Психологическая готовность к обучению. Психологическая готовность к школьному обучению

Традиционно под психологической готовностью к школьному обучению понимается уровень психического развития ребёнка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников .

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребёнка.

Социально-психологическая готовность – наличие у ребенка навыков социального общения , умений устанавливать взаимоотношения с другими детьми, умения войти в детское общество, уступать и защищаться. Ребенок должен уметь согласовывать свои действия со сверстниками, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения.

Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуни­кативные черты характера ребенка , в частности его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и др.

Для ребенка, посту­пающего в школу, важно отношение к учителю , сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться та­кая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания.

Классно-урочная система обучения предполагает не только осо­бые отношения ребенка с учителем, но и специфические отноше­ния с другими детьми . Учебная деятельность по сути своей - деятельность коллективная. Личностная готовность детей к обучению предполагает наличие у ребенка выраженного интереса к учению , к приобретению знаний, умений и навыков, к по­лучению новой информации об окружающем мире. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешними атрибутами, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Адекватное отношение ребенка к своим способностям, резуль­татам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития са­мосознания. Самооценка школьника должна быть адекватной и дифференцированной . Формирование предпосылок учебной деятельности, когда ребенок принимает учебную задачу, понимает ее условность и условность правил, по которым она решается; регулирует собственную деятельность на основе самоконтроля и самооценки; осознает способы выполнения задания и проявляет умение учиться у взрослого. Для того чтобы научиться решать учебные задачи, ребенок должен обращать внимание на способы выполнения действий. Он должен понимать, что приобретает знания для использования в будущей деятельности, «впрок».

Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует иметь в виду потребность в достижении успехов , соответст­вующие самооценку и уровень притязаний . Потребность достижения успехов у ребенка должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как мож­но меньше тревожности . Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возмож­ностям, имеющимся у ребенка.

Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции . Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. Внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность.

Становление внутренней позиции школьника проходит в два этапа.

На первом появляется положительное отношение к школе, но ориентация на содержательные моменты школьно-учебной деятельности отсутствует.

А на следующем этапе возникает ориентация на социальные, хотя и не учебные аспекты деятельности. Условия школьного обучения требуют от ребенка определенного уровня произвольности действий , умения организовать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого.

Волевая готовность волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков , на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника . Развитие воли в этом возрасте тесно связано с соподчинением мотивов .

Интеллектуальная готовность – наличие у ребенка кругозора , запаса конкретных знаний , необходимого уровня развития познавательных процессов . Интеллектуальная готовность предполагает также соот­ветствующее речевое развитие , формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности , в частности, умение выделить учебную задачу.

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, ос­мысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью.

Для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффек­тивными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. При поступлении в школу мышление должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.

Речевая готовность детей к обучению проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпо­сылки к усвоению письма . Способности детей не обязательно должны быть сформирован­ными к началу обучения в школе, они продолжают активно развиваться в про­цессе учения. Существенным фактором является наличие необходимых задатков к развитию нужных способностей. Однако есть один вид способностей, от которых прямо зависит учение и на развитие которых следует обратить особое внимание в дошкольном возрасте. Это - двигательные способности. Психологическая готовность к школе – целостное образование. Психологическая готовность к обучению в школе:

Новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

В познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

В личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

В сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.

План лекции:

9.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению.

9.2. Мотивационная готовность к обучению в школе.

9.3. Умственная и эмоционально-волевая готовность.

9.4. Проблемы обучения шестилетних детей.

Основные понятия: новообразования дошкольного детства; психологическая готовность к школьному обучению; компоненты готовности; мотивационная готовность; умственная готовность; эмоционально-волевая готовность; проблемы шестилетних детей.

Понятие психологической готовности к школьному обучению

По погоней в подготовке ребенка к школе часто забывают о том, не заменишь знаниями, - о психологической готовности к обучению в школе. Если говорить образно, то знания - это как туфли. Родители стараются, чтобы они были качественными, из хорошего материала. А психологическая готовность в этом случае - это размер ноги. Даже если туфли безупречны, невозможно чувствовать себя в них хорошо, если они тебе велики...

Психологическая готовность к школе - это зрелость психики.

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематическому обучению.

Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленной, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут выдвинуты ребенку во время обучения, и важно, чтобы она была способна с ними справиться.

Важнейшим следствием психического развития ребенка дошкольного возраста является формирование психологической готовности к школьному обучению. По сути, ее становления свидетельствует о завершении периода дошкольного детства.

Психологи разделяют готовность к школе на три вида: личностная готовность. волевая готовность и интеллектуальная готовность.

1. Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже не ходили в детский сад и оставались на время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости - качества, которые обеспечивают ей безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе. Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам.

2. Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От нее потребуется делать не только то, что ей хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа. Укрепить волевое знание о себе может помочь игра.

3. Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе была умственно развитой. Но достигает она этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются.

И хотя в последние несколько десятилетий психологи, педагоги, гигиенисты, педиатры и т.д. активно занимаются этой проблемой, до сих пор нет четкого понятия "школьная зрелость" и не определены конечные критерии готовности ребенка к систематическому обучению и усвоению знаний.

Психологи определяют школьную готовность как "достижение такой степени развития, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении" (И. Шванцара), или "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками" (А. Анастази).

Как компоненты готовности к школьному обучению И. Шванцара выделяет умственное, социальное и эмоциональное компоненты. Л.И. Божович указывает, что она состоит из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных процессов, готовности к произвольной регуляции своей деятельности и готовности к социальной позиции школьника.

В любом случае подчеркивается, что психологическая готовность заключается не в сформированности у ребенка "школьных качеств", а в том, что она овладевает предпосылками к Их дальнейшего усвоения.

Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и сколько). Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в "зону ближайшего развития" ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого она этого выполнить пока еще не может.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя такие параметры психического развития:

1) мотивационная готовность к обучению в школе, или наличие учебной мотивации;

2) определенный уровень развития произвольного поведения, что позволяет ученику выполнять требования учителя;

3) определенный уровень интеллектуального развития, предполагает владение ребенком простыми операциями обобщения;

4) хорошее развитие фонематического слуха.

В сложном комплексе качеств, из которых складывается такая готовность, можно выделить мотивационную, умственную и эмоционально-волевую компоненты, о чем мы сказали в начале.

Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги “Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений ” Урунтаева Г.А.- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 г.

На протяжении первых семи лет жизни ребенок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа, полностью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, он превратился в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоинства, переживающего богатый спектр эмоциональных процессов от восторга до вины и стыда, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе. Ребенок освоил мир предметов. Перед ним «открылись» социальные взаимоотношения, смыслы и цели деятельности взрослых в процессе моделирования социальной действительности в разных видах деятельности. К 6 годам у ребенка впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости, собственных индивидуальных качеств, переживаний и некоторых психических процессов. Данные преобразования в психике ребенка приводят к смене главных противоречий психического развития. На первое место выдвигается несоответствие между старым «дошкольным» образом жизни и новыми возможностями детей, уже опередившими его. К 7 годам меняется социальная ситуация развития, характеризующая переход к младшему школьному возрасту .

Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин). Специфически «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлекательность. Ребенок осознает себя дошкольником и хочет стать школьником.

Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка : меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа определяет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения.

В окружение ребенка входит новый взрослый - учитель . Воспитатель выполнял материнские функции, обеспечивая все процессы жизнедеятельности воспитанников. Отношения с ним были непосредственные, доверительные и интимные. Дошкольнику прощались шалости и капризы. Взрослые, даже если и сердились, то скоро забывали об этом, стоило малышу сказать: «Я больше не буду». Оценивая деятельность дошкольника, взрослые чаще обращали внимание на положительные стороны. А если что-то у него не получалось, то поощряли за старание. С воспитателем можно было спорить, доказывать свою правоту, настаивать на своем мнении, нередко апеллируя к мнению родителей: «А мне мама сказала!»

Учитель в деятельности ребенка занимает иное место. Это, прежде всего, социальное лицо, представитель общества, которому оно доверило давать ребенку знания и оценивать успехи в учебе. Поэтому учитель является максимально авторитетным для ребенка человеком. Школьник принимает его точку зрения и нередко заявляет сверстникам и родителям: «А нам учительница в школе сказала...»

Кроме того, оценка, которую дает в школе учитель, не выражает его субъективное личное отношение, а показывает объективную меру значимости знаний ученика и выполнения им учебных заданий.

Изменения взаимоотношений со сверстниками связаны с коллективным характером обучения . Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные, основанные на общей ответственности. Отметка и успех в учебе становятся главным критерием в оценке сверстниками друг друга и определяют положение ребенка в классе.

В детском саду обучение чаще всего ведется в игровой форме. Например, в гости к детям «приходит» зайка и просит нарисовать ему домик, «появляется» Незнайка и загадывает загадки. Дошкольник имеет возможность действовать под влиянием собственных интересов и склонностей, выбирая особо привлекательный вид деятельности. В школе учебная деятельность обязательна для всех детей, она подчиняется строгому регламенту, жестким правилам, которые ребенок обязательно должен соблюдать.

В связи с переходом в школу меняется и отношение взрослых к ребенку. Ему предоставляется большая, чем дошкольнику, самостоятельность: он должен сам распределять время, следить за выполнением режима дня, не забывать о своих обязанностях, вовремя и качественно делать домашние задания.

Таким образом, учение является новой, серьезной, общественно значимой деятельностью, олицетворяя собой серьезный, социально важный и, следовательно, более взрослый образ жизни.

Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению . Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни, она обеспечивает переход к позиции школьника (А.Н.Леонтьев). Степень готовности к школьному обучению - это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка (Д.Б.Эльконин), которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность.

Приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к кардинальной перестройке всего образа жизни.

Новая внутренняя позиция школьника возникает к 7 годам. В широком смысле ее можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу»). Это отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней как к естественному и необходимому событию в жизни, когда ребенок не мыслит себя вне школы и понимает необходимость учения. Он проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий, предпочитая уроки грамоты и счета занятиям дошкольного типа (рисованию, пению и пр.). Ребенок отказывается от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения, когда предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома, положительно относится к дисциплине, предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки достижений (отметки) другим видам поощрения (сладостям, подаркам). Он признает авторитет учителя (Т.А.Нежнова).

Становление внутренней позиции школьника проходит в два этапа. На первом появляется положительное отношение к школе, но ориентация на содержательные моменты школьно-учебной деятельности отсутствует. Ребенок выделяет лишь внешнюю, формальную сторону, он хочет пойти в школу, но при этом сохранить дошкольный образ жизни. А на следующем этапе возникает ориентация на социальные, хотя и не собственно учебные аспекты деятельности. Полностью сформированная позиция школьника включает сочетание ориентации и на социальные, и на собственно учебные моменты школьной жизни, хотя такого уровня достигают лишь немногие дети к 7 годам.

Таким образом, внутренняя позиция школьника - это субъективное отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых. Эти отношения характеризуют социальную ситуацию развития с ее внешней стороны. Внутренняя позиция представляет собой центральное психологическое новообразование кризиса 7 лет.

В школе ребенок переходит к систематическому усвоению основ наук, научных понятий. Поэтому важный компонент готовности связан с развитием познавательной сферы ребенка. Подчеркнем, что знания сами по себе не выступают показателями готовности к обучению в школе. Значительно более важным является уровень развития познавательных процессов и познавательного отношения к окружающему. На какие же моменты следует обратить внимание? Прежде всего на способность ребенка к замещению, в частности к наглядно-пространственному моделированию (Л.А.Венгер). Замещение - это начало пути, который приводит к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, закрепленной в системе знаков: устной и письменной речи, математических символах, нотных записях и пр. Умение использовать образные заместители перестраивает психические процессы дошкольника, позволяя ему в умственном плане строить представления о предметах, явлениях и применять их при решении разнообразных умственных задач.

В отличие от дошкольника, школьник стоит перед необходимостью приобретать систему знаний по определенной программе, составленной в соответствии с требованиями самой науки, а не следовать только своим интересам, желаниям и потребностям.

Чтобы воспринять и запомнить учебный материал, ребенок должен поставить цель и подчинить ей свою деятельность (Л.И.Божович).

Следовательно, к концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы элементы произвольной памяти и умение наблюдать, умение произвольно воображать и управлять собственной речевой деятельностью.

Школьное обучение носит предметный характер. Поэтому к 7 годам ребенок должен уметь различать разные аспекты действительности, видеть в предмете стороны, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Это различение возможно в том случае, если у ребенка развито умение дифференцированно воспринимать объекты действительности, не только видеть их внешние признаки, но и понимать внутреннюю сущность; устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы, обобщать, анализировать и сравнивать.

Цель школьного обучения состоит в усвоении знаний. Поэтому успешность учебной деятельности обеспечивается также ярко выраженными познавательными интересами, привлекательностью для ребенка умственного труда.

В личностной сфере для школьного обучения наиболее значимы произвольность поведения, соподчинение мотивов, сформированность элементов волевого действия и волевых качеств. Произвольность поведения проявляется в разных областях, в частности в умении выполнять указания взрослого и действовать по правилам школьной жизни (например, следить за своим поведением на уроке и перемене, не шуметь, не отвлекаться, не мешать другим и пр.). За выполнением правил и их осознанием лежит система отношений между ребенком и взрослым. Произвольность поведения как раз и связана с превращением правил поведения во внутреннюю психологическую инстанцию (А.Н.Леонтьев), когда они выполняются без контроля взрослого. Кроме того, ребенок должен уметь ставить и достигать цель, преодолевая некоторые препятствия, проявляя дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность.

В сфере деятельности и общения к главным составляющим готовности к школьному обучению относятся формирование предпосылок учебной деятельности, когда ребенок принимает учебную задачу, понимает ее условность и условность правил, по которым она решается; регулирует собственную деятельность на основе самоконтроля и самооценки; осознает способы выполнения задания и проявляет умение учиться у взрослого.

Учебная задача отличается от практической, житейской результатом. При решении учебной задачи ребенок приходит к иному результату - изменениям в самом себе. А объектом учебной задачи выступает способ действия (Д.Б.Эльконин). Поэтому и решение ее направлено на освоение способов действий. Следовательно, чтобы успешно учиться, ребенок должен понимать условный смысл учебной задачи, осознавать, что задание выполняется не для того, чтобы получить практический результат, а чему-то научиться. Рассматривать материал задачи ребенок должен не как описание житейской ситуации, а как средство научиться общему способу решения задач вообще.

Как тут не вспомнить всем известного Буратино, который, выслушав задачу о том, что у него в кармане было два яблока, а некто взял у него одно, на вопрос: «Сколько осталось яблок?» ответил следующим образом: «Два. Я не отдам же некту яблоки, хоть он дерись!» Налицо непонимание условности учебного задания и подмена содержания задачи обыденной ситуацией.

Для того чтобы научиться решать учебные задачи, ребенок должен обращать внимание на способы выполнения действий. Он должен понимать, что приобретает знания для использования в будущей деятельности, «впрок».

Умение учиться у взрослого определяется внеситуативно-личностным, контекстным общением (Е.Е.Кравцова). Причем ребенок понимает позицию взрослого как учителя и условность его требований. Только такое отношение ко взрослому помогает ребенку принять и успешно решить учебную задачу.

Эффективность обучения ребенка-дошкольника зависит от формы его общения со взрослым. В ситуативно-деловой форме общения взрослый выступает как партнер по игре в любой, даже учебной ситуации. Поэтому дети не могут сосредоточиться на словах взрослого, принять и удержать его задачу. Дети легко отвлекаются, переключаются на посторонние задачи и почти не реагируют на замечания взрослого.

При внеситуативно-познавательной форме общения у ребенка обострена потребность в признании и уважении взрослого, которая при обучении проявляется в повышенной чувствительности к замечаниям. Детей привлекают только те задачи, которые получаются легко и вызывают одобрение взрослого. На порицание взрослого дети реагируют аффектами, обидами и отказом от деятельности.

При внеситуативно-личностном общении ярко проявляется внимание ко взрослому, умение слушать и понимать его слова. Дошкольники, хорошо владея вербальными средствами, сосредоточиваются на задаче, длительно удерживают ее, не переключаясь на посторонние предметы и действия, следуют инструкции. К поощрениям и порицаниям взрослого относятся адекватно. Порицания побуждают их изменить решение, искать более правильный способ решения задачи. Поощрения придают уверенность.

Предпосылки учебной деятельности, по данным А.П.Усовой, возникают только при специально организованном обучении, иначе у детей наблюдается своеобразная «необучаемость», когда они не могут выполнить инструкцию взрослого, проконтролировать и оценить свою деятельность.

Укажем центральные компоненты , которые составляют психологическую готовность к обучению в школе :

Новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

В познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

В личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

В сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.

Литература

Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорож-ца. - М., 1995. - С. 132-142.

Коломинский П.Я., Панько Е.А. . - М., 1988.

Книга "Психологическая готовность к школе" Гуткина Н.И. - результат многолетнего исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа. В книге подробно излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. Подробно раскрывается, что такое группа развития и как правильно ее вести. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и др., применяющиеся в группе развития.

В учебном пособии рассматриваются основные теоретические концепции и проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе, представлены различные аспекты психического здоровья школьников. Показана роль психологической поддержки семьи при поступлении ребенка в школу. Особое внимание уделяется рассмотрению компонентов психологической готовности.

Учебное пособие предназначено студентам факультета психологии, практическим психологам.

В методических указаниях по проведению психологического обследование детей-дошкольников на предмет определения готовности к школе представлены методики диагностики основных компонентов школьной зрелости ребенка. Особое внимание уделено методике составления психологического заключения по итогам обследования, а также даны некоторые рекомендации по повышению уровня готовности ребенка к обучению в школе.

Пособие "Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания" Сост. Ю.В. Филиппова предназначено для студентов 4-5 курсов факультета психологии, специализирующихся по "Педагогической психологии". Представленный материал направлен на подготовку студентов для выполнения практических занятий по курсу "Детская психодиагностика" в разделе "Методы диагностики школьной зрелости".

В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно – сосудистой, эндокринной, опорно – двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и в весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 – 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

Методика определения и критерии готовности детей к школе

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности.
Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.
«Психологическая готовность» — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венерг).
У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.
Когда речь идет о психологической готовности к школе, предполагают и интеллектуальную, эмоционально-этическую, волевую и мотивационную подготовленность ребенка.
Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться.
Волевая готовность — необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый.
Интеллектуальная готовность — многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.
Мною, как педагогом – психологом ДОУ, ежегодно проводится диагностика на определение уровня психологической готовности к школе детей подготовительных групп.
Рассмотрим подробнее используемые методики для диагностики.

Диагностика сформированности учебной мотивации

Очень важно, чтобы, вступая на порог школы, ребенок был готов к принятию новой единой социальной позиции – к положению школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, к новому образу жизни. Этот тип готовности называется личностным. Он выражается том, как ребенок относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе.
Если же ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии относительно высокого уровня интеллектуального развития он будет учиться очень неровно. Успехи налицо, если занятия вызывают у него непосредственный интерес. Но если – нет и надо выполнять учебные задания из чувства долга и ответственности, такой первоклассник делает его небрежно, наспех и хорошего результата, как правило, не достигает.
Сформированность «внутренней позиции школьника», а также развитие мотивационно – потребностной сферы выявляется в свободной беседе с использованием опросника Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной.
В ходе беседы можно определить наличие у ребенка познавательной и учебной мотивации, а также культурный уровень среды, в которой он растет.
В ходе беседы ребенку задают 11 вопросов. Считается, что у детей высокий уровень мотивационной готовности к обучению, если они объясняют свое желание учиться в школе тем, что «хотят быть умными», «много знать» и т.п. таких детей относят к 1-му уровню готовности. В игре в школу они предпочитают роль ученика, чтобы «выполнять задания», «отвечать на вопросы».
Ко 2 — му уровню готовности относят детей, также выражающих желание идти в школу, объясняемое, однако, внешними факторами: «в школе не спят днем», «Все пойдут, и я пойду». Такие дети обычно в играх предпочитают роль учителя.
К 3-му уровню относят дошкольников, демонстрирующих безразличие по отношению к этому вопросу: «не знаю», «если родители поведут, пойду» и т.п.
К 4-му уровню готовности относят детей, активно не желающие идти в школу.
В итоге, в нашем ДОУ из 61 обследованного дошкольника показывают 1-ый уровень сформированности внутренней позиции школьника 32 ребенка (52%); 2-ой уровень – 22 ребенка (36%); 3-ий уровень – 4 ребенка (7%); 4- уровень -3 ребенка (5%).
Вопросы для экспериментальной беседы
1. Ты хочешь идти в школу? Почему?
2. Ты хочешь еще на один год остаться в детском саду?
3. Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду? Почему?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Работу, которая у тебе не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь ее?
8. Тебе нравятся школьные принадлежности?
9. Если тебе дома разрешат пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, устроит тебя это? Почему?
10. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем? Почему?
11. В игре в школу что бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему?

Для ориентировочной оценки уровня школьной зрелости, психического развития ребенка, его глазомере и способности к подражанию, а также о выраженности тонких двигательных координаций использовался тест Керна — Ирасека.
Школьно — зрелые – 45 дошкольников (74 %)
средне – зрелые – 16 дошкольников (26 %),
незрелые – 0 детей (0%).

Интеллектуальная готовность. Определение умственной работоспособности.

Важным критерием определения уровня школьной зрелости детей являются представления об умственной работоспособности и ее динамике в процессе обучении. При изучении умственной работоспособности использовались фигурные таблицы по методике, разработанной в НИИ физиологии детей с целью определения уровня переключения и распределения внимания. Необходимо было в конкретной фигуре поставить заданный знак (в треугольнике – минус, в кружке – плюс, в квадрате — галочку, в ромбе — точку). Результаты оказались следующими: высокий уровень переключения и распределения внимания — 10%, 73 % — средний уровень, 17 % — низкий.

Уровень зрительного восприятия детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого текста, уровень зрительного самоконтроля. При проведении теста выявлялось знание геометрических фигур ребенком.
Ребенку показывалась таблица со схематическим изображением предмета. Инструкция: «Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?»

Оценка результатов
Задание считается выполненным, оценивается знаком +, если ребенок правильно нашел и назвал все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или допустил 1-2 ошибки – 1-й уровень.
Задание считается выполненным, оценивается знаком +, если ребенок допустил 3-4 ошибки – 2- й уровень.
Задание считается невыполненным, оценивается знаком -, если ребенок допустил 5 ошибок и более.

Слуховое восприятие

Выявить уровень слухового восприятия — выявить поминание ребенком на слух читаемого и диктуемого текста.
Задание. Ребенку диктуется предложение: «Сережа встал, умылся, позавтракал, взял портфель и пошел в школу». После этого его спрашивают о порядке действий Сережи.
Оценка результатов.
Безошибочные ответы оцениваются знаком + — 1-й уровень. Если ребенок допустил 1-3 ошибки, ответ оценивается знаком + — 2-й уровень, более 3х ошибок – тест считается невыполненным и оценивается знаком — — 3-й уровень.
Итого:
Зрительное восприятие
высокий уровень – 48 детей – 79%
средний уровень – 10 детей – 16%
низкий уровень – 3 ребенка – 5% Слуховое восприятие
высокий уровень – 42 ребенка– 69%
средний уровень – 17 детей – 28%
низкий уровень – 2 ребенка – 3%

Исследование памяти

Кратковременная речевая память
Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке». Слова для запоминания:
1. Кот, блеск, миг, крем, бур, гусь, ночь, торт, луч, хлеб.

Кратковременная зрительная память

Инструкция: «А здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у тебя заберу эти картинки, а ты мне назовешь все, что запомнилось, в любом порядке». Время предъявления картинок- 25–30 секунд.

Результаты оказались следующими:
Кратковременная зрительная память
высокий уровень – 14 детей – 23%
средний уровень – 45 детей – 74%
низкий уровень – 2 ребенка – 3% Кратковременная речевая память
высокий уровень – 1 ребенок– 1%
средний уровень – 55 детей – 91%
низкий уровень – 5 детей – 8%

Исследование мышления

Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации. При проведении теста «Положи последовательно и составь рассказ» выявлялся уровень понимания главного в картине, способность к установлению причинно — следственных связей и взаимозависимостей. Рассказ по серии картинок характеризует речь ребенка (произношение, словарный запас, грамматический строй предложения).
Таким образом, подводя итоги психологической диагностики, результаты оказались следующими:
Высокий уровень готовности к школе показали 30 дошкольников(49%)
Средний уровень готовности к школе – 28 дошкольников (46 %)
Низкий уровень готовности к школе – 3 дошкольника (5 %).

Данное обследование проводится в два этапа (в начале учебного года и в конце). После всесторонней обработки результаты обследования ребенка заносятся в бланк регистрации индивидуальных результатов. С детьми, показавшие в начале учебного года слабые результаты, намечается коррекционная работа в течение года. Она может проводиться как индивидуально, так и в больших и малых группах.
Анализируя эффективность выполнения тестовых заданий, следует учитывать не только уровень актуальных достижений ребенка (то, что он знает и умеет на сегодняшний день), но также и то, что ребенок может достичь с помощью взрослого. Расхождение между уровнем актуального развития, который определяется с помощью самостоятельно решаемых задач, и уровнем, который достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым, определяет его «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский).

Литература:
1. Айзман Р.И, Г.Н. Жарова. Подготовка ребенка к школе. – М., 1991.
2. Бабкина Н. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов корреционно – развивающего обучения.- М.: Айрис –пресс, 2006.
3. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифферециации. – М.: Новая школа, 1994.
4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого –педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для психологов, педагогов и родителей. – М., 2001.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна из сложнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна из сложнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальной школы.

В настоящее время задача подготовки детей к обучению в школе является достаточно актуальной и выходит на одно из первых мест в диагностической практике психологической науки. В рамках этой проблемы идет решение задач развития личности детей, познавательной сферы, повышение эффективности их обучения. Данная проблема разрабатывается в современной зарубежной и отечественной науке (А. Анастази, С. Урбина, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Т.Д. Марцинковская, А.Л. Венгер, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, А.В. Запорожец). Она возникла несколько десятилетий назад в связи с изменением (снижением) сроков систематического обучения и включала решение вопроса оптимального возраста начала обучения. Ответ на вопрос, в каком возрасте необходимо начать обучение, когда и при каком состоянии этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии и отрицательно сказываться на здоровье – связан с решением вопроса о содержании данного явления, определением его структуры и критериев диагностирования.

Готов ли ребенок к школе? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Для одних взрослых это умение читать, писать, и считать (таких, пожалуй, большинство); для других – способность сосредоточиться на определенном деле и выполнить его по инструкции; для третьих – большой запас сведений и знаний по принципу «все обо всем» (чем более разнообразны эти знания, тем лучше); для четвертых – умение выполнять все требования взрослых. И каждый будет по-своему прав, так как четкого определения понятия «готовности» в современной психологии не существует.

Существуют различные подходы, в рамках которых предлагались различные способы определения готовности ребенка к обучению в школе. Одни указывали на достаточность критерия достижения детьми определенной степени морфологического развития, другие связывали готовность с умственным развитием, третьи считали непременным условием определенный уровень психического и, прежде всего, личностного развития.

Проблема изучения готовности возникает на рубеже возрастов при переходе из дошкольного возраста в младший школьный возраст. Спецификой данного периода является смена ведущего вида деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игры на учебную деятельность, которая будет осваиваться, и обуславливать развитие в младшем школьном возрасте.

Исследователи проблемы готовности детей к школе Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломенский, Г.Г. Кравцов, В.С. Мухина, и другие, подчеркивают, что готовность к школе – это многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Готовность – это определенный уровень психологического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность, умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками, подчиняться школьным правилам, успешность освоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Требование, предъявляемые ребенку школой, связаны, как показывают исследования психологов (Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.), с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является постоянным, а изменяется и обогащается. Высокий уровень современной науки и техники, развития нашего общества, диктуют изменения в содержании и методах школьного обучения.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Очень важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным. Однако готовность к школе не сводится только к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к новым условиям жизнедеятельности.

Мотивационная готовность. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, то есть мотивация к обучению. Должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».

Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующую самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка безусловно должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.

Эмоционально-волевая готовность . У дошкольников должны быть сформированы эмоционально-волевые усилия. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы - внимание, память . Недостаточное волевое развитие у дошкольников на последующих этапах онтогенеза может лежать в основе такого явления, как «отход от школы», стремление вернуться назад в детский сад, тормозить формирование личности младшего школьника (например, такого личностного новообразования, как произвольность), воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье, - успешен в школе.

Социальная готовность. С оциальная зрелость – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Такому ребенку нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности. Когда ребенок попадает в школе в ситуацию дезадаптации, не комфорта и не успеха, то ответственны в этом родители.

Интеллектуальная готовность . И самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал вместе с классом.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребенка, каких то отдельных сформированных знаний или умений (например, чтение), хотя, конечно определенные навыки у ребенка должны быть. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Однако, главное – это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которая и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, писать, то есть переводит во внутренний план.

Интеллектуальная готовность - это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу.

Основным новообразованием дошкольного детства считается умение играть в ролевые, сюжетные, и что самое важное для школы – в игры с правилами. Он моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации: в одних лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную кооперативную деятельность с другими детьми и взрослыми. Все сензитивные периоды развития дошкольника постигают разнообразие социальных связей. Поэтому важнейшей предпосылкой готовности к школе является исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае нагрузка начальной школы может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов у ребенка (капризности, плаксивости, страха перед учениками и перед учительницей, и даже отказ ходить в школу).

Список использованной литературы:

  1. Безруких М.М. Портрет будущего первоклассника // Дошкольное воспитание. – 2003. - №2. – С 47-51.
  2. Волкова – Гаспарова Е.Н. Ребенок идет в школу // Дошкольное воспитание. – 2006. - №10. – С 23-26.
  3. Голикова Н.Т. Формирование мотивационной готовности к школе // Дошкольное воспитание. – 2004. - №4. – С 42-28.
  4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – 152с.
  5. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994. – 192с.
  6. Новикова Н.А. Психологическая готовность к школе // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. – С 95-100.



gastroguru © 2017