Выбор читателей
Популярные статьи
«Тютчеву достаточно нескольких строк; солнечные системы, туманные пятна „Войны и мира" и „Братьев Карамазовых" сжимает он в один кристалл, в один алмаз. Вот почему критика так беспощадно бьется над ним. Его совершенство для нее почти непроницаемо. Этот орешек не так-то легко раскусить: глаз видит, а зуб неймет. Толковать Тютчева - превращать алмаз в уголь», - писал Д. Мережковский.
Сегодня, спустя много лет, мы берем на себя смелость вновь взяться за толкование тютчевской поэзии. Самое главное, что поражает в лирике Тютчева, - это ее философичность, масштабность, склонность к глубоким обобщениям. Даже стихи о природе и любви проникнуты у поэта философскими раздумьями. В раздумьях этих обнажается человеческая душа, открывается трагизм ее земного существования. Человек у Тютчева - это часть природы, венец ее творения, но вместе с тем мироощущение его глубоко трагично, оно отравлено осознанием бренности человеческого бытия. В этом видится поэту извечный конфликт человека и природы.
Природа у Тютчева - живое существо, полное могучих жизненных сил:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Однако язык этот для человека непостижим. Именно об этом поэт заявляет в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах». В природе разлито спокойствие, гармония, разумность и соразмерность: «певучесть есть в морских волнах», стройность в шорохе тростника, «невозмутимый строй во всем». Свобода же человека, этой частички природы, призрачна и иллюзорна. Он осознает свой разлад с природой, не понимая его истинных причин:
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
Природа для поэта - «сфинкс», своим «искусом» она губит человека, стремящегося познать ее и разгадать ее тайны. Однако все усилия людей тщетны: «Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней». В своем разочаровании, чувстве безнадежности, трагическом мировосприятии Тютчев идет далее, отказываясь видеть смысл в самом «творении Творца»:
И чувства нет в твоих очах,
И правды нет в твоих речах,
И нет души в тебе.
Мужайся, сердце, до конца:
И нет в творении Творца!
И смысла нет в мольбе!
(«И чувства нет в твоих очах»)
Точно так же, как и природа, непостижим и сам человек, его внутренний мир. Душа его - это «Элизиум теней», безмолвных и прекрасных, но далеких от реальных жизненных радостей и горестей.
Излюбленные пейзажи Тютчева рисуют картины ночной природы, когда весь мир погружается во мрак, в хаос, окутывается тайной:
Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит.
Ночной мгле у Тютчева всегда сопутствует какая-то мертвенность, нега, неподвижность, мир дневной жизни как бы закрыт особой завесой: «Изнемогло движенье, труд уснул...». Но одновременно в ночной тиши просыпается какой-то «чудный еженочный гул». В этом гуле открывается жизнь незримого мира, таинственных, неподвластных человеку сил:
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном.
(«Как сладко дышит сад темно-зеленый»)
Ночной час для поэта - «час тоски невыразимой». И вместе с тем он хотел бы неразделимо слиться с этим зыбким сумраком, ночным воздухом, дремлющим миром:
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.
Чувства - мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
(«Тени сизые смесились»)
Вместе с темой природы необычайно гармонично входит в лирику Тютчева мотив времени, прошлого и будущего. Этой теме посвящено стихотворение «Сижу задумчив и один». Время неумолимо и безвозвратно - человек бессилен перед его властью. Человек - это лишь «злак земной», который быстро вянет. Но с каждым годом, с каждый летом - «новый злак и лист иной!» Однако мотив будущего, понимание бесконечности человеческого существования здесь не уравновешивает пессимистических мыслей поэта. Мотив противостояния вечной жизни природы и конечной, бренной человеческой жизни звучит здесь необычайно остро:
И снова будет все, что есть,
И снова розы будут цвесть,
И терны тож...
Но ты, мой бедный, бледный цвет,
Тебе уж возрожденья нет,
Не расцветешь!
(«Сижу задумчив и один»)
Сорванный цветок в конце концов завянет - точно так же замирает и живое биение человеческой жизни. Так же бренны и сами чувства любви, блаженства. Человек у Тютчева беспомощен, обезоружен незнаньем перед лицом времени и судьбы:
Увы, что нашего незнанья
И беспомощней и грустней?
Кто смеет молвить: до свиданья
Чрез бездну двух или трех дней?
(«Увы, что нашего незнанья»)
Будучи романтиком, Тютчев поэтизирует и одухотворяет безудержную игру природных стихий - «грохот летних бурь», бунт неистовых морских волн. Поэту «сладок» тихий шепот волн, их чудная игра на солнце. Внятен ему и «буйный ропот» моря, его «вещие стоны». Сердце поэта навсегда отдано своенравной морской стихии, на дне морском он навеки «схоронил» свою «живую душу».
В стихотворении «Волна и дума» морскую стихию поэт сравнивает с миром человеческих мыслей, с порывами сердца. Человеческие думы идут друг за другом, как волна за волной. И в сердце все тот же «вечный прибой и отбой». К философской мысли поэта здесь примешивается щемяще тоскливое чувство: наши земные дела, радости и горести - это лишь «призрак тревожно-пустой».
Мы встречаем в лирике поэта и вполне реалистические пейзажи, которые, однако, полны дивного очарования, особой тютчевской тонкости и изящества. Сравнить их можно разве что с картинами русской природы, созданными Пушкиным.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
(«Есть в осени первоначальной»)
У Пушкина читаем в стихотворении «Осень»:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Великолепны у Тютчева и весенние пейзажи, когда природа улыбнулась «сквозь редеющего сна». Ничто не может сравниться с красотой первых зеленых листьев, омытых в солнечных лучах, со свежестью весеннего ветра, с голубизной неба, с пением далекой свирели... Сама человеческая душа, казалось бы, просыпается вместе с весенним пробуждением природы.
Таким образом, мир природы в лирике Тютчева - мир таинственный и непознаваемый, мир, противостоящий человеческой жизни и ее преходящим радостям. Природа равнодушно взирает на человека, не позволяя ему проникнуть в свою суть. Любовь, блаженство, мечты, тоска и грусть - все эти чувства преходящи и конечны. Человек у Тютчева бессилен перед лицом времени и судьбы - природа же могущественна и вечна.
Федор Иванович Тютчев известен своим гениальным поэтическим талантом и умением тончайшим образом передавать сложные философские вещи, делать яркие психологические зарисовки, создавать по-настоящему прекрасные, наполненные чувством и лирикой пейзажи.
Мир поэта загадочен. Одной из его загадок является природа, где все время происходит борьба двух противоположных сил – хаоса и гармонии. Там где в избытке царит жизнь, всегда мрачной тенью проглядывает смерть. В радостном свете дня скрывается темнота беспроглядной ночи. Природа для Тютчева – это некое полярное явление, разные полюса которого находятся в вечном противостоянии. Таким образом, одним из самых излюбленных и наиболее часто им используемых литературных приемов является антитеза («юг блаженный» – «север роковой», «тусклая земля» – «блистающее грозой небо» и т.д.).
Природа Тютчева невероятно разнообразна, красива и динамична. В лирике поэта встречаются самые разные пейзажи в разные часы и времена года. Это может быть и раннее утро в горах, и «море ночное», и «весенний первый гром», и зима, которая «недаром злится».
Также автор умело передает моменты перехода одного состояния природы в другое. Например, в стихотворении «Тени сизые смесились…» читатель наблюдает удивительную метаморфозу, когда вечерние сумерки быстро сменяются темнотой ночи. Превращение одной картины в другую поэт рисует с помощью бессоюзных конструкций, часто употребляемых глаголов. В слове «движение» заложено понимание самой жизни, оно выступает в некотором роде синонимом бытия, жизненной энергии.
Еще одна особенность тютчевской поэзии – одухотворенность русской природы. Она словно юная красавица – так же прекрасна, свободна, способна любить, делиться своими мыслями и чувствами, вдохновлять, в ней есть живая человеческая душа.
Поэт всеми силами стремится понять это прекрасное создание вселенной – природу – и старается передать читателю картины всех ее разнообразных воплощений. Тютчев как истинный художник внимательно наблюдает за всем, что происходит в окружающем его мире, с огромной любовью создавая великолепные поэтические картины летних вечеров, осенних пейзажей, бесконечных снежных далей, весенних раскатов грома.
Во всех своих проявлениях тютчевская природа прекрасна и приковывает к себе взгляд. Даже в яростном буйстве стихий поэт видит гармонию и созидание. Автор противопоставляет природному равновесию беспорядок и разлад в человеческой жизни. По мнению поэта, люди слишком самоуверенны, отстаивая свою свободу и забывая о принадлежности к природе, о том, что они являются ее частью. Тютчев отрицает самостоятельность человека как отдельной единицы вне зависимости от природы, мира, Вселенной. Он верит в Мировую Душу, которая выступает неким фундаментом всего сущего. Забывая об этом, человек приговаривает себя к страданиям, рискуя оказаться во власти Рока. Хаос олицетворяет собой мятежный дух природы, который отпугивает людей. Человек спорит с Роком, отвергает хаос, от которого может нарушиться баланс энергии. Он всячески сопротивляется Року, отстаивая свои права.
Все творчество поэта пронизано нитью раздумий о противоречивых явлениях и вещах, наполняющих жизнь вокруг нас.
По мысли поэта, человек подобен песчинке в открытом космосе. Он находится во власти судьбы, природных стихий. Но в то же время Тютчев поощряет борьбу, мужество и бесстрашие людей, их стремление к подвигу. Несмотря на хрупкость человеческой жизни, людей охватывает огромная жажда полноты бытия, великое желание идти вперед, подниматься ввысь.
Казбич – это разбойник, джигит. Он ничего не боится и, как и любой другой кавказец, бережёт свою честь и достоинство
Кирилл Безухов – один из второстепенных персонажей великолепного романа Толстого «Война и мир». Старый граф фигурировал только в самом начале, характеристика его мала, но мимо этой личности пройти нельзя.
Основным персонажем произведения, которое написано в жанре сказочной повести, является помещик, изображенный писателем в образе глуповатого мужчины, считающего себя потомственный российским дворянином, князем Урус-Кучум-Кильдибаевым.
Каждый год к нам приходит зима. Зимние развлечения отличаются от летних развлечений. Не всегда удается много проводить времени на улице. Нет возможности купаться и загорать.
Персонаж повести Максима Горького девятнадцатилетний Иван, весьма неоднозначен. Прозвище Цыганок он получил из-за своего внешнего вида – смуглая кожа, темные волосы, плюс ко всему он часто воровал на базаре
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок. В данной исторической ситуации отказ "чистых" лириков затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы действительности не мог не вызвать со стороны критики негативную реакцию. Наверное, нужно было обладать немалым мужеством, чтобы в такой обстановке упорно и последовательно отстаивать свое творческое кредо, вести своеобразный "спор с веком".
Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкин получил очень глубокое и справедливое определение “солнца русской поэзии”, то Тютчев -- “ночной поэт”. Хотя Пушкин и напечатал в своем “Современнике” в последний год жизни большую подборку стихов тогда никому не известного, находившегося на дипломатической службе в Германии поэта, вряд ли они ему очень понравились. Хотя там были такие шедевры, как “Видение”, “Бессонница”, “Как океан объемлет шар земной”, “Последний катаклизм”, “Цицерон”, “О чем ты воешь, ветр ночной?..”, Пушкину была чужда, прежде всего, традиция, на которую опирался Тютчев: немецкий идеализм, к которому Пушкин остался равнодушен, и поэтическая архаика XVIII -- начала XIX века (прежде всего Державин), с которой Пушкин вел непримиримую литературную борьбу Чулков Г. Летопись жизни и творчества Ф.И. Тютчева. М., 2000 .
С поэзией Тютчева мы знакомимся в начальной школе, это стихи о природе, пейзажная лирика. Но главное у Тютчева -- не изображение, а осмысление природы -- философская лирика, и вторая его тема -- жизнь человеческой души, напряженность любовного чувства. Единство его лирике придает эмоциональный тон -- постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, но неизменное ощущение приближения всеобщего конца.
Для меня поэзия -- это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, к Родине, к животным... Сам язык поэзии настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг. Поэзия проникает в самые тайные уголки моей души. Она мне ближе, нежели проза. Может быть, это потому, что в детстве мне обычно читали произведения в стихотворной форме? Ведь детские впечатления -- самые прочные. Я наизусть помню и сейчас:
Федор Иванович Тютчев стоит особняком в русском поэтическом пантеоне. Он -- современник Пушкина. Но это никак не читается. Его поэзия лишена временных примет. Ее стержнем является не чувственная эмоция впечатления, а единая мировоззренческая концепция. Поэтика Тютчева постигает начала и основания бытия. В ней прослеживаются две линии. Первая напрямую связана с библейским мифом о создании мира, вторая, через романтическую поэзию, восходит к античным представлениям о мире и космосе. Античное учение о происхождении мира цитируется Тютчевым постоянно. Вода -- вот основа бытия, она главный элемент жизни:
Тем не менее, Тютчев -- человек русский и, следовательно, православный. Его религиозность несомненна. Поэтому иногда чересчур откровенные языческие мотивы его поэзии надо расценивать как форму литературного кокетства, но не как истинные взгляды автора. Правда лежит глубже, во внутреннем содержаний его поэзии. Часто бывает, что в своих стихах поэт больше теолог, чем философ.
Строки эти скорее напоминают слова церковной проповеди, чем лирическое стихотворение. Надо сказать несколько слов о специфическом тютчевском пессимизме, который требует своего пояснения. Так, любовь поэта часто приобретает трагически-чувственный тяжелый оттенок. Вспомним только стихотворение «Люблю глаза твои, мой друг», которое Тарковский использовал в качестве смыслового кода в фильме «Сталкер»:
Суммируем кратко изложенное выше: как поэт, Тютчев -- продолжатель философских традиций русской поэзии, которые восходят к Ломоносову, Капнисту, Державину. Его эстетика влияет на последующую литературу, его вольными или невольными учениками оказываются Соловьев, Анненский, Символическая составляющая отечественной лирики. Его философские взгляды традиционны. Новизну и блеск им придает талант мастера.
Как всякий русский поэт, Федор Тютчев не мог быть только поэтом лирическим. Вся его поэзия проникнута глубоким, мистическим чувством к отчизне. Признавая наличие живой души в природе, он подобным образом видел ее в России. Более того, он считал Россию по природе своей христианским царством. По мысли его, Россия призвана внутренне и внешним образом обновить человечество.
Значит, его вера в Россию не основывалась на генетическом чувстве, а была делом сознательно выработанного убеждения. Первое высокопоэтическое выражение этой веры он дал в прекрасном стихотворении «На взятие Варшавы». В своей борьбе с братским народом Россия руководилась не зверскими инстинктами, а только необходимостью «державы цельность соблюсти», для того чтобы
Если принять точку зрения поэта, что Россия -- душа человечества, то, как и во всякой душе, светлое духовное начало имеет против себя темную хаотическую энергию, которая еще не побеждена, еще не подчинилась высшим силам, которая еще борется за преобладание и влечет к смерти и гибели. Ее жизнь еще не определилась окончательно, она еще движется, двоится, увлекаемая в разные стороны противоборствующими силами. Воплотится ли в ней свет истины, спаяла ли она единство всех частей любовью? Сам поэт признает, что она не покрыта еще ризою Христа.
Пейзажная лирика отличается философской глубиной, поэтому для того, чтобы понять отношение Тютчева к природе, его пейзажную лирику, необходимо сказать несколько слов о его философии. Тютчев был пантеистом, и в его стихотворениях Бог часто растворяется в природе. Природа для него обладает высшей силой. И стихотворение «Не то, что мните вы, природа...» отражает отношение поэта к природе, его обнимание природы, оно концентрирует в себе всю философию поэта. Природа здесь равна индивидуальности, она одухотворена, очеловечена. Тютчев воспринимал природу как нечто живое, пребывающее в постоянном движении.
Тютчев воспринял натурфилософские взгляды Шеллинга, который выделял идею полярности как принцип единства. И два противоборствующих начала, которые создают единое целое, пройдут через всю лирику Тютчева, в том числе и пейзажную. Его привлекала природа в борьбе и игре двух стихий, в катастрофических состояниях. Его романтизм основан на признании жизни как неутихающей борьбы противоположностей, поэтому его привлекали переходные состояния человеческой души, переходные времена года. Недаром Тютчева называли поэтом переходных состояний. В 1830 году он пишет стихотворение «Осенний вечер». Осень -- это переходное время года, и поэт показал момент изнеможения бытия. Природа здесь таинственная, но в ней
Несмотря на то, что Тютчева привлекали переходные, катастрофические состояния, есть в его лирике и дневные стихотворения, в которых поэт показывает и умиротворенное утро, и прелесть дня. День для Тютчева -- это символ гармонии и спокойствия. Спокойна днем и душа человека. Одним из дневных стихотворений является «Полдень». Представления о природе здесь близки к античным. Особое место занимает образ великого Пана, покровителя степей и лесов. У древних греков "считалось, что полдень -- священный час. В этот час покой охватывает все Живое, ведь сон здесь является и покоем.
Образ великого Пана сливается с картиной дневного полдня. Здесь знойная гармония природы. Абсолютно противоположно этому стихотворению стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?..». Здесь поэт показал мир души ночной. Усиливается тяготение к хаосу. Ночь и страшна, и соблазнительна, потому что ночью возникает желание заглянуть в тайны снов, философская глубина отличают пейзажную лирику Тютчева. Образ природы и образ человека -- это контрастные образы, но они соприкасаются, граница между ними очень зыбкая, и они составляют единство. Над противоположностью всегда господствует единство. Неизмеримо большое, природа, и неизмеримо малое, человек. Они всегда связаны.
Образ хаоса предстает перед нами во многих стихотворениях Тютчева. Он представляет хаос как землю и противопоставляет его небу, то есть космосу. Это направление поддержали и современные поэты -- такие, как Цой и Кинчев. Например, у Цоя есть такие строки: «Между Землей и Небом война». Образ хаоса появляется в виде тьмы, океана, души, бездны, ночи. Критик Лаврецкий отозвался об образе хаоса в творчестве Тютчева так: «Хаос, по Тютчеву, -- бесформенная и безличная, темная, слепая, неорганизованная и зыбкая, как библейские воды, кипящая, бурная основа Мира. Из этой грубой ткани созидается риза богов, красочный, многообразный мир форм. Они образуются именно этой, по существу бесформенной, материей. Заставляет в известной форме на время и может разрушить форму и вернуться к прежнему, безобразному состоянию. Личное, как хрупкое, как совершенно нереальное, по сравнению с вечной материей, -- нечто противоположное ей, непреходящей и всемогущей». Рассмотрим образ хаоса по некоторым стихотворениям. Одним из самых ярких стихотворений, где присутствует образ хаоса, является «Последний катаклизм».
О своеобразии творчества Тютчева, что для него первоначально важно, говорит Соловьев: «Но и сам Гете не захватывал, быть может, так глубоко, как наш поэт, темный корень мирового бытия, не чувствовал так сильно и не сознавал так ясно ту таинственную основу всякой жизни, -- природной и человеческой, -- основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества. Здесь Тютчев действительно является вполне своеобразным и если не единственным, то, наверное, самым сильным во всей поэтической литературе.
Этот «всемогущий рычаг» двигает и Ф.И. Тютчева. Тютчев -- поэт любви! Но любовь у него не тиха, не спокойна, не блаженна, как у Гончарова в романе «Обломов», Основной идеей творчества Тютчева является противопоставление хаоса и космоса: под этим углом у Тютчева показана любовь. Хочу привести слова В. Соловьева: «Но и сам Гете <...> не чувствовал так сильно <...> ту таинственную основу всякой жизни -- природной и человеческой -- основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества...» Уж не любовь ли это? «Таинственная основа всякой жизни»?
Эти строки из стихотворения Ф.И. Тютчева «Предопределение». Здесь мы видим любовь в понимании поэта. Хочу обратить внимание на сильную паузу после союза «и»: таким образом Тютчев выделяет основные слова стихотворения «поединок роковой». Он как бы обрушивает их на нас, как бы говорит, что возражений этому определению нет и быть не может! В этом стихотворении поединок любви предстает нам борьбой двух душ, с одной стороны, родных, а с другой -- противостоящих друг другу. А как это отражено с точки зрения эвфонии? Здесь преобладают звуки «л», «м», «р», «о», «е», «и», которые одновременно представляют вещи нежные, мягкие и громкие, страшные, мрачные. Мы опять видим противопоставление, поединок.
Здесь любовь, конечно, не роковая. Но я хочу показать поединок «железа, крови» и любви. В этом стихотворении Тютчев говорит о франко-прусской войне («кровь льется через край...») и призывает к миру -- к любви! Что можно сказать об эвфонии: [жъл"э"зъ, кро"в" и л"убо"в"]. В первых двух словах преобладают мрачные и страшные вещи: звуки «р», «ж», «я»; а в слове «любовь» звуки «л», «в», «о» обозначают вещи мягкие и нежные -- мы видим противопоставление...
Таким образом, в этом стихотворении мы видим «роковой поединок» любви в душе поэта: он хочет любить, не боится обжечься, не желает делать кому-либо больно. А теперь я хочу сказать о том, что любовь у Тютчева становится роковой именно из-за его хаоса-космоса, из-за его двойного бытия. В этом самом двоемерии, которое, надо сказать, является и основным мотивом лирики Фета, любовь у Тютчева тоже раздваивается и начинает бороться сама с собой: с одной стороны, тютчевская любовь ласковая и нежная, а с другой -- страшная, губящая людей, роковая... В связи с этими мотивами хаоса, двойного бытия последним стихотворением, которое я бы хотела разобрать, будет «О вещая душа моя!..». Может показаться, что это стихотворение не связано с любовью, но ведь «сердце, полное тревоги, бьется на пороге как бы двойного бытия»?!
Я считаю, что Тютчев сейчас не менее читаем, чем другие наши классики. Но всё же современное поколение не любит обращаться к прекрасному, оно, может, и не по своей воле, но привыкло к жестокости и равнодушию. А Тютчев не уделял этому никакого внимания. Поэт говорил о чистом и совершенном, то есть о любви и природе, а что же может быть совершенней в этом мире? В настоящее время мы привыкли жить в хаосе и несправедливости, и поэтому я считаю, что чистота лирики Тютчева может помочь нам хоть чуть-чуть почувствовать каплю святого и чистого. Я уверена в том, что если сейчас мы читаем Тютчева, то мы обогащаем наш интеллект и, конечно же, душу. Мы забыли, что такое любовь и ненависть, что такое весна и суровая зима, что означает дождь и чистое голубое небо, мне кажется, что наш долг - вспомнить это и никогда не забывать. И именно Тютчев научит нас чистой любви, вселит в нас спокойствие и доброту, Тютчева любили тогда, и этот поэт нужен нам сейчас. Я считаю, что наследие Тютчева оказало влияние на поэтов ХХ века, но не сильное, так как стихотворения Тютчева были охвачены светлыми оттенками. Однако события начала ХХ века не могли не оставить след в творениях поэтов серебряного века, и поэтому многие краски в их стихотворениях были сгущены и омрачены. Даже если М.И. Цветаева писала о природе, то всегда присутствовало ощущение грусти и печали в её стихотворениях. Тютчеву были близки Сергей Есенин и Андрей Белый, они говорили почти так же, как и Тютчев, хотя не будем забывать, что у каждого поэта непосредственно свой стиль. Есенин чаще всего писал о Родине, описывал её столь тщательно, как и Тютчев описывал природу. Андрей Белый всегда восхищался творениями Тютчева, писал о любви и природе, и иногда в его стихотворениях прослеживалась тютчевская интонация. И вообще я считаю, что самые главные последователи Тютчева - это мы, его читатели, любящие и восхищающиеся его творчеством.
Творческий путь Ф.И. Тютчева. Особенность лирики Ф.И. Тютчева - преобладание пейзажей. Сопоставление "человеческого Я" и природы. Весенние мотивы и трагические мотивы пейзажной лирики Ф.И. Тютчева. Сравнение ранней и поздней пейзажной лирики.
доклад , добавлен 06.02.2006
Понятие "философская лирика" как оксюморон. Художественное своеобразие поэзии Ф.И. Тютчева. Философский характер мотивного комплекса лирики поэта: человек и Вселенная, Бог, природа, слово, история, любовь. Роль поэзии Ф.И. Тютчева в истории литературы.
реферат , добавлен 26.09.2011
Основные этапы жизни и творчества Федора Ивановича Тютчева, основополагающие мотивы его лирики. Связь литературного творчества поэта с его общественной и политической деятельностью. Место ночи в творчестве Тютчева, ее связь с античной греческой традицией.
курсовая работа , добавлен 30.01.2013
Характеристика натурфилософской мировоззренческой системы Ф.И. Тютчева. Причины разлада человека с природой в лирике Ф.И. Тютчева, трагические конфликты духовного существования современного человека. Использование библейских мотивов в творчестве Тютчева.
реферат , добавлен 25.10.2009
Современные школьные программы по изучению произведений Ф. Тютчева. Лирический фрагмент как жанр тютчевской лирики. Точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств в лирике Ф. Тютчева. Любовная лирика поэта.
дипломная работа , добавлен 29.01.2016
История жизни и творческой деятельности Фёдора Ивановича Тютчева, его любовная поэзия. Роль женщин в жизни и творчестве поэта: Амалии Крюденер, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг, Елены Денисьевой. Величие, мощь и утончённость лирики Тютчева.
разработка урока , добавлен 11.01.2011
Зарождение и рассвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета. Анализ общих признаков и образных параллелей присущих каждому поэту. Романтизм как литературное направление лирики Ф. Тютчева. А. Фет как певец русской природы. Философский характер их лирики.
контрольная работа , добавлен 17.12.2002
Биография Федора Тютчева (1803-1873) - известного поэта, одного из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Литературное творчество, тематическое и мотивное единство лирики Тютчева. Общественная и политическая деятельность.
презентация , добавлен 14.01.2014
Первостепенные русские поэты. Анализ лирики Тютчева. Природа в представлении Ф.И. Тютчева. Тютчевская ночь. Понимание Тютчевым образа ночи. Краеугольные черты тютчевского образа ночи. Миросозерцание поэта.
творческая работа , добавлен 01.09.2007
Место Федора Ивановича Тютчева в русской литературе. Первый литературный успех юноши. Обращение молодого поэта к Горацию. Поступление в Московский университет. Попытки разгадать исторический смысл происходящего. Романтизм Тютчева, его понимание природы.
Наверное, нет человека, который, прочитав хоть один раз стихи Тютчева, останется к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космическим совершенством. Тютчев умеет описать то простое, что мы видим в мире, такими необычными словами, что оно предстает перед нами совсем в другом свете. Только Тютчев может сравнить «кроткую улыбку увяданья» со «стыдливостью страданья» разумного существа (стихотворение «Осенний вечер»), дождевые капли с людскими слезами (стихотворение «Слезы людские, о слезы людские...»).Лирика Тютчева разнообразна и неповторима, но вся она проникнута философским смыслом. Эту философскую мысль мы видим в описании природы, в темах родины и любви. Природа в лирике Тютчева живая и неповторимая, она имеет свои образы. Весна- время пробуждения, время новой жизни и новых надежд. На эту тему написаны стихотворения «Весенняя гроза», «Вешние воды». Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. С удивительной художественной наблюдательностью и любовью Тютчев создал незабываемые поэтические картины “осени первоначальной”, весенней грозы, летнего вечера, утра в горах. Прекрасным образом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней буриПрирода прекрасна в любых проявлениях. Поэт видит гармонию в “стихийных спорах”. Созвучию природы противопоставлен вечный разлад в человеческой жизни. Люди самоуверенны, они отстаивают свою свободу, забывая о том, что человек - всего лишь “греза природы”. Тютчев не признает отдельного существования, верит в Мировую Душу как основу всего живого. Человек, забывая о своей связи с окружающим миром, обрекает себя на страдания, становится игрушкой в руках Рока. Хаос, являющийся воплощением творческой энергии мятежного духа природы, пугает людей.
Литературное наследие Тютчева невелико по объему, но А. Фет в надписи на сборнике стихов Тютчева справедливо отметил:
Муза, правду соблюдая,
Глядит, и на весах у ней
Вот эта книга небольшая,
Томов премногих тяжелей.
Роковые начала, наступление хаоса на гармонию определяют бытие человеческое, его диалог с судьбой. Человек ведет поединок с “неотразимым Роком”, с гибельными искушениями. Он неустанно сопротивляется, отстаивает свои права.
Тема урока:
«Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы»
(1 урок)
Цели урока:
Познакомить учащихся с биографией Ф.И.Тютчева.
Рассмотреть на примере известных стихотворений поэта своеобразие лирики природы, основные темы и идеи лирики.
Отрабатывать умение анализировать лирические произведения, выделяя в них ключевые образы и определяя их значение.
Развивать коммуникативные способности учащихся, грамотную монологическую речь, умение работать самостоятельно со справочными материалами, лирическими произведениями.
Прививать любовь к природе через искусство слова, пробудить интерес к чтению шедевров русской литературы.
Алгоритм урока:
Организационный момент. 1 мин
Сообщение темы и целей урока. 1 мин
3. Знакомство с планом урока. 1 мин
4. Работа с эпиграфом к уроку. 2 мин
5.Вступительная беседа о Тютчеве. 2 мин
6. Изучение новой темы. 16 мин
7. Закрепление изученного материала
(практическая работа учащихся) 17 мин
8. Обобщения и выводы. 1 мин
9. Итог урока и выставление оценок. 2 мин
10. Домашнее задание. 2 мин
Критерии оценки эффективности урока.
1. Развитие познавательных интересов.
2. Полнота УЗН.
3. Активизация мыслительной деятельности.
4. Использование разнообразных форм работы.
5. Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов.
6. Развитие воображения, всех видов мышления.
7. Развитие умения анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать и самостоятельно делать выводы.
8. Нравственное и эстетическое воздействие.
9. Использование практического опыта учащихся и их знаний при объяснении нового материала.
10. Использование компьютера и мультимедийного проектора позволяют увеличить темп урока.
Макет рабочей тетради.
Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы.
Опорный конспект.
Основные темы:
Тема природы.
Тема любви.
Тема Родины.
Философская лирика.
Особенности изображения природы:
1. Природа у Тютчева изменчива, динамична, она вся в борьбе противоборствующих сил.
2. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.
3. Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека.
Природа в различные времена года.
Зима: Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая околдовывает, очаровывает гипнотизирует, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы. Стихи завораживают своей музыкой, колдуют
Осень:
Весна:
Лето:
Вывод:
Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с этапами биографии и творчества Ф.И.Тютчева, определим особенности лирики природы, рассмотрим основные темы и идеи его поэзии. Урок у нас необычный. На протяжение этого занятия нам будет помогать разбираться компьютер. Итак, в путь.
3. Ознакомление с планом урока.
Ознакомьтесь с планом нашего урока. Сегодня мне также помогают проводить урок … (учитель называет учащихся, которые готовили индивидуальные сообщения.)
4. Работа с эпиграфами.
Эпиграфами нашего урока могут стать высказывания великих русских писателей о Тютчеве. И.С.Тургенев говорил о поэте: «Тютчев … создал речи, которым не суждено умереть». И.С.Аксаков считал, что «… для Тютчева жить – значит мыслить».
Согласны ли вы с этими высказываниями?
(Ответы и рассуждения учащихся)
5. Вступительная беседа о Тютчеве.
Что знаете о Тютчеве вы? (ответы уч-ся).
Что вы можете сказать о его творчестве?
Какие стихи читали, учили?
О чём пишет поэт? (о природе, о её красоте).
Давайте познакомимся с этим удивительным поэтом поближе.
6. Работа по новой теме.
1.Сообщения индивидуально подготовленных уч-ся по биографии поэта .
(параллельно ведутся записи в тетради)
После сообщений учащимся предлагается просмотреть слайды по биографии поэта и внести корректировку в свои записи.
Чтение записанных фактов из жизни Тютчева (опрос 2-3 учащихся)
2. Тютчев-поэт (рассказ учащегося с использованием подготовленных слайдов).
Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов. Значительным событием в литературной судьбе Федора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском «Современнике» (№3, 4, 1836г.) под заголовком «Стихи, присланные из Германии» и за подписью Ф.Т.
На Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям его имя по-прежнему оставалось неизвестным.
С конца 40-х годов начинается новый литературный подъём лирического творчества Тютчева, но имя его все еще почти неведомо русскому читателю, а он сам не принимает участие в литературной жизни. Начало его поэтической известности положила статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» (в журнале «Современник» №1,1850г.), в которой он говорил о Тютчеве как поэте необыкновенного таланта, вовсе не замеченного критикой, и поставил никому неизвестного Федора Ивановича в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.
Сборник стихов Тютчева выходит в 1854 году по инициативе и под наблюдением И.С.Тургенева. И к Тютчеву приходит поздняя, но подлинная слава.
Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.
3. Слово учителя об основных темах и идеях лирики Тютчева.
Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы, так как в сознание читателей, как мы уже говорили, он вошел как певец природы.
Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. Правильно назвать ее пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряженные трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает человек в мире и в чем его судьба.
В чем же состоят особенности изображения природы?
Природа у Тютчева изменчива, динамична, она вся в борьбе противоборствующих сил.
Особенно привлекают поэта переходные промежуточные моменты жизни природы.
Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.
Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека. Обычное для романтиков противопоставление природы и цивилизации доведено до пределов. Поэту чуждо не только современное общество, история, культура, цивилизация – все кажется ему призрачным, обреченным на гибель.
Итак, человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величественен одновременно.
Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природы.
Он ввел в поэзию старинные образы, неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.
Попробуем разобраться в некоторых поэтических шедеврах, характеризующих различные времена года, раскроем значения образов.
7. Закрепление новой темы.
Практическая работа учащихся (работа в группах). Каждой группе заранее были даны стихотворения по временам года.
Выступление учащихся.
1 группа. «Зима»
1. Выразительное чтение наизусть стих. «Чародейкою Зимою околдован лес стоит ».
Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая околдовывает, очаровывает, гипнотизирует, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы. Стихи завораживают своей музыкой, колдуют.
2 группа «Осень».
1. Выразительное чтение наизусть стих. «Есть в осени первоначальной … ».
2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)
Вывод записывается в тетрадь: Картины осени рисуются ярко, действие на земле переплетается с излюбленным вертикальным движением с неба.
3 группа «Весна».
1. Выразительное чтение наизусть стих. «Люблю грозу в начале мая … ».
2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)
Вывод записывается в тетрадь: Тютчев возвышенно передает красоту мира. Весеннее действие, «гроза», развернувшись на небесах, касается земли. Мы это чувствуем, возникает ощущение весны и свежести.
4 группа «Лето». (стихотворение по выбору)
1. Выразительное чтение наизусть стих.
2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)
Вывод записывается в тетрадь: Тютчевское лето часто грозовое. Природа полна движения, полна звуков, красок. И снова поэт дает почувствовать приближение праздника.
8. Обобщения и выводы.
Итак, в чем же особенность изображения природы Тютчевым, Чем его взгляд отличается от нашего?
(Звучат ответы учащихся, делается вывод).
Тютчев изображает природу не со сторон, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.
9. Подведение итога урока.
Что нового узнали из жизни Тютчева?
Какие образы ввел поэт в свою лирику?
В чем особенности изображения природы?
10. Выставление отметок за урок.
11. Домашнее задание.
Статьи по теме: | |
Борьба за власть» Екатерина Богданова
(оценок: 1 , среднее: 1,00 из 5) Название: Пансион искусных фавориток.... История Румынской Церкви: церковный аспект Храмы румынии
устройство православного Богословского факультета. Буковинско-Далматская... 1 003 шум общие требования безопасности
Обозначение ГОСТ 12.1.003-83 Заглавие на русском языке Система... |