Зимнее утро какие чувства показаны в. Анализ «Зимнее утро» Пушкин

В стихотворении «Зимнее утро» (Пушкин), анализ которого мы проведем, мотив движения передается в первую очередь с помощью временных подробностей. Вечор (вчера вечером) мела вьюга, носились тучи, луна выглядела «бледным пятном», едва «желтела» на фоне «мутного неба», все печалило и удручало, не хотелось и глядеть в окно.

Прошла ночь — и пурга утихла. Стихотворение начинается с наступления чудесного утра, когда воспоминания о непогоде кажутся сном, от которого «пора» очнуться.

Еще одним художественным средством, придающим динамичность лирическому излиянию, является диалог. Пейзаж возникает в разговоре с возлюбленной — красавицей, другом прелестным, другом милым. Она еще дремлет, но близка встреча, похожая на свидание с богиней («звезда севера» сравнима с самой Авророй — в римской мифологии богиней утренней зари). Лирический герой обращается к ней с комплиментами (от франц. «лестное замечание»), называя сон негой, глаза взорами, прелесть земной женщины божественной красотой.

Оба плана, и возвышенный, и бытовой, равнозначны, они до завершения присутствуют в тексте. Покой богини — в действительности комната с натопленной печью, ложе неги — лежанка, нетерпеливый конь, бегу которого собираются «предаться» герои,— это кобылка бурая, колесницей оказываются русские санки. Да и разговор с северной Авророй, может быть, является вымыслом лирического героя, которому «Приятно думать у лежанки». Но его воображение способно совершить чудеса: в бытовом эпизоде открыть красоту и многообразие, озарить «всю комнату» блеском божественного огня, деревенскую кобылку превратить в сказочного коня, переносящего в поля, леса, на дальний берег. В контексте анализируемого стихотворения «Зимнее утро» Пушкина эпитет «чудесный» получает расширенное толкование. С обыденной похвалы погожему дню начинается произведение, но в дальнейшем появляются доказательства того, что среди современной для автора русской зимней природы (снег, иней, ель, речка, затянутая льдом) происходят сказочные события. В самом начале открывается возможность слияния в реальности противоположностей, полюсов:

Мороз и солнце; день чудесный!

Присутствуют и другие контрасты (вечор — нынче, луна — солнце, мутность — прозрачность, мгла — свет, бледность — яркость, печаль — веселье), но они не становятся антитезами. Гармония природы обусловлена вечной сменой закатов и восходов, ночи и дня, времен года («Леса, недавно столь густые...»). Мотив бега коня становится третьим из художественных средств, позволяющих придать динамичность изображению. Зимний пейзаж конкретен, виден «в окно» («А нынче... погляди в окно...») и в то же время в нем есть обобщенность. Призывая вглядеться в то, как ровно лег снег, как заиндевели ветки ели, как блестит речной лед на фоне теней от деревьев в лесу, лирический герой включает эти детали в узорную картину, похожую на сложный орнамент (от лат. «украшение», узор, состоящий из упорядоченных компонентов). В нем использована богатая палитра цветов (франц., подбор, совокупность выразительных средств): черный («мгла носилась», «тучи мрачные»), бледно-желтый, их «мутная» смесь, характерные для вечера; днем яркие тона, создающие впечатление великолепия,— голубой, белый, зеленый.

Все они появляются в сочетании («Прозрачный лес один чернеет», «ель сквозь иней», «речка подо льдом»), переливаются, блестят в свете солнца, контрастируя с ночной мрачностью. Статичность (от греч. «стоящий») дневного пейзажа дает возможность рассмотреть его красоту в подробностях. Мотив «мутного» вечера, когда все смешивалось в злом вихре, развивается в стихотворении Пушкина «Бесы» (1830), где вьюга превращается в адский хоровод. Это противопоставление добавляет еще один оттенок в оценку чудесного дня, так как он знаменует победу добрых, светлых сил.

Тепло и свет солнца находят соответствие в «янтарном блеске» огня в печке, озаряющем комнату. На картине появляются новые краски — янтарно-желтая, огненно-красная:

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит натопленная печь.

Заключительные слова первой и второй строчек четвертой строфы выделяются благодаря переносу (несовпадению конца фразы и стиха, что выделяет оказавшееся на стыке строчек слово). Это не случайно, так как привлекает внимание к еще одной особенности стихотворения «Зимнее утро» (Пушкин), анализ которого нас интересует. Не только цвета составляют «великолепный ковер» текста — фонические контрасты позволяют представить гармонию как согласованность различных впечатлений и эмоций. В звучании нет доминирующей аллитерации, глухие и звонкие, певучие и раскатистые согласные чередуются. Их сочетание в цельных по смыслу группах слов, например в комбинациях определяемого и определения (существительного и прилагательного), способствует проявлению, усилению эффекта. Уже в названии стихотворения, помимо содержательного оксюморона (от греч. «остроумно-глупое», стилистический оборот, выражающий неожиданное смысловое единство; употр. также в звучании «оксйморон»), состоящего в сочетании слов, называющих зимнее умирание природы и пробуждение нового дня, есть и звуковой контраст: зимнее утро». Сходное впечатление оставляют комбинации «л» и «р» в выражениях: «великолепными коврами», «прозрачный лес», «янтарным блеском», «веселым треском», а также «н» и «р» — «утреннему снегу» и др. Все три звука разной эмоциональной окраски встречаются в слове «нетерпеливого», выделяющемся в пятой строфе из-за того, что его объем (6 слогов) нарушает размеренность четырехстопного ямба, которым написано стихотворение (такой же эффект производит задерживающее внимание в третьей строфе благодаря ритмической паузе слово «великолепными», содержащее также 6 слогов).

Композиция стихотворения, как и образный, звуковой, визуальный (от лат. «зрительный») уровни, играет важную роль в достижении художественной цели. В тексте пять строф (шестистрочных, схема рифмовки: аабввб), из которых первая сходна по значению с экспозицией, обрисовывая место и участников действия (лирический герой, «красавица», природа). Во второй приводится недавняя предыстория, в третьей и четвертой характеризуются чудеса наступившего дня, которых для лирического героя оказывается недостаточно. Не только из замкнутого пространства теплой комнаты, но даже из великолепной панорамы зимнего пейзажа он стремится вырваться. Противительный союз «но», отделяющий картину, видную «нынче... в окно», от выражения заветного желания, странного, непонятного для окружающих, показывает, что незамкнутость внутреннего мира ощущается как индивидуальное своеобразие:

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

В пятой строфе душа лирического героя открывается в полной мере, так как в ней выражены сокровенные желания («предадимся бегу», «навестим»), в последней строчке оценивается эмоциональное впечатление, связанное с пейзажем.

Бег в контексте стихотворения — и перемещение в пространстве, и ход времени. От воспоминаний о милом бреге, о вчерашнем ненастье лирический герой обращается к созерцанию красоты природы, понимая и ее вечный смысл, и мгновенную прелесть, видя явления одно «сквозь» («ель сквозь иней зеленеет») другое, открывая тайники («речка подо льдом блестит»), стремясь преодолеть ограниченность, односторонность времени и чувства. В пейзажной картине, в действительности напоминающей эмблему (от греч. «рельефное украшение», условное изображение понятия, идеи) гармонии его мироощущения, он находит и философский аспект. Его выражением становится образ «поля пустые».

Параллелизм (художественный прием, позволяющий выявить сходство или тождественность элементов произведения; от греч. «рядом идущий») природного и человеческого, намеченный во второй строфе («мгла носилась» — «И ты печальная сидела...»), претворяется в метафоре «навестим поля пустые». Человек может восполнить пустоту в природе, черпая из сокровищницы своей личности. При этом важна не ее исключительность, а присущее чуткому и благожелательному «другу» (обращение к спутнице, повторенное в строфах 1, 5) внимание к индивидуальным чертам, среди которых главной является способность вглядеться в окружающее, открыв в привычном красоту, многообразие, полноту жизни. Ее изменчивость по сравнению с незыблемым романтическим идеалом предстает не только приметой реальности (вечор-нынче), но и философским выводом, дающим надежду на перемены и грядущую победу света и добра. В ней тоже нет оттенка окончательности, движение продолжается. Для лирического героя, «нетерпеливо» стремящегося освободиться от всего, что он испытывал «недавно», что было «приятно» вчера, важно, что наряду с динамикой в жизни есть постоянство. Если в природе времена года чередуются, то в душе впечатления сохраняются («леса, недавно столь густые» — «берег, милый для меня»), приобретая со временем новое значение, становясь предметом размышлений и обобщений. Внутренний мир не только отражение внешнего, но и целая вселенная, они сосуществуют, действительно параллельны, располагаются рядом, влияя, завися друг от друга. Идея мировой гармонии получает развитие, выражаясь не в умозрительных рассуждениях, а в образном, фоническом, живописном своеобразии стихотворения «Зимнее утро» Пушкина, анализ которого мы провели.


Кто из нас не знает знаменитые пушкинские строки: «Мороз и солнце; день чудесный!» Мы вспоминаем их, когда выходим зимним утром из дома и видим чудесную картину, которая умещается в два слова: «мороз»… и «солнце»... И кажется, что даже добавлять ничего не надо. Именно с этих слов начинается знаменитое стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Конечно, это стихотворение о природе, о радости жизни, об ощущении счастья.

Итак, «мороз и солнце; день чудесный!» - читаем мы, и перед нашими глазами открывается удивительный пейзаж: голубое небо, и на нем яркое солнце, какое обычно светит в морозный день.

Мы как будто видим лирического героя (возможно, самого поэта), который подошел к окну и замер, очарованный. Но к кому же он обращается?

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись…

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Высокая лексика (негой, взоры, явись), яркие метафоры (северной Авроры, звездою севера) помогают поэту выразить те торжественные чувства, которые рождаются в его душе.

А ведь еще вчера все было совсем по-другому. Об этом вторая строфа:

Вечор, ты помнишь, вьюга, злилась

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

С помощью олицетворений (вьюга злилась, мгла носилась) поэт одушевляет природу, показывает ее близкой человеку, родственной его душе. Ведь ночная природа вызывала в нем ужас, что подчеркивается звукописью.

Мы как будто наяву слышим завывание ветра (ударные - вечОр, пОмнишь, мУтном, пятнО), звуки снега, стучащего в окно (злилаСь, носилаСь, сквоЗь). И даже «бледное пятно луны» не радует глаз, потому что мы видим «сквозь тучи мрачные».

Но это было вчера, а сегодня:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Сколько в этих строчках света! Снег блестит, речка блестит – ощущение зимнего блеска нас не покидает, блеск снега даже режет глаза так, что хочется зажмуриться, как и бывает ясным зимним днем, настолько точно передал это поэт. А краски! Небеса как будто раздвинуты, и кажется, что голубым цветом залито все пространство. «Лес чернеет», «ель зеленеет» - эти яркие пятна тоже радуют глаз. Впечатление усиливает сравнение «великолепными коврами, а также анафора в конце строфы. И мы наслаждаемся красотой зимнего утра вместе с лирическим героем.

Но вот он отходит от окна и видит, что и комната преобразилась: теперь она «озарена янтарным блеском» а значит, солнце проникло и сюда. Даже печь начинает трещать «веселым треском», радуясь прекрасному утру. И желание прогуляться («не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?») кажется абсолютно естественным.

И последняя часть стихотворения передает ощущения полного счастья, когда герой вместе со своей возлюбленной садятся в сани и наслаждаются красотой природы, быстрым бегом нетерпеливого коня и конечно, обществом друг друга. И то, что вчера казалось пустым и грустным, сегодня воспринимается совсем по-другому. И даже вынужденное заточение (а мы знаем, что стихотворение написано в Михайловском, куда Пушкин был сослан, поэтому мы и слышим легкую грусть в голосе поэта) кажется не таким страшным, даже «милым».

Стихотворение удивительно легкое и светлое. Четырехстопный ямб, чередование мужской и женской рифм, простота изобразительно-выразительных средств создают ощущение естественности и простоты. Каждая строка проникнута теплотой. Мы чувствуем настроение полной гармонии. Великолепная природа, любимый человек, простые радости – а что еще нужно человеку для счастья?

Обновлено: 2017-10-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сочинение.

«Анализ стихотворения «Зимнее утро»»

Поэзия Пушкина удивительно верна русской

действительности, изображает ли она русскую

природу или русский характер…

В.Г.Белинский.

Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец воспринимал её сердцем горячего патриота. С детских лет любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Она крепла, и нашла своё отражение в стихотворениях, поэмах и романе «Евгений Онегин».

В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро», написанному третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора.

В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый».

Стихотворение начинается с восклицания «Мороз и солнце; день чудесный!», и сразу и вызывает у читателя чувство радости. «Открой сомкнуты негой взоры» - так в первой строфе автор обращается к красавице, используя метафору.

Для усиления художественной выразительности автор прибегает к антитезе. Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно.

Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини. Описывает он только небо:

«…вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче погляди в окно!»

Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”.

Словом “блеск” связаны третья и четвёртая строфы: «Вся комната янтарным блеском озарена». Только блеск уже не зимний, а тёплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию, поэтому тавтология “треском трещит” оправдана, и благодаря ей мы слышим треск затопленной печи.

Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые». Самая сильная привязанность, в которой автор признается в этом стихотворении это «берег, милый для меня». Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный магнит произведения. Ведь всё стихотворение это монолог человека, уговаривающего «друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.

В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

Стихотворение «Зимнее утро» с первой строки погружает чита-
теля в атмосферу чудесного дня: «Мороз и солнце;
день чудесный! » , А дальше — обращение, призыв,
приглашение на прогулку по сверкающим зимним
снегам. Поэт выбирает форму диалога с целью пере-
дачи интонаций непринуждённого разговора.
Всё в этом стихотворении построено на контрастах
и на смене непохожих картин. А каждая картина
насыщена простыми, но вместе с тем очень вырази-
тельными деталями.
Вторая и третья строфы построены на приёме
противопоставления: вторая строфа — это «вчера»,
а третья — это «сегодня». Вчера злилась вьюга,
луна едва виднелась сквозь тучи, и «ты печальная
сидела». А сегодня небо голубое, и снег сверкает на
ярком солнце. За ночь произошла резкая перемена,
и всё вокруг стало неузнаваемым. Но и эти две стро-
фы тоже, в свою очередь, противопоставлены даль-

нейшему изображению. От картины, которая видна
из окна деревенского дома, поэт возвращает нас в
комнату, где тепло и уютно и весело потрескивает
затопленная печка. Хорошо дома! Но не лучше ли
велеть подать сани и «предаться бегу нетерпеливого
коня»? Использованы разнообразные выразитель-
ные средства языка. Рассказывая о вчерашней по-
годе, поэт выбирает такие эпитеты: небо — мутное;
луна — бледное пятно; ты печальная — всё окрашено
в грустный тон. К тому же Пушкин употребляет про-
стую, но говорящую метафору: «вьюга влилась. .
А в третьей строфе уже всё залито ярким светом
погожего утра и видны такие подробности, кото-
рых нельзя было заметить при вчерашней вьюге.
Звучные и яркие эпитеты подчеркивают контраст со
вчерашним днём (небо голубое; ковры снегов велико-
лепные; лес прозрачный), а также передают радость,
которая переполняет поэта (день чудесный; друг пре-
лестный). Он создаёт красивые зрительные образы:
зеленеющая сквозь иней ель, речка, блестящая подо
льдом. В третьей строфе использован повтор — ана-
фора (Н ель — Н речка):
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А в четвёртой строфе читатель не только видит
комнату, озарённую янтарным блеском, но и слы-
шит, как трещит затопленная печь, потому что поэт
использует приём звукописи (аллитерации) — играют
свою роль твёрдые звуки: т, р. Передано ощущение
мира и покоя домашнего очага.
40

в последней строфе Пушкин употребляет интерес-
ный эпитет: «предадимся бегу нетерпеливого коня».
Почему же автор назвал коня нетерпелиеымл
Отвечая на этот простой вопрос, можно представить
реальную живую картину. Наверное, коню не стоится
на месте, потому что его пощипывает мороз, он тоже
охвачен ощущением бодрого зимнего утра и рвётся
вперед. Обо всём этом рассказало одно лишь умело
выбранное автором слово.
Чувство радости поэта в стихотворении всё время
растёт и требует движения — вот ему уже хочется
навестить милые сердцу места.
Поэт соединяет слова разных стилей: высокие,
книжные (Аврора, прелестный, озарена, нега, взор,
явись), разговорные (лежанка, санки, кобылка),
диалектные (вечор, запречь). А сам автор стихо-
творения предстаёт перед нами добрым, простым,
близким народу человеком — это достигнуто и язы-
ком (выбранной поэтом лексикой, употреблением
коротких предложений и обращений), и темой, и
общим ТОНОМ,.
Всё произведение написано светлыми, жизнера-
достными красками, такими характерными для
творчества А. С. Пушкина.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

«Зимнее утро» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Стихотворение «Зимнее утро » Пушк ин написал 3 ноября 1829 года. В тот период поэт пребывал не в лучшем душевном состоянии, его жизнь была полна печали и одиночества. Поэтому яркое и восторженное стихотворение «Зимнее утро», воспевающее красоту русской зимы, стало приятной неожиданностью для критиков и друзей Александра Сергеевича.

Творчество Пушкина буквально пронизано лирическими произведениями. Поэт неоднократно признавался, что не только с трепетом относится к легендам, мифам и народным традициям, но и не перестает восхищаться волшебством русской природы. «Зимнее утро» без преувеличения можно считать одним из самых удачных стихотворений Пушкина на эту тему.

Литераторы относят это произведение к жанру пейзажной лирики . Романтично звучит уже его название. В воображении читателя тут же возникают прекрасные картины русской природы, деревья в ослепительном снежном убранстве.

Структурно «Зимнее утро» разделено на пять строф, каждая из которых представляет собой шестистишие. В первой строфе поэт передает свое восхищение русской морозной зимой и нежно призывает возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение автора меняется. Пушкин вспоминает хмурый и ненастный вчерашний вечер, который был заполнен буйством и негодованием стихии. Поэтому лирический герой восхищен замечательной погодой в утренние часы. Антитеза во второй строфе придает всему произведению особый колорит.

Четвертая строфа, после описания погожего утра, возвращает читателя в теплую комнату, где раздается веселый треск поленьев в печи. Последняя часть произведения вновь приглашает читателя любоваться зимними пейзажами, совершив прогулку в санях. Динамично сменяющие друг друга картины природы Пушкин насыщает яркими и точными деталями: янтарный блеск огня, великолепные ковры снега, блестящая река подо льдом.

«Зимнее утро» написано мелодичным четырехстопным ямбом со смешанной рифмовкой (ААВССВ), которая придает произведению особую легкость. Четыре строки с женской рифмой (первая и вторая, четвертая и пятая) разбавлены в каждой строфе двумя строчками с мужской рифмой (третья и шестая).

Существительные в стихотворении создают яркий образ зимнего морозного утра : солнце, небо, лед, иней, речка, ель, мороз. Столь же удачно Пушкин использует глаголы, которые насыщают текст динамикой жизни: явись, лежит, проснись, блестит, чернеет, зеленеет.

Чудесный день, великолепные ковры, прозрачный лес, янтарный блеск, веселый треск, милый друг - такие положительные эпитеты пробуждают в душе читателя радостное настроение. А вот для изображения вечернего ненастья Пушкин использует словосочетания и сравнения с негативной окраской: «луна, как бледное пятно» , «на мутном небе» , «тучи мрачные» . Для вьюги и мглы поэт применяет олицетворение , придает им свойства, характерные для человека: «мгла носилась» , «вьюга злилась» .

Своеобразна в «Зимнем утре» и синтаксическая структура языка. В начале произведения автор использует повествовательные предложения. Они читаются спокойно. Затем сюжет меняется, становится взволнованным, что отражается в восклицательных предложениях. Имеются также вопросы, один из которых - риторический.

Пушкин широко использует обращения (красавица, друг прелестный, друг милый), вводные слова и прямую речь, что создает у читателя ощущение причастности к событию. Аллитерация с помощью шипящих и звонких согласных, а также удачное созвучие гласных (ассонанс) передают и скрип снега, и топот лошадиных копыт. В первой строфе часто слышится звук холодного зимнего утра - «эс», а во втором шестистишии повторяется звук «эль», передающий ощущения от морозного воздуха. Эффект «янтарного блеска огня» и потрескивания сухих поленьев подчеркивают твердые согласные «т» и «р». Той же цели служит намеренная тавтология - «треском трещит» .

Лирический герой произведения предстает перед читателем человеком поэтичным, тонким, любящим родную природу и умеющим разглядеть красоту. Бодрый и радостный тон стихотворения создает ощущение чего-то светлого и праздничного.

В наследии Пушкина есть немало произведений с зимними пейзажами, но «Зимнее утро» отличается от других особым мастерством и жизненной силой.



gastroguru © 2017