы. Сформулируйте вывод: заселенность территории – (сильная, слабая); район имеет (достаток или дефицит) трудовых ресурсов; остро стоит проблема коренного населения.
Приложение 2
1 группа.
Используя знания о природных ресурсах района, предположите, какие отрасли хозяйства будут развиты в Западной Сибири. Заполните таблицу. На экономической карте найдите центры и районы этих отраслей хозяйства.
Природные ресурсы
3 группа.
С помощью текста учебника заполните таблицу. На экономической карте найдите центры и районы этих отраслей хозяйства.
Отрасли специализации
Докажите, что Западная Сибирь выделяется своей мощной экономикой. Ответ: Доказательства того, что в Западной Сибири сложилась мощная экономика:Получило распространение много лет назад. Широкое распространение пантовое оленеводство получило на . Оленей, которых разводят для этих целей, содержат в специальных загонах. Олени - единственное семейство млекопитающих, ежегодно отращивающих и сбрасывающих массивный орган - рога. Па́нты - рога в период их ежегодного роста, имеют трубчатую неорговевшую структуру, наполнены , покрыты тонкой бархатистой кожей с короткой мягкой шерстью. оленей имеют большую ценность, благодаря своим лечебным свойствам. срезают с живых животных, не причиняя им вреда. , получаемый благодаря этим животным, помогает справляться с недугом многим и многим людям. В восточных традиционных системах врачевания (Китай, Корея) панты широко используются для сохранения силы и молодости, они находятся на самой вершине применяемых снадобий и сравнимы только с женьшенем.
Самоанализ урока
Урок «Западно-Сибирский экономический район» является 17 в теме « География крупных регионов РФ», поэтому основной задачей урока было
Исходя из поставленных задач, было отобрано содержание и структура урока. Содержание учебного материала соответствует программным требованиям и максимально приближено к возрастным особенностям учащихся.
Структура урока также направлена на реализацию поставленных целей.
Тип урока комбинированный, поэтому присутствуют практически все основные этапы урока. Предложенная модель урока позволяет учащимся с помощью различных источников информации выявить значимость Западно-Сибирского района для хозяйства страны, оценить природные ресурсы для развития хозяйства, установить специфические черты населения, определить отрасли специализации территории, сформулировать проблемы района и наметить пути их решения. Урок представлен в едином формате в виде презентации.При планировании урока большое внимание уделяется организации работы учащихся на уроке, предполагается смена деятельности учащихся, четко распределяется время на каждый вид деятельности. Информационные ресурсы рассматриваются как средство, помогающее урок сделать наиболее продуктивным. На уроке все подчинено главной цели, используются и другие технологии и виды работ: работа с картой, учебником. Разработанная презентация является некоторым эстетическим и информационным фоном урока, сопровождающим его от начала и до конца. Учащиеся, работая в творческих группах, получают целостное представление о современном хозяйстве региона, проблемах и перспективах развития. У них формируется широта взглядов и ответственность в принятии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения.
При изучении нового материала большая роль отводится самостоятельной работе учащихся. Ребята, используя учебники, работают по инструктивной карточке в группах, анализируют и сравнивают, самостоятельно делают выводы, что позволяет активно развивать мышление учащихся. Учебное занятие отличается чёткой организацией, высоким уровнем самостоятельности и самоорганизации обучающихся, дифференциацией учебного процесса. Заполнение таблиц по итогам работы каждой группы позволяет значительно сократить время на уроке и представить новые знания в логичной графической форме.
После изучения нового материала следует проверка усвоения материала, где используется экономичный по времени тестовый контроль, что позволяет быстро проверить знания ребят, повышает у ребят интерес к уроку, а также направлена на формирование навыков самооценки.
Домашнее задание носит частично дифференцированный характер и позволяет учитывать возможности и интересы ребят.
На уроке использовались и различные формы и методы работы: фронтальная работа, самостоятельная индивидуальная, групповая. Разнообразие методов объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового позволяет сделать урок насыщенным, интересным и продуктивным.
На протяжении всего урока использовались и разные виды обратной связи: самоконтроль, наблюдение за деятельностью учащихся, взаимоконтроль, что позволяет своевременно скорректировать ошибки и направить деятельность ребят в нужном направлении.
На уроке использовались различные средства обучения, необходимые для реализации учебного процесса: учебник, карты атласа, модели географических объектов – интерактивные карты, цифровые космические снимки, технические средства обучения (компьютер, проектор, электронная презентация), магнитные пособия, что повышает познавательную активность учащихся к предмету.
Таким образом, благодаря использованию разнообразных методов и форм работы, правильно подобранному содержанию учебного материала и структуре урока, задачи урока реализованы и цель достигнута.
Статьи по теме: | |
Простые и вкусные бутерброды на праздничный стол
Ну какой же праздничный стол без бутербродов? Мы все уже настолько... История развития тхэквондо
Хотя истоки боевых искусств покрыты тайной, нет сомнений, что с... Борьба за власть» Екатерина Богданова
(оценок: 1 , среднее: 1,00 из 5) Название: Пансион искусных фавориток.... |