Выбор читателей
Популярные статьи
Для выявления неисправности электродвигателя в домашних условиях за неимением дорогостоящего профессионального оборудования ничего не остается, как прозвонить электродвигатель мультиметром. С его помощью можно определить большинство поломок, и вам не придется привлекать специалиста. Итак, что нужно сделать?
Перед тем, как проводить диагностику, следует:
Асинхронный , коллекторный, однофазный и трехфазный двигатели прозваниваются по одной и той же методике, небольшая разница в конструкции особой роли не играет, но есть нюансы, которые необходимо учитывать.
Самые частые неисправности можно поделить на два вида:
Для начала рассмотрим, как прозвонить 3-фазный электродвигатель мультиметром. Он имеет три катушки, соединенные по схеме «треугольник» или «звезда». На его работоспособность влияют надежность контактов, качество изоляции и правильная намотка.
Необходимо помнить, что при измерении сопротивления изоляции с помощью мультиметра показания будут выше допустимых, так как ЭДС прибора не превышает 9в. Двигатель же работает при 220 или 380в. По закону Ома значение сопротивления зависит от напряжения, поэтому делайте скидку на разницу.
Затем проверьте короткозамкнутые витки. При соединении «треугольником» показателем неисправности будет большее значение в концах А1 и А3. При соединении «звездой» прибор показывает завышенное значение в цепи А3.
Зная, как прозвонить асинхронный электродвигатель мультиметром, вы сэкономите время и деньги, так как, возможно, выявятся только мелкие неисправности, которые вы легко устраните самостоятельно. Для более серьезной и детальной диагностики требуются другие приборы, которые редко используются в быту по причине дороговизны. Если вы не смогли найти повреждения с помощью мультиметра, обратитесь к специалисту.
Теперь перейдем к вышеупомянутым нюансам, ведь двигатели бывают разных видов. Как прозвонить коллекторный электродвигатель мультиметром? Схема его проверки выглядит следующим образом:
Межвитковое замыкание определяется только специальным прибором. Существует способ измерения сопротивления якоря. Снимите с него щетки и подведите к пластинам напряжение до 6в, измерьте падение напряжения между ними.
Для проверки однофазного двигателя прозвоните рабочую и пусковую обмотки. Сопротивление первой должно быть в полтора раза ниже, чем второй.
Для примера возьмем однофазный мотор с тремя выводами, использующийся в стиральных машинах (чаще старого образца). Если между концами очень большое сопротивление, значит катушки соединены последовательно. Остается найти среднюю точку и таким образом определить концы каждой из них в отдельности.
Поскольку электродвигатели встречаются в каждом доме в бытовых приборах – это и холодильник, и пылесос, и многое другое – и они периодически ломаются, знать, как проверить однофазный электродвигатель мультиметром, просто необходимо. Если поломка не слишком серьезная, нести прибор в ремонтную мастерскую нецелесообразно. И у вас появится возможность набраться опыта и получить навыки, работая с двигателями разных типов и модификаций.
Проверка электродвигателя производится с тестером в руках. Обычно для этого прозваниваются все контакты, производится замер величины сопротивлений. Зная немного о внутреннем устройстве коллекторных и асинхронных двигателей можно сказать обычно, что именно сломалось. Очень часто отказывает система защиты. Особенно это касается бытовых приборов. Прежде чем проверить двигатель мясорубки, просто подождите какое-то время. В некоторых моделях стоят температурные реле, которые не позволят прибору включиться, пока мотор не остынет. Сегодня мы говорим о том, как проверить электродвигатель.
Разумеется, нужно иметь под рукой набор отвёрток с различными битами. Современный производитель всячески защищает свои изделия. Будь то тостер, фен или мультиварка, для вскрытия корпуса понадобится наверняка не один размер и даже тип насадок. Используются обычные шурупы под крест, TORX, звёздочку и многие другие. Часть из них не является стандартной, но при некотором терпении правильная головка может быть найдена. Очень хорошо иметь под рукой несколько наборов бит самой разной конфигурации. Такой инструмент наверняка понадобится.
Что касается прочего, то большинство двигателей само по себе не имеет каких-либо изысков в конструкции крепежа. Обычно головки выполнены под шестигранники, кресты или шлицы. Что касается щёток коллекторных электродвигателей, то замена производится при помощи подручного инструмента. В некоторых случаях понадобится терпение.
Если речь идёт о мясорубке или пылесосе, то двигатель внутри стоит коллекторный. Это значит, что на валу его стоит секционный барабан для коммутации обмоток ротора, поверх которого скользит токосъёмник. Это выглядит как цилиндр медного цвета, боковина которого разбита на прямоугольники. Обычно в комплекте к бытовому прибору идут запасные графитовые щётки. А обслуживание такого электродвигателя сводится к их замене, а также периодической чистке медного барабана. Если между секциями набьётся графит, то не только искрение усиливается, но и возможно возникновение замыкания между соседними обмотками.
Коллекторные электродвигатели используются по причине большого крутящего момента на старте. Кроме того скорость их легко регулируется изменением угла отсечки. Если требуется два резко различающихся режима, то это обеспечивается разными обмотками статора. При отжиме электродвигатель начинает работать на полную. Вот почему такие специфичные моторы могут существенно отличаться от типовых. К примеру, говорят, что у коллекторного двигателя обычно всего два контакта. Поскольку ток идёт непрерывно по всем обмоткам.
На практике же не только у двигателя стиральной машины два варианта включения, управляемые специальным реле (резкое изменение скорости работы при одном и том же питающем напряжении), но и имеются выводы тахометра. Это датчик, который измеряет обороты вала, чтобы корректировать угол отсечки тока. Кроме того коллекторные двигатели часто снабжаются схемами гашения искр и подстройки скорости при изменение нагрузки на вал:
Теперь о том, как навскидку понять, находится перед тобой прибор с коллекторным или асинхронным двигателем. Как уже можно было догадаться, первые очень сильно шумят. Хотя если брать блендер, то это не так сильно заметно. Коллекторные двигатели обычно применяются там, где на старте имеется большая нагрузка. То есть, погрузили блендер, включаем. Возникает сопротивление вращению вала, которое нужно как-то преодолеть. Если бы использовался асинхронный двигатель, то пришлось бы значительно усложнить его конструкцию, за счёт чего сильно пострадали бы массо-габаритные характеристики. Вот почему в основном в бытовой технике двигатели коллекторные.
Это касается даже мощных кухонных вытяжек. Хотя в простейших моделях стоят все-таки асинхронные двигатели с одной обмоткой. Ещё этот тип можно встретить в вентиляторах. Наконец, в компьютерной технике часто присутствуют двигатели постоянного тока. Язык не поворачивается назвать их асинхронными, хотя по принципу действия они схожи. Лопасть настолько лёгкая, что индукции, наведённой постоянными магнитами, хватает для вращения. Старт происходит от случайных турбулентностей воздуха. На Ютуб можно посмотреть видео, где поле катушек заменено постоянными магнитами, и вентилятор (!) все равно крутится. В таких двигателях неисправность можно отследить прозвонкой всех обмоток, больше здесь ломаться нечему.
Итак, выводы:
Как только определён тип двигателя, можно начинать определение количества фаз. Кстати, асинхронные двигатели промышленного типа часто выполняются в ребристых мощных цилиндрических корпусах. Это тоже ключевой признак. Щётки очень хрупкие, поэтому коллекторные двигатели стараются здесь не применять. Что касается асинхронных, то медь не боится (в отличие от графита) тряски, поэтому заводы оснащаются преимущественно ими. А чтобы поднять крутящий момент на старте и улучшить некоторые другие характеристики, используются специальные конструктивные решения. Например, обмотка ротора может выполняться в два слоя. Нижний работает только на старте, пока токи индукции низкой частоты. А как только вал раскрутился вспомогательный слой выключается из процесса работы. Разумеется, то же самое происходит при снижении оборотов.
Вот почему массивный стальной корпус обычно указывает на то, что двигатель асинхронный. Подумайте сами: вся эта пыль в цеху негативно бы сказывалась на качестве контакта щёток с поверхностью. И хотя в пылесосах воздушный поток тут же используется для охлаждения обмоток, не забывайте про то, что производится тщательная фильтрация. Если брать лучшие модели Дайсон, то там качество очистки таково, что ступени HEPA можно не менять на всем протяжении эксплуатации. А здесь речь идёт уже о частицах размером порядка 5 микрон. Выводы делайте сами – если уж коллекторный двигатель и применяется в неблагоприятных условиях, то осуществляются специальные меры.
Вы спросите, почему бы не отгородить щётки вовсе от помещения? Дело в том, что при работе оборудования выделяется много тепла. Вот почему требуется принудительное охлаждение. В противном случае определить, что сломалось, было бы чрезвычайно просто – постоянно выходили бы из строя схемы защиты от перегрева. То есть реле и термопредохранители. Либо же горят обмотки. Обратите внимание, что на этот счёт многое может сказать инструкция. Поэтому определить, что сломалось, бывает достаточно просто.
Если брать мясорубки, то нам очень нравится приводить примеры из продукции польской фирмы Зелмер. Где в модельном ряду удорожание ведётся по признаку защищённости. Например:
Если наши читатели рассчитывали в этом обзоре найти подробную инструкцию, как проверить якорь электродвигателя в домашних условиях, то, наверное, кто-то из них огорчён. Мы же считаем, что гораздо важнее понять, где именно искать неисправность. Можно с пеной у рта пытаться понять, как проверить двигатель стиральной машины, и при этом не обратить внимание на то, что отказал прессостат. И его показания попросту не дают оборудованию запуститься. Аналогично – перед тем, как проверить двигатель холодильника, ознакомьтесь хотя бы приближённо с устройством пускозащитного реле, которое отвечает за правильную коммутацию обмоток на старте и после разгона вала. Что касается вопросов прозвонки, то дело это недолгое. Гораздо более простое, нежели намотать хотя бы одну секцию на ротор коллекторного двигателя болгарки.
Статьи по теме: | |
Дополнительная образовательная программа - дс дельфин
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение... Брак: условия заключения брака, права и обязанности супругов
В последние несколько лет все больше становится популярным так... Складской учет Ведение складского учета в 1с 8
1С: Бухгалтерия 8.2. Понятный самоучитель для начинающих Гладкий Алексей... |